Современное искусство 20 21. Всегда современное

Искусствознание, осмысливающее явления и исследующее процессы развития искусства 20 века , углубляющееся в их закономерности и выявляющее узловые моменты этих процессов, не в состоянии судить о них в целом по их конечным результатам. Историк искусства прошлых эпох вправе рассмотреть исследуемый им материал в свете проистекающих из него выводов и последствий и даже предварить ими основное изложение. Ничего подобного история искусства XX века не допускает. Ей противопоказаны попытки дать окончательные суждения о неоконченных процессах. Речь идет прежде всего о неосновательности неких всеобщих определений XX века как эпохи, изменившей чуть ли не всю природу искусства и учредившей навечно свой новый стиль. Обычно такие то тальные суждения выводятся из ка кой-либо одной из линий художест венного процесса, из эфемерных частных явлений, которые объявля ются началом новой эры. Примеров подобных опытов, равно как и по срамления их реальной историей искусства XX века, можно было бы привести немало. Свою роль здесь играет и то, что исследователь искусства 20 века сам погружен в его течение и наблюдает его, так ска зать, изнутри. При такой точке зре ния легко могут возникать своего рода оптические ошибки. Никто не обладает гарантией от них, а сами они в свою очередь составляют часть истории самоосознания худо жественной культуры 20 века .

Обстоятельства, в которых находится история искусства 20 века , предостерегают от соблазна сфор мулировать или кодифицировать во введении ее общие свойства. Спра ведливее будет ограничиться неко торыми историко-художественными предпосылками, на основе которых предстоит далее рассма тривать само искусство. Исходная предпосылка может быть представлена как постулат: искус ство XX века - искусство перелом ное, а не просто старый или просто ное, а не просто старый или просто новый период его истории. Непростительно наивным было бы видеть в нем либо только прямое и последовательное угасание прошлого, либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов или же - в наиболее сложных случаях - превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое (о том, что они означают, еще неоднократно придется вести речь ниже) не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. В силу этих причин в искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том, что и как отражает искусство, например, в характерном для таких периодов аллегоризме как типе художественного мышления, выражающего новые идеи в старых формах, или в признании невозможности воплотить эти идеи в изобразительной форме; в развитии охранительских тенденций и новаторства, сопряженного с отрицанием прошлого, и т.п. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротою, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит собой, для чего существует и что может искусство, а в числе ответов на них встречаются весьма примечательные для неклассического времени мифологизированное представление искусства о самом себе как о всевластной жиз-нестроительной силе и иконоборческое самоотрицание художественного творчества.

Искусство 20 века - не первая переломная, неклассическая эпоха во всеобщей истории искусств. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде и эстетически полноценно решающие свои идейно-художественные социальные задачи, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии значительной части его современников; двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности; искусство нередко проникается неудовлетворенностью самим собой и окружающей жизнью; весьма сомнительно также, всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью и т. д. Вместе с тем местоположение переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля или, что гораздо шире и значительнее, художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. И те и другие прочно связаны в единую цепь историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначаль-нее - курица или яйцо. Столь же закономерны противоречивость, неустойчивость, которые составляют специфическое качество искусства переломного времени. Изменения, переживаемые в такие эпохи, обнимают как внутреннюю структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно художественные, стилевые, но и целый комплекс внести-левых сил. Они могут быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности национального и интернационального характера. Все они отвечают истории искусства, укоренены в ней и существуют во взаимосвязанном виде. Очевидно, что такие события, как появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их взаимоотношений. Социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в XX веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родо-племенного строя, и от средневековых по типу художественных культур до разнообразных высокоразвитых современных культур. Историко-художественные свойства всех этих разных искусств существуют на земном шаре одновременно, образуя собой неотъемлемые разделы художественной культуры 20 века .

