Реформа политической системы в годы перестройки. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки

Реформа политической системы

Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС М.С. Горбачев поставил вопрос о реформе политической системы, которая оставалась неизменной с 1930-х гг. М.С. Горбачев считал, что многие проблемы перестройки вызваны существованием окостеневшей системы власти, командными методами управления. Политическая система СССР являлась фактором торможения реформ, в том числе в области экономики.

Приступая к реформированию политической системы, власть в реальности стремилась усилить политическую поддержку реформ, сломить сопротивление консерваторов, компенсировать неудачно развивающуюся экономическую перестройку политическими мерами и переключить внимание советских людей с экономической сферы на политическую. С помощью реформирования политической системы руководство рассчитывало ослабить давление партийной номенклатуры и демократической оппозиции, лишить КПСС руководящей силы и передать реальную власть Советам, что тогда являлось радикальным шагом.

Процесс реформирования политической системы можно разделить на 2 этапа. Целью первого этапа, охватывающего 1988–1989 гг., являлась демократизация руководящей роли КПСС, оживление Советов, привнесение в систему элементов парламентаризма. Второй этап (1990–1991 гг.) предполагал формирование правового государства.

На Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. был принят ряд мер: альтернативные выборы руководителей разного уровня, тайное голосование при избрании партийных работников, выдвижение на руководящую работу беспартийных, разработка правовых актов, обеспечивающих гласность и др.

Летом 1988 г. начала работу Всесоюзная конференция КПСС, главной ее темой стало обсуждение реформы советской политической системы. На конференции выделились 2 линии партии – консервативная и реформаторская. Первая жестко критиковала экономическую реформу, политику гласности, отсутствие четких целей перестройки и др. В целом решения партийной конференции провозглашали курс на построение в СССР «социалистического правового государства», предполагали соединение социалистических ценностей с отдельными элементами либерализма: разделение властей, парламентаризм, обеспечение прав и свобод и т. д.

Реформаторы рассчитывали лишить партийный аппарат монополии на власть, осуществить ее распределение в пользу Советов при сохранении ведущей роли демократизированной партии. Однако такой шаг требовал обновления Конституции СССР, изъятия из нее положения о руководящей роли КПСС. XIX партконференция приняла решение внести на рассмотрение Верховного Совета СССР проекты законодательных актов по перестройке советских органов власти, изменить Конституцию СССР, организовать выборы Съезда народных депутатов.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который устанавливал двухуровневую представительную систему высших органов власти – Съезд народных депутатов СССР (2250 депутатов), который должен был собираться один раз в год, и Верховный Совет СССР (554 депутата), действующий на постоянной основе.

К функциям Съезда народных депутатов СССР относились принятие важных конституционных, политических и социально-экономических решений, в частности принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений, принятие решений по вопросам состава СССР, определение основных направлений внутренней и внешней политики и т. д. Съезд избирал Верховный Совет – законодательный, распорядительный и контрольный орган. Каждый год Верховный Совет должен был обновляться на пятую часть своего состава для того, чтобы все 2250 депутатов Съезда могли поработать в его составе. В отличие от прежнего новый Верховный Совет СССР избирался тайным голосованием из числа депутатов съезда и был ему подотчетен.

В соответствии с законом «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», принятого Верховным Советом, основным звеном в структуре местного самоуправления должны были стать местные Советы народных депутатов как представительные органы власти.

Передавая полную власть Советам, руководство страны планировало воплотить принцип плюрализма, лишить партию непосредственного управления экономикой, социально-культурной жизнью общества. Партийным органам было рекомендовано не вмешиваться в работу советов, а заниматься политическим руководством. М.С. Горбачев, желая сохранить контроль над партией и Советами, предложил соединить в одних руках посты партийных руководителей и председателей Советов народных депутатов на всех уровнях. Это усиливало руководящую роль партии в Советах, что противоречило решениям XIX Всесоюзной партийной конференции о разделении функций партии и государства. При этом Горбачев сначала выступал против совмещения должностей Генерального секретаря КПСС и главы государства – Председателя Верховного Совета СССР, поскольку это не демократично: большая власть сосредоточивается в руках одного человека. Но постепенно, теряя контроль над ситуацией в стране, Михаил Сергеевич изменил свою позицию.

В период реформирования политической сферы произошло изменение избирательного закона. Прошлое законодательство основывалось не на демократических началах, а на административно-бюрократических. Демократия в условиях засилья одной партии отсутствовала. Хотя число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, основная их часть не участвовала в решении государственных дел. Выборы в Советы проходили формально. Избиратели не знали своих депутатов и не интересовались кандидатами. Передавая власть Советам народных депутатов всех уровней, реформа предполагала избирать депутатов, обладающих доверием народа и способных влиять на процесс перестройки. Поэтому выборы народных депутатов СССР планировалось проводить на альтернативной основе. Кандидату в депутаты предоставлялась возможность открыто излагать свои взгляды. Новый избирательный закон предусматривал строгое соблюдение демократической процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов и возможность их отзыва. Так в СССР закладывались начала парламентаризма.

Согласно избирательному закону третья часть Съезда народных депутатов СССР формировалась от коммунистической партии, общественных организаций, профсоюзов, кооперативных организаций, ВЛКСМ, объединений женщин, ветеранов войны и труда, научных работников, творческих союзов и т. д., а не всенародным голосованием. Руководство считало, что эти организации охватывали практически все население страны. Вместо представительства общественных организаций в реальности появились представители номенклатуры.



При избрании народных депутатов был нарушен демократический принцип «один избиратель – один голос». Дело в том, что из 2250 депутатов 750 избиралось от территориальных избирательных округов с равной численностью населения, а другие 750 депутатов – от общественных организаций, в том числе от КПСС 100 человек для сохранения ведущего положения коммунистической партии в обществе. Таким образом, за общественными организациями были заранее зарезервированы места на Съезде. Кандидаты в депутаты, разделенные избирательной кампанией на 2 группы, находились в неравном положении. Одни из них получали мандаты от партии или своих общественных организаций. Этой группе депутатов оказывал поддержку партийный аппарат. Другим кандидатам приходилось бороться за право быть избранными.

Все же новый избирательный закон создал возможность реально действовать оппозиционным силам. В ходе подготовки к выборам они начали организовывать избирательные блоки. Депутатами стали люди, критично подходившие к деятельности КПСС и партаппарата: академики А. Сахаров, Д. Лихачев, экономист Г. Попов, поэт Е. Евтушенко, юрист А. Собчак и др. Съезды народных депутатов сыграли большую роль в деле демократизации общества в Советском Союзе.

В марте 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР. Избирательная процедура отличалась особой активностью граждан, появлением новых различных политических объединений и движений, которые выдвигали кандидатов в депутаты, обильной критикой коммунистической партии. Избиратели получили право выбора между двумя или несколькими кандидатами. Раньше в каждом избирательном округе был только один кандидат в бюллетене. Официальная пропаганда объясняла это тем, что и в буржуазных странах в каждом округе каждая из партий выдвигает только по одному кандидату, а поскольку в СССР партия одна, то и кандидат в каждом округе только один. В результате политического реформирования по-прежнему осталась одна партия – КПСС, поэтому на альтернативных выборах члены коммунистической партии конкурировали друг с другом. Это означало, что КПСС принципиально не имеет предвыборной политики.

В результате выборов КПСС формально не проиграла, но в ряде союзных республик и некоторых крупных городах (Ленинград, Москва, Свердловск) демократы получили большинство в представительных органах.

Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 г. Вся страна следила за работой депутатов по телевизионным трансляциям заседаний, что вызвало небывалый политический подъем в обществе. Народ в режиме прямого эфира мог наблюдать, как решаются сложнейшие государственные вопросы. Правозащитник академик А.Д. Сахаров предложил принять «Декрет о власти», согласно которому вся полнота власти передавалась Советам. Съезд народных депутатов наделялся исключительной законодательной властью и правом назначения высших должностных лиц. Сахаров настаивал на альтернативных выборах на пост Председателя Верховного Совета СССР при обсуждении политических программ действий. Первый Съезд принял на себя всю полноту государственной ответственности, но «Декрет о власти» отверг.

На первом Съезде народных депутатов СССР был сформирован двухпалатный парламент – Верховный Совет. Его Председателем, главой государства, был избран М.С. Горбачев, который оставил за собой и должность Генерального Секретаря ЦК КПСС. Это свидетельствовало о его стремлении сохранить контроль над Советами и над партией. Его заместителем стал А.И. Лукьянов, главой правительства – Н.И. Рыжков.

На Съезде впервые в истории СССР сформировалась открытая парламентская оппозиция. Она оформилась в Межрегиональную депутатскую группу, включавшую около 150 человек. Ее сопредседателями стали Ю. Афанасьев, Б. Ельцин, В. Пальм, Г. Попов, А. Сахаров. Программа межрегиональной группы включала: признание частной собственности, децентрализация власти, экономическая самостоятельность республик и повышение их авторитета. Таким образом, Съезд народных депутатов СССР предоставил легальные возможности для противостояния союзному центру, что сыграло важную роль в судьбе СССР впоследствии.

Съезд способствовал радикализации сознания всего советского общества. Усилилось забастовочное движение в стране, которое летом и осенью 1989 г. охватило многие угольные бассейны СССР и перешло на другие отрасли. Политическая оппозиция стремилась войти в контакт с шахтерами, повлиять на формирование их требований. Городской стачечный комитет города Воркута в ноябре 1989 г. направил в Верховный Совет СССР требования: передать власть Советам, землю – крестьянам, фабрики – рабочим, отменить статью в Конституции о руководящей роли коммунистической партии, проводить прямые и тайные выборы Председателя Верховного Совета СССР, председателей местных Советов, предоставить право всем гражданам объединяться в партии и группы, запретить совмещение постов Генерального Секретаря ЦК КПСС и Председателя Верховного Совета СССР, вывести средства массовой информации из-под контроля КПСС.

На Втором Съезде народных депутатов СССР, проходившем с 12 по 24 декабря 1989 г., А. Сахаров от имени Межрегиональной депутатской группы выдвинул требование об отмене 6-й статьи Конституции СССР – о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе. Съезд отклонил это требование. Депутаты Съезда осудили пакт Молотова – Риббентропа 1939 г., приняли постановление о политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении 1939 г. Съезд осудил также вторжение советских войск в Афганистан в 1979 г.

В марте 1990 г. проходил внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР. Страх потерять власть заставил правящую номенклатуру пойти на уступки. К весне 1989 г. демократы обладали достаточной силой и влиянием, чтобы требовать лишения власти КПСС, радикализации экономических реформ, создания правового государства. Под нажимом политической оппозиции политическая реформа подверглась корректировке. Третий Съезд депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции.

Передача властных функций от коммунистической партии Советам, которые организационно не были к этому подготовлены, привела к ослаблению централизованного влияния на экономику и политику, межнациональные отношения и социальные процессы. Поэтому для укрепления позиций М.С. Горбачева депутаты приняли закон об учреждении поста Президента СССР. Последний избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования на 5 лет. Но для выборов первого Президента было сделано исключение: он был избран на Съезде 15 марта 1990 г. Им стал М.С. Горбачев. Президент являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил СССР. Он представлял кандидатуры высших государственных чиновников на утверждение Верховному Совету СССР. Таким образом, шел процесс перехода парламентской власти в президентскую. Учреждение поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями, положило начало ликвидации советской власти, способствовало процессу суверенизации республик и ликвидации СССР.

На выборах Съездов народных депутатов России и других республик большинство получили демократические силы. Сильные фракции демократов и сепаратистски настроенных депутатов были образованы в парламентах Прибалтики, Закавказья, Молдавии. На первом Съезде народных депутатов РСФСР, проходившем в мае – июне 1990 г. был выбран Председатель Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин, принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации.

М.С. Горбачев предпринял ряд шагов, направленных на укрепление президентской власти и сохранение разваливавшегося Советского Союза. Для этого был образован Президентский совет, в который вошли председатель Совета министров СССР Н. Рыжков, министр внутренних дел В. Бакатин, председатель КГБ В. Крючков, министр иностранных дел Э. Шеварднадзе, министр обороны СССР Д. Язов, министр культуры СССР Н. Губенко и др. Президентский совет выполнял функции, которые раньше осуществлял ЦК КПСС. С этого времени Политбюро практически перестало функционировать. Тем самым Генеральный Секретарь нарушил Устав КПСС. В отличие от Политбюро Президентский совет являлся более демократичным по своему составу органом, его работа часто сопровождалась дискуссиями и спорами. В результате в ноябре 1990 г. Верховный Совет СССР отправил его в отставку.

Для укрепления власти Президента Горбачев предпринял реорганизацию Совета Министров СССР, который не всегда выполнял указания Президента и часто вступал с ним в конфликты. По решению четвертого Съезда народных депутатов вместо Совета министров был образован Кабинет министров во главе с Президентом СССР и премьер-министром. Г. Янаев был избран вице-президентом СССР, который имел право замещать президента в его отсутствие, выполнять отдельные функции президента. Вместо Президентского совета был создан Совет безопасности, в состав которого вошли В. Бакатин, В. Крючков, премьер-министр В. Павлов, министр внутренних дел Б. Пуго, новый министр иностранных дел А. Бессмертных, академик Е. Примаков, Д. Язов, Г. Янаев.

На четвертом Съезде народных депутатов СССР по предложению депутата С. Умалатовой впервые был поставлен вопрос о недоверии М.С. Горбачеву. Однако оно не получило необходимой поддержки депутатов. На Съезде выступил также министр иностранных дел Э. Шеварднадзе, который потребовал своей отставки и предупредил народ о скором установлении в СССР диктатуры.

В результате курс на укрепление позиций Президента СССР не достиг своих целей. Президент и его окружение продолжали терять рычаги управления государством. Осуществление этого курса привело к новой волне критики центра со стороны демократов и коммунистов. Все это вело к свертыванию, а затем и к ликвидации советской власти. Инициатива реформирования политической власти стала переходить к народным депутатам.

Введение президентства и курс на его укрепление повлиял на положение коммунистической партии в стране. Партия была удалена из политической системы, лишилась руководящей роли в обществе. Отмена шестой статьи Конституции, гласность, плюрализм привели к появлению в стране новых общественных движений и политических партий. В формировании многопартийности можно выделить 3 этапа. Первый, предпартийный, охватывающий 1985–1989 гг., связан с зарождением самодеятельных организаций, неформального движения, включавшего в себя различные народные фронты, клубы и т. д. На рубеже 1985–1986 гг. начался подрыв политической монополии КПСС. На втором этапе (1990-й – август 1991 гг.) образовывались партии и общенациональные движения при сохранении Коммунистической партии у власти. В 1990 г. на основе неформальных объединений начали формироваться Демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Социал-демократическая партия России, Крестьянская партия и т. д. 9 декабря 1990 г. был принят Закон «Об общественных объединениях», определявший правовые границы создания и деятельности политических партий. Третий этап становления многопартийности (сентябрь – декабрь 1991 г.) сопровождался окончательным распадом КПСС и утверждением новых коммунистических, национал-патриотических и других политических движений и партий. Еще с марта 1991 г. началась официальная регистрация политических партий. К апрелю 1992 г. Министерство юстиции зарегистрировало 25 партий. Еще около 20 партий действовали без регистрации. На данном этапе усилилась активность масс, разочарованных результатами реформ Горбачева. Численность общественных организаций, официально зарегистрированных в России в 1991–1992 гг. составила 7410. Советская политическая система была обречена.

М.С. Горбачев и его окружение попытались соединить «социалистические ценности» с элементами либерализма, что привело к началу процесса создания «социалистического правового государства». К основным принципам правового государства относятся: господство закона, подчинение закону государственных органов, свобода личности, охрана ее прав, интересов, чести и достоинства, взаимная ответственность государства и личности, эффективный контроль над реализацией законов. Приступая к осуществлению курса на построение «социалистического правового государства», политическое руководство СССР поставило следующие задачи: обеспечение безусловного верховенства закона, проведение широкой правовой реформы, принятие необходимых законов в интересах укрепления народовластия, обеспечение прав и свобод человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, строгое соблюдение закона всеми партийными и государственными органами, коллективами, гражданами, качественная работа правоохранительных органов. Судебная реформа предполагала осуществление принципа независимости судей, подчинения их закону, предоставление гражданам более широкого права на защиту, включая участие адвоката с момента задержания, ареста или предоставления обвинения. В 1988–1990 гг. был принят ряд законов, среди которых особенно большое значение имел Закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации. Ставилась проблема соблюдения состязательности и равенства сторон в процессе судопроизводства, гласности и открытости, исключения предвзятости, обвинительного уклона, строгого выполнения принципа презумпции невиновности. Для формирования правового государства было необходимо строгое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, функций партийных и государственных органов. Начался пересмотр уголовного законодательства, отменялась статья об антисоветской пропаганде и т. д.

В системе государственной власти в рамках создания правого государства был создан новый орган – Комитет конституционного надзора за соблюдением Конституции СССР. Его основная задача заключалась в решении вопроса о соответствии выдвигаемых проектов законов, конституций и законов союзных республик, актов Советов всех ступеней Конституции СССР. Таким образом, Комитет выполнял не судебную, а административно-контрольную функцию. Состав Комитета конституционного надзора избирался Съездом народных депутатов СССР на 10 лет из специалистов в области политики и права. Лица, входившие в Комитет, не могли одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету. Это обеспечивало его независимость и беспристрастность. Заключение Комитета о противоречии какого-либо акта Конституции или законам СССР приостанавливало его исполнение. Окончательное решение об отмене данного акта принималось по представлению Комитета Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР или Советом министров СССР.

Процесс формирования правового государства был недостаточно энергичным. Принятие прогрессивных актов, направленных на развитие гражданского общества, не нашло продолжения в конкретных мерах, обеспечивающих их функционирование. Многие важные законы так и остались на бумаге. В результате общество, основанное на верховенстве закона, так и не было создано.

1. Каковы причины, цели и задачи реформирования политической системы?

2. Какую роль сыграл Съезд народных депутатов в политической жизни страны?

3. Каковы задачи и последствия введения института президентства в СССР?

4. Как осуществлялось реформирование правовой системы государства?

5. В чем достоинства, недостатки и противоречия политической реформы?

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

"Кадровая революция". Как и его предшественники, Горбачев начал преобразования со смены "команды". В короткий срок были смещены со своих постов 70% руководителей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС. В 1985-1987 гг. были заменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК. На одном апрельском (1989 г.) пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК были отправлены в отставку сразу 110 человек.

Под лозунгом борьбы с "консерватизмом" были сняты с работы первый секретарь Московского городского комитета КПСС В. В. Гришин, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев, первый заместитель Председателя Совмина СССР Г. А. Алиев и др. Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления.

Вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве были лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года. Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году. Общество ждало быстрых перемен, но их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества.

Январский (1987 г.) пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Как сказал, выступая на пленуме, известный артист М. А. Ульянов, "время винтиков прошло… Пришло время народа, который сам управляет своим государством".

В мае 1987 г. в Москве прошла первая не санкционированная властями демонстрация под лозунгом: "Долой саботажников перестройки!" В сентябре московские власти первыми в стране приняли положение о порядке проведения массовых шествий и демонстраций. С тех пор Манежная площадь столицы стала местом массовых митингов.

Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по несколько кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. На бюллетенях появились "крамольные надписи".

Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (ввести альтернативность выборов, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Основного закона. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.

Однако данное решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынудило ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось лишь под ее управлением.

Весной 1989 г. по новому избирательному закону прошли выборы народных депутатов СССР. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев.

Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат.

Теперь инициатива реформирования страны перешла к избранным в ходе открытых выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Реализация этого положения на практике привела к отмене 6-й статьи конституции о руководящей роли КПСС. Чувствуя, что власть начинает ускользать, Горбачев согласился на предложение об учреждении поста президента и был избран первым (и, как оказалось, последним) Президентом СССР.

Возрождение многопартийности. Кризис коммунистической идеологии и "пробуксовка" проводившихся Горбачевым реформ привели к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных, нежели коммунистические, идейно-политических основах.

Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.

Либеральное движение включало в себя представителей "Демсоюза", нескольких организаций христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей представителей различных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года.

Социалисты и социал-демократы были объединены в "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".

Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз".

Национальные партии вначале начали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья.

Однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами") увеличивался с каждым днем.

Государство и церковь. Начавшаяся демократизация общества не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций.

Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Русской Православной Церкви был возвращен старейший московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией патриарха. С особой торжественностью из запасников "музеев истории религии и атеизма" были перенесены в храмы мощи Александра Невского, Серафима Саровского и других святых. Началось строительство новых церквей, молитвенных домов, мечетей, синагог. Были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.

После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. С его приходом самая массовая религиозная организация страны вступила в новый период своей истории, а ее авторитет как в стране, так и в мире значительно вырос.

Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общества.

Кризис КПСС: истоки и последствия. Наиболее драматичной в годы "перестройки" оказалась судьба правившей долгие годы Коммунистической партии. Инициировав обновление общества, она так и не смогла сама вовремя "перестроиться" и сохраниться на политической арене. Одной из главных причин этого была та особая роль, которую КПСС десятки лет играла в жизни страны.

Поначалу ничто не предвещало кризиса партии. Более того, ее авторитет в народе в первые годы перемен заметно вырос, а численность увеличилась с 17 млн. до 21 млн. человек. Для большинства вступивших в партию это был искренний порыв, стремление внести свой вклад в обновление страны. Но для других - возможность сделать карьеру, получить квартиру, выехать туристом за границу. Искренними были многочасовые обсуждения проекта тезисов ЦК КПСС к XIX партконференции, в ходе которых коммунисты предлагали идеи обновления своей партии.

Однако кризис коммунистической идеологии и отсутствие перемен в правящей партии, а затем и отмена 6-й статьи конституции поставили ее на грань кризиса. В январе 1990 г. была создана "Демократическая платформа в КПСС", выступившая за серьезное реформирование партии на принципах демократии, с последующим преобразованием ее в обычную парламентскую партию. Вслед за ней в КПСС возникли и другие течения. Однако руководство партии, отвергая любые попытки ее ре­формирования, фактически вело дело к политической гибели огромной организации. В канун XXVIII съезда КПСС Центральный Комитет обнародовал собственную платформу "К гуманному, демократическому социализму", настолько абстрактную, что в партийных организациях и левые, и правые фланги стали именовать ее "К туманному, демагогическому социализму".

Тем временем консервативно настроенная часть руководства КПСС предприняла попытку оформиться организационно. Летом 1990 г. была создана Компартия РСФСР, стоявшая на позициях возврата к прежней модели КПСС.

В результате к состоявшемуся в июле 1990 г. XXVIII съезду, ставшему последним в истории КПСС, партия пришла в состоянии раскола. В ней действовали три основных течения: радикально-реформаторское ("Демократическая платформа"), умеренно-обновленческое (группа Горбачева) и консервативное (Компартия РСФСР). Не вывел партию из кризиса и состоявшийся съезд. Наоборот, не дождавшись реформаторских решений, из КПСС вышла "Демократическая платформа". Сам же Горбачев, став в марте 1990 г. Президентом СССР, практически перестал заниматься внутрипартийными делами. Это означало усиление позиций консерваторов. Осенью 1990 г. руководство ЦК ком­партии РСФСР, без обсуждения в партийных организациях, одобрило свой программный документ, осудивший решения прошедшего съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки". Часть членов ЦК КПСС потребовала отставки Горбачева с поста генсека.

В этих условиях выход членов КПСС из партии приобрел массовый характер. За короткий срок численность коммунистов сократилась до 15 млн. человек. Причем выходили из нее и те, кто поддерживал идею реформ, и те, кто их отрицал. Возникла потребность в организационном размежевании существовавших в КПСС течений. Это должно было произойти на XXIX съезде осенью 1991 г. По замыслу Горбачева, партия должна была "вернуться на рельсы социал-демократии, с которых она начинала в 1898 года". Однако этого так и не произошло из-за острого политического кризиса в августе 1991 года.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Реформа началась с разного рода политических и организационных мер, принятых на пленуме ЦК партии в январе 1987 г.: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями 6 .

28 июня -1 июля 1988 г. состоялась Всесоюзная конференция КПСС, которая положила начало конституционным реформам в стране. Здесь развернулась борьба мнений сторонников и противников "перестройки" по вопросу о задачах развития страны.

Был учреждён новый орган власти - Съезд народных депутатов СССР, из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов (1998 г.) сформировал Верховный Совет СССР, его председателем был избран М.С. Горбачев.

Первый Съезд народных депутатов СССР завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с Горбачевым и радикалов, объединившихся в Межрегиональную группу народных депутатов, т.е. появилась оппозиция. Был избран координационный комитет группы и пять сопредседателей, ведущую роль, среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. Горбачев перестал быть единоличным лидером реформаторского процесса, у него появились конкуренты. Началась борьба за власть.

Гласность и многопартийность

Все эти перемены происходили в атмосфере демократизации общественной жизни, чему способствовали выработка и принятие ряда законов с целью учреждения "правового государства" и расцвет многочисленных "неформальных объединений" .

В результате подъема политической активности народа происходит рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений различной направленности.

Реформы во внешней политике

Годы "перестройки" стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. За несколько лет М.С.Горбачев завоевал огромный личный авторитет на международной арене, как на встречах "в верхах" с руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненный талант общения и способности представлять новый облик Советского Союза. 8

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М.С. в его книге " Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", вышедшей в 1987 г 9 . Утверждался приоритет общечеловеческих ценностей, их защита и защита мира над разногласиями между мировыми системами социализма и капитализма.

В 1987 г. М. С. Горбачёв и Р. Рейган достигли соглашения о выводе советских войск из Афганистана и о прекращении американской помощи моджахедам, который состоялся 15 февраля 1989 г.

В декабре 1989 г. М. С. Горбачёв встретился с новым президентом США Дж. Бушем на Мальте.

В июле 1990 г. на встрече с канцлером ФРГ Г. Колем М. С. Горбачёв согласился на вхождение единой Германии в НАТО, взамен СССР получил обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе того же года была разрушена "берлинская стена", ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверенное государство.

Общим итогом внешнеполитической линии М. С. Горбачева стало окончание "холодной войны".

Экономическая реформа

Гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком и поощрила самые разнообразные формы протеста против него, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса, Именно этот процесс определял социально-политическую динамику пяти последних лет.

Попытки политических преобразований не привели к улучшению социально-экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления "перестройки", в стране нарастал хаос, нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. Для преодоления этих негативных тенденций была предложена экономическая реформа, суть которой сводилась к введению свободных договорных цен. Высокие договорные цены предприятий-монополистов, за счет которых получались большие прибыли, направлялись, главным образом, на увеличение зарплаты, почти ничего не оставлялось на разработку и освоение достижений науки и техники. Это, в свою очередь, привело к нарушению пропорций роста денежной и товарной массы, к возрастающему дефициту товаров, дезорганизации потребительского рынка. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться.

Повседневная жизнь в период "перестройки"

Политика реформирования экономики привела к значительным социально-экономическим проблемам. Нарастающие трудности экономического характера неминуемо отразились на сфере потребления, из магазинов стали исчезать элементарные товары 11 . Резко сократилось производство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Оставались нерешенными социальные проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Предыстория перестройки, «кадровая революция», конституционная реформа 1988–1990 годов, формирование многопартийности, национальная политика и межнациональные отношения, августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Предыстория перестройки.

После смерти JI. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления к экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачеву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия - поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988-1990 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили. Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. Из курсов Новой истории и истории России вспомните, что вам известно о сущности либерализма как политического учения.

В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД - МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...

На втором этапе конституционной реформы (1990-1991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачев. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Из выступления И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо - антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку - городе Сумгаите.

Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачевым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики.

12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

Началом коренных перемен послужили изменении я в составе КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества.

В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи "дальнейшей демократизации советского общества" и "совершенствования советской избирательной системы", предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе.

Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года.

Многие критиковали политику "гласности", называли выступления журналистов "очернительством". Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом.

"Перестройка - единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка - это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен" - говорил М.С. Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения, прежде всего, коснулись высших органов государственной власти.

1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и "О выборах народных депутатов СССР". Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.

В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).

В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х--1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990). В 1989--1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И. Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др. партии социал-демократического типа включали в себя: Социал-демократическую партию России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическую партию трудящихся (Л.С. Вартазарова), Народную партию свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н. Лысенко) и др. Фланг праворадикальных и консервативных партий был следующим: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Образовались радикал-националистическиепартии: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов),Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.

Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 года вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 года. После этого состоялся в мае -- июне 1989 года. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин. В 1990 году в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 года прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть. Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС -- представители движения «Демократическая Россия» (лидер -- Е.Т. Гайдар). 1989--1990 годы стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий. М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.