Камеры «рыбий глаз» - всевидящее око. Обзор

1. Что это такое - объектив типа «Рыбий Глаз»?

Объектив типа «Рыбий Глаз» - это сверх широкоугольный объектив с углом зрения около 180°. Он характеризуется сильными геометрическими искажениями - бочкообразной дисторсией.

Название «Рыбий Глаз» было озвучено в 1906 Робертом Вудом и представляет собой оптический эффект видения рыбой объектов из-под воды.

Впервые объектив был применен в метеорологии, поскольку позволял единовременный обзор всей небесной сферы.

Этот объектив по-прежнему используется в науке, когда необходимо получить панорамные сверх-широкоформатные изображения.

Объективы типа «Рыбий Глаз» имеют очень короткие фокусные расстояния. Например, типичное фокусное расстояние объектива для 35мм пленочного формата (Дальше: Полный кадр) ~8мм для «циркулярного» объектива и ~16мм для «диагонального» объектива.

Типичный угол зрения объектива типа «Рыбий Глаз» оставляет 100° - 180°.

В настоящее время объективы типа «Рыбий Глаз» популярны и среди фотолюбителей. В основном используются для фотографирования пейзажей, архитектурной съемке и для "карикатурных" портретов.

2. Типы объективов «РыбийГлаз».

Объективы типа «Рыбий Глаз» в принципе можно поделить на две группы: Циркулярный «Рыбий Глаз» и Диагональный «Рыбий Глаз».

Циркулярный «Рыбий Глаз» даёт изображение в виде полного круга, только частично покрывающего светочувствительную матрицу / кадр (дальше - сенсор). Такой объектив даёт угол зрения 180° в любом направлении. (фотография взята из Wikipedia)

Диагональный«Рыбий Глаз» покрывает всю площадь сенсора.Такой объектив даёт угол зрения 180° по диагонали кадра, ~147° по горизонтали и ~ 94° по вертикали.

Обратите внимание - разделение на «циркулярный» или «диагональный» «Рыбий Глаз» вполне относительно и определяется степенью перекрытия сенсора создаваемым изображением. Таким образом разделение зависят от того, для какого размера сенсора предназначен тот или иной объектив, и на каком сенсоре он реально используется.

Например: (см. фотографию справа) объектив с фокусным расстоянием 8мм спроектирован как циркулярный «Рыбий Глаз» для полного кадра.

Изображение будет представлять полный круг, вписанный в кадр 24мм х 36мм (черный).

Этот же объектив может быть использован на формате Four Third (17.3הмм x 13мм красный), где он становится диагональным «Рыбьим Глазом».

На данный момент на рынке существует довольно большое разнообразие комбинаций объективов «Рыбий Глаз», спроектированных и используемых под разные форматы (спроектирован под Полный кадр - используется на APS-C формате, спроектирован под APS-C формат - используется на формате Four Third и т.д.)

В результате всякие классификации объективов не могут быть строгими. Например, Samyang 8mm f3.5 спроектированный под APS-C формат как диагональный «Рыбий Глаз» может быть использован на формате Four Third, при этом будет иметь угол зрения 165°-167°. Будьте внимательны...

3. Особенности изображений, получаемых объективом «Рыбий Глаз».

a. На изображении можно выделить две центральные линии: горизонтальная (синяя) и вертикальная (зеленая) которые НЕ ИМЕЮТ искажений (дисторсии).

b. Можно выделить центральную область (голубая) где искажения МИНИМАЛЬНЫЕ.

c. Четыре угловых области (желтые) имеют НАИБОЛЕЕ выраженные искажения.

С фокусировкой объективов «Рыбий Глаз» не должно быть никаких проблем даже в НЕ автофокусном варианте. Глубина резкости у объективов с таким фокусным расстоянием просто огромная. Поэтому при съемке при достаточно хорошем освещении можно прикрыть диафрагму до f5.6-f8.0, настроить резкость на выбранный объект (при пейзажной съемке - чуть не-до бесконечности) и спокойно снимать. Из-за гиперфокального эффекта всё будет в резкости.

На основании вышеперечисленных особенностей можно попробовать выстроить правила использования объективов «Рыбий Глаз».

4. Фотографирование пейзажей.

a. Совместите горизонт со средней горизонтальной линией объектива (синяя линия). Изображение будет выглядеть как панорама:

b. Для лучшей визуализации можно обрезать изображение снизу или сверху для получения «золотого» сечения:

c. Помните про углы - там искажения наиболее выражены. Имейте это ввиду, когда фотографируете объекты с прямыми линиями - в углах кадра это иногда выглядит забавно. Но может и испортить композицию:

5. Архитектурная и Городская съемка.

a. Постарайтесь удерживать прямые линии объектов (фундаменты, фасады, дороги, крыши, колонны) параллельно или в области средней горизонтальной или вертикальной линий объектива:

b. Используйте симметричные элементы композиции для компенсации искажений:

6. Предметная и "карикатурная" фотография.

Даже большие объекты объективом «Рыбий Глаз» можно фотографировать с небольшого расстояния. Лучше если бОльшая часть основного объекта будет находиться в центре кадра - там, где искажения меньше (голубая область):

7. Фотографии неба.

a. Поскольку объектив изначально предназначался для снимков небесной сферы, совсем не плохо получаются фотографии, где горизонта совсем невидно. Для получения такого эффекта объектив нужно нацеливать точно в зенит:

Среди широкого спектра оптики, которая может сегодня оказаться в арсенале любителя фотографии, особое место принадлежит объективам «рыбий глаз». Они достаточно сильно отличаются от других объективов, и необходимость их применения на практике у многих вызывает вопросы. В чем основные особенности такой оптики? Где и как ее лучше использовать? Поговорим об этом более подробно.

«Фишай»

«Рыбий глаз» или «фишай» (от англ. fish-eye) представляет собой сверхширокоугольный объектив, угол изображения которого приближается к 180 градусам или более этого значения. «Фишай» предоставляет фотографу возможность захватить в кадре как можно больше пространства. Это оптика с фиксированным фокусным расстоянием, ее главной отличительной чертой является наличие сильной дисторсии, что при использовании любого другого объектива воспринималось бы как недостаток. Однако в случае с «рыбьим глазом» все несколько иначе. Его главный минус при правильном использовании во время съемки превращается в основную «фишку» объектива.

Выделяют следующие виды объективов:

  • Циркулярные – картинка на итоговом кадре не занимает всю площадь, а плотно вписана в круг. Такая оптика обладает углом зрения близким к 180 градусам в любом направлении, что позволяет получать, в частности, фотографии всей видимой части неба.
  • Диагональные – тут, наоборот, кадр вписывается в круговое изображение.

Стоит отметить, что такое деление в какой-то мере условное, поскольку большой популярностью сегодня пользуются «кропнутые» зеркалки, у которых размеры сенсора меньше размеров пленочного кадра. Соответственно, циркулярный «фишай» на кропе уже будет схож с диагональным – площадь кадра будет практически полностью занята картинкой.

Особенности

Возможность захватить в кадре как можно больше пространства, конечно, открывает широкий простор для получения интересных, необычных снимков. Фотографу не нужно отходить назад для того, чтобы сделать хороший кадр, да и кадрировать можно без всяких проблем. Но это очевидное преимущество «рыбьего глаза» имеет, к сожалению, и обратную сторону.


ФР 8 мм F3.5, ISO 1600, 1/13c (Nikon D7100)

Характерная черта таких объективов – сильная отрицательная дисторсия, приводящая к искажениям картинки. Прямые линии загибаются к краю кадра, при этом чем дальше прямая линия располагается от центра кадра и чем она длиннее, тем более изогнутой линия получится в кадре. В частности, прямая линия горизонта на фотографии вообще может выглядеть как полуокружность. Впрочем, для опытных фотографов, подходящих к процессу съемки с творческой фантазией и смекалкой, искажение прямых линий не является большой проблемой. Наоборот, это явление используют в свою пользу таким образом, чтобы сильные искажения стали частью определенного замысла. А вот новичкам, безусловно, придется приспосабливаться к особенностям оптики.

Отрицательная дисторсия в объективах «фишай» предусмотрена намеренно. Дело в том, что объектив с широким углом обзора в 100 – 120 градусов оставляет линии прямыми, однако проявляются очень сильные искажения по границам кадра. Например, стройные люди на границах кадра выглядят тучными и массивными. Кроме того, возникают перспективные искажения – задний план выглядит на фотографии намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы компенсировать вышеперечисленные недостатки в объективы «фишай» и вводится отрицательная дисторсия, усиливающая увеличение по центру кадра. Искажаются прямые линии, «выпячивается» центр, но зато пропорции фотографируемых объектов остаются ближе к реальности.

