Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа). Инновационный проект «традиции русского народа Проект на тему народные обычаи и традиции

«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г. Белинский
«Воспитание детей есть важная задача государства,
законодатель не должен отводить ему вторичное место».
Платон

Формирование традиций в детском коллективе.

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.

Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Принципы формирования традиций.

  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  • Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
  • Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:

  • знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
  • разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
  • совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
    1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
    2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
    3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
    4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
    5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
    6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Традиции класса.

В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,

  • традиция работы с дневниками учащихся;
  • презентация книги классных достижений;
  • поддержка ребят, которые часто болеют;
  • традиция «тёплых писем»;
  • традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
  • сменная выставка лучших творческих работ учащихся.

Традиционными могут быть различные мероприятия:

  • Праздник рождения класса;
  • День именинника и т. д.

Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Проект «ТРАДИЦИЯ».

Базовые ценности:

  1. Традиционные праздники на Руси.
  2. Школьные традиции (традиционные мероприятия).
  3. Традиционное поведение

Цели проекта:

  1. На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
  2. Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
  3. Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.

Задачи проекта:

  1. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
  2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
  3. Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
  4. Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
  5. Формирование социально-нормативных навыков поведения;
  6. Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
  7. Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:

1. В школе как в образовательной системе:

  • разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
  • приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
  • вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

  • Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции

Деятельность по реализации проекта:

  • Система «Тематические классные часы».
  • Учебная деятельность через предметы.
  • Работа школьных кружков, секций и факультативов.
  • Концерты и народные праздники (игры, посиделки).
  • Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
  • Система мероприятий через школьную библиотеку.
  • Традиционные школьные мероприятия.
  • Тематические недели начальной школы.
  • Выставки творческих работ.
  • Видеолекторий.
  • Экскурсии.
  • Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
  • Участие в городских мероприятиях.

Система классных часов.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.

Формы проведения классных часов

Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.

В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов:

  • беседа (этическая, нравственная);
  • дискуссия (в 4 классе);
  • инсценированный час;
  • литературный час (по творчеству писателя, поэта);
  • музыкальный час;
  • литературно – музыкальный час;
  • игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
  • музыкально – спортивный час;
  • театрализованный классный час;
  • час развлечения на прогулке;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • КВНы;
  • час – тренинг;
  • читательские конференции;
  • устный журнал;
  • час вопросов и ответов;
  • час – сказка;
  • час – путешествие;
  • час – практикум.

Система мероприятий через школьную библиотеку.

  • Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
  • Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
  • Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
  • Встречи с писателями Твери и тверской области.
  • Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.
  • Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам

Тематические недели начальной школы.

Уже много лет тематические недели являются традиционными.

В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени:

«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».

В рамках недели проводились:

  • конкурс стихов по параллелям;
  • конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
  • выставка творческих работ учащихся из природного материала;
  • открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины)
  • конкурс газет на осеннюю тему;
  • заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.

Экскурсии.

Тверь и Тверской край.

Древний Торжок:

  • Музей вертолётов.
  • Музей золотого шитья.
  • Музей деревянного зодчества: «Василёво».
  • Музей им. А. С. Пушкина.
  • Фабрика «Торжокские золотошвеи».

Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги

Медное:

  • Мемориальный комлекс жертвам репрессий.
  • Фермерское хозяйство.

Клин:

  • фабрика ёлочных игрушек
  • музей Д. Менделеева
  • музей А. Гайдара
  • музей П. И. Чайковского.

Музеи Москвы.

Домотканово: усадьба В. Серова.

Экскурсии в Москве.

Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.

Традиции школы.

1. Культурно-исторические традиции.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.

Историко-патриотические : встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери (декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль),конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы.

Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.

2. Школьные традиции

Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.

3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).

Цель: построение модели непрерывного образования.

Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере

4. Спортивно-оздоровительные традиции.

Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.

Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, летний оздоровительный лагерь.

Заключение.

Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Проект «Традиции русского народа»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Мерзлякова Людмила Флюровна

МБОУ СОШ с.Уральского

Проект.

Вид проекта : Долгосрочный (на весь учебный год : с сентября по -май, групповой, информационно-творческий.

Участники : Учащиеся 1 класса совместно с педагогами и родителями.

3. Программа проекта

Цель :

Развитие представлений детей о русской культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях , обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3.1. Гипотеза :

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа , его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

3.2. Предполагаемый результат :

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа , приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .

Материальное :

1. создание в группе мини-музея « Русская изба » :

Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель) ;

Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда) ;

Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода) ;

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти) .

2. оформление читательского уголка « Русский фольклор » (сказки, потешки, прибаутки и т. д.) .

4. Этапы работы :

1этап. Подготовительный :

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре ;

Обогащение развивающей среды

2этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр .

3. Организация предметно – развивающей среды

3 Этап Заключительный

Диагностика полученных знаний детей;

Анализ полученных данных;

Презентация мини-музея « Русская изба » ,

Итоговое мероприятие : Фольклорный праздник « Русские традиции »

Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

Содержание работы :

1.«Милости просим, гости дорогие»

Русская изба и её внутреннее убранство.

2. «Стоит в поле теремок»

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

3. «Чудесный сундучок»

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи : клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол : иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда : самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т. п.

4. «Самовар Иван Иваныч»

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием , технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5. «Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет , песенок, загадок, пословиц.

6. «Щи да каша-пища наша»

Праздничные, традиционные , ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских . Русская традиция : встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали) .

7. «Хлеб- всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

9. «Водичка, водичка умой мое личико»

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие : о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

История создания национальных костюмов : внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое , декоре, функциональности ношения народного костюма . Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда : сарафан, «душегрея» , «шушун или телогрея» , «шубка» , передник, понева, рубаха. Обувь : лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда : подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя : кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

11. «Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой . Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения.

12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

13. «Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14. «Проказы матушки зимы»

Народные игры , загадки, песенки о зиме.

15. «С новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года.

16. «Зимние святки»

Двухнедельный новогодний праздник для всех : игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая) . Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

17. «Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

18. «Шутку шутить – людей насмешить»

Народный юмор (скороговорки, дразнилки) .

19. «Живет в народе песня »

Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни , богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

20. « Русская матрешка »

Русская народная игрушка-матрёшка . Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

21. «Небылица- небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей) . Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины) . Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы) . Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга) .

23. « Русские народные сказки »

Жанровое разнообразие сказок : волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

24. «Докучные сказки»

Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

25. «Вербное воскресенье»

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

26. «Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

27. «Христово Воскресенье всем на веселье»

Пасхальные обряды : всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников» .

28. «Грач на горе – весна на дворе»

Русские обычаи встречи весны. Заклички.

29. «Весна красна цветами»

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

30. « Русская свистулька » .

Глиняная свистулька. Виды свистулек.

31. «Чудо-чудное, диво- дивное»

Русское народное декоративное творчество : хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись.

32. «Богатырями славится Русь-матушка»

Русские богатыри .

33. Фольклорный праздник « Русские традиции »

Обобщающее занятие.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда Обычаи, обряды и традиции русского народа «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» Подготовила: воспитатель- Корсунова Людмила Викторовна

Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.

Рядом с горницей передней Спальня в горнице соседней, И постель в ней высока, Высока – до потолка! Там перины, одеяла И подушек там немало, И стоит, покрыт ковром, Ларь с хозяйкиным добром.

Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)

Красный угол в русской избе «… Гой ты, Русь моя родная, Хаты, ризы в образах…»

Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.

Посуда на Руси

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва Русский национальный костюм Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

Русская кухня

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие Народные промыслы

Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки

Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье. Обереги на Руси

Кукла- оберег Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Домовые Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз ветви – ваши родители, различные линии его потомков ствол - ваши предки. А корни – родоначальник, это что держит крону, это традиции «Генеалогическое древо» Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева.Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц

Благодарю за внимание!


ГКОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Проект разработан воспитателем Волочай С.А.

с. Золино

2013 год

Краткая аннотация проекта

Данный проект – это организация работы по ознакомлению воспитанников с народами России и их традициями и обычаями, понимание значения работы по ознакомлению воспитанников с народными традициями и обычаями, понимание значения сохранить культурные ценности русского народа. Эта работа осуществлялась частично через поисково-исследовательскую, интегративную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих способностей детей, коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников, раскрытие способностей каждого воспитанника, исходя из его возможностей посредствами активизации детской жизнедеятельности во внеурочное время. При планировании работы над проектом мы создавали наиболее адекватную модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации присутствовали различные ситуации, которые ребенок в состоянии разрешить, а разрешение их направляло бы его развитие.

Актуальность

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Поэтому возникла идея разработки проекта по данной теме, ведь знание обычаев и традиций народов, живущих в России, воспитание способности уважать позиции и ценности других людей имеет большое значение для формирования личности ребенка. А совместная работа приобщает ребенка с ОВЗ к труду. Дела такого ребенка невелики и несложны, но имеют огромное значение на возможности более успешной социализации в обществе.

Цель:

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с традициями и обычаями русского народа

Задачи :

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Воспитание желания познавать культуру своего народа, через знакомство с традициями и обычаями народов Севера;

развитие навыка монологической речи;

Теперь предлагаю рассмотреть еще более интересную тему – «Традиции русского народа», проект занятия в ДОУ. Возможно, это профдеформация: все, с чем я сталкиваюсь, стараюсь сделать полезным для детей.

Образованность – в том числе и знание традиций. Это знание стоит прививать с детсада. Бывает, что малыши запоминают немного. Но когда повторно сталкиваются с темой, вспоминают и понимают термины. Например, у нас ребята часто воодушевляются фразой «Деревянная Русь» (это о домах из бревен). Уровень познаний у детей разный. Одним родители читают сказки, другим – нет, третьи знают о колобке из игрушек на телефоне. Первое занятие по традициям мы всегда делаем ознакомительным.

Чуть раньше в статье я уже начала делать наброски по этой теме. Сегодня продолжим работу, детализируем ее. Чтобы было проще, на бумаге надо набросать план занятия. Работаем в такой последовательности:

  • Разбиваем проект с детьми «Традиции русского народа» на отдельные тематические части. Им придумываем названия.
  • Подбираем для каждой материал: пословицы, загадки, картинки, мультики, игры. Лучше с запасом – а вдруг что-то «не пойдет».
  • Приносим в группу предметы, делаем презентации из картинок, подбираем видеоматериал. Пишем подводки и делаем связки между частями – для перехода от одного понятия к другому. Наша работа немного напоминает написание сценария.

Мы будем готовить проект «Традиции и обычаи русского народа» в подготовительной группе. Для малышей можно упростить и сократить подачу информации, больше сосредоточиться на картинках и играх.


Рекомендую не растягивать занятие надолго, иначе восприятие притупляется. И не пытаться объять необъятное: за один раз обо всех традициях не расскажешь. Потому, что от переизбытка информации все перемешается в головах. Лучше поведать коротко с парой примеров. Во вступлении можно рассказать, что Россия большая, населяет ее много народов. Поэтому и традиций много. Сказать пару слов об истории и природе страны.

Полезная литература по теме

  • Электронное пособие «Духовно-нравственная культура и традиции русского народа» . Это удобная программа для ПК, а не книжка. Материал систематизирован по разделам, методисту есть чем поживиться.
  • Узнать нашу страну поближе поможет прекрасный «Путеводитель для детей. Россия» . Это ссылка на электронный формат PDF, хотя есть и бумажное издание.
  • Малыши не так любят слушать, как делать что-то своими руками. Рекомендую попробовать раскраску «Русские традиции» . По ней можно много чего рассказать и показать. А потом, для закрепления, дать ребенку раскрасить матрешки, игрушки, посуду со страниц издании я.
  • Педагогический сборник Ушинского «О воспитании детей и юношества» . Будет полезен для детских педагогов.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе и старшей можно дополнить еще одной полезной книжкой. Она называется «Расту культурным: для детей 5-6 лет» . В книге коротко и просто рассказывается о русских традициях: одежде, убранстве избы, других составляющих культуры. Издание с иллюстрациями, будет полезным для домашнего чтения. Там вообще много полезного: как вести себя на улице, на природе и т.д.

Интересную тематическую литературу я приведу ниже – в подразделах, посвященных той или иной традиции. Там будет о чаепитии, игрушках, музыкальных инструментах.

Проект для детей «Традиции русского народа»: национальная кухня

Национальные блюда – важная часть культурного достояния. Недаром, когда люди едут за границу, они хотят попробовать что-то из местной кулинарии. Для начала можно спросить детей, какие продукты традиционны для нашей кухни (зерновые, каши, молоко, овощи и т.д.). Крестьяне умеренного достатка мясо употребляли по праздникам. Предлагаю поинтересоваться у детей, какие они знают блюда национальной кухни. Вспомнить о щах, кашах, пирогах, пельменях, квасе, окрошке.


Поговорка «Щи да каша – пища наша» родилась не на пустом месте. Это действительно народная еда. В проект «Традиции русского народа» (старшая группа) уже можно включить игры «Назовите мне». Например, все, что делается из муки (калачи, хлеб, пирожки, блины, оладьи). А еще – какие начинки используют для блинов, какие продукты нужны для щей. Скажу, что картофель в щи изначально не добавляли, он стал распространяться в России только в 18 веке.

Отдельно стоит упомянуть о сладостях. Их было не так много видов, но почти все на слуху. Среди них варенья, пастила, пряники и калачи. Кстати, кисель считался не едой, а питьем. Чтобы заинтересовать деток, рекомендую предложить им раскраску «Русские пряники» . Можно сказать о ритуальных блюдах. Это пасха, крашенки, кутья, блины на Масленицу.

Проект «Традиции русского народа»: рассказываем об архитектуре и быте

Раньше самым доступным строительным материалом было дерево. Из бревен строили избы. В них деревянными были стены, перекрытия, стропила для крыши. На весь мир известны русские деревянные постройки, возведенные без единого гвоздя.

Какие же без пословиц традиции русского народа? Проект можно дополнить народными изречениями об избе. Попросите детей пояснить, как они понимают смысл этих пословиц. Например:

  • Не взявшись за топор, избы не срубишь.
  • Изба красна углами, а обед пирогами.
  • К пустой избе замка не надо.

При возможности избы украшали резными элементами на крыше, наличниках и т.д. Русская изба многократно упоминается в сказках. Спросите у детей, в каких. Например, баба Яга жила в избушке на курьих ножках. В «Зайкиной избе» хитрая лиса прогоняет зайца из его жилища. Вот тут есть мультик на эту тему на 6 минут.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» (средняя группа) будет неполным без упоминания печки. Ее называли кормилицей. В печи варили еду и пекли хлеб, грели воду, она использовалась для отопления. Топили дровами, которые заранее заготавливали и сушили. На печи спали, в ней мылись. Это не шутка, дровяную печь использовали вместо бани. А тело натирали золой вместо мыла. Можно рассказать о бане.


Крестьянскую мебель обычно делали из дерева. Это были лавки и скамьи, столы, поставцы (высокие «пеналы» с полками для посуды), ткацкие станки, люльки, сундуки, полати (настилы для спанья). Посуда и утварь были глиняные и деревянные. Утварь – это коромысла, ведра, бочки, корзины, кадки, лохани, корыта, ступы.

Проект «Культура и традиции русского народа» не будет полным без упоминания церквей. Они возводились умельцами тоже из дерева. Материал легко горит и портится от погоды. Поэтому старинных сооружений из дерева осталось очень мало. Использовался и кирпич, но стоил дорого. Это был стройматериал для богатых. На картинках можно показать золотые купола церквей.

Русские традиции для детей: проект о народных промыслах

О вышивке, резьбе, лепке игрушек можно рассказать коротко. А можно действительно выделить эту тему в отдельный проект. Он получится очень красочным.

Умельцев и мастеров на Руси любили. О них говорили: «Мастер на все руки», или «Золотые руки». Талантливые мастера вырезали из дерева, ткали и шили, делали вещи из керамики и металла. Можно предложить детям полюбоваться продукцией народных промыслов – на картинках или в реальности. Тут просто раздолье!

В проект по приобщению детей к традициям русского народа предлагаю добавить рассказ о гжели, золотой хохломе, дымковской или филимоновской игрушке, жостовской росписи. Заинтересовать деток можно, давая вещи потрогать. Например, тульские расписные свистульки так и просят, чтобы в них посвистели. А матрешки – чтобы разобрали и собрали.

Раскраска «Русские игрушки» поможет привыкнуть к форме и традиционным цветам расписных поделок. Стоит копейки, детям нравится. Порекомендую еще одну раскраску «Русские сувениры» . Сама от нее получаю массу удовольствия (визуального).

Проект «Традиции и культура русского народа»: интересно об одежде

Чтобы сделать одежду, сырье надо было подготовить самостоятельно. Соткать полотно, выделать кожи, вручную сделать вышивку, раскроить и сшить. Традиционный мужской костюм включал рубаху и штаны, зипун, кафтан, сапоги или лапти. Была и другая верхняя одежда – например, свитка, армяк и т.д.


Женский костюм намного более разнообразен. Основу тоже составляла рубаха. Далее надевался сарафан или понёва (набедренная одежда типа юбок). Использовалась телогрея, шушпан, шубы, муфты и многое другое. Рассказы о кокошниках, монистах, колтах и гайтанах часто вызывают восторг.

По теме есть детское пособие «Русский народный костюм» . С его помощью можно дополнить проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа». Там есть конспекты занятий по национальной одежде.

Рассказываем о нематериальных традициях

На Руси любили принимать гостей. Потчевать их, уговаривать покушать и отведать. О чрезмерном рвении угодить написал Крылов в «Демьяновой ухе». Из традиций гостеприимства родилась пословица «В тесноте, да не в обиде». Мол, за столом всем места хватит. С другой стороны, день людей был полон делами. Поэтому говорили, что «Незваный гость хуже татарина».

Одна из традиций гостеприимства – чаепитие. Его можно включить в «Обычаи и традиции русского народа», проект для ДОУ. Наверно, все слышали поговорку: «Что, даже чаю не попьете?» Не предложить гостю чай было чем-то немыслимым, а отказаться от него — обидным. Пили чай с баранками, вареньями, медом, молоком, выпечкой.

Мне понравилось издание для детей «Чаепитие. Знакомство детей с русскими народными традициями» . На занятии можно показать картины «День рождения в саду» Богданова-Бельского, «За чаем» Маковского. Рассказать о самоваре или принести его на занятие. Обожаю эту загадку:

В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,… (самовар).


Если делать проект «Традиции и обычаи русского народа» в детском саду, стоит упомянуть о посиделках. Это время, когда люди собирались в одной избе и делали каждый свою работу. Пряли, вышивали, строгали ложки и пели. Обычно это происходило по вечерам зимой, ведь в летнее время было много полевой работы. Вот пословицы о труде и работе:

  • Дело мастера боится.
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Русские люди отмечали праздники. В день церковного празднества надо было рано встать, надеть лучшую одежду, пойти в церковь. После службы шли домой или на природу: петь, играть, водить хороводы. Отмечали святки, Масленицу, Пасху, Благовещенье, Покрову, другие праздники. Можно упомянуть, что раньше детей называли по имени святого, чьи именины праздновались в ближайшие к рождению дни. Или по старшим родственникам.

Фольклор и устное творчество

В проект в средней группе «Традиции русского народа» рекомендую включить тему игр и хороводов. Играть лучше во что-нибудь с умеренной активностью – например, в «Ручеек» или «Колечко-колечко». Стоит это сделать в середине или в конце занятия, чтобы детки размялись. Кстати, дочки-матери, прятки, жмурки, ладушки – это все народные игры.

Русские народные песни и сказки – те, у которых нет автора. Их сочинял сам народ, передавал от старших – младшим, и так много поколений. В рамках проекта с детьми «Традиции русского народа» можно спросить, какие сказки и песни они знают. Что-нибудь прочитать или предложить спеть. Вот тут есть небольшая подборка песен для детей . Они бывают обычными, а бывают специальными. Например, свадебными, величальными, хороводными, колыбельными, частушками.

К традиционным музыкальным инструментам можно отнести балалайку, гармонь, гусли, бубен, рожок, свистульки, ложки, дрова (своеобразный ксилофон). Очень рекомендую книгу «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» .

«Традиции русского народа»: проект сделаем!

В конце занятия можно позадавать детям вопросы или позагадывать загадки. Могу точно сказать: у каждого методиста эти проекты получаются разными! Из-за подобранных картинок и текста, подводок, стиля и последовательности подачи информации. Не ленитесь при подборе материала. Пусть ваше занятие получится красочным и запоминающимся!

А что вы скажете, если бы в детсаду вашего ребенка стали поить чаем из самовара? Опасно это или нет? Все-таки, разливается кипяток, мало ли что. Делать так или не делать? Или лучше просто оформить чаепитие баранками, а чай принести с кухни?

На этом заканчиваю. Вознаградите меня за старания, поставьте лайк или сделайте репост. Особенно, если статья была полезной. До скорых встреч в моем блоге!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!