Увековеченные герои детской литературы. В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М

Виртуальное путешествие-обзор

Известный специалист по развитию навыков чтения у детей Ирина Ивановна Тихомирова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств установила имена персонажей – детей и подростков, основных героев детской литературы , вошедших в её золотой фонд. Таких героев она насчитала около 30 в научном издании «Энциклопедия литературных героев» (М., Аграф, 1997) и книге «1000 великих литературных героев» (М., Вече, 2009). Примерно столько же она выявила и памятников литературным героям-детям. Кто эти герои, чем объяснить их бессмертие и способность помогать детям становиться людьми?

Виртуальное путешествие познакомит с литературными героями-детьми, которых сделала бессмертными классика и в их честь благодарные читатели установили памятники.

АЛИСА – умная, добрая, смешная и одновременно грустная героиня двух сказок Льюиса Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» (1875). Автор – профессор математики из Оксфорда и нетривиальный мыслитель, а его сказки – глубокие произведения, внешне наполненные смехом и игрой в «чепуху». В них отражено умение автора взглянуть на мир свежим взглядом ребёнка, пародируются нравоучения, скучная мораль, школьные премудрости и разговорные штампы. Памятники Алисе установлены в английском городе Голфорде и в Центральном парке Нью-Йорка.

БУРАТИНО – герой повести Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»» (1936), любимая деревянная игрушка с длинным носом, вырезанная из полена папой Карло. Он является обрусевшим вариантом деревянного человечка Пиноккио, созданного итальянского писателя Карло Коллоди. Буратино приобрел большую популярность в России: он герой множества песен, мультфильмов, кинофильмов и спектаклей. Дети восхищаются его любопытством, самостоятельностью, добрым сердцем, верностью в дружбе. Люди проносят образ этого героя в сердце через всю жизнь. Буратино – необычный положительный персонаж. У него много недостатков: он часто попадает впросак, его легко обмануть, он не подчиняется правилам. Но читатели ему верят и узнают в нём себя. Благодаря невероятным приключениям Буратино меняется и начинает лучше понимать жизнь. Пройденный им путь – это путь познания реалий жизни и преодоления эгоизма. Памятник герою установлен в российском городе Самаре, Кишинёве (Молдавия), Гомеле (Белоруссия).

ДЮЙМОВОЧКА – героиня сказки Ганса Христиана Андерсена (1836). Она родилась из прекрасного цветка. Всё, что с ней происходит, зависит от воли других. Ей грозит брак с сыном жабы, с майским жуком, кротом и жить в чуждой среде. Но случилось так, что она спасла от гибели ласточку, а затем ласточка – её. Дюймовочка стала женой эльфа, царицей цветов. Эта героиня – воплощение добра, но сама она беззащитная и хрупкая, вызывающая в читателе сочувствие. Памятник ей установлен в Дании на родине Андерсена – в городе Оденсе. Есть памятник в России, в городе Калининграде. А в Киеве (Украина) сооружен музыкальный фонтан «Дюймовочка».

ГАДКИЙ УТЁНОК – герой одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена (1843). Судьба героя близка к притче о вечном столкновении добра и зла. Преображение некрасивого птенца в прекрасного лебедя – лишь внешняя сторона сюжета. Суть образа в изначальном благородстве птенца, от природы щедро награжденного добротой и открытого любви. Гонимый всеми, кто старался его «переделать», он не озлобился. Читателя покоряет изначальная чистота и смиренность этого образа. Памятник герою сказки и её автору установлен в Нью-Йорке.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА – героиня одноимённой сказки Шарля Перро (1697). За прошедшие столетия со времени её создания образ Красной Шапочки в критике и в народе заметно трансформировался. От первоначально религиозной трактовки – богини неба – в современном понимании он превратился в образ положительного персонажа – наивной и услужливой девочки. Памятники Красной Шапочке можно встретить в разных странах: в Мюнхене (Германия), в Барселоне (Испания), в Буэнос-Айресе (Аргентина). В России памятник Красной Шапочке установлен в Ялте в Парке сказок.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ – герой одноимённой сказки французского лётчика Антуана де Сент-Экзюпери, созданной в разгар Второй мировой войны. Это символ чести, бескорыстия, естественности и чистоты, носитель детства, живущего по «велению сердца». У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он верен любви и дружбе. Его трактуют как образ детскости в душе взрослого человека. Это относится и к автору сказки. Памятник Маленькому принцу установлены в разных городах – во французском городе Лионе, в грузинском Тбилиси. В России есть памятники в Абакане, в Калужской области в парке «Этномир».

МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ – герой созданного Аркадием Петровичем Гайдаром в 1935 году эпического сказа о маленьком мальчике с душой настоящего воина, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Эту сказку о жертвенном подвиге Мальчиша Натка рассказывает детям в пионерском лагере. Над могилой погибшего Мальчиша поставили большой красный флаг. Пафос сказки поднимается до эпических обобщений, трактующих вечную тему борьбы добра со злом. Зло в сказке олицетворяет Плохиш - трус и предатель, по вине которого погибает Мальчиш-Кибальчиш. В финале сказки в память о Мальчише салютуют проезжающие поезда, проплывающие пароходы и пролетающие самолёты. Памятник герою поставлен в Москве, на Воробьёвых горах, рядом с Дворцом творчества юных.

МАУГЛИ – персонаж романов Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей» (1894-95). Это потерявшийся в джунглях мальчик, вскормленный волчицей и ставший членом стаи. Маугли – один из персонажей, которых называют «вечными спутниками человечества». Таковы и другие герои Киплинга – отважный мангуст Рикки-Тикки-Тави, любопытный Слонёнок… Путь взросления мальчика среди животного мира роднит книгу с «романом воспитания»: здесь в ненавязчивой форме преподносятся важные нравственные уроки. В образе Маугли писатель убедительно показал, что человек может жить на планете Земля только в согласии с природой. Памятник Маугли поставлен на Украине в городе Николаеве, у входа в зоопарк. В России памятник этому герою есть в городе Приозёрске Ленинградской области.

НАХАЛЁНОК – восьмилетний Мишка, герой трагического и в то же время жизнеутверждающего рассказа Михаила Александровича Шолохова (1925). Рассказ отразил тему становления советской власти на Кубани, в котором принял участие и Мишка, следуя примеру своего погибшего отца. О рассказе говорили: «Сжатость полна жизни, напряжения и правды». Его герой, выходец из простого народа, встаёт на защиту людей, даже если изменить ничего не может. Он не может пройти мимо зла. Читая рассказ, ребёнок забывает, что Мишка – плод фантазии писателя, он воспринимает его как реального, как живого мальчика. Памятник Нахалёнку поставлен в городе Ростов-на-Дону, где часто бывал писатель.

НЕЗНАЙКА – герой сказочной трилогии Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе (1958), «Незнайка на Луне» (1965). Это самый известный коротышка Цветочного города, о котором говорят, что он ничего не знает. Своё незнание он восполняет воображением, создавая небылицы и рассказывая их другим. Незнайка – фантазёр и хвастун, непоседа и забияка, любящий слоняться по улицам. Как личность он привлекательнее правильного Знайки и других обитателей города. Он продолжает традиции прославленных сказочных героев – Чиполлино, Мурзилки, Буратино, но не копирует их. Памятник Незнайке создан в городе Прокопьевске Кемеровской области.

НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН – герой сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906). Нильс – четырнадцатилетний мальчик, обыкновенный ребёнок, поставленный автором в условия необыкновенные. Он, уменьшенный гномом за лень и грубость, совершает одно из самых невероятных путешествий в истории сказки – на домашнем гусе вместе со стаей диких гусей облетает всю Швецию. Во время путешествия Нильс проникает в закрытые для него раньше миры: леса, поля, города и деревни, соприкасается с миром мифов и фольклора. Он познаёт историю и географию своей страны. Сказка странствий оборачивается для Нильса сказкой воспитания. К концу путешествия он внутренне преображается. Памятник Нильсу поставлен в городе Карлскруна (Швеция).

ПИТЕР ПЭН – герой повести-сказки Джеймса М. Барри «Питер Пэн и Венди» (1912). Это символ несдающегося детства. Питер Пэн был когда-то птичкой и превратился в мальчика. Когда ему было 7 дней, он вспомнил, что умеет летать, выпорхнул в окошко и улетел на Птичий остров в Кенсингтонском парке. Это печальная история о белой птичке, снова превратившейся в мальчика. Но Питер не оставил любимого Парка и стал на козлике гарцевать в самых дальних его закоулках и вызывать заблудившихся там детей мелодией своей флейты. Он еженощно объезжает дозором все дорожки сада в поисках потерявшихся малышей и отвозит их к Волшебному домику, где тепло и уютно. Он уверен: настоящие мальчики никогда не оставляют в беде слабых. Памятник своему герою воздвиг сам Джеймс Барри к десятилетию выхода книги. Он находится в том же Парке.

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК – герой одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена (1838). Этот маленький одноногий игрушечный солдатик, сделанный из оловянной ложки, – символ несгибаемого мужества. Он живёт в мире людей, зверей и игрушек. В игрушечном мире, куда попал он вместе со своими братьями, было много чудесного, но больше всего Солдатика привлекла бумажная танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке. Солдатик решил, что они друзья по несчастью. Судьба Оловянного Солдатика сложилась на редкость удивительно, хотя он прожил короткую жизнь и погиб вместе с танцовщицей. Памятник ему поставлен на родине Андерсена – в датском городе Оденсе.

ТИМУР – герой повести Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» (1940). В произведении отразилось умение Гайдара затронуть потаённые струны души подростка, удивительное понимание духовных запросов и возможностей детей. Гайдар был уверен, что любой подросток, при добром к нему обращении, стремится участвовать в настоящем полезном деле. Олицетворением готовности к деятельной романтике стал Тимур. Понятие «тимуровцы» прочно вошло в житейский обиход. Миллионы мальчишек-читателей стали подражать Тимуру, а миллионы девчонок – Жене. Книга положила начало тимуровскому движению у нас в стране и за рубежом. В настоящее время оно переросло в движение волонтеров – добровольцев. Сам писатель был уверен: «Если Тимуров сейчас мало, то их будет много». Так и случилось. Лучшим памятником герою стала сама жизнь.

ТОМ СОЙЕР и ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН – герои романов Марка Твена (1876, 1884). Эти мальчишки – фантазёры, товарищи по играм и забавам. Том Сойер – сирота, живущий у тети Полли, мастер разыгрывать друзей, дурачиться, придумывать небылицы, устраивать игры в индейцев, пиратов, разбойников. Юмор, присущий писателю, даёт читателю-подростку тепло и радость. Его привлекает правдивое отражение внутреннего мира персонажа, который не утратил душевной чистоты и поэтической прелести. Несколько иной настрой присущ книге о Геке Финне. Писатель обличает зло и воспевает духовную красоту героя, бросающего вызов несправедливости. Гек предстаёт перед читателем как человек, готовый пожертвовать собой во имя свободы угнетённого негра Джима. Памятник друзьям возведён в городе Ганнибал (штат Миссури, США).

ЧИК – герой серии рассказов Фазиля Абдуловича Искандера. Рассказы о Чике создавались писателем в разное время, и найти их можно в разных сборниках автора. Чик давно любим читателями-подростками. Это смешной мальчик, а «все смешное обладает бесспорным достоинством: оно всегда правдиво», как говорил сам Ф. Искандер. Приключения Чика обыденны – например, завоевание и удержание лидерства в дворовой драке и одержанная победа. В мальчике силён инстинкт духовного самосохранения, то, что выше ума. Обычная драка предстаёт как рыцарский турнир, как примерка будущих испытаний души. Среди общей дисгармонии писатель учредил школу счастья. Он ненавязчиво дал детям-читателям понять, зачем человек рождается и живёт на Земле. Памятник Чику возведён на родине писателя – в Абхазии, в городе Сухуми.

ЧИПОЛЛИНО – герой повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (1951). Это отважный мальчик-луковка, умеющий приобретать друзей. Он привлекает читателя своей непосредственностью, трогательностью, добродушием. Он твёрдо держит своё слово и всегда выступает защитником слабых. Он Чиполлино не боится грозного синьора Помидора и смело вступается за обиженного кума Тыкву. Образ Чиполлино, при всей его сказочности, очень правдив, все поступки его психологически достоверны, его способность приходить на помощь другим убедительна и заразительна. Перед нами живой мальчик из простой семьи, наделенный лучшими человеческими качествами. Одновременно Чиполлино – символ дружбы, отваги и преданности. Памятники ему поставлены в Италии и в России (Мячино, Коломна, Воскресенск).

На этом обзор персонажей-детей, отраженных в классической детской литературе и увековеченных в памятниках, мы закончим. Конечно, этот список не исчерпывающий.

Можно было бы подобным образом рассказать и о других персонажах-детях из отечественной литературы – например, об Артёмке из рассказа Д. Василенко «Волшебная шкатулка», чей бронзовый памятник украшает город Таганрог, или о Ваньке Жукове из рассказа А.П. Чехова (памятник Ваньке воздвигнут в Перми). Заслужил увековечения и Ваня Солнцев из повести В. Катаева «Сын полка», памятник которому поставлен в Минске (Беларусь).

Есть памятник Пете и Гаврику из повести того же автора «Белеет парус одинокий». Вместе можно увидеть в бронзе ещё двоих – демобилизованного солдата Андрея Соколова и усыновлённого им Ванюшку, маленького оборвыша «с глазёнками как звёздочки» из повести М.А. Шолохова «Судьба человека», памятник им установлен в городе Урюпинске Волгоградской области.

И ещё о многих других, не менее значимых для детского становления персонажах можно было бы рассказать. Кто присоединится к ним, покажет время. Известно, например, что Гарри Поттеру, созданному писательницей Джоан Роулинг совсем недавно, уже поставлен памятник в Лондоне.

Задача библиотекаря – подсказать юным читателям названия произведений. А потом можно устраивать в библиотеке Дни добрых героев и книг и наблюдать, как от книги к книге юные читатели будут становиться светлее и человечнее. Надо указать на книги, после чтения которых ребёнку захочется стать настоящим человеком – на радость себе и другим. Чтобы на вопрос, как вы стали таким, он мог сказать: «Значит, нужные книги я в детстве читал». И не просто читал, а вложил их в свое сердце навеки, чтобы передать потом своим детям и внукам.

ИСТОЧНИК

Тихомирова, И.И. О литературных героях, очеловечивающих детство / И.И. Тихомирова. – Школьная библиотека. – 2018. – № 2. – С. 35-43.

заведующая информационно-библиографическим отделом

Зульфия Елистратова

Тема: Влияние художественной литературы на личность ребенка

1. Введение

2.1 Знакомство ребенка с фольклором 1

2

3

4,5

6

2.10 "Охранительная" педагогика и литература-защита детей от жестокой реальности

9

10

11

12

13

3. Заключение

14

1. Введение

"Кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее" (Н.А. Добролюбов)

Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Именно на этом этапе закладываются человеческие способности. В раннем возрасте ребёнок начинает чувственно познавать действительность, которая постоянно развивается за счет зрительного восприятия - цветов, форм, размеров; сенсорного восприятия - голоса человека, звуков природы, звуков музыки; осязательного восприятия - развивается тактильная чувствительность: ребенок начинает различать разные типы прикосновений; понимает, когда ему приятно или больно, начинает реагировать на разные температуры окружающего мира. При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий.

В раннем детстве острее воспринимается окружающий мир: ребенок начинает жить в особом мире чувств, представлений и образов. При адекватном общении ребенка со взрослым и обеспечение условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, доверие к другим людям, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.

Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослыми и ведущая предметная деятельность. Но развитие ребенка нельзя ограничить только освоением предметных действий, овладением речью и игровой деятельностью. Это должно лишь помочь маленькому человеку войти в широкий мир художественной культуры и приобщиться к разным видам художественно - эстетической деятельности. Самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

Большое значение для общего развития имеет и собственное участие маленькой личности в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира - природы, человеческих отношений, мира вещей. Ребёнок начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

Целью исследования данной работы является влияние творчества поэтов второй половины 19 века Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, И.З. Сурикова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева на развитие детской литературы.

2. Основная часть. Художественно-эстетическое развитие ребенка

В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.

.1 Знакомство ребенка с фольклором 1

Первое знакомство с миром прекрасного у Ребенка происходит с колыбельной песней матери, которая является удивительным даром прошлого. Эти колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки. Создавались в далёких веках, передавались из поколения в поколение, и дошли до нашего времени. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают ему запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

2.2 Влияние детской литературы на развитие Ребёнка 2

Большое значение в формировании личности Ребёнка, качеств, черт характера имеет детская литература. О важности влияния детской литературы на развитие личности ребёнка говорили и говорят известные психологи и педагоги, которые считают, главной ролью детской литературы было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Художественные произведения для детей должны показывать, что такое хорошо, а что такое плохо, помочь распознать границы добра и зла, показать примеры поведения. Чтение книги приходит на смену активным подвижным играм, утомительной умственной деятельности. Читающий ребёнок отвлекается от реальной жизни, у него происходит уравновешивание психологического состояния, восстанавливаются силы и сохраняется его энергия. Но эта роль книги выполняется только при условии добровольного интереса к чтению.

2.3 Функции детской литературы 3

Привлечение внимания детей к чтению книг является основной задачей родителей, воспитателей в детском саду, учителей. Это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности. Кроме воспитательной роли детская литература выполняет ряд немаловажных функций.

·Познавательная.

Благодаря чтению расширяется кругозор. Всё что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво. Из книг ребёнок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, правилам поведения.

·Развивающая.

В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас, обдумывание, осмысление, представление прочитанного помогает раскрывать творческие способности, подключает к работе фантазию.

·Развлекательная.

Ребёнок проводит время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну, ни другую. Только увлечённый чтением ребёнок может получать от книги удовольствие, узнавать что-то новое, научиться чему - то полезному для себя.

·Мотивирующая.

художественная литература личность ребенок

Определённые моменты из книги, качеств героев произведения наталкивают ребёнка на переосмысление моральных ценностей, изменение своего поведения. Такое пассивное занятие, как чтение, мотивируют на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций.

2.4 Основополагающие идеи Л. Выготского для детских писателей 4,5

Большое внимание развитию и влиянию книг уделял профессор психологии Л. Выготский, который считал, что детская литература - это сплав искусства, педагогики и детской психологии, что главная ее функция - воспитательная. Создавая книги для детей детские писатели должны обязательно ознакомится с основополагающими трудами психолого-педагогического направления, такими, например, как труды Л.С. Выготского. Создание книг для детей требует огромного труда. Для того, чтобы произведение понравилось детям, писателю, кроме проявления литературного мастерства, приходится соблюдать ряд условий, связанных с особенностями детского восприятия. Так, рассказ не вызовет интереса у ребенка, если в нем не будет динамической смены событий, если описываемое не будет окрашено чувством, юмором, если его лексика не будет простой и понятной возрасту читателя или слушателя. В произведении для детей не должны затрагиваться темы, которые ребенок не может правильно осмыслить в силу возрастных особенностей. В работе "Педагогика и психология" Л.С. Выготский предостерегает: "Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний". У ребенка очень силен двигательный импульс, исходящий из осознания какого-либо явления. Указывая на огромную власть над детским поведением прочитанных книг, Л.С. Выготский пишет:

". дети, начитавшись Купера и Майн Рида, бегут в Америку, чтобы сделаться индейцами"2. В нашей детской литературе всегда соблюдался принцип ограждения детской психики от влияния сцен смерти, насилия и жестокости.

2.5 Игнорирование законов детской психологии опасно для Ребёнка

Большую тревогу в этом смысле вызывает нынешняя книжная продукция. Многочисленные литературные поделки западного толка, притягивая взгляды детей яркими иллюстрациями, на деле формируют у них культ грубой силы. Уже есть масса примеров, когда дети, не задумываясь, переносят в жизнь модель поведения современных супер - героев. Со стороны взрослых в данном случае проявляется полное незнание или вопиющее игнорирование законов детской психологии, что весьма опасно для будущего. Этот пример из современности лишь еще раз доказывает правоту научных выводов Выготского и свидетельствует об их актуальности на сегодняшний день.

2.6 Ян Коменский. Особенности детского восприятия текста 6

Одним из первых педагогов, кто обратил внимание на особенности детского восприятия текста детьми был Ян Коменский. Его "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) был переведен на многие языки мира и стал первым учебником для чтения детьми. В предисловии к своей книге Коменский писал: "Образование будет ясным, а потому и прочным, и основательным, если все то, что преподается и изучается, будет не темным или путаным, но светлым, раздельным, расчлененным, словно пальцы руки. Основной предпосылкой для этого является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. "3. Педагоги уже тогда проводили беседы с детьми о том, что они прочитали и узнали. В этом удивительном пособии насчитывалось более 150 картинок, которые сопровождались текстом. У ребенка формировался образ того предмета, о котором он прочитал.

В 18 веке большинство книг помечались "для пользования наследника" и были предназначены для детского чтения. Одним из первых, кто заложил основы детского чтения был Фенелон, его книга "Телемак " было переведена на русский язык Тредьяковым и была самой популярной для детского чтения. Содержание книги было построено в форме бесед и убеждений, и имело воспитательный характер. Именно такая форма беседы стала для родителей и педагогов преобладающей на целое столетие.

Во второй половине 18 века появляется ложно - классическое направление или нравоучительное - аллегорическое развития детской литературы. С ним связано создание первых оригинальных книг для детей. Одной из таких книг была сказка Императрицы Екатерины!!"Царевиче Хлоре". Издавались басни, которые тоже были нравоучительны по своему содержанию.

В эпоху Просвещения были поставлены новые задачи в педагогической науке и они коснулись детской литературы. Содержание книг преподносилось в форме беседы, но теперь на первый план стали выносить научные знания. Одним из известных представителей эпохи Просвещения был Ж-Ж. Руссо. Благодаря его влиянию Книга Дефо "Приключения Робинзона Крузо" была адоптирована для детского чтения. Многие книги переделывались для детского восприятия. Многие произведения утратили художественную и философскую ценность, но хорошо воспринимались детьми.

Временем застоя для развития детской литературы была первая половина 19 века. Во всех общеобразовательных учреждениях чтение книг преобладало на французском языке. И В России начинается распространятся сентиментально - нравоучительное направление в детской литературе.

Очень эффективной была деятельность Сергея Глинки и Александры Ишимовой. Сергей Глинка много лет подряд издавал журнал "Новое детское чтение", но его содержание не привлекало внимание детей: для них оно было не интересным. Александра Ишимова 20 лет издавала журнал "Звездочка", в котором печатались ее рассказы "Священная история для детей" и "Рассказы по русской истории". Они были образцом детской книги того времени. Позже стали издавать альманахи и сборники для детей, в которых печатались басни Крылова, Хемницера, Дмитриева. Они пользовались популярностью и были читаемы и взрослыми, и детьми.

2.8 Влияние В. Белинского на развитие детской литературы в 30-40 годы 19 века

Изменения в литературе начинают происходить в 30-40 х годах 19 века и они были связаны с деятельностью Виссариона Георгиевича Белинского, который имел большой авторитет в литературе и был автором рецензий на детскую литературу. Белинский контролировал список книг, рекомендованных для детского чтения. В частности, был создан список книг "Новая библиотека для воспитания". Белинский был ярким противником сентиментализма и романтизма в литературе. По его мнению, детская литература должна была отказаться от устаревшего материала, от литературных форм и идей, отвергнутых "всеобщей литературой". Белинский один из первых стал составлять библиотеку из книг всеобщей литературы, рекомендованных для детского чтения. В этот список вошли басни Крылова, произведения Жуковского, Льва Толстого, отрывки из "Руслан и Людмилы", "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина и многие другие произведения.

В конце 40-х годов стремительно начинает деятельность многих классиков детской литературы, таких как Алексей Разин, Петр Фурман. Одна из первых книг А. Разина "Мир Божий" была написана доступным для детей языком, содержала энциклопедические знания, и пользовалась популярностью на протяжении 25 лет.

Литературная деятельность Петра Фурмана сильно критиковалась Белинским. В книге Фурмана были представлены биографии известных общественных деятелей, имена которых встречались в процессе обучения детей чтению. Отличительной чертой книг для детей первой половины 19 века было то, что книги печатались на французском языке, а русский в то время использовался как язык общения с прислугой.

2.9 Факты, повлиявшие на развитие детской литературы второй половины 19 века

Говоря о развитии детской литературы первой половины 19 века. Можно

сказать, что на нее повлияли два факта:

) детская литература всегда находилась под влиянием всеобщей литературы;

) детская литература была средством реализации педагогических идей и накопления педагогического опыта. Это послужило основой для создания литературы для деревенских школ для обучения крестьянских детей грамоте.

Во второй половине 19 детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело. Меняется отношение к детству как к суверенному миру с собственными духовными и этическими началами, своим бытовым укладом. Понятие народности приобретает более идеологический характер, который связывают с идеалами демократии и гражданственности. Усиливается противоборство двух давних тенденций в детской литературе. С одной стороны, детская литература сближается с современной ей "взрослой" литературой: писатели демократического направления стремятся внести в произведения для детей художественные принципы и идеи, которые приняты во "взрослой" части их творчества. С небывалой до того откровенностью и вместе с тем нравственным тактом они изображают мир реальных противоречий. Опасность раннего взросления детской души кажется им меньшим злом, чем опасность духовной спячки.

Те, кто придерживался "охранительной" педагогики и литературы проповедуют защитить детей от жестокой реальности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий и безнаказанного зла. Так, трагическая неизбежность смерти умеряется религиозной верой в бессмертие души, социальные язвы лечатся благотворительностью, вечное противостояние человека и природы сводится к облагораживающему влиянию красот природы на юную душу. И поэтому появляются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно - капиталистического века. К этой теме в своих произведениях обращаются в такие писатели, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Внимание писателей привлекают психологические проблемы детей, растущих в "приличных" семьях. Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Короленко, Куприн в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка, и приходят порой к выводам неожиданным. Литературная сказка становится все более похожей на реалистический рассказ. Чудеса и превращения, моменты волшебного вымысла уже не являются определяющими чертами сказки. Писатели предпочитают держаться законов реальности, не прибегая даже к прямой аллегории. Животные, растения, предметы могут говорить, выражать свои чувства и мысли, но человек уже не вступает с ними в диалог. Волшебный мир закрылся от человека, люди существуют где-то по другую его сторону.

2.11 Поэзия для детей: два направления

Поэты так же пишут для детей. В список стихотворений для детей вошли образцы русской классической поэзии. Поэты были представлены именами И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов, М.Ю. Лермонтов, П.П. Ершов. Многие современные юным читателям поэты стремились рассказать детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян, о родной природе: Н.А. Некрасов, И.З. Суриков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев.

Развитие поэзии для детей идёт по двум направлениям, получившими условное название "поэзии чистого искусства" и "некрасовской школы" (т.е. народно-демократической поэзии). Поэтам, которые сплотились вокруг Н.А. Некрасова, таким как И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков, ближе всего были традиции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике. Им было в высшей степени свойственно сочувствие к судьбе народной, к тяжкой крестьянской доле. Они использовали разговорную лексику, чтобы приблизить свои произведения к простому человеку. Это было для них особенно важно, потому что они стремились формировать у юных читателей активную жизненную позицию, высокие гражданские идеалы.

Под знаком "чистой поэзии", "чистого искусства" выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее философскую, общечеловеческую направленность. Это поэты Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др.

2.12 Творчество Н.А. Некрасова для детей 9

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877), как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Николай Алексеевич Некрасов, как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Поэт говорил от имени народа. Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге, как могучему средству воспитания.

Николай Алексеевич Некрасов писал о любви к русскому народу, к родной земле и природе. Поэт всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Некрасов считал, что его поэтическое слово - это глас народа, он постоянно писал о связи жизни народной с природой, с ее животворящими силами.

В детскую литературу давно перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу: Зеленый Шум, Мороз Красный нос. Именно в таких персонажах особенно ясно просматривается народность некрасовского творчества, его тесная связь с жизнью народа, ведь эти образы пришли в его поэзию прямо из сказок и поверий.

При всем этом картины природы у него - образцы высокой поэзии: "Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум" - и могучая стихия пробуждающейся природы охватывает душу человека любого возраста. Описание грозного шествия Мороза в тридцатой главе поэмы "Мороз Красный нос" по лесу:

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

В своих стихах поэт не избегает "жестоких" описаний жизни народа. Некрасов доверяет сердцу и разуму маленького читателя, и бережно относясь к маленькому читателю, он в своих стихотворениях детского цикла старался открывать те стороны жизни, которых старались не касаться по общепринятым правилам того времени, детская литература. Многие строфы, отрывки с поэтическим изображением природы давно вошли в школьные хрестоматии, в сборники для детского чтения.

В произведениях Николая Алексеевича Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того "миропорядка", который установили взрослые. Поэт откровенно любуется детьми в естественной обстановке ими и видит, и изображает их светлые души, как озорных, веселых, до поры не знающих сословных границ. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей, но поэт не в силах это сделать; он с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. Из своего "далека" Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано.

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания. Историко-литературное значение творчества Некрасова для детей исключительно велико. Он создал произведения подлинного поэтического и вместе с тем боевого искусства, выполнив этим заветы революционных демократов. Поэт доказал, что идейно-тематическое содержание произведений для детей безгранично. Некрасов ввел в поэзию для детей богатейший познавательный материал, социально-политическую тематику, подлинную народность, разнообразие форм и жанров, сочность, богатство родного языка. Следуя Некрасову, многие поэты - современники его - начали создавать произведения для детей.

2.13 Стихотворения А.К. Толстого для детей 10

Поэт, принадлежавший романтическому, к "чистому искусству" - Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Как и многие стихотворения поэтов второй половины 19 века стихи Алексея Толстого стали песнями и приобрели широкую популярность. Его стихи: "Колокольчики мои.", "Спускается солнце за степи", "Ой. кабы Волга-матушка да вспять побежала", вскоре после опубликования, в сущности, теряли авторство, распевались как народные произведения.

Алексей Константинович Толстой писал для взрослых и детей. Стихотворения Толстого, вошедшие в круг детского чтения, посвящены природе. Он чувствовал ее красоту необычайно глубоко и проникновенно, в созвучии с настроением человека - то грустным, то мажорно-счастливым. При этом у него, как и у каждого подлинно лирического поэта, был абсолютный слух на музыку и ритм речи, и он передавал маленькому читателю своё душевное настроение. Дети, как известно, чрезвычайно чутки именно к музыкальной, ритмической стороне стихов. И такие качества А. Толстого, как талантливое умение выделить наиболее яркий признак предмета, точность в описаниях деталей, ясность лексики, прочно закрепили его имя среди поэтов, вошедших в круг детского чтения.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь не кошенной травы

Головой качая?

2.14 Творчество А.Н. Плещеева в детской литературе 11

Нераздельное слияние жизни и поэзии исповедовал, поэт некрасовской школы Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Он был участником революционного движения, затем арестован и выслан в Сибирь - все это определило основные мотивы его творчества. Его стихи пронизаны трагическим восприятием несправедливости, гневом на косность среды, отчаянием от несбывшихся надежд.

Постоянный поиск новых путей привели его к детской литературе. Поэт принимал детей как будущих строителей "русской жизни", и своими душевными стихами стремился научить их "любить добро, родину, помнить свой долг перед народом". Создание детских стихов расширило тематический диапазон поэта, ввело в его творчество конкретность и свободную разговорную интонацию. Все это характерно для таких его стихотворений, как "Скучная картина!.", "Нищие", "Дети", "Родное", "Старики", "Весна", "Детство", "Бабушка и внучек".

В 1861 году Плещеев выпускает сборник "Детская книга", а в 1878 году объединяет свои произведения для детей сборник "Подснежник". Большинство стихотворений сюжетны, содержание многих составляют беседы стариков с детьми. Стихи Плещеева жизненны и просты:

"Дедушка, голубчик, сделай мне свисток". "Дедушка, найди мне беленький грибок". "Ты хотел мне нынче сказку рассказать". "Посулил ты белку, дедушка, поймать". - "Ладно, ладно, детки, дайте только срок, Будет вам и белка, будет и свисток!

Все стихотворения Плещеева знакомы с детства, и принимаются на слух, как народные. В своих стихах Алексей Плещеев сумел отразить детскую психологию, выбирая немногосложную строку поэт сумел отразить отношение Ребёнка к окружающей действительности. Травка зеленеет. Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

В стихах поэта, как и в народных произведениях, встречается много уменьшительных суффиксов, повторов. В стихах слышится прямая речь с детскими интонациями. Достоянием детской литературы стали такие стихотворения Плещеев: "Утро" ("Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. "), "Дедушка" ("Лысый, с белой бородою, дедушка сидит. "), "Утро на берегу озера", "Жена ямщика", "Помню я: бывало, няня.". Произведения поэта органично включают мотивы и образы народных лирических песен. Не случайно на стихи Плещеева создано более 60 песен и романсов. Среди них "Русь", "На старом кургане, в широкой степи.". Особенно широко известной стала детская песня "Встреча зимы" ("Здравствуй, гостья-зима!").

Стихотворения Плещеева вошли в детские сборники и хрестоматии. Поэт всегда стремился к слиянию пейзажной лирики с гражданской, как и все поэты Некрасовской школы. Описывая природу, он обычно приходил к рассказу о тех, "чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе". Обращаясь в своем стихотворении к ранней осени, чей "унылый вид, горе да невзгоды бедному сулит", он касается грустной картины крестьянской жизни: Слышит он заранее Крик и плач ребят; Видит, как от стужи Ночь они не спят.

Когда читаешь стихи Плещеева о весне, то представляются яркие, солнечные пейзажи, окрашенные солнечным, и чисто детское восприятие природы, как, например, в стихотворении "Травка зеленеет.". Каждый приход весны хочется встречать его стихами: "травка зеленеет…": наступает время новых надежд, возрождения жизни после долгой студеной зимы.

2.15 Творчество И.С. Никитина в детском чтении 12

К созданию стихотворений для детей обратился Иван Савич Никитин (1824-1861). Его стихи вошли в круг чтения для детей. В его стихах видится влияние творчества А. Кольцова. Как и многие поэты второй половины 19 века, которые стремились писать для детей, Никитин связывал воедино природу и жизнь народа. Он писал с размахом, показывая мощь и красоту России. Его стихи звучать торжественно и утверждающе: Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственно Развернулась.

Стихи Никитина созвучны с народными песнями и перекликаются со стихами Н. Некрасова. Многие его стихи, положенные на музыку, воспринимаются как действительно народные, и не вызывают сомнения в их народности. Широкая песенная стихия соединяется в поэзии Никитина с мыслями о судьбах народа, о его природном оптимизме и жизнестойкости. Пейзажная лирика поэта также служит для выражения этих чувств и мыслей. Но в детской литературе стихотворения Никитина не используют не целые произведения, а лишь некоторые отрывки: "Встреча зимы", "Полюбуйся, весна наступает":

Медленно движется время, - Веруй, надейся и жди. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди.

В стихах Никитина чувствуется особый ритм рифмы - это помогает ребенку легче запомнить само стихотворение или отрывок. Ребёнок, знакомясь со стихами Ивана Савича Никитина, ощущает необъятность своей страны, её величие и надежду на будущее.

2.16 Детские стихи И.З. Сурикова 13

С детства звучащие стихи и песни, легкие для восприятия - это стихи Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880). Его стихи - это настоящая поэзия для детей. Как только выпадает снег, первые строчки, которые приходят на ум: Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках по горе крутой

Представляется заснеженная деревня, веселые ребятишки, снежные горки, и санки, веселье и радость - всё это в стихах Сурикова. На стихи Сурикова легко пишется музыка, и опять же, как и все стихи поэтов Некрасовской группы, воспринимаются как народные. И они легко запоминаются и не забываются, а при каких - либо ситуациях легко вспоминаются. Красочные слова помогают представить ситуацию, о которой говорится в стихотворении. Неповторимое стихотворение, положенное на музыку: "Как в степи глухой, умирал ямщик.". Поражает простота поэтических средств, при помощи которых, поэту удается добиваться таких художественных результатов: краткость в описаниях, лаконизм в выражении чувств, редкие метафоры и сравнения. Именно эти особенности Суриковского стиха, сближали его с фольклором, делали его доступным детям, они охотно слушали и пели ставшие песнями стихотворения поэта, читали его в хрестоматиях и сборниках.

Стихи поэтов 60-70-х годов второй половины 19 века при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно добры и человечны. Они воссоздают гармоничный мир единения человека и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни.

Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы и любимы многими поколениями россиян, бережно передавались от старших к младшим, без преувеличения можно утверждать, вошли в генетическую память народа, стали бесценным национальным культурным богатством.

3. Заключение

Проведенный анализ развития детской литературы России второй половины 19 века позволяет следующие выводы:

детская литература являлась своеобразным "зеркалом", индикатором политических, идеологических, религиозных установок общества;

в детской литературе отражались все перипетии российской истории;

история детской литературы суть истории российского общества.

Было бы правомерным утверждение о том. Что и сама история детской литературы - суть истории российского общества. Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых условиях, детская литература второй половины 19 века становится высоким искусством и в лучших своих образцах не уступает достижениям "большой" литературы. Развитие детской литературы второй половины XIX века происходит в тесной связи с просвещением, с литературой для взрослых и всей культурой, c революционно - освободительным движением

До сих пор детские стихи поэтов Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, И.З. Сурикова читаются современными детьми. Нет такой семьи, в которой с детства бы не читали и не учили эти прекрасные стихи. С первых дней жизни общаясь со своим Ребенком родители озвучивали эти стихи сперва на слух, а потом и вместе помогали ребенку выучить.

4. Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" 14

Некрасов прекрасно понимал значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, и поэтому свои стихи тем он посвящал тем, на кого возлагал большие надежды в свершении судьбы России - крестьянским детям. Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - "Дедушка Мазай и зайцы" (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной. Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, "лапки скрестивши", стоял "горемыка", ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром - в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт Некрасов рассказывает маленьким читателям о крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, и душевную щедрость такого человека, как дедушка Мазай.

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении - это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

В конце стихотворения Мазай отпускает зайцев на волю с советом: "Не попадайтесь зимой!".

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

"Не попадайтесь зимой!"

Дед Мазай любит всё живое. Это реальный, живой человек-гуманист, хороший хозяин и добрый охотник. Мазай, как и всякий русский человек честный и добрый, и не способен воспользоваться ситуацией, в которую попали зверята.

Стихотворение "Дедушка Мазай и зайцы" не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Удивительно красиво пишет поэт о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский "анекдот" о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом "зверолове", который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом - тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

"Что ты таскаешь горшок с угольками?" -

Больно, родимый, я зябок руками…

В стихотворении имеются сравнения. Некрасов сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты - зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение "Дедушка Мазай и зайцы" рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает "жестоких" описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи - урок бережного обращения с психикой ребенка, ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.

Список используемой литературы

1. Светлана Панова-джазовая певица: "Влияние колыбельных на человека".

2. Эльвира Агачёва "Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры". Семейный сайт www.list7i.ru.

Учебная программа по дисциплине "Детская литература" по Специальности "Дефектология. Коррекционная педагогика".

Л.С. Выгодский "Педагогика и литература"

Л.С. Выгодский "Воображение и творчество в детском возрасте".

. "Мир чувственных вещей в картинках". Предисловие Яна Коменского (http://www.twirpx.com/file/599330/)

И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева "Детская литература".

Е. Е. Никитина "Развитие детской литературы и периодики второй половины 17века и первой половины 19 века". http://cyberleninka.ru/.

Н.А. Некрасов "Стихи для детей" "детская литература" 1975

А.К. Толстой "Стихотворения и баллады" ООО"издательство "ЭКСМО". РФ, г. Москва, ул.К. Цеткин,18, корпус5

А.Н. Плещеев "Стихи для детей" Верхне-волжское издательство 1969

И.З. Суриков "Стихи детям" ЭСМО 2015

И.С. Никитин "Родные поэты". Государственное издательство "Детская Литература" Москва 1958

Н.А. Некрасов "Мороз Красный Нос". Издательство "Детская литература" 1959

Похожие работы на - Влияние художественной литературы на личность ребенка

Один из глав­ных ге­ро­ев поэмы Н. А. Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо» - Гриша Доб­рос­кло­нов - лич­ность яркая, вы­де­ля­ю­ща­я­ся на фоне дру­гих персонажей. Как и Данко, герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борь­бой за сча­стье народа.

Григорий не со­гла­сен по­ко­рить­ся судь­бе и вести столь же пе­чаль­ную и убо­гую жизнь, ко­то­рая свой­ствен­на боль­шин­ству людей во­круг него. Гриша вы­би­ра­ет для себя иной путь, ста­но­вит­ся на­род­ным заступником. Он не бо­ит­ся того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судь­ба го­то­ви­ла

Путь славный, имя гром­кое

На­род­но­го заступника,

Ча­хот­ку и Сибирь.

С дет­ства Гриша жил среди убогих, несчастных, пре­зи­ра­е­мых и бес­по­мощ­ных людей. Он с мо­ло­ком ма­те­ри впи­тал все беды народные, по­это­му не хочет и не может жить ради своих эго­и­сти­че­ских интересов. Он очень умен, имеет силь­ный характер. И вы­во­дит его на новую дорогу, не поз­во­ля­ет оста­вать­ся рав­но­душ­ным к на­род­ным бедствиям. Раз­мыш­ле­ния Гри­го­рия о судь­бе на­ро­да сви­де­тель­ству­ют о жи­вей­шем сострадании, ко­то­рое за­став­ля­ет Гришу вы­брать для себя столь не­лег­кий путь. В душе Гриши Доб­рос­кло­но­ва по­сте­пен­но зреет уверенность, что его ро­ди­на не погибнет, не­смот­ря на все стра­да­ния и горести, ко­то­рые вы­па­ли на ее долю. Не­кра­сов со­здал сво­е­го героя, ори­ен­ти­ру­ясь на судь­бу Н. А. Добролюбова.

Образ Гри­го­рия Доб­рос­кло­но­ва в поэме Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо» все­ля­ет на­деж­ду в нрав­ствен­ное и по­ли­ти­че­ское воз­рож­де­ние Руси, в из­ме­не­ния со­зна­ния про­сто­го рус­ско­го народа.

Финал поэмы показывает, что сча­стье на­род­ное возможно. И пусть пока еще да­ле­ко до того момента, когда про­стой че­ло­век смо­жет на­звать себя счастливым. Но прой­дет время - и все изменится. И да­ле­ко не по­след­нюю роль в этом будут иг­рать Гри­го­рий Доб­рос­кло­нов и его идеи. Как и Данко герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борь­бой за сча­стье народа.

Но есть в рус­ской ли­те­ра­ту­ре яркие, силь­ные личности, но они не смог­ли найти при­ме­не­ния своим способностями, своим «необъятным силам». Например, Гри­го­рий Алек­сан­дро­вич Печорин, герой про­из­ве­де­ния М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Уже в самом на­зва­нии подчеркивается, что речь пой­дет о че­ло­ве­ке сильном, незаурядном. Пе­чо­рин - это ха­рак­тер глубокий. «Резкий охла­жден­ный ум» со­че­та­ет­ся у него, с жаж­дой де­я­тель­но­сти и с силой воли. Он ощу­ща­ет в себе не­объ­ят­ные силы, но рас­тра­чи­ва­ет их на мелочи, на лю­бов­ные приключения, не со­вер­шая ни­че­го полезного. Пе­чо­рин де­ла­ет не­счаст­ны­ми людей, ко­то­рые его окружают. Так он вме­ши­ва­ет­ся в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, иг­ра­ет судь­бой Бэлы, лю­бо­вью Веры. Он одер­жи­ва­ет по­бе­ду над Груш­ниц­ким в дуэли и ста­но­вит­ся ге­ро­ем того общества, ко­то­рое презирает. Он - выше окру­жа­ю­щей среды, умен, образован. Но внут­рен­не опустошен, разочарован. Он, живет «из любопытства», с одной стороны, а с дру­гой - у него не­ис­тре­би­мая жажда жизни. Ха­рак­тер Пе­чо­ри­на очень противоречив. Он говорит: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Му­чи­тель­но ищет он выход, за­ду­мы­ва­ет­ся о роли судьбы, ищет по­ни­ма­ния среди людей дру­го­го круга. И не на­хо­дит себе сферы деятельности, при­ме­не­ния своим силам.

Наталия Степанова
Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка - дошкольника , в его речевом развитии . Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка », - говорил известный советский педагог- новатор В. А. Сухомлинский. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения ребенка , воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи , дают образцы русского литературного языка . Советский педагог Е. А. Флерина в своих работах отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы , словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок . Средствами художественного слова еще до школы , до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Кандидат педагогических наук Н. С. Карпинская, внесшая огромный вклад в исследования в области эстетического воспитания детей средствами художественной литературы , также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития , язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Интерес к книге у ребенка появляется рано . Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов , даёт первые, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том , что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму .

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров : рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой «возрастной ступени» особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги . Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведениями классиков детской литературы . Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука") . Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986 г.) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991г.) . Нельзя пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки", в который вошли сказки многих детских писателей . Так же нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города") . Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Братья Гримм "Бременские музыканты".

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок". Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, в которых «оживают» знакомые им герои, журналы, наполненные разными играми, головоломками, кроссвордами.

После рассказывания сказок, необходимо обучать детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения . Ежедневное чтение детской литературы в детском саду , специальные занятия по художественной литературе , оказывают большое влияние на развитие словаря детей . На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.) . Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях , но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Ежегодно издается много новой литературы для детей , за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять «детскую библиотеку » , руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Литература :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада . Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет . Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004

Публикации по теме:

Цветотерапия в формировании личности ребенка Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет,.

Анкетирование «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития» Просим Вас принять участие в анкетировании с целью оценки существующей системы работы ДОУ, по направлению «Детская художественная литература.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мини-конференцию, деловую игру