Применение

Применение «фишая» во время съемки имеет свою специфику. В частности, глубина резкости даже на открытой диафрагме будет в пределах от полуметра до бесконечности. Кроме того, при взгляде через видоискатель фотографируемые объекты будут видны немного в отдалении, чем они есть в реальности. В кадр, сделанный с использованием «фишая», в силу широкого угла обзора легко может попасть рука фотографа, ступни его ног или штатив. Так что следует быть особенно внимательным.


Понятно, что для предметной, репортажной или портретной съемки «рыбий глаз» не годится по объективным причинам, даже если проявить всю свою фантазию. Зато такой объектив часто используется для фотографирования экстремальных видов спорта на открытом воздухе, например, скейтбординга или BMX-трюков на велосипеде. Можно спокойно снять с близкого расстояния и самого уличного спортсмена, и архитектуру, и людей, собравшихся на мероприятие.

Другая область применения «фишая» — архитектурная и интерьерная съемка. В частности, «рыбий глаз» может пригодиться при съемке небольших, узких помещений вроде ванной комнаты или прихожей. Достаточно сделать два – три кадра, а потом склеить их программными средствами. Тогда на итоговой фотографии уже не будут заметны искажения, а все пространство помещения будет запечатлено в кадре. Очень актуален «рыбий глаз» и для архитектурной съемки. Здесь можно дать волю своей фантазии и снять привычные городские здания самым необычным образом, используя для этого присущие данному объективу искажения.

Кстати, различные программные средства сегодня существенно расширяют возможности подобных объективов. Недаром «рыбий глаз» очень востребован при создании сферических и виртуальных 3D-панорам. Задача фотографа тут заключается только в том, чтобы детально снять все вокруг себя, после чего соединить отдельные кадры в программе. С «рыбьим глазом» эта задача решается действительно намного проще, ведь если взять 8 мм «фишай», то для полного охвата вам нужно будет сделать всего 4 – 5 кадров. Так легко можно получить великолепную 360-градусную панораму.

Если вы пополнили свой арсенал объективом «рыбий глаз», то не бойтесь экспериментировать. Старайтесь анализировать полученные результаты, чтобы освоить применение объектива на практике и научиться извлекать свою пользу из недостатков «фишая».

В этом уроке вы узнаете, как обычную уличную фотографию сделать более художественной, благодаря различным инструментам программы Photoshop и их настройкам. Так же в уроке вы найдете несколько новых полезных возможностей, начиная с версии Photoshop CS6. Но не волнуйтесь, большинство из этих новых опций при случае могут быть заменены.
Вот исходная фотография.

А это результат после изучения и применения шагов урока.

При прохождения этого урока автор предлагает для использования свой файл формата Raw, который вы можете скачать .
Теперь откройте Photoshop и загрузите этот файл в меню Файл - Открыть как - Camera Raw (File - Open as - Camera Raw).


Для того чтобы применить к изображению настройки точно такие же, как в уроке, Вы можете скачать файл настроек и загрузить его, используя выпадающее меню (отмечено на скриншоте ниже). Так же Вы можете сохранить эти настройки в пресетах Camera Raw.
На скриншоте вы можете увидеть Основную панель и некоторые новые опции в Camera Raw 7, такие как Света (Highlights), Тени (Shadows) и Белые (Whites).

Примечание переводчика: Если при попытке загрузки файла настроек вы вместо скачивания переходите к коду, то нужно правой кнопкой мыши кликнуть на слове «настроек» и выбрать опцию Сохранить по ссылке как или Сохранить объект как ..

Используя вкладку Тоновая кривая (Tone Curve panel) поиграйте с контрастом. Корректируйте кривую, добавляя и двигая точки во вкладке Точечная (Point), или просто используйте уже настроенную кривую, благодаря загруженным ранее настройкам.

Ниже настройки панели HSL Градации серого (HSL Grayscale).

Примените Градуированный фильтр (Graduated filter) к области неба. На скриншоте Вы можете видеть больше опций для фильтра, чем в более старых версиях плагина Camera Raw, это же касается и инструмента Корректирующая кисть (Adjustment Brush).

Откройте изображение после коррекции в Camera Raw. Есть несколько способов, достичь эффект линзы «рыбий глаз». Например, это новая функция в CS6, которая находится в меню Фильтр - Адаптивный широкий угол (Filter - Wide Angle), затем Фильтр - Коррекция дисторсии (Filter - Lens Correction) и ещё опция из трансформации - Деформация (Warp).
В этом изображении автор урока предпочитает использовать именно Деформацию (Warp), хоть это и несколько специфический путь для достижения эффекта, но на небе присутствуют провода, и они составляют часть композиции, которую можно сделать более интересной.
Дублируйте фоновый слой с фото и идите в меню (Edit - Transform - Warp), выберите в выпадающем меню вариант Надутый (Inflate). Поставьте настройки как на скриншоте и примените трансформацию.

Переместите этот слой немного вниз, чтобы увеличить пространство с областью неба, вы должны увидеть оригинальный фоновый слой в верхней части изображения. Снова идите в меню Редактирование - Трансформирование - Деформация (Edit > Transform > Warp) и на этот раз выберите вариант деформации Рыбий глаз (Fisheye). Примените настройки как на скриншоте ниже.

У нас получается вот такой результат с изображением после трансформации. Сократите немного картинку к левому и правому краю документа. Не обращайте внимание на отсутствующие после деформации области по краям слоя, вы их подкорректируете с помощью инструмента заливка С учётом содержимого (Content-Aware).

Теперь слейте вместе Ctrl+Е обработанную деформацией копию и оригинальный фоновый слой. Исправим нижние углы. Выберите область, которую нужно исправить, это можно сделать с помощью инструмента Лассо (Lasso Tool).
Пройдите в меню (Edit - Fill - Content- Aware). Эта опция появилась в Photoshop с версии CS5, поэтому, если у вас версия ниже, для редактирования можно использовать инструменты Заплатка (Patch Tool) и Штамп (Stamp Tool).

Сделайте то же самое для других областей внизу изображения.

Теперь исправим верхнюю часть фотографии. Возможно, все эти ухищрения вам будут не нужны, если у вас снимок с хорошей композицией, но в некоторых случаях они могут быть полезны.

Выберите инструмент Точечная восстанавливающая кисть (Spot Heal Brush Tool) в режиме С учётом содержимого (Content-Aware) и скройте нежелательные участки, а так же чёткие края.

У вас должно получиться примерно так.

Серое здание на заднем плане выглядит неинтересно в этой композиции, и мы его заменим. Для этого дублируйте слой с применённым уже эффектом и коррекциями и добавьте маску слоя. Сотрите все ненужные объекты, используя чёрную кисть. После работы с маской, если вы сделаете нижний слой невидимым, то увидите прозрачную область, как на втором скриншоте ниже.
А сейчас сделайте активным слой с маской и с помощью инструмента Прямолинейное лассо (Polygonal Lasso Tool) выделите серое здание на фото. Затем залейте выделенную область в меню Редактирование - Выполнить заливку - С учётом содержимого (Edit - Fill - Content- Aware). Маска слоя защитит скрытые здания и низ изображения от действия заливки.

Это результат заливки с С учётом содержимого (Edit - Fill - Content- Aware).

Объедините слои и выберите меню Фильтр - Коррекция дисторсии (Lens Correction). Во вкладке Заказная (Custom) примените эффект виньетки. Настройки ниже на скриншоте.


Теперь идите в меню Изображение - Коррекция - Тонирование HDR (Image - Adjustments - HDR toning) и поиграйте с настройками.

Дублируйте слой после применения тонирования, поставьте ему режим наложения Умножение (Multiply) и уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 45%.

И это результат!

Объектив «рыбий глаз» признан одним из самых лучших объективов для реализации творческих замыслов фотографов. Что касается доступности, то «рыбий глаз» относится к недорогим объективам (около 650 долларов), поэтому он весьма популярен как среди новичков, так и профессионалов.

Если обратиться к истории создания этого объектива, то следует заметить, что изначально он назывался совсем не «рыбий глаз», а «объектив всего неба», так как применялся в метеорологии для наблюдения за формированием облачных масс и для изучения всего неба. Такая оптика имела одну особенность - она необычно искажала линии, создавая на снимках уникальные эффекты. Этим она приглянулась некоторым фотографам, и уже вскоре объектив завоевал массовую популярность, получил новое имя и широкое применение в сфере общей фотографии. В наши дни многие фотографы с удовольствием используют его как для любительской, так и для профессиональной съемки, но больше с целью творческого развлечения.

В этой статье я расскажу вам о 5 интересных способах креативного использования объектива «рыбий глаз»…

1. Радиальное размытие

Съемка свадьбы при помощи объектива «Рыбий глаз» может дать удивительные результаты. Подобные мероприятия обычно проходят в условиях низкой освещенности и становятся серьезным испытанием для фотографов. Во время съемки на свадьбе я обычно выбираю позицию в центре танц-пола и просто снимаю.

Чтобы добиться эффекта радиального размытия, просто уменьшите до 1/25 доли секунды, а затем поверните камеру против часовой стрелки на 90 градусов, поддерживая левой рукой объектив и поворачивая корпус камеры правой. Не все снимки получатся качественными, но вы всегда сможете выбрать достаточное количество хороших кадров.

2. Эффект искривления Земли (так называемая дисторсия)

Необходимо обратить внимание на одну особенность при использовании объектива «рыбий глаз»: чем ближе объект приближается к краю кадра, тем больше искажение. Если расположить горизонт в середине кадра, он будет оставаться абсолютно прямым по всему снимку. Усильте это искажение, переместите линию горизонта максимально близко к верхней границе кадра. Только будьте осторожны, вы можете вернуться домой, и обнаружить изображение своих ног в нижней части снимка.

3. Съемка панорамных пейзажей без эффекта «рыбий глаз»

Иногда эффект «рыбий глаз» можно использовать просто для того, чтобы захватить в одном кадре все, что вы хотите. Часто не хочется искаженных линий, но при этом необходим очень широкий угол съемки. Если вы снимаете без прямых линий (здания, деревья, телеграфные столбы, и т.д.), то иногда удается поместить объектив таким образом, что снимок просто будет выглядеть как снятый обычным широкоугольным объективом. Просто убедитесь, что линия горизонта находится строго по центру кадра. Благодаря этому вы сможете уместить почти 180-градусный снимок в одном кадре, и вам при этом удастся избежать искажений, свойственных съемке объективом «рыбий глаз».


4. Съемка потолка одним кадром

Обычными объективами снять весь потолок одним кадром практически невозможно. Этот снимок потолка, который имеет очень большую площадь, был сделан в техасском Гейлоре, в Грейпвайне, штат Техас. В зданиях с такой симметричной архитектурой, как эта, чтобы получить хороший снимок с использованием обычного объектива пришлось бы много раз отмечать маркером точки съемки на полу, чтобы определить точную середину комнаты. Когда я посмотрел вверх и увидел этот потолок, я понял, что «рыбий глаз» - это единственный объектив, который сработает в этих условиях!

5. Меняйте перспективу и угол съемки!

Самое главное для фотографа - получать удовольствие от съемки, и неважно - снимаете ли вы для себя или для клиента (как на фото выше). «Рыбий глаз» является премьер-объективом, а это означает, что вы не сможете с его помощью менять (приближать или удалять объекты). Так что, роль зума остается за вами, то есть вы сами должны приближаться или удаляться от объекта. Вы должны будете сами изменять перспективу и экспериментировать с различными углами и линиями. Можете присесть, опустить камеру ближе к земле, или даже лечь на землю, на траву или на камни, или даже на гравий на железной дороге. Можете прижаться к стене и использовать искажения объектива, чтобы вызвать эффект «обертывания» стены вокруг кадра. Просто получайте удовольствие!

Разновидности объективов типа «Рыбий глаз»

Принято считать, что все разновидности «фишаев» имеют угол зрения в 180°, это не так. Изображение пейзажа с углом 180° даёт круговую картинку, но кадр (плёнка или матрица) представляют из себя прямоугольник. Есть два способа устранения этого несоответствия, и три типа «фишаев»:

  • Циркулярный - на полученном кадре изображение занимает не всю его площадь, а лишь вписанный круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° в любом направлении (справа-налево, сверху-вниз, и т. п.). С помощью такого объектива можно сделать снимок, на котором будет изображён, например, весь небосвод. Примеры циркулярных фишаев:
    • «Sigma AF» 8 мм f/3,5 EX DG FISH-EYE
    • «МС Пеленг » 8 мм f/3,5
    • «Nikon» 8 мм f/2,8
    • «Sigma» 4,5 мм f/2,8 EX DC Circular Fisheye HSM - для цифровых камер с матрицей размера APS-C
  • Диагональный (или «полнокадровый») - полученный кадр целиком занят изображением, однако 180° угол зрения соответствует лишь диагоналям кадра. Другими словами, полный круг, который даёт циркулярный тип, этот объектив не изображает в кадре. В данном случае наоборот: кадр вписывается в круговое изображение. Примеры объективов этого типа:
    • «Canon EF» 15 мм F/2,8 Fish-eye
  • С кругом изображения более 180° - обычно имеют также круглое изображение и угол зрения может составлять 220°, как у «Fisheye-Nikkor» 6 мм f/2,8, который весит 5,2 кг.

Геометрические искажения

При очень широком угле зрения неизбежно возникают сильные искажения перспективы: задний план кажется дальше, чем на самом деле, а при удалении от центра поля зрения форма предметов искажается. Обычно при создании широкоугольных объективов стремятся свести к нулю дисторсию - искривление прямых линий, не проходящих через центр. Однако, в таком случае принципиально невозможно получить угол поля зрения 180°, так как тогда край поля зрения окажется бесконечно удалённым (изображение, даваемое таким объективом, эквивалентно гномонической проекции сферы на плоскость). Кроме того, увеличение по центру оказывается меньше, чем на краю, что может быть неудобным в некоторых съёмочных ситуациях. Поэтому для достижения угла поля зрения 180 и более градусов в объектив при его разработке намеренно вводят отрицательную дисторсию («бочка»). Тогда увеличение по центру становится больше, и в этой области объектив работает как менее широкоугольный. Тем не менее, такая компенсация вносит свои искажения перспективы - выпячивание центра, а также ведёт к искажениям формы предметов: прямые линии (кроме проходящих через центр) изображаются кривыми.

Бленды

Бленды «фишаев» малы (для диагональных) или отсутствуют вовсе (для циркулярных). Увеличить размер бленды не представляется возможным, так как бленда будет попадать в кадр. Как правило, они встроены в объектив.

Исключением являются объективы с трансфокатором . Подразумевается, что при съёмке таким объективом на коротком фокусе (то есть в положении «фишай») бленда будет снята, а для съёмок на длинном фокусе (когда объектив уже не имеет столь широкого угла зрения и превращается широкоугольный) бленда вполне может использоваться. Пример такого объектива: «Pentax SMC Fish Eye» DA 10-17 мм f/3,5-4,5 ED (IF).

Светофильтры

По той же причине, что и с блендами, на объективах типа «Рыбий глаз» невозможна традиционная установка светофильтров . Желатиновые светофильтры устанавливаются не перед первым стеклом объектива, а за последним, что усложняет их оперативную смену и делает невозможным их вращение (что необходимо для градиентных и поляризационных фильтров). Многие фишаи имеют встроеные вращающиеся системы фильтров с обычным набором из жёлтого, оранжевого и красного фильтров.

Фокусировка и ГРИП

Фотография, сделанная с использованием «Рыбьего глаза» «MC Зенитар» 16 мм f/2,8

Глубина резкости фишаев такова, что уже при сравнительно небольшой диафрагме 5,6 в глубину резко изображаемого пространства будет входить пространство от 40-100 см до бесконечности. Другими словами, для большинства случаев объектив, установленный на бесконечность не нуждается в автоматической или ручной фокусировке.

Другие особенности

  • В кадр, сделанный с помощью «Рыбьего глаза», с лёгкостью может попасть рука фотографа, держащегося, например, за фокусировочное кольцо объектива, ступни фотографа или основание штатива.
  • Если центр кадра попадает ниже линии горизонта, то горизонт на снимке представляет собой выпуклую вверх линию. В противоположном случае (центр кадра выше горизонта) - выпуклую вниз линию. Если же центр кадра точно совпадает с линией горизонта, то горизонт в кадре прямой.
  • При использовании циркулярного фишая на аппарате меньшего формата он превращается в диагональный (Пеленг на фотоаппаратах системы 4/3, например), или круг становится частично обрезанным (Пеленг на APS-C матрице).
  • В 2007 году на рынке появился первый циркулярный фишай для фотокамер с матрицей APS-C - «Sigma» 4,5 мм EX DC Circular Fisheye HSM. При его использовании на соответствующих камерах круг изображения не обрезается.

История

Использование объектива «рыбий глаз» наиболее часто находит свое отражение в съемках уличных экстремальных видов спорта (паркур, скейтбординг, ВМХ и т. д.). Можно сказать, что он является «главным» объективом в таких съёмках, позволяя запечатлеть с короткой дистанции как самого «райдера», так и используемую архитектуру при выполнении трюков. Так же использование объектива «рыбий глаз» очень распространено в съемке сферических панорам, поскольку позволяет минимальным количеством кадров получить полную сферу панорамы.

Известные фотографы и их работы

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .