Значение мария клеопова в православной энциклопедии древо. Св

МАРИЯ КЛЕОПОВА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (I в.), мироносица, праведная.

По преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу или Алфея, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы .

Мария Клеопова - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.

Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56 ; Мк. 15, 40 ; Лк. 24, 4 -11; Ин. 19, 25).

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1129.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6721.htm

Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.

Библейская Энциклопедия Брокгауза. Ринекер Ф., Майер Г.

Упомянута в числе присутствовавших при распятии (Ин 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы - Библейская энциклопедия Брокгауза.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАРИЯ КЛЕОПОВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРИЯ КЛЕОПОВА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 27:56, Мк 15:40, Лк 24:4-11, Ин 19:25) - жена Клеопы или Алфея, сестра Матери Господа, мать Иакова меньшого и …
  • МАРИЯ в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - ассоциируется с именем …
  • МАРИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в биографиях Монархов:
    Королгва Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в Лексиконе секса:
    (богородица, богоматерь, дева Мария, Мадонна), в христианской мифологии мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая (ср. : партеногенез). Образ …
  • МАРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Богородица Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ СЕСТРА ЛАЗАРЯ
    см. Марфа и …
  • МАРИЯ СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученица, пострадавшая в III в.; память 6 июня: 2) преподобная, племянница преп. Авраамия затворника, жила в …
  • МАРИЯ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от еврейского Мариам — "высокая", "превосходная", "славная") — имя мног. святых, государынь и принцесс, общеупотребительное у всех христианских …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ФИЛИППА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1505-1558), дочь Филиппа I Красивого и Иоанны Безумной, в 1522 г. вышла замуж за Людовика II Венгерского, овдовела …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ЛЮДОВИКА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1370-1395), дочь короля Людовика I (см. соотв. …
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Тюдор - англ. королева (1553 - 58), дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, род. в 1515 г. С 2-летнего …
  • МАРИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словарике:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА НАГАЯ (?-1612), седьмая жена Ивана IV (с 1581). В 1584 выслана с сыном Дмитрием в Углич, после его …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА (София-Доротея-Августа-Луиза) (1759-1828), принцесса Вюртембергская, жена (с 1776) рос. имп. Павла I. Создала ряд благотворит. и воспитат. (гл. обр. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I ТЮДОР (Маrу I Tudor) (1516-58), англ. королева с 1553. Восстановив католицизм, жестоко преследовала сторонников Реформации (прозвища - Мария …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ТЕРЕЗИЯ (Maria Theresia) (1717-80), австр. эрцгерцогиня с 1740, из династии Габсбургов. Утвердила свои права на владения Габсбургов в войне …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart) (1542-87), шотл. королева в 1542 (фактически с 1561) - 1567; претендовала также на англ. престол. Восст. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ МАГДАЛИНА, в христианстве раскаявшаяся грешница, одна из жён-мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христ. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ КРИСТИНА (Maria Cristina) Старшая (1806-78), жена исп. короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833-40 (при Изабелле …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (6 в.), христ. святая. По преданию, в молодости была блудницей; присоединившись к паломникам, к-рые шли в Иерусалим, обратилась …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette) (1755-93), франц. королева, жена (с 1770) Людовика XVI. Дочь австр. императора. С нач. Франц. рев-ции вдохновительница контррев. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ II да Глория (Maria II da Gloria) (1819-53), королева Португалии в 1826-28 и с 1834, из династии Браганса. Правление …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I (Maria I) (1734-1816), королева Португалии с 1777, из династии Браганса; с 1792, в связи с психич. заболеванием М. …

Загадочная - потому что слишком противоречивые мнения о ней у восточной и западной церквей, святых отцов, историков разных веков, современных людей. Постараюсь здесь как-то упорядочить всё, что мне удалось узнать о моей небесной покровительнице. Надеюсь, святая Мария отнесётся к этой попытке благосклонно. Мне было интересно следовать за ней через времена и страны. Сначала - из Галилеи в Иерусалим, затем - из Иерусалима в Константинополь. Затем - самая грустная часть пути - из Константинополя в Стамбул. Теперь на горизонте замаячил маленький греческий монастырь, в который, быть может, я соберусь когда-нибудь съездить.

