Повседневные иллюзии: почему мы видим лица у неодушевленных объектов. Почему люди видят лица в разных предметах? Нормально ли это



Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон -Призрачный мир : наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.


Больше таких фотографий можно найти на сайте thingswithfaces.com

Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.


Гравюра Иштвана Ороса

Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun . Художники , которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​ , потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.

Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному. Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000 .

Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример - кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.


Кофеварка Philips Senseo

Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму. Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой ​​хвост, - смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.

Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется - но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».


Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

Кирилл Мусиенко

Промышленный дизайнер, создатель наручных часов «Стубус», сетевого порта «Свинтус», карамелек Candyberg и др.

« Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.


Сетевой порт «Свинтус», разработанный Кириллом Мусиенко
Пошлый пример зооморфизма, по мнению Мусиенко: USB-хаб в виде свиноматки и поросят

Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры - это нормально, но смартфон в виде женской фигуры - это плохо. Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.

Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».

Андрей Сулемин

Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне

«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему. Это скорее ассоциация на подсознании - то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица - это всё-таки не есть хорошо, автомобиль - это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, - фантазии зрителей».

Ярослав Рассадин

Дизайнер транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров. Сотрудничает с такими брендами, как Marussia Motors, Triode design, Roche Bobois, Koziol, Glenfiddich, Roca, Yota, Synqera, Kaleva и др.

«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению. Там много аспектов, но главное - мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры - Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.





В каком-то смысле эта особенность стала поводом и основой фирменного почерка многих марок и позволила более качественно выражать себя на рынке. Не все марки возводят это в культ, но это в любом случае используется широко. Естественно, в каждой марке своя философия, поэтому, например, возьмём BMW. Это хищник, кошка, которая может быть то милее, то агрессивнее, в зависимости от целевой аудитории. Модели подешевле (1 серия) будут больше «как котята» - с большой оптикой, немного «милые». Средние, повзрослевшие (3, 5 серия) - злые, агрессивные, бодрые (X5, X6). Самые люксовые не должны ничего доказывать. Они спокойные и уверенные, как львы (7 серия). Есть ещё Z-серия, которая, как гепард, образно говоря. Она вроде кошка, но сама по себе и плевала на остальное семейство, поэтому быстрее и экзотичнее. Таким же образом можно проанализировать остальные марки. Как правило, то, что дешевле, вызывает азарт и улыбки. То, что дороже, - уже уверенный, сильный и спокойный взгляд. Тут есть некая параллель с возрастом.

Как правило, антропоморфный дизайн применим к динамическим объектам, перемещающимся в пространстве, но его вполне можно использовать и в статических, но очень осторожно. Существуют, например, здания, намекающие окнами на лица или домашние предметы, и, к сожалению, это в 99 % случаев дурновкусие, как бы выразительно не смотрелось».

Ярослав Яковлев

Выпускник Европейского института дизайна, вместе с Бернардом Виилом из Нидерландов стал победителем конкурса «Автомобиль для президента», организованного Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru.

«Автомобильные дизайнеры не просто задумываются над этим, но совершенно сознательно придают «лицу» автомобиля тот или иной характер, зависящий напрямую от аудитории, на которую автомобиль рассчитан. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.


Ferrari 458 Italia

В спортивных автомобилях задействованы все поверхности, не только передняя часть, которая может быть как уверенно нейтральной, так и агрессивной. К примеру, боковые поверхности от передней арки к задней, переходящие на покатую крышу, обладают в известной доле сексуальными мотивами, вдохновлёнными женскими бёдрами (Ferrari 458 Italia яркий тому пример, на виде 3/4 сзади-сверху очень хорошо видно) - эдакая страстная рыжеволосая фурия. Одним из моих любимых «автомобильных лиц» является, пожалуй, добродушная мордашка итальянского простака Fiat 500 - луч позитива среди подавляющего большинства агрессивных задир. Ну и, конечно, особого внимания заслуживает концептуальная BMW Gina , чьи поверхности способны изменяться и придавать разные черты «лицу» - это, собственно, было одной из целей эксперимента, потому как обычный автомобиль с одним «выражением» живёт, от момента выхода с конвейера до пресса. Что касается промышленного дизайна, то навскидку ничего не приходит, ведь часто это просто производные куба со скругленными гранями, которым для коммерческого успеха необязательно обладать „очаровательной улыбкой фальшрадиаторной решётки“, действует другая „связка ключей“ к сердцу клиента».

Разглядывая свой обед, обычно не ожидаешь, что он начнет разглядывать тебя в ответ. Но когда Диана Дюйзер однажды поднесла ко рту тост с сыром, она немало удивилась.

"Я собиралась откусить кусок, как вдруг увидела смотревшее на меня женское лицо. Поначалу я испугалась", - рассказала она американской газете Chicago Tribune.

Слухи об этом происшествии распространялись все шире и шире, и в итоге одно казино заплатило Дюйзер 28 тысяч долларов за то, чтобы она разрешила выставить там для публичного обозрения удивительный тост. Многие зрители улавливают в мягких и спокойных чертах этого женского лица сходство с Мадонной, Богоматерью, но мне всегда казалось, что кудряшки, приоткрытые губы и тяжелые веки скорее напоминают Мадонну современную, популярную певицу.

Как бы то ни было, этот тостопортрет оказался в заслуженной компании: на куске жареного хлеба также видели изображение Иисуса, чей лик якобы в разное время проявлялся еще и на кукурузной лепешке, блинчике и банановой кожуре.

"Если кто-то заявляет, что видел на куске тоста Иисуса, то есть соблазн подумать, что у этого человека не все дома, - говорит Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде. - Но на самом деле это весьма распространенный феномен. Мы устроены так, что видим лица в самых разных объектах визуальной среды".

Ли доказал, что это свидетельствует вовсе не о божественном вмешательстве, а о том, что воображение человека оказывает очень большое влияние на его восприятие. И действительно, послушав его объяснение, поневоле задумываешься о том, можно ли верить собственным глазам.

Наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - мы порой видим именно то, что хотим увидеть.

В кругу специалистов это явление известно под названием парейдолия, или зрительная иллюзия фантастического содержания. Леонардо да Винчи писал, что видел некие символы в естественных трещинах и царапинах на каменных стенах. Он верил, что эти штрихи вдохновляли его на создание новых художественных произведений. В 1950-х годах Банк Канады был вынужден изъять из обращения серию банкнот, потому что на них из волн прически на королевском портрете якобы выглядывал ухмыляющийся дьявол (хотя лично я при всем старании не могу разглядеть никаких рогов в кудрях Ее Величества). А космический аппарат "Викинг-1" снял нечто похожее на лицо на поверхности Марса.

В наши дни социальные сети позволяют легко делиться подобными находками с миром. Попробуйте, например, поискать по хэштегу #iseefaces - и увидите, например, вросшего в дерево мудрого гнома, радостно приветствующую вас урну и злобные печенья, которые не рады никому.
Стоит однажды увидеть лицо в неодушевленном предмете, как они начинают чудиться повсюду. Некоторые из этих объектов действительно напоминают смайлики, которыми мы пользуемся, чтобы передавать эмоции в переписке: два кружка вместо глаз и линия вместо рта. Но иногда странные существа выглядывают из самых, казалось бы, неожиданных мест.

В одном из своих опытов Ли показывал испытуемым хаотичные серые орнаменты, напоминающие мельтешение точек на экране телевизора с отключенной антенной. Исследователь побуждал участников эксперимента разглядеть в них лицо, и участники опыта в 34% случаев заявляли, что им это удается. Черты лица в этих размытых картинках можно было увидеть только с очень большой натяжкой, но, тем не менее, мозг услужливо выдавал искомую иллюзию.

"Похоже, этот феномен довольно просто вызвать", - констатирует Ли.
Мы склонны полагать, что наши глаза исправно передают нам картину окружающего мира, но на самом деле поступающие с сетчатки сигналы далеки от идеальных, и мозгу приходится их корректировать.

По мнению Ли, именно этой коррекцией и объясняется парейдолия.
Увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились. Мозг пытается определить, что мы в данный момент видим, опираясь в том числе и на наш предыдущий опыт и дополняя этими ожиданиями видимое изображение.

Таким образом у него получается сформировать относительно цельную картину, даже если элементы окружающего пространства, к примеру, скрыты темнотой или туманом. Но, с другой стороны, за счет этого наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - то есть мы действительно порой видим именно то, что хотим увидеть. Чтобы проверить эту гипотезу, Ли проводил сканирование мозга испытуемых в то время, когда они разглядывали картинки с хаотичными серыми точками.

Как и ожидалось, в процессе начального распознания базовых характеристик изображения (таких как цвет и форма) наблюдалась повышенная активность в первичной зрительной коре.
Но исследователь также заметил, что в тот момент, когда испытуемые сообщали, что видят лицо, к процессу подключались лобные и затылочные доли, которые, как считают специалисты, отвечают за память и сложные мыслительные процессы - такие как планирование. Всплеск нервной активности в этих районах может говорить о том, что в дело включаются ожидания и опыт, как и предполагал Ли.

В свою очередь, эти процессы возбуждали так называемую правую веретенообразную лицевую область, которая реагирует на лица - возможно, в этот момент и возникает ощущение, будто смотришь на одушевленное существо. "Если активируется эта зона, мы понимаем, что они сейчас "видят" лицо", - говорит Ли.

Теперь становится более понятно, почему "лица" предметов вызывают у нас такую же подсознательную реакцию, как и человеческие. Так, в прошлом году группа японских исследователей отметила, что люди пытаются проследить за направлением неодушевленного "взгляда" - точно так же, как мы делаем и при общении с собеседником.

Другими словами, увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились. Эксперимент Ли помог установить, какие регионы мозга могут участвовать в этом процессе, но он не объясняет, почему мы вообще склонны видеть лица. Возможно, дело в том, что мы видим очень много лиц в повседневной жизни и поэтому ожидаем встречать их повсюду. Не исключено также, что у нашей склонности видеть лица есть и более глубинное эволюционное объяснение.

Выживание человека очень сильно зависит от окружающих людей: мы просим у них помощи или опасаемся их агрессии, и поэтому нам нужно быстро понимать их мотивы и соответствующим образом реагировать. Вероятно, мозг изначально настроен распознавать людей при первой же возможности. Ошибиться и увидеть черты лица в древесной коре куда менее опасно, чем проглядеть скрывающегося в кустах злоумышленника.

Другие ученые также предполагают, что похожий механизм может лежать в основе человеческой духовности. Эта гипотеза исходит из того, что наш мозг, предрасположенный понимать людей и их мотивацию, пытается усмотреть человеческие намерения во всем, что нас окружает - в грозе, чуме или в пугающей и абстрактной концепции смерти.

Чтобы разобраться со своими страхами, мы начинаем их персонифицировать, населяя мир богами и демонами. Тапани Риекки с коллегами из Хельсинкского университета в Финляндии обнаружили, что религиозные люди чаще видят лица в размытых картинках, чем атеисты. Как бы то ни было, сила наших убеждений может по крайней мере объяснять, почему одни видят на куске поджаренного хлеба Божью Мать, а я - королеву поп-сцены. Вот вам, к примеру, картинка. Видите на ней Иисуса?

Но, пожалуй, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это видеть лица у автомобилей, точнее – их передней части. Соня Виндхагер из Венского университета отправилась в эфиопскую глубинку, чтобы выяснить, наблюдается ли там этот феномен.

Задавая вопросы случайно встреченным на улицах и в маленьких кафе людях, она поначалу столкнулась с непониманием. "Они думали, что мы немного не в себе", - рассказывает она. Но, хотя эфиопы и не особенно знакомы с диснеевским мультфильмом "Тачки" или с приключениями Херби из "Сумасшедших гонок", они вскоре поняли цель исследования и начали оценивать внешность автомобилей на фотографиях примерно так же, как европейцы.

К примеру, машины с большим лобовым стеклом, круглыми фарами и маленькой радиаторной решеткой воспринимались как молодые и женственные, а автомобили с более плоскими фарами и массивной нижней частью - как более старшие и мужественные. По мнению Виндхагер, это говорит о том, что наш мозг запрограммирован считывать базовую биологическую информацию (возраст, пол) с любого предмета, хотя бы отдаленно напоминающего лицо.

И, как считает исследовательница, это также указывает на эволюционное происхождение парейдолии. "Интересно наблюдать, как вещи в современной окружающей среде по-прежнему воспринимаются нами в соответствии с этими древними механизмами", - замечает она.

В ходе других опытов Виндхагер установила, что потребители обычно предпочитают автомобили, которые выглядят внушительно - и эту нашу черту вовсю эксплуатируют автопроизводители. Агрессивное выражение автомобильных фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Так, в 2006 году газета Wall Street Journal писала, что продажи "милых машинок", таких как легендарный "фольксваген-жук", пошли на спад - вероятно, потому, что их владельцев угнетало постоянно растущее вокруг количество больших внедорожников. Поэтому дизайнеры решили рисовать более агрессивные автомобили. Dodge Charger, например, получил сурово глядящие на мир фары-щелочки.

"Похоже, мы встречаемся глазами с фарами точно так же, как со взглядом прохожих на улице, - говорит дизайнер компании Chrysler Ральф Гиллс. - И мы рисуем у автомобилей грозное выражение лица". Однако Виндхагер задумалась над тем, не влияет ли иллюзия автомобильного взгляда на безопасность движения. "Возможно, дети могут подумать, что машина их видит, и не уйдут с дороги", - предполагает она, добавляя, что агрессивное выражение фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Подобные психологически эффекты могут наблюдаться и в других сферах нашей жизни.
Различные исследования показали, что обычная картинка с изображением пары глаз, висящая на стене, способна заставить людей вести себя более честно, и с помощью этого нехитрого приема в некоторых районах удалось снизить количество краж велосипедов на 60%.

И было бы интересно узнать, реже ли воры забираются в дома, на фасадах которых читается лицо. Есть нечто поразительное в том, что случайно совпавшие друг с другом визуальные элементы, которые люди присылают в #iseefaces, могут оказывать реальное влияние на наше поведение. Мы больше не населяем непознанный мир выдуманными духами в таком количестве, как это делали наши предки, но и по сей день видим призрачные лица в автомобилях, домах и лентах социальных сетей. Но, по крайней мере, эти существа могут придать даже самому бездушному и уродливому месту некую искру юмора и жизни.

Доктор психологии Валерий Розанов

Если ты видишь лица в предметах – ты нормальный!

Помнишь, как в детстве рассматривал узоры на ковре или на обоях – и находил в них носатых и ушастых страшилищ, улыбающиеся или угрожающие гримасы? А ведь никого подобного там не пряталось! Одни невинные узорчики. Многие люди сохраняют способность “видеть суслика там, где его нет”, и в солидном возрасте. Явление это имеет красивое научное название – “парейдолия”.

Психологические справочники называют ее “нарушением восприятия”. Но вообще-то при желании можно найти это явление где угодно. Строго говоря, облака совершенно не являются белогривыми лошадками. И даже смайлик – ну никак не изображение человеческой улыбки: это просто две точки и скобка. Вот вы где-нибудь видели на улыбающемся лице две точки и скобку? То-то…

Интернет развлекается, находя лики на гуглокартах и пьяных осьминогов в форме крючков для одежды. Так что все мы, детка, немного парейдолики… Но некоторые – особенно. И окружающих активно заражают!

Марс атакует!

Вот, скажем, исследователи космоса. Вроде, серьезные люди, за призраками не охотятся почем зря… Но нет: на снимках холмов марсианского региона Кидония, сделанных американским “Викингом-1” в 1976 году, все дружно увидели некое лицо. И пошло-поехало: это у нас “Грустный Ангел”, а тут у нас – развалины древнего города, а там – пирамиды, а холм вообще фаллический символ зарождения жизни… Из одной игры света и тени в человеческом мозгу расцвела и буйно заколосилась очередная внеземная цивилизация.

Святая Дева на бутерброде

Но любители фантастики – это еще ладно, они себе читают и пишут красивые мифы и никого особенно не трогают. А вот как насчет того, чтобы отправиться за тысячи километров, чтобы поклониться… лепешке? А в 2002 году именно это и произошло: 20 000 (двадцать тысяч!) паломников нагрянули в индийский город Бангалор в Индию, чтобы узреть “лик Христа”, мистическим образом проступивший на лепешке чапати. А американская дама-дизайнер Диана Дайзер хранила бутерброд, явивший ей “образ Девы Марии”, десять лет. Только потом смогла расстаться с реликвией. За 28 000 долларов. И ведь купили же!

Веселые тачки

Парейдолический эффект сознательно используется производителями. Например, бутылочкам и флакончикам придают соблазнительные изгибы, чтобы подсознание ассоциировало их с женской фигуркой, а автомобилям придают индивидуальные “выражения лица” в зависимости от “характера”, который привлечет потребителя: агрессивный, напористый или милый.

Загружаем фэйс из кэша

Откуда же берется это свойство – видеть в банане не просто банан, то есть на каждом шагу находить если не божественный лик, то забавную мордочку? Разумеется, это проделки мозга. Он считывает информацию, валящуюся на нас извне, очень оперативно – но очень приблизительно. Поскольку у него в “оперативке” (или в “кэше”) уже хранятся определенные связи и ассоциации, главная из которых: палка-палка-огуречик – это явно хомо сапиенс. Наша индивидуальная “программа распознавания лиц” срабатывает за одну пятую секунды. И именно очертания лица она с удовольствием подставляет куда ни попадя и почем зря.

Откуда растут уши

А почему одни видят этого добра больше, а другие меньше? Мнения спецов, как водится, расходятся. Закономерности и версии тут имеются следующие.

    • Те, кто верит в Бога (богов, демонов, вселенский разум, сверхъестественное – нужное подчеркнуть), склонен в разы чаще находить изображения одушевленного в неодушевленном: в тенях, изгибах гор, чипсах, рыбных котлетах и любых иных объектах. Начиная с Туринской плащаницы, о происхождении которой мы, чур, дискутировать не будем;)
    • У представительниц прекрасного пола склонность к парейдолии встречается чаще, чем у представителей сильного.
    • Подобные эффекты частенько возникают и бурно расцветают в мозгу под воздействием психотропных веществ или в инициальных (то есть начальных) стадиях острых психозов.
    • Как и было сказано, мы автоматически “подставляем” увиденные детали в общую картинку, не обрабатывая каждую отдельно – для экономии времени. На этом основан известный эффект текстов типа “По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве”. Все неправильно, но все равно читается быстро и однозначно.

  • Однако прежде всего человеческий мозг запрограммирован на поиск и распознавание лиц – и эта особенность “запускается” с самого начала. Новорожденный ребенок первым делом выделяет из окружающей реальности лица людей, которые находятся с ним рядом.
  • На этом построена одна из теорий возникновения эффекта парейдолии: мол, способность распознавать лица на большом расстоянии или в тумане была так важна для наших далеких предков, что эволюция старательно развивала ее для выживания – пока не развила местами до уровня Дианы Дайзер с ее божественным бутербродом.
  • Некоторые психологи считают, что если у человека в обычном его повседневном состоянии хорошо развита эта особенность – это один из признаков высокого уровня невротизма.
  • Однако это еще и признак творческой и тонкой натуры. Так что если в каждой завитушке на обивке видишь эльфа, а во всякой складке одеяла – дракона, это значит, у тебя тонкая душевная организация и развитые творческие способности!

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Человеческая фантазия способна создавать визуальные образы не только на «мысленном экране», но и везде, куда бы не упал взгляд. Такой психологический феномен получил название парейдолия.

Как работает парейдолия?

Вы отдыхаете, расслабились, о чем-то думаете и смотрите в одну точку. Фокусируете внимание на причудливых узорах обоев, которые неожиданно предстают в виде лица. Перемещаете взгляд на шторы — там тот же лик.

Отчетливые зрительные образы каждый из нас способен увидеть в любом окружающем предмете. Все зависит от того, чем в данный момент заняты ваши мысли и какое у вас настроение. Иногда даже складывается впечатление, что окружающие предметы словно оживают.

Слово парейдолия образовано от сочетания — para (около или отклонение от чего-либо) и eidolon (изображение). Речь идет о способности различать одушевленные и неодушевленные предметы в различных зрительных образах.

И такая способность характерна не только для современного человека. Американский космолог Карл Саган, к примеру, считает, что во многом благодаря парейдолии и удалось выжить древнему человеку. Нашим предкам, как и нам сегодня, достаточно было бросить мимолетный взгляд, чтобы «считать» информацию в окружающем пространстве и судить о приближении друга или врага.

В некоторых случаях феномен парейдолии связывают с ложными наблюдениями неопознанных летающих объектов или призраками. Безусловно, каждый конкретный случай требует отдельного и тщательного изучения. Не все можно списать на парейдолию, но, согласитесь, как легко даже в пламени огня увидеть мятущихся призраков.

«Живые» образы в кулинарных шедеврах

Крепкий сон ночью и бодрое пробуждение утром задают позитивный тон новому дню. Тогда даже утренний кофе в чашке вам «улыбнется».

За завтраком рассмотреть странноватую рожицу инопланетного происхождения можно и в таком привычном блюде, как яичница.

В процессе приготовления пищи феномен парейдолии встречается особенно часто. Идеи для фантазий порой подает сама природа, создавая фрукты, овощи и другие продукты необычной и напоминающей живые существа формы.

Религиозные фантазии

Исследования показывают, что гораздо чаще такое явление, как парейдолия имеет религиозный подтекст. Этой теме свое исследование посвятили ученые из Финляндии. Выяснилось, что верующим людям проще рассмотреть в окружающей обстановке «лики святых» или другие связанные с их религией образы.

К примеру, Диана Дьюсер из Майами не только разглядела в подгоревшем сырном тосте образ Девы Марии, но и выставила ценный лот на продажу на интернет-площадке eBay.

Армия оживших механизмов

Где имеется широкий простор для фантазии, так это — бытовая техника и другие окружающие нас предметы. Перед вами целая серия фотографий, в которых вы наверняка сможете разглядеть признаки живого существа. Некоторые из них словно улыбаются, другие замирают от ужаса. Одним словом, выражают ту богатую гамму эмоций, которые обычно испытывают сами люди.

Иллюзии парейдолии в творчестве

Явление парейдолии с древних времен получило широкое распространение в работах известных живописцев. Сам Леонардо да Винчи описывал это явление в качестве одного из художественных приемов. Часто и умело его использует и венгерский мастер Иштван Орос в своей серии гравюр, в каждой из которых можно рассмотреть мистический череп.

Современные специалисты в области анимации подтвердят, что не только на мебели и электрических приборах люди склонны видеть некое подобие лиц. Придать элементы одушевленности можно практически любой геометрической фигуре. Достаточно поставить в ее области точку.

Этим объясняется популярность используемых в интернете смайликов. Самый простой вариант — поставить две точки и нарисовать короткую линию под ними. У любого, кто посмотрит на это абстрактное изображение, тут же возникнут ассоциации с человеческим лицом: точки — два глаза, линия — рот.

Явление парейдолии сегодня способны имитировать даже электронные системы и цифровые фотоаппараты. Интересный эксперимент, связанный с явлением парейдолии, провела группа корейских фотохудожников. В рамках проекта специалисты создали целую серию фотографий неба. На ряде снимков облака меняют форму, часто напоминающую человеческие лица.

Фотокамеру подключили к компьютерной системе, одна из программ которой способна распознавать лица. В результате камера фиксировала в облачном небе образы, которые, фантазируя, может увидеть человек. Чаще всего, это, конечно, лица.

Тонкая грань между любовью и ненавистью

Исследования показывают, что одни и те же изображения разные люди могут воспринимать совершенно иначе. И чем больше абстракции, тем меньше вероятность возникновения негативных эмоций, а еще точнее эффекта «зловещей долины», описанный японцем Масахиро Мори в 1978 году.

Ученый изучал, какие эмоции испытывают люди, когда видят роботов, внешне похожих на них самих. Выяснилось, что если антропоморфный объект лишком натуралистичный, у человека резко возникает неприязнь.

Когда роботы в целом напоминали людей, но не копировали их — эмоции были исключительно позитивными. Максимально реалистичные роботы переставали быть «милыми» и вызывали страх, поскольку казались настоящими людьми, но в то же время ненормальными.

«Человеческие черты» автомобилей

Явление парейдолии достаточно часто наблюдается в автомобилестроении. Замечено, что передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. Антропоморфизм отлично работает, когда образ и форма выполняют похожие функции. К примеру, фары автомобиля имеют сходство с человеческими глазами. В некоторых моделях авто это особенно заметно, хотя, целенаправленно к такой схожести никто и не стремится.

Такой эффект наглядно продемонстрировала студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки», в котором удачно «очеловечили» автомобили.

P.S. По мнению лауреата Пулитцеровской премии автомобильного критика Дэна Нейла, автопроизводители порой идут на такой шаг, включая в дизайн автомобилей элементы, вызывающие ассоциации с лицом человека. Правда, не всегда парейдолия способствует увеличению продаж. Главное в этом деле — не переборщить с игрой на образах в подсознании.

Поделилось

Человеческая фантазия способна создавать визуальные образы не только на «мысленном экране», но и везде, куда бы не упал взгляд. Такой психологический феномен получил название парейдолия.

Как работает парейдолия?

Вы отдыхаете, расслабились, о чем-то думаете и смотрите в одну точку. Фокусируете внимание на причудливых узорах обоев, которые неожиданно предстают в виде лица. Перемещаете взгляд на шторы - там тот же лик.

Отчетливые зрительные образы каждый из нас способен увидеть в любом окружающем предмете. Все зависит от того, чем в данный момент заняты ваши мысли и какое у вас настроение. Иногда даже складывается впечатление, что окружающие предметы словно оживают.


Будильник словно в недоумении, почему вам так сложно проснуться утром раньше обычного.
Стирка завершена, а стиральная машина словно пробежала марафон.

Слово парейдолия образовано от сочетания - para (около или отклонение от чего-либо) и eidolon (изображение). Речь идет о способности различать одушевленные и неодушевленные предметы в различных зрительных образах.

И такая способность характерна не только для современного человека. Американский космолог Карл Саган, к примеру, считает, что во многом благодаря парейдолии и удалось выжить древнему человеку. Нашим предкам, как и нам сегодня, достаточно было бросить мимолетный взгляд, чтобы «считать» информацию в окружающем пространстве и судить о приближении друга или врага.


Говорят, что у каждого города и даже у каждого дома есть душа. Это строение, если хорошо присмотреться, уж точно выражает эмоции. Хотя, оечь идет всего лишь о кондиционерах и окне.

В некоторых случаях феномен парейдолии связывают с ложными наблюдениями неопознанных летающих объектов или призраками. Безусловно, каждый конкретный случай требует отдельного и тщательного изучения. Не все можно списать на парейдолию, но, согласитесь, как легко даже в пламени огня увидеть мятущихся призраков.

На этом фото автор разглядел очертания призрака не только в огне, но и среди полыхающих поленьев. Видите человека, задумчиво опирающегося на перила?

«Живые» образы в кулинарных шедеврах

Крепкий сон ночью и бодрое пробуждение утром задают позитивный тон новому дню. Тогда даже утреннее кофе в чашке вам «улыбнется».


Когда вы заказываете кофе с молоком в кафе, бармен, чтобы порадовать вас, рисует на поверхности интересный рисунок. Парейдолия даже без его участия улучшит настроение.

За завтраком рассмотреть странноватую рожицу инопланетного происхождения можно и в таком привычном блюде, как яичница.

Через пару минут яичницы уже не будет, а образ инопланетного существа останется в памяти. Может быть, перед сном вы просто начитались фантастики?

В процессе приготовления пищи феномен парейдолии встречается особенно часто. Идеи для фантазий порой подает сама природа, создавая фрукты, овощи и другие продукты необычной и напоминающей живые существа формы.


Похоже, этот перец в шоке от того, что сейчас его в прямом смысле этого слова порубят на кусочки.

Религиозные фантазии

Исследования показывают, что гораздо чаще такое явление, как парейдолия имеет религиозный подтекст. Этой теме свое исследование посвятили ученые из Финляндии. Выяснилось, что верующим людям проще рассмотреть в окружающей обстановке «лики святых» или другие связанные с их религией образы.

К примеру, Диана Дьюсер из Майами не только разглядела в подгоревшем сырном тосте образ Девы Марии, но и выставила ценный лот на продажу на интернет-площадке eBay.


Особенный тост с ликом Девы Марии продавец оценила в $99,999,999.00.

Армия оживших механизмов

Где имеется широкий простор для фантазии, так это — бытовая техника и другие окружающие нас предметы. Перед вами целая серия фотографий, в которых вы наверняка сможете разглядеть признаки живого существа. Некоторые из них словно улыбаются, другие замирают от ужаса. Одним словом, выражают ту богатую гамму эмоций, которые обычно испытывают сами люди.

В смущении улыбается…
Этот тоже позитивно настроен!
А здесь и вовсе приятная парочка! У этой швабры явно день не удался.
Этот механизм лишили одного глаза, но работать все еще будет…
Созерцать окружающую обстановку, которая иногда приводит в недоумение… Когда неожиданно узнал о себе что-то новое…
Недолгая жизнь бритвенного станка не может не расстраивать.
Не все так плохо, как изначально казалось. Даже, если ты — обычная терка.

Иллюзии парейдолии в творчестве

Явление парейдолии с древних времен получило широкое распространение в работах известных живописцев. Сам Леонардо да Винчи описывал это явление в качестве одного из художественных приемов. Часто и умело его использует и венгерский мастер Иштван Орос в своей серии гравюр, в каждой из которых можно рассмотреть мистический череп.


Рассматриваем детали и видим повозку с двумя путниками. Стоит отойти немного в сторону и тут же проявится образ мистического черепа.

Современные специалисты в области анимации подтвердят, что не только на мебели и электрических приборах люди склонны видеть некое подобие лиц. Придать элементы одушевленности можно практически любой геометрической фигуре. Достаточно поставить в ее области точку.

Этим объясняется популярность используемых в интернете смайликов. Самый простой вариант - поставить две точки и нарисовать короткую линию под ними. У любого, кто посмотрит на это абстрактное изображение, тут же возникнут ассоциации с человеческим лицом: точки - два глаза, линия - рот.

Явление парейдолии сегодня способны имитировать даже электронные системы и цифровые фотоаппараты. Интересный эксперимент, связанный с явлением парейдолии, провела группа корейских фотохудожников. В рамках проекта специалисты создали целую серию фотографий неба. На ряде снимков облака меняют форму, часто напоминающую человеческие лица.


Из-за легко меняющейся формы в облаках легко разглядеть самые разные образы.

Фотокамеру подключили к компьютерной системе, одна из программ которой способна распознавать лица. В результате камера фиксировала в облачном небе образы, которые, фантазируя, может увидеть человек. Чаще всего, это, конечно, лица.

Тонкая грань между любовью и ненавистью

Исследования показывают, что одни и те же изображения разные люди могут воспринимать совершенно иначе. И чем больше абстракции, тем меньше вероятность возникновения негативных эмоций, а еще точнее эффекта «зловещей долины», описанный японцем Масахиро Мори в 1978 году.

Ученый изучал, какие эмоции испытывают люди, когда видят роботов, внешне похожих на них самих. Выяснилось, что если антропоморфный объект слишком натуралистичный, у человека резко возникает неприязнь.


Копия человека, только без души.

Когда роботы в целом напоминали людей, но не копировали их - эмоции были исключительно позитивными. Максимально реалистичные роботы переставали быть «милыми» и вызывали страх, поскольку казались настоящими людьми, но в то же время ненормальными.

«Человеческие черты» автомобилей

Явление парейдолии достаточно часто наблюдается в автомобилестроении. Замечено, что передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. Антропоморфизм отлично работает, когда образ и форма выполняют похожие функции. К примеру, фары автомобиля имеют сходство с человеческими глазами. В некоторых моделях авто это особенно заметно, хотя, целенаправленно к такой схожести никто и не стремится.

Такой эффект наглядно продемонстрировала студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки», в котором удачно «очеловечили» автомобили.


Автомобили с «человеческими лицами» привлекают больше внимания.

P.S. По мнению лауреата Пулитцеровской премии автомобильного критика Дэна Нейла, автопроизводители порой идут на такой шаг, включая в дизайн автомобилей элементы, вызывающие ассоциации с лицом человека. Правда, не всегда парейдолия способствует увеличению продаж. Главное в этом деле — не переборщить с игрой на образах в подсознании.