Эссе «Я-музыкальный руководитель! Эссе "музыкальный руководитель не профессия, а призвание" Почему я музыкальный руководитель.

«Все виды искусства служат величайшему из

искусств – искусству жить на земле!»

Б. Брехт.

Профессия музыкального руководителя даёт уникальную возможность соприкасаться с одним из величайших творений человека – музыкой. Именно ей дана власть заставлять наши сердца радоваться и грустить, восхищаться и переживать. Музыка облагораживает, делает чище нравственную сторону человека. «Музыкальный человек» всегда ценился в обществе во все времена. Это человек духовно богатый, творческий, способный творить добро, созидать прекрасное. И очень важно, что именно в дошкольном возрасте у человека в руках оказывается ключик от волшебной дверцы в мир красоты, несущей душе светлое, доброе, благородное. И, по моему мнению, миссия музыкального руководителя именно в этом и заключается – подарить ребёнку этот «волшебный ключик».

Первые впечатления от искусства, от людей, дарующих нам искусство, остаются в памяти человека надолго, порой на всю жизнь. В моей памяти до сих пор живут воспоминания о музыкальном руководителе моего дошкольного детства. Она казалась для меня таинственной волшебницей – доброй и красивой. А главное – она как сказочная фея день за днём всё больше приоткрывала мне дверцу в загадочный и чарующий мир музыки, завораживала моё воображение ослепительными музыкальными красками. Иногда, тайком от всех, я пробиралась в музыкальный зал, забиралась на, тогда слишком высокий для меня, стульчик возле «сказочного» музыкального инструмента, который взрослые называли фортепиано, открывала крышку инструмента и долго, осторожно нажимая на клавиши, слушала звуки. Эти звуки завораживали, будили во мне необъяснимые для меня тогда чувства, уносили в волшебный сказочный мир музыкальных красок… И, именно тогда, будучи совсем маленькой девочкой, сидя за первым в моей жизни фортепиано, я решила: - «Когда я вырасту большой, я тоже волшебнтцей…» Прошли годы, в моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, и долгие годы педагогической практики. И вот я, состоявшийся музыкальный руководитель, и теперь сама дарю своим воспитанникам «волшебный мир музыки». Моя детская мечта сбылась. И никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии.

Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, однообразия и скуки. Она позволяет постоянно впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном движении, поиске, требует раскрытия внутреннего мира, даёт возможность раскрывать разносторонний творческий потенциал. Всё это я дарю своим воспитанникам. Я стараюсь, средствами музыки, способствовать становлению всесторонне развитой гармоничной личности, дать детям возможность рождения в них тех эмоций, чувств, которые бы заставляли их мечтать, думать, творить, сопереживать, помогали отличить прекрасное от «уродливого», хорошее от плохого.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Дошколята – пытливый «маленький народ». Они всегда требуют нового, интересного им, эмоционального. Поэтому, всегда приходится идти в «ногу со временем», искать новые методы, подходы, технологии. Этого требует и современная жизнь, и современное образование. Главная задача музыкального руководителя ДОУ развитие музыкальных способностей у детей. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, научить самовыражению, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное. В этих целях включаю в свою педагогическую практику такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой – элементарное творческое музицирование; танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г.. Сайкиной; здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые, дыхательные гимнастики, логоритмика. Моими приоритетными направлениями в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является русский музыкальный фольклор, музыкально-театрализованная деятельность. На данный момент времени, в связи с современными образовательными требованиями, в режиме перехода работы на ФГОС ДО, использую в своей образовательной работе с детьми метод проектирования.

Конечно, роль музыкального руководителя, не ограничивается развитием музыкальных, творческих способностей детей. Средствами музыки формируется, активизируется и познавательная деятельность дошкольников, происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности. Я стараюсь вложить в своих воспитанников основы человеколюбия, справедливости, любви и привязанности к близким людям, к родному краю, к своей Отчизне. В связи с этим, включаю в свою работу с детьми произведения, соответствующей направленности, как традиционные, так и не традиционные музыкальные досуги, праздники, развлечения, концертные программы: « День защитника Отечества», концерт ко Дню пограничника, ко «Дню матери», развлечения и праздники «Черлакская сторонка», «Масленица», «День народного единства», …. С этой же целью осуществляю сотрудничество с окружающей ДОУ социальной микросферой – общественными учреждениями культуры: местный краеведческий музей, школа искусств (концерты, экскурсии), «Дом детского творчества» (где дети получают возможность не только пообщаться со сверстниками, но и продемонстрировать свои знания, умения, артистические способности), с Домом культуры.

По моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом – универсалом. Он должен уметь ответить на все бесчисленные детские «почему?», уметь «разбудить» и поддержать в ребёнке желание через чувства, эмоции воспринимать окружающий мир, он и музыкант и психолог, певец и хореограф, костюмер и художник, сценарист и режиссёр-постановщик. Порою – трудно! Но, - это «стоит того»! Потому, что «необыкновенно» приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается», становится «маленьким артистом», всегда с желанием стремится в музыкальный зал: он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить…

И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.


Засаднюк Людмила Васильевна

Эссе «Я - педагог»

«Музыка сердца»

В наше время нечасто случается размышлять вместе с музыкой в такт,

Ведь дела поважнее встречаются. Кто мне скажет, что это не так?

Прозой жизни порой называется кутерьма нашей сложной работы,

Но всему вопреки пробуждаются тихой музыки светлые ноты.

А по сути, поэзия - это если рядом поют малыши,

И звучат, как приветы из детства, струны юной, открытой души.

О. Вартанян

Своё размышление о предназначении педагога начинаю со слов известного музыковеда Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Энштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

Именно занятия музыкой помогли мне идти по пути творчества, целеустремлённости, добиваться успехов в профессии, правильно выбрать которую - значит найти свое место в жизни. Оглядываясь назад, вспоминаю «педагогический» привкус материнского молока, поющего на сцене Дома культуры папу, волшебные руки музыкального руководителя детского сада, погружающего меня в чарующий и таинственный мир музыки.

Поэтому после окончания музыкальной и общеобразовательной школы, получив свидетельство со всеми «пятёрками», я не задумывалась, куда мне поступать, я шла к своей мечте, несмотря на недоумённые взгляды и возгласы своих одноклассников: «С твоими оценками и в педагогику?» Закончила педагогическое училище, Вятский государственный педагогический университет. Прошли годы, и теперь я сама пытаюсь донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного музыкального мира.

Я - музыкальный руководитель детского сада! Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать универсальный язык человечества - музыкальную речь, интонацию… Воспитание музыкой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.

Выбранная мною профессия обладает своей неповторимой спецификой. Считаю, что среди необходимых качеств, которыми должен обладать педагог, любви к детям и к своей профессии, особое значение имеет умение примером собственного отношения к музыкальному творчеству увлекать детей, поддерживать в них желание творческого самовыражения. Я всегда понимала, что должна развивать в себе креативные качества, позволяющие находить нестандартные подходы и к поиску новых методов и приемов, и к применению на занятиях имеющегося музыкально-педагогического опыта.

От интереса ребенка я протягиваю ниточку к его развитию. Интересы, потребности детей побуждают меня находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка. Моя задача, выявляя природные задатки каждого ребенка и на их основе развивая те или иные способности, сохранить его индивидуальность.

Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать больше. Учу детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей, «…размышлять вместе с музыкой в такт…» В процессе совместной музыкальной деятельности даю детям возможность созерцать искусство с близкого и далёкого расстояния, возможность познавать самих себя через познание многообразия музыки. И в этом мне помогают мои инструменты - музыка и собственный голос.

Звук человеческого голоса и живая музыка действуют благотворно на дошколят, заставляют наши сердца биться в унисон, ведь сила музыки фантастична. Она заставляет плакать, смеяться, размышлять и переживать, творчески мыслить. Человек, по-настоящему любящий музыкальное искусство, становится добрее, терпимее, мудрее. Он чуток и лоялен, искренен и открыт в своих чувствах, любит и понимает близких людей и окружающий его мир.

В процессе совместного пения дети овладевают навыками правильного дыхания, а это можно расценивать как занятия дыхательной гимнастикой. Физическое здоровье соединено с духовным, их объединение очень важно для человека. Чем больше маленькие дети поют, тем больше нравственно здоровой и талантливой молодёжи, тем выше уровень музыкальности общества, а вместе с тем и культура страны.

Музыкант, педагог, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор - вот как бы я определила свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания моим детям.