Итак, рассказ о святой Марии Клеоповой, мироносице, сестре Матери Божией.
Её память православная церковь совершает 23 мая (ст.ст.) / 5 июня (н.ст.), а также в неделю святых жён-мироносиц - на пятнадцатый день (третье воскресенье) после Пасхи. Жёны-мироносицы - первые христианки, первые вестницы Воскресения, апостолы для апостолов.
Евангелисты упоминают женщин, которых исцелил от злых духов и болезней Господь Иисус Христос, и которые следовали за Ним во время Его проповеди и служили Ему "имением своим". Вместе с Господом и Его учениками они пришли в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Когда Христа схватили и приговорили к смерти, а ученики разбежались в страхе, женщины не оставили Его, сопровождали до места казни, были свидетельницами Его распятия, смерти, погребения.
Ранним утром воскресного дня, взяв приготовленные благовония (миро), несколько женщин пошли ко гробу Господа, чтобы по восточному обычаю умастить тело умершего. Они нашли гроб пустым и встретили ангела, который посоветовал им не искать Живого среди мертвых. А потом сам Господь Иисус явился им и приветствовал их: "Радуйтесь!" И велел им идти к ученикам и рассказать о Воскресении, и о том, что скоро увидят Его. "Скрыл от мудрых и разумных" и открыл слабым женщинам, за их верность и любовь, за то, что оказались сильнее мужчин - за это им дано было первыми узнать, первыми обрадоваться, первыми возвестить удивительную новость: "Христос воскрес!"

По именам известны семь жён-мироносиц, хотя вполне вероятно, что их было больше. Самая знаменитая - святая равноапостольная Мария Магдалина. Сёстры Лазаря Четверодневного - Мария и Марфа, в доме которых Господь часто гостил. Саломия - мать братьев-апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Иоанна - жена Хузы, домоправителя Ирода, благодаря которой была сохранена великая святыня - глава Иоанна Предтечи. Сусанна (по-еврейски "лилия"), упомянутая только евангелистом Лукой. И Мария Клеопова.

Евангелист Иоанн свидетельствует: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина" (Ин.19:25). Из-за этих-то слов и ведутся споры: что за сестра такая у Божией Матери, что означает "Клеопова" - дочь или жена Клеопы, и вообще о трёх или четырёх женщинах здесь идёт речь?

Чтобы как-то объяснить наличие сестры у Пресвятой Богородицы - единственного, вымоленного ребёнка престарелых родителей, - в западной и восточной церквях появились две разные, но одинаково странные теории. Насколько я поняла, на предании ни та, ни другая версии не основаны, а сконструированы "из головы". Католики считали, что святая Анна трижды была замужем и родила трёх дочерей от разных отцов: Пресвятую Деву Марию, Марию Саломию (упомянутую выше одну из жён-мироносиц) и Марию Клеопову. Есть даже картины средневековых европейских художников под названием "Святая родня", изображающие святую Анну, её дочерей, зятьёв и внуков. Впрочем позднее от этой версии, кажется, отказались из-за её явной сомнительности.
В восточной церкви попытались решить проблему по-другому, но похожим образом, предположив, что Мария Клеопова была сестрой Богородицы не по матери, а по отцу - святому Иоакиму. Якобы до женитьбы на святой Анне Иоаким взял в жёны вдову своего умершего бездетным брата Клеопы (так предписывал закон Моисея). Родившаяся в этом браке дочь Мария считалась дочерью Клеопы (по тому же закону) и звалась Клеоповой. Занятная теория, но видимо тоже придуманная и не основанная на сколько-нибудь близком к апостольским временам свидетельстве.

Между тем, чтобы разобраться, кем была Мария Клеопова, неплохо бы узнать побольше о самом Клеопе, к которому она явно имеет отношение. Человек с таким именем упоминается в Священном Писании, в рассказе евангелиста Луки о явлении воскресшего Христа двум ученикам на пути в Эммаус (Лк.24:13-35). Одним из этих учеников и был Клеопа. В древнейших дошедших до нас мартирологах, списках мучеников, есть святой Клеопа - убитый иудеями за свидетельство о Христе. Историк II века Егезипп, современник людей, непосредственно знавших самих апостолов, пишет, что Клеопа был младшим братом святого Иосифа - обручника Девы Марии.

