На примере племен майкопской и ямной культуры. История адыгов, черкесов и их фамилий

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями - племенами майкопской культуры - существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

Археологическая культура распространённая в предгорьях Северного Кавказа в раннем бронзовом веке. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским.

Основные характеристика носителей майкопской культуры:

· владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных

· владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь

· селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огороживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн)

· на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим важдями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех.

Кромлех - древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой группу одиночных вертикально стоящих камней до 20 м высотой (Менгиров), образующих круг или полукруг. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс. Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений - ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени. На территории современной России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде. Это и отдельные технологические кромлехи-обкладки дольменной культуры Кавказа, и обкладки курганов майкопской культуры.

Общественный строй племён Майкопской культуры - предположительно первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством. Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику. Ведущие формы хозяйства - скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство, а также земледелие. Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий. Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами.

Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров. Различные памятники майкопской культуры датируются временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысчелетия до н.э.).

Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (исследователь А. А. Формозов). Жилища майкопцев представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м.

Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно:

· Военно-охотничья символика,

· Военно - бигменская символика

· Символика могильного пространства и места в нем погребенного

· Символизм очистительных обрядов

· Комплекс страха перед умершим

· Символика гробниц новосвободненской группы

· Символика гробниц на Терке долинского варианта

· Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела

· Символика курганной насыпи

· Особое ритуальное отношение к отдельным предметам

· Символика благородных металлов и полудрагоценных камней

· Символика ритуальной сцены: медведь и дерево на серебряном кубке

· Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника

«Звери данного стиля более реалистичны: они статичные и грациозные, выглядят более натурально, отличаются выразительностью и лаконичностью силуэта. Также наблюдается сочетание скульптурных форм с графической проработкой стилизованных анатомических деталей. Образам не присуща схематизация в сравнении с аналогами из других культур. Майкопский стиль – словно ядро: он отличается особенным богатством и колоритом. Уникальная черта майкопского звериного стиля – это и технология создания предметов. Например, скульптуры Майкопских бычков на штандартах – полностью полые и литы. Это невероятно сложная технология, и даже сегодня ее с трудом воссоздают, используя новейшее оборудование...» Б.В. Фармаковский

М.В. Андрева проводила исследования изображений на двух серебряных сосудах из Майкопского кургана, а также и всей металлопластики данного кургана, и установила следующие характерные особенности и выводы:

· определенный набор животных, изображения которых занимают центральное место

· композиционное оформление в виде процессии или ряда фигур

· отсутствие фантастических существ

· предельная типизация образов

· простота и геометризм рисунка

· четко видимая связь изображений животных с космогоническими представлениями

· есть значительные различия между майкопскими изделиями и произведениями шумерского искусства второй четверти - конца III тысячелетия до н.э., что исключает возможность их объединения в рамках одной художественной традиции

· наличие в сюжета майкопских изображений "процессии животных" встречается в искусстве Двуречья конца IV-начала III тысячелетия до н.э., что указывает на культурную близость майкопских образцов с памятникам первой половины Протописьменного периода в Южной Месопотамии

· однако, есть и значимые различия в пропорциях и деталях рисунка, которые не позволяют объединить шедевры ювелирного искусства из Майкопа с шумерскими центрами ремесла

Есть мнение, что истоки скифского звериного стиля - местные, южнорусские и уходят корнями к нач. III тыс. до н. э. а именно к Майкопскому кургану. При сравнении фигур из Майкопского кургана с найденными в курганах скифской эпохи, видно лишь некоторое стилистическое единство (при этом Майкопский курган на тысячу лет старше скифских). Восточные, среднеазиатские и сибирские изделия имеют отличительный знак – использование стилизации, а здесь побеждал «реализм». Также утверждается - в Греции в III тыс. до н. э. изделий, подобных украшениям из Майкопского кургана, обнаружено не было. Даже пресловутые сокровища из микенских гробниц датируются многими веками позднее, начиная с XVI в. до н. э.

1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье. Кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками.

2-ой феномен. Коневодство. Уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенный приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот.