Моя главная задача - заглядывая в туманную даль будущего, действовать сейчас, в направлении, которое видно. Счастливое детство - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни и моей профессии. От него зависит, каким человеком станет повзрослевший малыш. Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о тонкой детской психике, я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений, чтобы в них «…звучали, как приветы из детства струны юной, открытой души».

Ольга Ноянова
Эссе «Моя профессия-музыкальный руководитель»

Эссе - «МОЯ ПРОФЕССИЯ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ »

" Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". В. Сухомлинский

«Музыка – универсальный язык человечества» . Это слова знаменитого американского поэта Генри Лонгфелло. А я бы еще добавила – язык общения с детьми. Через музыку, песню, мелодичные народные напевы – можно привить ребенку чувство прекрасного и любовь к родине.

Я родилась в семье, где не было профессиональных музыкантов , но песни звучали часто. Хорошо помню чистый и сильный голос мамы, любимую песню папы р. н. п. «По Дону гуляет казак молодой» , помню звуки гармошки, на которой замечательно играли мамины братья. Уже с раннего детства я была активной участницей всех домашних концертов. В то время в нашем поселке открылась музыкальная школа и я, конечно же, была в списке учащихся ДМШ по классу аккордеона. По окончании школы, я не раздумывая, поступила в Тульское педагогическое училище№1. После распределения приехала в родной поселок в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе. Все складывалось вроде бы хорошо : дети меня любили, педагоги уважали, но желание работать с малышами все-таки победило. И вот уже более 30 лет я работаю в детском саду №3 п. Теплое музыкальным руководителем .

Моя профессия самая замечательная , самая необыкновенная и благородная, профессия - «музыкальный руководитель » .

Музыкальный руководитель - это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби - единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.

Мир, окружающий человека - это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Моё главное предназначение в том, чтобы донести эту красоту до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой облагораживает души, снимает «толстокожесть» , утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.

Я, как добрая волшебница, приоткрываю дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками.

«Музыка подобна дождю, капля за каплей

просачивается в сердце и оживляет его»

Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию, а вскоре понятия : тембр, ритм, форма, жанр для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным человеком. Сама я очень люблю петь, и огромное место в своей работе отвожу развитию певческих навыков на занятиях и кружковой работе. Обобщила опыт работы на эту тему : «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях и вокального кружка». Мои воспитанники тоже очень любят петь, участвуют во многих конкурсах и, при этом, занимают призовые места, а я вместе с ними и их родителями волнуюсь за них и радуюсь их успехами и победами. На моих занятиях дети не только слушают произведения Римского- Корсакова, Чайковского, Шумана, Свиридова и т. д., но и воспроизводят в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах, «проживая» музыку через образ. Самостоятельный творческий поиск даёт возможность раскрыться будущему таланту. Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал : «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

И я верю, помогая ему раскрыться.

Да, несомненно, музыка пробуждает чувства. Самое сильное и необходимое из них, пожалуй, любовь к родной земле. Моя задача, как педагога- формировать уважение к традициям, культуре своего народа, развивать национальное самосознание, учить понимать роль семьи, своё место в ней. На занятиях дети узнают про жизнь, быт, деятельность своего народа, знакомятся со старинными предметами обихода, забытыми словами и понятиями. Разработала свою рабочую программу «Возрождение народных традиций» , являюсь основателем мини-музея. Я назвала его «Горница» . Предметы старины являются предметно-развивающей средой этого направления и служат декорациями для оформления народных праздников, посиделок и т. д.

Приобретённые знания дети проявляют на замечательных необыкновенно красочных праздниках! «Осенины» , «Вечерние посиделки» , «Святки» , «Широкая Масленица» ,Пасха…- радость для всех. Дети приходят в настоящий восторг, когда им всё удаётся. Часто реквизит, музыкальные инструменты (трещётки, звучашие коробочки, элементы костюмов мы изготовляем с детьми сами, родители поддерживают наше благородное начинание и всячески стараются помочь. Завершаются обычно такие праздники чаепитием и обязательно с русским самоваром, пряниками, сушками разными сладостями. Искренние слова благодарности от родителей, воспитателей, самих детей - настоящее счастье для меня и оценка моего труда.

Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. д., дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов ДОУ , труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Прослушивание музыкальных произведений способствует укреплению психического здоровья. В связи с этим я включаю в свою педагогическую практику инновационные методы и здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, логоритмику, музыкотерапию.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. С большим интересом всегда знакомлюсь с опытом работы моих коллег региона, так и на Всероссийском уровне, стараюсь следить за новинками методических разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике.

Профессиональный портрет педагога «рисуют» его дела : умело организованная образовательная деятельность, интересно проведенные праздники, зрелища, развлечения, улыбки на лицах ребят и, конечно, творческие деловые контакты с родителями.

Родители присутствуют на различных музыкальных мероприятиях. Они наблюдают, насколько шагнули в развитии их дети. А для того, чтобы эти шаги были увереннее просто необходимо работать в тесном контакте с родителями воспитанников. Ведь современный мир, к сожалению, отодвигает на второй план тесное общение со своими детьми, беседы, прослушивание «детской» музыки в семейном кругу, пение колыбельных песен детям… А ведь это так необходимо для каждого ребенка! Как правы те, кто утверждают, что детей надо оберегать от воздействия тяжёлых ритмов и дисгармонии, что зачастую и слышат современные дети в семье. Поэтому, я стараюсь привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами ДОУ при подготовке к различным мероприятиям; регулярно выступаю на родительских собраниях, провожу индивидуальные консультации, размещаю информацию в информационных стендах, использую папки-передвижки т. д.

«Если в самом нежном возрасте, когда человек так восприимчив ко всему прекрасному, разбудить в нем художника, развить слух и дать необходимые знания – то последующая жизнь наших людей станет неизмеримо богаче и полнее» (Д. Шостакович) .

Что такое современный музыкальный руководитель в ДОУ ? Это - педагог, психолог, аккомпаниатор, художественный руководитель , хореограф, сценарист, звукооператор, постановщик спектаклей и концертов, оформитель и костюмер в едином лице. Жизнь не стоит на месте. Сменяются поколения детей, меняются их интересы. И, для того, чтобы быть интересной для своих воспитанников, знать, чем они «дышат» , интересуются просто необходимо «держать руку на пульсе времени» . Спустя годы насыщенной музыкальной жизни в детском саду, я поняла для себя, насколько важна работа музыкального руководителя для детского сада в целом. Этот музыкальный мир - душа каждого дошкольного образовательного учреждения. Музыка сплачивает между собой детей, их родителей, воспитателей. Коммуникативные свойства музыки сильны и уникальны. Возможно, это слишком громко сказано, но думаю, что каждый музыкальный руководитель должен стремиться быть достойным «лицом» детского сада.

Порою – трудно! Но, - это стоит того! Потому, что необыкновенно приятно в результате видеть в воспитанниках результат своей работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается» , становится «маленьким артистом» , всегда с желанием стремится в музыкальный зал : он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить. А как приятно видеть своих выпускников в составах различных творческих коллективов нашего поселка и осознавать, что и ты внес свою лепту в развитие творческих способностей ребенка, подсказал родителям, направил, дал путевку в огромный мир искусства! Я готова развиваться, учиться и оставаться «феей музыки» для своих воспитанников и дальше. Я музыкальный руководитель и горжусь этим !

Свое эссе я хотела бы закончить словами известного музыковеда, педагога Михаила Казиника : «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И. Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а божественная необходимость».

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

В. А. Сухомлинский

Это было давно. В семье Николая и Валентины родилась дочь Машенька. Маша росла озорной девочкой, с доброй душой и большим запасом энергии, в меру крикливая, но именно так она пыталась напевать свои первые ноты… Не прошло и года, как её отвели в детский сад, где и стали проявляться её музыкальные и танцевальные способности.

Шли годы. Девочка подрастала. Вот уже и первый класс. А в 8 лет мама взяла дочь за руку и отвела в музыкальную школу. Что это такое, она не знала. Знала только, что её будут учить музыке… Это был новый для неё мир. Мир чудес, волшебства, сказочных превращений. Маша научилась чувствовать окружающее её мироздание… не просто видеть, осязать, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу. Девочка научилась сливаться с музыкой. Маша занималась в музыкальной школе по классу баяна и успешно её закончила. Мама с папой и вся её семья очень радовались успехам дочери.

После окончания школы Маша поступает в Славгородский педагогический колледж, потому что решила связать свою жизнь с детьми и музыкой.

1996 год – закончились выпускные экзамены, в руках долгожданный диплом. И на пороге детского сада № 4 «Светлячок» стоит уже не юная девочка Маша, а дипломированный специалист Шарова Мария Николаевна.

Работая в детском саду музыкальным руководителем, я нашла своё признание – это музыка и дети. Дети – это наше будущее. Они всегда требуют нового, интересного, эмоционального. Выйдя из стен детского сада, каждый пойдёт своей дорогой. Мы, педагоги, должны сделать всё, чтобы дети выросли умными, здоровыми, надёжными, достойными гражданами нашей страны.

Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться. Каждый малыш – это уникальная, неповторимая личность. Он открыт для добра и красоты. Самое удивительное, что я вместе с малышами учусь понимать музыку по новому, искренне, без обмана.

Я считаю, музыкальный руководитель должен быть педагогом – универсалом. Он музыкант, певец и хореограф, режиссёр и сценарист, костюмер и художник. Да – это сложно, но это стоит того, когда видишь восторженные глаза, эмоции детей и родителей. Пусть не все воспитанники станут профессионалами, но они вырастут настоящими людьми.

Я очень благодарна своим преподавателям, педагогам – наставникам. Они помогли мне подняться на новую ступень моего развития.

Я характеризуюсь стремлением к максимальному личному вкладу в дело обновления детского сада. Широкий кругозор, педагогический такт, организаторские способности помогают мне плодотворно сотрудничать с коллегами, родителями, работниками культуры, что в результате улучшает качество проводимых мною мероприятий: утренников, конкурсов, развлечений.

Являюсь активным участником всех мероприятий, методических объединений, делюсь опытом работы с коллегами, много лет являюсь председателем профсоюзного комитета ДОУ, пользуюсь заслуженным уважением коллег и родителей.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга, лучшими страницами которой станут праздничные дни!

Современный педагог должен быть профессионально – грамотным, обладать широким кругозором, знать нормативные документы, внедрять в работу с детьми новаторские технологии, уметь устанавливать контакты с детьми и взрослыми. Именно таким музыкальным руководителем я являюсь.

Эссе

«Я – педагог!»

музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада № 1г. Ярцева

Смоленской области Лейман Е.Н.

2018

Каждый человек хочет быть счастлив. Я не исключение. Мир людей многообразен, у каждого свое понятие о счастье, но никто не станет отрицать, что очень важно сделать правильный выбор профессии. Именно любимое дело помогает во многом обрести счастье. Каждый человек рано или поздно встает перед выбором: кем быть? Но как можно в юном возрасте угадать, в чем твое призвание…

Я – педагог! Мысли и рассуждения о правильности выбранной мною профессии пришли с годами. Оглядываясь назад и заглядывая в будущее, я спрашиваю себя, что повлияло на этот выбор? И невольно вдруг понимаю, что точного ответа нет. Как ни банально это звучит, профессия выбрала меня. И все размышления заканчиваются одним простым выводом: это моя судьба! Довольна ли я такой судьбой?..

Начав свой профессиональный путь, я с удивлением обнаружила, что во мне борются два разных существа под условным названием «пессимист-обыватель» и «оптимист-педагог». «Пессимист-обыватель» нашептывал: «Ну что это за профессия, доходы невелики, сомнительные возможности роста карьеры, постоянная головная боль от детского шума и бесконечных вопросов и т.п.». «Оптимист-педагог» с достоинством отвечал: «Не всякий богатый счастлив, истинное богатство нельзя измерить толщиной кошелька, жизнь докажет тебе это. И расти ты будешь постоянно, т.к. педагог – это профессия для уникальных людей, в ней ты можешь реализоваться как личность и многократно проживать самое сказочное и счастливое время – детство». Этот спор продолжался довольно длительное время, но с каждым годом моей профессиональной деятельности голос «пессимиста» становился все тише и жалобнее, пока мой педагогический оптимизм не нанес ему окончательный сокрушительный удар. И теперь я могу с уверенностью сказать: « Моя профессия – это не просто судьба, это – бесценный подарок судьбы!»

За годы работы ко мне пришло понимание, что истинный педагог – это прежде всего воспитатель, тем более педагог-дошкольник, которому отведена особая роль в социальном и нравственном становлении маленького человека. Для хорошего педагога-воспитателя, на мой взгляд, мало иметь профессиональные знания, необходимы еще и такие качества личности, которые делают его в первую очередь хорошим человеком и составляют личное достоинство.

Современное Российское образование претерпевает серьезные изменения во многих аспектах, начиная с процесса обучения и заканчивая повышением требования к профессионализму педагога. Встает вопрос: "Какие качества педагога должны быть не зависящими от времени, а какие - необходимыми ему в связи с требованиями современности?» Так какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Ответ прост: такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, образованный, любознательный, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада. При этом современный воспитатель – это грамотный специалист, который свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, разбирается в многообразии программ и педагогических технологий, это доброжелательный, отзывчивый, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, успешно работающий в коллективе. Можно долго перечислять качества педагога, которые действительно считаются хорошими. Но каждый сам делает свой выбор. Было бы слишком самонадеянным считать, что я обладаю всеми качествами хорошего педагога, но мое глубокое убеждение состоит в том, что главное – это желание и стремление таковым стать.

Я люблю свою профессию за то, что она дала мне возможность не просто работать, а интересно, творчески, полноценно жить. Мир детства – это особый мир: яркий, удивительный, разнообразный, часто неожиданный и непредсказуемый. Моя задача – не разрушить этот мир, а наполнить его добром, красотой и творчеством. Важно понимать, что педагог в системе дошкольного образования не для того, чтобы "научить", а чтобы быть рядом с детьми, жить с детьми, чтобы они радовались и удивлялись, совершали свои маленькие открытия, чувствовали себя защищенными и уверенными, чтобы, взрослея, становились самостоятельными и успешными.

Маленький человек доверчив, он готов открыть тебе свое сердце, верит тебе на слово, впитывает хорошее и плохое, берет с тебя пример.

Я нередко задумываюсь, достойна ли моя личность влиять на детские души? И чем больше я об этом размышляю, тем сильнее у меня захватывает дух от важности моей миссии, как педагога, и той ответственности, которая на меня возложена. Ведь наши дети – это будущее государства, это те инвестиции, которые вкладывает педагог в надежде, что они окупятся сторицей. В моих руках самое дорогое – детская душа, поэтому нужно помнить заповедь: «Не навреди». Помните, что сказала героиня одного известного кинофильма: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся не менее дорого».

Мне повезло и еще в одном: я не просто педагог, моя профессия изначально обязывает меня быть творческим человеком, я – музыкальный руководитель. Музыка для каждого ребенка – самый эмоциональный, удивительный, интересный и близкий его детскому сердцу вид искусства. И моя задача – ввести малышей в этот сказочный, чарующий звуками мир, сделать так, чтобы общение с музыкой доставляло им не только радость, но и способствовало формированию духовно-нравственных качеств маленького человека.

Каждый малыш - это уникальная неповторимая личность, в которой от природы заложено творческое начало. Если вовремя не разглядеть его, не поддержать, не раскрыть этот потенциал, мы рискуем упустить момент воспитания творческой личности, и повторить этот этап уже не будет ни времени, ни возможности.

Мне посчастливилось каждый день открывать двери в сказку, главные герои которой - дети и музыка. Вместе с детьми мы идем дорогой искусства, переживаем разные эмоции: смеемся и грустим, сочувствуем и сострадаем. Я учу детей, а они учат меня. Моя профессия дает и мне возможность проявить свои способности – быть певцом, танцором, актером, художником и не разочаровать детей, ведь они – самые искренние зрители и при этом самые независимые и объективные судьи. Я надеюсь, что ощущение сказки останется со мной навсегда и у «пессимиста-обывателя» не останется ни малейшего шанса поднять свою голову.

Нет предела совершенству. Я выбрала путь самосовершенствования и твердо убеждена, что со стремлением педагога повысить свой профессионализм, будет возрастать уровень образованности подрастающего поколения, поскольку качество образования и воспитания не может быть выше качества работающих в этой среде педагогов.

Мир может перевернуться в один миг. Жизнь непредсказуема. Я не знаю, каким испытаниям она подвергнет меня завтра, но я знаю, кто я сегодня. Я тот, кто учит ребенка добру, учит видеть и понимать красоту, помогает добиться новых для него побед. Я - тот, кто выслушает ребенка, поймет и поддержит его, кто будет рядом в период его развития и становления, потому, что я должна это делать. Я обязана! Я в ответе за ребенка и его будущее перед своей совестью, потому что я - педагог!