С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство 20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, их региональных общностей и международных художественных движений. В своем целом они образуют систему, которую вполне можно назвать мировым искусством. В XX веке эта система охватывает собой все, что существует в художественном творчестве на географической карте мира. На ней не остается более "белых пятен", исчезают своего рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому опыту. Мировое искусство XX века интегрирует искусства практически всех этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима путем сопоставления национальных преимуществ: теории "избранных" и "неполноценных" национальных культур служат здесь самым низким националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-художественные же свойства того или иного национального искусства, напротив, предполагают вполне точные измерения. Таким образом, панорама мирового искусства 20 века , рассматриваемая в свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную, поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же эпохи. То есть, совмещенные в одном хронологическом периоде, художественные культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных ответов на одни и те же вопросы. Из этих предпосылок проистекают определенные методологические выводы. Соответственно природе явления исследование искусства 20 века предполагает сочетание диахронного и синхронного подходов, их взаимную коррекцию. Оба они существенно необходимы, но каждый из них, взятый в самодовлеющем виде, может дать искаженную картину. Так, диахронный анализ, без которого немыслимо представить себе историческое развитие, выявить в нем прогресс и реакцию, склонен распределить все, что происходит в искусстве нашего времени по расположенным одна над другой ступеням последовательной эволюции, где одно плавно проистекает из другого, скрывая при этом множество реальных связей, соединяющих современные художественные явления. Как в музейной экспозиции, искусство распределяется по разным залам идеально-эволюционной анфилады, заставляющей забывать о том, что в них представлены соратники и противники, не раз преломлявшие копья в эстетических баталиях. Синхронный анализ, позволяющий уловить актуальное значение и взаимоотношения явлений современного искусства, различных по своей социально-исторической природе, национальному характеру, идейно-художественному строю, тяготеет к тому, чтобы представить их в виде статического многообразия. Как в экспозиции выставки современного искусства, здесь наглядно раскрываются сходство и различие, связи и борьба художественных сил, но из этого никак не явствует, в каких направлениях и последовательности движется развитие искусства и происходит ли оно вообще. Позволительно заметить, что сочетание диахронного и синхронного подходов играет немаловажную роль и при изучении искусства прошлых эпох. Особенно для освещения переломного времени, например для понимания ренессансных и позднесредневековых движений, существующих в одно время. Для исследования же искусства XX века такое сочетание имеет чрезвычайное значение, поскольку в это время приобретает невиданную ранее интенсивность и сложность процесс всеобщей интернационализации художественных культур. Было бы наивным объявлять какую-либо одну причину источником глобальных историко-художественных процессов XX века. История искусства нашего века переживает на основных своих рубежах целые комплексы социальных, национальных и стилевых преобразований. Эти комплексы причин определяют этапы развития истории искусства, приобретают основоположное значение ее периодизации. Первый этап завершается в 1917-1918 годах, в эпоху первой мировой войны и Октябрьской революции в России, когда мировая художественная культура пережила принципиальный перелом. Второй этап истории искусства 20 века приносит не только сложные стилевые сдвиги. За ними стоят коренные изменения социальной структуры, а также перестройка регионального деления мировой культуры 20 века . С 1917 года формируется советская художественная культура, развивающаяся на собственной социальной основе, обретающая свою политическую функцию и стилевую направленность. По этим причинам анализ и оценка искусства народов СССР, его идеологические и художественные начала, свобода и тоталитарность, закономерности и аномалии рассматриваются в "Малой истории искусств" отдельно. Кроме того, здесь лишь бегло отмечены тенденции искусства других тоталитарных режимов, распавшихся в 1945 году. То есть эти разделы истории искусства 20 века останутся за пределами этой книги. Третий этап, начало которому можно отсчитывать с 1945 года, ознаменован рождением мировой системы искусства, включающей в себя многонациональные и национальные художественные культуры, различные по социальной структуре и многообразные по стилевой ориентации. Видоизменения, которые претерпевает мировое искусство 20 века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Попытка охарактеризовать все их сразу была бы явно бесплодной - этому предмету посвящена вся книга в целом. Сейчас целесообразно отметить лишь некоторые предварительные положения. А именно, не представляется возможным определить некий общий единый стиль мирового искусства в 20 веке и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так, скажем, фовизм либо кубизм не является следствием развития реализма рубежа XIX-XX веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т. д. Более того, ни один из существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом. Так, например, казалось бы, привычная линия движения от постимпрессионизма к абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного процесса XX века. За пределами развития реализма также остается немалое число весьма существенных явлений. Очевидно, стало быть, что в мировом искусстве 20 века , как это естественно для художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет несколькими рядами. Каждому из них свойственны свои закономерности, а взаимоотношение таких рядов стилевого движения соединяет в себе диахронные и синхронные начала. Лишь в своей совокупности и взаимодействиях все они образуют историю искусства 20 века .

Можно отметить также разный характер таких стилевых движений, новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных, допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную национальную интерпретацию. Надо быть готовым и к тому, что реальная история искусства 20 века покажет, как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на протяжении всех десятилетий XX века, лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX века. Нередко более важную роль играет длительность жизни таких движений. Все это опять-таки составляет предмет конкретного изучения истории искусства 20 века , понимание которой сопряжено также с понятиями, имеющими гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления. Таким образом, надлежит вновь и вновь отдать себе отчет в историчной природе социальных, национальных, стилевых сил мирового искусства 20 века . Каждая из них и все они в совокупности являются именно историчными, а не вечными, конечными, абсолютными. Мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы 20 века, претендующие на высшее, исчерпывающее значение. В своем самообольщении они противопоставляют себя глобальным историко-художественным процессам, вычленяются из них, считают себя венцом всего социального, национального и стилевого мирового опыта искусства. С этими предостережениями мы обратимся далее к многосложному искусству 20 века .

Изображать не оригинал, а отношение к нему (Пабло Пикассо)

Добро пожаловать на блог!

Направления современного искусства и музеи мира. Всем нам хронически не хватает времени на «поглощение» всей информации во всех интересных для нас областях, поэтому я решила подготовить этот гид по современному арту .

Он будет максимально лаконичным. Мы рассмотрим основные направления современного искусства, а также самые известные музеи мира современного искусства, в которых они представлены. Кстати, это может послужить дополнительным стимулом к новым путешествиям!

В конце статьи вы найдёте видео обзор одного из самых интересных музеев — Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе (Испания).

Вы узнаете из статьи:
  • где и как появилось каждое из направлений современного искусства, его идеи
  • кто самые яркие представители направления
  • места, где можно увидеть их работы

Мы рассмотрим 50 самых значимых и ярких направлений 20-21 веков , которые стали революционными и определили ход событий в будущем. Пожалуй, не получится вместить всю информацию в одну статью, поэтому придётся разбить её на 3 части по периодам зарождения каждого из направлений современного искусства.

Гид по современному арту будет включать 3 статьи:
  • Часть 1. Первая половина 20 века ( рассмотрим в этой статье )

Если Вы захотите углубиться в каждое из направлений современного искусства (в каждом есть ответвления) и увидеть множество работ их самых ярких представителей, очень рекомендую Вам воспользоваться проектом Гугла Google Art Project . Также рекомендую Вам эти блоги, чтобы разобраться, что происходит в современном искусстве и дизайне: But Does It Float , Them Thangs , American Suburb X , M U S E O .

Направления современного искусства 1-й половины 20 ВЕКА. Самые известные музеи мира современного искусства.

В этой части мы рассмотрим эти самые яркие направления первой половины XX века:

  1. Модернизм
  2. Постимпрессионизм
  3. Авангардизм
  4. Фовизм
  5. Абстракционизм
  6. Экспрессионизм
  7. Кубизм
  8. Футуризм
  9. Кубофутуризм
  10. Формализм
  11. Натурализм
  12. Новая вещественность
  13. Дадаизм
  14. Сюрреализм

20 век — время самых неожиданных, а иногда даже сумасбродных идей. Но без них искусство скорее всего пошло по другой дороге развития. И осталось бы преимуществом небольшого числа посвященных. Но новые направления в искусстве «приблизили» искусство к жизни и можно сказать «вывели» его на улицы, к обычному прохожему. Сделали этого прохожего соавтором своих работ. Возможность творить и понимать искусство стала доступна не только элите, а многим .

Девизом арта 20 века века стали слова «Искусство — в жизнь»

Искусство жеста, реди-мейд, инсталляции актуальны до сих пор. Нет-арт, и массюрреализм, и суперплоскость — адекватные своему времени направления искусства, потому что обращаются к современному человеку на языке, который ему понятен.

В нашем веке похожая история произошла с профессией фотографа. Благодаря появлению цифрового фото, интернету и соц сетям, доступности фотоаппарата (он просто стал дополнением к телефону), сейчас эта интереснейшая область деятельности стала доступна абсолютно всем. Сейчас каждый второй — это талантливый фотограф, имеющий красивый эккаунт c фотографиями в Instagram, Pinterest, Facebook, др. соцсетях. Детальнее об этом феномене нашего века читайте в статье о технологическом социализме ().

1. МОДЕРНИЗМ. Художники модернисты. Новаторское направление конца 19 — начала 20 века, поставившее под сомнение традицию реалистичности изображения

Модернизм — это все направления в арте, которые появились после 1863-го и до середины 20 века. В 1863-м году в Париже открылась выставка Салон отверженных — альтернатива официального Салона. Целью нового искусства было создание произведений не с реальным изображением, а с учётом видения мира автора.

Художники модернисты — Шагал, Пикассо, Модильяни, Борисов-Мусатов, Климт и другие художники от импрессионистов до сюрреалистов сделали прорыв, революцию в искусстве. Считали: взгляд человека на мир уникален и неповторим. И традиция реалистично изображать в скульптуре и живописи устарела.

Дальше больше — дадаисты вообще поставили под сомнение значимость и сущность искусства. Их сомнения привели к появлению концептуального искусства, которое обсуждало не исполнение произведения, а его идею. Импрессионисты стали устраивать свои выставки, появился арт-рынок и искусство стало одной из форм капиталовложений.

2. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ. Постимпрессионизм в живописи отталкивался от импрессионизма, но передавал не состояние, а отдельный момент

Постимпрессионизм в живописи стал связующим звеном между 19-м и 20-м веками. Это направление не принадлежало ни к импрессионистам, ни к реалистам. Эти художники искали середину, каждый по своему, изобретая новые техники: пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сёра), символизм (Поль Гоген и группа Наби), линейно-живописный стиль модерн (Анри де Тулуз-Лотрек), конструктивная основа предмета (Поль Сезанн), и предвещающая экспрессионизм живопись Винсента Ван Гога.

Смотреть. Художники постимпрессионисты представлены во многих музеях. Картины Жоржа Сёра — в Королевском музее изящных искусств (Брюссель, Бельгия), Эмиля Бернара — в Музее Орсе (Париж, Франция), Винсента Ван Гога — в одноименном музее (Амстердам, Голландия), Анри де Тулуз-Лотрека — в музее его имени (Альби, Франция), Анри Руссо — в Московском музее современного искусства (Россия).

3. АВАНГАРДИЗМ. Самые новаторские направления, которых в 20 веке можно было насчитать 15, от фовизма до поп-арта


Художники авангардисты понимали, что рисовать мир таким, каким он есть, стало бессмысленно. Поразить зрителя, который верил в прогресс и сверхчеловека Ницше, можно было только чем-то экстравагантным. Но не пейзажами.

Поэтому авангардисты отказались абсолютно от всего, что было «классическим» и выглядело «красивым». И теперь, всё, что выглядело эпатажным и требовало ассоциаций и воображения, стало называться авангардом. Авангардисты презирали детали, потому что верили, что мир универсален.

Это авангардистам принадлежит девиз «Искусство — в жизнь!». Ключевые направления авангардизма — инсталляция, реди-мейд, хеппенинг, энвайронмент, а также электронная музыка, фотография, кино.

Смотреть: Авангардизм в живописи представлен работами Марселя Дюшана, Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Матисса — в Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия), Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ФОВИЗМ. Направление, к которому принадлежала группа художников «Дикие звери»


Фовизм стал самым 1-м авангардным направлением в искусстве 20 века. От него до абстракционизма оставался 1 шаг.

«Дикими» художники фовисты были в первую очередь в цвете. Анри Матисс, лидер группы, использовал в своих работах модные тогда мотивы цветных японских гравюр. Для усиления эффекта фовисты использовали довольно часто цветной контур. «Дикие» очень повлияли на немецких экспрессионистов.

Смотреть: Фовизм в живописи представлен в Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Музее Орсе (Париж, Франция), Музее современного искусства (Балтимор, США).

5. АБСТРАКЦИОНИЗМ. Первое в истории арта направление живописи, которое отказалось изображать мир реальным

Художники абстракционисты, основоположники направления — Кандинский, Малевич, Мондриан, Делоне. Они назвали абстракцию новым этапом в живописи. Утверждали, что теперь абстракция может создавать формы, которые существуют только в искусстве. Например, Черный квадрат Малевича может вместить в себя всё, что вмещает черный цвет и форма квадрата, например, всю историю искусства.

Различают лирический и геометрический абстракционизм. К геометрическому абстракционизму относятся супрематизм Малевича, орфизм Делоне, неопластицизм Мондриана. К лирическому — работы Кандинского, некоторых экспрессионистов (Поллока, Горки, Мондриана), ташистов (Вольса, Фотри, Саура), информалистов (Тапиеса, Дюбюффе, Шумахера).

Смотреть: Государственный русский музей (Санкт-Петербург, Россия), Третьяковская галерея (Москва, Россия), Национальный художественный музей и Киевский музей русского искусства (Киев, Украина), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США).

6. ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Художники экспрессионисты изображали яркие картинки с муторными сюжетами.


Эгон Шиле. Валли в красной блузе, с поднятыми коленями, 1913

Экспрессионизм в живописи связан с творчеством 2-х арт объединений. «Мост» — основано в 1905 году Кирхнером, Шмидт-Ротлуфом и Хеккелем и «Синий всадник» — в 1911-м Марком и Кандинским.

«Мост» опирался на африканскую скульптуру, немецкую готику и народное творчество, а «Синий всадник» — на космологию и мистические теории, которые привели их к абстракции. Язык экспрессионистов — это деформации, яркие краски, экзальтированные образы.

Оба объединения имели довольно болезненное мировосприятие, которое было доведено до предела их последователями — Эдвардом Мунком, Максом Бекманом и Джеймсом Энсором.

Смотреть: Музей Эдварда Мунка (Осло, Норвегия), картины Джеймса Энсора — в Королевском музее изобразительных искусств в Антверпене (Бельгия).

7. КУБИЗМ. Французские художники кубисты попробовали изобразить мир с помощью геометрических фигур.

Подобно другим направлениям, кубизм в живописи прошел развитие от грубых массивных форм до мелких, а затем, ушел с головой в коллаж. Опыт показал, что простых геометрических фигур слишком мало и они грубы для того, чтобы отобразить мир. А вот в коллажах кубисты могли использовать яркие, объемные, фактурные предметы и тем самым на некоторое время продлили жизнь этому направлению.

Очень интересные высказывания о кубизме написаны его современниками, например, русский философ Бердяев назвал кубизм «самой радикальной революцией со времён Ренессанса». Хэмингуэй сказал: «Чтобы понять кубизм, нужно увидеть, как выглядит земля из иллюминатора аэроплана».

Смотреть: Пикассо лучше всего смотреть в музее его имени (Барселона, Испания), Маркуси, Брака и Леже — в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Александра Архипенко — в Украинском музее искусств (Нью-Йорк, США), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Национальном художественном музее (Киев, Украина).

8. ФУТУРИЗМ. «Искусство будущего» начала 20 века, которое повлияло на искусство будущего во всем мире.

Впервые в истории художники официально отреклись от всего, что было создано до них и взялись за изображение мира по-новому. Они считали, что артист должен держать руку на пульсе своего времени.

Художники футуристы рисовали и реалистичные пейзажи, и абстракции с изображением скорости, энергии и движения. Футуризм в живописи отталкивался от предшествующих направлений — фовизма (в плане цвета), кубизма (в плане формы).

Футуристы прославились своими провокационными выступлениями и акциями. Они по сути были первыми перформансами и арт-жестами. Идеи итальянцев подхватили русские и украинские художники и поэты.

Смотреть: Работы Джакомо Баллы, Фортунато Деперо, Умберто Боччони, Джино Северини — в Музее современного искусства Тренто и Роверето (Роверето, Италия), Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Национальной галерее современного искусства (Рим, Италия). Русских и украинских футуристов можно посмотреть в Музее изобразительного искусства им. Пушкина (Москва, Россия), Национальном художественном музее Украины (Киев, Украина), Днепропетровском художественном музее (Днепр, Украина).

9. КУБОФУТУРИЗМ. Направление, объединившее многих восточноевропейских абстракционистов.


Кубофутуризм в живописи стал смесью идей кубизма, футуризма и народного примитивизма. «Русский кубизм» прожил всего 5 лет, но благодаря ему появились такие яркие направления прошлого века, как супрематизм (Малевич), конструктивизм (Лисицкий, Татлин), аналитический арт (Филонов).

Художники кубофутуристы сотрудничали с поэтами-футуристами (Хлебников, Гуро, Крученых), от них они получали новые идеи.

Смотреть: Малевича — в Муниципальной галерее Амстердама (Голландия), Государственном русском музее (Москва, Россия), Третьяковской галерее (Москва, Россия), Работы Бурлюка, Экстер, Гончаровой — в Национальном художественном музее (Киев, Украина).

10. ФОРМАЛИЗМ. Направление, которое подразумевало преимущество формы перед смыслом

Кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм схожи тем, что изображают мир отличным от реальности. Над теорией формализма работали многие немецкие искусствоведы — Фидлер, Ригль, Вёльфлин, Они обосновали доминанту формы в искусстве, при помощи которой создаётся «идеальная действительность».

На основе этой идеи в 1910-х в России появилась лингвистическая школа формализма. Благодаря ей литературоведение стало наукой мирового значения.

Смотреть: Музей Матисса в Нице (Франция), Музей Пикассо в Барселоне (Испания), Галерея Тейт (Англия).

11. НАТУРАЛИЗМ. Направление в литературе и арте, которое возникло под влиянием идей позитивистов


Американские и европейские художники натуралисты, сторонники модных тогда идей позитивистов Спенсера и Конта, стали подражать науке, изображая мир без прикрас, бесстрастно, объективно. Очень скоро они скатились к социалке и биологизму: стали изображать портреты маргиналов, патологии, сцены насилия.

Смотреть: Картины художников натуралистов Макса Либермана — в картинной галерее Кунстхале (Гамбург, Германия), Люсьена Фрейда — в Музее современного искусства (Лос-Анжелес, США).

Натурализм в живописи повлиял на творчество таких художников, как Дега и Мане. Фотографичность и деэстетизация натурализма в 20 веке проявится в гиперреализме, но тут она несет другой смысл. Художники гиперреалисты не стремятся копировать повседневную реальность. Объекты их живописи очень детализированы и создают иллюзию реальности. Ложную, но убедительную.

12. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ. Неоклассицизм — представлен творчеством немецких художников 20-30 гг

Директор галереи в Мангейме назвал «новой вещественностью» творчество юных дарований, которые выставлялись у него в галерее в 1925 году. Они отрицали идеи экспрессионизма и пропагандировали возврат к реалистичности передачи действительности.

Они считали, что изображать мир на холсте надо фотографически точно, во всей его неприглядности. Но их реалистичность скорее можно было отнести к гротеску, чем к правде.

Новые вещисты Георг Гросс, Макс Бекман, Отто Диск — мастера статичных композиций и преувеличенных форм.

Смотреть: Георг Гросс, Отто Диск — в Новой национальной галерее (Берлин).

13. ДАДАИЗМ. Антикультурное и антивоенное движение, названное французами в честь деревянной лошадки

Единственным смыслом творчества дадаисты считали создание чего-то смешного, поскольку мир безумен. Первые дадаисты — жители Цюриха Гюльзенбек, Балль, Янко, Арп устраивали шумные и веселые вечеринки, издавали журнал, читали лекции.

У них были последователи в Берлине (больше были вовлечены в политику), Кельне (прославились выставкой, на которую можно было попасть только через туалет), Париже (увлеклись провокационными акциями). Главным дадаистом стал Марсель Дюшан, автор концепции «реди-мейд» и первый смельчак, который дорисовал Джоконде усы. А также Пикабиа, выставлявший фантастические конструкции, которые были одновременно и приговором, и гимном индустриальному обществу.

Смотреть: Работы Дюшана и Пикабиа — в Английском музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия), Национальном музее искусства Каталонии (Барселона, Испания), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, Сша), Арт-Институте Чикаго (США).

14. СЮРРЕАЛИЗМ. Мощное направление 1-й половины 20 века, которое вдохновлялось грезами, снами и галлюцинациями.

Художники сюрреалисты, называвшие себя прямыми последователями дадаистов, провоцировали зрителей, меняли сознание, переворачивали традиции с ног на голову.

Изначально сюрреализм появился в литературе (журнал Литература и Сюрреалистическая революция, автор Андре Бретон). Художники зачитывались Фрейдом и Бергсоном и считали источником творчества подсознательное — сны, галлюцинации.

Представители первого направления сюрреализма в живописи (Эрнст, Миро, Массон) изображали размытые образы. Второго (представители Дали, Дельво, Магритт) — правдоподобные, точные, но нереальные ландшафты, персонажи. Красивый обман моментально покорил мир. Сюрреализм дал толчок появлению поп-арта, хеппенинга и концептуального арта.

Смотреть: Театр-музей Дали в Фигерасе (Испания), Музей-квартира Рене Магритта в Брюсселе (Бельгия), музей Метрополитен и музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Галерея современного искусства Тейт (Лондон, Великобритания).

В этой части мы познакомились с самыми яркими направлениями арта 1-й половины 20-го века. В следующей публикации мы с вами рассмотрим направления середины прошлого века.

Резюме

1) Из статьи вы узнали об основных самых ярких направлениях арта 1-й половины XX века : Модернизм, Постимпрессионизм, Авангардизм, Фовизм, Абстракционизм, Экспрессионизм, Кубизм, Футуризм, Кубофутуризм, Формализм, Натурализм, Новая вещественность, Дадаизм, Сюрреализм.

2) Думаю, у вас появилось желание отправиться в путешествие, чтобы посетить самые известные музеи мира , в которых представлены все направления современного искусства. Даже если у вас сейчас нет такой возможности не огорчайтесь, главное: мечтайте и ваша мечта сбудется! Проверено!

Посмотрите для вдохновения видео обзор необыкновенного, потрясающего Музея-Театра Дали художника-сюрреалиста Сальвадора Дали , расположенный в городе Фигерасе, в Каталонии (Испания). От Барселоны до Фигерас доехать можно всего за 53 минуты. Цена билета начинается от 20 евро. Как спланировать идеальное путешествие в Барселону читайте в этой полезной статье .

От всей души желаю Вам поскорее отправится в путешествие, чтобы увидеть работы Ваших любимых мастеров!

Желаю всем радоваться и мечтать!

P.S .

Пишите свои мысли и вопросы в комментариях, что Вы думаете о современном искусстве?

Подпишитесь на самые интересные статьи — форма подписки под статьей

Основные понятия и термины по теме: модерн, модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, инсталляция, эклектизм, кинематограф, телевидение, массовое и элитарное искусство.

План изучения темы:

1.Новые виды искусства, художественные направления и стили.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХХ век - век торжества науки и человеческого интеллекта, век парадоксов и потрясений. Он подвел определенный итог развития мировой культуры. В это столетие культура разорвала узы региональной или национальной замкнутости и стала интернациональной. Мировая художественная культура интегрирует культурные ценности практически всех наций.

Характерным явлением для ХХ века стало заметное ослабление тех социальных механизмов - механизмов преемственности в культуре. Отдельной индивид стремится стать самостоятельным, не зависимым от культурных традиций, обычаев, установленных правил этикета, поведения, общения. При этом внутренняя свобода все больше заменяется свободой внешней, самостоятельность духа – самостоятельностью тела, что постепенно приводит к снижению духовности, уровня культуры.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ф. Ницше, утверждая, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Модернизм (новый, новейший, современный ) - совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма.

К этому понятию близок авангард . Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы. В нашей стране модернизм и авангард резко критиковались - в противовес «социалистическому реализму». Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую - шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.

Ортега-и-Гассет: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое». Личность отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека».

Именно Ортега - автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.



Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.

В ХХ веке произошел отход от традиций, в определенном смысле и слом традиций в искусстве. Но это не означает, что реализм и реалистические принципы изображения были отменены этим веком.

Авангард – пестрое созвездие школ, направлений, течений, которое ошеломляет каскадом красок и пестротой образов. Впечатление хаоса, обусловленного быстрой сменой вкуса. Любое Формула «Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать».

Фовизм. Одними из первых представители фовизма определили переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.

Главное – добиваться максимальной энергии краски.

А. Матисс - французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Светлое, жизнерадостное искусство Матисса. Наиболее известные произведения Матисса – «Танец» и «Музыка» (панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина) для декорации московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж).

Экспрессионизм - «искусство кричать. Картина «Крик» Э. Мунка. «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм» (В. Турчин).



Экспрессионизм: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры.

Кубизм – творчество форм. Стремление геометризировать предмет, делая его форму архитектурной. Начало кубизма в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Представители кубизма в России: К. Малевич, Л. Попова, Д. Бурлюк (общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

П. Пикассо - универсальный художественный гений. Испанский художник, скульптор - величайший творец ХХ столетия. 15 тысяч картин, основатель кубизма.

«Герника» – шедевр живописи Пикассо, трудная для восприятия и анализа картина, где реальность выражена языком сложных субъективных ассоциаций.

Один из самых знаменитых рисунков Пикассо – «Голубь мира»,

Несовместимые крайности (реализм и модернизм) в творчестве Пикассо.

Абстрактное искусство. Первая абстрактная картина: А. Альфонс «Девушки под снегом» – чистая бумага, прикрепленная к картонному планшету. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года (с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского).

В термине абстрактное искусство - глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу. Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий. Для абстрактного искусства характерны две тенденции: абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность; чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление: П. Мондриан, К. Малевич, К. Брынкуши и др.

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма».

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Дали стремился создать фотографию бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта, не контролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представлялась художнику подлинной реальностью. Он создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений.

Для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого ума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный абсурдный поток бытия. «Единственная разница между мною и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», – скажет однажды Дали.

Поп-арт - искусство популярное, рассчитанное на массовую аудиторию, легко распространяемое и массово производимое, отдающее большим бизнесом. Поп-арт – это своеобразное «искусство вне искусства». В композициях поп-арта часто используют реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, газеты) и их механические копии (фотографии, муляжи, вырезки из комиксов). Случайное их сочетание возводится в ранг искусства.

Художников поп-арта привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, когда эстетические и социальные ценности приравнивались к потребительским, обыденным, зачастую бездуховным. Они уничтожили иерархию образов и сюжетов. У них могли одинаково цениться и Леонардо да Винчи, и Микки Маус, живопись и технология, халтура и искусство, китч и юмор.

У поп-арта всегда есть дух массовости и вовлекаемости. Поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Поп-арт вошел в кино, в рекламу, из которой сам первоначально исходил, в моду, в поведенческий тип жизни. Это преднамеренная неряшливость в одежде, ее разностильность, использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и т.д.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение «Разнообразие стилей и направлений в искусстве начала 20 века».

2. Подготовить фотогалерею репродукций с художественными примерами фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, супрематизма.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Проверка конспекта, сообщения, фотогалереи.

Вопросы для самоконтроля

Отечественное изобразительное искусство до недавнего времени представляло собой органический сплав национальных художественных культур. Говоря о национальных школах, можно было бы назвать главные качества каждой из них. Например, указать на традиционный психологизм русской школы; эмоциональность и лиризм – украинской; драматический характер и даже, как отмечают исследователи, героическую трагедийность – белорусской; высокое чувство монументализма – грузинской; жизнерадостную декоративность – молдавской или армянской школ; особую близость к народным истокам – литовской, киргизской, узбекской школ; рационально-интеллектуальный дух – эстонской школы и т.д. Но это были бы, конечно, очень ограниченные, однобокие и потому неверные в целом характеристики. Каждая из национальных школ с ее сложной образно-стилистической спецификой в разных формах, техниках, стилистике оставалась верна главным человеческим идеалам.

Необходимо сказать, что при всех сложностях исторического развития нашего общества: от гражданской войны – к Великой Отечественной, от голода конца 1920 – начала 1930-х гг. к разрушенному послевоенному хозяйству, от лжи и фальши политики тоталитарного государства – к "революции" начала 1990-х гг., в рамках строго ограниченных свобод "социалистического реализма", – при всем этом замечательными мастерами было создано, признаем, немало прекрасных художественных произведений (а сколько было бы еще создано теми, кто канул в небытие в годы репрессий или сгорел в огне Великой Отечественной!). И это надо помнить.

Представленная здесь картина художественной жизни отражает состояние искусства до драматического периода распада СССР. Создатель авторского учебника не может не выразить своей позиции по отношению к дальнейшему развитию положения в художественной жизни России на территории ее бывших республик. Мы не можем отрицать, что невероятный подъем всех искусств в национальных республиках СССР, возникновение целых пластов культуры – от письменной до изобразительной – был возможен благодаря "окормляющей", культуртрегерской роли русской культуры, благодаря иногда даже жертвенным усилиям представителей русской интеллигенции. После крушения Советского Союза некоторые национальные элиты новосозданных государств на его бывшей территории в целом проявили эгоизм и неблагодарность, постаравшись вычеркнуть роль русского народа и его культуры в жизни их стран, а в некоторых книгах и учебниках и вовсе назвали русских оккупантами. Приходится признать, что коммунистический проект по созданию единой советской нации успехом не увенчался, фактически только русские воспитывались в идеалах дружбы народов, самопожертвования и абстрактного "интернационального долга". Но будем надеяться, что "мельницы истории" перемелят клевету и фальсификации и со временем роль русской культуры в XX в. будет по достоинству оценена "от финских хладных скал до пламенной Колхиды". Не сказать об этом было бы исказить процесс развития художественной культуры в дальнейшем.

В результате нарушения и разрыва сложившихся культурных связей между республиками мы не можем судить о тех художественных процессах, которые сейчас там происходят, поэтому речь может идти об искусстве последнего десятилетия XX – начала XXI в. и – уже только России.

Так называемое постсоветское искусство рубежа веков укладывается в слишком малые временные рамки, чтобы можно было отобрать для объективной (по возможности) исторической картины какие-либо имена. Лишь будущее поставит все на свои места и позволит историку искусства сделать правильные выводы и дать верные оценки. Но очертить главные проблемы уже можно.

И одна из этих проблем касается религиозной живописи, которая впервые в новейшей истории нашего государства заявила о себе в 1990-е гг. Именно тогда, в годы быстрого падения морально-нравственного уровня общества старшее поколение уже не только вполне сложившихся, но и находящихся в зените славы художников все чаще обращается к христианским сюжетам в станковой картине (темы Голгофы у Е. Моисеенко и А. Мыльникова," Вечная память..." В. Иванова, "Бла говещение" (см. цветную вклейку) и "Иуда" Г. Коржева, "Тайная вечеря" и "Несение креста" живописца более молодого поколения Н. Нестеровой; даже более ранняя "Северная часовня" В. Попкова может быть упомянута в этом ряду). Но главное слово, оказалось, здесь принадлежало не станковистам, а монументалистам.

Русская православная церковная живопись, пережившая величайший расцвет в Средневековье, продолжавшая свое развитие уже в рамках академического искусства, нашедшая серьезных исследователей на рубеже XIX–XX вв., прекратила свое существование в 1917 г. Государственная политика атеизма, нанеся сокрушительный удар по православию, тем самым прервала и развитие иконописи, и храмовое строительство. Тем не менее крупные русские искусствоведы (Олсуфьев, Грабарь, Лазарев, Алпатов и др.) занимались розысками старых икон (так были найдены, например, в 1922 г. рублевские иконы из иконостаса Владимирского Успенского собора) и их реставрацией.

Последняя четверть XX и первое десятилетие XXI в. – новая страница развития православной живописи в России. В 1989 г. в Москве был учрежден Независимый фонд возрождения церковного искусства. В связи с празднованием Тысячелетия крещения Руси в Москве была организована выставка "Современная икона", в 1997 г. – в связи с 850-летием Москвы – выставка "Русская икона в конце XX века", представлявшая разные направления в развитии иконы, начиная с Византии. Особое внимание привлекла группа икон "народного направления", идущая от народной картинки, лубка. Появились значительные иконописцы со своей школой, имеющие успех за рубежом (например, упоминавшийся ранее архимандрит отец Зинон). В Москве уже к 2000 г. насчитывалось более 30 иконописных мастерских. В Петербурге основными школами являются иконописные мастерские при Духовной академии и семинарии (руководитель игумен Александр) и иконописно-реставрационная мастерская при Александро-Невской лавре (руководитель Д. Мироненко), не считая множества мастерских при монастырях и подворьях. В Северной Столице появилась и первая в России галерея современной иконописи "Русская икона" (2003), собравшая работы художников Москвы, Петербурга, Ярославля, Новгорода, Пскова, Твери и проч. Петербургская школа вообще продемонстрировала многообразие стилистических тенденций. Выставки 1994, 1999, 2000, 2001 гг. объединили художников не только разных поколений и разных стилистических направлений, но и разных видов и жанров искусства: вместе с иконописцами выступали монументалисты, художники самых разных видов прикладного искусства, например эмальеры, и, как правило, всегда высокого профессионального уровня.

В 2002 г. в Музее прикладного искусства СПбГХПА имени барона А. Л. Штиглица впервые были представлены помимо икон Петербурга, Москвы, Северо-Запада и т.д. фрески, мозаики, копии старых мастеров и собственные произведения. Выставка отчетливо продемонстрировала глубокое осмысление художниками иконы, изучение ими ее канона, значения для нее храмового пространства. Но главное, выявила два ведущих направления в религиозном искусстве: одно – от своих истоков, Византии и древней Руси, другое – от искусства так называемого синодального периода. Это направление в церковной живописи отличает обращение к традициям западноевропейского искусства ("болонская школа") и к отечественным академическим традициям (примером может служить иконопись Боровиковского в Могилевском соборе или его иконы в Казанском соборе Петербурга). Особый интерес у художников этого направления нужно отметить к творчеству В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, к таким центрам иконописи, как Палех и Мстера, – именно потому, что они, каждый по-своему, соединяют эти традиции (В. Лебедев. "Иоанн Богослов", икона Мстеры, начало XXI в.; см. цветную вклейку). Какой из путей более правильный? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Иконописцы ищут свое, современное выражение в обоих случаях: и когда они обращаются к древнерусским истокам, и когда ищут почву в академизме. Сам В. М. Васнецов после работы в киевском Владимирском соборе писал, что чувствует неудовлетворение и "далекость" от подлинного, так что у современных иконописцев еще много проблем, требующих решения.

Современные иконописцы и реставраторы стали приобретать известность за рубежом (например, Е. Большаков, Ю. Бобров работали на Афоне, А. Чашкин, Е. Максимов – в США, Н. Мухин – в Сербии). Художникам, работающим сегодня в области религиозной живописи, свойственно, как уже говорилось, глубокое осмысление религиозного искусства, причем как станковых форм, так и монументального. Большая заслуга современных мастеров в создании новой иконографии Ксении Петербургской (1988); Св. Иоанна Кронштдтского, образа Крещения Руси (иконы отца Зинона, 1988, или Натальи и Николая Богдановых, 2000; см. цветную вклейку), а также новопреставленных на Соборе 2000 года Св. преподобного Серафима Вырицкого, Вениамина Петроградского и др. Большая работа ведется по созданию иконографии "царственных мучеников", она не завершилась и по сей день. Однако и в традиционной, давно устоявшейся иконографии многие живописцы проявляют яркое творческое начало. Достаточно назвать, например, такого художника, как Г. Тонков. В его "Святой Троице" видится печать крепких древнерусских традиций, а экспрессивный живописный почерк мастера сродни новгородским и непосредственно волотовским (церковь Успения на Волотовом поле) стенописям, но написано это современным художником, с современным осмыслением изображаемого.

Восстановление и строительство новых храмов за последние 15–20 лет приобрело широкую масштабность. Соответственно остро встал вопрос и об их декоративном оформлении. В одном только Петербурге с середины 1990-х гг. было восстановлено и построено более 100 храмов и часовен. Пример успешного взаимодействия архитектуры и совершенно новой иконописи, стенописи и мозаики являет нам Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. И в этой связи следует отметить, что именно мозаика стала особенно востребована в новом храмовом строительстве.

Искусство, пришедшее на Русь из Византии, испытавшее новое рождение в XVIII в. усилиями и талантом М. В. Ломоносова и новый взлет в XIX в. прежде всего в стенах Императорской Академии художеств, мозаика не была предана забвению в годы советской власти. Мы уже рассказывали, как в 1930-е гг. в связи со строительством метрополитена и других общественных зданий широко использовались ее декоративные возможности, а главное, ее агитационный характер. В послевоенные годы и позже мозаикой украшали детские сады и санатории, больницы, предприятия, стены школ и т.д. В Петербурге помимо мозаичной мастерской Академии художеств прекрасно работали и работают сейчас выпускники Высшего художественного училища имени В. И. Мухиной (СПбВХПА, которому в наши дни справедливо вернули имя его основателя барона А. Л. Штиглица).

Исследователи верно замечают, что опыт мозаики советского периода при всей ее ангажированности очень помог молодым художникам на новом этапе ее развития, начавшемся в 1990-е гг., как в способе набора, понимании возможностей материала, так и в применении новых технологий. Уже не в московском, а петербургском метрополитене выпускник Академии художеств, ученик А. А. Мыльникова А. Быстров украшает станцию метро "Александр Невский" сценой знаменитой битвы – и это последнее произведение, созданное в Петербурге до распада СССР. Последним же заказом XX в. для мозаичных мастерских Академии художеств и тому же мастеру были мозаичные панно для станции "Спортивная" (1998–1999; см. цветную вклейку) на "олимпийские темы", в которых художник проявил знание и выказал тонкое понимание античной мифологии и античного искусства. Позже А. Быстров (вместе с Е. Быстровым и др.) украсили интерьеры метро "Волковская", "Адмиралтейская" и пр. Другая команда известных петербургских монументалистов: С. Репин, Н. Фомин, И. Уралов, В. Сухов – авторы мозаик станций метро "Озерки", "Достоевская", "Крестовский остров", "Сенная" и пр. Эта же группа прославленных художников исполнила мозаики в церкви Рождества Богородицы в поселке Александровское Ленинградской области (архитекторы А. Шретер, А. Головин, Г. Уралов).

С начала 2000-х гг. происходят заметные изменения в отечественном монументальном искусстве в том смысле, что государство перестает быть единственным его заказчиком, появляется заказчик частный. Что касается станкового искусства последних десятилетий, то развитие его за этот период достаточно многообразно. Продолжают работать многие художники, заявившие о себе еще в 1970–1980-е гг., как тот же А. Кулинич (см. его замечательные цветные литографии, посвященные истории Кирилло-Белозерского и Спасо-Каменного монастырей (Вологодская область), его иллюстрации к Гоголю, еще ждущие своей печати, и его прекрасную красочную живопись, полную народной фантазии и юмора). И это только пример одного художника, заявившего о себе еще в 1970–1980-е гг., из плодотворно работающих сегодня, их ряд можно продолжить. А сколько еще совсем молодых, только вступающих в творческую жизнь, смело и свободно, интересно мыслящих – время, надеемся, по справедливости высветит их имена.

Мы же сейчас можем сделать лишь один вывод. Для всего современного отечественного (фигуративного) искусства второй половины XX – начала XXI в. особенно характерно распространение влияния круга русских традиций – отходя от авангарда через искусство рубежа XX–XIX вв. к искусству древнерусскому, а в зарубежном материале – от экспериментов начала прошлого столетия через постимпрессионизм – импрессионизм – романтизм к великому искусству Возрождения. Другими словами, они продолжают основные традиции, сложившиеся в искусстве XX в.: русский академизм, русский импрессионизм, русский "сезаннизм", а также постмодернистские фантазии на темы Ренессанса и уже чисто салонного академизма рубежа XIX–XX вв. Многочисленные выставки последних лет прекрасно иллюстрируют это.

В то же время нельзя не заметить, что в отсутствии государственных идеологий очевидна тенденция поддержки на самых высоких уровнях меценатства и в организации самих выставок музеев предпочтения отдаются прежде всего различным формам неоавангардизма. С исчезновением внятных государственных ориентиров в сфере культурной политики произошел процесс легализации различных неформальных объединений. "Андерграунд" (термин, заимствованный из кинематографии США начала 1940-х гг.) не только вошел в отечественную художественную жизнь, но стал чуть ли не элитарным искусством, о котором говорят "с придыханием", но которое еще потребует серьезной и объективной оценки, как и деятельность многих открывшихся в последнее время художественных галерей (именуемых ныне почему-то только арт-галереями) и множества разных новых художественных изданий. В наши дни, когда "истаяли прежние точки отсчета и былые кумиры сменяются новыми, когда возникает система решительно новых, во многом мнимых ценностей, по-своему отражающих посттоталитарное мышление", сделать это очень сложно, но необходимо. Несомненно, осмысление процесса развития искусства не застраховано от просчетов, ошибок, противоречий, и дело времени и объективной критики разобраться во всем многообразии и сложности искусства современности, "отделив зерна от плевел".

Одним из сложных вопросов представляется поставангард. За годы советской власти было создано так много "убогих по мысли и примитивных по форме" (В. Власов) произведений соцреализма, что на этом фоне русский авангард 1920-х гг., особенно в глазах молодых художников и зрителей, стал восприниматься (когда, в свою очередь, стал доступен для обозрения) как самое передовое (а для иных и единственно возможное) искусство на свете. Реабилитация имен таких действительно больших мастеров, как Π. Н. Филонов и К. С. Малевич, споспешествовала этому. Талантливые искусствоведы оплакивали его прерванное развитие ("Авангард, остановленный на бегу"). И все как-то забыли, что именно советский авангард 1920-х гг. явился той мощной силой, которая первая стала крушить классические традиции отечественного искусства, и с каким напором! "Как вы смеете называться поэтом // и, серенький, чирикать, как перепел? // Сегодня // надо // кастетом // кроиться миру в черепе!" (В. В. Маяковский. "Облако в штанах"). И "кроились"! Революция предоставила богатейшие возможности насаждать искусство нигилистическое, без истории, родины, без корней. Современный поставангард, с его агрессивностью, тем же знакомым пафосом разрушения, но и какой-то глубинной бескультурностью, к тому же еще вторичен и тавтологичен. Он весь (это относится, впрочем, и ко всему мировому постмодернизму) намеренно построен на цитатах – в литературе ли, в кино, в изобразительном искусстве. Недаром большие художники часто сетуют на то, что мы живем в эпоху лжепророков, лжеидолов, лжекумиров, и сегодня "великим" объявляется один, завтра – другой, послезавтра – третий. И лучшим, что есть в поставангарде, остается насмешка и ирония, а иногда привычная для российской интеллигенции рефлексия.

Вместе с тем для исследователей искусства ясно, что все это "концептуальное искусство", и оп-поп-соц и прочие "арты", включая и арт-дизайн, с их отходом от изобразительности в сторону знаковости, вербальности, ведь, но сути, не менее политизированы и агитационны, чем соцреализм.

В начале III тысячелетия приходится признать, что высокое искусство оказалось побежденным искусством массовым и китчем как его крайним выражением, с его дурновкусием, нарушением чувства меры, пропорций, гармонии: именам – от очень известных до совсем не известных – здесь нет числа. И это не только русское, но и общемировое явление: постмодернизм свидетельствует о конце "эпохи классического искусства"; идеалы прошлого, как верно сказано, осмеяны, а новые не созданы. Вот почему все яснее становится, как ни трагично это звучит, что XX век – это век катастрофы культуры, корни которой просматриваются еще в прошлом столетии, когда начали рушиться религиозное сознание и традиционный уклад жизни, а буржуазность породила протест лишь в форме безбожного бунта и эстетизации порока и зла.

Позволим себе процитировать слова великого музыканта ушедшего столетия Георгия Свиридова (1915–1998): "Искусство нашего }