Символизм в живописи – способ передачи зашифрованных данных? Символизм в искусстве Символизм в живописи картины и художники.

Символизм, возникший в 60-80 гг. XIX в. во Франции как литературная школа, вскоре охватил другие формы искусства – изобразительное искусство, архитектуру, музыку и др. и распространился во многих странах, включая Россию, став одним из важнейших событий в мировой культуре рубежа XIX-XX веков. Символизм стал реакцией на кризис позитивизма и реализма, его философской основой является идеализм, эстетические положения символизма генетически восходят к различным идеалистическим учениям (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.). Символисты считали, что окружающая реальность есть отблеск реальности более высокого порядка; мир рационально не познаваем; постичь сущность вещей можно только на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики; задача искусства не копировать повседневность, а выражать Идеи. Считая субъективное важнее объективного, символисты стремились раскрыть индивидуальный мир, выразить движения глубинной жизни души. Символизм рассматривался как элитарное, «аристократическое» движение в искусстве, причем символисты подчеркивали, что провозглашенный «аристократизм» имеет сугубо интеллектуальный, духовный характер.
В рамках символизма не существовало единой, общепризнанной концепции символа. В широком смысле символ понимался как самое совершенное образное выражение Идеи – тайны, скрывающейся в глубине вещей, повседневно данных в опыте. Символисты считали, что символ должен не называть идею по имени, а только намекать и вызывать ее ощущение.

Русский символизм не был прямым заимствованием с Запада, он был глубоко укоренен в отечественной культуре и являлся продолжением национальной традиции – это подчеркивали и сами символисты (А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Коренное отличие между русским и западноевропейским вариантами символизма заключается в том, что если западноевропейский символизм в целом развивался как литературно-художественная школа, то русский символизм стремился выйти за пределы искусства и стать широким культурным течением, определенным мировоззрением эпохи. Русский символизм развивался под знаком синтеза (синтеза искусства и жизни, синтеза разных форм искусства) и был призван остановить процесс культурного распада, когда усилившаяся дифференциация философии, искусства и науки, разные формы которых зачастую воспринимаются как оппозиционные друг другу, привела к обедненному восприятию жизни.

По мнению русских символистов – А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока и др. – целью символизма было творчество новой жизни и спасение человечества. В искусстве они видели деятельность, направленную на создание не одних только сугубо художественных форм, но прежде всего новых форм жизни, призванных обновить и преобразить все существование человека. Проблема жизнетворчества является центральной в русском символизме. Под жизнетворчеством подразумевалось не реальное, революционное изменение существовавшего общественно-политического порядка, а преобразующее жизнь действие искусства, заключающееся во «внутреннем» преображении и самосовершенствовании человека.

Символисты считали, что искусство тесно связано с религией, так как имеют общие цели – преображение человечества и создание новых форм. Грядущее «преображение» мыслилось прежде всего как некое религиозное преображение души, которое должно было осуществиться на основе тесного взаимодействия искусства и религии. В начале XX в. русские символисты выступили с учением о теургии, то есть о религиозно-освященном творчестве, художник должен быть теургом, который на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики «прозревает волю сущностей». Другими словами художник призван выявлять присущую миру красоту и гармонию.

В процессе своего развития русский живописный симво­лизм выработал особый, присущий только ему изобразительный язык и существенно по­влиял на дальнейшие судьбы русского искусства.

В русском живописном символизме, который является целостным направлением в русском изобразительном искусстве, можно выделить два типа живописных систем: построенные на пластической основе (В. Э. Борисов-Мусатов и его последователи, мастера «Голубой Розы») и литературной основе (М. А. Врубель). Качествами литературности обладало творчество некоторых художников-мирискусников (Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и Н. К. Рерих), которые были связаны с традициями символизма. Отличие между двумя живописными системами заключается прежде всего в специфике сюжета. Произведения, выполненные в эстетике живописной системы имеющей пластическую основу, не имеют явных сюжетов, их содержание нельзя «рассказать» словами. Данные картины выражают определенные настроения, состояния души. В основе произведений, выполненных в эстетике живописной системы имеющей литературную основу, лежат литературные сюжеты, широко представлены легендарные, мифологические герои и т.д. Даже если они не опираются непосредственно на литературную основу, сюжеты этих картин можно перевести в вербальный эквивалент, «рассказать».

