Как отразился в комедии грибоедова горе от ума исторический конфликт эпох. Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? Горе от ума Грибоедов А

В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом - основным конфликтом в комедии.

Представителями московского общества являются: старуха Хлестова, князь и княгиня Тугоуховские, Хрюмины, Скалозуб, Софья, Молчалин, Горич, Загорецкий, Репетилов и другие. Жизнь этого общества занята обедами, балами, карточной игрой и сплетнями. Перед высшими по положению они угодничают и льстят, а их отношение к крепостным очень жестокое: их меняют на собак, разлучают с родными и продают по одиночке.

Главным представителем московского общества является Фамусов. Больше всего в людях его интересует их общественное положение. Поэтому для своей дочери он желает мужа со «звездами и чинами». На эту роль, по его мнению, идеально подходит Скалозуб, который «и золотой мешок, и метит в генералы» . Фамусова не беспокоит умственная ограниченность Скалозуба, его солдафонские манеры. Однако, не смотря на все усилия отца, Софья выбирает Молчалина.

Молчалин молод и энергичен, у него есть своя «философия жизни» - «угождать всем людям без изъятья». Личная выгода и корысть стоят для него на первом месте. Он ни в чем не имеет своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Для достижения своих целей Молчалин прикидывается влюбленным в Софью.

Противоположностью Молчалина является Чацкий. Грибоедов изобразил Чацкого, как яркого представителя «века нынешнего». Молодой человек-дворянин, небогат, достаточно образован, имеет свое мнение на многие проблемы современности. Он восстает против крепостного права, пустого образа жизни, неразумного воспитания, недобросовестной службы.

Но так как остальные герои комедии относятся к «веку минувшему», то они просто не понимают Чацкого. Фамусовскому обществу чуждо все то, о чем он рассказывает. Если для Молчалина прислуживать другим считается нормальным, то Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А если и находятся люди, которые его понимают, например Горич, то они просто боятся идти против общественного мнения. Когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, он вынужден уехать из Москвы.

Таким образом, характер основного конфликта в комедии состоит в противостоянии Чацкого фамусовскому обществу. В результате этого противостояния Чацкий оказался в полном одиночестве. Его обличительные монологи не вызывают у присутствующих сочуствия, и весь «милльон терзаний» Чацкого оказывается напрасным. Однако это не так. Дело в том, что в образе Чацкого Грибоедов изобразил передовых людей, желающих служить Отечеству.

Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох?

В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом - основным конфликтом в комедии.

Представителями московского общества являются: старуха Хлестова, князь и княгиня Тугоуховские, Хрюмины, Скалозуб, Софья, Молчалин, Горич, Загорецкий, Репетилов и другие. Жизнь этого общества занята обедами, балами, карточной игрой и сплетнями. Перед высшими по положению они угодничают и льстят, а их отношение к крепостным очень жестокое: их меняют на собак, разлучают с родными и продают по одиночке.

Главным представителем московского общества является Фамусов. Больше всего в людях его интересует их общественное положение. Поэтому для своей дочери он желает мужа со «звездами и чинами». На эту роль, по его мнению, идеально подходит Скалозуб, который «и золотой мешок, и метит в генералы» . Фамусова не беспокоит умственная ограниченность Скалозуба, его солдафонские манеры. Однако, не смотря на все усилия отца, Софья выбирает Молчалина.

Молчалин молод и энергичен, у него есть своя «философия жизни» - «угождать всем людям без изъятья». Личная выгода и корысть стоят для него на первом месте. Он ни в чем не имеет своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Для достижения своих целей Молчалин прикидывается влюбленным в Софью.

Противоположностью Молчалина является Чацкий. Грибоедов изобразил Чацкого, как яркого представителя «века нынешнего». Молодой человек-дворянин, небогат, достаточно образован, имеет свое мнение на многие проблемы современности. Он восстает против крепостного права, пустого образа жизни, неразумного воспитания, недобросовестной службы.

Но так как остальные герои комедии относятся к «веку минувшему», то они просто не понимают Чацкого. Фамусовскому обществу чуждо все то, о чем он рассказывает. Если для Молчалина прислуживать другим считается нормальным, то Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А если и находятся люди, которые его понимают, например Горич, то они просто боятся идти против общественного мнения. Когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, он вынужден уехать из Москвы.

