Гермес праксителя жанр. Пракситель скульптор древней греции и его произведения

Пракситель, древнегреческий скульптор

Пракситель (Praxitйles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор . Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах . Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей , Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и

Пракситель Пракситель

(Praxiteles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей, Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и Глиптотека, Мюнхен).

"Афродита Книдская". Мрамор. Около 350 до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино. Ватикан.
Литература: И. Б. Зеест, Пракситель, М., 1941; Г. Д. Белов, Пракситель, Л., 1973; Rizzo G. E., Prassitele, Mil.-Roma, 1932.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Пракси́тель

(praxité les) (ок. 390 до н. э., Афины – ок. 330 до н. э., там же), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Работал преимущественно в Афинах. Любимым материалом Праксителя был мрамор. Его статуи почти не сохранились и известны по римским копиям. Единственная из всех работ скульптора, дошедшая до нас в подлиннике, – «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), которая была найдена при раскопках греческого города Олимпия. Её отличает созерцательность, чувственность, идиллическое настроение, виртуозная обработка мрамора. Скульптор использует тончайшие переходы рельефа, тщательную полировку поверхности для создания эффекта нежного, сверкающего идеальной красотой обнажённого тела. В передаче движения фигур Пракситель использовал все лучшие достижения греческой пластики, особенно наследие Поликлета , однако фигуры Праксителя кажутся более лёгкими и грациозными. Согласно легенде, Пракситель изваял первую в истории греческого искусства обнажённую женскую фигуру – статую богини Афродиты, – вдохновляясь красотой своей возлюбленной Фрины («Афродита Книдская», ок. 350 г. до н. э.). Среди др. известных произведений Праксителя – «Аполлон Сауроктон» («Аполлон, убивающий ящерицу», ок. 370 г. до н. э.) и статуя молодого Сатира (кон. 4 в. до н. э.). Известно, что скульптуры Праксителя были раскрашены художником Никием из Афин. В творчестве Праксителя на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н. э. приходят изящество и мечтательная нежность. Пракситель был непревзойдённым мастером в передаче грации тела и безмятежности духа. Искусство Праксителя нашло продолжение в произведениях его сыновей, а также учеников скульптора Кефисодота Младшего и Тимарха.




(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Пракситель" в других словарях:

    Пракситель - Пракситель. Афродита Книдская. Мрамор. Ок. 350 до н.э. Римская копия. ПРАКСИТЕЛЬ (около 390 около 330 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (около 390 около 330 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность (Афродита Книдская, Отдыхающий сатир). Известны по копиям … Современная энциклопедия

    - (ок. 390 ок. 330 до н. э.) древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность (Афродита Книдская, Отдыхающий сатир известны по… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Praxiteles, Πραξιτέλης). Один из замечательнейших греческих скульпторов, живший около 350 г. до Р. X. Он достиг особенного совершенства в изображении женского тела, и лучшим его произведением считается статуя Венеры Книдской. (Источник: «Краткий … Энциклопедия мифологии

    - (Praxiteles) древнегреческий скульптор, главныйпредставитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сынваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Егопроизведения, в противоположность работам афинских скульпторов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (Praxitéles) (около 390 до н. э., Афины, около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П. (исполненные главным образом в… … Большая советская энциклопедия

    - (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370 330 до н.э., а в 350 330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его … Энциклопедия Кольера

    Афродита Книдская … Википедия

    Пракситель - (греч. Praxiteles) (ок. 390 ок. 330 до н.э.) греческий скульптор, сын афинского скульптора Кефисодота. Из 10 приписываемых ему произведений сохранилась только группа «Гермес с младенцем Дионисом» и ряд римских копий статуи Афродиты Книдской,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ПРАКСИТЕЛЬ - Афинский скульптор, живший в середине 4 в. до н. э., которым восхищались и которому часто подражали в античности. По мраморным копиям известны многие работы Праксителя, например его Афродита Книдская, описанная Лукианом и Плинием Старшим, его… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Книги

  • Аттическая скульптура VII - V века до нашей эры , М. М. Кобылина , Издание выпущено в 1953 году Издательством Московского университета. Множество фотоиллюстраций в тексте и отдельных наклеенных иллюстраций. Издательская обложка. Сохранность раритета хорошая.… Категория: Скульптура Издатель:

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.

В продолжение статей о и , а так же статьи выкладываю две небольшие статьи о Праксителе.

Пракситель (Praxiteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота , род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла , полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора — материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость.

П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом, весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита , изваянная П. для города Книда ; предание гласит, что натурщицею для неё служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало Навазу, стоящую у ее ног.

Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини – Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдскойАфродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,александрийская и карийская .

По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры . Изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полу животных. Например, его»Фавн», насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла, каким изображало его древнее искусство; у П. это — грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый.

Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано , статуя П ., изображавшая Аполлона Савроктона , в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегосястрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева.

Наконец, до нашего временидошло несомненно оригинальное произведение П. — знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания , была найдена в 1877 г, прираскопках развалин храма Геры , в Олимпии . К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис , которого держит Гермес ; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов — крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку — малютку Диониса , он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке — по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта — верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку , находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте , в Англии.

изобразительный ряд из Yandex.ru , а так же http://www.museum.ru/N30573

Вот выдержки из статьи Александры Германовой Мир Праксителя:

Мир Праксителя

Античная скульптура в Лувре

Александра ГЕРМАНОВА

Организовать древнегреческому скульптору Праксителю персональную выставку — дело не из легких. Аналогичные «именные» выставки устраивались в Европе считанные разы. Из последних — в 1990 году во Франкфурте-на-Майне проходила выставка, посвященная Поликлету , в 1995 году в Выставочном дворце в Риме — Лисиппу.

Мраморных оригиналов Праксителя (390 — 330 годы до н.э .) сохранилось до обидного мало. Почему Лувр, который даже не является обладателем этих редких работ, взял на себя просветительскую миссию, — понятно. Здесь хранится знаменитая Венера Милосская , которая по типу изображения восходит к воспетой многочисленными античными источниками Афродите Книдской Праксителя. Принято считать, что храмовая Афродита Книдская Праксителя была одним из первых образцов изображения женской обнаженной натуры. Полумифическая идея, но красивая, и почему бы не ухватиться за нее организаторам выставки в Лувре, где хранится другая всемирно известная обнаженная.

Чтобы понятнее передать мысль устроителей, выставку можно назвать «Мир Праксителя». Материал поделили на шесть секций — оригинальный Пракситель, античные исследователи скульптора, знаменитые работы эллинистических и римских эпигонов и копиистов, воображаемый Пракситель (подражатели скульптора в искусстве нового времени и живописцы-биографы), карьера Праксителя через дебаты историков искусства и филологов-классиков XIX века и, наконец, современный срез — новые датировки и новая мифология.

…Главным творением Праксителя была Афродита Книдская. Она являлась местной достопримечательностью — нередко посещение статуи и храма в Книде становилось целью путешествия в Малую Азию. Плиний называл Афродиту «прекраснейшей статуей не только Праксителя, но вообще в целом свете». Работа не сохранилась, но память о ней живет в многочисленных греческих и римских копиях. О том, что копии эти делались непосредственно «в присутствии» оригинала, свидетельствуют многочисленные книдские монеты .

Около ста музеев откликнулись на зов Лувра и прислали в Париж свои варианты знаменитой статуи. Кураторы особенно опекают две — так называемую «Колонну Венеры» и «Бельведерскую Венеру» (обе из Ватикана). Луврский образец книдской красавицы — «голова Кауфмана» — на почетном месте в секции копий.

Если вернуться к подлинникам, то для экспозиции выбрали две — пьедестал Мантинейской группы (рельеф с изображением сцен из жизни детей Латоны Аполлона и Лето ) и голову Артемиды , атрибутированную Праксителю Деспинисом. Конечно, эти две композиции из Афинского национального музея уступают по красоте статуе Гермеса с младенцем Дионисом, но этот шедевр, упомянутый Павсанием , найден и хранится в Олимпии, и пределы Греции покидать не должен.

Интересно подана на выставке тема Фрины. До нас дошли истории о том, как знаменитую гетеру судили за богохульство, и на суде она должна была предъявить присутствующим греховный объект — свое тело. Сюжет необычного суда над гетерой был достаточно популярным у художников. Гамбургская Кунстхалле прислала отличную работу Леона Джерома «Фрина перед судьями» 1910 года.

Кроме обнаженной женской натуры Праксителю приписывают многочисленных Вакхов и сатиров. Типаж «Отдыхающий сатир» был мощно растиражирован римлянами. Многих собрали на выставке — опять же во главе с луврским.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new

ок. 390 до н.э. - ок. 330 до н.э.

Гермес с младенцем Дионисом

IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция.

Пракситель - древнегреческий скульптор, работавший в эпоху поздней классики. Это был период формирования идей Сократа и Платона в философии, время сложения новых форм и нового языка греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славой пользовалось другое произведение Праксителя - статуя Афродиты Книдской (оригинал не сохранился). Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах к этому месту тех, кто стремился ее увидеть. Героям Праксителя не чуждо и лирическое чувство, отчетливо выраженное, например, в "Отдыхающем Сатире". В образах поздней классики это лирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, грусти, задумчивости и созерцательности.