Основные положения живописной системы, построенной на пластической основе, первоначально были сформулированы и оформлены в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, а затем получили свое дальнейшее развитие в творчестве мастеров «Голубой Розы» (П. В. Кузнецов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян, А. Т. Матвеев и др.). Ее особенности: тщательное построение композиции, выражающей идеи, настроения; органичное соединение рационального и интуитивного; широкое использование музыкальных принципов; стремление решать станковые картины как панно.

В русском живописном символизме одной из главных была проблема синтеза искусств в аспекте выявления и расширения музыкальных средств выразительности . А. Белый выделил пять главных форм искусства и расположил их в порядке совершенства: вначале три пространственных искусства – зодчество, скульптура, живопись, и затем два временных – поэзия, музыка («искусство чистого движения»). Искусство является целостной системой – формы искусства не замкнуты, включают в себя элементы других форм и взаимно влияют друг на друга (более совершенные формы, проникая в менее совершенные, одухотворяют их и наоборот). Музыка как высочайшая форма искусства включает в себя остальные формы и охватывает все сферы действительности. Символисты считали, что дальнейшее развитие искусства связано с музыкой, которая проникая в другие формы искусства, будет одухотворять их. Соответственно, для того, чтобы живопись стала способной постигать явления, а ее образы приобрели качества подвижности и многозначности, в ней должны быть реализованы музыкальные средства выразительности.

В русском живописном символизме музыкальные принципы (ритм, мелодическое развитие линии, эмоциональная насыщенность, вариантность, мотив движения и др.), прежде всего, были реализованы в живописной системе, построенной на пластической основе.

В истории русского символизма можно выделить "две волны" . "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест . В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились соз­дать свой новый мир по законам высокого искусства.

Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Му­сатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голу­бая Роза".

Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали мо­лодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.

В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эсте­тической системы, характер художественного направления . Переориентация изобрази­тельного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.

Деятельность "Голубой Розы" была длительной, хотя выставка с таким назва­нием оказалась единственной. Название перешло к движению, связанному с творчеством участвовавших в выставке мастеров.

Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голубо­розовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Спо­собность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в ре­альной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, при­вели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. По мере разви­тия символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включа­лась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников испол­ненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации крас­ного, желтого и оранжевого.

Странный текст про Врубеля:

М. А. Врубель – крупнейший русский художник-символист, создатель оригинальной живописной системы, построенной на литературной основе. Иконографически он близок к западноевропейскому модерну и символизму, но за сюжетными внешними аналогиями скрывается глубокое оригинальное содержание, которое зиждется на отечественной национальной традиции. В творчестве Врубеля всегда привлекали серьезные, глубокие темы, лишенные иронии и легковесности, даже обыденным сюжетам он придавал характер таинственного, возвышенного. Его мироощущение было трагичным, ему свойственны страстные порывы. В своих произведениях художник создал галерею сильных личностей, испытывающих душевное горение и жажду нравственной чистоты (Демон, Пророк, Пан и др.). В работах Врубеля были реализованы основные теоретические положения русского символизма. Идеей, лежащей в пределах русского символизма, является идея преображения мира и человека средствами искусства.

В образе-символе Демона Врубель художественно выразил мировоззрение интеллигенции, ее притязания на жизнетворчество, то есть пересоздание мира и человека на основе неких умозрительных идеалов, ею продуцированных. Врубель создал триаду Демонов («Демон сидящий» (1890, ГТГ) – «Летящий Демон» (1899, ГРМ) – «Демон поверженный» (1902, ГТГ)), в которой художественными средствами выразил все этапы жизнетворчества русской интеллигенции (конструирование ментального идеала – практические действия по претворению идеала – результаты жизнетворчества).

В творчестве М. А. Врубеля, наряду с темой Демона, существовала тема русской национальной старины («Богатырь» (1898, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ) и др.). Демон и русские сказочные персонажи идейно противостоят друг другу как противоположные полюса. Демон лишен почвы, сказочные персонажи укоренены и растворены в ней, Демон терзается мучительными вопросами, сказочные персонажи не задаются ими, Демон жаждет жизнетворчества, сказочные персонажи живут традиционным укладом и т.д. Одной из центральных задач русского символизма было преодоление и снятие антиномий. Врубель решает данную задачу в теме Пророка, в которой органично соединяются размышления художника о человеке, его бытии, выраженные в образах Демона и сказочных персонажей. Если говорить в терминах русского символизма, то процесс вытеснения темы Демона (главной темы Врубеля) новой темой Пророка является преодолением антитезы в его творчестве.

Одно из многочисленных направлений искусства, зарожденное во Франции и набравшее обороты в конце девятнадцатого века во всем мире, получило название «символизм». Что такое, каковы особенности этого стиля и чем он привлекает творческих личностей - попробуем разобрать дальше.

История возникновения

Ошибочно полагать, что символизм как направление в эстетике начал свое существование только к началу двадцатого века. Скорее наоборот, это один из древнейших стилей изображения, получивший достойное оформление только к этому времени. Обоснование данного утверждения берет свое начало с происхождения названия - «символизм» - от слова «символика» - использование иносказательных выражений, аллегорических иллюстраций и символов. Эти категории встречаются в искусстве с древнейших времен. Очень часто они употреблялись в религиозных целях, где все каноны имеют свою символичность и очень зависимы от восприятия конкретного человека, и передавали таким способом представления отдельных людей.

К концу девятнадцатого века символизм в искусстве обрел свою нынешнюю форму, и наибольшее проявление показал в России. Таким образом художники, поэты и музыканты выражали свое видение глубочайших проблем общества, протесты. Прямо говорить об этом было нельзя - грозило строгое наказание, поэтому именно передача мыслей через аллегории и символы стала наиболее доступным способом нахождения единомышленников.

Отличительные черты символизма

Использование символов в искусстве подразумевает собой воплощение и передачу мыслей, чувств и идей в общепринятой человеческой форме. Это течение развивается как противопоставление реализму и импрессионизму, выходивших на первый уровень в искусстве девятнадцатого-двадцатого веков.

Общими чертами, проявляющимися во всех видах искусства, для символизма являются загадочность, аллегория и глубокий внутренний смысл. Это исходит из самого понятия «символ» (знак) - его значение неоднозначно, и он может передавать своей сущностью абсолютно противоположные мысли, в то время как образ, использующийся в создании произведений до символики, - понятие единичное.

Идеи символизма и его эстетика

Символизм в живописи, театре, литературе и музыке подчинялся общим законам, передавал определенную идею, поскольку это направление в искусстве нельзя охарактеризовать конкретными чертами, как остальные виды. Шарль Бодлер (французский поэт) настаивал, что именно в живописи больше всего проявляется символизм - и этому способствовали основные моменты полотен - цвета, линии, сюжет. Все могло служить тонким намеком.

Эстетическим принципам этого течения дал начало романтизм, а также частичную долю вложили идеалистические теории великих мыслителей того времени - Шопенгауэра, Гартмана, Ницше - в результате и обрел свою нынешнюю форму символизм. Что такое необычное переняли его последователи у философов? Работы философов повлияли на осознание символистами того, что за видимым миром вещей существует и реальный, истинный мир, который только отражается через предметы. Из их работ, а также из принципов романтизма вытекал мир символизма - мир грез и видений.

Идеальным инструментом для сокрытия или же, наоборот, для передачи сокровенного - мыслей, чувств - стал символ. Таким способом происходит обращение символизма к духовной сфере. Так, последователи символизма радикальным образом изменили не только отдельные черты искусств, но и само отношение к ним.

Символизм в музыке

По мнению большинства последователей, символизм в искусстве наибольшее проявление получил в музыкальной сфере. Именно звуковое воспроизведение мыслей наиболее аллегорично и позволяет прочувствовать духовный мир создателя. Кроме того, слушатель способен вкладывать свои впечатления и собственный смысл в музыкальные гаммы.

Ярким представителем символизма стал известный композитор переходного периода - Скрябин. В его произведениях «читаются» порывы совмещения тонкого мира переживаний человеческой души и грандиозные порывы реальности. Основной мыслью его творчества стала божественная сущность творчества как кратчайшая дорога к простому человеческому счастью.

Живопись в стиле символизма

В живописи особенности символизма легко угадываются по чувствам, изображенным на картинах. Так, в этих полотнах практически невозможно обнаружить положительных эмоций. Это обусловлено внутренним требованием символизма о донесении до масс мыслей о несовершенстве окружающего мира.

Фон картин, как правило, размыт и выдержан в спокойных однотипных тонах, а само изображение - обобщенное и очень простое. При этом наблюдаются четкие контуры мелких элементов. Сюжет загадочен, каждая деталь представляет собой определенный символ, который требует изучения и догадки. Изображения в стиле символизма отсылают мысли созерцателя к другим источникам, требуют широкого кругозора и доверия своим чувствам.

Известными представителями, которые практиковали символизм в живописи, стали Васнецов, Юон, Климт и др.

Представители символизма в мировой литературе

Как уже повествовалось выше, использование символики в своей нынешней форме получило возрождение во Франции девятнадцатого века. Яркими представителями в литературе стали Бодлер, Верлен и Малларме, которые свои произведения основывали на стиле «символизм». Что такое загадочное они передавали читателям в зашифрованной форме?

Шарль Бодлер в своих произведениях передает с помощью знаков двойственность жизни - безумие и гениальность, любовь и ненависть, внешние и внутренние порывы. Все эти соответствия передаются в его стремлении объединить, синтезировать все известные виды искусства.

Стефан Малларме в обличии символизма передает важные мысли и чувства, которые, по его мнению, обязана донести до читателя литература. Это же практиковал и поэт Поль Верлен. По его мнению, музыка - вершина всего искусства, и в ней, как нигде больше, замечается присутствие символизма. Следовательно, и поэзия, ели она хочет достучаться до сердец, обязана быть музыкальной. И это ему удавалось передавать в совершенстве.

Литература в стиле символизма

Очень ярко и насыщенно представлен символизм в литературе Серебряного века. Последователи этого стиля воспроизводили действительность в прозе и поэзии как непрекращающийся поток ощущений, который трансформировался в единый образ только в сознании читателя. Большое значение для определения целостной картины имел мир чувственности и ощущений человека. Так из незначительных символов, знаков и намеков собирается истинный смысл произведений.

Большой вклад символизм в литературе серебряного века получил от русских поэтов переходного периода - конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Это Белый, Блок, Иванов, а также многие другие известные сочинители. Мир материи изображается ими как маска, через которую просвечивает истинный духовный мир. Все описываемые ситуации, явления и формы быта получают двойное значение и намерены передать условность реального мира.

Трансформация символизма во времени и направлениях

В современных формах, таких как модерн, академизм и постимпрессионизм, приобрел свое продолжение и развитие символизм. Что такое и какие основы он передал этим стилям? Модерн широко представлен в музыке и изобразительном искусстве. Мастера этого направления пытаются наполнить вполне привычную форму духовным содержанием, найти определенную символику в обычных предметах и явлениях, объединить и противопоставить цвет и форму в ритмике композиции и рисунка. Этим и представлена основа символизма.

Академизм часто встречается в литературных формах проявления творчества. Здесь «вечные» мотивы воплощаются посредством слова и передают сочетание банальности и глубокого душевного переживания. В таком виде ваятели искусства начала двадцатого столетия передавали зрителю зашифрованные послания, и для их прочтения требовалось не только знание истории создания этого произведения, но и понимание особенностей периода того времени, широкий кругозор и высокое чутье.

На рубеже XIX- XX веков художники, поэты, композиторы пытались создать эстетическую утопию, окно в неведомый таинственный и поэтический мир, граничащей с погружением в сон или царство утонченной красоты природы и самого человека – высший, совершенный и прекрасный. Это был новый вид ностальгии или даже своеобразная религия. Чувствуя бездушие и цинизм современного общества, художники предпочитали скрываться от него в мире собственных размышлений. Неожиданно оказавшийся перед лицом бездны, какой порой представлялся современникам выход в новый век, обуреваемый всевозможными предчувствиями и противоречивыми страстями, художник пытался нащупать новые точки опоры в пошатнувшемся мироздании.

Таково было новое творческое мышление Европы – искусство символизма, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro».

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. А искусство - ключ к тайне.

Индивидуалистическое по своей сути искусство символизма в какой-то мере отразило неприятие буржуазной действительности, предчувствие мировых социально-исторических потрясений.

В различных регионах символизм проявил себя по-разному. Здесь и декадентские настроения, мрачные, тревожные фантазии, поклонение увяданию и упадку, смутным и недостижимым идеалам, культ красоты как высшей ценности. Самобытный символизм стран Скандинавии с отсылкой к фольклору в литературе и музыке и чертами примитивизма в живописи. Свой необычный вариант символизма представили страны Восточной Европы. Русский символизм воспринял от западного многие эстетические установки, однако в процессе творческого оформления в самостоятельное течение он обрёл существенное национальное своеобразие.

Открыто противопоставили своё творчество реальному миру символисты разных стран – живописцы Гюстав Моро и Пюви де Шаванн во Франции, Яцек Мальчевский в Польше, Лайош Гулачи в Венгрии, Арнольд Бёклин в Швейцарии, Франц фон Штук и М. Клингер в германии, Микалюс Чюрлёнис в Литве, Михаил Врубель в России, графики Обри Бердслей в Англии, Филисьен Ропс в Бельгии, создавшие полуфантастические композиции, проникнутые мистическими настроениями. В их творчестве отразились поиски особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл.

Предвосхищением экспрессионизма как особого направления в искусстве стали заострённые, гротескные образы-символы в живописи бельгийца Д.Энсора и норвежца Э.Мунка, отразившие страх перед уродством и бесчеловечностью буржуазной действительности.

Символизм, выросший из позднего романтизма, внёс богатый мир романтической символики в стиль модерн.

Одними из основоположников символизма в литературе называют Шарля Бодлера, считавшего символизм единственно возможным способом отражения реальности и Стефан Малларме, который, по словам Жана Мореаса, «открыл ощущение таинственного и невыразимого». В русской поэзии, начиная с 1900-х гг., символизм получил развитие в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, В. Иванова и др. В своих произведениях они выражали не столько индивидуалистические переживания одиночества, сколько поиски целого нового миросозерцания.
Это далеко не полный список творцов-символистов.

На лекции мы познакомимся с ярчайшими представителями символизма и их творчеством, а также с критикой данного направления. Перенесёмся в другую эпоху – время рубежа веков…Окунёмся в атмосферу таинственности, получим тайные знания из символов и образов в поэзии и живописи.

Лектор — Янина Барабашова

Русские символисты впервые заявили о себе в 1904 году в Саратове, где прошла выставка «Алая роза». «Алой розой» именовалась и группа единомышленников, организовавших тогда эту выставку и пригласивших на нее в качестве гостей Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мускатова. Оба вышеназванных художника являлись яркими представителями русского символизма в живописи. Примечательно, что роза, фигурирующая в названии этой группы, была выбрана ее представителями как символ целостности и чистоты.

Цель символизма

Среди всех представителей символизма, которые творили в Германии, Америке, Франции, Бельгии, Норвегии, русские по праву признаются самими яркими и выдающимися. Отличительной чертой символизма как живописного жанра является выдвигание на первый план мира не материального, как в реализме, а духовного, идейного. Однако это вовсе не , что эти два мира противопоставляются друг другу в символизме. Наоборот, художники-символисты ставят своей целью соединить эти два мира воедино, провести между ними невидимый мост, наладить связь. Именно русские символисты, как отмечают многие, приблизились к этой цели как никто другой. Несмотря на то, что реализм как живописный жанр представлялся как антипод символизма, все же и реализм, и импрессионизм всегда шли где-то рядом с символизмом. Символисты даже опирались при создании работ на реализм и ни в коем случае его не отрицали.

Черты русского символизма

Как и в целом символизм, произведения русских символистов отличает от других живописных картин изображение во главе не повседневного, но таинственного и даже божественного. Это божественное может находить выход в переживаниях персонажа картины, а может выражаться и в природных явлениях, а также в самой природе. Это хорошо проглядывается в самой выдающейся работе русских художников символизма – «Демон сидящий», автор которой – Михаил Врубель. Отличились в создании достояний русского символизма и Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров. Эти художники в основном сосредоточивались на теме личности человека, не имеющего божественных начал, в то же время, его внутренние переживания создают впечатление некой возвышенности и отрешенности от мира материального. Все они привнесли русский дух в такой жанр живописи, как символизм, и, безусловно, внесли особый вклад в развитие символизма как живописного направления.

Символизм – движение в искусстве конца 19 – начала 20 столетия. В живописи это движение называют постимпрессионистским. На всей территории Европы в период между 1886 и 1900 годами символизм доминировал практически во всех областях искусства. Для России начала 20 столетия наибольшим влиянием пользовалось творчество Врубеля.

История

Изначально сформировался в прозе, поэзии, философии и театре, затем распространился на музыку и изобразительное искусство. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров.

Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в ее объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.

Представители

Известные художники-символисты 19 – 20 столетия:

  • Густав Моро (1826 — 1898)
  • Арнольд Беклин (1827 -1901)
  • Ходлер (1853 — 1918)
  • Макс Клингер (1857 — 1920)
  • Поль Гоген (1848 — 1903)
  • Энсор (1860 — 1949)
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944)
  • Одилон Редон (1840 — 1916).

История готического стиля в живописи

Картины находятся в известных галереях мира. Для России наиболее знаковым является творчество Врубеля.

Развитие стиля не было долговечным, но имело сильное влияние на немецкое искусство 19 столетия и развитие творчества в России. Символизм сыграл свою роль в творчестве Джорджо де Кирико, Хуана Миро, Пауля Клее, Фриды Кало и Марка Шагала.

В течение 1990-х годов, ряд китайских художников использовали символистские мотивы для выражения политических и социальных неопределенностей, существовавших стране, особенно, после разгона демонстраций на площади Тяньаньмэнь.

Основные идеи

Статья под названием «Le Symbolisme», которая появилась во французской газете «Le Figaro» 18 сентября 1886 года, была написана французским поэтом Жаном Мореасом. По его словам, символика была против «простого смысла и прозаичного описания».

Концептуализм как стиль в живописи

Цель символизма состояла в том, чтобы «облечь идеал в ощутимой форме». Проще говоря, символисты считали, что искусство должно выражать абсолютные истины, используя метафорические образы и аллегории, содержащие символическое значение.

Художники-символисты 19 – 20 столетий были вдохновлены литературой и поэзией, историей, легендами, мифами, библейскими историями. Создавая картины, символисты наделяли предметы, изображенные на полотне, мифологическим, мистическим, эзотерическим смыслом. Черты мировоззрения авторов передают картины – наиболее популярными тематиками были чувства и эмоции, религия, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех.

Символизм во многом был реакцией против урбанизации и материализма викторианской эпохи. Он отверг узкие изобразительные пределы натурализма. Это философский, а не живописный стиль. Картины живописцев – Врубеля, Дельвиля, Рериха и других – передают глубокую истину на противовес реалистам, которые отображали лишь внешнюю оболочку.

Неоклассицизм как стиль в живописи

Символизм является интеллектуальной формой экспрессионизма. Именно содержание, а не цвет и форма делают работы художников этого направления уникальными и узнаваемыми. Стремление передать не буквальный образ, а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма в творчестве Врубеля, Редона, Моро, Дельвиля.

Характерные черты

Выделяются характерные черты стиля: новаторство, стремление к экспериментам, таинственность, неоднозначность, недосказанность.

Франция

Региональные особенности развития символизма:

Французская школа символизма отличается тягой к синтетизму и декадансу. Представители направления: Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Эдгар Максенс. Известные картины: «Осень», «Сон» (Пюви де Шаванн), «Саломея», «Фаэтон» (Г. Моро), «Циклоп» (О. Редон), «Снежная королева» (Э. Максенс).

Бельгия

Бельгийский символизм развивался по линии декаданса. Картины Ксавье Меллери, Джеймса Энсора, Жана Дельвиля в стиле символизм отличаются особым восприятием и передачей образов.

Британия

В Британии ощущалось влияние прерафаэлитов, их средневековый стиль и возврат к идеалам Возрождения дал толчок истории местного символизма. Художники: Уильям Холман Хант (1827 — 1910), Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), Джон Эверетт Милле (1829 – 1896), Эдвард Берн-Джонс (1833 — 1898).

Маньеризм как стиль в живописи

Развитие стиля в России

Символизм в России отставал от своего движения в Западной Европе. Период представлен творчеством Врубеля, Нестерова, Сомова, Рериха, Гущина. В развитии русской живописи этот период связан с представителями Серебряного периода в начале 20 столетия, совпавшего с появлением модерна в культуре.

Культурное становление русской философии и поэзии этого периода происходило в сложный период развития государственности. Представители Серебряного века переключились с политических и социальных проблем на мистические, философские. Это ярко проявилось в работах Врубеля. Русский символизм наиболее выразительно представлен поэтами Серебряного века. Название зародилось позже, чем получили популярность работы поэтов и художников – в эмиграции, по аналогии с Золотым веком русской поэзии 19 столетия.

Реализм как стиль в живописи

Сущность российской версии символизма – богоискательство, эмоциональность, декадентство. Окончание Серебряного века связано со становлением советской власти.

Одним из наиболее ярких представителей этого периода в русской живописи является Михаил Врубель. Живописец работал в разных жанрах искусства – графика, театр, живопись, скульптура. Влияние Врубеля на живопись Серебряного периода исключительно. Одной из главных работ Врубеля, репрезентативных для характеристики периода, можно назвать полотно «Демон сидящий».

Картины представителей периода были представлена на двух тематических выставках – «Алая роза» и «Голубая роза». Первая прошла в Саратове в 1904 году. Организаторами были представители одноименного объединения, созданного в конце 19 века. В 1907 году ядро Алой розы сформировало новое объединение – «Голубая роза».

Работы символистов России Серебряного периода характеризуются атмосферностью. Художники стремились передать суть, а не правильную, натуральную форму.