Почему староверы не могут ходить в храмы РПЦ. О практике причащения у старообрядцев

Миф №1. Старообрядцы - это секта!
Действительно, бытует такое мнение среди малопросвещенных людей, что старообрядцы - это довольно закрытая организация, как правило, состоящая из живущих в глуши людей, которые придерживаются старых традиций и обрядов.
Отчасти с этим можно было согласиться лет 200 назад, но сейчас старообрядцы, несмотря на свою самобытность и верность традициям, - это вполне современные люди, живущие в разных частях нашей необъятной страны, в том числе в густонаселенных мегаполисах.
НО! Старообрядцы никогда не были сектой! Это глупое и ошибочное мнение, не имеющее под собой никакого основания! Русская Православная старообрядческая Церковь - это церковь, существующая с момента крещения Руси в 988 году. Чтобы не быть голословным, рекомендую для начала прочитать книги русского старообрядческого апологета Фёдора Михайловича Мельникова - "Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви", "Что такое старообрядчество" и российского историка Зеньковского С.А. "Русское старообрядчество".

Я – житель Москвы и, конечно, после того, как я узнал о старообрядчестве, решил посетить центральный кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище. Скажу честно, пошел я по наитию, форумы не читал, на официальный сайт митрополии не заходил.

Был субботний летний день, я подошел к вечерней службе. Вообще, Рогожский посёлок - это очень атмосферное и сильное место, находясь там, так и чувствуешь всю мощь и древность православной веры.
Я зашел в храм и первое, на что я обратил внимание, это то, что служба уже началась (надо сказать, что в новообрядческой церкви вечерняя служба начинается примерно в 16-30). А когда я зашел, было около 16-00. Не успел я пройти и двух шагов, как ко мне подошла местная бабушка и спросила в упор «Ты старообрядец?». На отрицательный ответ она лишь сказала, что не старообрядцам можно стоять только в притворе (начало храма до колонн), вглубь храма ходить не следует и что можно только смотреть на службу, то есть не участвовать в ней. Меня это сначала задело, я подумал «как это я такой весь православный и не имею права молиться и подходить к иконам», но за волной возмущения быстро последовало смирение, и я просто стал стоять и наблюдать.
Разве в секте будут относиться так строго к пришедшему человеку? Нет, наоборот, будут всячески зазывать и обещать горы золота и безграничное счастье, а тут ты пришел в храм божий, так что будь добр быть смиренным и трепещущим перед Богом.

Миф №2 – Старообрядцы неприветливые и злые.
Этот миф бродит на всех старообрядческих форумах, причем его распространяют люди, о которых нам неизвестно никакой информации. То есть, например, пишет какой-нибудь «Василий 2000» (никнейм), о том, что старообрядцы злые, любят ругаться, нет у них благодати и все в этом духе. Причем приводит примеры из жизни каких-то знакомых или даже свои собственные.
Конечно, с овациями вас никто встречать не будет. Не ждите, что вы придете, и вас примут с распростертыми объятьями. История старообрядчества тяжелая. Как сказал Александр Антонов, председатель общины старообрядческого храма Николы чудотворца (м. Белорусская) в Москве, - «Старообрядчество - это опыт трехсотлетнего выживания русского человека в экстремальных исторических условиях».

