Эпоха возрождения в западной европе кратко. Эпоха возрождения – начало культурного переворота в европе

Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы , пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени . Примерные хронологические рамки эпохи - XIV -XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле . В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века .

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности , видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с по года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании , Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с по 1580 год . В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации .

Философия

Философы эпохи Возрождения

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо , «Дон Кихоте» Сервантеса , и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле .

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в цуй

К принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы .

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию . Над созданием зданий там трудились великие архитекторы - Филиппо Брунеллески , Леон Баттиста Альберти , Донато Браманте , Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova » («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах - английской (XV в.), нидерландской (XV-XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал , возникший в Италии (Л. Маренцио , Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре , Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви - в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов - виолы , бытовавшей в аристократической среде, и

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 7666

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV -- последняя четверть XVI века Отличительная черта эпохи Возрождения -- светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» -- так и появился термин.

Термин Возрождение встречается у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны.

Формирование новой культуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества, в том числе характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». При всем идейном разнообразии в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономерности развития самой культуры. В Италии ее осуществлению помогла сложившаяся в городах разнообразная структура образования.

Цель данного реферата заключается в том, чтобы посмотреть жизнь Италии в период эпохи Возрождения.

1. Прогрессивные изменения в экономике, политике, культуре XII-XIII вв.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы -- Италия в XIV--XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы. Свободные итальянские города-государства в условиях политического партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословиям феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства, границы между которыми были размыты. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества. Характерным примером могут служить деловые книги, семейные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств Флоренции, Венеции, других городов -- в так называемой купеческой литературе ярко отразились умонастроения, как патрициата, так и пополанской среды. Показательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального слоя города.

Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии одной из важнейших была широкая система образования -- от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин» расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, немалую роль сыграла в Италии и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией -- не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Восстановление преемственности с античной культурой -- задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью се собственного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиции предков.

Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневековой культуре Европы XII--XIII вв. Их можно видеть в провансальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Шартрской школы, Пьера Абеляра, Иоанна Солсберийского. Светские мотивы, характерные для рыцарской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и ряд других черт средневековой культуры, -- все это готовило почву для культуры Возрождения с ее нетрадиционными, хотя и остававшимися в рамках христианского мировоззрения, представлениями о мире и человеке. В Италии новые веяния наметились в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» -- поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие сочинения великого флорентийца (трактаты «Пир» и «Монархия», поэтический цикл «Новая жизнь»), содержат немало идей, воспринятых и развитых позднее гуманистами. Это и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в «Божественной комедии», и обращение к античному наследию как важному источнику знания.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климат городской жизни, изменения в менталитете различных слоев общества. В этом отношении городская среда отнюдь не была чем-то однородным. В предпринимательских кругах ценилась трезвость практического мышления, деловой рационализм, высокое качество профессиональных знаний, широта кругозора и образованности. Принципы корпоративного сознания постепенно уступали место индивидуалистическим тенденциям. Наряду с нарастанием апологии обогащения сохранялись понятия групповой и личной чести, уважение к законам, хотя типичный для итальянских городов культ коммунальных свобод уже начал сочетаться с попытками аргументированного оправдания обмана государства в пользу семьи, рода при уплате налогов. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы -- идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству.

В среде нобилитета, особенно у старинных аристократических родов, прочно сохранялись традиционные представления о феодальных доблестях, высоко ценилась фамильная честь, но и здесь появились новые веяния, не без воздействия купеческо-пополанской среды. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило, как правило, торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения -- служение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть.

Основная масса пополанства -- купечество средней руки и цеховые мастера, а также представители традиционных интеллектуальных профессий (духовенство, теологи, юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города государства, сближаясь в этом отчасти с «деловыми людьми». Здесь традиции корпоративизма были более прочными.

В низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального протеста, складывались свои представления о справедливости, греховности и воздаянии, далекие от настроений не только правящей верхушки общества, но подчас и от менталитета ремесленной среды пополанства. Крестьянство, в массе лично свободное и достаточно мобильное, в специфических условиях итальянского феодализма было тесно связано с городом и пополняло ряды его неквалифицированных рабочих. Эта среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

2. Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира

Эпоха Возрождения означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом -- от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Начался процесс секуляризации как тенденция постепенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и становления светской культуры. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в ту эпоху систематической наукой. И, в-третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» -- этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения.

Весьма важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм -- зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире.

Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально-политической проблематике, к теме государства. В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизма), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично.

3. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был, прежде всего, Космос, а в средние века -- Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался гуманизм -- идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинстоинства, права на свободу и счастье.

Гуманизм как течение формировался в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гораций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетней ночи» (средние века). Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265--1321 гг.), «последний поэт средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по природе своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни. И этой поэме Данте отвергал аскетизм и проповедовал разумный образ жизни. Герои поэмы -- живые люди, ищущие и страдающие, творящие собственную судьбу. Автор произведения подчеркивал, что итог человеческой жизни зависит от деяний самого человека, от его умения избрать разумный путь и не сойти с него. Со временем тема свободы как самоопределения человека стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304--1374 гг.), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Как и большинство людей своего времени, Петрарка был верующим. Однако он весьма критически относился к схоластике средних веков, видя в ней псевдоученость и надуманные формулы. В своих произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные устремления, на любовь к другим людям. Он старался придать своей философии моральную направленность и для этого восстанавливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала, прежде всего, тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Жизнь человека -- это всегда постоянный поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено с мучительными страданиями, с душевным беспокойством.

Становлению итальянского гуманизма способствовал и Джованни Боккаччо (1313--1375 гг.), выступавший в своем произведении «Декамерон» с позиций критики духовенства и поддержки передовых умонастроений городского населения. Гуманистические мотивы имели место также в творчестве других авторов того времени. К их числу следует отнести Колюччо Салютати, являвшегося одно время канцлером Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латинский язык ряд работ Платона и Аристотеля, Плутарха и Демосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, живописца Леона Батиста Альберта служителя церкви Марсилио Фичино.

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был профессор Римского университета Лоренцо Валла (1407--1457 гг.). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Валла был противником светской власти римских пап, резким критиком аскетизма и связанного с ним монашества. По его убеждению, схоластика является праздным и иррациональным занятием. Итальянский гуманист старался восстановить подлинное учение Эпикура, находившееся под запретом в средние века. По его убеждению, эпикурейство наиболее полно утверждает идею полноценности жизни человека, проповедует чувственную деятельность и телесное благополучие. В своем трактате «О наслаждении» ученый утверждал, что основным законом человеческой природы является наслаждение как подлинное удовольствие души и тела. Он провозгласил: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!» Лоренцо Валла полагал даже, что наслаждения должны продолжаться и в посмертной жизни человека. Его учение было позитивным, поскольку восстанавливало естественное право человека на полноту своего существования и индивидуальное счастье в жизни.

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463--1494 гг.) В своей «Речи о достоинстве человека» он подчеркивал важнейшее свойство человека -- его свободу. По мнению Пико, человек представляет собой четвертый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. На земле человек является великим существом, которое обладает умом и душой. Дух человека определяет свободу его воли и, следовательно, всего жизненного пути. Сотворив человека, Бог якобы вложил в него «семена» разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода -- это бесценный божий дар, составляющий внутреннюю сущность человека. Эта свобода дает человеку возможность проявить активность и «возвыситься над небесами», стать творцом своей судьбы.

4. Внутренние противоречия в культуре Возрождения

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности -- абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и последовавшей за ней Контрреформацией.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные общественные группы -- средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавшаяся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Заключение

Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире -- быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф. Энгельса, «эпоха гигантов» -- «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессивного поворота в истории человеческой цивилизации.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира. Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах.

В период Возрождения на первый план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами.

