Анализ олимпиады по литературе школьный этап образец. Оценивание олимпиадных работ по литературе

Аналитическая справка

по итогам проведения школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

в 2013-2014 учебном году.

Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников. Участие в предметной олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (факультативах, кружках и т.д.). Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.

Основными целями и задачами Олимпиады являются:

Создание необходимых условий для выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

активизация работы факультативов, кружков и других форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

Оказание помощи старшеклассникам в профессиональном

самоопределении.

Проведение школьного этапа предметных олимпиад регламентировалось Положением о проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам», приказом комитета Администрации Красногорского № 131 от 01.10.2013 г. « О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Красногорского района», приказом директора школы № 107 от 04.10.2013 г. «О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2013-2014 учебном году». Ш кольные олимпиады были проведены следующим предметам: физика, химия, русский язык, математика, ОБЖ, история, география, биология, химия, литература, немецкий язык, обществознание, МХК. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился с 10 октября по 29 октября 2013 года.

Оценка олимпиадных работ проводилась по результативности, согласно квоте (3 человека от класса).

Школьный этап проводился по единым олимпиадным заданиям, разработанным педагогами в рамках школьного округа.

В ходе проведения олимпиады были выявлены нарушения. Учитель химии предложила учащимся выполнение заданий, не соответствующих возрасту участников. Вследствие выявленных нарушений учащиеся 9 класса выполняли повторно олимпиаду по химии.

На основании отчетов и предоставленных работ учащихся был составлен список победителей и призеров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаны победителями школьного этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Таблица результативности участия школьников в предметных олимпиадах

Предмет

Количество участников

Кол-во победителей

Кол-во призеров

% победителей и призеров

Биология

География

История

Литература

Математика

МХК

100%

Немецкий язык

100%

ОБЖ

Обществознание

100%

Русский язык

Физика

100%

Химия

Анализируя данные таблицы, следует сделать вывод:

1. высокий процент победителей и призеров школьного этапа олимпиады показан на предметах: биология, история, МХК, немецкий язык, обществознание, физика;

2. на олимпиаде по математике, ОБЖ, русскому языку, физике, химии не была выдержана квота участников;

3. на олимпиаде по математике, литературе, химии учащиеся показали низкий уровень выполнения практических заданий. Это связано с особенностями предметов, а также указывает на недостаточную работу педагогов-предметников по выявлению талантливых детей на уровне школы.

  1. Учителям математики, литературы, химии необходимо использовать все виды учебной и внеурочной деятельности для целенаправленной подготовки к олимпиадам;
  2. Учителю химии следует придерживаться Положения о проведении школьного этапа олимпиады всероссийской олимпиады школьников
  3. Учителям математики, ОБЖ, русского языка, физики, химии необходимо при проведении олимпиады придерживаться квоты, установленной оргкомитетом олимпиады.

Анализ проведения школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников

филиала МКОУ СОШ № 26 пгт Кропачёво

С 06 октября по 31 октября 2011 года проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Цель проведения : выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, поддержки одарённых детей.

Положение об организации и проведении школьного этапа ВОШ в филиале МКОУ СОШ № 26 пгт Кропачёво

График проведения олимпиад

Список членов жюри

Требования к проведению школьного этапа ВОШ по соответствующему предмету

Олимпиады школьного тура проводились по 17 общеобразовательным предметам: право, обществознание, история, география, физическая культура, информатика, химия, МХК, литература, экология, русский язык, английский язык, физика, технология, математика, ОБЖ, биология. Школьный этап олимпиад проводился по заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, разработанными муниципальными предметно-методическими комиссиями опубликованными на сайте ММЦ г.Аши.

В школьном туре приняли участие учащиеся по предметам:

2 человека

Биология

8 человек

Обществознание

24 человека

Экология

6 человек

29 человек

Литература

6 человек

География

12 человек

13 человек

Физическая культура

4 человека

3 человека

Русский язык

25 человек

Математика

26 человек

Английский язык

14 человек

14 человек

Искусство(МХК)

5 человек

Информатика

1 человек

9 человек

Победители и призёры определялись на основании результатов, которые заносились в итоговую таблицу результатов участников олимпиад, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагались в алфавитном порядке. Победителями и призёрами являются:

Победитель

Раянова Диана

Обществознание

Новикова П., Брындина М, Сорокина К, Жуков И, Иванов Д

Рогожина А, Хайрисламова Э, Пчелинцев Е, БевзА, Светличная А, Колролёва А, Серов А, Космынина Т.

Кривоносова И, Сорокина К, Юдин И, Иванов Д, Раянова Д

Мызгина Т, Рудакова Е, Брындина М, Светличная А, Губина С, Королёва А, Юдин И, Холопова Н, Курбатов Н

География

Курбатов Н, Иванов Д

КиселеваТ, Серов А, Раянова Д

Физическая культура

Русский язык

Кривоносова И, Брындина М, Светличная А, Скарлыгина Е

Новикова П, Сорокина К, Гайнанов Р, Шведова М, Королёва А, Жуков И, Жукова О, Раянова Д

Английский язык

Искусство(МХК)

Биология

Экология

Сафиуллина Э,

Киселёва Т, Похлебаева М, Жукова О

Литература

Светличная А,

Жуков И, Королёва А

Технология (девочки, мальчики)

Скарлыгина Е

Математика

Шондин Е, Королёва А

Раянова Д

Киселёва Т, Лумпова К

Информатика

Курбатов Н

Олимпиада осложняется тем, что в школе нет параллелей, количество учащихся малое и участвуют в олимпиадах одни и те же учащиеся. Активное участие приняли и стали либо победителями, либо призёрами следующие учащиеся: Раянова Д., Курбатов Н, Жуков И, . В итоге по школе 21 победитель и 34призёра.

Учителями-предметниками сделан детальный анализ по своему предмету школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Анализ школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по математике

В олимпиаде приняли участие 26 учеников

Кол. выполненных заданий от 12 балов и выше соответствует титулу призер или победитель.

Свыше 12 бал. определяется место победителя.

5 класс.

Первое задание - 3 балла

Второе задание- 3 балла

Третье задание - 4 балла

Четвёртое задание - 4 балла

Пятое задание- 5 баллов

Шестое задание- 6 баллов

Количество правильно выполненных заданий

Гадельшина Олеся Барыевна

Изюмов Илья Вячеславович

Изюмов Роман Вячеславович

Изюмова Дарья Анатольевна

Кривоносова Ирина Андреевна

Общее количество -25 баллов

Первое задание –логическая задача. Верно выполнил один ученик, выполнили с ошибкой 4 человека

Второе задание- числовой ребус. Никто не выполнил задание,

Третье задание- логическая задача. Никто не выполнил задание верно

Четвёртое задание- текстовая задача. Три человека начали решать задачу, но до конца решение не довели. Два человека не приступали к решению задачи

Пятое задание- задача на переливание. Четыре человека выполнили задание без должного объяснения. Один человек не приступал к выполнению задания

этапа всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году 1. Общие положения Настоящее Положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2009 ...

  • ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009/2010 учебном году Москва 2009 Оглавление

    Методические рекомендации

    ...) этапу , для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе предлагаются два варианта заданий: Первый вариант - комплексный анализ ...

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 16

    г. Екатеринбург, ул. П. Шаманова, 24

    _________________________________________________________________________________

    Анализ школьного этапа предметных олимпиад

    фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» в МАОУ СОШ № 16

    в 2013-2014 учебном году

    1.Основания для анализа результатов проведения школьного этапа предметных олимпиад

    Анализ работы ШМО с одаренными детьми:

      возможность осуществления инновационной деятельности педагогов, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта в ОУ;

      выявление одаренных учащихся по предмету с целью их дальнейшего развития и личностного роста;

      выявление критериев оценивания достижений обучающихся в единстве предметной, деятельной и ценностной составляющей образования.

    Сроки проведения школьного этапа предметных олимпиад с 11 октября по 26 октября 2013г.

    В школьном этапе предметных олимпиад приняли участие обучающиеся 5-11 классов.

    Для учащихся 5-6 классов школьный этап проводился по олимпиадным задания, разработанным педагогами ШМО, исключением стала олимпиада по математике. Олимпиадные задания были разработаны районным методическим объединением математиков.

    Для учащихся 7-11 классов школьный этап предметных олимпиад проводился по заданиям, разработанным районными методическими объединениями учителей-предметников, в соответствии с предложенным графиком, в единые сроки для ОУ Ленинского района.

    2. Цель и задачи проведения школьного этапа:

    Целями проведения школьного этапа предметных олимпиад являются:

    - создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интеллектуальных способностей и интересов;

    - выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

    Формирование школьной команды для участия в муниципальном этапе олимпиады.

    Задачи проведения школьного этапа предметных олимпиад:

      создание комплекса условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностейна основе личностно-ориентированного подхода в образовании, свободы выбора сферы интересов;

      выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

      пропаганда научных знаний;

      развитие потребности к интеллектуальной и творческой деятельности у обучающихся;

      раскрытие гуманитарной направленности обучения (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в рамках учебной и внеучебной деятельности;

      выявление наиболее способных, творчески мыслящих учащихся.

    3. Анализ организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад:

    Информационное обеспечение мероприятия: на оперативном совещании педагогического коллектива руководители ШМО и учителя–предметники ознакомились с приказом «О проведении школьного этапа предметных олимпиад», на НМС был представлен план проведения предметных олимпиад. Руководителям школьных МО и педагогам-предметникам предложено разработать олимпиадные задания и подготовить критерии оценивания для учащихся 5-6 классов, определить время проведения консультаций по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах. Учащиеся ознакомлены с Положением о проведении предметных олимпиад и графиком их проведения, процедурой подачи апелляции через информационный стенд, объявления с помощью школьного радиоузла, через сайт школы, на классных часах. Для информирования учащихся, педагогов, родителей обучающихся оформлен информационный стенд: положение, график проведения олимпиад, расписание проведения олимпиады по каждому предмету, протоколы, результаты.

    Согласно Положению в школьном этапе олимпиад могли принять участие все желающие учащиеся 5-11 классов. Согласно утвержденного графика все предметные олимпиады проводились по графику с 11 по 26 октября с 10.00 до 13.00 для учащихся первой смены, с 13.00 до 15.30 для учащихся второй смены в читальном зале библиотечно-информационного центра. Для каждого участника были подготовлены задания, бланки ответов, листы бумаги. Проверка результатов проводилась в тот же день учителями ШМО, входящими в состав жюри. На следующий день были сообщены результаты через объявления на стенде, через школьный сайт. Итоги подвели на общешкольной линейке 30 октября. Призеры и победители Фестиваля награждены почетными грамотами. Победители предметных олимпиад (1-3 место) заявлены на муниципальный этап олимпиад фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга».

