Музыкальные традиции отечества. История военной музыки в россии

Русские мыслители народную педагогику называли прикладной философией. В работе рассматриваются воспитательные возможности русских народных песен, т. к в системе народной музыкальной педагогики полный жизненный цикл человека проходил на фоне философии песенного воспитания. Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни – от рождения до смерти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные музыкальные традиции воспитания .

Русские мыслители народную педагогику называли прикладной философией. Воспитательная система народа формируется на основе его миросозерцания, миропонимания, национального самосознания. Конечная цель народного воспитания – формирование идеала или совершенной личности. В идеале объединены качества разносторонне развитой личности. Русского человека традиционно отличали такие нравственные качества, как почитание старших, уважение к женщине, гостеприимство, щедрость, трудолюбие, коллективизм, чувство собственного достоинства.

Идеал совершенного человека конкретизировался в мужской и женский варианты. Это отражено в понятиях «добрый молодец», «красна девица», лучшие качества которых обобщены в устном народном творчестве и музыкальном фольклоре. Признаками «добра молодца» являются мужество, храбрость, честность, твёрдость характера, доброта, отзывчивость. «Красная девица» отличается добротой, скромностью, верностью, умом, трудолюбием, преданностью мужу, хозяйственностью, высоким чувством материнства. Иными словами, основной целью народного воспитания была подготовка к труду и семейной жизни.

В системе народной музыкальной педагогики полный жизненный цикл человека проходил на фоне философии песенного воспитания. Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни – от рождения до смерти.

Колыбельные – это первые песни, которые слышит ребёнок и пытается воспроизвести. Интонации родных напевов впоследствии обогащаются, разрастаются в сознании малыша, способствуют формированию будущего мироощущения и мировосприятия. Колыбельные песни вбирают в себя арсенал воспитательных средств и приёмов: увещевание («Баю-бай, поскорее засыпай»), ласковая просьба («А ты, Ярослав, усни, крепкий сон к тебе прийди»), обращение к животным с просьбой укачать ребёнка («Прийди, котик, ночевать, мою дочку покачать»), поощрение ребёнка гостинцем («Качь-качь, привезёт отец калач»), угроза-запугивание («Прийдёт серенький волчок и утащит во лесок»).

Фольклорная информация, которую «с молоком матери» впитывали дети, способствовала воспитанию музыкальности, элементов творчества, обогащала интонационный словарь ребёнка.

Ценность музыкальных впечатлений состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству. Истоки детского музыкального творчества лежат в поэтизации окружающего мира: леса и птиц, поля и речки, нового урожая и природных явлений.

Собственно детское творчество включает такие жанры, как заклички («Радуга-дуга, не давай дождя! Давай солнышко-колокол-нышко!»), приговорки («Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба…»), прибаутки («Фома едет на коне, балалайка на спине. Иван - на барабане, дудочка в кармане»), небылицы («Жил да был Ермил – в решете квас цедил»), дразнилки («Рёва-корова, дай молочка…»), считалки («Сидел Иван на лавочке, считал свои булавочки…»), Песенные прелюдии к играм («Гори-гори ясно, чтобы не погасло!»). Исполнение подобных произведений находится на грани между речевым и мелодическим интонированием.

Ребёнок входил в общество сверстников через игру, песни и хороводы. Игра предписывала чёткое выполнение правил поведения и игрового общения в процессе музыкально-игровой деятельности. Это способствовало формированию таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность, инициатива, решительность.

Музыкальная культура отрочества наиболее полно представлена в системе игр и хороводов. Игра «в свадьбу» относится к числу наиболее распространённых традиционных развлечений в подростковой и молодёжной среде у многих народов. Сюда относятся и игры с куклами, и ролевые игры маленьких детей, и имитация свадьбы. Среди игровых сюжетов преобладают такие, как похищение, война, ярмарка, торг, потеря девушкой венка или кольца и их поиск, возделывание и выращивание сельскохозяйственных культур и т. д.

Разнообразный игровой песенный материал органично сочетался с песенно-поэтическим, драматическим, музыкальным и хореографическим элементами. Синкретизм народного творчества в форме хоровода имел максимально воспитывающий эффект.

Рассмотрим воспитательные возможности русских народных песен . Диапазон эмоционально-лирических мотивов русской песни – от социальных мотивов до интимно-лирических переживаний был гениально подмечен А. С. Пушкиным: «То разгулье удалое – то сердечная тоска».

Восприятие человеком себя как части большого мира воплотилось в переживании широты и ритма необъятных далей:

Ах ты, поле чистое!

Ты раздолье ли моё, раздолье широкое…

Лирическая песня обладает широким спектром воспитательных возможностей, связанных с повседневным бытом, трудом и отдыхом народа. Труд в народных лирических песнях кажется такой же естественной необходимостью, какой является воздух.

С представлениями о труде у народа сопряжены понятия о прекрасном. В народном понимании этическое и эстетическое органично связаны. Трудолюбивый человек всегда нравственно красив. Неумение или нежелание трудиться расценивается как леность. В качестве иллюстраций можно привести шуточные песни «Мой муженька – работяшенька», «Дуня – тонкопряха». Во второй песне показан образ нерадивой, бездарной пряхи, у которой всё валится из рук:

Пряла наша Дуня Стала наша Дуня

Ни толсто, ни тонко, Рубашонку кроить:

Потолще каната, Долотом примерит,

Потоньше оглобли… Обухом ударит…

В одной песне повествуется о молодой, но «некрасивой» жене, некрасивость которой выражается в отсутствии трудовых умений:

За водой пойдёт, обольётся;

Душа обольётся.

За соломой пойдёт, волокнётся;

Душа волокнётся.

За огнём пойдёт, обожгётся…

Воспитывающий потенциал трудовых песен объясняется и тем, что мотивы труда органично переплетаются с лирическими чувствами молодёжи. Сказанное подтверждает серия сюжетов о встрече молодых людей в разных трудовых ситуациях, когда девушка «яровое жито жала», «капустицу полола», «коровушку доила», «Белу рыбицу ловила», «шла за водой» и т. д.

В народном восприятии труд и отдых неразделимы, что отражено в хороводных песнях, типа «Уж я сеяла, сеяла ленок». «В тёмном лесе» и т. д.

В народной педагогической мысли чрезвычайно ценной является идея совершенного человека - героя, былинного богатыря. Идеалы героического складывались постепенно, на протяжении высей истории человечества. Героизм – это мужество, стойкость, бесстрашие, готовность к самопожертвованию во имя родины.

Патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи способствовали былины – русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты. Былины повествуют о том, что «было»: о важнейших моментах государственной жизни, об исторических событиях, о героях-богатырях, о борьбе с агрессией степных народов, о возникновении казачества на Днепре, Дону и волге.

Герой борется с полчищами врагов, демонстрирует храбрость, отстаивает справедливость, являя пример высокой нравственности. Таковы киевские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович

Стал он силушку конём топтать,

Стал конём топтать, конем колоть,

Стал он бить ту силушку великую,

А он силу бьёт, будто траву косит….

(«Илья Муромец и Калин-царь»).

Несмотря на то, что былина как жанр исчерпала себя в конце XVIII века, элементы богатырского эпоса прослеживаются в современных играх мальчиков. Только вместо коня они садятся на велосипед в полном богатырском облачении: меч, шит, шлем.

В ряде былин прославляется замечательная гусельная игра русских богатырей, например, «Сказ о Добрыне Никитиче»:

Как берёт Добрыня во белы руки

Те звончатые гуселышки яровчаты,

Поподернет да во струнки золочёные,

Заиграет стих еврейский по унылому,

По унылому да по умильному –

Во пиру все призадумались

Заиграл Добрыня по весёлому,

Игрище завёл от Ерусолима,

Игрище другое от Царя-града,

Третие от стольна града Киева –

Во пиру привёл всех на весельице.

Былина о Садко, торговом госте, мореходе, покорившем сердце морской царевны, является гимном исполнительскому искусству, музыкальной одарённости русского человека.

В опыте народного семейного воспитания целенаправленно использование образцов устного народного творчества оказывало и оказывает положительное влияние на формирование личности, её нравственных качеств. Исполнение старшим поколением исторических песен формирует эстетические вкусы и предпочтения детей. Часто любимые песни отца или матери становятся любимыми песнями детей.

Таким образом, в народной семейной педагогике используются такие методы воспитания, как пример родителей, подражание исполнительской манере, непосредственное педагогическое общение – разговор по поводу песен. Недаром говорится, что «из песни слов не выкинешь».

Несгибаемая сила духа, выдержка, мужество, стойкость показаны в бурлацких, ямщицких, солдатских и заводских песнях, которые бытовали в XVII – XIX веках и продолжают исполняться в настоящее время.

Следует выделить частушки нашего столетия, отражающие социокультурные изменения в стране, подчеркивающие энтузиазм и оптимизм молодежи.

Жизнь пошла теперь такая

Хоть совсем не умирай, -

Мы с полей опять собрали

Стопудовый урожай.

Наша речка, быстра речка,

Прямо, прямо все течет,

И дороженька прямая

К перестройке нас введет.

Лирические протяжные и скорые песни составляют народную педагогическую энциклопедию любви, воплощенную в музыкально – художественных образах и сюжетах. Любое нравоучение достигается не назойливой морализацией, а через поэтическое осмысление чувств. Основные герои любовных песен – «девушка» и «молодец», а также второстепенные образы родителей, подруг. В песнях рисуются самые разнообразные картины жизни – от светлых и праздничных до печально-драматических.

Глубина любовного чувства раскрывается и в характеристике героев: «красна-девушка», «душа-девица», «добрый молодец», «удалой молодчик» и т. д. Счастье встречи изображается на фоне рощи, леса, сада, в хороводе, у колодца:

Во саду ли в огороде Как у ключика у гремучего,

Девица гуляет, У колодезя у студёного

За ней ходит, за ней Добрый молодец

Бродит Сам коня поил

Удалой молодчик. Красна девица

Воду черпала…

Традиционная крестьянская лирическая песня – по преимуществу бытовая. В. Г Белинский писал, что она вся посвящена семейному быту, вся выходит из него. Основная тематика песен данного жанра – семейный домострой, идеализация семейных отношений, тяжёлая женская доля, драматизм измены. В песнях преобладает минорная тональность тоскующей, одинокой в семье женщины, живущей часто с нелюбимым мужем, или бедной вдовы:

Ветры мои, ветры вы, буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатые гусли,

Не можете ли вы, гусли, вдову взвесилити?

У меня, у вдовушки, четыре кручины,

Четыре кручины, да пятое горе.

Да пятое горе, что нет его боле!

Первая кручина – нет ни дров, ни лучины;

Другая кручина – нет ни хлеба, ни соли;

Третья кручина – молода овдовела;

Четвёртая кручина – малых детушек много;

А пятое горе – нет хозяина в доме…

Искренность человеческих переживаний, красота мелодии, художественный текст, музыкально-выразительные приёмы определяют педагогическое воздействие лирической песни.

Через восприятие жанров скорой или частой песни утверждается прекрасное – в труде, в межличностных отношениях, в общении с природой, высмеиваются людские пороки, изображаются различные комические жизненные сцены («Как тёща для зятя пирог спекла», «Было у тёщеньки семеро зятьёв», «Во лузях», «Скажи-скажи, воробушек», «За морем синичка не пышно жила», «Как задумал старый дед второй раз жениться», «Ты пойди, соя коровушка, домой», «Ой, дерьвень моя Калуга» и др.)

Гуманистические идеи русской народной музыкальной педагогики, отражая ориентацию на оптимизм как специфично русское мировосприятие и образ жизни, являются социальными установками на воспитание у подрастающего поколения оптимистического отношения к жизни. Это иллюстрирует ярко выраженный народный оптимизм скорых песен, который является их важнейшей внутренней чертой. Так как они вносят в область бытовых отношений заряд душевной бодрости, юмора, лёгкой иронии.

Общее эстетическое впечатление, характерное для быстрых шуточных песен, подчеркивается весельем мелодии, чёткими рифмами, вариантами припевов. Своеобразной народной песенно-драматической игрой являются хороводы, которым свойственны занимательность, сюжетность и драматически развивающееся действие, установка на диалог, помогающая сценичности. Красота и занимательность хороводной игры делала её важнейшим средством народной музыкальной педагогики в сфере эстетического воспитания.


Наша среда online — Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.

В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют по крайней мере семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южно-русскую, среднерусскую, западно-русскую, средне-волжскую, уральскую и сибирскую. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям. Однако внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территорий, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразных песенных традиций. Так, песенный фольклор Кубани очень неоднороден. В нем соединились черты и украинского мелоса, и среднерусских традиций. Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до ХVIII столетия, когда на эти территории еще не приехали выходцы из других регионов России.

Особый интерес представляет западно-русская традиция, поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Географически к ареалу данной традиции можно отнести территории современных Брянской и Смоленской областей и близлежащие районы Орловской, Калужской и Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Особенности русской песенной культуры здесь тесно взаимодействуют с родственными песенными традициями Украины и Белоруссии. Заслуга в исследовании песенного фольклора этих областей принадлежит музыкантам-этнографам В.М. Щурову и А.И. Соболевскому.

Календарная песня Брянской области «На грядной недели» в исполнении Натальи Долгалёвой

В западно-русской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является уникальным явлением для русского фольклора и свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчетливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций. Яркой отличительной чертой бытования фольклора в данной местности является опора на праздничную культуру, фольклор сохраняется в контексте системы календарных обрядов, сопровождающихся пением. Песенный фольклор существует в рамках хорошо сохранившихся традиций празднования таких календарно-земледельческих обрядов, как Рождество, Масленица, Сороки, Семик, Иванов день, Дожинки. Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ, например, обряд первого выгона скота («Егорьевские песни»), прополочные, песни жатвы и др. Качественно определенными чертами обладал и местный свадебный обряд. Песни, характерные для данного региона, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Наиболее часто используемые инструменты-сопровождения – скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира.

Народные песни Смоленской области.

В музыкально-стилевых формах календарных, свадебных и хороводных песен западно-русской традиции преобладают архаические элементы. К ним относятся: силлабический строго цензурованный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования.

Сама манера вокализации в западно-русской традиции очень индивидуальна. Для нее характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в середине и конце музыкальных фраз. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что западно-русская традиция строго сохранила в себе архаичные Славянские черты и в меньшей степени испытала воздействие межкультурных контактов, следы которых этнографы часто обнаруживают в других песенных традициях.

Второй крупной региональной системой песенного фольклора можно считать музыкально-поэтические традиции русского Севера. Географически они распространены на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично эти традиции продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова. Некоторые стилевые особенности северо-русской песенной традиции можно также обнаружить в северных районах Костромской и Кировской областей. Формированию единой традиции способствовало доминирование Новгородского княжества. На этих территориях в меньшей степени сказались последствия междуусобиц XII–XIV вв., здесь в меньшей степени проявились отрицательные последствия крепостного права. Вместе с тем на развитие северных песенных традиций особое влияние оказали суровые природные и уникальные социально-культурные и бытовые условия – преобладание рыболовства и охоты над земледелием, традиционные торговые и культурные связи с западными славянами и представителями финно-угорского этноса, а также другими культурами благодаря торговым связям посредством беломорского судоходства. Все эти культурные контакты создали возможность для появления разнообразных ассимиляционных процессов, что сформировало уникальные черты и особенности северно-русской песенной традиции.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора эпическое начало. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний. На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры. Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник – тальянки, трехрядки.

Песни Русского Севера, Архангельская область, Мезенский район, посёлок Каменка

Музыкальная стилистика северного песенного фольклора близка эпическим жанрам сказателей. Для нее характерно распевание тонического (акцентного) стиха. Ритмическая организация напева чаще всего связана с использованием трех постоянных ударений. Именно такой тип стиха распространен в северном эпосе, причитаниях, свадебных и хороводных песнях. Их проявление легко можно обнаружить и в лирических песнях северных областей. Сочетание напева с тоническим стихом обусловило метроритмическое своеобразие песен этой местности. В северном регионе для эпических и свадебных песен типичны размеры 11/4 и 9/4. Наиболее яркой особенностью ладовой организации северных песен стала опора на уменьшенные интервалы (уменьшенную квинту и уменьшенную кварту). Преобладающий тип многоголосной песенно-хоровой фактуры – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами». В композиционном отношении для песенного фольклора северного региона характерно широкое использование развернутых однофразовых и двухфразовых структур. Вокальный ансамбль, согласно местным традициям певческой манеры, отличается двухрегистровым звучанием, в котором октавное удвоение основной мелодии (в легком головном регистре) проходит либо в верхнем, либо в среднем голосе. В гармоническом отношении голоса звучат собранно и достаточно мягко. Строгость, сдержанность, степенность эпического строя северного народного песенного творчества проявляется и в самой музыкальной стилистике, а также в исполнительской манере, столь характерной для строгих этнических эстетических канонов данного региона.

