Методическая разработка по художественной литературе на тему: Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Ознакомительное чтение

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащая его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович, Л.И. Айдарова, Л.М. Гурович, М.М. Конина и др.).

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В понимании смысла литературных форм детям нужна помощь взрослого.

Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию но и к форме произведения. Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.

Для выработки избирательного отношения детей к литературным произведениям, их художественного вкуса, умения ориентироваться в мире книг, немаловажное место отводится тем методам и приемам, которые педагог будет использовать в своей работе. Задача воспитателя так организовать свою деятельность, чтобы воспитание у детей тяги к книге, любознательность, желание и умение рассматривать иллюстрации стало неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Ознакомление с поэзией осуществляется уже с младшей группы, требования к речи воспитателя в разном возрасте будут меняться.

При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространенными являются словесные методы. Чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста - один из основных методов. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть , при этом достигается наилучший контакт со всей группой. Большая же часть произведений читается по книге . Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его.

Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.

Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

Требования к речи воспитателя:

В средней группе – темп должен быть таким, как требует содержание, громко на публику.

В старшей группе – можно использовать весь спектр выразительных средств: сила голоса; темп нужно менять в зависимости от смысла текста; интонация; учить детей правильно расходовать воздух.

Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное, понятное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания текста, помочь запомнить произведение, глубже пережить его в целом.

Для решения этих целей используют такой прием, как выразитель- ность чтения. Его сущность по сравнению с деловым, логическим чтением, заключается в его эмоциональной насыщенности. Выразительное чтение - первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия детьми, предотвратить забывание. М. М. Конина, изучавшая влияние художествен- ной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников, пишет: «Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления».

Повторно использовать, произведения желательно в течение ближайших 2-3 недель. Это легко осуществимо, если на одном занятии детям читается несколько произведений. Е. А. Флерина рекомендовала новые рассказы давать реже, повторные – чаще и в течение месяца повторить весь материал несколько раз. Она считала, что в старших группах достаточно в месяц прочитать 2-З небольшие книги и несколько небольших стихотворений и рассказов. В младших группах количество произведений, с которыми знакомят детей, примерно то же (сюда включаются потешки, шутки, песенки), но они меньше по размеру и повторять их нужно чаще.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин (Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?).

Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляются чаще); используются словесные приемы - напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме, воспитатель задает вопросы: кто тебе больше всех понравился? Почему? и др.

Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.

Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняются до чтения

Чтобы дети лучше запомнили имена героев или их образные характеристики, воспитатель может задать вопросы : Какой выросла снегурочка? Какой она стала весной? Можно повторить вместе с детьми незнакомое имя (Ясочка, Жихарка, Петрусь, Анна Ванна) или пояснить его. Психологи отмечают, что в переосмыслении рассказа огромную роль играют эмоции. В запоминании образа важно яркое слово, слово-эпитет, которое указывает ребенку на самую существенную черту образа (храбрец, отважный, растеряша, рукодельница и др.). При этом ребенок опирается не только на чувственный образ, но и на смысловой, выраженный в слове - обобщении.

В подготовительной к школе группе нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), отметить, что язык автора точный, понятный.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. Они рассматривают иллюстрации, с интересом о них говорят; про любимые интересные картинки охотно слушают рассказ или чтение воспитателя

В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста. Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность, если детям неизвестен соответствующий ей литературный текст.

Начиная со старшей группы, детям задаются вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно выборочно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. В этом случае осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.

Для показа всей группе на занятиях отбирается несколько крупных, ярких, наиболее характерных иллюстраций, подготавливается необходимое оборудование (мольберт или подставка, кусок плотного картона, чтобы накрыть соседнюю страницу, указки, закладки в книге).

Воспитатель руководит рассматриванием иллюстраций: проносит иллюстрацию по рядам, вызывает детей для показа отдельных деталей, сопровождает показ жестом, подсказывает необходимое слово.

Важная задача воспитателя - научить детей понимать художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами, воспринимать его на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение детей на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением может тормозить развитие художественного восприятия, мешать его усвоению. Все это еще раз напоминает о правильном, тактичном применении наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.

В процессе ознакомления детей с художественным произведением необходимо активизировать не только их образное мышление, память и чувства, но и аналитическое мышление, углублять понимание текста. Для лучшего понимания произведения можно использовать также беседу по произведению . После первого чтения дети обычно находятся под сильным впечатлением, естественны их реплики, просьбы почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично, рассматривает с детьми иллюстрации.


Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

Основное внимание на среднем этапе обучения следует уделять ознакомительному чтению, так как этот вид чтения характеризуется, как известно, определённым набором умений и навыков более элементарного порядка, специфических приёмов, совокупность которых и составляет сущность того или иного вида. Наряду со специфическими, в каждом виде чтения используются приёмы, которые имеют место и в других его видах. Поэтому наиболее целесообразно сначала овладеть тем видом чтения который включает наибольшее количество приёмов, общих для всех намеченных видов, предоставляет наиболее благоприятные условия для их комплексного функционирования и способствует переносу соответствующих умений и приёмов из родного языка. Таким видом и является ознакомительное чтение. Также оно позволяет автоматизировать технические навыки учащегося, что невозможно осуществить в рамках изучающего чтения. Этот вид чтения дает возможность весьма быстро и эффективно повторить весь языковой материал, изучавшийся в школе, что обеспечивает базу для дальнейшей работы над языком и решает одну из наиболее острых практических проблем (Клычникова 1973; 56).

Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Ознакомительное чтение - чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Как пишет С.К.Фоломкина у учащихся необходимо сформировать следующие умения ознакомительного чтения:

Умения, связанные с оперированием языкового материала:

    определить значение слов с опорой на языковую догадку;

    игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;

    ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста:

    определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);

    прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;

    ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;

    членить текст на смысловые части;

    выделять в каждой смысловой части главную информацию;

    выделять в тексте ключевые слова;

    устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;

    давать оценку полученной информации (Фоломкина 1987; 33).

Условия, определяющие успешность обучения ознакомительному чтению:

Проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

Организация как одноразового чтения про себя;

Проверка понимания основной информации;

Исключение перевода на родной язык, т.к. «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина, 1987)

С ознакомительного чтения обычно начинают обучение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания, и для его проведения следует использовать тексты, языковой материал которых не содержит трудностей для учащихся. Это создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления правильных приёмов перцептивной переработки воспринимаемого материала, т.е. техники чтения (Фоломкина 1987; 216).

Для зрелого чтеца ознакомительное чтение это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается к сведению. Если читающий запоминает её, то непроизвольно. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: новое – известное, интересно– не интересно, понятно – не понятно. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развёртывания содержания. Опытный чтец всё это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.

В школьном обучении на среднем этапе обучения, в этом виде чтения имеют место существенные различия по сравнению с опытным чтецом. Перед началом чтения ставится задача: прочитать и понять основное содержание, не фиксируя внимание на деталях текста. Несмотря на установку «обходить» незнакомые слова, которые не мешают пониманию основной идеи, чтение в школе протекает более в медленном темпе, чем у опытного чтеца из-за возвратов, из-за прерывания процесса чтения при встрече с незнакомой единицей над которой учащиеся размышляют пытаясь понять. Поэтому, кроме ориентировки учащихся в стратегии чтения, ознакомительному чтению предшествует, как правило, снятие некоторой части трудностей текста - лексических, социокультурных. Другая особенность учебного ознакомительного чтения заключается в следующем: в отличие от зрелого чтения школьное чтение не ограничивается только прочтением текста. Дальнейшая работа связана с контролем понимания. В качестве контролирующих упражнений выступают речевые упражнения, направленные на выявление степени понимания самой существенной информации текста. Важным моментом завершения работы над ознакомительным чтением является обсуждение ключевых моментов содержания текста в коммуникативных упражнениях, формирования у учащихся личностного отношения к информации (Клычникова, 1973; 57).

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором – постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем – использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает. Чтобы учащиеся уяснили, что от них требуется при данном виде чтения, его следует регулярно проводить, пока учащиеся к нему не привыкнут. Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении (Фоломкина, 1987: 113).



Задание - 1 Прочитайте узбекскую сказку “Три сосуда с водой”. Каким будет финал этой сказки?


Узбекская сказка Три сосуда с водой В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его всё увеличивалась. »Зачем, - решил он, - старикам жить в моём государстве. Работать они уже не могут, а есть просят». И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха. Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли, птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдёт воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как её искать, а стариков в государстве не осталось.


Узбекская сказка Пришёл добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: «Пойди к шаху и скажи, что берёшься найти воду». И научил, как её искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землёй, а выход ему преграждает большой камень. Люди открыли дорогу воде, и вызвал к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. «Так чего тебе надо?» - закричал шах. Как, по-вашему, закончилась сказка?


Проверка Окончание сказки Рассказал добрый человек, что нашёл воду по совету своего отца, и закончил свой рассказ словами: «Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве». Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почёте.


Повторение Что такое текст? Каковы три этапа работы с книгой? Какие виды информации обнаруживаются в художественном тексте? Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Назовите виды чтения. Каковы признаки ознакомительного чтения? Каковы признаки изучающего чтения? Какие приёмы использует читатель до чтения книги ? Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?


Модель работы читателя с текстом I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.


Виды информации в художественном тексте


Виды и цели чтения


Виды и цели чтения


Приёмы изучающего чтения. До чтения. Осмыслить В какой степени заголовок знаком автор? До чтения Внешние данные Предугадать книги содержание текста


Приёмы изучающего чтения.По ходу чтения. Выявить Искать в тексте скрытые ответы на вопросы скрытые в тексте вопросы По ходу чтения Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное


Приёмы изучающего чтения.После чтения. Сформулировать Выделить основную основную мысль информацию текста После чтения Выделить Выбрать материал главные мысли для выполнения каждой части задания текста (пересказ, план, устный ответ)


Задание - 2 Прочитайте рассказ «Трусливый зайчонок» и три пословицы. Выделите в рассказе главную мысль. Какая пословица может стать заголовком для рассказа?


Трусливый зайчонок Это было в далёкой Индии. Жил в лесу маленький зайчонок, который всего боялся. Однажды он услышал, как что-то очень сильно громыхнуло. Зайчонок испугался, закричал: «Земля проваливается!» – и пустился убегать со всех ног. И все встречные звери бросились бежать и кричать: «Земля проваливается!» Добежали они до того места, где лежал под деревом мудрый старый лев. «Откуда вы взяли, что земля проваливается?» – спросил он. «Что-то очень сильно грохнуло!» – ответил зайчонок. Тогда лев поднял с земли большой кокосовый орех и уронил его на камень. Раздался сильный грохочущий звук.


Пословицы «Вот так?» - спросил лев. «Так!» – ответил зайчонок. И всем стало ясно, что тревога была напрасной. Все побежали по своим делам, а зайчонок кричал на бегу: «Земля не проваливается!» Зайца ноги спасают. У страха глаза велики. Петух сказал курице, а курица всей улице.


Задание - 3 Прочитайте стихотворение Д. Блынского “Солнышко”. Определите главную мысль текста.


Солнышко Я слышал: Ежонка ежиха Звала-зазывала домой, Шептала спокойно и тихо: - Мой гладенький, Мягонький мой… Качала Жучиха жучонка, Качала Под вишней в тени И пела протяжно и тонко: - Мой беленький мальчик, Усни…


Солнышко Зайчонка зайчиха Будила: - Ну что же ты, львёнок мой, Спишь? Пойдём на охоту, мой милый, Мой сильный, Мой храбрый малыш… А мы с тобой Весело пляшем, Цветы собираем во рву. И я тебя Солнышком нашим И радостью нашей Зову.


Задание - 4 Вам предлагается такая речевая ситуация. Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу. Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова». Сестра спрашивает: «А что такое басня?»


«Басня» в учебнике В учебнике так объясняется это понятие. Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные , предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни. Что нужно сделать, чтобы было понятно маленькому ребёнку?


Что делать? Нужно заменить слова научного стиля или непонятные словами общеупотребительными. Иносказательный рассказ – история, чаще всего из жизни животных, хотя имеются в виду люди, их поступки, их человеческие качества. Поучительный характер – басня всегда чему-нибудь учит (не жадничай, не трать времени попусту). Проявляются человеческие качества – львы, птицы, другие животные в басне живут так, как на самом деле живут люди. Прозаические басни – басни, которые написаны не стихами.


