Сравнение Обломова и Штольца (ЕГЭ по русскому). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика или анатомия

И.А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противостояние труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой и дискутабельной. В наше время эта тема является очень проблемной, так как в нашем современном обществе идет прогресс техники и люди перестают трудиться, лень перерастает в смысл жизни.
Герои романа Обломов и Штольц, являются друзьями с раннего детства. Их знакомство происходит при обучении в доме отца Штольца, который преподавал азы главнейших наук.
Илья Обломов выходец и дворянской семьи, с самого раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няньки запрещают ему проявлять какую - либо самостоятельную активность. Илюша, видя такое к себе, отношение сразу понял, что можно ничего не делать, так как за него все это сделают другие люди. Его обучение происходило в доме Штольца, учиться он особо не желал и родители потакали ему в этом. Так прошла вся юность Обломова. Взрослая жизнь ни чем не отличалась от детства и юности, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются в повседневной жизни. Он просыпался к обеду, неспешна слазил с кровати, лениво принимал пищу и не интересовался никакими делами. Лень, заложенная с детства, не давала Обломову ни малейшего шанса на стремление к наукам, к познанию окружающего мира. Не смотря на все это, воображение у него было очень хорошо развито, так как из - за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Так же Обломов был очень доверчивым человеком, и главным кому доверял Илья, был Андрей Штольц. Щтольц является полным антиподом Обломова. С самого раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, по национальности был немцем, прививал Андрею точность, трудолюбивость и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя свой характер. Обучался он вместе с Ильей, у своего отца, в отличие от Обломова, Андрею хорошо давались науки, и он с любопытством изучал их. Переход из детства во взрослую жизнь у Штольца случился очень рано, поэтому Андрей был очень активным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «ученье – свет, а неученье – тьма. У него был, трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно без обдумывания данного вопроса, которого ему нужно было решить. Заложенные с детства расчетливость и пунктуальность нашли себе место и во взрослой жизни Штольца. Подвижность и энергичность способствовали ему в каких – либо начинаниях. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире – «Обломовщине», был романтиком, который долго решался на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Их взаимоотношения с самого начала были не прочные. Ольга, зная многое про Обломова по рассказам Штольца, пытается возвратить к жизни Обломова по средствам своей любви, но ей этого не удается сделать и «Обломовщина» побеждает. Взаимоотношения Ольги и Андрея складываются сами собой в течение жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самым главным было то, что они стремились к жизни, это и поспособствовало к их сближению и образованию семьи.
Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.
Прочитав роман И.А. Гончарова «Обломов», я склоняюсь к мысли о том, что события описанные в данном произведение могут быть применимы и к нашему времени, так как в современном обществе есть много таких людей как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным.

В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы между совершенно разными по характеру и взглядам людьми.

Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю разобраться, способна ли она изменить человека в лучшую сторону.

Детство и воспитание

Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.

Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

Внешность

Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.
Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию - отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею - выбирают Штольца».

Любовь к женщине

Андрей с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.

Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.

Отношение к жизни

Андрей Штольц , пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.

В художественной литературе авторами часто используется прием антитезы. Он состоит в противопоставлении персонажей как носителей определенных идей и жизненных философий. Чаще всего писатель или поэт таким образом обозначает собственное мировоззрение, ненавязчиво намекая читателю на свою симпатию в отношении того или иного персонажа.

Антагонисты и протагонисты

Современные литераторы чаще всего придерживаются общепринятого формата, согласно которому у каждого положительного героя (протагониста) есть зеркальное отрицательное отражение в лице антагониста. Такое упрощение делает произведение доступнее пониманию массового читателя, но схематизация имеет и существенный порок: совершенно скверные или приятные во всех отношениях люди в жизни встречаются крайне редко, а если присмотреться хорошенько, то никогда. Куда сложнее, а потому интереснее дело обстоит в романе И. А. Гончарова. Сравнение Обломова и Штольца на первый взгляд приводит к однозначному отторжению бесполезной созерцательной лени, но по мере раскрытия образов все более заставляет читателя задуматься о судьбах и личных качествах двух персонажей. И оказывается, что все не так просто.

Штольц как представитель прогрессивного капитализма

Как понятно по фамилии, Андрюша Штольц родился в семье обрусевшего немца. Указывая на это, Иван Александрович Гончаров выражает общепринятое мнение (бытующее, кстати, и по сей день) о том, что роль носителей технического, философского и прочего прогресса в нашей стране играют иностранцы, причем из Европы.

Раньше в России немцами называли всех, независимо от национальности, приезжих с Запада. Но ясно, что предки Андрея происходят из германских земель. О матери его почти ничего неизвестно, кроме того, что она русская дворянка. С детства у мальчишек различается жизнь. Обломова и Штольца воспитывают по-разному. Отец-немец стремится вырастить себе достойную смену. Он хочет, чтобы сын был похож на него. Это нормальное желание практически всех отцов, ничего удивительного в том нет. Он внушает, что успех достигается работой. Этот важный (известный, кстати, не только немцам) заставляет проявлять строгость и требовательность. Отец не просто любит сына, он учит его всему, что знает и умеет сам. Это похвально, такой родитель мог бы служить всеобщим примером, но все дело в том, что есть предметы, для постижения которых учебники не написаны. И вот встречаются два антипода, Обломов и Штольц. Сравнение деятельного немца и ленивого русского - излюбленная тема для шуток, причем в обеих странах. У нас любят иронизировать по поводу собственной бестолковости, а в Германии с удовольствием акцентируют внимание на положительных чертах

Обломов

Сравнение Штольца и Обломова не будет объективным, если не учитывать особенностей детского воспитания двух мальчиков. Если Андрюшу отец постоянно держал в напряжении и учил всему, чему мог, то Илюша, напротив, провел юные годы в блаженной расслабленности. Уже один этот факт наносит серьезный удар по теории особой немецкой деловитости, столь уважаемой нашими «западниками» всех эпох. Возможно, что генетическая природа и взяла бы верх, но высока вероятность, что, получив такое воспитание, и Андрей вырос бы лодырем. Стремление к активности вырабатывается в проблемных условиях, это известно каждому психологу. Поэтому мудрый воспитатель даже в условиях безоблачного детства создает «учебные» конфликтные ситуации с целью выработки сильного характера у представителей подрастающего поколения. Если и так все хорошо, то усилия прилагать ни к чему, а воля атрофируется. Тем не менее и у Ильи Ильича Обломова тоже есть хорошие черты характера. Он добр и по-своему мудр, ему чуждо тщеславие и гордыня, у него есть вполне ясное понимание своего места в жизни, то есть правильная самооценка.

Дружба

Есть много странностей в нашей жизни. Иллюстрацией этой мысли в романе Гончарова может служить дружба Штольца и Обломова. Антиподы притягиваются как в физических явлениях, так и в жизненных обстоятельствах. Каждый из героев повествования ищет в своем товарище нечто, чего не хватает ему самому. Подспудно Илье Ильичу в чем-то хотелось бы походить на Андрея Ивановича, хотя и не во всем. Да и Штольцу симпатична романтическая сентиментальность (кстати, одна из национальных немецких черт) его товарища. Реалисту, боящемуся мечтать и мыслящему прямолинейно и конкретно, часто не хватает фантазии для достижения истинного успеха. К тому же, преуспев в делах, добившись высокого социального статуса, иной человек ловит себя на мысли о том, что счастья так и не обрел. А ведь именно в нем смысл жизни каждого. А счастлив ли Обломов? Сравнение Штольца и Обломова наводит на мысль, что у каждого из персонажей есть большие жизненные проблемы, о которых сами они даже порой не задумываются.

Алгоритмы поведения

Человек познается тогда, когда у него возникают серьезные проблемы. Совершенно по-разному реагируют на изменения жизненных обстоятельств Обломов и Штольц. Сравнение поведенческой манеры двух товарищей позволяет оценить степень отцовской заботы, проявленной немцем Иваном (Иоганном?) по отношению к сыну в период его воспитания. В отроческие годы юноша получил массу полезных знаний об окружающем мире. Но, при всей их систематичности, они представляли собой скорее набор вариантов действий, выбираемый из арсенала подобно тому, как ключница находит нужный ключ в связке. В век описанных событий, возможно, такой подход себя оправдывал, ведь Штольцу удалось стать успешным дельцом и преуспеть. К тому же интересен и характер отношений, которыми были связаны Обломов и Штольц. Дружба их с детства строилась на признании главенства Андрея.

Что касается Обломова, то алгоритм его поведения сводился к минимизации тревог и волнений. Он никого не хотел поучать, но и сам ничему учиться не хотел. Будучи человеком образованным, он сомневался в полезности полученных им знаний, справедливо полагая, что при его образе жизни они ему ни к чему.

Женщины и герои

Лежа на диване, трудно пользоваться успехом у дам. Это утверждение вряд ли подлежит сомнению, но судьба дала шанс и Илье Ильичу, чьим любимым времяпровождением было именно это занятие. Ольга Ильинская, юная и красивая, несмотря на многие нелепости поведения Обломова (а может быть, и благодаря им, кто поймет женскую душу?) влюбилась в незадачливого героя. Молодая прелестница понравилась и Андрею Ивановичу, который сначала не придал значения этому соперничеству, но, почувствовав его реальность, смог повернуть ситуацию в свою пользу. Сравнение Обломова и Штольца в разрезе человеческой порядочности окажется не в пользу последнего, но в любви, как и на войне, хороши все средства. Так, по крайней мере, считают европейцы, особенно французы. Нерешительность Ивана Ильича, как обычно, сработала против него. Обломов нашел свое счастье с другой женщиной, вероятно, в большей степени ему подходящей, Агафьей Пшеницыной, пусть и не столь яркой, как Ольга, но спокойной и заботливой.

Различие и сходство

Существует устойчивое мнение о том, что в лице Обломова И. А. Гончаров клеймит позорным тавром лень, косность и инертность русского барства. Если следовать этой логике, то образ Штольца олицетворяет прогрессивные устремления зарождающегося отечественного капитала (ведь, в конце концов, он, несмотря на тоже был русским человеком). Представляется, однако, что Гончаров хотел сказать своим романом нечто большее, и ему это удалось. Не такими уж антиподами были Обломов и данная Ильей Ильичом «светскому времяпровождению» очень едкая и меткая. Ему не хочется сидеть за карточным столом, беседовать о пустяках, интересоваться тем, чем все. Он склонен к созерцательному отношению к окружающему миру и отнюдь не глуп. Сходство Обломова и Штольца состоит в желании обоих спать. Только сон у первого из них вполне конкретный, физический, а у второго - моральный. При этом Илья Ильич осознает губительность своего порока, говорит об этом своему другу, признавая собственное бессилие в борьбе с ленью. Андрей Иванович на самокритику не способен.

Куда Обломову ехать?

А в чем более всего отличаются Обломов и Штольц? Сравнение кажется очевидным. Один все время лежит, другой в постоянном движении. Обломов не желает даже слышать о претензиях кредиторов, он хочет написать какой-то план реконструкции собственного имения, приходящего в упадок, но каждый раз засыпает, так и не приступив к этому занятию. Штольц постоянно находится в разъездах, главным образом заграничных. Он зовет туда же и друга, надеясь, что атмосфера дальних стран пробудит в том жизненную активность. Илья Ильич не спешит куда-то ехать, ему и в родной стране неплохо, особенно в тот период, когда в личной жизни что-то начинает меняться. Кстати, оба приятеля уже немолоды, им за тридцать (к примеру, «старику» Каренину у Толстого было менее 50 лет). Может, и правильно не хотел Обломов суетиться на старости лет…

Кто полезнее?

Если рассматривать роман Гончарова как произведение концептуальное, то его действительно можно свести к противопоставлению таких типажей, как Обломов и Штольц. Сравнение их в политэкономическом смысле выявит явное превосходство активного и предприимчивого начала над пассивно-созерцательной жизненной позицией. Один все время в трудах, наживает добро, подражая «желтому человеку», встающему в шесть и изнуряющему себя гигиенической гимнастикой. Второй лежит и вяло рассуждает о философских проблемах, не заботясь о будущем. Для общества полезнее Штольц. Но могут ли все стать такими, как он? И нужно ли это?

О свободе

Еще раз перечитав бессмертный роман И. А. Гончарова и оценив его с позиций модной в некоторых слоях современного общества либеральной идеи, можно прийти к парадоксальному выводу о том, что именно Обломов в большей степени является выразителем «свободных ценностей». «Западник» Штольц и уважаемый им «желтый человек» работают на укрепление экономики родной страны, а вот Обломов живет сам по себе, никому не мешая, не желая при этом заботиться о коллективном благе. Ну не родился он борцом, что тут поделаешь… Не нравится ему, когда его тормошат, даже если это делается из дружеских побуждений. Это вопрос свободы личности, и каждый живет так, как ему хочется.

Он умирает молодым, судя по тексту романа, не дожив до сорокалетия. Сгубил И. И. Обломова, очевидно, нездоровый образ жизни, сознательно избранный им после расставания с Ольгой. Это тоже личный выбор, хотя по-человечески его жаль.

Свой роман Гончаров посвятил Обломову.Это мы видим по тому,что автор назвал своё произведение его именем.И.И.Обломов - это целое явление в русской литературе.Оно породило такое явление,как"обломовщина " ,обозначающее не способного к активной деятельности человека,лежащего на диване и мечтающего,что всё в жизни произойдёт по мановению волшебной палочки,как в сказке.
Обломов - главный герой.Но есть и ещё один яркий образ в романе Гончарова.Это Андрей Штольц..Он полная противоположность нашему герою.С другим характером и жизненными установками.
Попробуем их сравнить
они отличаются даже внешне.Штольц - немец,сухой,прямой,быстрый и стремительный.
Илья даже в детстве отличался рыхлостью,медлительностью.а во взрослом возрасте - был дрябл и толст.
Герои поучили разное воспитание.
Илья Ильич - дворянин.За ним ухаживали "300 Захаров" .,то есть он ничего не делал сам.Его кормили,поили,одевали,обували слуги.приучив Илюшу к мысли,что так и должно быть Не случайно ему снится сон о его детстве.Там всё было понятно,спокойно,безмятежно и мирно.Мальчика любили,холили.лелеяли,баловали.От учёбы он болел,и его всячески от неё оберегали.Точно по Пушкину "Мы все учились понемногу чему - нибудь и как - нибудь".В Обломове воспитание развило бездеятельность леность,мечтательность и неспособность к труду.
Совсем не то воспитание получил друг Обломова Штольц.Строгость отца приучила его не надеяться ни на кого,а работать самому.Отец привил сынучувство долга,расчётливость,практичность,целеустремлённость.
Мать - развила в нём эстетические начала. Штольц хорошо учился и сформировался в делового человека.
Оба героя служили.Да только Обломов быстро утомился от этой деятельности.А Штольц за что бы ни брался,делал всё великолепно.Его ценили на службе,посылали по важным делам.Он очень деятельный,активный и целеустремлённый человек.Полная противоположность мечтательному,прячущемуся от жизни в халат Обломову.
Светская жизнь тяготила Обломова,и он в конце концов стал избегать приёмов и раутов.
Штольц же,понимая необходимость связей в обществе,чувствовал себя как рыба в воде на светских балах.
По -разнму относятся герои и к любви.Удивительно,что О.Ильинская,давно зная Штольца,полюбила именно романтичного Обломова.Штольц казался ей слишком сухим и прагматичным? Но И.И. и здесь проявил леность и малодушие.Он считал,что всё должно произойти,как в сказке - само собой.А Штольц понимал,что Ольга с её умом и рассудком будет ему хорошей женой.Так и случилось.
А Обломов утешился в объятьях вдовы,и жизнь его потекла так,как он и мечтал -покойно,беспечно и умиротворённо.
Таким образом,можно сделать вывод о том,что Штольц противопоставлен Обломову.Цель автора - показать,как воспитание и личное нежелание хоть что - то сделать в жизни для собственного блага приводят человека к духовной и физической смерти.
Если Штольц - борец,то Обломов беспочвенный мечтатель.

Обломов Илья Ильич – главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лёжа на диване. Яркий представитель обломовщины.

Штольц Андрей Иванович - друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.

Сравним героев по следующим критериям:

Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).

И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: « Няня ждёт его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «.. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: « Мать осыпала его страстными поцелуями …» Няня всюду, сутками напролёт, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: « … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то попыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт нос …».

Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: « С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой … а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова …» Мать постоянно беспокоилась о сыне: « … она бы держала его возле себя». Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и « прикладывал руку»: « … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».

Отношение к учёбе и труду.

Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. « Зачем же все эти тетрадки … бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? ... Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учёба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: « … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни».

Штольц. Учился и работал уже с детства – главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд – смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».

Отношение к мыслительной деятельности.

Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учёбе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам всё это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрёт голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится..»

Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. « Он боялся всякой мечты или, если входил в её область, то входил, как входят в грот с надписью... , зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».

Выбор жизненных целей и способы их достижения. (В том числе и образ жизни.)

Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, ещё смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.

Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». « А сам всё шёл упрямо по избранной дороге».