    4. Анализ содержания олимпиадных заданий

    Олимпиадные задания для учащихся 7-11 классов были разработаны учителями РМО и соответствовали с требованиями ГОС, задания для учащихся 5-6 классов - учителями-предметниками ШМО. Задания сформированы в соответствии с требованиями ГОС, имели разноуровневое направление, целью которых ставилось выявление знаний, умений и понимание личной ответственности за качество приобретенных знаний. В олимпиадных заданиях предусмотрена реализация межпредметных связей. Задания интегрированного характера по предметам: биология-химия-математика, физика-математика, физика-химия, литература-истрия, иология-география.

    Всем участникам олимпиады выдавались готовые задания. В олимпиадной работе было указано количество баллов за выполнение каждого задания, имелись теоретические, практические и творческие блоки. Тестовые задания по технологии включили все разделы программы образовательной области технология: кулинария, материаловедение, машиноведение, рукоделие, конструирование и моделирование. Олимпиада по физической культуре шла два дня: задания имели теоретический и практический материал. В олимпиаде по МХК участвовали только учащиеся 10-11 классов. Как и в прошлом году не проведены олимпиады по экологии, по праву в силу того, что в школьном учебном плане нет этих предметов, а право изучается только в школьном курсе обществознания. Желающих участвовать в олимпиадах по этим предметам не было.

    5. Роль педагогов в разработке заданий школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся

    В разработке заданий школьного этапа предметных олимпиад и в их проведении приняли участие все учителя-предметники школы II и III ступени.

    При взаимодействии педагогов различных образовательных областей была осуществлена подготовка учащихся к олимпиадам, а также проверка заданий.

    6. Роль МО, органов школьного самоуправления, родительской общественности ОУ в организации и проведении школьного этапа Фестиваля.

    Школьный этап предметных олимпиад проходил под непосредственным руководством ШМО.

    7. Оценка результатов выполнения заданий учащихся.

    Большинство участников школьного этапа предметных олимпиад удовлетворены результатами выполненных заданий (апелляций не было). Как и в прошлом учебном году, возникли трудности при решении олимпиадных задач по физике, химии и математике - математический расчет, неудовлетворительное знание формул. В олимпиадных заданиях по русскому языку некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания. В целом учащимся удалось продемонстрировать знания по выбранным предметам, установить причинно-следственные связи, реализовать творческие способности. Победители школьного этапа предметных олимпиад продемонстрировали достаточно высокий уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий, принимают участие в муниципальном туре олимпиады. Как и в прошлом учебном году в муниципальном туре олимпиады по информатике учащиеся нашей школы не участвуют.

    Наиболее высокий процент выполнения олимпиадных работ участники продемонстрировали на следующих предметах: история 10 класс- 55%, 11 класс- 38%; русский язык – 5 класс-55%, 8 класс- 53%, 9 класс- 36%, 10 класс 40%, 11 класс-52 %; обществознание – 10 класс-53%, 11 класс-54%; литература – 5 класс-49% , 10 класс- 47%, 11 класс- 53 %, биология- 10 класс- 38%, 11 класс – 45%. Как и в прошлом году, низкий процент выполнения олимпиадных заданий по математике, физике, информатике.

    8. Результаты предметных олимпиад.

    В школьном этапе олимпиад распределение участников следующее: 5-6 классы – 235 учеников (68% от общего числа), 7 – 8 классы- 197 учеников (68,4 %), 9-11 классы – 163 ученика (48% от общего числа). Многие участвовали в нескольких олимпиадах и стали победителями и призёрами.

    Предмет

    Дата проведения

    Участники олимпиады

    2012-2013 уч.год.

    5 кл.

    6 кл.

    7 кл.

    8 кл.

    9 кл.

    10 кл.

    11 кл.

    Кол-во участников муниц.этапа

    Английский язык

    16 (15%)

    14%

    Биология

    17(31,4%)

    14%

    География

    12 (16%)

    Информатика

    185

    133

    Искусство (МХК)

    10 (30%)

    История

    16 (17,7%)

    16%

    Литература

    17 (10,7%)

    18%

    Математика

    15 (8,8%)

    15%

    ОБЖ

    10 (14,9%)

    Обществознание

    15 (16,6%)

    18%

    Русский язык

    18 (7,8%)

    10%

    Технология

    110

    12 (6%)

    10%

    Физика

    13 (17,3%)

    19%

    Физическая культура

    16 (42,1%)

    14%

    Химия

    12 (24%)

    итого

    149

    426

    391

    294

    293

    165

    120

    199 (20,4%)

    О достаточно высоком уровне образовательного процесса в нашей школе говорят результаты школьного тура олимпиады. По сравнению с прошлым учебным годом возросло количество участников муниципального тура предметных олимпиад: 7 – 8 класс: 41 – 56 , 9-11 класс – 60-69 учащихся.

    Ряд участников вышли на муниципальный тур по нескольким предметам:

    Разгильдяева Елизавета, Ивонина Наталья – вышли на муниципальный тур по пяти предметам;

    Григорьева Татьяна, Погребняк Татьяна, Куликова Анна вышли на муниципальный тур – по четырем предметам.

    Яковина Екатерина, Пасечниу Дарья, Смолий Яна, Чернийчук Дарья, Ещерякова Карина, Константинова Наталья, Пьянкова Анна, Черемисов Дмитрий, Волков Даниил вышли на муниципальный тур по трем предметам.

    Воробьев Александр, Коробко Сергей, Савичева Дарья, Миронов Егор, Нематова Наргиза, Губанова Дарья, Каритун Даниил – вышли на муниципальный тур по двум предметам.

    9. Уровень реализации задач школьного этапа предметных олимпиад .

    Проведение школьного этапа предметных олимпиад способствует формированию и развитию потребности у обучающихся к интеллектуальной, научно-исследовательской деятельности, при этом учитываются их возрастные особенности, сфера интересов. Учащимся удалось продемонстрировать при выполнении заданий предметных олимпиад расширенный и оптимальный уровни усвоения учебного материала. По итогам проведения школьного этапа сформирована команда учащихся для участия в муниципальном этапе предметных олимпиад.

    10. Проблемы, возникшие при организации и проведении школьного этапа предметных олимпиад.

    Многие учащиеся принимали участие в олимпиадах по нескольким предметам, что ведет к перегрузке обучающихся, т.к. требуется дополнительное время на качественную подготовку.

    Возникли сложности с размещением учащихся при проведении 2-х олимпиад в один день, т.к. много желающих участвовать. Наблюдается низкая мотивация у некоторой части учащихся к участию в предметных олимпиадах.

    Учителям предметникам

    учесть интересы детей, желающих принять участие в олимпиадах по нескольким предметам,

    учесть уровень сложности олимпиадных заданий 2013-2014 уч. года и отработать наиболее типичные ошибки обучающихся через урочные и внеурочные занятия с целью создания ситуации успеха при проведении последующих олимпиад;

    руководителям ШМО создавать банк данных по материалам предметных олимпиад школьного и муниципального уровня;

    взять под контроль подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах. Особое внимание обратить на такие предметы как: математика, информатика, физика, химия;

    организовать педагогическое сопровождение учащихся, проявляющих интерес к изучению различных предметов;

    использовать при подготовке к олимпиадам различного уровня сотрудничество с молодыми учеными УрО РАН.

    Зам.директора по УВР Т.Л. Ермакова

    Оценивание олимпиадных работ по литературе

    10 -11 кл.

    Макс. балл

    Максимальный балл -10 0.

    Задание №1 (до 70 баллов)

    ОЦЕНИВАНИЕ В 9,10,11 классах

    *** С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию.

    Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе:

    первая оценка – условная «двойка»,

    вторая – условная «тройка»,

    третья – условная «четверка»,

    пятая – условная «пятерка».

    Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

    Пример использования шкалы.

    При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает.

    Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом».

    В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

    Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

    Обязательно оцениваются:

    1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

    Макс.- 25 баллов.

    Шкала оценок: 10 – 15 – 20 – 25

    2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность.

    Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

    Макс.- 20 баллов.

    Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20

    3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

    Макс. 10 баллов.

    Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

    4. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

    затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста),

    работа по этому критерию получает ноль баллов.

    Макс.- 5 баллов.

    Шкала оценок: 1 – 2 – 3 – 5

    Дополнительно оценивается:

    5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего.

    Примечание 1 : в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения. Примечание 2: при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система

    обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые

    принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.

    Макс.- 10 баллов.

    Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

    Итого: 70 баллов

    Задание №2 (до 30 баллов)

    Связный текст литературоведческого/историко - литературного/ учебного/ публицистического характера с включением в него 10 слов (словосочетаний).

    Для каждой параллели свои 10 слов (словосочетаний).

    Ученики сначала кратко письменно объясняют, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника, запись в блоге и др.). Выбирают стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркивают в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.

    Критерии оценки творческого задания

    1. Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Макс.-10 баллов.

    2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста.

    Макс.- 5 баллов.

    3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Макс.- 5 баллов.

    4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.

    Макс.- 5 баллов.

    5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и т. п.)

    Макс.-5 баллов.

    Итого: – 30 баллов

    Итого за всю работу - 100 баллов

    Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев многое сумел сказать в своих поэтических миниатюрах. Они считаются стихотворениями, хотя и написаны прозой, потому что они лиричны, язык их музыкален, ритмичен.

    Тургенев назвал этот цикл Senilia (Старческое). Создается он в тягостную пору общественной жизни страны и личной жизни самого писателя - в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни. И все же внутренний свет озаряет многие из его стихотворений в прозе.

    Трудно представить себе, что больной старик создал такое боевое, молодое произведение, одно название которого вызывает радостное, бодрое чувство: Мы еще повоюем!. Читатель видит добрую улыбку человека, которому дорого все живое, чувствует шутливую ласку в его словах о воробушке: Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!

    Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я,- говорит автор. Смерть неизбежна. Но жизнь сильнее смерти.

    Ведущим типом речи в данной миниатюре являет­ся повествование: рассказчик повествует об одном случае из своей жизни. Основа этого мини-рассказа - скрытое сравнение двух ситуаций: воробей - «заво­еватель» не боится кружащего над ним ястреба, кото­рый может «сожрать» его в любую минуту; рассказ­чик, перестроившись под влиянием этой картины, не боится своего «ястреба», т. е. «тяжких предчувст­вий», «унылости».

    Изменения в настроении рассказчика от «груст­ных дум» - к «отваге, удали» - тема миниатюры; оптимистический вывод, которым она заканчивает­ся, - «Мы еще повоюем!», т. е. постараемся спра­виться с трудностями, одолеть их, - ее идея, основ­ная мысль. Тема и идея раскрываются в единстве и постепенно. Поэтому текст обладает делимостью. Он построен по следующему плану:

    Мы еще повоюем!

    I . Какая ничтожная малость может иногда пере­строить всего человека!

    И. 1. «Тяжкие предчувствия», «унылость».

    2. Наблюдения за «семейкой воробьев».

    3. Воробей - «завоеватель».

    4. Ястреб на небе.

    5. «Завоеватель» - возможная жертва ястреба.

    6. «...Грустные думы отлетели прочь».

    III. «Мы еще повоюем, черт возьми!»

    Как видим, начало текста - первое предложение; конец - последнее, причем оно перекликается с заглавием рассказа, благодаря чему текст получает композиционную завершенность.

    Предложения в основной части связаны цепным способом. Так как повествование ведется от первого лица, т. е. от лица рассказчика, среди сцепляющих слов много местоимений 1-го лица единственного чис­ла и соотносительных с ним притяжательных в раз­ных формах: я, мою (грудь), мною, я, передо мною, десяти шагах) от меня, я, надо мною. Кроме местоимений, отметим и другие (морфологиче­ские и лексические) средства межфразовой связи: до­рога - через эту самую дорогу, сочинительный союз и, присоединяющий абзац-предложение к пре­дыдущему; семейка воробьев - один из них, про­тивительный союз а, присоединяющий абзац-пред­ложение к предыдущему; завоеватель - этого самого завоевателя, сочинительный союз и, сцеп­ляющий предпоследнее предложение с предыдущим.

    Стиль рассказа - художественный. В нем реали­зуется функция воздействия. Автор как бы призыва­ет читателей: никогда не отчаивайтесь, настройте се­бя по-боевому, старайтесь преодолеть все трудности, забыть все неприятности.

    В рассказе использованы разнообразные средства выразительности речи. Например: в описании доро­ги - творительный сравнения стрелою уходила вдаль дорога; в описании семейки воробьев - эпитет раззолоченная ярким летним солнцем; в описа­нии воробья, который вел себя особенно самонадеян­но, - ирония - завоеватель; в описании нового на­строения рассказчика - градация: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. Нельзя не отметить фразеологизмы, которые и уточняют повествова­ние, и оживляют его: большая дорога - благоустро­енная грунтовая дорога между крупными населенны­ми пунктами (в отличие от проселочной); дерзко чирикая, словно и черт ему не брат - о воробье-завоевателе, который держит себя крайне независи­мо; черт возьми - восклицание, выражающее в данном случае восхищение рассказчика своим бое­вым настроением. Уместно употреблены слова разго­ворного стиля: малость (мелочь, пустяк); и полно {Завоеватель - и полно!); сожрать, пускай.

    Миниатюра «Мы еще повоюем!» входит в цикл («Стихотворения в прозе». Особенности этого жанра сам Тургенев определил как «стихотворения без рифм и размера». Их благозвучие, «складность» достигают­ся благодаря продуманному отбору не только слов, но и синтаксических конструкций. В миниатюре пре­обладают простые предложения: из 12 предложений текста - 9 простых и только 3 сложных (2 бессоюз­ных, 1 сложноподчиненное); в 6 случаях употребле­ны обособленные члены предложения, которые прида­ют речи особую напевность.

    Стихотворение заканчивается бодрым, жизнеутверждающим призывом:

    И пускай надо мной кружит мой ястреб...

    Мы еще повоюем, черт возьми!

    Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.

    Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

    К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

    В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.

    Новелла - художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.

    Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.

    На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?

    Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

    Книга Солоухина - своеобразное путешествие в “самую дивную из всех волшебных стран - страну детства. Ключи от нее заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда, хотя бы одним глазком, хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Все там полно значения и смысла Человек, позабывший, что там было и как было там, позабывший даже про то, что это когда-то было, самый бедный человек на земле”.

    В книге в полной мере звучит поэзия родной земли, поэзия сельской жизни, поэзия крестьянского труда. Пожалуй, острее всего красоту этого труда чувствуют деревенские ребятишки. И может быть, одна из причин удачи прозаических книг В. Солоухина в том, что он рассказал о поэзии крестьянского быта через восприятие своего детства Многое устарело в этом восприятии, потому что детство писателя пришлось еще на довоенные годы, а сколько появилось после этого в деревне новых (порой странных) примет’ Но в том-то и ценность этой книги, что автор рассказывает здесь только о том, что он пережил, перечувствовал, что успел увидеть и полюбить на родной земле. И судя по книге, мало что запечатлелось в его памяти и сознании с такой же силой и яркостью ощущения, как первые встречи с “великими колхозными работами” - уборкой и молотьбой хлеба, севом, косьбой.

    Естественно, что в книге были отзвуки трудностей, которые переживала деревня в ту пору. И все-таки социальные начала в поэтическом видении Солоухина были приглушены. А трудовой человек, крестьянин - кормилец всей страны - был показан мощно и масштабно.

    (В помощь проверяющим в 11 классах )

    Анализ рассказа Александра Костюнина. «Вальс под гитару». Рассказ

    Построение сюжета : вступление (пейзаж) и завязку построена на оксюмороне («гитара без струн»)
    Важную роль играет «Мысль семейная »: главный герой ребёнок из неполной семьи. Мать -раздражённая, замученная женщина. Мальчик борется в одиночку с жизненными трудностями. Зато ребёнок возводит образ умершего отца в ранг идеала.
    Работа с языком произведения:
    Неологизм «Дивьё»; «рубленая речь»; разговорная речь (пацаны, на фиг, придирается, цепляется, музыкалка, зубрить, орёт, училка, блин, не прилипало.) . Фразеологизм: «чёрная полоса». Эпитеты «Ненавистный день», «желанная ночь», «красивую четвёрку», «такой обалдевший», «заветная гитара», «в мешковатом пуховике». Метафоры: «Взгляд лучился добротой», «Сначала идёт тихая музыка», «Он заметно оттаял», «цепляется только ко мне», «и музыка полилась совсем другая». Сравнения: «Это – точно награда»; «мои пальцы – будто его лапки»; «Письмо будет вроде отмычки от неё»; «Хочу теперь на гитаре научиться, как папка»; « он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал». Языковые особенности: разговорные слова: «Подкатил к стоянке», «постоянно придиралась», «громыхает», «тащусь в слезах», «притопал и реву», «таскать», «наши пацаны».

    Разговорно-сниженные слова: «Такой обалдевший», «пулят в тебя», «орёт и цепляется», «двойку вкатили», «орёт». Жаргонные слова: «На фиг тебе баян», «Блин! Мне двойка выходит», «училка», «домашку не сделал». Двойная антитеза: «желанная ночь» и «ненавистный день». В прозаическом тексте есть стихотворная вставка: Белый стих с использованием анафоры (Чтобы…). Опять использован оксюморон: «Темнота точно награда…»
    Одна из главных идей рассказа - вера в человека и укрепление его духа просто добрым словом.
    Проблема талантливости: герой рассказа явно одарённая личность, но он очень плохо учился (на двойки!)
    Мальчик оказался между двух огней: мама и учительница. Итог катастрофичен: мысли о самоубийстве. Очень серьёзная проблема нашего времени в педагогике и психиатрии . Подросток ночь предпочитает дню, темноту свету. Он хочет спать, а не бодрствовать. Доведённый до отчаяния ребёнок пишет на «листочке»заветный текст. Он загадывает что-то для себя очень важное. Терпение его иссякло, бороться в одиночку нет сил. Ивдруг свершается ЧУДО! (Как часто в нашей жизни важные решения зависят от случайностей) . Наступает счастливый перелом в судьбе. А может быть, это просто награда за упорный труд?(Переход количества в качество).
    Талант героя раскрывается. У него своё оригинальное видение мира: музыка слышится везде…
    Интересны рекомендации учительницы перед концертом: не смотреть в зал, чтобы не сбиться, а если сбился, всё равно доигрывай!(Это хороший жизненный урок всем нам, не только для сцены)
    Центральным является образ отца. Какую важную роль он играет в жизни ребёнка! (Особенно это проблематично в наше время разводов и матерей-одиночек).
    Автор устами героя делает философский вывод: многомесячный каторжный труд в итоге сводится к блестящему … двухминутному выступлению?!
    Кульминация рассказа – анонимный подарок (вожделенная гитара!) Кто сказал, что чудес не бывает? Самое большое чудо – доброе человеческое сердце (ср. А.Грин «Алые паруса»,К. Паустовский «Снег»)
    Выводы: Чудо музыки; Упорный труд; Самоубийство – проявление слабости; Первый подвиг – преодолеть самого себя; Роль матери и отца в жизни ребёнка; Взаимоотношения учителя и ученика; Уроки доброты!

    Описана ситуация, когда мальчик возвращался из города со сломанной гитарой отца. В маршрутке он разговорился со случайным попутчиком. Отвечая на вопрос о гитаре, мальчик обрисовал всю свою жизнь, которая так или иначе была связана с этой гитарой. На этой гитаре играл его отец. Из-за его игры на гитаре в отца влюбилась мать. Сейчас мальчик хочет играть на гитаре. Мне кажется, эта гитара дорога мальчику прежде всего из-за того, что на ней играл его папа. Эту глубокую связь между отцом и сыном мы видим из рассказа о его первом концерте. Тогда мальчику показалось, что за его игрой на баяне наблюдал папа, и он играл для него. Сейчас у мальчика есть большое желание научиться играть на гитаре, и я думаю, что он в душе надеется вернуть ту же ситуацию и еще раз «поиграть» для отца, но уже на гитаре.
    Из рассказа мальчика мы видим, что он очень старательный и целеустремленный. Кроме того мальчик очень талантлив и музыкален. Как он сам говорит, вначале у него были большие проблемы с учебой в музыкальной школе. Страх сковывал его, он боялся, что ошибется и на него опять накричат. Мне понравилось, что он сам нашел выход из этой ситуации. Он «вооружился» заявлением об уходе из музыкальной школы и уже спокойно шел в школу. Это его спокойствие и уравновешенность сказались на том, что он стал обращать внимание на окружающее. Раньше все ему казалось мрачным, темным, а тут он увидел березы и загадал на них желание. И когда это его желание получить четверку сбылось, мальчик поверил в себя, в свои силы и возможности.
    Этот рассказ учит не сдаваться перед трудностями, верить в себя и свои силы. В конце рассказа происходит чудо. После концерта мальчику передают прекрасную современную гитару от незнакомца. И все мы знаем, кто подарил эту гитару. Ее подарил попутчик, восхищенный талантом, основатель-ностью мальчика. Думаю, если было бы продолжение этого рассказа, мы бы узнали о том, как мальчик научился играть на гитаре, стал известным музыкантом, прославился на весь мир, а самое главное, создал прекрасную семью и воспитывал троих замечательных сыновей. А в их большом доме на самом видном месте висела гитара, старая, со сломанным грифом, но такая дорогая и милая душе отцовская гитара.

    Душа, темные аллеи, испытания. Свобода выбора, сочувствие, сострадание, соучастие, вера, любовь, свет. Именно такие ассоциации вызвал у меня рассказ А. Костюнина «Вальс под гитару». Герой рассказа испытывает чувство одиночества, потерянности, отчаяния. И принимает решение уйти из музыкальной школы… « Буду свободен» Решение принято. Настроение меняется. Ощущение внутренней свободы меняет подростка. Он обретает уверенность в себе, появляется интерес к жизни: «А тут загадал:. Вот подниму голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке и получу…..Ага,- думаю – хорошо…».И действительно у него все получилось. А как знакома эта ситуация! И здесь главное желать и верить, как сделал главный герой. И с этого момента черная полоса закончилась, стало все получаться.
    Мальчик сделал шаг навстречу жизни, и мир обернулся любовью к ней. Герой растет профессионально. Ему есть, к чему стремиться: «…Как папка…он лучше всех играл. Душа компании».
    Концерт. «он смотрел прямо на меня. Я стал играть для него… Только он и я…. В главной роли музыки – он…..они танцуют счастливые…я заплакал от счастья…» Невозможно без слез читать эти строки. Перечитываю еще и еще раз, И опять слезы, слезы тихой радости, светлой надежды. Сколько любви. Благодарности, нежности, оптимизма в этих строчках!
    Чудо? Нет. Подросток, пройдя через страдания, сделал тот выбор, который подсказывало его сердце, его желание, его вера, любовь. И свет восторжествовал. Случайный попутчик оказался благодарным слушателем. Может, узнал в подростке себя, и поэтому подарил мальчику чудо в день Светлого Христова Воскресения. Концовка рассказа символична. Герой заслужил чудо, воскрешение к новой жизни, полной любви, надежды и веры.
    Костюнина о жизни, о нашей сегодняшней жизни. Героем их может стать любой из нас. Но он еще раз напоминает нам вслед за Л. Толстым, что ничего не происходит просто так, любая случайность – это результат закономерностей. Главное в человеке –« чувства добрые», которые писатель заставляет трудиться и день и ночь. И все испытания, посылаемые нам судьбой, направлены на то, чтобы проверить наши души на прочность, а следовательно и мы на право называться Человеками.

    Самостоятельность в поступках, ответственность, человеческая личность – об этих понятиях я размышляла

    после прочтения произведения Александра Костюнина «Вальс под гитару».
    Герой рассказа - мой сверстник, мальчик четырнадцати лет. Он учится в школе, занимается музыкой,

    живет с мамой.
    В определенный момент жизни перед ним встают проблемы: все, чем он занимался, у него не получается,

    знания «не прилипают», окружающие не понимают.
    Читая, как он трогает родную щербинку, чувствуешь, как на него навалилась невыносимая усталость, как ему тяжело.
    Мальчик огорчен и встревожен. Он даже пишет заявление об уходе из музыкальной школы…
    Если бы поговорить с кем-нибудь по душам, возможно, стало бы легче. Но с кем? Одноклассники

    предпочитают играть в карты, да, и засмеют еще. Мама одна тянет лямку семейной жизни. Отца нет.

    Мальчику, особенно в этом возрасте, необходимо общение с папой. Он обязательно бы выслушал,

    посоветовал, и стало бы «весело, приятно, счастливо даже».
    Как найти выход? Можно бросить занятия музыкой, ничем не заниматься, никуда не ходить.
    И все-таки герой - сильный по натуре человек. Он начинает бороться с неудачами. Потихоньку,

    маленькими шажками, благодаря высокому духовному содержанию, у него открывается «второе дыхание».
    Мальчик сыграл на концерте вальс так, что все просто заслушались. Музыка шла с самых глубин души. А играл он, вспоминая об отце, о маме – его успех говорит о бескорыстной любви к близким людям. У героя раскрывается душа и огромный потенциал, появляется потребность сыграть лучше, необычнее «Вальс под гитару».
    Мы наблюдаем самостоятельность и инициативу – герой ищет мастера для ремонта старой гитары, чтобы научиться играть. А это уже проявление личности. Эти качества увидел в мальчике и случайный попутчик. Эта встреча не случайна, так как происходит серьезные изменения в жизни мальчика. Попутчик увидел в мальчике себя. И этот разговор, возможно, облегчил душу обоим.
    Есть глубокая уверенность - у героя все получится, потому что существует цель. Мальчику присущи такие качества как ответственность, контроль над поведением, самостоятельность, любовь к родителям.
    Когда у человека есть такие качества и идеалы, сбываются любые мечты и происходят чудеса.
    В результате своих размышлений, я пришла к выводу, что благодаря трудолюбию, силе воли, любви

    можно стать личностью, раскрыть таланты. Каждый из нас может встать на этот путь. В этом

    поможет разум, семья, окружающие люди, а кому-то вера в Бога.

    Произведение «Вальс под гитару» замечательное. В этом рассказе открывается мне образ обычного 14- летнего мальчишки в черном, слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.
    В рассказе у него нет ни имени, ни фамилии, просто мальчишка. Герой измучен от непонимания взрослых, проблем в школе, требовательности учительницы музыки. В один момент мальчишка не выдержал этих рухнувших на его плечи проблем. Он почти сдался, принял решение и написал заявление в музыкальную школу, чтобы его отчислили из третьего класса. Не от лица мамы, а от себя. И как только решение принял, успокоился. И подумал: «Ну, все!», но оказалось, что еще не все. Не случайно автор выделил эпизод с березками. По пути в музыкальную школу мальчик-баянист загадал: «Вот подниму сейчас голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке получу». Березок оказалось четыре. Он не был уверен в этой оценке, просто мальчик хотел получить ее. Растущие березы вдоль тропинки, на которые подросток не обращал внимания, придали сил, уверенности в себе и не позволили совершить нежелательного поступка. У мальчишки пропала боязнь перед учителем. Когда он взял инструмент и начал играть, его музыка стала прекрасной, мальчик начал играть во много раз лучше, чем прежде.
    Герой рассказа не может сдаться, отказаться от мечты и от любимого дела. К нему вернулась уверенность в своих силах, в свои способностях. Мальчишка стал во всем слышать музыку.
    У героя рассказа есть мать. Об отце мы знаем только, что он был военный и погиб в одной из горячих точек. Может, именно поэтому мальчик незнакомому мужчине стал откровенно рассказывать о своем большом достижении - победе над собой, над всеми трудностями, которые казались ему огромными. Но теперь тяжелая и бессмысленная жизнь осталась позади, а впереди - конкретная цель, ежедневный труд и чувство гордости за себя самого.
    Герой исполняет на концерте вальс «На сопках Маньчжурии»,
    играя на баяне. Он выступал с волнением, но ему помог справиться с ним отец, образ которого представил во время исполнения.

    Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964 года в Карелии. Окончил художественную школу. Увлечения: литературное творчество, фото и рисование. Его фотокартина под названием «Родительский дом» украшала кабинет Владимира Путина в Кремле. Персональные фотовыставки проходят в разных странах мира. Его мать была учителем русского языка и литературы, но сочинения писать он не любил. Мать помогала ему, и он старательно переписывал то, что предлагалось ему.
    Окончил два факультета: сельскохозяйственный и экономический. Член Союза писателей РФ.
    Женат, имеет двоих детей. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово - связующая нить времени» за книгу « В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу ».
    Костюнин о себе: «Мои литературные наброски не относятся к коммерческому проекту. Это скорее разновидность «креста», который каждый по жизни несёт в силу своих убеждений. Сейчас полностью посвятил себя творчеству.»

    Аналитическая справка по итогам проведения школьного этапа всероссийской олимпиады учащихся по русскому языку.

    Согласно плана МО гуманитарного цикла с 26 по 27 ноября 2012 года на базе МБОУ СОШ с.Дон-Терезин был проведен школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

    Цели проведения олимпиады:

    Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

    Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

    Пропаганда научных знаний.

    Всего в олимпиаде участвовало 11 учащихся из 9 – 11 классов образовательного учреждения, что составляет 50 % от общего числа выпускников старших классов.

    Материалы для олимпиады были составлены учителями русского языка и литературы Ооржак С.С.(9, 11 классы), Монгуш И.В. (10 класс) в соответствии с Программой основной школы 5-11 классов для национальных школ РФ и включали в себя задания из следующих разделов:

    1.Фонетика (звукобуквенный анализ слов);

    2.Словообразование (найти однокоренные слова и разные формы одного и того же слова);

    3.Лексика (фразеология – дописать фразеологизмы, указать значение устаревших слов и т.д.);

    4.Орфография (работа с текстом с пропущенными орфограммами);

    5.Орфоэпия (расставить ударения в словах);

    6.Синтаксис (разбор предложения);

    7.Пунктуация (расставить пропущенные знаки препинания).

    8.Стилистика (определить тип и стиль текста).

    Результаты олимпиады по русскому языку.

    ФИО

    Класс

    Сумма баллов

    Место

    Ооржак Айрана Борисовна

    Ооржак Анай-Хаак

    Оюн-ооловна

    Хомушку Саида Артуровна

    23,5

    Ооржак Ай-Мерген Орланович

    поощ

    Ооржак Айслана Шораановна

    Ооржак Азияна Амировна

    Ооржак Монге Борисович

    Ооржак Торепчи Эресович

    Самбуулай Марьяна Алексеевна

    Ооржак Херел Адыгжыевич

    17,5

    Ооржак Айслана Хирлигбеевна

    Анализ результатов олимпиады по русскому языку показал, что большинство учащихся справились с предложенными заданиями. Ученики умеют применять полученные теоретические знания на практике, имеют навыки работы с текстом с пропущенными орфограммами и недостающими знаками препинания. Правильно определяют стиль и тип текста, но не могут правильно определить изобразительно-выразительные средства. Трудности непосредственно вызвали задания по лексике (определение значения устаревших слов). Также ученики не могли дать развернутый ответ по теме предложенного текста. Это объясняется бедностью словарного запаса, что в свою очередь является следствием отсутствия систематического чтения вне школы.

    Результаты олимпиады по русской литературе.

    ФИО

    Класс

    Количество максимальных баллов

    Сумма набранных баллов

    Место

    Ооржак Айрана Борисовна

    Ооржак Анай-Хаак

    Оюн-ооловна

    Хомушку Саида Артуровна

    Ооржак Азияна Амировна

    поощ.

    Ооржак Айслана Шораановна

    Самбуулай Марьяна Алексеевна

    Ооржак Херел

    Ооржак Айслана Хирлигбеевна

    поощ.

    Материалы олимпиады по русской литературе включали в себя задания на знание фактов биографии писателей, на знание содержания изученных произведений, задания по теории литературы, а также ученики должны были проанализировать одно художественное произведение на выбор. Но, к сожалению, ученики с последним заданием не справились. Трудно поддаются выполнению и задания по теории литературы, ученики не знают определений терминов (эпиграмма, эпитафия, сонета, фантастика и т.д.).

    Итоговые результаты олимпиады по предметам отражены в следующей таблице.

    Предмет

    Класс

    Количество участников

    Количество призеров

    Победители

    ФИО учителя

    Стаж

    Русский язык

    Ооржак С.С.

    Монгуш И.В.

    Ооржак С.С.

    Русская литература

    Ооржак С.С.

    Монгуш И.В.

    Ооржак С.С.

    По результатам олимпиад можно сделать следующий вывод:

    1. В олимпиадах приняли участие одни и те же ученики, что объясняется малочисленностью классов в школе.
    2. Ученики в основном справились с заданиями олимпиад.

    1.Учителям-предметникам активизировать работу по подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиады.