Образы крестьян в поэме Н. Гоголя «Мертвые души

Сен 26 2014

Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России.

Реальный мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен, безумен. Это мир, лишенный духовных ценностей, мир безнравственности, человеческих недостатков. Понятно, что этот мир не место для гоголевского идеала, поэтому его идеал в первом томе «Мертвых душ» находится только в лирических отступлениях и отдален от реальности огромной пропастью. Помещики, жители губернского города N, не единственные обитатели реального мира. В нем живут также и крестьяне.

Но Гоголь никак не выделяет живых крестьян из толпы безнравственных маниловцев, ноздревцев и прокуроров. Живые крестьяне в действительности предстают перед читателем как пьяницы и невежды. Мужики, спорящие, доедет ли колесо до Москвы; бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй; крепостной Манилова, просящийся на зароботки, а сам идущий пьянствовать, все они не вызывают симпатий ни у читателей, ни у автора: он описывает их с такой же злой иронией, как и помещиков.

Но исключения все же есть. Это главные представители народа в поэме – Селифан и Петрушка. В их описании уже не видно злой иронии. И хотя в Селифане нет никакоё высокой духовности и нравственности, часто он бывает бестолков, ленив, но все-таки он отличается от дяди Митяя и дяди Миняя.

Часто Гоголь смеется над Селифаном, но это добрый смех, смех от души. С образом Селифана связаны размышления автора о душе простого народа, попытка понять его психологию. В «Мертвых душах» выразителем идеального является народная Россия, описанная в лирических отступлениях.

Гоголь представляет свой идеал как бы в двух ракурсах: как обобщенный народа в лирических отступлениях, как конкретизацию этого идеала в образах мертвых крестьян, «мертвых душ». В заключительном лирическом отступлении гоголь замечает, что такая «птица-тройка» , летящая по необъятным просторам, «могла только у бойкого народа родиться». Там, где Чичиков, переписывая имена только что купленных им мертвых крестьян, рисует в своем воображении их земную , Гоголь представляет то, как они жили, как сложилась их судьба, как они умерли. Вообще такие рассуждения не свойственны Чичикову. Складывается впечатление, что это рассуждает сам Гоголь.

Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь наделяет их такими качествами, как богатырство и сила. Богатырь-плотник Степан Пробка. Вот как говорил про него Собакевич: «Ведь что за силища была!

Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком роста!» А какие трудолюбивые, умелые люди эти сапожник Максим Телятников, каретник Михеев. трудно не заметить, с каким восторгном пишет об этих мужиках!

Он жалеет их, сочувствует их тяжелой жизни. Гоголь противопоставляет этот мертвый народ, но с живой душой, живому народу поэмы, чья душа мертва. В «Мертвых душах» Гоголь показывает нам не только странную действительность российской жизни, но и одновременно в мерических отступлениях Гоголь рисует нам свой идеал будущей России и русского народа, который очень далек от современной жизни. Вероятно, что во втором, сожженном томе Гоголь задумывал перенести этот идеальный образ в реальную жизнь, воплотить его в действительность. Ведь Гоголь горячо верил, что Россия когда-нибудь выйдет из этого ужасного мира, что она возродится, и этот миг обязательно наступит.

Гоголь "Мертвые души"

На важность крестьянской темы в произведении Н.В.Гоголя указывает уже его название. Проблема народа, его социального положения и дальнейшей судьбы является в поэме одной из центральных. Гоголь раскрывает разные грани народного характера. Он показывает в крестьянах черты, достойные только осуждения, и качества, которые вызывают уважение и восхищение. Одни образы людей из народа даны в сатирическом свете, а другие созданы лиро-эпическими средствами.