Таким образом, характер основного конфликта в комедии состоит в противостоянии Чацкого фамусовскому обществу. В результате этого противостояния Чацкий оказался в полном одиночестве. Его обличительные монологи не вызывают у присутствующих сочуствия, и весь «милльон терзаний» Чацкого оказывается напрасным. Однако это не так. Дело в том, что в образе Чацкого Грибоедов изобразил передовых людей, желающих служить Отечеству.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом - основным конфликтом в комедии.
Представителями московского общества являются: старуха Хлестова, князь и княгиня Тугоуховские, Хрюмины, Скалозуб, Софья, Молчалин, Горич, Загорецкий, Репетилов и другие. Жизнь этого общества занята обедами, балами, карточной игрой и сплетнями. Перед высшими по положению они угодничают и льстят, а их отношение к крепостным очень жестокое: их меняют на собак, разлучают с родными и продают по одиночке.
Главным представителем московского общества является Фамусов. Больше всего в людях его интересует их общественное положение. Поэтому для своей дочери он желает мужа со «звездами и чинами». На эту роль, по его мнению, идеально подходит Скалозуб, который «и золотой мешок, и метит в генералы» . Фамусова не беспокоит умственная ограниченность Скалозуба, его солдафонские манеры. Однако, не смотря на все усилия отца, Софья выбирает Молчалина.
Молчалин молод и энергичен, у него есть своя «философия жизни» - «угождать всем людям без изъятья». Личная выгода и корысть стоят для него на первом месте. Он ни в чем не имеет своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Для достижения своих целей Молчалин прикидывается влюбленным в Софью.
Противоположностью Молчалина является Чацкий. Грибоедов изобразил Чацкого, как яркого представителя «века нынешнего». Молодой человек-дворянин, небогат, достаточно образован, имеет свое мнение на многие проблемы современности. Он восстает против крепостного права, пустого образа жизни, неразумного воспитания, недобросовестной службы.
Но так как остальные герои комедии относятся к «веку минувшему», то они просто не понимают Чацкого. Фамусовскому обществу чуждо все то, о чем он рассказывает. Если для Молчалина прислуживать другим считается нормальным, то Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А если и находятся люди, которые его понимают, например Горич, то они просто боятся идти против общественного мнения. Когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, он вынужден уехать из Москвы.
Таким образом, характер основного конфликта в комедии состоит в противостоянии Чацкого фамусовскому обществу. В результате этого противостояния Чацкий оказался в полном одиночестве. Его обличительные монологи не вызывают у присутствующих сочуствия, и весь «милльон терзаний» Чацкого оказывается напрасным. Однако это не так. Дело в том, что в образе Чацкого Грибоедов изобразил передовых людей, желающих служить Отечеству.


«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х - начала 20-х гг. XIX в. На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, «все та же глушь и степь» бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую «Родину»), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой - представителей московской дворянской среды - до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ «умного бодрого» нашего народа (ср. заметку Грибоедова «Загородная поездка», 1826).

«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего» (в соз наний передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. «Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы… Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании - «эксальтадо», в Германии - студентом». Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он «окаянный вольтерьянец», для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его к

    «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов». (И.А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает...

    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...

    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак,...

    В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину...

Нельзя не согласиться с Гончаро-вым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — столкновение двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться лю-ди с новыми взглядами, убеждения-ми, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чи-нопочитания появление таких людей делает их столкновение с общест-вом неизбежным. Проблема взаимо-понимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна во вре-мя создания Грибоедовым комедии «Горю от ума», актуальна она и в на-ши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим чело-веком» (по оценке Гончарова) и «кон-сервативным большинством». Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды.

«Век минувший» в комедии пред-ставлен рядом ярких образов-типов. Это и Фамусовой Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза. Одним сло-вом, их множество. Прежде всего, вы-деляется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслуживше-го общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро-умен, весел — в общем, радушный хо-зяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор же показывает Фамусова все-сторонне. Он предстает и как убеж-денный, яростный противник просве-щения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском общест-ве. Если Фамусов мечтает повыгод-нее выдать замуж свою дочь Софью («Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной люб-ви, перед которой мир целый... — прах и суета».

Стремление Чацкого — служить оте-честву, «делу, а не лицам». Поэтому он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.


Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие безнравст-венного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качествами своего характера он доро-жит больше всего — умеренностью и аккуратностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, службу, на то, что больше всего це-нится в людях. К себе на службу Фа-мусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Фамусов хочет убедить Чацкого слу-жить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислу-живаться тошно». Чацкий очень серь-езно относится к службе. И если Фа-мусов формалист и бюрократ («под-писано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от весе-лий прячусь, когда дурачиться — ду-рачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их чис-ла». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны: боясь смер-тельно, «чтоб множество не накопля-лось их».

Другим представителем «века ми-нувшего» является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж соединяет в себе типичные черты ре-акционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвез-дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фа-мусов. «Ученостью меня не обморо-чишь», — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодо-го поколения проявлять свои нега-тивные качества. Так, Софья вполне соответствует морали «отцов». И хо-тя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, чистой душой, в ней суме-ли воспитать много негативных ка-честв, что сделало ее частью консер-вативного общества. Она не понима-ет Чацкого, не ценит его острого ума, его логичной беспощадной кри-тики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба-рышней фамусовского общества, — ее трагедия.

А виновато общество, в котором она родилась и жила: «Она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершен-но беспринципный человек, пустомеля, но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумас-шествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока-зался выше их всех.

«Так! Отрезвился я сполна!» — вос-клицает Чацкий в конце комедии.

Что же это — поражение или про-зрение? Да, финал этой комедии да-леко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен ко-личеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар ка-чеством силы свежей». И я полностью соглашусь с Гончаровым,- считающим, что роль всех Чацких — «страдатель-ная», но в то же время всегда «побе-дительная».

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется про-тив знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А су-дьи кто?» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в ко тором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где поме-щики меняли людей-крепостных, спа-савших «и честь, и жизнь... не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защи-щает настоящие человеческие каче-ства: гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский на-род, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Рос-сию просвещенной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми дейст-вующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, зло, горячность и решительность. По-этому окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привыч-ный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боит-ся таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополу-чия крепостников. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно фамусовское обще-ство, тверды его принципы, но едино-мышленники есть и у Чацкого. Это эпизодические персонажи: двоюрод-ный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, следователь-но, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть чи-тателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний» — сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» имела огром-ный успех. Она разошлась в тысячах ру-кописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди то-го времени горячо приветствовали по-явление этого произведения, а пред-ставители реакционного дворянства были возмущены. Что же это — столк-новение «века минувшего» и «века ны-нешнего»? Конечно, да.

Грибоедов горячо верил в Россию, в свою Родину, и совершенно спра-ведливы слова, написанные на мо-гильном памятнике писателя: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».