Южно-русская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры, это особая песенная традиция, вобравшая в себя черты иных регионов, но создавшая уникальные ладогармонические и полифонические сочетания. Южно-русская традиция характерна для регионов, расположенных к югу от реки Ока вплоть до границы с Украиной. Характерные черты этой манеры проявляются в песенном фольклоре и манере вокализации у населения Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Элементы этой песенной традиции часто проявляются также в фольклоре восточных районов Орловской и Калужской областей, юга Тульской и Рязанской областей, а также в фольклоре русского населения, проживающего на северо-востоке Украины в Харьковской, Полтавской и Сумской областях. Южно-русская песенная традиция в целом сложилась в XVII–XVIII столетиях. Исторически это было связано с освоением земель дикого поля и лесостепных районов в верховьях Дона. Такие условия бытования фольклорной традиции предопределили ее основные черты, связанные с опорой на хореографию, что проявляется в значительном количестве фольклорного материала плясового характера. Хороводные песни Юга также очень распространены, но они теснее связаны с крестьянским трудом и праздниками крестьянского календаря. Плясовые по характеру «карагоды» и «танки» распространены во всех регионах Юга России. Эти специфические песни с движением, как правило, имеют характерный припев со словами «лели, лёли». Сам по себе он связан с древнейшей любовной магией, поскольку содержит обращение к языческим богам. Именно этим фактом можно объяснить распространенное в регионе название этих песен «лелюшки» или «алелешные» песни. Причем все равно среди данной категории песен преобладают плясовые «лелюшки», особенно они характерны для свадебного обрядового действа.

«У наших ворот», народная песня Воронежской области. Исполняет Академический хор русской песни «Песни России» п/у Елены Кутузовой

Гораздо реже можно встретить медленные, чинные ритуальные песни. Они исполняются обычно только в самые драматичные моменты свадебного действа, когда невеста покидает родительский дом или ей расплетают косу. В свадебном обряде Юга причитания либо вовсе отсутствуют, либо занимают очень скромное место.

Характерной особенностью лирических песен Юга является то, что они в большинстве своем содержательно исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Поэтому южно-русская лирика имеет мужественный оттенок, ярко проявляющийся при исполнении песен мужскими ансамблями. Вообще мужское ансамблевое исполнительство чрезвычайно характерно для южно-русской традиции. Из сопровождающих пение народных инструментов на юге России распространены кугиклы, двойная жалейка и дудки. В основе музыкального стиля южно-русской песенной культуры, так же, как и в северной, лежат особенности народного стихосложения. Южно-русские напевы находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом. Этот стих родственен силлабическому, с постоянной цезурой, типичному для западно-русской манеры. Однако на Юге он отличается частым варьированием количества слогов в стиховых периодах. Это становится возможным в результате дробления или укрупнения основных единиц слогового ритма. Все это сказывается на ритме мелодии: ритмика южно-русских песен очень импульсивна. В ней широко используются дробные рисунки и синкопы.

Русская народная песня Воронежской области в записи М.Е.Пятницкого»Кукушка рябая» и Частушки «Кува,кува». Воронежский хор. Солистка Раиса Помельникова.

Очень богата хоровая партитура песен. Она во многих случаях имеет трехголосную основу с подголосками. Голоса находятся в тесном расположении, женский состав поет преимущественно в низком и среднем регистрах, а мужчины в высоком. На основании этого можно говорить о своеобразии местного ладового мышления. Здесь очень характерно использование ладов с опорой на увеличенную кварту. Иногда звукоряд всей песни состоит всего из четырех звуков, расположенных друг от друга на расстоянии большой секунды, тем самым крайние звуки звукоряда образуют тритон. В мелодии песен также нередки тритоновые интервалы, образующие несколько угловатые ходы. Вообще исполнительскую традицию отличает резкость, звонкость, зычность открытой вокальной манеры. Иногда мастера-песельники украшают напевы особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре.В целом характер южно-русской песенной манеры можно описать как повышенно-экспрессивный, открытый и выраженно-эмоциональный, отличающийся большой непосредственностью в выражении чувства.

Как отдельную оригинальную традицию можно рассматривать казачий песенный фольклор. Наиболее ярко она проявилась в искусстве донских казаков, хотя в целом данная традиция не выходит за пределы южно-русской культуры, являясь ее ответвлением. Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южно-русской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебная игра, календарные празднества, насыщенные плясовыми напевами. Здесь также распространена лирическая песня мужественного воинского склада. Яркими стилевыми особенностями являются многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации. Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присущи и уникальные черты. Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

Свадебная песня Донских казаков «Туман яром». Исполняет Народный ансамбль казачьей песни «Благовестъ», г.Волгоград.

Свадебный обряд донских казаков эклектичен, поскольку он формировался в ХVIII в., после реформ Петра I. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси.

Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок – «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер. Все основные особенности песенной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине ХVIII–XIX вв. В среде кубанского казачества также возможны социально-культурные различия, вызванные историческими и социально-политическими процессами. При общей ориентации на южно-русскую песенную культуру музыкальные традиции очень неоднородны. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

Донская казачья песня «Как донские казаки» в исполнении терцев (И.Петров, Л.Белов, Р.Даруев)

Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью астраханского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен. Вокальные традиции терских казаков отличаются светлой, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска. В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Возможно сопровождение пения и танца выбиванием ладонями по пустому тазу характерных плясовых ритмов. Особую культуру в среде казаков несут жители станицы Некрасовская. Они долго жили в Турции в изгнании, пока в начале 1960-х гг. не вернулись в Россию. Пребывание их в исламской стране наложило отпечаток на все виды художественного творчества, и даже на традиционный костюм. Сложилась у них и особая манера исполнения старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения. Они распеваются хором в гетерофонном складе с обильным использованием ориентальной мелизматики. В типичной для ряда восточных певческих школ манере их пение имеет несколько носовое звучание с остро и прямо посылаемым звуком.

Ведущее же место принадлежит среднерусской традиции. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей, то есть распространена в Московской, Владимирской, Нижегородской и других центральных областях. Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в ХVI–ХVII вв. Позже к этой песенной традиции стали относить и музыкальный фольклор Ивановской, Ярославской и Тверской областей. Черты и центральной, и южно-русской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей. Важнейшей характеристикой фольклора центра России было преобладание жанра лирической песни. Произведения этого характера явно преобладают. Лирическая песня центра России несет в себе и особую идейно-художественную нагрузку. На всех, даже на инструментальных произведениях ощущается явное тяготение к лирике. Это сказывается на структуре и эстетических особенностях свадебного обряда: в нем преобладает лирическое настроение. Лирические песни становятся фактически драматургическим ядром свадебного обряда. Еще одним доминирующим жанром свадебного обряда являются величальные песни, хотя они носят очень жизнеутверждающий, бодрый характер и часто сопровождаются плясовыми движениями. В этом проявляется близость с южно-русской традицией. Среди хороводных песен центра России преобладают плавные, неторопливые. Они также очень лиричны. Для среднерусского хоровода очень характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями.

Лирическая песня Тверской области «Жавороночек»

Их выразительные движения руками в фольклорной традиции называются «рассуждениями». Спокойствие является важной особенностью песенной традиции среднерусского фольклора. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно.

Протяжная покосная песня. Собрано в Калужской области. Фольклорный ансамбль Московской ГК. Художественный руководитель: Наталья Гилярова. Москва.

Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Частично они проявляются в пении русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Эта песенная традиция сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях. Ее появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Сравнительно более суровые природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья. Вместе с тем преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря (в основном, к весенним праздникам). Такая приуроченность является местной особенностью, родственной южно-русской культуре. Для свадебного обряда Поволжья характерно преобладание песен лирического содержания. Они исполняются в умеренном темпе, что сближает волжскую певческую манеру со среднерусской. В свадебном обряде также большое место занимают плачи и причитания невесты, что в большей степени сближает его с обрядом севера России. Сходство с южной традицией прослеживается в величальных песнях. Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства.

Русская народная песня «Волга-реченька глубока». Исп. Наталия Муравьева

Особую художественно-эстетическую разновидность представляет собой русский музыкальный фольклор, бытующий на обширной территории, расположенной за Уралом в Сибири и на дальнем Востоке. Особенности заселения этой территории русскими обусловили его разнообразие и многовариантность. В сибирском фольклоре существуют несколько достаточно обособленных и самобытных традиций. Среди них можно выделить фольклор старожилов. Он принадлежит потомкам тех, кто поселился в Сибири в ХVII – начале ХVIII вв. Еще одну группу представляет песенная культура староверов. Среди них выделяется песенная традиция «семейских», проживающих в Забайкалье, и «поляков», осевших на Алтае после указа Екатерины II. Особую культурную традицию представляют обычаи сибирского казачества, отдельную группу представляют песенные традиции поздних переселенцев.

Наибольший интерес представляет традиция старожилов. Она доминирует в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции фактически сложились под ее влиянием. Эта манера исполнения народной песни встречается на Алтае, в Томской области, на Илиме, Нижней Тунгуске. Основное ее качество – большая собранность, строгость и суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре, для них характерен медленный или достаточно умеренный темп. К стилевым признакам сибирского многоголосия можно отнести параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолидийских, дорийских ладовых красок. Характерна также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы, как правило, отделены одна от другой. Внутри песенных строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. Нередко они попадают на середину слова. На свадьбе, обряд которой близок к северному, звучат строгие по характеру, степные песни лирического либо лиро-эпического содержания. Преобладающей являетсяпротяжная «проголосная» песня.

По диким степям забайкалья Xор им. Пятницкого

Совсем иной представляется песенная традиция семейских. Они являются потомками старообрядцев Забайкалья. Художественный колорит этих песен очень яркий и броский. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность их насыщена по звучанию, фактура многоголосна. В основе многоголосья доминирование двух ведущих певцов – баса и тенора. Остальные участники ансамбля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами. Тесное расположение голосов и их взаимодействие по принципу контрастной полифонии приводит к тому, что в хоровой фактуре по вертикали постоянно возникают терпкие, жесткие созвучия. Поэтому, несмотря на «спокойный» средний регистр, песни звучат весьма напряженно и насыщенно. В фольклоре семейских, проживавших в инокультурном окружении оказались законсервированными некоторые средневековые традиции певческого искусства, столь интересные для современных исследователей.

Очень оригинальна традиция алтайских казаков. Эта традиция очень близка манере вокализации, распространенной у казаков Дона, Урала, Терека. Однако для сибирских казачьих песен свойственны мягкость и лиризм. Алтайские казаки поют в низком грудном регистре, негромко, как бы напевая. Песни так же имеют развитую многоголосную фактуру. У поздних переселенцев Сибири особенности песенной манеры проявляются, прежде всего, в репертуаре. Многие обрядовые песни наследуют традиции исполнения той местности, откуда прибыли переселенцы. Лирический же песенный репертуар близок традициям старожилов.

В сибирском репертуаре также преобладают тюремные песни, что связано с особым социально-политическим статусом местного края. В музыкальном фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябинской областей) соединяются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Поскольку освоение уральских земель осуществлялось, главным образом, переселенцами из северных районов (Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки) и верхнего Поволжья, мелодические особенности данных регионов были привнесены на уральскую землю. Уральский фольклор также испытал воздействие культуры аборигенных районов, а также переселенцев с юга России, ассимилированных в русской среде. Кроме того, на уральский фольклор оказали влияние песенные традиции народов Поволжья. В результате сформировалась особая народная музыкальная культура Урала. Местная манера исполнения песен проявляется в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Крайне сложной и прихотливой является метроритмика уральских свадебных песен, чередующая двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные построения.

Каждая из перечисленных песенных традиций уникальна и самобытна, хотя они находятся в постоянном взаимодействии. Некоторые песенные традиции получили большее географическое распространение и образовали своеобразные зоны певческого искусства.

Юрий Александрович Толмачев,
Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, профессор

Публикуется по: Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006

Старинные русские народные песни, собранные в фольклорных экспедициях в разных областях России 1970-х — 2000-х гг., в том числе казачьи и частушки, исполняет кандидат филологических наук, научный сотрудник Института Славяноведения, участник фольклорного ансамбля «Посолонь» Лидия Гаврюшина.
Записано в деревне Раменье Селижаровского района Тверской области 17 августа 2012 года.
Съемка — Александра Кириллина

Военная музыка России организационно оформилась на Московской земле в 1547 г. и с тех пор всегда была и остается камертоном души российского военнослужащего.

Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны. В произведениях, написанных для военных духовых оркестром, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры.

История военной музыки в России

Военная музыка существовала на Руси с глубокой древности. Но лишь при Иване IV в 1547 г. впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.

Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи.

Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.

В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812−1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.

Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.

Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.

В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.

В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.

Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота.

Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.

Увеличение численности Красной Армии в 1930−е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории.
В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.

В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.
Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.

Начиная с 60−х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;
  • обобщение и расширение представления учащихся о народных праздниках и христианских православных традициях;
  • воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни;
  • развитие художественно – эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, народные инструменты, обрядовый реквизит.

Ход урока

В класс дети входят под музыку (фонограмма).

Как много бед прошло над Русью,
А песня русская – жива!
(Из сборника “Стихи о музыке”)

Слово учителя: “Сказка – складка, песня – быль”, – говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в ее прошлом и настоящем.

Ты откуда, русская
Зародилась, музыка?
То ли в поле чистом,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков

Учащиеся: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы. Но с приходом христианства на Русь его праздновали как неделю приготовления к великому посту.

Учащиеся: Он длился неделю – последнюю перед Великим постом. В пост запрещалось, есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. На Масленицу мясную пищу уже не ели, и называли эту неделю сырной, т.к употребляли в пищу только яйца и молочные продукты. Каждый день масленицы имел собственное название и ритуальное значение.

Учащиеся: Первый день – понедельник называли “встречей”. В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу – чучело, строили снежные городки.

Учащиеся: Вторник – “заигрыш”. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки.

В русской живописи оставлены нам наследия великих художников, запечатлевших на своих полотнах обычаи и обряды православных праздников великой Руси.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева.(Слайд 6.)

Учащиеся: Среда – “лакомка”. В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.

Учащиеся: Широкий четверг четвертый день праздника. Здесь-то и начиналось основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать

Учащиеся: Пятый день пятница – тещины вечерки. Здесь, наоборот, теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.

Учащиеся: В субботу – золовкины посиделки. Невестка приходит и дарит золовкам подарки. В этот же день сжигали чучело, чтобы весна быстрее пришла, а чтобы год был урожайным, пепел развевали по полям.

Учащиеся: Завершающий день масленицы, воскресенье, назывался по-разному – прощеное воскресенье , целовальник, проводы. Все просят друг у друга прощения, т.к начинается пост время покаяния в грехах, кланяются в пояс, а в ответ слышат: “Бог простит, и я прощаю ”.

Учитель: Давайте и мы встретим Масленицу.

Исполнение песен.

Учитель: С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день . С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. (Слайд 7.)

Что вы знаете или слышали об этом празднике?

Учащиеся: Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками берез, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки.

В христианстве Господь Бог предстает в трех ипостасях: Бог Отец (Саваоф), Бог Сын (Христос) и Бог Дух Святой – это единое целое, т.е Святая Троица. А изображено это на иконе великого иконописца Андрея Рублева. (Слайд 8.)

В Троицу устраивают народные гулянья и как мы видим на картинах Б.М. Кустодиева и П.Суходольского праздновали по-разному.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева и П.Суходольского.(Слайд 9–10.)

На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл – желание исполнится; если тонул – не исполнится. Березку украшали лентами венками, ветки березы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться.

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.

Исполнение песен.

Учитель: Осенью праздновался Покров Пресвятой Богородицы – праздник , установленный в память о событии, происшедшем в Константинополе в середине Х века. К городу приближалось многочисленное вражеское войско, и во время богослужения во Влахернском храме, когда весь народ молитвенно просил о Небесной помощи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вдруг увидели в воздухе над молящимися Божию Матерь, Которая распростерла Свой покров (омофор) над людьми. (Слайд 11.)

Люди ободрились и бросились в атаку на врага.

Что вы знаете о празднике Покрова?

Учащиеся: На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Его отмечают с ХII века. Это первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. В народе говорят: “На Покров: до обеда осень, после обеда – зима”. Именно к этому времени оканчивались все полевые работы, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки, как на картине Кустодиева.

Показ иллюстраций М.Кустодиева.(Слайд 12–13.)

Все! Все! Все!
Ярмарку – начинаем, гостей приглашаем!
Спешите! Спешите!
Проходите все без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

Исполнение песен.

Учитель: А в середине зимы на Руси праздновали Рождество Христово , его еще называют “матерью всех праздников”. Значение святой рождественской ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества. (Слайд 14.)

А что вы знаете об обрядах этого периода?

Учащиеся: Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесет благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки , длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто еще и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или обсыпали мукой и сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Как показано на картинах К. Трутовского. (Слайд 15.)

Показ иллюстраций К.Трутовского. (Слайд 16.)

Учитель: А среди вас есть умельцы петь колядки?

Исполнение песен.

Учитель: Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для жениха и для девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах его часто называли Таусень) – существо, похожее на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенем, и приходят “три братца” – Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее благополучие.

Исполнение песен.

Итог урока: Расскажите, что вы узнали об обрядах, песнях русского народа в годовом православном круге? (Ответы детей.)

Учащиеся: Мы сегодня говорили о духовных корнях русского народа, мы увидели единство русских народных обрядов в годовом православном круге через русскую народную песню и применили те знания, которые получили на уроках музыки и в эстетическом классе музыкальной школы, чтобы продолжать традиции своего народа.

Учитель: Календарные ритуалы по-своему духовно организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт природосообразно, т.к человек во многом зависел от природы. (Слайд 17.)

– Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля все никак не поймет,
В чем же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
В. Гин.

(Слайд 18.)

Из класса дети выходят под музыку (фонограмма).