Вот и меня в тот день не особо жаловали местные бабушки гостеприимством, напротив, следили, не прохожу ли я вглубь храма, но сказать, что мне кто-то запрещал молиться, (тогда еще по-новообрядчески) я не могу. Я молился вместе со всеми, как мог и умел. Конечно, я тогда не знал всех исторических тонкостей вопроса о расколе 17 века, поэтому мне казалось, что меня ущемляют в правах, как верующего человека. Однако, несмотря на всю сложившуюся ситуацию, мне было комфортно, я почувствовал мощь, истинный дух православной веры. Это не описать словами, это надо прочувствовать! Позже к середине службы ко мне подошла та же самая бабушка и сказала, что сейчас будет петь хор, что такого в новообрядческой церкви я не слышал, и, надо сказать, она оказалась права! Когда поёт клирос, то в храме создается такая благодатная атмосфера, что, кажется, ты находишься перед вратами рая. Я не преувеличиваю! Просто это надо услышать самому! В целом люди в храме мне показались довольно миролюбивыми, а по отношению ко мне - нейтральными.
Для примера могу сказать, что в новообрядческой церкви действительно никто не запретит вам ходить по храму, креститься когда угодно и целовать иконы, но вместе с этим такое равнодушие царит там во всём. Я много раз подходил к монахам в монастырях или священникам, но не получал от них никакой отдачи, то есть духовного общения, они были вечно занятыми. Опять же хочу сделать оговорку, что это лично мой опыт, не исключаю, что у других могло быть иначе (да и в конце концов никто не был обязан со мной общаться). Тут же при всей внешней строгости и нейтральности я почувствовал неравнодушие ко мне тех же бабушек: они подходили, интересовались, почему я пришел, что меня побудило, понравилась ли мне служба, и это было как-то по-человечески приятно.

Миф №3. Cтарообрядцы - это фарисеи, им главное обряд!
Это главный миф, которым прикрываются новообрядческие миссионеры, ссылаясь на то, что старообрядцы сами подтверждают это мнение, называя себя староОБРЯДцами.
Очень часто приходится слышать, что старообрядцы – законники, что у них нет благодати в отличие от новообрядцев, у которых, по их же мнению, царит полнейшая любовь и понимание. Мой опыт говорит о том, что это лукавство чистой воды. Под благодатью многие новообрядцы понимают распущенность и только. Да, вот так просто! Можно нарушить пост или прийти в церковь в неподобающем виде. При этом они еще говорят, что Исус нас этому учил и начинают приводить отрывки из Евангелия. Я лично не думаю, что Исус нас учил вседозволенности. Да, церковь – для человека, но это не значит, что можно специально делать себе послабления, ссылаясь на благодать.
Старообрядчество - это как форма, так и содержание, эти два понятия неразделимы. На этом основана русская православная старообрядческая церковь.
Могу привести такой пример, что у каждого прихожанина новообрядческой церкви (ну или почти у каждого) возникало какое-то ощущение двойного стандарта. Некоторые новообрядческие батюшки говорят о сребролюбии, стяжательстве, а сами носят дорогие часы, ездят на шикарных машинах. Да и примеров много, я не хочу кого-то осуждать, упаси Бог! Но чувство неискренности и какой-то фальшивости имеет место быть (кстати, атеисты и ненавистники православия очень любят приводить такие примеры, о которых я написал выше, и им трудно что-либо возразить)! Там, по моему мнению, форма, бывает, отличается от содержания.

Старообрядцы - это, прежде всего молитвенники. Если вы будете на службе в старообрядческом храме, то без труда заметите, что все прихожане носят с собой лестовки (это четки, только исконно русские). Конечно, это не значит, что все старообрядцы поголовно молятся день и ночь, но четкое понимание того, что надо молиться дома, а не только в храме, у старообрядцев есть.
Возвращаясь к своей истории, я хочу сказать, что все-таки не все так идеально, как может показаться с первого взгляда в моём повествовании. Старообрядцы зачастую бывают очень строги к вновь пришедшим, чуть помягче к оглашенным. Это, конечно, факт, который имеет место быть. Ведь все мы люди, все мы грешные, но надо человеку помогать, а иногда получается так, что не особо умелый подход бабушек к гостям отвращает людей от церкви, и это очень печально. Я, например, человек верующий и знающий, что такое смирение, погасил в себе возмущение, но люди же все разные, бывают вспыльчивые или обидчивые: человек промолчит, но глубоко обидится. Вот над этим, я считаю, надо работать нашим прихожанам.
Тем временем, я начал ходить каждую неделю в храм, меня уже стали узнавать, кивать головой (форма приветствия в храме), а я продолжал стоять в притворе и наблюдать, молясь про себя. Есть такой момент на воскресной службе, когда начинается литургия, и оглашенным надо выйти из храма. В этот момент, как я понял, многие обижаются, а некоторые начинают спорить, вплоть до ругани. В первый раз меня никто не выгнал, та же самая бабушка подошла ко мне и сказала, как обстоят дела с оглашенными, но разрешила мне остаться. В тот раз я остался, но внутри мне стало как-то стыдно, все-таки есть правила, которые не стоит нарушать, и в дальнейшем я не стал злоупотреблять благосклонностью ко мне бабушек. Я сам выходил, когда нужно и сколько нужно стоял за стеклянными дверьми (за которыми все прекрасно видно и слышно!). Надо сказать, что практика вывода за стеклянные двери - новая, в старину притвор считался до колонн, это заповедовал митрополит Алимпий и так установлено и на последнем Совете Митрополии. Были случаи, когда меня пускали вглубь храма послушать проповедь нашего владыки митрополита Корнилия. Я очень полюбил его и его проповеди, это действительно искренний человек, пропускающий через себя все, что говорит, каждое слово в его устах наполнено чувствами и глубочайшим смыслом. Бывало, пару раз меня пускали вглубь храма на молебен (после службы). После того, как я точно для себя решил, что перейду, я попросил ту самую бабушку о том, чтобы она сказала священнику, что с ним хочет поговорить человек по поводу перевода. Сразу же после службы она обратилась к священнику, и он без промедления подошел ко мне, пообщался со мной, и мы даже вместе сходили в церковную лавку, где он посоветовал купить нужную литературу. После чего батюшка проводил меня до остановки, в общем, впечатления у меня остались очень и очень хорошими!
Так что, как видите на моём примере, старообрядцы - это не законники, просто ведите себя по-человечески сами.