Выбирай! Басня – это маленький поучительный рассказ, в котором высмеиваются жадность, глупость, жестокость, хитрость и другие плохие качества людей. Хотя в баснях чаще говорится о животных или предметах. Басня – это стихотворение, в котором рассказывается какая-нибудь история из жизни животных. Помнишь, мы смотрели мультфильм про Ворону, которую обманула Лисица. Ворона держала во рту сыр, а Лисице тоже захотелось его попробовать. Чтобы заставить Ворону раскрыть рот, Лисица начала говорить, какая Ворона красивая, просила её спеть что-нибудь. Ворона слушала-слушала, поверила, что она красавица и петь мастерица, да и каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал, Лисица подобрала его и убежала. А Ворона осталась с носом, потому что любила лесть. Вот басня и написана для таких, как Ворона, - готовых поверить любым льстивым словам. Басни высмеивают недостатки людей. Какой вариант в какой речевой ситуации уместен? Почему?


Задание - 5 Почти на всех предметах вам предлагают прочитать параграф учебника и на его основе подготовить сообщение. То есть выбрать основную информацию, определить главную мысль каждой части, составить план и пересказать. Но далеко не всегда вы делаете это осмысленно. Вот образец выполнения такого задания.


Сделайте это! Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: I. «Речь человека и его культура». II. «Язык твой друг (враг)». III. «Язык - самая большая ценность народа». Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.


Д.С.Лихачёв Учиться говорить и писать. Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать (I). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (III). О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (III).


Д.С.Лихачёв Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (II, I). Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа (I, Ш).


Д.С.Лихачёв Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры (I). А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится (I). А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.


Д.С.Лихачёв Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти.. .(I, II). Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном...(I, II).


Что делать? Речевая ситуация. Вам учитель предложил подготовить сообщение на 1 тему. В основу вы положили эту статью. Какие части могут быть использованы? Они пронумерованы. А что делать дальше?


Образец выполнения предложенного задания«Речь человека и его культура»


Делаем так!




Продолжаем


Продолжаем


Заканчиваем


Творческое задание Прочитайте стихотворение Леонида Мартынова «Искусство чтения и письма». Напишите эссе на тему «Почему для поэта чтение – искусство?»


Л.Мартынов Всё, Что старательно мы пишем При свете солнца и луны, В высоком стиле или низшем,- Любовно мы хранить должны. А если столь уж стало тесно, То, значит, целый новый дом Придётся строить, хоть известно, Что это связано с трудом.


Л.Мартынов И в небывалом этом доме, Воздвигнутом в свою же честь, Пусть ничего не будет, кроме Людей, умеющих прочесть. А если вдруг искусство чтенья У них похитит некий тать, То наших строк трудносплетенья Пусть вновь научат их читать.


Домашнее задание Упражнение 285 (учебник М.Разумовской для 8 класс а). 1.Определить основную мысль текста. 2. Составить план и тезисы. 3. Подготовить пересказ текста.

Процесс понимания упрощенно может быть представлен как членение его читающим на смысловые куски. Это члене­ние имеет место при обоих видах чтения, однако степень его дробности (количество смысловых кусков, на которое разбивается текст) различна - при изучающем чтении их число значительно больше. Выяснение количества кусков, на которое учащиеся разбили текст, также входит в про­верку понимания в обоих случаях.

Ознакомительное чтение .

Для практики в этом виде чтения, а тем самым и для его формирования, используются сравнительно длинные тексты (не менее страницы уже в V классе), легкие в языковом отношении.

На первых порах чтение текста происходит в классе, с тем чтобы показать учащимся, как надо читать. В даль­нейшем само чтение текста переносится на дом, на уроке только проверяется его понимание. Однако не реже раза в месяц следует читать и в классе. Это дает возможность, с одной стороны, контролировать способы чтения, которы­ми пользуются учащиеся, а с другой, развивать беглость как специфическую черту ознакомительного чтения.