Псалии - часть древнего уздечного набора, представляет собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Самые первые, древнейшие, примитивные псалии очевидно были из кости. На следующем этапе развития появились бронзовые псалии. Наиболее древнейшими из сохранившихся "бронзовых псалии" обнаружены в при раскопках в рамках Майкопской археологической культуры, которая датируется концом IV тыс. до н.э. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней.

3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами.

Террасное земледелие - земледелие на искусственно созданных полях, расположенных на нескольких уровнях холмов или гор в виде широких ступеней (террас). В условиях гор и предгорий террасное земледелие это вынужденная необходимость, которой нет альтернативы и до сих пор, поэтому террасное земледелие применялось практически всеми народами живущими в горных или предгорных районах, чья экономика базировалась на земледелии. Террасное земледелие применялось в Китае, Индокитае, Индонезии, Филиппинах, Непале, а также в Южной Америке ещё со времён древнейших индейских государств (Морай - империя инков и др.), предположительно, в древнем Вавилоне (Висячие сады Семирамиды), в древнем Риме (Вилла Папирусов в Геркулануме). Террасное земледелие применялось также в древней Англии, при этом терраса называлась lynch. Хорошим примером является Lynch Mill в Лайм-Риджис, где вода поступает на мельницу через канал, проложенный по террасе.

4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. Все они остаются пока не расшифрованными.

Майкопская плита – нерасшифрованная, псевдоиероглифическая письменность. Предположительно, письменность носителей майкопской или более древней культуры (предварительно датируется с середины 4 тыс. до н.э. по середину 3 тыс. до н.э.). Найдена случайно в 1960 году, на территории Коэщевского городища (солярного святилища). Является самым древним материальным артефактом создания письменности на территории бывшего СССР, а значит и России. Первая публикация была в журнале Техника-молодежи № 11 за 1964 г., с.9. Единственный экземпляр каменной плиты (треугольной формы) с надписью хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее.

Петроглифы Махошкушха - гравированные рисунки на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованные относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Более всего подходят к арамейскому письму. Датировка предположительно IX-VIII тыс. до н.э. В 1983 г. в карьере учащимися местной школы № 2 были найдены несколько галек с изображениями, которые они доставили в Адыгейский областной краеведческий музей. Место обнаружения - гравийный карьер горы Махошкушха, к востоку от Майкопа, на северной окраине хутора Пролетарского 1-го. Местонахождение было исследовано экспедицией АНИИ под руководством П. У. Аутлева 1983-84 гг. В результате кропотливой двухлетней работы было найдено 90 петроглифов - галек с выгравированными на них изображениями. Характер изображений: 4 жилища конической формы, 7 луков, 30 стрел, 28 дротиков, два копья, 1 лассо, на 9 петроглифах изображения 9 охотничьих сцен, слон, олень, дикая лошадь, бык, мамонт (которого нет на азильских гальках), стилизованные фигурки людей («человечки»), а также геометрические и абстрактные символы. Группы знаков на гальках расположены горизонтально в виде строк. Последние отделены друг от друга горизонтальными линиями (представлены образцы с одной и четырьмя разделительными линиями). Это - наиболее ранние образцы деления поверхности письма. Центральным сюжетом является изображение человека, исполненного в стиле геометрического схематизма, затем следуют изображения животных: мамонта, слона, быка, лошади, оленя, козла, волка и зайца. Млекопитающие животные исполнены в более или менее реалистическом стиле.

5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком.

Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно:

· Самый древний бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см - датируется второй третью 4-го тыс. до н.э.

· Самая древняя колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)»

· Самый древний музыкальный инструмент, струнный смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и являеется самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, что соотвествует наименованию адыгейского народного струнно-смычкового инструмента подобного типа. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством. Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких коренных народов Западного Кавказа, как абхазы и адыги. Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности, в Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурын, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV-III тысячелетие до н. э.). Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии). Основанием являетмя сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским (пос. Джрарат, северо-восток Армении, округ Ахурян)». Аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры.

Передняя Азия (Западная Азия, Юго-Западная Азия) - географический регион в Азии, включающий в себя, с географической точки зрения, Закавказье, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона - Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ).

Ямная культура (точнее - Древнеямная культурно-историческая общность) - археологическая культура эпохи позднего медного века - раннего бронзового века (3600-2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Майкопская культура охватила следующие территории:

· равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р. Чограй в Ставропольском крае)

· занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)

· верхнее Прикубанье

· Терские наклонные равнины Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне).

Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования культуры, откуда её носители могли расселяться на восток. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. Граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой. Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой, а в северной части северокавказской культурой, которые позже сменила меотская и другие культуры.

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА , распространена в горных районах Алтая, Минусинской котлови­не, прилегающих районах Тувы, Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV - первая половина II тыс. до н. э.).

Первые раскопки афанасьевских памятников произведены В.В. Радловым в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятни­ков. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселе­ния - слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников - Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещерыДенисова, Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса - Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могиль­ников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсу­чиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колон­ку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники извест­ны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанась­евских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15-0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструк­ция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8-1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распро­странения культуры. На поселениях обнаружены кера­мика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, ка­менные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, не­сомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яр­кие свидетельства хозяйственной деятельности полу­чены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использо­вавшихся для содержания скота. В Де­нисовой пещере об­наружены мощные (около 1 м) слои ове­чьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части - очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооруже­ния представлены круглыми оградами из вертикально сто­ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме­щали 1-2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5-8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках - пристройках к кургану - со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном поло­жении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь - глиняная посуда (1-4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в цент­ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные компози­ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наибо­лее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, ве­роятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо­собом. Форма и размеры - от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встреча­ются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следу­ет отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выражен­ной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но­жи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется кон­цепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры - восточной минусинской и западной горно-алтайской.

Афана́сьевская культу́ра - южносибирская археологическая культура бронзового века (III-II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Помимо основного района - Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Хакасско-Минусинской котловины, ареал памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

точнее ямная (древнеямная) культурно-истори- ческая область, - условное наименование ряда близких археол. культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3-нач. 2-го тыс. до н. э. Первые памятники Я. к. открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 на Северском Донце. Терр. Я. к. в период ее расцвета простиралась от Юж. Приуралья на В. до р. Днестр на З., от Самарской Луки на С. до pp.Терека и Кубани на Ю. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Осн. варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо- Западный (правобережье среднего Днепра). Осн. объединяющими признаками Я. к. являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфич. формы круглодонных сосудов. В развитии Я. к. выделяются 3 хронологич. периода. 1-й - древнейший (1-я пол. 3-го тыс. до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Для него характерны скорченное положение погребенных на спине, вост. ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, кам. навершия - скипетры. Поселения этого периода представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводч. групп. В течение 1-го периода племена Я. к. распространились на З., вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитич. населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей терр. Я. к. 2-й период (3-я и нач. 4-й четв. 3-го тыс. до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Я. к., обусловленной спецификой развития разных р-нов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее всего сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается сильное воздействие сев.-кавк. майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие зап. вариантов Я. к. в этот период обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, кам. закладки, зап. ориентировка, специфич. формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельч. культурами сев.-зап. Причерноморья привело к оседанию части населения Я. к. и появлению у него стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный кам. основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым кам. инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой этого поселения относится уже к 3-му периоду Я. к. (кон. 3-1-я четв. 2-го тыс. до н. э.). В нем открыты кам. укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлич. орудий. 3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Я. к. с племенами катакомбной культуры и сев.-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей терр., сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению объединявших их ранее характерных черт материальной культуры, свойственных Я. к. Потомки племен Я. к. на В. сыграли осн. роль в формировании срубной культуры бронзового века, на З. они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской). Осн. отраслью х-ва племен Я. к. было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводч. племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Я. к. отмечены вплоть до С. Балканского п-ова. Иск-во Я. к. представлено древнейшими антропоморфными кам. изваяниями степной полосы. Племена Я. к. сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи.

Майкопская культура. Эпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности. Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

Дольменная культура. К юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г. Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

«Северокавказская» культура. В период средней бронзы (конец III – II тысячелетия до н.э.) на территории, где прежде проживали носители Майкопской культуры, стала развиваться «Северокавказская» культура. Для обозначения памятников эпохи средней бронзы археологи также употребляют наименование «Северокавказская культурно-историческая общность», отмечая внутри нее ряд родственных культур. Происхождение «Северокавказской культурно-исторической общности» археологи (В.И. Марковин, А.А. Формозов, А.Л. Нечитайло и др.) связывают с Майкопской культурой. «Северокавказская» культура распространилась на значительной территории – от районов Прикубанья на западе, до предгорий Дагестана на востоке.

Основными занятиями племен «Северокавказской» культуры были скотоводство и земледелие. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Скотоводство носило отгонный характер. Земледелие было мотыжным. Выращивали ячмень и пшеницу. Важное значение в хозяйстве племен «Северокавказской» культуры имела добыча и обработка цветных металлов. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения.

В эпоху средней бронзы происходило упрочение патриархальных отношений, но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития замедлился. У племен «Северокавказской» культуры имущественное и социальное расслоение было менее выраженным, чем у племен культур эпохи ранней бронзы.

Кобанская культура. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе начался процесс освоения железной руды и изготовления более совершенных орудий из железа. Этот период считается переходным от бронзового века к раннежелезному. В конце эпохи бронзы в горной и предгорной части Центрального Кавказа на территории от современной Чечни до верховьев Кубани стала развиваться Кобанская культура. Свое название она получила от села Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г. был открыт первый могильник этой культуры. Кобанская культура возникла на основе прежних культур в XII в. до н.э. и просуществовала до IV в. до н.э., а в горных районах с некоторыми изменениями – до III в. н.э. К настоящему времени известно около 400 памятников Кобанской культуры.

По мнению одних ученых, кобанские племена, проживавшие от верховьев р. Кубани до р. Баксана, говорили на одном из наречий протоадыгского языка. Племена, жившие восточнее этой территории вплоть до Чечни, говорили на протовайнахских наречиях. Другие ученые считают, что все кобанские племена говорили на наречии адыго-абхазской языковой группы.

Племена Кобанской культуры вели оседлый образ жизни. Их поселения основывались по долинам рек на высоких плато. В хозяйстве кобанских племен преобладало скотоводство. В горных районах разводили в основном овец, на равнине – крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер. Развитие получило и коневодство. Земледелие развивалось преимущественно в горных районах. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Значительных успехов достигли кобанские племена в металлургии и обработке металлов, чему способствовало наличие рудных месторождений. При раскопках могильников Кобанской культуры археологи обнаружили тысячи бронзовых предметов: посуду, топоры, кинжалы, наконечники копий, принадлежности конской сбруи и украшения.

Прикубанская культура. В XII – VII вв. до н.э. на территории от бассейна р. Кубани до Черноморского побережья существовала культура, получившая название Прикубанской. У носителей Прикубанской культуры особое развитие получила металлургия и металлообработка (цветных металлов). Археологи обнаружили много схожих черт в технике изготовления бронзовых предметов Прикубанской и Кобанской культур. Племена Прикубанской культуры занимались скотоводством и земледелием. Племена Прикубанской культуры явились основой формирования древнеадыгских племен.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА — археологическая культура раннего бронзового века (2-я половина 3-го тыс. до н. э.) на Северном Кавказе. Названа по Майкопскому кургану. Раскопаны остатки укрепленных поселений и курганы. Население занималось скотоводством и земледелием.

Курган представлял собой насыпь высотой более десяти метров, под которой находились два погребения: одно, основное, непосредственно под насыпью, в яме, другое в самой насыпи. Основная могила представляла собой четырехугольную яму, вырытую в грунте, ориентированную по оси северо-восток - юго-запад. Вокруг нее был сооружен кромлех из известковых плит. Стены могилы были укреплены деревянными конструкциями, а дно выложено мелкими речными булыжниками. Она была поделена деревянными перегородками на южную и северную половину, а последняя была разделена на две равные части. В южной половине могилы было одно погребение(погребенный лежал в скорченном положении на боку, засыпанный красной краской, головой на юго-восток), в северной половине в каждой из частей было по одному погребению.

Могила (большей частью южная его половина) содержала большое количество золотых бляшек в форме львов, быков, золотые кольца и бусы, золотые и серебряные сосуды, кремневые наконечники стрел, каменный шлифованный топор, медные орудия труда, керамику различной формы и назначения

Еще ранее была открыта группа курганов у станицы Новосвободной (Царской), погребальный обряд (скорченные и окрашенные костяки) и инвентарь которых имел много общего с Майкопским курганом, но погребения в новосвободненских курганах совершались не в ямах, а в каменных гробницах - дольменах. Они содержали богатый инвентарь в виде золотых и серебряных украшений, бронзовых орудий труда и оружия, бронзовые котлы и чаши, керамику в виде ангобированных и лощеных сосудов, украшенных орнаментом.

Но при множестве сходных черт, которые дают все основания относить Майкопский курган и курганные погребения у станицы Новосвободной к одной археологической культуре, у них есть определенные различия в способе захоронения (ямы и дольменообразные сооружения), а также в изготовлении оружия и керамики. По всей видимости, они носят хронологический характер, а открытие памятников майкопской культуры промежуточной стадии развития позволяет говорить о трех этапах ее существования (А.А. Формозов, Р.М. Мунчаев).

В XX веке, в течение нескольких десятилетий, погребальные и бытовые памятники майкопской культуры были открыты в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Чечне (у ст. Мекенской на Тереке, у селения Бамут на Фортанге, у селения Бачи-юрт на реке Гонсол, у селения Сержень-юрт, у селения Зандак).

Таким образом, майкопская культура в период своего расцвета распространилась на всю предгорную и равнинную часть Северного Кавказа от Таманского полуострова на западе и до границы Дагестана на юго-востоке. На юге и юго-востоке Чечено-Ингушетии, в основном, в приграничных с Грузией и Дагестаном районах, племена майкопской культуры приходят в соприкосновение с племенами более древней куро-араксской культуры. Инвентарь бытовых и погребальных памятников содержит в себе устойчивые черты и признаки обеих культур. Однако сочетание в археологических комплексах позднемайкопских черт с ранними куро-араксскими, учитывая границы существования этих культур (куро-араксская - от середины IVтысячелетия и до конца III тысячелетия до нашей эры, майкопская - от конца IV и до конца II тысячелетия до нашей эры), не находит пока рационального, научного объяснения.

Очевидно, майкопская культура первоначально зародилась в северо-западных и центральных районах Северного Кавказа. Подтверждением этому служит концентрация археологических памятников раннего периода существования этой культуры на Северо-Западном Кавказе, в Прикубанье и Пятигорье. Но памятники раннего этапа развития майкопской культуры обнаружены и восточнее, на территории Чечни, у станицы Мекенской. При этом, бытовые предметы и орудия труда из ранних памятников майкопской культуры отличаются крайней архаичностью. Здесь представлены кремневые и обсидиановые орудия труда в виде сегментов и трапеций, каменные зернотерки, скребки, сверла, долота, костяные шилья, рыболовные крючки, оружие в виде клиновидных каменных топоров, кремневые наконечники стрел, копий, дротиков, украшения в виде каменных браслетов.

Понятие “археологическая культура” является общепринятым в кругу археологов, но по поводу самого определения существуют разногласия. Д. А. Авдусин в учебнике для студентов университетов “Археология СССР” дает следующее определение: “Археологической культурой называют ограниченную во времени и пространстве группу памятников, объединенных общими характерными чертами, выраженными в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда”.

Эпоха патриархата на Северо-Западном Кавказе приходится на бронзовый век. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда и оружия, была медь и выплавки бронзы, представляющие сплав меди с оловом, иногда с мышьяком, сурьмой и др.

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения. Он был расположен на восточной окраине города, на углу улиц Курганной и Подгорной (в настоящее время здесь установлена мемориальная доска). В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище “Клады”, расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище “Клады” были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз “Бегущие лошади” и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - “свободное”.

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается “как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре” (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.