Гротескно-комические пары крестьян периодически появляются на протяжении всего повествования. Это «два русских мужика», которые важно рассуждают о «колесе» брички Чичикова, доедет ли оно до Казани или Москвы. Показательно, что «философы» стоят у дверей кабака, и их фразы отзываются характерным для пьющих людей эхом: «доедет» - «доедет», «не доедет» - «не доедет». Авторская ирония сквозит по отношению к двум мужикам, которые попались навстречу Чичикову по дороге в Маниловку. Один из них – «поумнее», он и отвечал барину. Несмотря на данное лестное определение умственных способностей, мужик оказывается тупым, бестолковым. Он разъясняет проезжему дорогу точно так же, как, по-видимому, привык выслушивать объяснения для себя. Мужик многократно повторяет одно и то же, словно вдалбливает в голову. Эти крестьяне невольно обманули Чичикова, сказав, что до Маниловки осталась верста, но даже после четырех верст деревня не показывалась. Такое же дремучее невежество отличает и девчонку Пелагею, которая «не знает где право, где лево». В описании этих людей звучит не только снисходительная усмешка, но и сожаление автора о том, что крестьяне в силу своего положения не получили основных представлений о мире и не знают, не понимают элементарных вещей. Причина их беспомощности – реалии крепостнической России. У «дубинноголовых» помещиков оказывались самые тупые крестьяне и дворовые люди.

Другая пара комических образов в поэме – дядя Митяй и дядя Миняй. Они тоже бестолковы и неумелы. Не могут развести лошадей, запутавшихся в упряжи. Портреты этих крестьян даны с помощью гротеска. Длинный дядя Митяй напоминает деревенскую колокольню, а дядя Миняй - «широкоплечий мужик с черной, как уголь бородою и брюхом, похожим на исполинский самовар».

Самая колоритная пара в произведении – слуги Чичикова, которые сопровождают своего господина. Они хитры, изворотливы, не любят признавать свою вину перед другими, привыкли действовать по-русски, «на авось», при первой возможности напиваются. Автор характеризует лакея с издевкой: «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно…» Петрушку отличает страсть к бессмысленному чтению, а Селифан запоминается бессмысленной покорностью, равнодушием. Он был «на все согласный», ему все равно, высечет его Чичиков или нет. Кучер говорит: «Коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь…» Гоголь не случайно замечает, как Селифан почесывает затылок. Этот истинно русский жест, как правило, характерен для людей, которые с трудом формулируют свои мысли.
Тупая покорность, безразличие к жизни, лень, пьянство, невежество, духовная нищета – вот те черты русского национального характера, которые появились в уродливой системе социальных отношений.
Развращающее влияние крепостничества показано в образе приказчика Манилова. Этот человек, зная грамоту, ловко достиг «покойной» жизни: женился на ключнице, «барыниной фаворитке, сделался сам ключником, а там и приказчиком». Точная портретная деталь разоблачает персонажа. Становится понятным его отношение к обязанностям: «…желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины».

Однако в поэме Гоголь показывает и других крестьян, воплощающих лучшие черты русского характера. Широта натуры, вольнолюбие народа отражены в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который «гуляет шумно и весело на хлебной пристани», а потом нанимается в бурлаки. Автором отмечается живучесть, необыкновенная выносливость русского мужика. Носильщики на спинах тащат до девяти пудов пшеницы, а бурлаки дружно тянут лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню». Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, «богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом»; «способность привыкать ко всему и ко всякому климату», «живость ума бойкого самородка, что не лезет за словом в карман…» Мастерство, талантливость – это тоже исконно русские черты. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу.

Жестокая ирония заключается в том, что истинно живыми оказываются в поэме души, как раз умершие – крестьяне, купленные Чичиковым. Многие из них – «хорошие мужики», строители, пахари, труженики, умельцы. У некоторых была трагическая судьба. Так, плотник Пробка, скорее всего, погиб, сорвавшись с колокольни. Беглых крестьян, убежавших от неволи, гнета, унижений и издевательств, отлавливали и сажали в тюрьмы.
Образы крестьян воссозданы в высказываниях Собакевича, Плюшкина, Чичикова, чиновников. Чиновники, как и Плюшкин, не умолчали о бунтарских свойствах крестьян, вспомнив давний пример: за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли.
Итак, в поэме, с одной стороны, люди из народа показаны сатирически, с другой, создан образ народа-богатыря, народа-умельца, силы которого скованы крепостническим укладом жизни.

Сочинения по русскому языку и литературе

Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России.

«Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять - помещиков и одна - на биографию Чичикова. В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний, которые выхватываются

Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей - мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее.

Посмотрим, какими Гоголь изображает крестьн.

Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет. Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки,

А сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Прошка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними.

Описывая кучера Селифана и лакея Петрушку - дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание. Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». Мы не видим в Селифане и Петрушке высокой духовности и нравственности, но они уже отличаются от дяди Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу. Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом… или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная… Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду?»

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…». Именно у такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, например, ярославский расторопный мужик, который «одним топором да долотом» смастерил чудо-экипаж. Его и других мертвых крестьян купил Чичиков. Переписывая их, он рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».

Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России. В начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание России: «Русь! Русь! Вижу тебя…» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Но эти два лирических отступления разрываются фразами: «Держи, держи, дурак!» - кричал Чичиков Селифану. «Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!..»

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины. Гоголевская Россия в будущем - великая и могучая страна.

XIX в. - поистине век расцвета русской классической литературы, век, породивший таких титанов, как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский... Этот список можно продолжать и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя - Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской литературной мысли после смерти А. С. Пушкина.

Гоголь, мечтавший создать произведение, в "котором бы явилась вся Русь", осуществил свое намерение написанием поэмы "Мертвые души".

Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова - покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные.

А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в физическом, биологическом смысле) людях. Они являются лучшими представителями русского человека, они олицетворяют правду, народную правду, т.к. все они выходцы из народа.

Чтобы подтвердить нашу мысль, обратимся к тексту "Мертвых душ".

Во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, обсуждают "доедет в Москву... вот такое колесо... или нет"), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между Чичиковым и Собакевичем.

Собакевич, желая заломить наибольшую цену за "душу", рассказывает о мертвых крестьянах: "...Вот. например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!"

И он не один - за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: Пробка Степан, плотник, огромной силы мужик, Милушкин, кирпичник, который "мог поставить печь в каком угодно доме", Максим Телятников, сапожник, Еремей Сорокоплехин, приносивший "оброку по пятисот рублей".

Этот список продолжается в седьмой главе, когда Чичиков рассматривает записки Плюшкина и Собакевича: "Когда он [Чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. И чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер..."

Словно оживали мужики, благодаря подробностям: "У одного только Федотова было написано: "отец неизвестно кто"..., у другого - "хороший столяр", у третьего - "дело смыслит и хмельного не берет" и г. д.

Даже на Чичикова они произвели смягчающий эффект: "он умилился духом и. вздохнув, произнес: "Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано!"

Пробегая по именам и фамилиям, Чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами "воскрешались" благодаря своей реальности и "живости". И тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: Петр Савельев Не-уважай-Корыто, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита Волокита, Абакум Фыров и многие, многие другие.

Чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер ("Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!... Плохо ли вам было у Плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете проезжих?...")

Даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность русского мужика на кабалу или бега и разбой.

В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа.

Не стоит забывать и о Селифане и Петрушке, слугах Чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и "разговор" Селифана с конями, любовно прозванных Заседателем и Гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. Они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,

Крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право - такова реальность середины XIX века.

Стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. Гоголь с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам русской земли, "могла родиться только у бойкого народа". Образ "русской тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная "необгонимой тройке", заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя.

Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет "всечеловеческие движения".

В целом "Мертвые души" произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы - оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе "Мертвых душ". Писатель утверждает, что наряду с "мертвыми людьми" в России есть место богатырям, ибо каждого звание, каждая должность требует богатырства. У русского народа, "полного творящих способностей души" - богатырская миссия.

Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако автор верит в то, что если открыть глаза народу на его упущения, на "мертвые души", то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию. И это Возрождение должно начаться именно с простого народа.

Таким образом, Гоголь показывает в поэме "Мертвые души" незабываемые образы простого русского крепостного крестьянства, забытого, но духовно живого, одаренного и талантливого.

Продолжать традицию Гоголя в описании народа будут и другие писатели: Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой и другие.

И, несмотря на неприглядность действительности, крестьянства, Гоголь верит в возрождение русской нации, в духовное единство страны, растянувшейся на многие версты. И основа этого возрождения - выходцы из народа, образы чистые и светлые, противопоставленные в "Мертвых душах" черствости и эакаменелости чиновническо-помещичьей машины царской России, опирающейся на отсталое крепостное право.

Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

XIX в. - поистине век расцвета русской классической литературы, век, породивший таких титанов, как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский... Этот список можно продолжать и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя - Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской литературной мысли после смерти А. С. Пушкина.

Гоголь, мечтавший создать произведение, в "котором бы явилась вся Русь", осуществил свое намерение написанием поэмы "Мертвые души".

Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова - покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные.

А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в физическом, биологическом смысле) людях. Они являются лучшими представителями русского человека, они олицетворяют правду, народную правду, т.к. все они выходцы из народа.

Чтобы подтвердить нашу мысль, обратимся к тексту "Мертвых душ".

Во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, обсуждают "доедет в Москву... вот такое колесо... или нет"), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между Чичиковым и Собакевичем.

Собакевич, желая заломить наибольшую цену за "душу", рассказывает о мертвых крестьянах: "...Вот. например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!"

И он не один - за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: Пробка Степан, плотник, огромной силы мужик, Милушкин, кирпичник, который "мог поставить печь в каком угодно доме", Максим Телятников, сапожник, Еремей Сорокоплехин, приносивший "оброку по пятисот рублей".

Этот список продолжается в седьмой главе, когда Чичиков рассматривает записки Плюшкина и Собакевича: "Когда он [Чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. И чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер..."

Словно оживали мужики, благодаря подробностям: "У одного только Федотова было написано: "отец неизвестно кто"..., у другого - "хороший столяр", у третьего - "дело смыслит и хмельного не берет" и г. д.

Даже на Чичикова они произвели смягчающий эффект: "он умилился духом и. вздохнув, произнес: "Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано!"

Пробегая по именам и фамилиям, Чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами "воскрешались" благодаря своей реальности и "живости". И тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: Петр Савельев Не-уважай-Корыто, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита Волокита, Абакум Фыров и многие, многие другие.

Чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер ("Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!... Плохо ли вам было у Плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете проезжих?...")

Даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность русского мужика на кабалу или бега и разбой.

В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа.

Не стоит забывать и о Селифане и Петрушке, слугах Чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и "разговор" Селифана с конями, любовно прозванных Заседателем и Гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. Они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,

Крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право - такова реальность середины XIX века.

Стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. Гоголь с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам русской земли, "могла родиться только у бойкого народа". Образ "русской тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная "необгонимой тройке", заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя.

Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет "всечеловеческие движения".

В целом "Мертвые души" . произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы - оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе "Мертвых душ". Писатель утверждает, что наряду с "мертвыми людьми" в России есть место богатырям, ибо каждого звание, каждая должность требует богатырства. У русского народа, "полного творящих способностей души" - богатырская миссия.

Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако автор верит в то, что если открыть глаза народу на его упущения, на "мертвые души", то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию. И это Возрождение должно начаться именно с простого народа.

Таким образом, Гоголь показывает в поэме "Мертвые души" незабываемые образы простого русского крепостного крестьянства, забытого, но духовно живого, одаренного и талантливого.

Продолжать традицию Гоголя в описании народа будут и другие писатели: Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой и другие.

И, несмотря на неприглядность действительности, крестьянства, Гоголь верит в возрождение русской нации, в духовное единство страны, растянувшейся на многие версты. И основа этого возрождения - выходцы из народа, образы чистые и светлые, противопоставленные в "Мертвых душах" черствости и эакаменелости чиновническо-помещичьей машины царской России, опирающейся на отсталое крепостное право.