Именно в этом смысле - как жёны двух родных братьев, живших, вполне возможно, одним домом - Пресвятая Богородица и Мария Клеопова считались сёстрами. Апостолу Иоанну, названому сыну Божией Матери, заботившемуся о Ней всё время Её земной жизни после Воскресения и Вознесения Христова, было по-видимому важно подчеркнуть сестринские отношения этих двух женщин. А уточнением "Клеопова" он достаточно определённо (увы - только для своего времени) пояснил, кого имеет в виду.

Рискну предположить, что из трёх женщин, упомянутых евангелистом Иоанном, Мария Клеопова подошла к самому кресту не только, чтобы попрощаться с Господом и Учителем, но и чтобы не оставлять и поддержать Божию Матерь, свою названую сестру.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука также говорят о Марии Клеоповой, но называют её Марией Иаковлевой, Марией матерью Иакова малого и Иосии, другой Марией. По смыслу рассказа понятно, что речь идёт о той же самой женщине: она стоит у креста рядом с Марией Магдалиной. Вместе же они присутствуют и при погребении Христа, а потом ранним воскресным утром направляются с ароматами к гробнице. Судя по этому имени, у Марии Клеоповой было по крайней мере двое сыновей: Иаков и Иосия.

Дальше - больше. По свидетельству историка Егезиппа после смерти Иакова Праведного - первого епископа Иерусалима, епископом становится Симеон сын Клеопы (то есть ещё один, третий сын Марии Клеоповой). Иакова Праведного и его брата Иуду (оба - авторы посланий, включенных в состав Нового Завета) называли "братьями Господними". Всего же братьев было четверо, их имена перечисляются в евангелии: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.13:55, Мк.6:3). Православная церковь считает, что они - сыновья Иосифа-обручника от первого брака. Но в таком случае получается, что у двух родных братьев Иосифа и Клеопы - у каждого - были сыновья с одинаковыми именами: Иаков, Иосия, Симон (Симеон), - что маловероятно. Чем удваивать количество "одноименных" родственников в семье, логичнее предположить, что "братья Господни" это не сыновья Иосифа, а сыновья Клеопы и его жены Марии Клеоповой. Такой точки зрения придерживается католическая церковь. Также эту версию достаточно убедительно обосновывает профессор А.П. Лебедев в своей книге "Братья Господни". Наконец возможно, что евангелисты перечисляют впремежку и сыновей Иосифа, и сыновей Клеопы, которых жители Галилеи считали соответственно "родными" и "двоюродными" братьями Христа.

Насколько спорен вопрос с детьми Марии Клеоповой, настолько же спорным мне кажется утверждение, которое приводится почти в каждой статье о ней в русскоязычном интернете. А именно - что она дочь Иосифа-обручника, выданная замуж за своего дядю Клеопу. Неужели закон Моисея допускал брак при столь близком родстве? Святитель Димитрий Ростовский, приводя эти сведения в житии святого Иосифа, ссылается на византийского историка XI века Георгия Кедрина. Но между I и XI веками тысяча лет. Понятно, что письменные источники, бывшие в распоряжении византийского хрониста, до наших дней могли не сохраниться. Но хотелось бы хоть какое-то промежуточное звено, упоминание хотя бы V века о том, что Мария Клеопова - дочь Иосифа.

При этом на греческих сайтах - в синаксарях и просто статьях о Марии Клеоповой - её родство с Иосифом-обручником не только не утверждается, но даже в качестве версии не упоминается. Правда, на некоторых греческих ресурсах в рамках теории о том, что Мария Клеопова - дочь Иоакима, приводится цитата из Симеона Метафраста, византийского историка X века: αδελφή της Μητρός του Κυρίου, θυγάτηρ Ιωσήφ, "сестра Матери Господа, дочь Иосифа", но тут же уточняется, что это случайная ошибка и Метафраст вероятно хотел написать "дочь Иоакима".

