Общеизвестно: русский язык – хранитель мудрости нашего народа. А старинные пословицы и поговорки – это его духовное сокровище, настоящий «золотой фонд», поскольку в них кратко и метко выражен поучительный опыт многих поколений. Но вот незадача: в условиях современной информационной войны этот опыт, выраженный словесно, подвергся искажениям под влиянием новых веяний времени.
Смысл многих широко известных пословиц оказался вывернут наизнанку и изменен с точностью до наоборот. Кто-то очень хотел утаить от нас правду, сломать исконные представления народа о добре и зле, о плохом и хорошем. С помощью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (издание 1897 г.) попробуем восстановить забытую истину...
В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.
ОТ РАБОТЫ КОНИ ДОХНУТ Как часто бездельники употребляют это выражение! Нравится оно им. Хотя полная версия поговорки звучит так: от работы кони дохнут, а люди – крепнут .
МОЯ ХАТА С КРАЮ Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.
СВОЯ РУБАХА БЛИЖЕ К ТЕЛУ Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог...
РАБОТА НЕ ВОЛК – В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ «Не торопись, полежи, отдохни, работа подождет» – таким значением наполнена эта пословица в современном русском языке. Однако изначальный ее смысл заключался вовсе не в том, чтобы потакать своей лености, откладывая важные дела на потом. Все было как раз наоборот! В старину, когда волк забегал в деревню, бабы с детьми тут же прятались по домам и выжидали, когда зверь убежит в лес. А работа их, брошенная на время, никуда не убежит, никуда не денется. Следовательно, чего ждать? Как только опасность миновала, сразу надо приступать к работе, оставленной на огороде, во дворе или по хозяйству.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ «Все любят поесть чужого, дармового» – таким узко-пагубным содержанием наполнили мы сегодня эту пословицу. Но история тут опять-таки прямо противоположного свойства. Раньше был обычай: перед тем, как все сядут за стол, хозяин выходил на улицу из хаты и громко кричал: «Есть кто голодный?» То есть хозяин разевал рот «нараспашку» и звал на свой каравай всех голодных: соседей, сородичей, нищих, случайных прохожих. Негоже, когда все поедят, а кто-то голодным останется.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН Пожалуй, сегодня это одна из самых часто употребляемых пословиц: многие заимодавцы гневно требуют у должников отдать взятое, звонят им, преследуют, угрожают. Беда, да и только… На самом же деле эта пословица учит прощать долги. Наши мудрые предки поступали по-христиански простодушно: одалживая кому-то что-то, возврата никогда не ждали, тем более – не просили и не требовали. Они были искренне рады помочь каждому нуждающемуся просто так, без всякой корысти. Когда же долг все-таки возвращали, они густо краснели: им было стыдно принимать его назад.…
Задумайтесь только, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ! Как высоки были нравы у наших мудрых предков, и как измельчали мы по сравнению с ними…
Приведем еще несколько примеров усеченных пословиц.
Свято место пусто не бывает. А ПУСТО МЕСТО НЕ БЫВАЕТ СВЯТО!
Голод не тетка – ПИРОЖКА НЕ ПОДНЕСЕТ.
За битого двух небитых дают, ДА НЕ БОЛЬНО-ТО БЕРУТ.
Комар лошадь не повалит, ПОКА МЕДВЕДЬ НЕ ПОДСОБИТ.
Кто старое помянет – тому глаз вон, А КТО ЗАБУДЕТ – ТОМУ ОБА.
Не все коту масленица, БУДЕТ И ПОСТ.
Не печалится дятел, что петь не может: ЕГО И ТАК ВЕСЬ ЛЕС СЛЫШИТ.
Один в поле не воин, А ПУТНИК.
У страха глаза велики, ДА НИЧЕГО НЕ ВИДЯТ.
Ума палата, ДА КЛЮЧ ПОТЕРЯН.
Язык мой – враг мой: ПРЕЖДЕ УМА РЫЩЕТ, БЕДЫ ИЩЕТ.
Ещё примеры того, что из песни слов не выкинешь, иначе смысл другой становится.
По крайней мере, половина пословиц изменила свой смысл с утратой своего окончания.
* Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет;
* Бедность - не порок, а вдвое хуже;
* Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо;
* Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит;
* Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить;
* Гол как сокол, а остёр как топор;
* Голод не тётка, а мать родная;
* Губа не дура, язык не лопата;
* Два сапога пара, да оба левые;
* Два сапога пара, да оба на одну ногу;
* Девичий стыд – до порога: переступила и забыла;
* Дело мастера боится, а иной мастер дела;
* Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку;
* Дураку хоть кол теши - он своих два ставит;
* За двумя зайцами погонишься - ни одного кабана не поймаешь;
* Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт;
* И делу время, и потехе час;
* Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте;
* Лиха беда начало, есть дыра, будет и прореха;
* Молодые бранятся - тешатся, а старики бранятся – бесятся;
* На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай;
* Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется;
* От работы кони дохнут, а люди – крепнут;
* Палка - о двух концах, туда и сюда бьёт;
* Повторенье - мать ученья, утешенье дураков;
* Повторенье - мать ученья, и прибежище для лентяев;
* Пьяному море по колено, а лужа - по уши;
* Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метёна;
* Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой;
* Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит;
* С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься;
* Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда;
* Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт;
* Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет;
* Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска;
* Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда;
* Шито-крыто, а узелок-то тут;
* Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
Все мы знаем множество пословиц, но часто не догадываемся, что у них есть продолжение. Иногда оно затерялось в глубине веков, иногда было придумано каким-то остроумным человеком для хорошо известной пословицы, но, так или иначе, часто именно оно открывает новый смысл старой истины. А порой это продолжение существует в нескольких вариантах, которые поворачивают известную мысль совсем иной стороной… Вот то, что мне пока удалось найти, хотя, наверное, таких примеров гораздо больше.
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .
Бедность – не порок, а гораздо хуже / а вдвое хуже .
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача / редкое явление / редкость .
Везет, как субботнему утопленнику, — баню топить не надо .
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .
Гол, как сокол, а остер, как топор .
Голод не тетка, а мать родная
.
Голод не тетка – в лес не прогонишь
.
Голод не тетка – пирожка не подсунет / не поднесет
.
Губа не дура, язык не лопата – знает, где сладко
.
Два сапога пара, да оба левые / да оба на одну ногу
.
Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .
Дело мастера боится, а иной мастер дела .
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку
.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит
.
Жди толку, положа зубы на полку
!
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .
За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет . (Это полный вариант известной нам пословицы «Волка ноги кормят».)
И рыбку съесть, и на таратайке прокатиться .
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит
.
Копейка ребром покажется рублем
.
Кто старое помянет, тому глаз долой / вон, а кто старое забудет - тому оба (вон)
.
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .
Лиха беда начало, а там уж и конец близок
.
Лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха
.
Любовь зла – полюбишь и козла, а козлы этим пользуются .
Молодо – зелено, погулять велено .
Молодые бранятся – (только) тешатся, а старики бранятся – бесятся .
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .
Наше дело маленькое / телячье: поел – и в закут
.
Не все коту масленица, будет и пост / наступит и великий пост
.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит
.
Не учи ученого, поешь говна копченого / печеного
. (Приношу свои извинения, но из пословицы, как и из песни, слов не выбросишь.)
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса
.
Новая метла по-новому метет, а как сломается — под лавкой валяется .
Один в поле не воин, а путник .
От работы кони дохнут, а люди – крепнут .
Палка о двух концах, туда и сюда бьет
.
Петух тоже думал на кухарке жениться, да в суп попал
.
Повторенье - мать ученья, утешенье дураков / и прибежище для лентяев
.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена
.
Пьяному - море по колено, а в луже захлебнется
.
Пьяному море по колено, а лужа по уши / по макушку
.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой
.
Рука руку моет, вор вора кроет
.
Рука руку моет, да обе свербят
.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .
С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .
Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда
.
Смелому бог помогает, а пьяного черт качает
.
Смелым бог владеет, а пьяным черт качает .
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт
.
Собаку съел, (да только) хвостом подавился
.
Собачья жизнь: брехать нужно, а есть нечего
.
Старый конь борозды не испортит, да неглубоко пашет / да и глубоко не вспашет / да мелко вспашет
.
У страха глаза велики, да ничего не видят
.
Ума палата, да ключ потерян
.
Хлеб(-соль) на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска
.
Хлопот - полон рот, а прикусить нечего
.
Чудеса в решете – все в дырках, а вода не проливается
.
Чудеса в решете – дыр много, а выйти некуда / а выскочить некуда
.
Шито-крыто, а узелок-то тут
.
Я - не я, и лошадь не моя, и я не извозчик
.
Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет .
Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет .
(По материалам Интернета)
Откуда я брал этот список, неверно указано, что это вроде как пословицы и поговорки, которые дошли до нас в урезанном виде. Это не совсем так. Дело в том, что очень часто поговорки являются частью пословиц и начинают употребляться уже самостоятельно. Это как раз тот случай.
1. Голод не тетка, пирожка не поднесет.
2. Гол как сокол, а остер как топор.
3. Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.
4. Два сапога пара, оба левые.
5. За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
6. Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
7. Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
8. Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
9. Бедность — не порок, а большое несчастье.
10. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
11. Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
12. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
13. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
14. Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
15. Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
16. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
17. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
18. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
19. И делу время, и потехе час.
20. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
21. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
22. Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
23. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
24. На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
25. Не все коту масленица, будет и пост.
26. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
27. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
28. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
29. Один в поле не воин, а путник.
30. От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
31. Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
32. Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
33. Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
34. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
35. Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
36. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
37. Рука руку моет, да обе свербят.
38. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
39. С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
40. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
41. Собаку съели, хвостом подавились.
42. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
43. Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
44. У страха глаза велики, да ничего не видят.
45. Ума палата, да ключ потерян.
46. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
47. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
48. Шито-крыто, а узелок-то тут.
49. Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
50. Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.
51. Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.
В народном творчестве на любую жизненную ситуацию найдётся пара - тройка метких выражений, содержащих в себе немалую мудрость и иронию. Думаем, вы и сами нередко вспоминаете некоторые пословицы и поговорки при подходящем случае. Однако, не все знают их полные версии, а это нередко дополняет или вовсе меняет смысл, казалось бы, известных выражений. Убедитесь сами!
- Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
- Бедность - не порок, а гораздо хуже.
- В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.
- Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо.
- Век живи - век учись жить.
- Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
- Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
- Гол как сокол, а остер как топор.
- Голод не тетка, пирожка не поднесет.
- Губа не дура, язык не лопатка, знает, что сладко
- Два сапога пара, оба левые.
- Девичий стыд - до порога, переступила и забыла.
- Дело мастера боится, а иной мастер дела.
- Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
- Дуракам закон не писан, если писан - то не читан, если читан - то не понят, если понят - то не так.
- Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
- За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного кабана не поймаешь.
- Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
- И нашим, и вашим за копейку спляшем!
- И делу время, и потехе час.
- Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
- Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
- Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
- Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.
- На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
- Не все коту масленица, будет и пост.
- Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
- Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
- Один в поле не воин, а путник.
- От работы кони дохнут, а люди - крепнут.
- Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
- Повторенье - мать ученья, утешенье дураков.
- Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся - не успевает.
- Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
- Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
- Работа - не волк, в лес не убежит, потому её, окаянную, делать и надо.
- Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
- Рука руку моет, да обе свербят.
- Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
- С пчелой поладишь - медку достанешь, с жуком свяжешься - в навозе окажешься.
- Сваливать с больной головы на здоровую не накладно.
- Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.
- Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
- Собаку съели, хвостом подавились.
- Старость не радость, сядешь - не встанешь, побежишь - не остановишься.
- У страха глаза велики, да ничего не видят.
- Ума палата, да ключ потерян.
- Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
- Чем чёрт не шутит, пока Бог спит!
- Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
- Шито-крыто, а узелок-то тут.
- Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Как видите, упущенные продолжения пословиц и поговорок не только делают их более развёрнутыми по содержанию, но зачастую в корне меняют смысл сказанного. Кроме этого, есть ещё ряд поговорок, которые мы употребляем в полном варианте, однако совершенно не правильно понимаем их суть. Вот вам примеры.
В семье не без урода
Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.
Моя хата с краю
Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.
Своя рубаха ближе к телу
Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог…
Продолжение пословиц и поговорок 1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита. 2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. 3. Бедность – не порок, а несчастье. 4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача. 5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду. 6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо. 7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит. 8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. 9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается. 10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. 11. Гол как сокол, а остер как топор. 12. Голод не тетка, пирожка не поднесет. 13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина. 14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко. 15. Два сапога пара, да оба левые. 16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. 17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла. 18. Дело мастера боится, а иной мастер дела. 19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. 20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так. 21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем. 22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут. 23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь. 24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. 25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. 26. И делу время, и потехе час. 27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. 28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит. 29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба. 30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте. 31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец. 32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха. 33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся. 34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются. 35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. 36. Не все коту масленица, будет и пост. 37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит. 38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса. 39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется. 40. Один в поле не воин, а путник. 41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут. 42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут. 43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет. 44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков. 45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев. 46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает. 47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши. 48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. 49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо. 50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. 51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит. 52. Рука руку моет, да обе свербят. 53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься. 54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло. 55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда. 56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. 57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает. 58. Собаку съели, хвостом подавились. 59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься. 60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет. 61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь. 62. У страха глаза велики, да ничего не видят. 63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить. 64. Ума палата, да ключ потерян. 65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска. 66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего. 67. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда. 68. Шито-крыто, а узелок-то тут. 69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет. 70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.