При подготовке к проведению ознакомительного чтения учитель прежде всего намечает объекты контроля, т.е. вы­деляет в тексте все факты, понимание которых обеспечивает понимание его содержания. Далее он выбирает форму конт­роля и решает, какой должна быть формулировка задания. Независимо от избранной формы контроля, в дальнейшем проверяется понимание только намеченных заранее фактов текста. Следует помнить, что при этом виде чтения прове­ряется понимание только основного; несущественные де­тали, даже если они и понятны при чтении, требуют допол­нительных усилий для запоминания, поэтому ожидание проверки понимания всех деталей заставит учащегося из­менить характер чтения, и оно уже не будет ознакоми­тельным.

Примеры заданий и форм проверки при развитии оз­накомительного чтения:

1. Прочтите текст с тем, чтобы потом ответить на во­просы по основному содержанию текста. Вопросы, охва­тывающие все основные моменты текста, должны быть сформулированы таким образом, чтобы на них нельзя было ответить предложением, заимствованным из текста, уча­щихся следует приучать интегрировать смысл нескольких предложений. Этот способ проверки может иметь различные организационные формы.

2. Прочтите текст. Скажите, какие из утверждений учи­теля верны, и исправьте неверные. Упражнение выполня­ется в устной форме. Учитель называет ряд фактов из текста, искажая некоторые из них. Учащиеся должны со­гласиться с ними или опровергнуть их, каждый раз аргу­ментируя свой ответ.

3. Найдите ответы на предтекстовые вопросы.

4. Приведите их текста все факты, подтверждающие по­ложения, сказанные учителем (устно, в классе).

Пересказ как форму проверки понимания при ознакомительном чтении можно рекомендовать только тогда, ког­да текст достаточно длинный (это исключит возможность его выучивания наизусть), при этом от учащихся следует требовать изложения только основных фактов.

Окончив проверку понимания основных фактов содер­жания текста, учитель проверяет его понимание на уровне смысла: учащиеся устанавливают идею текста (тему), как она раскрыта и обязательно дают свою оценку прочитан­ного.

При ознакомительном чтении текст следует, как правило, читать один раз. В отдельных случаях возможно его повтор­ное чтение, но при этом учащимся должна быть дана обя­зательно другая установка.

Учебных задач повторного чтения может быть две: увеличение скорости и развитие приемов просмотра. Этой цели служат различные задания, требующие поиска в тексте различной информации. Этот поиск, связанный с перечи­тыванием текста или его частей, способствует как увели­чению скорости, так и лучшей ориентации в тексте.

Изучающее чтение.

Регулярная работа по развитию это­го вида чтения начинается в VII классе. Для него исполь­зуются небольшие тексты, обычно научно-популярного ха­рактера. Как и в предыдущем случае, чтение текста сна­чала осуществляется в классе, а затем выступает в качестве домашней работы.

Работа начинается с беглого просмотра всего текста, чтения заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы текста. Далее следует повторное внимательное чтение текста. В качестве способа контроля понимания чаще всего используют перевод на родной язык. Его предпочтительнее выполнять в письменной форме, так как в этом случае легче судить о степени его точности, и учи­тель может, установить, что именно вызывает затруднения у учащихся. Части предложений, которые передаются уча­щимися неточно, подвергаются лексическому или грамма­тическому анализу в зависимости от характера трудности. Перевод может быть выборочным, если учитель уверен, что остальные части текста поняты учащимися правильно.

Понимание при изучающем чтении можно проверить и с помощью вопросов, верных \ неверных утверждений учителя и т.д., в этом случае их должно быть довольно много, они должны охватывать детали содержания, их формулировка должна быть иной по сравнению с текстом. Если текст представляет собой инструкцию сделать что-либо, логическую задачу и т.п., то о понимании судят на основании того, как учащиеся справились с заданием, содержащимся в тексте.

Назовем еще некоторые виды заданий, которые даются при первом обращении к тексту: определите, о чем текст \ статья в газете \ книге (на просмотр дается 3-4 минуты); найдите в тексте место \ раздел, где говорится о …, найдите в газете статью о … и т.д. выполнение соответствующего задания и является в данном случае проверкой понимания.

Выводы:

В ходе рассмотрения рядаисследований в области возрастной психологии можно твердо утверждать, что школьники 7 и 8 классов обладают более зрелым мышлением, нежели ученики 5-6 классов. Семиклассники и восьмиклассники стремятся узнать причину тех или иных явлений, они не склонны так охотно принимать все на веру, как это было раньше.

7 класс можно условно назвать переходным от начального этапа обучения языка к старшему. Если в 5-6 классах ведущая роль принадлежит устной речи, а в 9-10 – чтению, то в 7-8 классах устная речь и чтение занимают равное положение. Это возможно прежде всего потому, что учащиеся уже владеют значительным языковым материалом, который позволяет использовать для чтения фабульные и описательные тексты, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Чтение в 7 классе приобретает черты, приближающие его к чтению народном языке: учащиеся получают новую информацию в результате чтения.

Работа по обучению чтения должна осуществляться в рус­ле того или иного его вида.

Процесс чтения определяется установкой читающего, возникающей под влиянием цели чтения. В учебных усло­виях она складывается в результате инструкции, т.е. за­дания, которое получает учащийся. Поэтому в качестве первого требования к проведению работы по чтению вы­ступает адекватность задания виду чтения. Созданию не­обходимой установки способствует также оценка результа­та деятельности, т.е. форма и содержание контроля про­читанного. Поэтому вторым требованием является адек­ватность форм проверки развиваемому виду чтения. Треть­им требованием является соответствие текста виду чтения, над которым идет работа.

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

1. Познавательная:

  • знакомство с приёмами изучающего чтения (после чтения);
  • уметь использовать эти приёмы.

2. Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие умения мыслить.

3. Воспитательная:

  • формирование доброжелательного отношения к людям;
  • воспитание уверенности в себе, самоуважения;
  • осмысление своего нравственного выбора.
  • Оборудование

    I Наглядный материал.

    Таблицы: “Приёмы изучающего чтения. До чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения”,

    “Приёмы изучающего чтения. После чтения”,

    “Виды и цели чтения”

    II Раздаточный материал.

    Ксерокопии: текст №1,домашнее задание по тексту №2,

    Подготовка к уроку

    Для класса – повторить виды и цели чтения, приёмы изучающего чтения

    Приёмы изучающего чтения. После чтения.

    – знать приёмы изучающего чтения,

    – уметь применять эти приёмы.

    Ход урока

    I. Мотивация познавательной деятельности.

    Послушайте христианскую притчу “Пропасть”.

    Каким будет финал этой сказки?

    Чтение учителя без финала.

    ПРОПАСТЬ.

    Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть.

    Как, по-вашему, закончится эта притча?

    Слушаем ваши варианты.

    А теперь послушайте окончание.

    Окончание притчи.

    Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

    Почему вы смогли догадаться?

    Вы поняли текст, уловили его установку и смогли верно дать прогноз.

    У вас есть определённые навыки чтения и понимания текста.

    II. Целеполагание.

    Сегодня у нас снова урок из цикла “Учимся читать и понимать текст”.

    Мы познакомимся с приёмами изучающего чтения на этапе после чтения текста и будем учиться использовать эти приёмы в практической работе.

    III. Актуализация известного материала. Опрос.

    Что такое текст?

    Каковы три этапа работы с книгой?

    Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?

    Назовите виды чтения.

    Каковы признаки ознакомительного чтения?

    Каковы признаки изучающего чтения?

    Какие приёмы использует читатель до чтения книги?

    Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?

    IV. Формирование новых понятий.

    А теперь самостоятельно познакомьтесь с приёмами после чтения текста.

    Таблица на доске “Приёмы изучающего чтения. После чтения”

    Сформулировать основную Выделить основную информацию

    мысль (идею) текста

    После чтения

    Выделить главные мысли Выбрать для выполнения

    каждой части текста конкретного задания

    (пересказ, план, устный ответ)

    Что непонятно?

    Назовите приёмы работы с текстом после чтения. Объясните их суть.

    Кто уже владеет некоторыми из этих приёмов? Какими?

    V. Формирование умений.

    А теперь потренируемся в применении этих приёмов.

    1. Прочитайте выразительно текст №1 и придумайте заголовок.

    (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком.

