Урок музыки «Диалог ритма и метра» - Урок. Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма

Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

Давайте вспомним, что такое ритм? (чередование длительностей). А что мы называем метром? (чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева (I –II- I- II- II-II- I )

А теперь простучите только метр (I – I – I –I – I – I )

Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Молодцы.

В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет завораживающей власти ритма над человеческим сердцем.

Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.

Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по-разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь.

Музыка балета глубоко связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Мелодии его близки народным интонациям, в них проявляются ладовые, ритмические особенности армянской музыки. Тембры инструментов оркестра как бы подражают звучанию народных инструментов. Народные сцены, в которых особенно ярко проявляется эта близость с народным искусством, занимают в балете большое место. Причём жизнь народа Хачатурян показывает с разных сторон - и в будни - в работе, и в бедствии, и в день праздничного веселья.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена(Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм».), которая является очень известным и значительным сочинением. При этом вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.

Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь» - слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. «Мотив судьбы» - с таким названием эти четыре ноты навсегда вошли в историю музыки.

Послушайте фрагмент из 1-ой части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Первые такты симфонии образуют главную ритмическую интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной энергии, заключённая всего в четырёх нотах, пронизывает всё развитие произведения – от первых звуков до финала.

Анализ произведения. Простукивания ритма и метра.

Открытый интегрированный урок музыки и математики, направленный на то, чтобы дать возможность закрепить и применить знания, полученные на уроках музыки и математики в работе над музыкальными произведениями.

Цели урока:

  1. доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ;
  2. закрепить изученный материал по темам:
  3. «Сложение дробей с разными знаменателями»,
  4. «Ритм как средство музыкальной выразительности»

Задачи:

  1. показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке;
  2. развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления;
  3. воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству.

Музыкальный материал:

  1. Г.Свиридов «Время, вперёд!»
  2. Л. Деревягина - В.Степанов «Горница-узорница»

ХОД УРОКА

(Слайд № 1) - название урока. (Презентация)

У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!

Д: Ритм - чередование длительностей звуков, а метр - чередование сильных и слабых долеё в музыке.

У: А что же такое диалог?

Д: Взаимная беседа.

У: А в какой связи находятся метр и ритм?

Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник - математика.

(Слайд № 2) Цель урока

У: Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные.

(Слайд № 3) - Пифагор

У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

(Слайд № 4) - Эйнштейн

У: А другой известный учёный - Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока - доказать, что они правы!

(Слайд № 5) Свиридов

У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

(Слайд № 6) Симфонический оркестр

(Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

Д: Ритмичное.

У: А ритм состоит из чего?

Д: Из длительностей.

(Слайд № 7) Длительности

У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

(Дети отвечают, затем появляется слайд)

У.: Ребята! Все длительности - это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?

(Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране)

(Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей

У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс»)

(Выполняют на листочках, проверяют правильность решения)

У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант - первая и вторая строчки, 2 вариант - третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его!

(Слайд № 9) Задание

(Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты)

У.: Скажите, как мы будем решать это задание?

Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде:

(Слайд № 10): Алгоритм решения:

  1. Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби).
  2. Привести дроби к одному знаменателю.
  3. Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру!
  4. Поставить тактовую черту в конце каждого такта.

(Слайд № 11) Задание в длительностях

После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером».

У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером»)

У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем - ритмический диалог первого и второго вариантов).

У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется?

Д: «Горница-узорница».

У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока!

(Слайд № 2) Цель

У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра?

У: Почему?

Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии.

У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики?

Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах.

У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе?

Д: Конечно!

У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке.

(Слайд № 13) Проект песни

У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие!

(Слайд № 14 - 20) Презентация песни

(На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни)

У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке?

(Слайд № 21) Итоговые вопросы

Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте.

У: Чему научились?

Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

У: Где мы сможем применить полученные знания?

Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте - поможет математика и т.д.

У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

(Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором)

У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен!

(Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!»)

Дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу ­
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса
На тему Ритм: Диалог метра и ритма
Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим
быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в
целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни
ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и
называется ритмом.
Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то,
что он может существовать сам по себе ­ в барабанной дроби африканских
племен, например, ­ в классической музыке, редко можно услышать ритм без
мелодии или гармонии.
Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм ­
это не одно и то же. Метр ­ это регулярное и равномерное повторение
музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической
организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с
одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например,
вальс ­ это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на
первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе
ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных
вальсов Шопена ­ Вальс ми­бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля­
бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).
Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп­
музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в
классической музыке они чаще используются для пунктуации или
подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными
инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно
различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами
под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то
существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр»
циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр»
жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня
наших гормонов и ­ наиболее очевидный ­ биение нашего сердца.

Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может
зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не
волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается:
иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для
того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени.
Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к
"Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо
разбираетесь в музыке.
В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм
полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще
встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает
в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть
сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится
необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с
метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то
прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте
из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».
Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом
обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость,
непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в
живое и яркое эмоциональное сопереживание.
Бывает, что ритму удается ­ пусть на короткое время ­ вырваться из
ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе,
вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании
слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой­
нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом
всего последующего образного развития.
Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является
очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из
короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:
Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так
судьба стучится в дверь»­ слова, ставшие в дальнейшем крылатыми.
Многочисленные варианты этого мотива­эпиграфа пронизывают всю первую
часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив­эпиграф вложен
не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается

как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и
неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.
Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная
всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!
Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного
притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности
в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или
замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если
проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится,
что оно не всегда одинаково: где­то ритм поддерживает спокойное и
неторопливое повествование, где­то, наоборот, включается в стремительное
движение музыкального потока, где­то нарочито замедляется и даже как
будто замирает.
Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные
события. Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро
сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).
Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности
музыки ­ ее скорости, или темпу.
Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования
научилась движению во множестве темпов ­ от медленных до самых
стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно
на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно»,
moderato (модерато) ­ «умеренно», allegro (аллегро) ­ «скоро», presto (престо)
­ «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) ­ «в высшей степени
быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения
усиливающего (molto ­ мольто ­ «очень») или сдерживающего характера (mа
non troppo ­ ма нон троппо ­ «но не слишком»).
Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки
скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени
зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и
эмоций, которые в нем преобладают.
О чем же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой
неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как
все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,
совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное произведение?
Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в
развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире
«катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти
волны катились и сто, и двести лет назад. В них ­ наши радости и надежды,
поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке
подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения ­
движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка
доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.
Источник http://www.music­fantasy.ru/content/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­
dialog­metra­i­ritma

В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:


Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).
То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.
Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.
Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.
Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.
Метр - система организации музыкального ритма.
Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)
Щелчки метронома называются долями.

Из долей складывается каждый такт произведения.

Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей , т.к. она самая сильная по ударению.

Т.е. такт – это промежуток между двумя соседними сильными долями .
А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом .
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.
Доля метра может быть выражена различной длительностью: целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.
Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8

ТЕМП
От лат. Tempus - время
Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);

Адажио (медленно, спокойно);

Анданте (в темпе спокойного шага);

Модерато (умеренно, сдержанно);

Аллегретто (довольно оживленно);

Аллегро (быстро);

Виваче (быстро, живо);

Престо (очень быстро).

Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.


Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.


Тема урока: Диалог метра и ритма
Цель: Показать взаимосвязи метра и ритма.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Научить определять ритм в прослушанном произведении;
2. Учить анализировать услышанную музыку.
Метапредметные:
1. Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
2. Применение знаний для решения поставленных задач.
Личностные:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, потребность в музыкальных переживаниях;
2. Воспитывать культуру слушания музыки.
Методы: рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: фортепиано, ПК, колонки, проектор, экран.
Структура:
1. Орг. момент, распевание
2. Новый материал
3. Слушание «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна
4. Слушание Л. Бетховен Симфония №5
5. Пение «Непогода» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
6. Итог

Этапы Хрон-жСодержание урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Орг. момент, распевание
2. Новый материал
3. Слушание
4. Слушание
5. Пение
6. Итог
2 мин

7 мин
6 мин
6 мин
10 мин
4 мин У.: Здравствуйте ребята.
Д.: Здравствуйте.
У.: На предыдущих уроках вы узнали, что такое ритм. Ответьте, что это?
Д.: Ритм – это равномерное чередование звуков; важное средство музыкальной выразительности.
У.: Правильно. А что означает метр в музыке?
Д.: Ответы
У.: Метр – это чередование сильных и слабых долей. Посмотрите на картинку и скажите где ритм, а где метр?
Д.: Вверху метр, внизу ритм.
У.: Верно. Метр всегда одинаковый, а ритм изменяется на протяжении произведения. Ритм намного богаче и разнообразней, чем простая метрическая пульсация. В сочетании равномерности метра и постоянной изменчивости ритма заключается секрет завораживающей власти музыки над человеком.
Во всем многообразии музыки практически не найти произведения, в котором метр и ритм полностью совпадают. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а иногда и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В этих случаях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, перенося их с сильной доли на слабую или прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.
Слушание «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна
У.: Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание. А что вы почувствовали, услышав музыку?
Д.: Ответы
У.: Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из метрических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти нескольких поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением
Слушание Л. Бетховен Симфония №5
У.: Как вы думаете, что изображают эти звуки? (Играю мотив на фортепиано)
Д.: Ответы
У.: Как сказал сам композитор: «Так судьба стучится в дверь». Что это значит?
Д.: Ответы
У.: В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией. Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, которая заключена всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала.
Стремление музыкального ритма к преодолению метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм спокойный и неторопливый, где-то наоборот, быстрый и подвижный, где-то замедляется и даже как будто замирает. Проследите за изменением ритма в песне «Непогода», затем мы её разучим.
Пение «Непогода» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
ВХР:
Задача Методы, приемы
Верный ритмический рисунок Прохлапывание ритма
Дикция:
Изменения в природеПроисходят год от года.Непогода нынче в моде,Непогода, непогода. Проговаривание текста без музыки (вне ритма, с ритмом)
Дыхание Словесное указание не разрывать фразу. Дирижерский жест.
Интонационный скачки Графический показ
У.: Что такое ритм?
Д.: Ритм – это равномерное чередование звуков; важное средство музыкальной выразительности
У.: Что такое метр?
Д.: Метр – это чередование сильных и слабых долей
У.: Как они взаимосвязаны?
Д.: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком
У.: Как вы думаете, может музыка существовать без метра или ритма?
Д.: Нет
У.: Почему?
Д.: Ответы
Спасибо за урок. До свидания. Входят в класс
Распеваются
Слушают новую тему

Слушают и анализируют произведение
Разучивают произведение
Отвечают на итоговые вопросы Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Регулятивные
Регулятивные
Коммуникативные