Заключение
В итоге после полугода раздумий и пары месяцев посещения храма я перешел в Русскую Православную старообрядческую Церковь! Вместе с переходом я обрел благодать и духовное спокойствие, которого у меня не было раньше. Сейчас я стараюсь ходить в храм на каждую воскресную службу, на праздники, да и вообще просто, когда есть возможность! Я чувствую себя поистине частью Христовой церкви. От всей души желаю этого и вам!
Слава Богу за всё!

Больше статей и информации вы сможете найти в группе -

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Я крещена в младенчестве в старообрядческой церкви на Украине с соблюдением всех канонов. Могу ли я исповедоваться и причащаться в православной церкви, посещать службы? Могу ли я при этом осенять себя тем крестом, которым крестятся в старообрядческой церкви? Возможности посещать ту, в которой крещена, у меня нет.

Великий Новгород

Уважаемая Людмила, правильно было бы Вам сначала определиться со своим мировоззрением - считаете ли Вы себя чадом Старообрядческой или Православной Церкви. Если Вы себя считаете старообрядчески верующим человеком, то о том, можно ли Вам ходить в православную церковь, сначала спросите и у священника той юрисдикции, которой принадлежите. Но в целом скажу, что приступать к Таинствам могут члены Православной Церкви, то есть странно было бы Вам, осознавая себя чадом одного из старообрядческих согласий, исповедоваться и причащаться у тех, кого презрительно Ваши единоверцы называют "никонианами". Если же Вы считаете себя православной, то Вам следует обратиться к священнику того православного храма, который Вы намереваетесь посещать, раскрыв перед ним все обстоятельства Вашего Крещения. Как правило, старообрядцев присоединяют к Православной Церкви вторым чином, дополняя Крещение Миропомазанием. Осенять себя крестным знамением Вы, конечно, можете и двоеперстно, вот только постарайтесь трезво отдать себе отчет в том, какие принципиальные мотивы стоят за таким Вашим желанием. Если эти мотивы достаточно серьезны, то стоит их также обсудить со священником. Об отношении Русской православной Церкви к старообрядчеству читайте

Добрый день! Мои предки со стороны мамы — староверы, а со стороны отца — православные. В детстве (в советские времена) надо мной и братом был произведен обряд погружения самой бабушкой-старообрядкой, так как жили в глухой деревне Оренбургской области, церковь там была уже сожжена. Впоследствии храмы мы не посещали, будучи пионерами и комсомольцами, и крестики наши затерялись, потому что родители были коммунистами и в храм тоже не ходили. В 35 лет я сама приняла православное крещение и теперь посещаю православный храм. Не считается ли это с моей стороны предательством по отношению к моим предкам со стороны мамы, ведь они хотели, чтобы мы продолжали их вероисповедание? Можно ли мне в православной церкви поминать усопших старообрядцев? Может ли моя мама посещать православный храм и молиться там двумя перстами? Можно ли мне посещать храм старообрядцев и молиться там как православной? Можно ли мне писать записки о здравии брата в церкви, если он считается погруженным? Буду очень признательна за ответ. С уважением, Наталья.

Отвечает игумен Пахомий (Брусков), настоятель храма во имя Живоначальной Троицы г. Саратова

Уважаемая Наталья! Замечательно, что Вы с уважением относитесь к традициям своей семьи. Однако вопрос выбора и исповедания веры — личное дело каждого человека. Христианство, Православие — это не просто красивый народный обычай, это мировоззрение, определяющее всю жизнь человека. Поэтому веру нельзя выбрать или не выбрать из простого чувства солидарности с родственниками. Кто знает, может, Господь именно по Вашим молитвам помилует усопших Ваших предков?

Вопрос о поминовении усопших старообрядцев достаточно сложен. Если говорить формально, то литургическое поминовение людей, не находящихся в каноническом общении с Церковью, невозможно. Но в то же время, не зная подробностей Вашей ситуации (к какому толку принадлежали Ваши предки, не переходили ли они в единоверчество), ответить на этот вопрос так категорично нельзя. Будет лучше, если Вы зададите этот вопрос в подробной личной беседе со священником.

Ваша мама может посещать православный храм, молиться, прикладываться к иконам, участвовать в богослужении. Но приступать к таинствам в храме она может только после перехода в Православие, которое для старообрядцев совершается через исповедь и миропомазание. Если Ваша мама начнет посещать храм сознательно, рано или поздно она поймет разницу между Православием и старообрядчеством и, возможно, перейдет в Православие.

Вам посетить старообрядческий храм тоже, конечно, можно. Но имейте при этом в виду, что в некоторых храмах Вас могут не пустить дальше притвора, а в некоторые храмы Вы просто не сможете зайти. Ваше посещение старообрядческого храма может иметь целью приобретение культурологического опыта: посмотреть старинные иконы, послушать пение. Но литургическое общение с людьми, чьи представления о Церкви Вы не разделяете, невозможно.

Что касается Вашего брата, желательно, конечно, убедить его перейти в Православие. Но если он не послушает Ваших увещеваний, в качестве исключения можно поминать его в храме и молиться о том, чтобы Господь привел его к Себе.

Старообрядческий раскол — это страшная трагедия в истории Русской Церкви. Разделение русских людей, которое началось еще в XVII веке, не преодолено до сих пор. В наши дни многие старообрядцы (как, впрочем, и православные) уже мало знают об истории этого раскола. Принадлежность к старообрядцам они воспринимают скорее как семейную традицию, некую данность, не зависящую от их личного выбора. Могу посоветовать Вам ознакомиться с трудами церковных историков, посвященных старообрядческому расколу. Они помогут Вам лучше понять современные отношения православных и старообрядцев.

Вопрос посещения храма не старообрядцами по-прежнему остается одним из актуальных в современной жизни старообрядческих согласий. С одной стороны, старообрядцы провозглашают, что их исповедание является вселенским, кафолическим и доступным любому человеку. С другой стороны, далеко не во всех приходах организована работа с приходящими людьми - желающими прийти к Богу, интересующимися Старой Верой и старообрядчеством, оглашенными, просто зашедшими, что называется, «на огонёк». Кое-где постороннему вовсе нельзя попасть в храм.

Правила посещения храма часто зависят от направления старообрядческого согласия. Поэтому, отправляясь в старообрядческий храм, желательно уточнить заранее, к какому согласию он принадлежит.

Так, например, старообрядцы-часовенные, чьи приходы располагаются на Урале и в Сибири, практически не допускают посторонних в храмы и на Богослужение. Это связано как со строгими обычаями часовенных, боящихся «замирщиться» от новопришедших, так и с требованиями безопасности, учитывая большое количество краж и ограблений в храмах. Впрочем, постороннего человека могут пустить в храм часовенных либо по особому благословению наставника или другого влиятельного лица общины, либо по рекомендации людей, имеющих своих родственников в этой общине.

То же самое касается и часовенных Латинской Америки, которые не пускают посторонних не только в часовни, но и к своим домашним иконостасам.

У проживающих в Северной Америке часовенных настороженность к приходящим существенно слабее. Строгое отношение к новопришедшим также существует в ныне редких общинах филипповского согласия.

Старообрядцы всех остальных согласий терпимо относятся к людям, интересующимся верой и традициями и приходящим в храм. К подобным согласиям относится Русская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Старопоморское согласие (Федосеевцы).

В храмах этих согласий разрешен доступ некрещеным и не старообрядцам. Вместе с тем, во время посещения таковыми храмов на них накладываются определенные ограничения. Так, например, в ряде случаев не разрешаются молитвенные действия во время Богослужения.

В храмах федосеевского согласия молитвенные действия не разрешаются не только посторонним, но и членам самой общины, находящимся под церковным прещением (запретом), например, состоящим в браке, который у староверов-старопоморцев не допускается.

Что нельзя делать в храме не старообрядцу:

  • находиться в одежде неподобающего вида (короткие рукава, короткие юбки, брюки у женщин, босоножки). Впрочем, в южных областях Украины отношение к одежде в храме более либеральное. Во время жары женщины могут надевать платья с короткими рукавами, а мужчины такие же рубашки. Женщина должна одевать платок. В зависимости от местности или направления старообрядческого согласия платок может быть завязан или заколот на застежку;
  • совершать молитвенные действия: креститься (в том числе троеперстно), кланяться, вставать на колени, ставить свечи, целовать иконы, подходить ко кресту, брать просфоры и т. п. И хотя в самом храме молиться запрещено, при входе в него все же принято делать двуперстное крестное знамение, иначе, как говорится, его хозяева Вас не поймут;
  • перемещаться по храму во время Богослужения, кроме притвора (пространства около входа в храм), который отведен для новопришедших;
  • принимать участие в таинствах (причащение, там, где оно бывает, исповедь);
  • пользоваться телефонами, а также фототехникой без особого разрешения на то настоятеля храма или председателя общины.

Что можно делать в храме не старообрядцу:

  • находиться во время Богослужения в так называемом «притворе», или на хорах храма. В некоторых местах, например, Успенском поморском храме на Преображенском кладбище г. Москвы, это пространство отгорожено, в некоторых других местах, по древнерусской дораскольной традиции, оно весьма условно, никак не отгорожено и, по сути, находится у входа в храм, по западной его стене;
  • в некоторых храмах поповских согласий посторонним дозволено приобретать свечи, однако для установки их на подсвечники нужно обращаться за помощью к постоянным прихожанам. Иногда разрешается самостоятельно устанавливать свечи на специальные подсвечники, расположенные в коридоре у дверей храма. Например, так устроен вход в храм свт. Николы в Тверской общине г. Москвы.
  • в некоторых храмах РПСЦ и РДЦ оглашенным (желающим или готовящимся к присоединению к Церкви) не возбраняется совершать молитвенные действия, однако строго запрещено креститься троеперстно и стоять на коленях;
  • в храмах согласий, признающих священство, допускается получение освященной воды в дни праздников Крещения и Богоявления. Однако воду эту посторонним можно брать, если сосуды с ней выносятся на паперть или к входу храма, куда допускаются все желающие:
  • разрешается общение со священниками и наставниками во внебогослужебное время, приобретение книг и церковной утвари.

Новоприходящим следует помнить, что со своим уставом в чужой монастырь не приходят. Вместе с тем, надо понимать, что холодный прием в одном храме вовсе не означает, что так же Вас примут и в другом. Всё зависит не столько от характера старообрядческого согласия, сколько от личности наставника, настоятеля, а также от так называемых «церковных старушек», некоторые из которых сами не так давно пришли к Богу и, не имея иных заслуг, надеются угодить Богу чрезмерной «ревностью по вере». Помните, что вы в конечном итоге приходите не к «старушкам» и «батюшке», а к единому, всеведущему и всемогущему Богу.