В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания -- размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души -- молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды; осознает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире -- самого себя.

Список использованной литературы

культура ренессанс теоцентрический

1. Л.М. Брагина "Социально-этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.

2. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.

3. Искусство раннего Возрождения. -- М.: Искусство, 1980 г.

4. История искусства: Ренессанс. -- М.: АСТ, 2003 г.

5. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Прогрессивные изменения в экономике, политике, культуре в эпоху Ренессанса. Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира. Идеи гуманизма в творчестве Данте, Петрарки, Бокаччо, Мирандолы. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса.

    реферат , добавлен 08.01.2010

    Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Развитие ренессансной культуры в Испании. Архитектурный стиль платереско. Эскориал – жемчужина испанской ренессансной архитектуры. Ренессанс в живописи.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Характеристика культуры западноевропейского Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Тема возрожденческого гуманизма. Описание внутренних противоречий Ренессанса. Самоценность человеческой личности в искусстве.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2016

    Культурно-историческая эпоха Возрождения (Ренессанс). Ренессанс как "итальянское явление" на первом этапе развития. Источники культуры Возрождения: античное классическое наследие и средневековая культура. Достижения культуры Ренессанса в разных областях.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. Братства и их роль в развитии культуры.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

    Ориентиры и принципы культурного развития Европы. Общая характеристика культуры Ренессанса как времени духовного подъёма и расцвета всех сфер человеческой деятельности. Развитие гуманитарного знания, индивидуализма и антропоцентризма эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2012

    Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения культуры Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. Внутренние противоречия в культуре.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2012

    Возрождение (ренессанс) как эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков, его общая характеристика. Каноны культуры и искусства, общественно-политический строй того времени. Видо-жанровые особенности литературы и музыки.

    презентация , добавлен 02.12.2013

    Ренессанс как эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI вв. Обожествление каждой травинки северного пейзажа, копирование мельчайших деталей быта в творчестве нидерландских художников. Творчество Яна ван Эйка, Хиеронимуса Босха и Питера Брейгеля.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Изучение основных исследователей эпохи Возрождения. Сравнение их методов. Ренессанс - революционный переворот в истории, его влияние на все сферы культуры. Возникновение гуманизма, новой концепции личности, изменение статуса художника. Ренессанс в России.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

И В РОССИИ

Возрождение предстает перед нами не столько как эпоха, сколько как конкретно- исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.

Италия –родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения началась в XIV-XV веках, а в масштабе Европы-в XVI веке. Проявилось это явление в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.

Явлению Возрождения присуще использование античных традиций, античной эрудиции, античных языков. Использование античных истоков гуманистами, деятелями Возрождения приводило к усилению светской линии в культуре. Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры.

Возрождение предшествует реформациям и вытесняется ими, хотя именно гуманизм расчистил дорогу реформаторам и дал идейное и культурное «оснащение», без которого была бы невозможна их деятельность. Реформационными течениями были усвоены, переработаны и использованы навыки исторического мышления Возрождения, состоявшие в умении противопоставить древние традиции современным, сознательно обращаться за «поддержкой» к далекому прошлому. Возрождение связано со стремлением повысить значение, восстановить искаженные древние ценности. Идея «возврата» связана с решительным отрицанием многих существующих традиций; борьба с основными тенденциями предшествующих эпох знаменует само начало Возрождения. Ренессанс, будучи в целом светским движением, осуществился тем не менее в рамках христианско-католических принципов, не порывая с ними, хотя во многом подрывая их изнутри. Возрождение «реформировало» традиции средневековой культуры и морали.

В своей борьбе за светскую человеческую культуру, проникнутую разумом, гуманисты вдохновлялись светом античной мудрости. В целом проблема гуманизма неотрывна от всего процесса Возрождения, если рассматривать гуманизм как передовую идеологию эпохи Возрождения, которая утвердила право на самостоятельное существование и развитие светской культуры, хотя гуманистическая мысль на только в Англии, но и в Италии формировалась в христианско-языческой оболочке. Гуманизм привел к тому, что взгляды на место и роль человека в мире радикально разошлись с традиционными феодально-католическими воззрениями и человек стал в центре внимания.

Суверенность человеческого разума – только одна из сторон гуманистического мировоззрения. Его краеугольным камнем было убеждение в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, его творческих возможностей, в его принципиальной склонности к добру. Естественно, что гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали, что ренессансный гуманизм игнорировал коренные христианские догматы о первородном грехе, искуплении и благодати: человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие его естественных способностей.

Гуманистическое убеждение в способности человеческой воли противостоять внешним силам судьбы освобождало человека от страха, убеждение в естественности наслаждения и радости развенчивало мнимую святость страдания.

Гуманизм сложился не до и даже не столько во время открытой антифеодальной борьбы, а главным образом после ее победы в наиболее развитых итальянских городах. Борьба с феодальными силами, феодально-церковной и феодально-сословной идеологиями продолжались, и гуманистическая культура Возрождения развертывалась в тесной связи с нею, но в условиях уже утвердившихся раннебуржуазных городских республик, где господство дворянства уже было сброшено, а сословный строй разрушен или основательно подорван и развенчан. Очевидно, это должно было способствовать значительной зрелости и свободе раннебуржуазного сознания в ренессансной Италии, но вместе с тем (или по той же причине) при несомненной социальной активности и освободительной, антифеодальной направленности гуманизма история на поставила перед ним необходимости идейно возглавить открытую борьбу масс, и боевым знаменем социальных сражений он не стал. Широко распространено мнение: гуманизм был адресован только узкому кругу избранных, элите; к тому же он не был идеологией борьбы.

Ренессанс выработал и реализовал совершенно определенный тип соотношения общества и личности. Возрождение было ориентировано на формирование определенного идеала человека, интеллектуально и духовно активного, двигающего культурный прогресс общества. Ренессанс был прежде всего системой, ориентированной на воспитание и приобщение к культуре конкретного индивида и только через него -к «окультуриванию» общества.

Истина гуманизма -всесторонне развитый человек, но это слишком неопределенная, многогранная истина. Поэтому ни убивать, не погибать сами за красоту, изящную словесность гуманисты готовы не были.

Нельзя упускать из виду и того, что гуманизму не удалось полностью одолеть теологическое мировоззрение. И вместе с тем ренессансный гуманизм явился первым после тысячелетия средневековья цельным проявлением свободомыслия, первой формой буржуазного просвещения. Именно гуманизм дал исток величайшим идейным, художественным и научным достижениям, далеко пережившим свою эпоху.

Нельзя говорить о Ренессансе, не затронув вопросов искусства.

Понятие позднего Возрождения охватывает сочетание разнородных художественных явлений, включающих в себя консервативные стремления в искусстве, попытки дальнейшего развития ренессансных черт и зарождение новых тенденций, которым предстояло полностью воплотиться в XVII и XVIII веках.

Весьма интересна специфика гуманизма в разных странах, в том числе в Византии, где гуманистическое направление в культуре формировалось как антихристианское мировоззрение.

Вопрос о русском Возрождении –один из самых противоречивых участков разработки проблемы Ренессанса.

Для истории русской культуры проблема Возрожде­ния представляет первостепенный интерес. По охвату литературы, сложности и противоречивости концепций, входящих в состав историографических разработок сю­жетов Возрождения на материале российской истории, эта тема безусловно заслуживает специального исследо­вания.

Возможность и даже необходимость ставить пробле­му Ренессанса в России может определяться генетиче­ской близостью, христианской общностью, политически­ми, экономическими и культурными контактами России и Западной Европы начиная со времени Киевской Руси. Однако если речь не идет ни о частных аналогиях, ни о заимствовании возрожденческих мотивов и элементов или об импорте Ренессанса, то большинство подходов к этой теме объеди­няется идеей общности этапов, пройденных Россией и Западной Европой, пусть при полном понимании специфичности русской траектории.

Так, Д. В. Сарабьянов. подчеркивая, что Русь в XIV-XV вв переживала «несостоявшийся Ренессанс», пишет: «Это не­кая параллель Возрождению, но за тем барьером, который их разделяет как культуры разных стадий развития». А. И. Боголюбов отмечает, что вопрос о русском Возрождении полностью не вписывается в классическую схему западноевропейского Ренессанса, но что специфика российского исторического развития способна внести существенные исправления в эту классическую модель. Так или иначе, он убежден, что вторую половину XVI в. можно называть Возрождением: «Правда, это– чисто русское Возрождение, со всеми достоинствами и недостатками государства, неожиданно обнаруженного на Востоке Европы» Д. С. Лихачев, говоря о русском XVI в., высказывает одну весьма важную мысль: «Никогда раньше ни один век не был таким,предчувствием" следующего, как шестнадцатый. Это объясняется тем, что потребность в Ренессансе назрела, несмотря на препятствия к его развитию. Устремленность к Ренессансу, появившаяся еще во второй половине XV в., была отличительной чертой XVI в.» При этом автор также говорит о «неудавшемся Возрождении».

Дискуссия между разными авторами о том, когда в России наблюдается ренессанс- после Петра I и завершения средневековья или внутри средних веков - тоже весьма характерна. Равно как по-своему характерна и попытка выстроить концепцию русской литературы, которая проходила бы те же стадии, что и европейская, но не в том порядке и темпе, и несколько иные по содержанию. Ренессанс эти авторы по­мещают в первую треть XIX в.

Еще раньше была высказана мысль о том, что русская литература XVIII в. «на самом деле является началом русского Ренессанса со всеми признаками, присущими западноевропей­скому Ренессансу в многообразных его проявлениях от XIV до XVI в.», и длящегося от времен Кантемира до пушкинской эпохи включительно. О «несосто­явшемся русском Ренессансе» XV-XVI вв., о том, что он был трагически оборван, но что петровская эпоха «исполнила обя­занности» Ренессанса, хотя и не в присущих ему формах, ис­пользуя послевозрожденческий европейский опыт, говорили еще в начале нашего века.

Обращает на себя внимание и терминология, часто применяемая в трактовке вопроса о Возрождении на почве российской истории. Ренессанс «неудавшийся», «несостоявшийся», «замедленный», «скрытый», «растек­шийся» - такой Ренессанс, в какие бы периоды ни по­мещать его наличие или отсутствие, все-таки довольно парадоксален. Некоторые довольно чуткие исследовате­ли, имея в поле зрения классическую модель европейско­го Возрождения, не находят в России Возрождения «как такового», но зато ясно видят или место, куда его можно было бы поместить, или содержание ренессансной роли, сыгранной, правда, другими эпохами, или некий рас­плывчатый образ, неотделимый от нескольких веков на­шей истории. И даже если Ренессанс не состоялся, то потребность в нем, во всяком случае у ряда авторов, действительно не вызывает сомнений.

Эпоху Возрождения называют еще Ренессансом. Это период развития науки, культуры, нравственности и просвещения. Такой период Средняя Азия переживала в IX - XII и XIV - XV веках.

В странах Западной Европы расцвет эпохи Возрождения приходится в основном на XIV-XVII века. Ученые считают Ренессанс эпохой перехода от средневекового застоя к периоду Нового времени. Эпоха Возрождения в Западной Европе возникла не сама по себе.

Непосредственное влияние на развитие мировой культуры и научной мысли оказал среднеазиатский Восточный Ренессанс. Возрождение возникло в Италии, так как там свойственные капиталистическому обществу особенности возникли раньше. Основными отличительными чертами эпохи Возрождения в Западной Европе являлись:
- отрицание невежества, фанатизма, консерватизма;
- утверждение гуманистического мировоззрения, вера в безграничные возможности человека, его волю и разум;
- обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его, отсюда и название эпохи;
- воспевание в литературе и искусстве красоты земной, а не загробной жизни;
- борьба за свободу и достоинство человека.

Литература эпохи Возрождения.

В литературе и искусстве эпохи Возрождения творили выдающиеся таланты.

Одним из гениев литературы этой эпохи был Вильям Шекспир (1564 1616). Он считал, что «человек - это величайшее чудо природы!». Шекспир был влюблен в театр. Он творил как актер и драматург. Окружающий мир представлялся ему сценой, а люди - актерами. Он глубоко верил, что театр станет для людей школой, которая научит их сопротивляться ударам судьбы, пробудит чувство ненависти к предательству, двуличию, низости. В. Шекспир оставил человечеству такие шедевры как «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта» и другие произведения.

Мигель де Сервантес (1547 - 1616), испанский писатель, один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Главный герой его знаменитого романа «Дон Кихот» последний из благородных странствующих рыцарей в мире несправедливости. Дон Кихот борется в силу своих возможностей с несправедливостью. Его поступки - отражение его девиза: «За свободу, как за славу, нужно подвергать свою жизнь опасности».

Изобразительное искусство. Еще одним выдающимся представителем эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Он был одновременно и художником, и поэтом, и зодчим, и скульптором, и музыкантом, и изобретателем. Леонардо да Винчи называл живопись «принцессой искусств».

Героями его живописных произведений были не боги и не ангелы,а обыкновенные люди. Такова его картина «Мадонна с младенцем», где мать бережно прижимает к груди младенца. Обнимая его, она глядит с нежной полуулыбкой. Земля же отражает бесконечную материнскую любовь к ребенку. Знаменита настенная роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечерня».

Другой великий художник этого периода Рафаэль Санти (1483 - 1520). Он прожил всего 37 лет. Но за этот короткий период успел создать шедевры мировой живописи, одним из которых является «Сикстинская мадонна».

Современники художника оценивали это полотно «как единственное в своем роде». На нем босая Святая Мария будто не стоит на облаках, а парит по ним навстречу своей судьбе.
Взгляд, еще младенца Иисуса, серьезен как у взрослого. Будто он чувствует будущие страдания и неминуемую смерть. Во взгляде матери тоже печаль и беспокойство. Она все знает наперед. Тем не менее, идет навстречу к людям, которым откроется путь истины за счет жизни ее сына.

Самое знаменитое произведение голландского художника Рембрандта (1606 - 1669) - картина «Возвращение блудного сына». Он создал его в самые тяжелые для него годы - после смерти сына. Библейская легенда рассказывает о том, как сын долгие годы блуждал по миру и, истратив все свои богатства, возвращается в отчий дом, где его принимают обратно.
Рембрандт изобразил в своем произведении минуту встречи отца и сына. Заблудший сын стоит на коленях у порога дома. Ветхая одежда и облысевшая голова свидетельствуют о перенесенных горестях жизни. Застывшее движение рук слепого отца выражает светлую радость отчаявшегося человека и его бесконечную любовь.

Искусствоваяния.

Ваятели этого периода считали скульптуру наилучшим видом изобразительного искусства, как ничто другое воспевающее человека и его красоту.

Самым прославившимся среди творцов этого периода был итальянец Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564).
Своими бессмертными произведениями он оставил неизгладимый след в истории.

Вот, что он сказал об искусстве в своем трехстишии:

«Что жизнь, что бытие
Пред вечностью искусства,
Его не победят ни мудрец,
ни время».

Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы эпохи Возрождения. Созданная им статуя Давида утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Это произведение великого скульптора отражает образ библейского героя, пастуха Давида, сразившегося с мифическим великаном Голиафом. Согласно легенде, Давид убивает в единоборстве Голиафа и становится впоследствии царем. Величие и красота этой скульптуры не знает себе равных.
Собор святого Петра является главным католическим храмом Рима и Европы. Его строительство завершил Микеланджело. Храм строился на протяжении ста лет.

Ренессанс - термин, обозначающий эпоху Возрождения

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.