Вот такая загадочная особа - Мария Клеопова. Но все эти версии о ней, противоречия и споры - легко можно отбросить. Апостол Иоанн не где-нибудь, а в рассказе о распятии, посчитал нужным не только упомянуть её, но назвать сестрою Богородицы. Значит сестрою она и была - не по крови, так по духу, по сердцу. А ещё она - жена и мать мучеников. Сама же, как написано в греческом синаксаре: κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, "упокоилась с миром".

Только у святых история, даже земная, на этом не кончается.

Свя-тая Ма-рия Клео-по-ва, ми-ро-но-си-ца, по пре-да-нию Церк-ви бы-ла до-че-рью пра-вед-но-го Иоси-фа, Об-руч-ни-ка Пре-свя-той Де-вы Ма-рии (па-мять 26 де-каб-ря), от пер-во-го бра-ка и бы-ла еще со-всем юной, ко-гда Пре-свя-тая Де-ва Ма-рия бы-ла об-ру-че-на пра-вед-но-му Иоси-фу и вве-де-на в его дом. Свя-тая Де-ва Ма-рия жи-ла вме-сте с до-че-рью пра-вед-но-го Иоси-фа, и они по-дру-жи-лись как сест-ры. Пра-вед-ный Иосиф по воз-вра-ще-нии со Спа-си-те-лем и Бо-жи-ей Ма-те-рью из Егип-та в На-за-рет вы-дал за-муж дочь за сво-е-го мень-ше-го бра-та Клеопу, по-это-му она име-ну-ет-ся Ма-ри-ею Клео-по-вою, т. е. же-ной Клео-пы. Бла-го-сло-вен-ным пло-дом то-го бра-ка был свя-щен-но-му-че-ник Си-ме-он, апо-стол от 70-ти, срод-ник Гос-по-день, вто-рой епи-скоп Иеру-са-лим-ской Церк-ви (па-мять 27 ап-ре-ля). Па-мять свя-той Ма-рии Клео-по-вой празд-ну-ет-ся так-же в Неде-лю 3-ю по Па-схе, свя-тых жен-ми-ро-но-сиц.

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ

Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные .

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.

Мария Магдалина

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее.


По Преданию, Мария Магдалина была молода, красива и вела грешную жизнь. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8:2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.


Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Любовь оказалась крепче страха и смерти.

Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27:61; Мк. 15:47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23:56).

Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Святая Мария Клеопова

Святая Мария Клеопова - одна из жен-мироносиц, упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 19:25).

По преданию Церкви, она была женой Клеопы и дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака. Святая Дева Мария жила вместе с ней, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф, по возвращении святого семейства из Египта в Назарет, выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы, того самого, который встретил Иисуса по дороге в Еммаус.

Мария Клеопова - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Мф. 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.

Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время страданий Господа и при Его погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услыхала радостную весть от ангела о воскресении Господа. Когда Иисуса переносили в гробницу, она вместе с Марией Магдалиной сидела напротив входа, пока их не прогоняют римские стражники, посланные Пилатом.

Святая Иоанна Мироносица


Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, по приказу которого отсекли главу Иоанна Предтеча, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Саломия


Саломия Мироносица - родом из Галилеи, жена рыбака Заведея, мать апостолов Иакова и Иоанна.

Когда они последовали за Христом, Саломия присоединилась к обществу жен, которые служили Ему. Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, к Нему приступила Саломия с своими двумя сыновьями и просила обещать им особенную милость. Христос спросил, чего они желают; Саломия просила, чтобы в царстве своем Он посадил одного из них по правую руку, а другого по левую. Прочие апостолы стали негодовать, но Христос разъяснил им истинное значение царства небесного, совершенно отличного от царств мира сего (Мф. 20:20-28; Mк. 10:35-45).

О Саломии известно еще, что она присутствовала при распятии и погребении Спасителя и была в числе мироносиц, которые рано утром приходили к гробу, чтобы помазать тело Господа, узнали от ангела о воскресении Спасителя и после явления Христа Марии Магдалине прежде других удостоились видеть воскресшего Господа (Мф. 28:8-10; Мк. 16:1).

О празднике

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства . Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:2-4) .

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц.

Мария Клеопова

Мария Клеопова была дочерью Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Она была выдана замуж за младшего брата Иосифа – Клеопу. Когда она была еще девицей, Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви святой евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (см.: Ин. 19, 25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика Своего Пресвятой Богородице.

Святая Церковь вспоминает имя святой Марии Клеоповой в третью Неделю по Пасхе.

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

МАРИЯ МАРИЯ, М а р и а м (греч. Mccptcc или Mapidu. как передача арам. тагуат из евр. miryam - то же имя, что у Мариам Пророчицы, сестры Моисея и Аарона), Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Матерь Божья, Мадонна (итал. madonna, сокращенное от mia donna «моя госножа»; срв. франц. Notre Dame, англ. Our Lady),

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Мария Во времена царя Ирода в Иерусалиме жил праведный муж по имени Иаков. Его жену звали Анна. Счастливые во всём, они имели только один повод для печали: Бог не дал им детей. Однажды, гуляя по саду, Анна увидела воробья, хлопотавшего над своим гнездом. «Господи! -

Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

Мария и Ева 1 Сравним Марию и Еву. Обе непорочны, обе исполнены простоты, но одна соделалась виной нашей смерти, а Другая - виной нашей жизни. Ева отделила простоту от благоразумия и соделалась неразумной. Благорассудительная Мария благоразумие Свое соделала солью для

Из книги Мысли о добре и зле автора Сербский Николай Велимирович

Ева и Мария Ева и Мария в действительности означают нашу мудрость плотскую и мудрость духовную.Ева пожелала больше того, что муж и Бог могли дать ей без вреда для нее. Она устремилась в пропасть за диаволом и увлекла за собой целый рай. Пропасть эта - история. В этой

Из книги Святые подвижницы Восточной Церкви автора (Гумилевский) Филарет

Св. Мария Егисская «Два старца шли из Егов в Таре, город киликийский, пишет Иоанн Мосх. - Придя по усмотрению Божию в гостиницу, расположились отдохнуть в ней. Было знойно. Здесь нашли они трех молодых людей, отправлявшихся из Егов вместе с блудницей. Старцы сели поодаль.

Из книги В поисках вечного града автора Чистяков Георгий

МАРИЯ ЮДИНА В 1948 году вышло в свет «знаменитое» постановление ЦК о формализме в музыке. В старом здании Союза композиторов на улице Готвальда тут же состоялось собрание, на котором за «шум вместо музыки» (выражение Жданова) и вообще за несовместимость творчества с

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

2. Мария (20:10–18) Затем внимание снова возвращается к Марии, одиноко стоящей возле гробницы после того, как остальные покинули ее. Она плачет (11). Утрата тела - это самое большое оскорбление, это была последняя капля; даже ее желание оплакать Иисуса не осуществилось. Не

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. Мария (20:10–18) Глядя с небес, можно сказать, что нет ничего нелепее, чем слезы возле пустого гроба Христа.1. Почему Мария сразу не узнает Иисуса?2. Почему Иисус просит Марию не трогать Его?К сожалению, на протяжении столетий христианская община гораздо охотнее предпочитала

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

61. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Мк. 15:47; Лк. 23:55, 56). Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56 стихе. В то время, как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. Мк. 16:2-5; Лк. 24:1-5; Ин. 20:1, 2. Как в настоящем стихе, так и во всех остальных, трудно объединить рассказ Матфея с рассказами других евангелистов, и таким образом

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. 27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее

Из книги автора

Мария Иосиф, обнаружив, что его суженая беременна, предположил, что она вела себя ненадлежащим образом, и подумал, что он не может согласиться на брак. Против этого колебания его предостерегает ангел: Мф., 1: 20. …Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов!

Из книги автора

Мария Теперь история переходит к будущей матери Иисуса: Лк., 1: 26–28. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,

Из книги автора

Иисус и Мария За шесть дней до праздника Пасхи Иисус опять пришёл в город, где жил Лазарь. Его пригласил к себе в дом один человек, которого Иисус когда-то исцелил от проказы.Лазарь тоже пришёл в этот дом, и они сидели за столом, а Марфа подавала им еду. Мария же принесла

Из книги автора

Мария Сеньчукова Смерть как доказательство от противного «Все люди смертны. Ничего страшного в трупах нет. Бояться надо живых», – успокаивала себя я, пока милиция и МЧС ломали дверь в соседнюю квартиру. В том, что там лежит именно труп смертного человека, сомневаться не