    (2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала:

    (3) – Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

    (4) Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

    (5) – А кого она не достала!

    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох.

    (7)Наш одиннадцатый “А” считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

    (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было.

    (9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

    (10) – Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

    (11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов.

    (13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.

    (14) – Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков.

    (15) – Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

    (16) – А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

    (17) – У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! – ехидно пропела Лена Болдырева.

    (18)Носков злобно сощурился:

    (19) – Петруха, против коллектива идёшь!

    (20) – Я что-то не так делаю?

    (21)Вам не надо – вы ух?дите, мне надо – я остаюсь.

    (22) – Кончай, говорю, писать и давай собирайся…

    (23) – Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – опять сострила Болдырева.

    (24) – Петруха, трус, предатель!

    (25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

    (26) – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

    (27)Знай: подхалимов нигде не любят!

    (28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков.

    (29) Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

    (30) – Я никуда не пойду!

    (31) – Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

    (32) Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев.

    (33) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

    (34) – А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

    (35) – Я тоже остаюсь…

    (36) – Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

    (37) – У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать…

    (38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

    (39) – Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал Носков и плюхнулся на свой стул.

    (40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

    (41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев.

    (42) Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть…

    (43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку.

    (По Н. Татаринцеву*)

    *Н. Тата?ринцев (родился в 1947 г.) – писатель-публицист.

    Какова тема текста? Как бы вы назвали его?

    2.Отредактируйте план текста, восстановите правильную последовательность пунктов:

    1. Дружеская поддержка.
    2. Пикантность ситуации.
    3. Мысль о побеге.
    4. Выбор.
    5. Неудавшийся побег.

    Запишите свой ответ буквами плана.

    О чем говорится в каждой части текста?

    Правильный ответ – C B D A E.

    3. Индивидуальная работа в таблице.

    Назовите одиннадцатиклассников. Каждый из них занимает некую позицию в классе.

    Дополните таблицу героями текста и докажите свой выбор с помощью тех предложений, в которых раскрывается их позиция.

    Герои и их позиция в классе.

    Проверка заполнения таблицы.

    Как бы вы обозначили позицию Петрухи Васильева? В каких предложениях она проявляется?

    Пример заполнения таблицы учащимися.

    4.Работа в парах. В конспектах для учащихся учитель отмечает, какого именно героя характеризуют ученики.

    Каждой паре дается задание составить устную характеристику одного героя текста (Лены Болдыревой, Витьки Носкова, Петрухи Васильева), подчеркнув и использовав ключевые слова или фразы из текста. Обратить внимание учащихся на лексику героев.

    План ответа.

    1. Позиция героя.
    2. Характер героя.
    1. Взаимоотношения с одноклассниками.
    2. Отношение к побегу.
    1. Поддержал бы я позицию героя? Объясни.

    5. Прочитайте высказывание Антона Павловича Чехова и подумайте, кому из героев вы дали бы такой совет. Объясните свой выбор.

    По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

    6. Среди данных пословиц выберите ту, которая, по– вашему, близка содержанию текста.

    1. Друзья до черного дня.
    2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
    3. Две головешки горят вместе светлее.
    4. Плохи друзья на полчаса.
    5. Шут в дружбу не годится.
    6. Ложный друг подобен кошке: спереди ласкает, а сзади царапает.

    Объясните свой выбор пословицы.

    VI. Рефлексия.

    Чем мы занимались на уроке?

    Какие приёмы работы с книгой вы использовали?

    В чём польза урока для вашей жизни?

    Закончите предложения

    “С урока я ухожу с чувством…”.

    “Я сейчас думаю о…”.

    VII.Домашнее задание.

    Задание на “5” – 1,2,3,4 пункты. Задание на “4” -1 и 2.

    1.Прочитайте начало сказки (текст №2) , придумайте и запишите продолжение сказки.
    2.Озаглавьте получившуюся сказку.
    3.Подберите 2-3 пословицы, отражающие суть сказки.
    4. Связаны ли тексты №1 и №2? Объясните.

    *** Если класс знаком с критериальным оцениванием, то домашнее задание дается не на “5” и “4”,а с использованием таблицы критериев оценки (см. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ).