Логопед занятия буква д т. Логопедическое занятие "дифференциация звуков д -т в слогах и словах" план-конспект на тему

Цель: Дифференциация звуков [Д] - [Т].

Задачи:

Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т].;

развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Д]- [Т]. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: карточки с письменным заданием на каждого ребёнка, тетради, мяч.

Ход занятия:

I .Организационный момент.

1.Приветствие. Запись числа.

2. Дыхательная гимнастика«Снежинка».

3.Сообщение темы занятия.

1). Выделите первые звуки из слов дыня, тыква.

2). Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у.

3). Назовите первый звук в словах: Даша, Тоня, тополь, домик, танк, дождь, тина, тапки, Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

II . Основная часть.

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Д]- [Т].

Дать характеристику звуку [Д] – согласный, звонкий, твердый.

[Д’] – согласный, звонкий, мягкий.

Дать характеристику звуку [Т] – согласный, глухой, твердый.

[Т’] – согласный, глухой, мягкий.

Запись в тетрадях.

    Дифференциация звуков [Д]- [Т] в слогах.

Образуйте слоги со звуками [Д]- [Д’], [Т] - [Т’] Получившиеся слоги и звуковые сочетания запишите в тетради.

3. Игра с мячом.

Логопед кидает мяч ребенку, называет слог со звонким звуком. Ребенок должен вернуть мяч логопеду и назвать слог с глухим согласным звуком (и наоборот).

та - да дя - тя тя - дя дя - тя

то - до дё - тё тё - дё те - де

ту - ду дю - тю тю - дю дё - тё

ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю

4. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Д, во вторую - с буквой Т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

5. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в словах.

Закончите слова, добавив слог да или та.

бе... ...бунгоро... приро...

коф... ...та воро... порося...

во... ...кой боро... свобо...

ва... ...ры гуся... добро...

ро... ...ют утя... полно...

6. Определите наличие и место букв д, т в словах. Составьте схемы этих слов. Выделите из слов буквы д, т. Напишите буквы Д, Т над схемами слов.

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир

7. Физминутка с мячом. Игра «Всё-Наоборот».

Богатый человек –

Толстое дерево –

Жидкий суп –

Короткая лента –

Грязная посуда –

Острый нож –

Быстрый шаг –

Молодое дерево –

Темная комната –

Теплый ветер –

8. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

Работа по карточкам

Составьте словосочетания из слов первого и второго столбика, спишите, подчеркните буквы Д и Т:

ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

Дождливая ПОгода

ТОМАТНАЯ паста

Удачный день

Тонкая талия

полосатыЙ СВИТЕР

УЮТНЫЙ ДОМ

ДОБРЫй ДЕДУШКА

9. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в предложениях.

Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед! Даша рисует цветными... (карандаши).

Гвозди забивают... (молоток).

Воду носят... (ведро).

Дрова рубят (топор).

Землю копают... (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

Толя забежал за... (дома).

Мальчик бежит за... (девочка).

Дедушка заплатил за... (тапочки).

Дима спрятался за... (штора).

На лугу растет сочная... (трава).

Сено сложили в... (стог).

В лесу растут разные... (ягоды).

На опушке леса растут... (дубы).

10. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в связных текстах.Диктант.

Пишите по слогам с проговариванием слогов. С последующей проверкой и послоговым подчеркиванием.

Трудный день.

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны - хорошо потрудились.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дайте характеристику данным звукам.

IV Домашнее задание.

Конспект логопедического занятия

Тема: Дифференциация [т]-[д].

Цель:

Сравнение звуков [т]-[д], их дифференциация.

Задачи:

Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д];

Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;

Уточнять и обогащать словарь детей;

Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, «су-джок» шары, мяч, звуковые линейки, цветные фломастеры, карточки.

СЛАЙД 1

Ход занятия.

I . Организационный момент.

СЛАЙД 2

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

II. Основная часть .

(Щелчок мышкой)

Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

1.Выполним массаж Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком (су-джок) в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнение: массаж кольцом су-джок пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перекатывание кольца по пальцам рук. Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний?

Какое сегодня число?

(СЛАЙД 2 – ЩЕЛЧОК МЫШИ)

Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 3- ЩЕЛЧОК-музыка

(СЛАЙД 3-щелчёк- появляется Том и Джерри)

Мультфильм «Том и Джерри» знают все любители этих героев. Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятие мы узнаем новую историю с их участием. Эти герои попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания. Посмотрите, как они написали диктант. СЛАЙД 4

Что в этом диктанте не так?

Какие буквы перепутали наши герои?

Что же нужно сделать, чтобы они не путали буквы? (Нужно сравнить звуки.)

Какие звуки будем сегодня сравнивать? [д]-[т]

Нужно помочь Тому и Джерри научиться различать звуки [д]-[т].

Тема занятия: Звуки [д]-[т] и их буквы. СЛАЙД 5

2. Характеристика звуков.

Какой первый звук в именах героев занятия?

Том - звук [т], Джерри – звук [д].

Расскажите про звуки нашего занятия.

СЛАЙД 6

[д] – согласный, твёрдый, звонкий .

[т] – согласный, твёрдый, глухой .

Чем похожи?

Чем отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Нам необходимо помочь мышонку и коту научиться различать на слух звуки.

а) Игра «ЭХО» СЛАЙД 7

Повторите слоги (с синим мячом)

Та-да-та

То-до-то

Ду-ту-ду дэ-тэ-дэ

Ата-ада-ата

Ода-ота-ота

Идо-ида-ита ату-аду-ату

б) Добавим слог -та или -да в конец слова: (с мячом)

Бе-, коф-, во- , мо-, горо-, воро-, гуся-, утя-, приро-, свобо-, добро-, полно-;

- Покажите движением руки «колокольчик», если в слоге или в слове звук [д]. -Почему?

Покажите движением руки «наушники», если в слоге или в слове звук [т]. –Почему?

СЛАЙД 8

в) Да, та, ту, ды, нда, пто, мдо, фто

(глаза закрыты, язычок прикусили)

г) птицы: аис т , ман д аринка, у т ка, яс т реб, боро д ач, крече т , т урач, д рофа, с т репе т , сул т анка, пас т ушак, т упик, ипа т ка, ав д о т ка, галс т учник, хо д улочник, д упель, т равник, с т риж, у д о д ы, ке д ровка, д убровник, пес т рогру д очка (сибирская), д роз д ы, с т раус.

д) Зв. анализ (зв. линейка) СЛАЙД 9

- Определить место звука [т] (глухой).

Слова: труба (1), стоп(2) (щелчёк) , крот(4), портфель(4),утро (2), плакат(6), самокат(7)

- [д] (звонкий).

Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4), помидор(5)

4. Связь звука с буквой. СЛАЙД 10

Скажите, чем звуки отличаются от букв?

- Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.

Какой буквой на письме обозначается звук [д]?

Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?

Какой буквой на письме обозначается звук [т]?

Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?

Сколько элементов в строчной букве?

Ребята, найдите на листочках буквы «те» и «де», обведите их. (Карточка)

Сколько букв нашли?

5. Физминутка СЛАЙД 11 + гимнастика для глаз (влево-вправо, вниз-вверх, вращение головой, пишем в воздухе буквы Д и Т)

6. Дифференциация в словах

Игра «пятый лишний».

Том и Джерри всё перепутали. Поможем им. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошо обдумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам нужно быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.

СЛАЙД 12

а) - Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

упло, ….оговор, пла...ок, …ружба, …жерри;
...ом, …опор, …омовой
, …рубач, …ряпка;
…роз…ы
, …абуре…,…рак…ор, …ор…, …омск.

СЛАЙД 13 ПРОВЕРИМ

В первой строчке лишнее слово платок.

Во второй строке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

СЛАЙД 14 б) -Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чьей-нибудь неудачей. Я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

Записать слова в три столбика 3-мя цветами (к доске выходят ученики) :

Парта 1, погода 2, трудно 3, трактор 4, подруга 5, стыдно 6 , туча 7, борода 8, простуда 9.

СЛА ЙД 15 Проверка (щелкать мышкой):

«Т» «Т - Д» «Д»

парта трудно погода

трактор стыдно подруга

туча простуда борода

7. Дифференциация в предложении.

Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

СЛАЙД 16 . Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.

1.Ветер ____________ шляпу с головы Джерри.

Том запрыгнул на _______________.

(стул, сдул)

2. Джерри любит отдыхать на ___________.

Том в ____________ увёз мусор.

(дачка, тачка)

3. У Тома в лапах ___________.

У Джерри на сердце __________.

(тоска, доска)

4.В озере плавает друг Джерри ______________ Даг.

Была в лапах у Тома на рыбалке.

(удочка, уточка)

Проверка: щелчок мыши.

Запишите любое одно предложение тремя цветами.

8. Итог занятия. СЛАЙД 17

Ну, а нам пора расстаться

И с героями Томом и Джерри прощаться.

Ребята, наше путешествие заканчивается.

Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?

В чем сходство?

В чем различие?

Молодцы! Вы заслужили памятные сувениры. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (Щелчок мыши).

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.

ЦЕЛЬ:
уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Д] И [Т];
ЗАДАЧИ:
учить детей дифференцировать звуки;
обогащать словарь детей;
развивать навыки слогового анализа и синтеза;
закреплять знания языковых норм;
способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
учить устанавливать причинно-следственные связи;

ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с артикуляционной гимнастикой;
буквы «Д» и «Т»;
предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
карточки со словами: уточка, удочка;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».

Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [Д].
- В слове «уточка» второй звук - [Т].
На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] и буквы «Д» и «Т», для того, чтобы на письме их не путать.

CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Мы можем сделать вывод. Звук [Д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «Д» на письме и при чтении. А звук [Т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «Т» на письме и при чтении.
[Т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

CООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
Т
\
А О У
Д

ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [Т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «Т»).
- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [Д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «Д»).
По аналогии разбираются остальные слова.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)
- Как можно озаглавить наш текст?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ([т], [д]).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).

ГКОУ РМ «Поводимовская школа-интернат

Педагог Иванова Г.Н.

Класс - 2

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях».

Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т, Д.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Закрепить знания детей о звуках т-д;

Научить дифференцировать звуки т-д в слогах, словах,

предложениях;

Обогащать словарь детей;

2. Коррекционно развивающие:

Развивать фонематическое восприятие

Развития логического мышления;

Развитие зрительного восприятие;

Развитие навыков звукового анализа;

Развитие зрительно-моторной координации;

3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать педагога, товарища;

Равитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

Формировать умения отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями;

Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

И так, мы начинаем с вами наше занятие. И сейчас сядет тот кто правильно ответит на мои вопросы.

Скажите пожалуйста. Какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? А какой день недели?

Все прямо сели, успокоились.

Сегодня на занятии мы с вами по лучше познакомимся со звуками -Т- и -Д-.

Правильно сформируем тему нашего занятия «Дифференциация звуков Т - Д

Чтобы их различать нам что надо знать?

Нам надо эти звуки и буквы Т и Д чётко произносить т. е. знать правильный артикуляционный уклад, различать, сравнивать на звучание, чем они отличаются, как они пишутся.

Для того чтобы красиво говорить мы должны сделать зарядку.

Гимнастика для лица.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для язычка. (конечно, для подвижности нашего речевого аппарата)

А какими мы должны быть на занятие?

Внимательными

Любознательными

Самостоятельными

Активными

Догадливыми

Доброжелательными.

И так с чего начнём? Конечно с самомасажа.

а. Самомасаж.

Растираем подушечки. Умывайся, раз умывайся, два умывайся, три умывайся.

Растираем ушки там находятся наши речевые центры. Раз два, три, четыре молодцы.

А теперь дёргаем мочки ушей. Дёргаем, дёргаем. Раз, два, три, четыре.

Следующая наша гимнастика

б. Пальчиковая гимнастика:

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН

МНОГО НАС А ОН ОДИН

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЕЖА

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЧИЖА

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ БЕЛЬЧАТ

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ ЗАЙЧАТ

ЭТО ДОЛЬКА ДЛЯ БОБРА

А ДЛЯ ВОЛКА КОЖУРА

в. Дыхательная гимнастика.

А сейчас мы ровненько сели, спинки прямые, давайте расслабимся, помечтаем. Как будто бы мы где нИбудь в лесу на свежем воздухе, на цветочной поляне.

Сделаем глубокий вдох носом -раз, животик наш надулся –два, выдох в трубочку – три.

А теперь приготовте салфеточки и зеркала.Будем делать

г. Артикуляционную гимнастику.

«Маляр», «Лягушка и слонёнок», «Качели»

А сейчас помасируем наш язычок и вспомним упражнение «Барабанщики»

Приготовим наш широкий язычок, и вместе со мной со словами.

«Мы прижмём язык зубами та-та-та, та-та-та.

А потом прижмём губами та-та-та, та-та-та. Молодцы.

Давайте сделаем ещё одно упражнение.

д. Гимнастика для нижней челюсти.

«Обезьянки прибежали и дразнить хозяйку стали»

А вот как стали? Челюстью давайте подвигаем. Вперёд-назад.Выдвигаем, работаем.

А теперь из стороны в сторону, слева на право. Замечательно.

Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

2 . Сравнительная характеристика звуков.

Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ? (одинаковое)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду.

Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Д? (Дрожит) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук (Т) и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука (не дрожит).Значит звук произносится без голоса.

Какой вывод можем сделать?

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.

3 . Игра «Поймай звук»

А теперь давайте проверим, как вы различаете эти звуки на слух и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.

4. Соотнесение звука и буквы.

Звуки при письме и при чтении

Обозначаются чем? (буквами) (вывешиваются)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв.

Для начала в воздухе пропишем буквы, а затем

с конструируем эти буквы из шнурков.

5. Физкультминутка (музыкальная)

«У жирафа пятна, пятнышки везде»

6. Дифференциация звуков в слогах.

Теперь ребята мы уже знаем отличие звуков Т Д. Мы с вами прочитаем слоги цепочкой.

(вывешивается слоговая таблица)

А что образуют слоги?

7. Дифференциация звуков и буков в словах.

(работа по карточкам)

Я вам раздам карточки а вы в место точек поставите нужную букву т или д. Если там стрелочка верх то ставим букву Д, а если стрелочка вниз то пишем Т.

(погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).

Работа по картинкам.

Вывешиваются картинки: удочка, уточка

Сколько звуков в слове: удочка, уточка? (6)

Это очень похожие слова: уточка, удочка.

А чем они различаются?

Какой второй звук в слове удочка? (д)

Какой второй звук в слове уточка? (т)

(На доску вывешиваются слова уточка-удочка)

Посмотрите поменяли одну букву, а изменилось всё слово. Вот почему важно работать без ошибок, их не путать при произношении и при письме.

8. Дифференциация в предложении.

Скажите, а слова связанные между собой по смыслу образуют что? (предложения)

Следующее задание у нас. Докончить предложения. Нужно поставить нужное слово в место точек.

Ребята теперь вы уже знаете чем отличаются наши звуки и поэтому будете четко произносить чистоговорки.

(чтение чистоговорок по плакату)

Я думаю теперь, что вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.

9. Подведение итогов.

Скажите мне пожалуйста чему же мы научились на уроке?

(мы учились различать звуки и буквы Д Т)

Что было интересного на уроке?

Что для вас было трудное на уроке?

Что же вы поняли на уроке?

Чем они различаются наши звуки?

10. Рефлексия.

Ребята послушайте меня внимательно, если вы хорошо работали на уроке и всё у вас получалось, и никакие трудности не встретили и не путались со звуками Т и Д, то поднимите зелёную фишку.

А если вы прекрасно работали, но чуть чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.

А если было трудно и скучно на уроке и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.

Я ребята хочу вам сказать,что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого нибудь какие нибудь трудности то у вас обязательно всё получиться.

Спасибо за урок. Всё было замечательно, вы молодцы.

А теперь урок окончен. До свидания.

Разделы: Начальная школа

Цели занятия:

  1. Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  3. Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
  4. Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
  5. Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
  6. Воспитание культуры речевого общения.

Оборудование:

  • картинки;
  • перфокарты;
  • ребусы;
  • трафареты букв Д, Т;
  • звуковые кубы;
  • магнитные полоски, обозначающие слоги;
  • магнитные фишки с буквами Д, Т;
  • желтые и черные карандаши.

Ход занятия

I. Психологический настрой (хоровое приветствие).

Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.

II. Введение в тему занятия.

Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:

  • Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.

В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?

III. Сообщение темы занятия.

IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].

Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?

Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.

Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.

Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).

Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.

V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).

Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).

Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.

  • Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.

Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.

VI. Физкультурная минутка.

Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.

VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.

Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).

На какую птицу похожа строчная буква Д?

С какой буквой не путаем букву Т?

VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).

Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):

  • продавец
  • космонавт
  • доктор
  • дрессировщик
  • учитель

Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.

IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).

К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.

X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).

Прочитайте пары слов:

  • душ – тушь
  • день – тень
  • доска – тоска
  • плоды – плоты

Чем различаются слова в парах?

Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.

Оценка «учителем» своей деятельности.

XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.

Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.

XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.

Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.

На дворе трава, на траве дрова.

Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.

XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.

У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.

IX. Итог занятия.

Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?

Благодарю всех за работу!