Канон музыкальный термин. Строки текстарифмы стиха и строки музыки функции строк

По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам...». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда - от разных. Собственно говоря, канон - это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример такого эпизода - дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского «Евгений Онегин». Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы («Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?»), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники - и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму, Особая разновидность канона - бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.


Смотреть значение Канон в других словарях

Канон — м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого........
Толковый словарь Даля

Канон — канона, м. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной........
Толковый словарь Ушакова

Канон М. — 1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято за образец. // То, что является традиционной общепринятой нормой,........
Толковый словарь Ефремовой

Канон — -а; м. [греч. kanōn - правило, предписание]
1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Канон — 1) Церковное установление, правило, догмат в области вероучения или религиозных обрядов. 2) Совокупность правил, положений какого-либо направления в литературе и искусстве........
Политический словарь

Канон — правило, традиция, то, что приняло форму закона, стало общепринятым.
Экономический словарь

Канон — в изобразительном искусстве - система стилистических ииконографических норм - господствующая в искусстве какого-либо периода илинаправления; произведение, служащее нормативным образцом.
Большой энциклопедический словарь

Канон — - свод положений, имеющих догматический характер. Совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», применяемых в качестве священного писания.........
Исторический словарь

Канон — (греч. kanon - правило) - 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных........
Советская историческая энциклопедия

Бесконечный канон — (лат. canon infinitus, canon perpetuus) - форма имитационного изложения, в к-рой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б.........
Музыкальная энциклопедия

Двойной канон — полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития.........
Музыкальная энциклопедия

Загадочный канон — канон, в к-ром записывается только мелодия пропосты, причём моменты и интервалы вступления риспост указываются лишь частично или вообще не указываются. Эти отсутствующие........
Музыкальная энциклопедия

Канон — (от греч. kanon - норма, правило).
1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило........
Музыкальная энциклопедия

Канон (инструмент) — струнный щипковый муз. инструмент Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, где он известен под назв. канун (перс. - ганун), в СССР встречается в Армении. Плоский........
Музыкальная энциклопедия

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.
Сексологический словарь

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.(

Канон — одна из тех великих форм, которыми может гордиться музыка Западной Европы. В своих наиболее значительных образцах форма канона сочетает художественно-эмоциональную полноту и насыщенность с рационалистически строго рассчитанной (и подчас невероятно сложной) конструкцией звукового целого. Зародившись еще в ранние эпохи европейского многоголосия, канон (с большей или меньшей распространенностью в те или иные исторические периоды) развивается на протяжении семи столетий, притом современная музыка отнюдь не обнаруживает тенденции к умалению художественной роли канона.

За столь длительное время канон, естественно, не мог не претерпеть существенной эволюции. И если история канона Нового времени более или менее у нас известна , то начало ее исследовано мало (прежде всего из-за труднодоступности источников, особенно в нашей стране). Настоящая статья ставит своей целью очертить контуры зарождения и начальных этапов развития формы канона.

1. Канон. Понятие и термин

Слово «канон» — одно из наиболее многозначных среди слов, вошедших в музыкальную терминологию.
. Каноном был назван «инструмент мудрецов» — монохорд . По имени этого инструмента сторонники математико-философского объяснения музыки назывались «канониками».

В позднегреческой (византийской) музыке термин «канон» был закреплен за определенной формой церковной музыки. Византийский канон (с конца VII века) состоит из девяти (или меньшего числа) частей — од. Из Византии канон перешел на русскую почву и сохранил то же строение (девять песен, вторая из которых большей частью отсутствует; в некоторых случаях пропускаются и другие — восьмая, девятая).

В католической мессе каноном (canon missae) называется часть после Sanctus от слов «Те igitur» (молитвенные тексты этой части мессы не подлежат изменению, отсюда и название «канон»).

Все перечисленные значения слова «канон», однако, не имеют отношения к полифонической форме канона, развившейся в европейской многоголосной музыке. Источник ее возникновения — мощный подъем исторически нового многоголосного полифонического мышления, интенсивно развивающего открывшиеся возможности повторения тематического материала при передаче его от одного голоса к другому и достигающего при этом неслыханных эффектов углубления музыкальной мысли, как бы погружения ее во внутреннее измерение музыки. Возведение непрерывной имитации в центр художественного интереса композиции формирует новый аспект музыкального времени и не поддающийся словесному описанию эстетический эффект взаимодействия двух одинаковых, но неодновременных голосов.

Изучение этапов становления европейских канонических форм осложняется различием путей развития термина и понятия канона. То, что с нашей точки зрения есть действительный канон (то есть непрерывная имитация), первоначально существовало под другими жанровыми наименованиями, а то, что носило название «канон», не во всем совпадает с каноном в нынешнем понимании этого термина. Так как подобного рода расхождения приходятся именно на ранние эпохи развития канона, данный вопрос — один из важнейших в настоящей работе.

2. Генезис канона. Имитация в метризованном органуме школы «Notre Dame». Обмен голосов

Канонические формы XIII—XIV веков возникли непосредственно на основе принципа имитации и хронологически, по-видимому, одновременно с ним. По технике письма канон и имитация, в сущности, однородны и могут рассматриваться как две разные степени проявления одного и того же общего принципа (передачи материала от одного голоса к другому). Перерастание зародившейся имитации в канон как имитацию последовательную, состоящую из нескольких отделов, происходит уже около 1200 года, у Перотина. Примером может служить его рождественский органум Viderunt (приводится фрагмент):


На ранних этапах своего развития имитация и канон проявили себя в рамках определенного приема организации музыкального материала, который получил в литературе специфическое наименование — «обмен голосов» (нем . Stimmtausch). Сущность этого «гласообмена» состоит в том, что данное сочетание двух (или более) голосов точно повторяется , а составляющие его мелодии передаются из голоса в голос с таким расчетом, чтобы каждая мелодия побывала во всех голосах. По совершении круга проведений каждой мелодии во всех голосах всё возвращается к исходному соотношению.


Обмен голосов объединяет в себе несколько явлений: (1) остинато , (2) имитацию и (3) канон (бесконечный — canon: infinitus, или «непрерывный», круговой — canon perpetuus, в позднейших терминах).

Обмен голосов имеет также отношение к технике двойного и тройного контрапункта . Кроме того, абсолютная «готическая» разграниченность мелодических отрезков — так же, как и геометрическая правильность их порядка, — в простейшей форме, но с полной определенностью оперирует мелодиями, как темами, — мелодиями, подвергающимися развитию посредством пермутации.

Техника обмена голосов зародилась, вероятно, в Англии (вторая половина XII века) и у мастеров школы «Notre Dame» (конец XII — начало XIII века) — как один из методов композиции трех- и четырехголосного органума (в последней стадии его эволюции — так называемом метризованном органуме ).

В терминах XIII (?) века техника обмена голосов была обозначена как «повторение в разных голосах» . Термин «повторение » многозначительно указывает на основное свойство соотношения между участвующими в этом обмене голосами и по смыслу связывает представления того времени с нынешними (определение как имитации, так и канона через «повторение»). У Йоханнеса де Гарландиа (Гарландии) в систематике повторений «повторение в различных голосах» (обмен голосов) стоит в паре с «повторением в том же голосе», то есть с остинато. Тот и другой виды повторений рассматриваются как кóлор, украшение звуковой структуры (не без связи со способами украшения ораторской речи) .

3. Рондель. Каталанские каноны

Рондель («Ave mater domini») из трактата Одингтона (в расшифровке):



Круговое «колесообразное» движение ронделя (cantus rotundellus) объясняет и название rondellus. Одингтон пишет: «Дискант имеет много видов. Если то, что один спел, все по очереди повторяют (recitent — произносят), такое пение называется рондель , то есть колесообразное или круговое»

I a b ...
b a ...
II m n ...
n m ...

«Складывание» вместе двух структур, несомненно, предвосхищает один из принципов будущих составных канонов.

Техника обмена голосов имела значение и для одной из разновидностей готического английского мотета (XIII — сер. XIV в.). В таком «рондель-мотете» находим еще один вариант формы ронделя — «рондель верхних голосов» (X. Эггебрехт) — в отличие от предыдущих типов, где охватываются все голоса. Схема варианта, частого среди «рондель-мотетов» «Вустерских» (Worcester) фрагментов такова:

a b c d ...
b a d c ...
m m n n ...

