Манижа Сангин: Вся моя жизнь — это арт-проект моей мамы. Манижа Сангин: Вся моя жизнь — это арт-проект моей мамы — Последний раз когда были в Душанбе

Манижа Давлатова – звезда таджикской эстрады, исполнительница песен в стиле персидской поп-музыки.

Девочка родилась 31 декабря 1982 года в Таджикской СССР, в городе Куляб. Манижа стала 4 дочерью в семье. С детства проявляла музыкальные способности, много пела, увлекалась иностранными языками. Отучившись в школе № 8 города Куляба, стала студенткой факультета иностранных языков КГУ.

Счастливый случай помог девушке приблизиться к мечте стать певицей. На втором курсе Кулябского университета, чтобы получить зачет по английскому языку, Маниже пришлось выступить с песней на английском перед комиссией из Министерства образования. Студентка выбрала саундтрек к фильму «Титаник», чем произвела впечатление на преподавателей. Девушке предложили перевестись на эстрадный факультет Института искусств, но отец был против такого выбора, и Манижа выбрала журналистику.


На третьем курсе, переехав в Душанбе, поступила на журфак в ТГНУ. Живя в столице Таджикистана, девушка занялась записью собственных песен в манере близкой по духу персидской музыке. Такой исполнительский стиль Давлатова выбрала, познакомившись с творчеством таждикского певца и композитора Зикриоллоха Хакимова, который стал наставником молодой певицы.

Музыка

Первым треком Давлатовой стала песня «У речки», которая была записана вскоре после переезда Манижы в Душанбе. Вскоре появился первый альбом певицы «Сарнавишти ман» (Моя судьба) и три клипа. Певица проявляла избирательность к музыкальному и поэтическому материалу, поэтому процесс создания песен длился долго.

Тексты к некоторым песням девушка создавала сама. Манижа написала стихи к музыкальным композициям «Дили дардманд» (Больное сердце), «Ери дилозор» (Любимый мучитель), «Бидон» (Знай). Для трека «Буса» (Поцелуй) использовались слова афганского поэта Хоруна Роуна.

Премьера первого альбома состоялась на концерте «Суруди сол», который прошел в Афганистане в городе Мазари-Шариф. В 2002 дебютное сольное выступление состоялось и на родине Манижи в Концертном зале Республики «Борбад». Давлатова долго готовилась к выступлению. В создании сценического образа певице помогла стилист Мавлюда Хамраева, с которой у Манижи завязались длительные творческие отношения. Знаменитые локоны Давлатовой стали предметом подражания для молодых таджичек. Манижа была признана законодательницей мод в Таджикистане и Афганистане.

Публике соседнего государства полюбилась молодая таджикская певица. Давлатову стали приглашать и в Кабул. Известность Манижи объясняется не только творчеством, но и ее открытой приверженностью к соблюдению законов шариата. Девушку часто можно заметить в хиджабе. Но Манижа наряд для мусульманок постоянно не носит. Девушка надевает и европейскую одежду, джинсы и брючные костюмы.

В 2007 году произошел ряд событий, которые негативно повлияли на творческую биографию певицы. Умер отец девушки, который был единственной опорой и защитой для семьи и дочерей. А после очередного концерта в столице Афганистана Манижей заинтересовались спецслужбы и начали преследование. Девушку подозревали в связях с азиатской мафией, что она категорически опровергала в собственных интервью.


Манижа впала в депрессию и перестала появляться на публике. Ситуация усугубилась страшным ДТП, в результате которого погибло двое мальчиков, братьев-близнецов. По данному делу Манижа проходила в качестве подозреваемой, и несмотря на то, что девушку оправдали, в прессе появились обвинения Давлатовой в непреднамеренном убийстве на дороге.

Девушка с трудом вышла из кризиса, выпустив второй альбом, посвященный памяти отца, центральной композицией которого стала песня «Падар» (Отец). Трек артистка записала в дуэте совместно с Рустамом Шазимовым. Клип на эту музыкальную композицию сразу попал в плей-лист телеканала Tamoshow, посвященному азиатской музыке. Во второй альбом также вошли песни «Зи чашмони ту мемирам» (в дуэте с Хабибом Хакимовым) и «Осмон боронист».

Три года певица не появлялась на сцене, продолжая создавать песни для молодых коллег по цеху. За это время девушка создала ряд хитов для , Сураеи Мирзо, Джонибеки Мурод и Хабибы. Манижа Давлатова написала музыку к треку «Даф бизанем» певицы Зайнуры Пулоди и спела партию бэк-вокалистки во время сведения композиции на студии JC Records Studio.

Личная жизнь

Манижа Давлатова не афиширует подробностей личной жизни. Периодически в прессе появляются слухи о том, что мужем девушки стал афганец. Журналисты также высказывали подозрения о романе певицы с .


Но, как утверждает сама певица в интервью, такие домыслы не имеют оснований под собой. В сети «Инстаграм» на персональной странице артистки также нет подтверждения ее замужеству.

Манижа Давлатова сейчас

В 2016 году Манижа Давлатова записала ряд треков, среди которых наибольшую популярность приобрели «Маро мешиноси», «Бехуда хорам мекуни», «Зи ман бехуда меранчи», «Ишки ман».


Сейчас артистка записывает новые песни, выступает на частных торжествах, свадьбах. В 2017 году в репертуаре певицы появились хиты «Эй дуст!», «Соли нав», «Ватан», «Кучои».

Александр Малич: Пожалуй, в нашем музыкальном поле сейчас нет таких артистов, как Манижа. Это удивительный пример того, как в очень юном возрасте с помощью собственных усилий, таланта и энергии Манижа оказалась там, где она сейчас. На обложках. Впереди концерт в Ледовом. Записан классный альбом (дебютный альбом Манижи Manuscript вышел в 2017 году - прим. «Бумаги» ), и мне кажется, что вы должны поприветствовать ее аплодисментами. Манижа, добрый вечер.

Манижа: Здравствуйте.

АМ: Впервые я услышал Манижу давным-давно: у меня есть друг Андрей Самсонов, он продюсер. Это был, кажется, 2011 год.

М: Да, в начале 2011 года мы познакомились с Андреем. Я помню, что это было и знакомство с Петербургом: очень холодно, но при этом весь Невский залит солнцем. И я, честно говоря, запомнила Петербург самым солнечным городом на планете.

АМ : Он такой и есть.

М: За последние несколько лет я видела солнце всё реже. Но при этом ощущения остались те же. Хорошо помню тот день, потому что не спала около двух суток и нам пришлось тогда записывать альбом «Ассаи».

АМ : А вы приехали в Петербург для записи этого альбома?

М: Да. Так мы и познакомились с Андреем Самсоновым. Когда мы закончили запись, хотелось лечь на коврик и поспать. А ребята сказали: «Нет, ты должна увидеть Петербург». Я выдохнула и пошла гулять. Смотрела на Неву в ночи и вдруг поняла, откуда черпали вдохновение очень многие творческие люди. И вот тогда случилась моя любовь к Питеру.

АМ: Мне в тот момент позвонил Андрей: «У меня сейчас в студии такой голос, ты обалдеешь!». А Андрей записывал массу вещей, работал с такими людьми, как «Мумий Тролль», Земфира, БГ и так далее. И когда он мне это сказал, я, конечно, послушал. И уже тогда, в 2011-м, было очевидно, что у вас совершенно фантастический голос.

М: Спасибо.

АМ: Откуда вы приехали в Петербург?

М: Из Москвы. На тот момент я только окончила университет. Я по образованию детский психолог. Закончилась учеба, и нужно было думать, что делать с жизнью дальше. Я связывала ее с творчеством, но не понимала, куда мне идти и что вообще делать. Я очень близко дружила и дружу с ребятами из коллектива «Ассаи Music Band». Тогда они мне предложили принять участие в записи нового альбома. И тогда же я познакомилась еще с массой музыкантов. Закрутилось-завертелось, большую часть времени я стала проводить в Петербурге - и написала здесь большую часть песен.

АМ: Вы дали большое интервью «Собаке», где говорили, что мама - ваш ментор в хорошем смысле этого слова.

М: Да-да. У меня мама еще и дизайнер, и я постоянно ношу одежду, которую она делает собственноручно. Мама с самого начала была и остается человеком, который в меня верит, помогает и создает те условия, в которых я могу делать то, что чувствую.

АМ: То есть с детства вы видели впереди творческую карьеру?

М: Вот я не скажу, что с самого детства сразу поняла, что стану музыкантом. Мне просто нравилось что-то делать. Я была абсолютной белой вороной в школе, у меня не складывались отношения с одноклассниками. Всё, чего я хотела, - это окончить поскорее школу и поступить в университет. В музыкальное училище я не пошла. Подумала: ну что же я буду тратить столько времени на музыку, надо чему-то еще научиться. И пошла на психолога. И, наверное, только с 22 лет, то есть последние три года моей жизни, понимаю, чего хочу и куда иду.

АМ: То есть запись с «Ассаи» - это было так: «Ты прикольно поешь, а у нас тут альбом».

М: Да, мне нравилась музыка и мои друзья ее играли. Это было достаточно спонтанно, я бы сказала. А потом всё превратилось в серьезную историю, потому что мы начали работать над новым материалом. Появилась группа Krip De Shin, которая просуществовала меньше чем полгода. Наши пути разошлись, потому что мы не понимали, чего хотели. Все хотели разного. А я хотела уехать, потому что мне казалось, что музыку, которую я пишу, поймут только там. Очень многие мне говорили, что я сумасшедшая и никому здесь не нужна моя музыка.

АМ: И тогда вы уехали в Лондон.

М: Да. По счастливому случаю я встретила невероятного человека, который создавал международный проект. Я приняла участие в нем как певица, потом вдруг стала писать очень много песен внутри проекта. Где-то через год сотрудничества мы находились в Англии, работали с английскими продюсерами и музыкантами. Проект был нацелен на то, чтобы двигаться за пределы России. Можно сказать, что мы его отложили, он не случился по двум причинам. Первая причина… Поет: «Это ты». В общем, она была очень простая - деньги. Вторая: я уперлась головой в стену и снова поняла, что не знаю, чего хочу. Всё в Англии, всё классно, всё получается - но не получается. Что не получается? Не получается ответить на вопрос, кто я. Ну и так судьба сложилась, что я год просто искала ответ.

АМ: А ваше образование психолога не помогает вам ответить на этот вопрос?

М: Помогает, но этого недостаточно. Я, конечно, всё это очень хорошо знаю. И, более того, самое ужасное, что очень хорошо знаю себя. Это грустно. Потому что понимаю, что откуда идет, почему я реагирую на какие-то вещи определенным образом. Становится сложно меняться. Когда пытаешься ответить на вопрос «Кто я?», кажется, надо изучить себя изнутри - и всё получится, но становится еще тяжелее. Там уже не для слабонервных борьба.

АМ: Поскольку мы в университете, я должен задавать вопросы из разряда: «А когда вы поняли, что хотите заниматься творчеством?». Значит, в 21 год?

М: Нет-нет. Я занимаюсь творчеством с 8 лет.

АМ: Но ведь невозможно в 8 лет понять, чем будешь заниматься?

М: Невозможно, да. Давайте назовем цифру 21. Мне нравится.

АМ: Окей.

М: Это точно не было в 15, потому что тогда я только поступила в университет. Я очень рано окончила школу, поскольку рано туда пошла. И, вообще, детства у меня было не особо много. Поэтому, когда я окончила университет, мне было 20 лет. Год, когда я себя узнала, мне очень помог. И с 21 года стала заниматься только творчеством.

АМ: У нас тут есть «кенгурушка», которую мы подарим за лучший вопрос. А вы распишетесь на ней. Можно же?

М: С удовольствием.

АМ: Есть такое выражение: DIY, Do It Yourself. Никто вообще не понимает, что за этим стоит. В случае с Манижей что в эти три буквы вложено?

М: Делай сам, не боясь этого. Вся история в инстаграме началась с айфона и бумажного скотча. Хотя нет, бумажный был потом - когда я обнаружила, что он не оставляет следов. Телефон был липкий вечно, потому что я приклеивала его к штативу. Еще была стена в комнате, которую я перекрывала фонами. Я их покупала в канцелярском магазине. Стала получать огромное удовольствие от скидок в канцелярских магазинах. Вы знаете, это очень дорого, как оказалось. Я просто в шоке от того, сколько стоят бумага и клей. Но делать было нечего, и мы с сестрой вдвоем вечерами вырезали декорации, а на следующий день ставили айфон. Тогда у меня не было оборудования и мы ловили солнечные дни в Москве. Я снимала видео, монтировала их на телефоне, выкладывала сразу в инстаграм, получала отклик. И так за два месяца появился очень большой прирост аудитории. Абсолютно органический и честный. Люди отмечали своих друзей, себя, своих мам, пап, дядь, теть в моем инстаграме. Я наблюдала за тем, как за сутки набиралось около тысячи комментариев. Для меня это был шок после всех этих слов вроде: «Манижа, никому не нужна твоя музыка, кто это будет слушать вообще?». А я пела на английском языке.

АМ: Вы думаете, на русском это не работает?

М: Это моя любимая тема. Я вас специально спровоцировала на этот вопрос.

АМ: Если у вас есть еще какие-то темы, на которые вы хотите меня спровоцировать, давайте сразу. Так будет быстрее.

М: Я так скажу: английский язык - самый доступный. Это первое. Второе: на нем очень просто писать. Нужно просто им заниматься, отрабатывать произношение, слушать много хорошей музыки - и, в принципе, за пять лет ты научишься делать качественный контент. Что касается русского языка, это невероятно красивый и сложный язык. И на нем написать песню в десять раз сложней. Для меня это серьезный такой - сейчас скажу английское слово - challenge.

АМ: У нас здесь всё олл райт. Ит из зе стейт юниверсити.

М: Yeah, I’ve got it.

АМ: Калчер кэпитал.

М: Вот мы шутим-шутим, а думаю я на русском языке. И племянникам своим я пою песни на русском языке, когда их убаюкиваю. И понимаю, что исконно во мне этот язык навсегда. Он во мне живет, и я пишу на русском языке - реже, но к каждой песне, которую пишу на русском языке, я отношусь с трепетом. Для меня это самые настоящие мемуары, которыми трудно делиться, потому что ты очень сильно обнажаешься. Но, благо, есть поддержка и кто-то говорит: «Давай-давай, надо-надо!». Иначе, мне кажется, я бы ничего не выпускала.

АМ: Просто в стол.

М: Да, я очень много писала в стол. Если в английской музыке нам достаточно движения, динамики, гармонии, то в русскоязычных песнях мы в первую очередь обращаем внимание на слово. А русский язык сложный, немелодичный. Если английский очень легкий и мягкий, то на русском нужно учиться петь. Я, как и многие, пою на русском со странным акцентом. И работаю над этим. Стараюсь изучать новые звуки в русском языке.

АМ: Зачастую при переводе на русский оказывается, что английские песни не звучат. Даже Майкл Джексон - при всем уважении к его величию.

М: У Ники Минаж вышла песня. Она там поет: «Ass, ass, ass». А я вот думаю: что будет, если перевести ее на русский?

АМ: As something.

М: И это something трясется на экране. Ладно, мы в университете, простите.

АМ: Ой, да эти стены и не такое видали. Итак, когда я спрашивал про DIY, в общем, имел в виду не инстаграм. Инстаграм - это инструмент. Мне так кажется. И DIY - это про музыку в вашем случае.

М: Про всё. Это не только про музыку. Я не могу назвать себя конкретно музыкантом. Мне интересно всё - интересно искусство в целом. Музыка - это язык, который я выбрала сегодня. Если лет через пять я пойму, что не хочу говорить на нем или не могу, то выберу другой. Если я хочу снять видео и сделать его сейчас, то порой у меня не бывает даже песни. Она приходит потом к видео. Бывает наоборот: я просто сижу и пишу в стол стихи какие-то или рассказ. Мы недавно обсуждали с моей подругой, как же тяжело, когда не можешь из себя вытащить что-то. И слава богу, что удается. Потому что все те проблемы, которые остаются в тебе с детства, нуждаются в переработке. Я поняла, что у меня есть для этого ресурс: убираю это, работаю с этим или принимаю.

АМ: Музыка же всё равно бизнес? Так или иначе.

М: Конечно, музыка - это бизнес. Всё спродюсировано.

АМ: Это ваш второй любимый вопрос, я знаю. Расскажите нам тогда, как всё спродюсировано.

М: Нет, ну не всё спродюсировано. У меня есть пара заученных ответов. Я с этим столкнулась и поняла одно: сегодня зритель стал другим. Его невозможно подкупить. Мы все очень искушенные. Мы, правда, уже многое видели и видим. Не только прекрасное, но и ужасное. И если нам попытаются продать что-то искусственное, мы, может быть, и зацепимся на какой-то период - для развлечения, но этот продукт не останется в истории. Остаются только те, кто говорит честные вещи - и поет о честном. А это непросто: не сыграть роль, а сказать, что ты чувствуешь на самом деле. И говорить слушателю об этом всё время. Это очень сложно, но если ты это избрал, то назад дороги нет. Конечно, меня сейчас будут критиковать бизнесмены и говорить, что так всё не работает и можно обойти это 20 раз. Но я очень лиричная, творческий человек. И верю в честность. Я всё-таки считаю, что она сможет сделать твое дело успешным. Есть еще такая модная тема за рубежом, когда продюсеры говорят: это я сделал Бруно Марса, а я вот Джексону помогал. Как можно поверить человеку, который говорит, что он сделал Джексона? Он сделал его манеру исполнения, харизму и энергию? Есть проекты, которые действительно сделаны. Ты думаешь: да, вот тут четко спродюсированная история. Ты в это веришь и восхищаешься масштабом. Но хочется думать, что в первую очередь и на первом месте всегда талант и умение работать.

АМ: Дмитрий Нагиев обычно рассказывает, что у него 42 одноклассника. Он появился на телевидении и посчитал. Что-то листает в телефоне.

М: Вы что-то всё в телефоне.

АМ: Я просматриваю вопросы из чата.

М: А я думала, вы там переписываетесь.

АМ: Да, с женой. Кстати, у Манижи новый клип в инстаграме, можете его посмотреть.

М: Сегодня вышел.

АМ: Так, вопрос. Здесь некоторые на ты обращаются.

М: Правильно.

АМ: «Когда ты впервые написала свои песни на русском и на английском?»

М: Я сейчас вспомнила свою первую песню. Мне было лет 9. Там были такие слова: «Почему ты меня не любишь, почему ты опять молчишь? Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не простишь». Жаль, не помню, кому это было посвящено.

АМ: Может, парень-то страдает до сих пор - со 2-го класса. «Ваше место силы в Петербурге?»

М: Знаете, их масса. Самая прекрасная улица - Пестеля, очень люблю Академию имени Штиглица. Охране говорю: «Ой, я в магазин - купить канцтовары».

АМ: Теперь все знают, как попасть в Муху.

М: Моя мечта - там выступить. Я смотрю, как студенты там рисуют. Это просто невероятное место.

АМ: Там же вообще переход с одного Петербурга в другой: с Пестеля на Марсово поле.

М: Мне очень нравится эта местность: она такая разная и классная. И летом так красиво. Поворачиваешься - и вдруг видишь какой-то уголочек Франции.

АМ: «Как бы вы продвигали себя в 60-е, когда еще не было инстаграма?»

М: Я бы посмотрела, что делают другие. Они стучались в студии и говорили: «Возьмите меня». Пробивались. Может, я бы на улицу вышла петь. Люди тогда обращали внимание на уличных музыкантов.

АМ: Мне кажется, тогда было проще, на самом деле.

М: Не скажу, что проще, но поток действительно был меньше. Мне кажется, было сложнее. Потому что по пальцам можно пересчитать исполнителей того времени. А сегодня их так много.

М: Да, это правда. Я, если честно, завидую людям того времени по одной простой причине. Все те люди, которые находились рядом с музыкой - необязательно музыканты, и те люди, которые просто ее любили, видели, как она развивается и меняется. Впервые слышали Pink Floyd, например. Что мы сейчас делаем в музыке? Мне кажется, уже ничего не делаем. Я завидую этому ощущению: ты первый, кто услышал это.

АМ: «Было ли что-то, что открыло творческий поток в тебе? Ведь говорят, нельзя стать гением, если не пережил потрясения».

М: Зачем такие грустные вопросы?

АМ: Следующий вопрос. «Можно ли сделать так, чтобы твое творчество увидели, не прибегая к SMM?»

М: Я думаю, что нет.

АМ: Только SMM?

М: Не только SMM. Но без SMM это как-то слишком радикально. Зачем в крайности уходить? Это один из инструментов, который помогает рассказывать о том, что делаешь.

АМ: Но вы в инстаграме, на концертах и в жизни - совершенно разные личности.

М: В этом и секрет. Это называется «многогранность». Человек не сможет за секунду считать твой портрет: никогда социальные сети не заменят живого общения. А концерты, например, в моей жизни - ресурс, из которого я получаю энергию.

АМ: Нас спрашивают, учились ли вы петь.

М: Я очень много где училась. Я брала курсы по десять занятий, чтобы понять метод, изучить его и пойти дальше.

АМ: «Скажите, Манижа - это настоящее ваше имя или для инстаграма?»

М: «Для инстаграма»! Меня зовут Манижа, меня так назвала мама. «Манижа» на персидском языке означает «нежность». Я не думаю, что мама 25 лет назад прогнозировала существование инстаграма.

АМ: «На каких музыкальных инструментах ты умеешь играть?»

М: Профессионально ни на каком. Я могу поиграть на фортепиано, подобрать себе гармонию. Сейчас меня ребята заставляют играть, чтобы я выступала. На гитаре могу что-то подобрать. С разными инструментами могу найти общий язык, но, к сожалению, профессионально ни с какими не дружу.

АМ: «Что может вас заставить изменить стиль в музыке? Если ваша мама скажет, что песня так себе, станет ли вам грустно?»

М: Главное, чтобы песня нравилась моей маме. Бывают, конечно, разногласия, и это всегда непросто. Но мы стараемся прийти к общему видению и компромиссам. Мне всё-таки важно, что мне говорят, хотя это и может выглядеть не так. Я, конечно, могу не послушать и по-своему сделать. Но мне нужно услышать мнение человека.

М: Гадости мне пишут редко, а если и пишут, я с такими не общаюсь. Просто пишу им «спасибо». Я правда стараюсь отвечать на комментарии, сейчас стало чуть меньше времени. Но я в дайректе стараюсь смотреть, что люди пишут. Раньше острее воспринимала критику, было очень больно. Сейчас смотрю на тех, кто что-то мне говорит. Потому что когда работаешь 24/7, понимаешь, кто тебе может что-то сказать, а кто нет. Те люди, которые сами работают 24/7 над своим проектом, над своей музыкой и вообще разбираются в ней, - вот они могут тебе сказать что-то, и к ним можно прислушаться. Они точно не напишут об этом в инстаграме и, скорее всего, даже тебе ничего не скажут. Либо скажут при личной встрече. Люблю во «ВКонтакте» заходить в аудиозаписи человека, который мне что-то пишет. Становится чуть легче.

АМ: Мы перейдем к вопросам с микрофоном чуть позже. Меня тоже раздражает, что здесь все живые люди, а я читаю вопросы с телефона. Мне кажется, что мы в антиутопии какой-то находимся.

М: Я сейчас тоже могу достать телефон.

М: Я очень люблю Карину. Она сейчас в Нью-Йорке; кстати, у нее недавно был день рождения, хочу ее поздравить. А так мы с ней, может, 100 проектов сделаем, кто знает.

АМ: И был вопрос про творческие кризисы.

М: Я ужасно переношу их. И поэтому ложусь спать. На много часов. Мне надо спать, чтобы успокоиться. Потому что иначе я просто очень нехорошо себя веду. Становлюсь очень агрессивной, очень замкнутой, меня всё бесит. Такой пубертат. Подросток-подросток.

АМ: А вы сами пишете музыку?

М: Чаще всего да. Иногда участвую в коллаборациях, но большую часть написала сама.

АМ: Там еще вопрос был, почему песня называется «Люстра». А почему нет?

М: Она абсолютно безжизненно висит. Такая вся классная. С накачанными губами. Люстрами я называю девушек. Наверное, есть образ: искры от люстры. Как можно променять твои искренние сильные чувства на какой-то бред? Об этом песня.

АМ: Как вы поняли, что надо делать сольный проект? «Я пришла, попела с „Ассаи“, это было классно, но теперь я должна петь сама».

М: Даже когда я пела с Лешей, не было такого, что я пою с Лешей. Мы вместе находились на сцене. Мне это нравилось, это был новый интересный опыт. Это не мешало мне быть Манижей.

АМ: Вы же понимаете, что от вас чего-то ждут? И вы не можете что-то сделать вопреки?

М: Могу. Например, недавно вышла песня «Устал». Она спета от мужского лица, и это был абсолютно спонтанный выплеск. Не похожий на то, что я делаю. Не хочу себя изначально пришивать к какому-то жанру. Хочешь - рок, хочешь - хип-хоп.

АМ: Концепция человека эпохи Возрождения, версия 2.0.

М: Типа того. Хочешь - нарожал детей. Это интереснее, чем петь. Ты создал человека и наблюдаешь за ним каждый день. Я нечто схожее ощутила, воспитывая своих племянников. Правда, очень редко их вижу в последнее время.

АМ: А не надо путать туризм с эмиграцией.

М: Я навсегда запомню тот день, когда первого племянника принесли домой. Я на него смотрела и понимала, что он ничего не сделал, а я его так сильно люблю - безусловной любовью. Я подумала: боже, это прекрасно. Поэтому мне еще и семью свою хочется.

АМ: Передаю микрофон в зал.

Девушка из зала: Манижа, в первую очередь хочу сказать, что ты потрясающий человек. Говорю это не как твой фанат, а как ценитель потрясающих людей. Вопрос следующий: формула успеха от Манижи? Путь был тернистым? Ты, наверное, не сразу поняла, как правильно следует поступать.

М: И по сей день не знаю, честное слово.

Девушка из зала: Чего не следует делать? Что не сработало?

М: Чтобы понять, чего ты хочешь, нужно понять, чего ты не хочешь. Во что тебе неприятно ввязываться. Половина пути пройдена, если ты отказался от такого. И второе правило: не нужно игнорировать те вещи, которые тебе, казалось бы, навязывает общество. В моем случае можно назвать инстаграм. Нужно потратить время, изучить такое явление, выяснить минусы и начать использовать. Не игнорировать, а приспосабливать под свои нужды. И не бояться делать каких-то сумасшедших шагов.

АМ: А как смириться с тем, что инстаграм - это ярмарка тщеславия?

М : Ты идешь на концерт и то, придут к тебе люди сегодня или нет, зависит в том числе от инстаграма. На это влияет твоя манера снимать, общаться.

Студентка из зала: Откуда ты берешь образы для своих видео и фотографий? Они очень необычные по цвету и используемым формам.

М: Для меня действительно важна последовательность кадров в инстаграме. Сейчас она нарушена и я нервничаю. Я всё время думаю о том, какие цвета должны следовать друг за другом, пользуюсь палитрой, смотрю, что с чем сочетается, советуюсь с мамой, потому что она дизайнер. Спрашиваю, что будет, если сочетать некие цвета или формы. Я много читаю про искусство, изучаю художников. Сегодня у меня, слава богу, появилась команда, которая разделяет мое видение, - и мы вместе создаем клипы, отражающие суть. До этого была игра один на один. Мне снятся идеи для клипов, и я записываю их на диктофон.

Студентка из зала: Мы все студенты, у нас впереди жизнь.

АМ: Манижа-то, конечно, бабушка.

Студентка из зала: Что делать, если проходишь через отказы? Например, тебе постоянно отказывают в работе.

М: В декабре, когда мы запускали Manuscript, было очень тяжело. Так тяжело, что я села и подумала: может, да ну его на фиг? Не срастается. Просто не срастается. Вообще. Но я продолжала что-то делать. Нельзя просто так опустить руки, потому что иначе я бы себя просто съела. Ты продолжаешь идти на автомате, не получая никакого удовольствия. Плачешь, потому что не получается. Выкладываешь видео, на которое потратил миллионы сил и в которое вложил столько ожиданий, - а там 623 просмотра и зрители: «Ну. Прикольно». Потом наступает март - и жизнь начинает меняться. Просто порой ты не можешь бороться с этим и легче это принять.

АМ: «Ваш любимый предмет на психфаке?»

М: Нейропсихология. Еще психодрама мне очень нравится.

Студентка из зала: Когда ты выступала в «Галерее» и люди проходили мимо по своим делам, послушав одну песню, как ты себя чувствовала?

М: Концерт и выступление в «Галерее» - разные вещи. Когда люди идут и думают, что им колбасы надо домой купить, это интереснее - захватить зрителя. И когда он останавливается - а остановился не один - ты думаешь: «Вау». Я поняла одно: на сцене мне важно ловить взгляды, которые помогают выдохнуть: «Я не одна, я не одна». Мне повезло, что у меня есть музыканты, которые поддерживают на сцене.

Молодой человек из зала: Любите ли вы поэзию, есть ли у вас любимый автор? У вас за спиной висит баннер «В Петербурге можно всё»: можете прочесть ваше любимое стихотворение?

Манижа: Не люблю читать стихи вслух. Я обожаю поэзию, очень люблю Цветаеву, Бродского и была в его квартире. Если вы обратите внимание на обложку «Устал», то увидите, что это кадр на балконе дома Бродского. Но читать стихи я не люблю: делаю это плохо.

Девушка из зала: У меня вопрос, косвенно связанный с поэзией. Как вы относитесь к Versus?

М: Я убеждена, что это новая форма поэзии. Раньше были чтения, собирались поэты, устраивали такие же баттлы. Доходило даже до дуэлей и смертей. Сейчас у нас есть Versus, и мне нравится смотреть это. Мне кажется, поэзии не хватает громкого слова, потому что сейчас всё стало таким упругим, гладким. И такая шероховатость, как Versus, необходима.

Девушка из зала: А вам не кажется, что там очень много ненависти?

М: Ненависть - это неплохо, если ее правильно направить. Она может тебя смотивировать сделать что-то.

Девушка из зала: Ты начинала с видео в инстаграме, сейчас замахнулась на Ледовый. Как ты видишь в дальнейшем развитие своего творчества?

М: Как правильно заметил молодой человек, у меня за спиной баннер с надписью «В Петербурге можно всё». Почему бы не собрать Ледовый дворец? Второе: моя внутренняя мантра - стать примером для многих людей, чтобы не бояться взять и замахнуться. Третье: мы тут с девочками обсуждали в гримерке, что мы сумасшедшие, но не дураки. Мы понимаем, что делаем. Что будет дальше? Я хочу, чтобы сцена росла, было больше разных людей. Амбиции, конечно, есть, но хочется видеть людей разных национальностей, вероисповеданий, взглядов. Делать музыку на разных языках. Сегодня это русский и английский. Потом, может, будет японский.

АМ: Вы же сделали генетический тест недавно?

М: Да, я обнаружила, что у меня 32 национальности. Призываю всех сделать такой тест. Вы будете шокированы - и поймете, откуда у вас любовь к какой-то кухне или ощущения, когда вы куда-то приезжаете: «О боже, это моя страна, мой город! Я точно здесь бывал!». Это меня вдохновило сделать один проект, который скоро выйдет, но я пока не буду о нем рассказывать. Тест - это очень классное вложение в первую очередь в себя, чтобы понять, кто ты.

АМ: Пробирки в конце зала.

Студентка из зала: Есть ли представители музыкальной индустрии, которых вы особо выделяете, уважаете, слушаете?

М: Их масса. Оксимирон, Иван Дорн, Земфира. Это я с поверхности взяла. А внутри есть еще много людей, творчество которых пока не замечено, но скоро всё встанет на свои места.

АМ: А когда вы слышите хорошо сделанную с вашей точки зрения песню, у вас какие эмоции возникают?

М: Я счастлива. Мне очень не хватает музыкального комьюнити в нашей стране. Людей, которым небезразлично, что они хотят сделать и какой вклад внести в культуру. Мне кажется, очень классно делать коллаборации, чтобы охватывать внимание большего количества людей. Обращать внимание на хороший видеоконтент.

АМ: Это тот же принцип, что вы используете в инстаграме. Дальше ваши знакомые включают своих знакомых.

М: Да, но суть в том, чтобы музыканты общались между собой: так они смогут делать больше, создать комьюнити, которое будет жить и процветать. Делать большие шаги к зрителю, который хочет услышать хорошую музыку.

Девушка из зала: Спасибо большое за ваше творчество. Популярность - достаточно неоднозначное явление. Насколько оно негативно или позитивно повлияло на круг вашего общения? Сколько вы приобрели и сколько потеряли?

М: Думаю, не в популярности дело, а в том, что с возрастом около тебя всё меньше и меньше людей, которым ты можешь доверять. С годами мы рано или поздно остаемся одни. Каждый раз всё сложнее доверять новому человеку: ты уже терял кого-то и не хочешь пройти через это еще раз. Сложно, мне очень сложно. Слава богу, у меня есть музыка.

АМ: Манижа, вы цитируете себя девятилетнюю.

Девушка из зала: Манижа, очень рада вас видеть.

М: У вас очень красивые серьги.

АМ: Я собирался это сказать.

Девушка из зала: Вы писали в инстаграме, что ваша мама - это ваша команда. Есть ли кто-то еще в этой команде из вашей семьи?

АМ: Спасибо за вопрос, очень красивое платье у вас.

М: У меня семья очень большая. Нас пятеро у мамы. Еще нас воспитывал наш дядя. Он для меня - прекрасный пример, потому что уже в очень зрелом возрасте он стал фотографировать. Его фотографии попали на BBC. Меня это очень вдохновляет: в условные 45 лет человек только начал заниматься каким-то творческим делом. Мы потеряли дом и переехали в Москву, поэтому усилилось желание помогать друг другу. Часто моя семья помогает мне в творчестве. Моя сестра долгое время была и моим визажистом, и всем-всем-всем. Сейчас рядом со мной профессиональная команда, которую я тоже называю своей семьей. Один в поле не воин. Глупо говорить, что ты один справишься со всем.

Студентка из зала: Назовите ваше главное достижение и впечатляющий провал.

М: Вспомнила хорошую историю - из детства. В моей жизни была потрясающая бабушка, которой мне очень не хватает. Я приезжала на лето из Москвы. И вот нужно было почистить бассейн у нас в саду. Бабушка мне говорит: «Надевай резиновые сапоги и иди чистить бассейн». А я такая московская дива: «Там черви, грязь». Через пять минут я уже чистила этот бассейн. Но история мне так запомнилась, что каждый раз в подобной ситуации я думаю: «Там черви. Окей. Лучше это сделать. Потому что так нужно». Так ты себя чувствуешь полноценнее и сильнее.

АМ: Это про провал, я так понимаю?

М: О, я вспомнила случай смешной. На концерте я первый раз села за клавиши. Пела песню «Не твое», а она такая драматичная - все загрузились, я чувствую накал этих эмоций. И тут нажимаю не тот аккорд и говорю в микрофон: …

Аплодисменты.

М: Мне так стыдно никогда не было. Всю красоту вечера подорвала. Люди, конечно, смеялись, поддерживали: «Манижа, давай!». А у меня перед глазами было только это слово и мама, которая говорит: «Как ты могла!».

Девушка из зала: Был ли момент в вашей жизни, когда после просмотра фильма или прочтения книги вы почувствовали какой-то творческий толчок?

М: Вы знаете, мне очень нравится Алехандро Ходоровски. Это такой сумасшедший человек, который занимался психомагией. Он режиссер - я смотрела его фильмы и думала, насколько они символичные. Если я что-то создаю, мне нравится вкладывать туда символы. И как раз таки Алехандро Ходоровски - мастер этого. Его книга «Психомагия» - про то, как творчество может помочь в жизни. А в детстве меня вдохновляли рассказы О’Генри. Потом - Рэй Брэдбери.

АМ: Напоследок я должен вас спросить, почему вы в Петербурге. В Москве у вас база, семья.

М: Любому творческому человеку нужно ощущение свободы, чтобы творить. В Санкт-Петербурге я чувствую свободу. Так было с самого начала, с первого дня, как я приехала. Так по сей день и происходит. Здесь я написала массу песен. Исток - здесь. Я могу здесь уединиться. Меня очень успокаивает Петербург, и я сюда всё время возвращаюсь.

АМ: Смотрите, как все аплодируют.

Аплодисменты.

АМ: Нам нужно определиться, кому мы подарим «кенгурушку».

М: У меня тоже есть подарки. Я точно знаю, что хочу дать первый приз девушке, которая задала вопрос о «Галерее». Вручает кенгуровку. Потом достает свои призы: виниловые пластинки Manuscript. Кажется, девушка, которая получила «кенгурушку», расстроилась.

Девушка-призер: У меня есть проигрыватель.

АМ: Манижа, надо начать с того, у кого есть проигрыватель.

Обладатели проигрывателей поднимают руки.

АМ: Давайте вспоминать вопросы. У нас были вопросы про книги и фильмы, про творчество и мотивацию, про самый сильный творческий провал… Вопрос про формулу успеха.

М: У вас память феноменальная.

АМ: Она сейчас обнулится. Как только сменим декорации, я вообще забуду, о чем мы говорили.

М: А кто спросил про место силы в Петербурге?

АМ: Вот эта девушка в… Запинается. В красивом меховом боа.

М: А можно я сделаю плохо? Обращается к девушке из первого ряда. Вы так улыбались весь вечер. Пусть теперь все знают, как надо делать: все садимся в первом ряду и смеемся.

АМ: Я вижу здесь единственного человека в костюме. Я с ним не знаком, но он пришел в галстуке на встречу с вами.

И . Все материалы проекта собраны .

Певица Манижа снимала суперпопулярные ролики с помощью швабры и заставляла петь на улицах незнакомых людей. 25-летняя артистка любит удивлять публику. Видимо, благодаря этому, армия ее поклонников растет не по дням, а по часам. Музыка исполнительницы нравится Вере Брежневой, Полине Гагариной и многим другим звездам российской эстрады. Первые 15-секундные видео с песнями девушка начала записывать и выкладывать в «Инстаграме» от безысходности, пребывая в депрессии. В итоге у нее получился полноценный первый в мире инстаграм-альбом «Manuscript», а 20 мая Манижа даст большой концерт на сцене Ледового дворца. Певица рассказала «СтарХиту», почему 10 лет не общалась с отцом и за что ей до сих пор стыдно перед мамой.

Ты стала известной благодаря «Инстаграму». Что необычного приходилось делать ради популярности?

Каждое видео – это каторга и удовольствие. Мне вспомнились два ролика – один снят в Москве, другой в Нью-Йорке, когда я просила прохожих спеть со мной. Несколько дней я как сумасшедшая ходила по улицам с телефоном, штативом, звукозаписывающим устройством, подходила ко всем подряд и говорила: «Привет, меня зовут Манижа, давай споем вместе!» Хотелось показать, что необязательно иметь музыкальное образование, чтобы сняться в классном видео. Достаточно согласиться и отдаться детской непосредственности. Мне удалось встретить разных людей: некоторые сразу отказывались, но были и те, кто, совершенно не попадая в ноты, так кайфовали!

Ты сознательно стремилась к тому, чтобы стать звездой Сети?

Честно говоря, начала снимать видео от безысходности. Я участвовала в международном проекте, работала в Англии, записывалась на студии у Майкла Спенсера, он работал с Кайли Миноуг, у меня был заключен контракт на один альбом. Я проделала огромную работу, отдав этому четыре года жизни. И все это ни к чему не привело. Из-за финансового кризиса, который ударил по всем, проект закрыли. Находясь в депрессии, я вернулась в Москву. Буквально сходила с ума. И придумала игру: раз в неделю выкладывать видео, чтобы украсить понедельник. Я спрашивала: «Люди, какую песню вы хотите услышать?» Потом выбирала ту, которая мне тоже нравилась, делала кавер, отмечала на видео «человека-победителя», тот - своих друзей, и далее по цепочке. Месяц такой работы принес 10 тысяч подписчиков. «Инстаграм» стал моим трамплином, там же я встретила и часть своей команды, с которой сейчас работаю. Мне хочется быть примером для тех, кто не решается. Доказать, что из «Инстаграма» ты можешь встать на сцену «Ледового». Не нужны ни радиостанции, ни паровозы вложений…

С поклонниками ты плотно общаешься?

Они - основа моего существования. Я стараюсь ответить каждому: в личных сообщениях, по почте, везде. Правда, это делать все сложнее, потому что их теперь много. Для меня это способ понять, что делать дальше.

Меняла что-то после критических комментариев?

У меня был прецедент. Девятого мая 2016 года сделала видео на песню «Темная ночь». Развернулось огромное обсуждение, я получила массу критики. Отвечала всем злопыхателям: «Спасибо большое. Наверное, и правда, не стоило этого делать». И удивительно то, что они сразу меняли свое мнение. Люди просто хотели внимания, не ожидали, что я им отвечу.

Есть ли среди твоих поклонников известные люди?

У меня хорошие отношения с Верой Брежневой. Однажды сделала репост моего видео – и это было невероятно приятно! Полина Гагарина, Тимур Родригез, Анфиса Чехова тоже писали, что им нравится то, что я делаю. Рэпер L’Оne приходил на концерт – причем даже не попросил приглашение, а просто купил билеты – себе, жене, ребенку. Я рада тому, что среди моих слушателей есть коллеги-музыканты.

На кого из современных звезд ты равняешься?

Очень люблю Аллу Борисовну Пугачеву – особенно ее ранние пластинки. Земфиру тоже просто обожаю! Ваня Дорн классный. Сейчас много интересных артистов, которые делают крутую музыку.

А из зарубежных кто нравится? Насколько я знаю, с Ланой Дель Рей ты даже стояла на одной сцене?

Это было года три назад, я пела у нее на разогреве в том же «Ледовом». Мы отправили запись на кастинг. И менеджмент Ланы нас пригласил. Было смешно, когда потом во время нашего выступления ее помощник подбегал к звукорежиссеру и просил сделать меня тише, мол, слишком круто для разогрева. Но так и не получилось. После концерта Лана пришла в мою гримерку. Она сказала, что ей понравилось, мол, я крутая, должна продолжать в том же духе. Мы с ней проболтали полчаса, обнялись и поздравили друг друга с успешным выступлением. Также я работала с музыкантами Jamiroquai, Робби Уильямса: все очень скромные и добрые ребята.

Ты успела пожить в Лондоне, Москве, но окончательно обосновалась в Питере. Почему?

Начну с того, что я родилась в Таджикистане. Когда мне исполнился год, там были военные действия, и мама перевезла меня в Москву. Так что вся моя жизнь была и остается тут. А в Питер я приехала пять лет назад, искала себя. Сдружилась с музыкантами, с которыми мы впоследствии создали коллектив. Многие вообще думают, что я из Северной столицы. Не могу сказать, что это единственный город, где мне удается творить. Но там есть места, где чувствую себя свободнее, где меньше беготни, забот, можно лучше сконцентрироваться. Еще для меня Петербург – самый вкусный город. Там потрясающие кафешки. Я кофеман и обожаю завтракать – это для меня определенный ритуал. Если не позавтракаю, то день наперекосяк.

Как мама отнеслась к твоим постоянным переездах в разные страны, города? Стыдно ли перед мамой за что-то?

Она тяжело все восприняла, отговаривала. Но у нее не было выбора – она поняла, что нужно отпустить. Многие вещи я ей не рассказывала потом: как мне было там непросто, одиноко. Была очень смешная история в детстве. Помнишь сериал «Дикий ангел»? Там Милагрес вечно пила вино и общалась с Иисусом. И просила его о чем-то хорошем. Вот однажды, будучи маленьким ребенком, я выпила дома вина: за свою семью, за здоровье близких, думая, что это какая-то связь со Всевышним. Как меня тогда ругала мама! А мне было так обидно, что она не понимает – ведь я ради нее это сделала!

Перебравшись в Питер, ты сама себя обеспечивала?

Мама и по сей день помогает мне финансово, хотя это уже не требуется. Сейчас я зарабатываю, не клянчу. Но в паспорте постоянно нахожу мамины «подарки». Бывает, говорю: «Мам, мне нужна такая-то сумма денег». А она всегда старается отправить больше! И так постоянно. Когда я переехала, передо мной стояла цель: вырасти, перестать быть ребенком. Надо сказать, что я всегда была под опекой старших. Начала зарабатывать музыкой в 12 лет. В 16 - уже давала концерты, участвовала в поп-проекте – это была настоящая школа. А с 18 начала заниматься писать песни. Но я хотела получить еще высшее образование...

На блог этой девушки подписались уже почти 200 тысяч пользователей. Если вы не из их числа, тогда этот обзор - точно для вас.

Манижа Сангин — москвичка, переехавшая в столицу России еще в раннем детстве — из Душанбе.

Она — первая в мире певица, которая принялась «мастерить» музыкальные коллажи – полноценные арт-продукты, состоящие из нескольких (как правило, девяти) красивых видеокартинок и шикарного многоголосия и многозвучия.

Свою музыкальную карьеру в Инстаграме певица начинала с собственноручно снятых 15-секундных роликов: в ту пору делать минутные клипы было просто невозможно. Девушка сразу приняла решение выкладывать видео по понедельникам. Их ведь, понедельники, как правило, никто не любит, а потому Манижа намеревалась сделать этот день недели добрее и ярче.


Девушка первой придумала снимать на видео музыкальные коллажи. Фото: личный архив.

За несколько последних лет девушка написала более 100 собственных композиций — на английском и русском. Параллельно — начала сотрудничать с лучшими современными музыкантами и саунд-продюсерами Москвы, Питера, Лос-Анджелеса и Лондона. Сарафанное радио быстро разнесло весть о неординарной певице. За ее творчеством начали следить интернет-пользователи со всего мира. И теперь все эти люди (сама Манижа называет их не слушателями, а «слышателями») с нетерпением ждут выхода первого альбома девушки. Вернее будет сказать, Инстаграм-альбома, который, впрочем, будет доступен не только в Инстаграме. Его можно будет приобрести и в iTunes, и в приложении «Яндекс.Музыка».

А пока, пребывая в ожидании пластинки, мы внимательно изучили блог певицы и составили для вас рейтинг из десяти самых популярных ее роликов. Наслаждайтесь, меломаны, будущие и настоящие.

10 место (145 тысяч просмотров)

9 место (152 тысячи просмотров)

8 место (171 тысяча просмотров)

7 место (182 тысячи просмотров)

Манижа Сангин: Вся моя жизнь - это арт-проект моей мамы

14:09 01.03.2017

Ее называют певицей нового поколения - той, которая не боится сочетать в своих творениях различные стили и быть непохожей ни на кого.

Ее главой площадкой для завоевания поклонников стали социальные сети — в основном Instagram , где 15-секундные необычные, яркие и запоминающиеся видеоролики сделали ее знаменитой, а со временем превратились в новый полноценный медиапродукт. Сегодня за ее творчеством только в Instagram следят более 200 тыс. подписчиков.

Manizha, или Манижа Сангин, — любимая певица новой богемы, долгожданная гостья и участница музыкальных фестивалей Москвы и Санкт-Петербурга. Встреча с певицей прошла в ее студии в центре Москвы сразу после приезда из Нью-Йорка. Накануне певица выпустила свой первый альбом, Manuscript , который 11 дней занимал первые строчки в русском сегменте iTunes . О том, как шла работа над пластинкой и о рождении нового проекта Манижа рассказала в интервью корреспонденту интернет-портала «Россия для всех».

— Расскажите, пожалуйста, с чего все началось, как пришли в музыку? Это было ваше желание или, может, решение родителей?

— На сцене я начала петь уже с пяти лет. А музыку вообще любила с детства. Мама рассказывала, что, когда я была у нее в животе, родители посещали разные концерты и при звуке музыки я начинала активно двигаться у нее в животе (смеется ). Но все же главным человеком, который увидел во мне певицу, была моя бабушка — с ее подачи я стала профессионально заниматься вокалом и пошла в музыкальную школу, которую через год успешно бросила, стала заниматься у частных педагогов.

— А родители тоже творческие люди?

— Да, особенно мама, так как папа по профессии врач, а вот мама… Собственно, недавно вышел клип на песню «Иногда», который я посвятила ей. Я всегда говорю, что вся моя жизнь — это арт-проект моей мамы, все, что я делала и делаю, это ее вложение в меня не только материальных ценностей, а в первую очередь духовный вклад как в личность, человека и творца. Она, к сожалению, сама не смогла заняться творчеством, так как у нее пятеро детей, она была вынуждена отказаться от всего, потому что из-за гражданской войны настали очень тяжелые времена для всех. Собственно, из-за войны нам пришлось покинуть страну, так как наш дом просто взорвали снарядом. Хорошо хоть в это время никого не было дома. Когда мне было два года, наша семья переехала в Москву.

— Здесь жили родственники, вы к ним переехали?

— Нет, здесь у нас никого не было. Все родные и близкие остались в Душанбе. Они нам, конечно, помогали, но в основном моя мама справлялась со всем сама.

— Вы младшая из пятерых детей?

— Нет, я средняя. У меня есть старшая сестра Муниса Усманова, она корреспондент Первого канала, старший брат Тоджусмон Усманов, который назван как мой дедушка Тоджи Усмон, известный таджикский писатель и журналист — в его честь названа улица и установлен монумент в Худжанде. Брат Тоджусмон финансист, работает в банке. Моя младшая сестра Аниса Усманова занимается ресторанным бизнесом. Она сейчас учится в зарубежной школе кулинарии. Хотя ей всего лишь 22 года, она в ближайшее время планирует открыть свое заведение. Она очень вкусно готовит. Это действительно талант, и мы его развиваем. Мой младший брат Шерик, Шерзод Хамраев, учится в дипломатической академии в РФ. Он, так же как и я, занимается музыкой, у него очень красивый голос. Он еще и режиссер.

— С такой семьей и поддержкой вы, значит, трудностей переезда не почувствовали, тем более что в маленьком возрасте…

— Нет, я с годами это все стала очень сильно ощущать. Да, рядом всегда была семья, которая поддерживала, но трудности возникали.

Одно время мне было очень больно, что у меня нет моего родного дома, причем с домом и Душанбе у меня всегда ассоциировалась моя бабушка. Ее, к сожалению, уже семь лет как нет с нами. За этот период у меня очень многое изменилось в жизни, я поняла, что у меня больше нет дома, той точки на карте, так как наш дом, где все наше поколение рождалось, наше семейное гнездо в Душанбе, снесли. Вместо него теперь хотят построить какой-то торговый центр. Мы очень долго за него боролись, но год назад его окончательно снесли, и мы лишились самого ценного, теплого воспоминания из детства, жизни. И сегодня я поняла, что у меня нет дома и моим единственным домом могут быть только люди. С одной стороны, это меня очень сильно сломало, с другой — воспитало, вдохновило на то, что весь мир стал для меня домом. И то, что я делаю сегодня, помогает мне объединять совершенно разных людей. Мне нравится думать о том, что у меня нет какой-то конкретной точки на земле, нет конкретной информации о моей национальности, так как я чувствую себя абсолютно человеком мира. Тем более что я сделала недавно генетический тест и поняла, что во мне более 30 национальностей, и это только с маминой стороны.

— Часто общаетесь с соотечественниками в Москве?

— У меня очень много друзей, которые покинули страну и живут не только в России, но и в Америке, Англии, Швейцарии. И все, кого я встречала, — это очень успешные, начитанные, умные люди, на которых смотришь и гордишься, что относишься к ним. К сожалению, из-за ситуации с войной и безработицей в Таджикистане тот наплыв людей, которые приезжают в Россию, не получили соответствующего образования. Насколько помню, вся моя семья и все те люди, которые меня окружали, были заточены на образование. Только у моей мамы три высших образования. У нас хранятся дневники моего дедушки — так вот он писал и на фарси, и на русском, и на немецком. И это было нормально — быть образованным человеком, знать не только одну область, но и развиваться в других сферах. Но, к сожалению, уровень образования перестал быть качественным в Таджикистане, и знания нового поколения меня страшат.

— И соответственно расстраиваетесь, если слышите нелестные отзывы о таджиках…

— Да, конечно, меня это расстраивало, но были случаи, я лично сталкивалась с ситуацией, когда была вне понимания с ребятами, с которыми общалась, которые неприятно и невоспитанно себя вели, необразованно. Мне было обидно, потому что таджики — великий народ, и те люди, которых я знаю, могут дать фору многим.

— Последний раз когда были в Душанбе?

— Последний раз была два года назад. Я не могу поехать туда, мне психологически больно. Я в итоге не увидела, как снесли наш дом. Я не поехала, была только мама.

— На таджикском языке дома общаетесь?

— К сожалению, после ухода бабушки мы не разговариваем на нем так часто. Бабушка была вообще за то, чтобы мы учили разные языки. Собственно, мое знание английского языка и русского — это благодаря бабушке, потому что она нанимала репетиторов после школы и я каждый день занималась языками. Мой младший брат пишет и разговаривает на фарси. Я же — чуть хуже, но язык понимаю хорошо. Во время путешествий встречаю много иранцев, пакистанцев и понимаю, что они говорят.

— Планируете ли выпустить композицию на таджикском языке?

— Да, они будут, я не ограничиваюсь только одним языком или двумя. Я же сказала, что я человек мира, то есть на определенном этапе я буду петь на определенном языке. Сейчас это английский язык, потому что это универсальный ключ для большей аудитории. А дальше, когда уже выйду к большей аудитории, буду делать композиции на всевозможных языках. Мне нравится развиваться и в этом.

— Из таджикских артистов кого любите слушать?

— Я очень люблю творчество Наргис Бандишоевой, особенно ее песню «Лалаик». Она, конечно, на памирском языке, и чтобы исполнить ее, я училась языку и восточному пению у Тахмины Рамазановой (группа «Авеста»), и у меня получилось. На самом деле это очень сильная колыбельная. Я ее пела, когда была совсем еще ребенком. Потом я ее спела, когда мне было 14 лет, и вот недавно я перевела ее на английский язык. Думаю, в скором времени, после получения разрешения от Олега Фезова, вы ее услышите. Люблю еще слушать Далера Назарова, группы «Шамс», «Авеста». Вообще у меня очень много друзей живет в Израиле, и моя близкая подруга Даша, которая разделяет мои вкусы в этнической музыке, всегда мне отправляет песни современных израильских музыкантов, которые поют на родном иврите, и это звучит просто потрясающе. Я пыталась найти такие и у нас, но пока не нашла. А так слушаю в основном наши старые композиции, например, « » в исполнении легендарной Мукаддас Набиевой.

— В 2008-2009 годах вы очень ярко появились в российском шоу-бизнесе: клип «Пренебрегаю» крутили почти на всех российских музыкальных каналах. Что потом случилось? Почему вы вдруг пропали?

— Это просто изначально было то, что я не хотела делать. Я попала в эту историю, потому что с 11 лет писала то, что сейчас все слышат. А тогда мне говорили, что я сумасшедшая, что это никому не нужно и мое время еще не пришло. А чтобы зарабатывать и петь, ты должна быть как все, должна петь как все, должна быть в ротациях на радиостанциях, а чтобы быть в ротации, нужно быть форматом… Я это слушала постоянно, и в итоге это привело к тому, что у меня был очень сильный нервный срыв. Я не выдержала этого. Я понимала, что выхожу на сцену и вру своему зрителю. Я не получала удовольствия от этих песен и от этих побед, которых было немало. Я знаю, что это очень многим нравилось, но это тяжелый выбор, когда ты делаешь то, что тебе не нравится. Поэтому я расторгала контракт, благо мама всегда была рядом, и она была основным человеком, который всегда защищал мои интересы. Так как она была сопродюсером того проекта, она сказала, что больше не может видеть, как это все разрушает ребенка, и позволила мне сделать свой выбор. После этого я год сидела и не знала, что мне делать. Начинала все в 13 лет, в 15 начала выступать, а в 18 расторгла контракт, то есть на все это ушло пять лет.

— И поступили в университет ?

— Нет, я уехала в Англию и начала заниматься тем, что я люблю. Я встретила человека, который очень сильно в меня поверил. Он не из музыкальной индустрии. Мы создали свой большой проект, работали над ним пять лет, но он не свершился, так как, во-первых, финансовая ситуация изменилась из-за кризиса, и, второе, чтобы существовать на зарубежном рынке, тебе необходимо быть пешкой в большом лейбле. А чтобы быть независимым артистом, не имея при этом никаких связей, нужно иметь огромное количество денег, чтобы покупать фактически свои права, отстаивать их. А я не могу работать в формате лейблов, где мне указывают, что мне надо делать. Я уже имела такой опыт. Тогда я решила, что надо делать все самой, вернулась в Москву, начала вести Instagram.

Первое время все думали, что я сумасшедшая и никому это не нужно, потому что на тот момент в Англии я уже работала с такими студиями, как «Эбби Роуд», Rock Studios, сотрудничала с топовыми мировыми артистами и музыкантами. Но я оставила все, когда поняла, что этот масштаб для меня огромный. Да, он потрясающий, да, это мечта любого артиста, но если ты пришел туда неготовым и не знаешь, кто ты, то тебя просто как бульдозером снесут и сотрут твою личность, потому что там стоят люди, которые знают, чего хотят. Они знают, кто они такие и почему находятся на этом месте. А когда ты молодой и тебе повезло, что ты там оказался (не то что повезло по воле случая — ты, конечно же, работал над собой очень много), то этого еще недостаточно, чтобы ответить на вопрос, кто ты.

Тогда я отступила и ответ нашла только спустя два года благодаря социальным сетям, людям, которые стали появляться вокруг меня, аудитории, которая стала расти с каждым днем и показывать, кто я. И я через людей стала видеть свое отражение, формировать то, что сегодня происходит. И благодаря всему этому вышел альбом Manuscript, что в переводе с английского языка означает «Рукопись», то есть сделанное собственными руками. Вот, собственно, в комнате, в которой мы находимся, все ролики и создавались, все декорации, фоны. Все, что тут лежит, делалось вручную.

— Ваш дебютный альбом Manuscript после выпуска занял первые строчки в iTunes . Как долго вы над ним работали?

— Да, альбом вышел 17 февраля, и в этот же вечер Manuscript стоял на первой строчке в iTunes. В него вошли восемь композиций. А так за пять лет было написано более 100 композиций, но для первого альбома я выбрала пока что восемь. Это мой первый Instagram-альбом, потому что для каждой песни мы создавали отдельную страницу, весь контент который снимался. Он снимался исключительно для платформы Instagram.

— А где еще можно приобрести альбом?

— Это онлайн, а вживую где можно приобрести альбом?

— Альбом будет выпущен только на виниловых пластинках — хотелось бы увековечить эти онлайн-истории во что-то большое, плотное. Для меня винил — это идеальное сочетание. Первая партия пластинок — она будет небольшая — распространится после марта.

— Сколько человек в проекте Manizha задействованы?

— Изначально были я, мама, моя сестра Аниса. Последние полгода в проекте уже работают менеджер, и наконец-то у нас появился исполнительный продюсер проекта, так как я не успеваю все делать сама, потому что и так сама монтирую, снимаю, стою и в кадре, и за кадром. Это сложно все физически. И сейчас, благодаря выходу альбома Manuscript, я думаю, нас ожидает очень плодотворный период. Мы уже готовимся к выпуску второй пластинки. В группе у меня гитарист, бас-гитарист, барабанщики, бэк-вокалист, виолончелист и пианист одновременно, а также идеолог проекта, с которым я познакомилась еще до поездки в Англию. Он до сих пор со мной работает, поддерживает. Ну порядка восьми-девяти человек в команде.

— У вас очень качественная продукция, которая требует немало времени и сил. Как проходит процесс создания композиций?

— Обычно я пишу песню, придумываю, как она должна звучать, далее приезжаю в Санкт-Петербург, в свою любимую студию к своим друзьям Роме Уразову и Матвею Аверину, которые всегда мне помогают в создании материала. И вот мы втроем разбираем мои идеи, которые у меня уже нарисованы в компьютере. Мы их слушаем, я говорю, где и что надо записать. Поначалу я только рулила процессом, и так как это очень интимный процесс, ребята очень аккуратно объясняли, что может быть лучше, какие идеи лучше для записи композиции. Когда песню записали, у меня в голове рождается сразу идея видео, и я начинаю снимать ее. Я думаю, все в комплексе: нет такого, что я делаю сначала вот это, а потом сижу и думаю, что с этим делать. У меня так устроено в голове, что я всегда вижу, как эти пазлы соединять, и альбомManuscript не исключение. Ну естественно, мне всегда помогают очень классные люди, они не просто приходят и уходят, а становятся частью идеологии, частью семьи. Вот почему мы не сняли офис, в котором строгие условия: пришел в 8.00, ушел в 6.00, — а сняли квартиру, потому что мы семья и в таком проекте нужно жить. Мы готовим совместный ужин, мы завтракаем вместе, сидим здесь сутками, порой музыканты мне помогают вообще не с музыкой, а помогают держать свет, возить оборудование. Мы все многофункциональные, и этим мы, наверное, побеждаем.

— Ваши ролики в Instagram вроде и короткие, но очень запоминающие, яркие. Как они снимаются?

— Всегда по-разному получается, зависит от задачи и идеи, инструментов, которые под рукой. Можем снять за два часа, а иногда уходит и до двух дней на съемки. Я эти видео снимаю наугад, не зная изначально, как все делается, сталкиваясь с проблемами, о которых и не догадывалась, потому что я не являюсь профессионалом в этой отрасли. И, соответственно, в процессе я очень многому учусь. За эти два года я как будто поступила и отучилась в университете, так как действительно получила огромное количество знаний. Сейчас мне понятно очень многое в продакшене, я разбираю фильмы по частицам, я понимаю уже, как снята эта сцена и что сколько стоит.

— Музыкальное образование у вас есть?

— Нет, я просто получала почасовые уроки вокала и год в музыкальной школе.

— Сейчас у вас очень плотный график, даете много концертов. Остается ли время на то, чтобы вести еще и Instagram ?

— Да, конечно, на это всегда будет оставаться время. Я сейчас не так часто делаю посты — не потому что нет времени, а потому что теперь каждая моя идея является чем-то цельным, требует больше времени и усилий. И лучше я буду делать три видеоролика в месяц, но зато это будет качественной продукцией.

— Вы выступаете всегда вживую и каждую композицию преподносите зрителю, как отдельную сценку, что требует немало сил. Как восстанавливаетесь после таких выступлений?

— Я восстанавливаюсь прямо на сцене. Я питаюсь счастьем, что я на сцене, энергетикой зала. Бывают моменты, что ты чувствуешь себя суперистощенным перед выступлением, но стоит тебе выйти на сцену, как ты чувствуешь поток энергии и начинаешь заряжаться этим. Я после сцены как живчик: даже если не спала несколько суток, то после сцены еще несколько часов буду бегать.

— На какую аудиторию нацелена ваша музыка?

— Публика вообще разная, многонациональная и разных возрастов.

— Кто вам помогает с выбором одежды, стиля?

— Мой дизайнер — моя мама Наджиба Усманова, у которой есть своя дизайнерская фирма Modardesigns. Она шьет костюмы всей группе. Она визуально очень мне помогает с видеороликами, объясняет, какие цвета друг с другом дружат, какие ткани, какие фактуры лучше соединять.

— Для продвижения своего продукта обращаетесь ли к спонсорской поддержке?

— Нет, у нас нет спонсоров. Все, что зарабатываем, вкладываем в работу.

— А вот бывает, что совсем не хочется ничего делать, депрессия… У творческих людей это часто случается. Как справляетесь с этим?

— В такие моменты я сплю. Мой дедушка мог работать несколько дней без остановки, потом двое суток мог не вставать с кровати. Для восстановления мне достаточно полноценного сна и просмотра хороших картин. Но сейчас свободного времени практически не бывает. Последний раз я так отдохнула после Нового года — четыре дня безвылазно сидела дома, выключила телефон, спала, никуда не уехала. Все улетели из Москвы, я же лежала дома, включив телевизор, и смотрела всевозможные фильмы. Так же я последний раз делала летом. То есть я раз в полгода четыре дня вот так сплю, отдыхаю, не выходя из дома.

— Кто или что вас вдохновляет на новые творения?

— Не могу сказать конкретно, от чего и от кого это зависит. Вдохновение — его же почти не видно, оно как воздух, везде, ты им дышишь, но не видишь. Вдохновение в разных случаях по-разному может себя проявить. Я вдохновение всегда ищу в своем жизненном опыте, в прошлом и в том, что меня окружает здесь и сейчас.

— В ваших песнях обычно говорится о любви, неразделенных чувствах. Это имеет отношение к вам?

— Конечно, это абсолютно мои личные честные песни, мемуары, которые я никогда никому не рассказываю, а только вкладываю их в песни.

— Как относится семья, родители к вашей деятельности? Спокойно отпускают на гастроли, в дальние поездки?

— Меня очень долго никуда не пускали, ведь я все равно выросла в восточной семье. Папа — они с мамой в разводе — вообще не поддерживал мой выбор. Он, наверное, только последний год понимает, что я делаю. А так он считал это постыдным делом. Из-за этого мы с ним не общались какое-то время. Просто он за этим всегда видел грязь, а меня это всегда обижало: грязь грязью, но надо знать еще человека, который стоит около этой грязи. Зная себя, я понимаю, что в какой бы ситуации я ни находилась, я знаю, как поступлю, потому что есть воспитание и опыт моей семьи. Все люди, которые со мной работают, очень чистые, потому что я к их выбору очень серьезно подхожу. Чистых людей больше на самом деле, чем тех, которые живут грязью, похотью и так далее. Это поверхностные люди, а внутри, в сердцевине шоу-бизнеса сидят на самом деле очень чистые и крутые люди, которых я видела, с которыми я общаюсь и на которых хочу равняться. Сейчас моя семья меня поддерживает. Они видят, чем я живу, участвуют в этом. Они знают изнутри эту кухню, и поэтому у нас есть фактор доверия друг к другу.

— Вообще я думаю, что праздников для женщин должно быть больше, чем один день в году. Сейчас такое время, когда немножко поменялись роли, и меня это не пугает, потому что я понимаю, что женщины рулят большими проектами. Я вижу много сильных женщин, и вот один праздник для них — думаю, это маловато, особенно для наших мам. Для них праздник должен быть как минимум пять раз в месяц, чтобы могли отдохнуть и порадоваться. Ну а мы недавно отметили день рождения нашей мамы, я ей посвятила свое первое полнометражное видео на песню «Иногда», в процессе создания которого она принимала непосредственное участие. Также мы подарили ей билеты в Италию, чтобы она отдохнула. Моя мама очень сильный человек, она очень независимая, не любит, когда за нее что-то решают, строят планы. Видимо, в этом плане я в нее (смеется ). Сама решает, когда и куда ей лететь. Она привыкла все контролировать, а сейчас ее дети стали взрослыми, и мы максимально хотим ее жизнь облегчить, чтобы она могла расслабиться.

— Дома любите готовить? Что-нибудь из национальных блюд, например?

— Сама умею готовить, но очень редко это делаю, потому есть в семье Аниска, у которой это получается намного лучше. А так очень люблю манту и готовлю их, когда выдается свободное время.

— Вы всей семьей вместе живете?

— Да, мы живем все вместе.

— Свою семью в ближайшее время не планируете создать?

— А вот про личную жизнь не люблю распространять информацию.

— Над чем сейчас работаете?

— Над новой пластинкой, которую планируем выпустить в конце марта. Готовимся сейчас к туру по России и странам СНГ, также выступлю с сольными концертами в Москве и Петербурге.

СПРАВКА

Манижа Хамраева (Сангин) родилась 8 июля 1991 года в городе Душанбе, Таджикистан. В 1994 году из-за гражданской войны в Таджикистане семья двухлетней Манижи переехала в Москву. Здесь она с детства занимается пением, посещала музыкальную школу по классу фортепиано. С 12 лет Манижа участвует в различных конкурсах и фестивалях. В 2003 году получила Гран-при международного конкурса молодых исполнителей Rainbow Stars в Юрмале, а также стала лауреатом первого организованного ТРК «Мир» фестиваля детского творчества стран СНГ «Луч надежды». В 2004 году — лауреат четвертого международного фестиваля-конкурса Kaunas Talent. Училась на психолога в Российском государственном гуманитарном университете. С 2007 года начала выступать под псевдонимом Руккола. Песня «Пренебрегаю» транслировалась на многих российских каналах и радиостанциях, на протяжении нескольких месяцев держалась в десятке лучших песен хит-парада «Русского радио». В 2007 году Манижа стала финалисткой всероссийского конкурса «Пять звезд» в Сочи. В 2012 году начала сольную карьеру под псевдонимом Manizha. 15-секундные видеоролики Манижа начала выкладывать в Instagram в 2013 году. В декабре 2016 года выпустила видеоклип на песню «Люстра», а в феврале 2017-го — видеоклип «Иногда». Первый Instagram-альбом Manuscript Манижи вышел 17 февраля 2017 года.

Беседовала Манижа Душанбиева