Таким образом, в ронделе техника, близкая канону, становится основой музыкальной формы.

Канон-«гласообмен», помимо метризованного органума и ронделя, нашел применение и в так называемых «каталанских канонах» (или «пилигримских канонах») . Они относятся уже к XIV веку и составляют переход к жанрам шас и каччи. На это указывает их наименование caça. Один из этих канонов (третий) имеет ремарку: «caça de duobus vel tribus vel „sic“» «кача двух или трех [голосов] или „так“», то есть: допускается исполнение на два или три голоса, а также одноголосно.

4. Рота. Канон как последовательная имитация

Близкая ронделю более поздняя форма роты или ротулы (также: радель — «колесо» — немецкое наименование роты) с современной точки зрения представляет собой уже настоящий канон как непрерывную и последовательную имитацию.

Произведений в форме роты дошло до нас очень мало. Знаменитый образец роты — английский «Летний канон» . По музыкальной форме он, однако, есть комбинация роты (в четырех верхних голосах) и ронделя (так называемый pes) в двух нижних. Схема формы:


Теоретическое объяснение роты (ротунды, ротунделя) у Йоханнеса де Грохео (Grocheio, прав. Грокéйо. — С.Л. ; XIII—XIV вв.) подчеркивает круговой характер формы: «Какая-либо кантилена называется многими ротунда или ротундель, потому что она, подобно кругу, сама в себе оборачивается и тем же образом начинается и заканчивается»

В оригинальной записи «Летнего канона» такая надпись есть, и помещается она между мелодией роты и pes-ронделем . В отличие от позднейших головоломок, эта надпись несложна и представляет собой скорее просто разъяснение, как надо петь, нежели литературно отшлифованное изречение.

Надпись гласит: «Эту роту петь могут четыре товарища (socii)... меньшим же числом, чем тремя или двумя, она не должна петься, кроме тех двух, кто поет стóпы (pedem)». В рукописи четко выделен один знак (крест), показывающий вступление каждого нового голоса (по отношению к последнему из вступивших).

5. Качча. Шас. Канон в некоторых других жанрах XVI века. «Фуга»

В XIV веке канонические формы распространяются шире. Особенно выделяются два родственных «изобразительных» жанра — итальянская качча (caccia) и французская шас (chasse, chace). Сами эти термины (и тот, и другой переводятся одинаково: «охота») указывают уже с большей определенностью на каноническую структуру произведения: один голос будто бы «охотится» за другим. Как и произведения вышеописанных жанров, качча и шас имеют светское содержание. Помимо обычных изобразительных моментов (сцен охоты, погони, лая собак) в содержание каччи нередко привносится более или менее открытый аллегорический сюжет любовного характера. То и другое наилучшим образом воплощается и в каноническом ведении голосов («погоня», «преследование», или — еще одно название каччи — incalzo, «гонка»). Поэтому вполне вероятно и обратное: канон как непрерывная имитация образно воспринимался как охота и соответственно этому получал свои названия.

Типичное полифоническое построение каччи таково: трехголосная ткань, где два верхних голоса образуют канон (в унисон), нижний — свободен; характерно большое расстояние по времени между пропостой и риспостой (до шести-десяти, иногда даже пятнадцати тактов).

В отличие от каччи, французская шас представляет собой канон в унисон, охватывающий все три голоса (однако были и двухголосные шас) .

Важно отметить, что, подобно автору «Летнего канона», создатели французских шас используют способ записи канонического трехголосия в виде одного голоса (с указанием для вступления других с помощью специальных значков или ремарок: fuga post... tempore) .

Помимо «охот», форма канона встречается и в других жанрах XIV века. Так, 17-я баллада Гильома де Машо «Sanz cuer m"en vois» («От сердца, полного плача и скорби») написана в виде трехголосного канона, то есть в форме шас . Самый знаменитый из таких образцов — 14-е рондó Машо «Ma fin est mon commencement» («Мой конец — мое начало»):


14-е рондо Машо считается исторически первым образцом ракоходного канона. В рукописях нотированы только верхний голос (такты 1-40) и первая часть контратенора (такты 1-20) .

, а исполнять их по выводящему, который может быть снабжен пояснительной надписью .

К терминам, обозначающим «охоту» или «погоню», прибавляется в XIV веке еще один, сходный по смыслу, — «фуга» (итальянское название — consequenza). Им также обозначается с этого времени (примерно до XVII века) канон (не фуга в нашем смысле), то есть «бег», «погоня» . Во второй половине XIV века слова этого корня ассоциируются с французской шас.

С XV века слово «фуга» становится все более употребительным (у Й. Чикониа, ум. 1411, Маттео Перуджийского, ум. ок. 1418, Дюфаи и др.) в надписях-афоризмах, указывающих способ выведения голосов из нотированного (например, fuga in diapente) . Co второй половины XV века возникает жанр канонической missa ad fugam (у Стэндлая, де Орто, Жоскена).

Понимание «фуги» как канонического тождества выводящего и выводимого голосов, очевидно, переходит в это время (с процесса «бега») также и на композиционно-техническое соотношение голосов. Тем самым «фуга» начинает трактоваться и как определенная композиционная форма. Существенный ее признак — имитационное повторение. Теоретик конца XV века Йоханнес Тинкторис в своем «Определителе музыки» (ок. 1473-1477) характеризует «фугу» как «идентичность голосов» (или «тождество голосов»)

Вершина эволюции канона (быть может, и не превзойденная во всем последующем развитии) приходится на вторую половину XV — первую половину XVI века . И эта вершина на сей раз стоит в непосредственной связи с термином «канон». Но сложность в том, что термин «канон» означает здесь (в XV—XVI веках) нечто иное , лишь отчасти совпадающее с нашим толкованием этого слова. В некоторых же значениях «канон» почти не имеет точек соприкосновения с современным его пониманием.

Как уже было показано, канон в виде последовательной имитации — это рота, шас, качча, «фуга». «Каноном» же в XV—веках называлась надпись -изречение, в простой или, наоборот, замысловатой (часто нарочито затемненной) формулировке указывающее способ («правило», «закон») исполнения произведения.

Классическое определение этого канона-правила принадлежит Тинкторису: «Канон есть правило, являющее волю композитора под покровом некоей тьмы» . В составлении символических, даже интригующих, загадочных эпиграфов композиторы словно нашли для себя объект интеллектуальной игры. Некоторые образцы:



Как видим, эта форма совершенно не соответствует понятию канона в нынешнем смысле слова. Отсюда вопрос: является ли формой строение произведения, снабженного ремаркой «канон»? Каков формообразующий фактор, обусловленный «каноном»?

Наш ответ таков. Исторически в европейском многоголосии существовали две разные формы, определяемые термином «канон», и, соответственно, два понятия канона. Первая из этих форм (канон-правило) — понятие XV—XVI веков; вторая (непрерывная имитация или последовательная имитация) — нынешнее понятие. Нет никаких оснований не учитывать этот исторический факт и отрицать за некоторыми из форм старого («нидерландского») канона право носить это имя по той лишь причине, что его структура не соответствует выработанному позже новому понятию. Нельзя абсолютизировать одно из этих двух понятий, нельзя сказать, что canon XV—XVI веков (в некоторых его видах, искусственно отделенных от подчиняющихся тому же правилу) — не канон; этим будет сказано лишь то, что он — не канон в позднейшем смысле. Можно сформулировать и сущность структуры, определяемой понятием «canon»: канон-правило есть форма с выводимыми голосами , то есть форма, которая строится при помощи чтения ненотированного голоса (голосов) по партии нотированного голоса (голосов). Можно определить его также как форму с отраженными голосами.

Согласно предложенной формуловке (канон — форма с выводимыми голосами) оказывается возможным обнаружить связь между двумя понятиями канона — старым и нынешним: канон как последовательная имитация есть частный случай канона-правила. Все формы канона в нынешнем смысле можно понять (и — в принципе — нотировать) как структуру с выводимыми голосами (см., например, каноны в I части «Tabulatura nova» Шейдта и в «Musikalisches Opfer» И. С. Баха)

Canon как изречение-мотто нагляднейшим образом фиксирует суть канона как принципа выведения голосов. Поэтому мы можем воспользоваться методом канона-надписи следующим образом: Канон есть форма с выводимыми голосами. Canon есть правило выведения голосов .

Считая классификацию Файнингера наиболее полной, хотя и не лишенной терминологической спорности, приведем ее с некоторыми поправками. Классифицировать необходимо два аспекта канона: (а) технику письма и (б) формы.

  1. Простой (однотемный) прямой канон
  2. Сложный (многотемный) прямой канон
  3. Пропорциональный (мензуральный) канон
  4. Линеарный (однолинейный) канон
  5. Инверсионный канон
  6. Элизионный канон

1. Простой канон — наиболее элементарный тип канона из двух или более голосов, воспроизводящих пропосту без изменений длительностей, направления по вертикали, направления по горизонтали, без изменений состава мелодии (например, без пропуска звуков или пауз). По принципу простого канона может быть построено и огромное, сложное произведение. Таков, например, легендарный 36-голосный канон-колосс «Deo gratias», приписываемый Окегему

К тому же типу относится не менее знаменитый 24-голосный канон в мотете Жоскена «Qui habitat in adiutorio» (сложение — additio — четырех простых шестиголосных канонов). Так как, несмотря на паузы, голоса в каноне Жоскена не умолкают, возникает действительное 24-голосие, и выходит, что «Qui habitat» Жоскена превосходит «Deo gratias» по количеству голосов

К типу простого канона, очевидно, должен относиться «нулевой канон» — с одновременным вступлением голосов (то есть с нулевым расстоянием во времени) без применения указанных выше видоизменений мелодии. Совпадая с приемом дублировки голосов, нулевой канон отличается от нее смыслом дублирования. В старой полифонии (у Дюфаи, Жоскена) параллельное ведение рядом с мелодией ее имитации оказывается частным случаем выведения одного голоса из другого, отличаясь от прочих видов лишь временем вступления . Таков принцип фобурдона с удвоением данного голоса (нулевой канон) в кварту. На основе одновременности вступления голосов нулевой канон объединим с другими видами канона sine pausis («без пауз»), не обязательно связанными с неизменностью темы. Такого рода канон sine pausis мы находим у Шейдта в I части «Tabulatura nova» (1624), в канонах №№ 6 и 7. (Авторская ремарка-canon относит обозначение sine pausis именно к двум верхним голосам, так как именно они идут в дециму; однако сочетание с нижним голосом привносит также эффект пропорционального канона.) Следующий 36-голосный канон складывается из девяти четырехголосных хоров, которые, в свою очередь, образованы канонически путем выведения из одной-единственной темы:



2. Сложный канон характеризуется тем, что пропоста не одноголосна, а многоголосна, то есть, в сущности, исходным моментом является совокупность двух или нескольких (трех-четырех) пропоcт. Сложный канон — объединение двух или более простых.

3. Пропорциональный канон нотируется как один голос с указанными двумя или несколькими метрами («пропорциями», «мензурами»). Голоса вступают одновременно и даже как бы идут каждый в своем темпе. Один из наиболее выдающихся образцов — «IIII vocum ex unica» («четыре голоса из одного») Пьера де ля Рю

4.1. Линеарный канон (Файнингер: Linearkanon) более всех других расходится с нынешним понятием канона. Теноровый или линеарный канон предполагает проведение мелодий, выведенных из нотированной, в том же самом голосе, то есть однолинейную имитацию.

4.2. Распределенный линеарный канон у Файнингера носит название «формальный канон» (Formalkanon) , которое кажется неточным, так как при других видах техники канонические голоса также становятся основой формы (кроме того, слово «формальный» имеет и другой оттенок). Сущностью этого вида является распространение функции тенора как с. f. (в линеарном каноне) на другие голоса (в порядке имитации и особенно пред-имитации) . Образец распределенного канона:



5. Инверсионный канон — как понятие — объединяет и собственно инверсию (обращение по вертикали), и ракоход (обращение по горизонтали). Образец инверсионного канона — 14-e рондо Машо (пример 3) .

6. Элизионный канон у Файнингера носит название Reservat-canon . Сущность его — в пропуске всех пауз или всех мелких нот. Файнингер описывает Agnus II из мессы Изаака «О Österreich»: соответствующий голос написан без ключей, с тремя значками, и существенно длиннее, чем единственный свободный сопровождающий голос; голос I должен читаться в басовом ключе и при первом значке перескакивает на последний; голос II вступает на 4 такта позже и в сопрановом ключе (то есть идет в кварту через октаву), он перескакивает с первого значка ко второму и заканчивается при последнем; голос III вступает также через 4 такта, читается в альтовом ключе (то есть в двойную кварту) и идет гладко до второго знака . Образец элизионного канона :




При рассмотрении явлений музыки далекого прошлого современные исследователи (Вл. В. Протопопов принадлежит к их числу) стремятся связать их с нашим временем. Для этой тенденции есть основания в самом характере современной музыкальной культуры.

Многими чертами современное музыкальное мышление корреспондирует со всеми прошлыми эпохами. Не будет преувеличением сказать, что середина XX века — время открытия прошлых эпох музыки. В музыкально-исполнительской жизни — бесчисленные ансамбли старинной музыки, в музыкальной науке — восстановление музыкальных форм барокко, Возрождения, средневековья.

Изменилось само музыкальное сознание. Мы обрели способность слышать и понимать как живое искусство, как человеческую мысль то, что говорят нам Федор Крестьянин, Перотин или Андрей Критский.

Сегодня нам кажется странным, как можно было (еще совсем недавно!) считать термин cantus firmus «устрашающе действующим» и «олицетворением контрапунктической схоластики», а изоритмический мотет — «одновременным сочетанием [...] независимо друг от друга возникающих мелодических линий», допускающим «лишь умозрительное постижение своего смысла, своей структуры»

Музыкальное мышление XX века в чем-то оказалось близким и старым нидерландцам, и Джезуальдо, и даже средневековой монодии. Так, в порядке развития канонических ракоходных структур старых нидерландцев современная музыка широко использует канонические, ракоходные, зеркальные формы (примеры: А. Берг, Allegro misterioso из «Лирической сюиты» для струнного квартета; П. Хиндемит, прелюдия и постлюдия из Ludus tonalis; P.С.Леденев, вторая из «6 пьес для арфы и струнного квартета»). Поэтому закономерно и использование (подчас на новом уровне, с новыми задачами) принципа выводимых (отраженных) голосов — принципа старого канона. Не беря сейчас многочисленных более крайних явлений, продемонстрируем эту близость (ре)канонизацией (зашифровкой) музыкальной структуры, автор которой вовсе на это не рассчитывал

1 Канонические формы — начиная от Баха — на большом количестве нотных образцов продемонстрированы или упомянуты в двухтомнике Вл. В. Протопопова «История полифонии в ее важнейших явлениях» (М., 1962, 1965).



2 Каноном называли также: числовые соотношения звуков (у Диогена Лаэрция); твердую точку отсчета (у Плутарха — хронологические вехи, на основе которых исчислялись другие даты); список образцовых греческих писателей, установленный александрийскими грамматиками. Термин «канон» применялся в скульптуре (знаменитый «канон» Поликлета), архитектуре (Витрувий), литературе, музыке. В раннехристианскую эпоху термин «канонический» («правильный») был применен для отделения официально признанных церковью текстов священного писания (Нового завета) от отвергнутых («апокрифических»).

3 Изобретение монохорда (поначалу еще не называвшегося каноном) легенда приписывает Пифагору. Но, по-видимому, исторически первое описание канона монохорда принадлежит Евклиду («Разделение канона», III в. до н. э.). «Канун» (перс. — «ганун») — также наименование струнного щипкового инструмента у разных народов (у нас — в Армении — под названием «канон»).

4 X. Бесселер датирует квадрупль Перотина «Sederunt» (в котором встречается обмен голосов) 1199 годом (см.: Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1937, S. 114). Л. Файнингер указывает, что в школе «Notre Dame» обмен голосов появляется именно у Перотина, не ранее: «у Леонина это было бы невозможно» (Feininger L. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Diss. Emsdetten, 1937, S. 2).

5 Выражение Йоханнеса де Гарландиа (Гарландии) (Johannes de Garlandia. «De musica mensurabili positio»). Необходимо, однако, оговориться, что, согласно новейшему исследованию Э. Раймера, данная глава трактата считается неподлинной (см.: Reimer E. Johannes de Garlandia: De mensurabili musica. Kritische Edition mit Kommentar und Interpretation der Notationslehre. Wiesbaden. 1972, Tl. 1. S. 91, 95; Tl. 2, S. 39 ff.).

6 На это прямо указывает Просдоцимус де Бельдемандис (CS III, 226), объясняя колор как «повторение» и применяя при этом термин «фигура» («...in colore musico fit pluries similium figurarum...»).



7 Помимо этой формы ронделя (или раунда — round), известны и другие (континентальные), с иным построением.



9 Термин фигурирует в статье: Eggebrecht H. Rondellus. — In: Riemann Musiklexikon. Sachteil, 1967, S. 818.





11 Датировка его затруднительна. Названные в литературе даты варьируют в пределах двух столетий (XIII—XIV вв.). По-видимому, он относится к началу XIV века, но возможно — и ко второй половине XIII (ок. 1260). Если «Летний канон» принадлежит XIII веку, его следует считать первым выдающимся образцом собственно канона.

12 Цит. по изд.: Rohloff E. Die Quellenhandschriften zum Musiktraktat des Johannes de Grocheio. Leipzig, s. a., S. 51, 132 (133).



13 См.: Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik (Musikgeschichte in Bildern, Bd. 3, Lfg. 5). Leipzig, 1973, S. 45.



16 М. Сапонов называет ее «канонической балладой» (Сапонов М. Музыкальные формы Г. де Машо. Дипломная работа. МГК, 1973). Здесь и далее Ю.Н. ссылается на "порядковые номера" сочинений Машо по (устаревшему) изданию Ф.Людвига. Читатель должен иметь в виду, что в других изданиях (напр., в издании Л.Шраде, которое с середины 1950-х гг. считается нормативным) порядковые номера пьес другие [С.Л.].

17 Схема восьмистрочного рондо:

номера восьми строк текста 1 2 3 4 5 6 7 8
строки текста
рифмы стиха и строки музыки
функции строк
a b
a b
рефрен
с
a
верс
a
a
рефрен
d c
a b
верс
a b
a b
рефрен

19 Помимо названных случаев, канон встречается изредка, например, в мадригале (см.: Besseler H. Bourdon und Fauxbourdon. Leipzig, 1974, S. 71, 230).



20 Отсюда возможности различных расшифровок. Так в изд.: Машо Г. де. Ансамбли (М., 1975) приведены два варианта реализации 17-й баллады (под номерами 9 и 9а). выполненные Ф. Людвигом и Л. Файнингером. В одной расшифровке голоса канона вступают через один такт; в другой — через два.

21 Между тем сами слова «канон», «канонический» изредка применяются в терминологии музыкальных текстов в общем значении «правила». Так, у Иоханнеса де Грохео (см.: Rohloff E. Op. cit., S. 124, 144) читаем: «de musica composita vel regulari vel canonica» («о сочиненной или следующей правилам, или канонической музыке»), «canones universales artis musicae» («общие правила музыкального искусства»).

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком (например, «Sumer Is Icumen In» - «Летний канон»); каноны в большом количестве писали в Италии в XIV веке , используя для них термин caccia , а также использовали их во французских шансонах . В эпоху Франко-фламандской школы (1430-1550) форма канона развилась дальше, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение » И. С. Баха). В XX веке Шёнберг возродил интерес к канону, используя двенадцатитоновую технику.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона - Frère Jacques.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum ), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Аудиофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=DZHw9uyj81g&NR=1 (Классика) http://www.youtube.com/watch?v=TcR9mKKk2UE&feature=related (Рок вариант)

Ссылки

  • Анатомия канона (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Канон (музыкальная форма)" в других словарях:

    - (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия

    Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

    Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни … Музыкальный словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бар (значения). Бар, бар форма (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем. barat или parat искусный выпад в фехтовании), текстомузыкальная форма, в которой сочинялись песни… … Википедия

    - (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

    Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

    Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия

    Музыкальная форма (лат. forma вид, облик) композиционная схема, принцип построения и следования музыкального материала (например, бар, фуга, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). В некоторых случаях понятие музыкальной формы… … Википедия

    Полифоническая форма, один из видов имитации. В нем продолжительная мелодия после своего появления в одном голосе и задолго до своего окончания совершенно точно повторяется в другом голосе, начиная с той же ступени или с другой, вследствие чего К … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком . Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо . В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре , Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение » И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель , Телеман , Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт . В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии . Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг , Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит , Дьёрдь Лигети , Луиджи Ноно и многие другие.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков ; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum , «Месса пролаций »), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

Ссылки

  • Анатомия канона (англ.)

Аудиофрагмент


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Канон (музыка)" в других словарях:

    Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

    К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик ил … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Канон. Канон (греч. κανών правило, норма), в православном богослужении жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого либо праздника или … Википедия

    - (от греч. kanon норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. К. называли также саму числовую систему… … Музыкальная энциклопедия

    I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    Здесь приведён список музыкальных произведений, когда либо звучавших в мультсериале «Симпсоны». Содержание 1 Произведения, существовавшие до появления «Симпсонов» 1.1 Первый сезон … Википедия

Значение слова КАНОН в Словаре музыкальных терминов

КАНОН

(греч. - норма, правило) - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации - последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАНОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАНОН в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (греч. kanon — норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо …
  • КАНОН в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого kanon - правило, мерило) в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции …
  • КАНОН в Этнографическом словаре:
    канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем …
  • КАНОН в Словаре этнографических терминов:
    канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. Распространён на Ближнем и Среднем …
  • КАНОН в Словаре Мир богов и духов:
    одно из самых популярных божеств японского буддизма. Она милосердная застУПНИЦа к которой каждый мог обратиться за помощью вне зависимости от …
  • КАНОН в Кратком религиозном словаре:
    Канон (греч.) - правило, норма, закон. Под каноном принято понимать твердо зафиксированный церковью комплект религиозных книг, составляющих священное …
  • КАНОН в Словаре церковных терминов:
    (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений …
  • КАНОН в Кратком церковнославянском словаре:
    - правило (греч.); в церковном употреблении это слово имеет двоякое значение. Во-первых, это правило, которое Церковь постановляет в отношении веры …
  • КАНОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Канон (греч. κανών, буквально — прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). …
  • КАНОН в Большом энциклопедическом словаре:
    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) …
  • КАНОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. kanwn, буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, …
  • КАНОН
    [греческое] 1) правило; 2) церковное установление; 3) в искусстве совокупность художественных приемов или правил, которые считались обязательными в ту или …
  • КАНОН в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Правило, положение какого-нибудь направления, учения. По канонам классицизма. 2. Церковное установление, правило. Канонический - 1) соответствующий канону …
  • КАНОН в Энциклопедическом словаре:
    KAHOH, -а, м. 1. Правило, непреложное положение какого-н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные …
  • КАНОН
    КАН́ОН (канун), струн. щипковый муз. инстр-т; тип трапециевидной цитры. Распространён в странах Бл. и Ср. Востока, …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН, полифонич. форма, осн. на точной имитации, при к-рой мелодия в данном голосе вступает до её окончания в др. …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН, жанровая форма литургич. поэзии, вид церк. поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой наз. ирмосом, …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН в изобр. иск-ве, система стилистич. и иконографич. норм, господствующая в иск-ве к.-л. периода или направления; произв., служащее нормативным …
  • КАНОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАН́ОН (от греч. kan?n - норма, правило), свод положений, имеющих догматич. характер: библейский К.- совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными, …
  • КАНОН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    кано"н, кано"ны, кано"на, кано"нов, кано"ну, кано"нам, кано"н, кано"ны, кано"ном, кано"нами, кано"не, …
  • КАНОН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) книжн. В искусстве: система правил, норм, являющаяся господствующей в какой-л. период или в каком-л. художественном направлении. Канон …
  • КАНОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Церковное …
  • КАНОН в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. kanon правило,предписание) 1) правило, положение какого-л, направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, …
  • КАНОН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. правило, положение какого-л, направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2. догмат, обряд или правило, …
  • КАНОН в Словаре синонимов Абрамова:
    [церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль)] см. …
  • КАНОН в словаре Синонимов русского языка:
    закон, инструмент, норма, песнопение, положение, правило, …