История владимирской школы живописи. Владимирская школа пейзажной живописи Александр Захаров, вокалист, фронтмэн рок-группы

Владимирская пейзажная школа живописи начала образовываться в середине 50-х годов прошлого столетия и вошло в сокровищницу подлинных достижений российской художественной школы. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Николай Мокров и др.
Характерными особенностями этой самобытной школы являются звучностью цвета, мажорность пейзажа, праздничный колорит. Использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность и ритмичность, иногда плоскостность изображения и фактурность широких мазков, придают полотнам повышенную декоративность. Пространство пейзажа, как правило, сведено к плоскости, планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта сознательно завышена. Этот набор приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма.
В нашей галерее представлена авторская живопись профессиональных художников из Владимира, ярких представителей Владимирской школы пейзажной живописи.

Яркие экспрессивные пятна, широкие мазки - и все это не Матисс или Пикассо, а наша, Владимирская школа живописи, известная во всем мире. Но знают ли сами владимирцы о таком необычном знаменитом стиле?

Что такое Владимирская школа живописи?

Владимирская школа живописи известна во всем мире, лучшие работы ее адептов хранятся в Третьяковке и Русском музее, а также в частных коллекциях за рубежом. Во времена застоя семидесятых, на фоне процветающего соцреализма именно на владимирской земле расцвела всеми красками эта самобытная художественная манера. Изображая пейзажи, лишенные политического контекста, основатели школы – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин смогли в эти непростые времена противопоставить что-то совершенно оригинальное общепринятому стилю. Это был бунт ярких красок, революция света и энергия эмоций. За что их официальная пресса попыталась даже обвинить в формализме, но обошлось.

Как отличить владимирскую школу от других?


Отличить владимирскую школу живописи от других картин не так уж сложно:

  • Яркие, позитивные, насыщенные чистые цвета
  • Плоскостное изображение, декоративность
  • Крупные широкие мазки
  • Эксперименты с выпуклым грунтом, фактурное письмо
  • На картинах в основном – природа, деревня, церкви, старые улочки
  • Простые композиции
  • Часто завышенная линия горизонта

Эти праздничные картины, похожие на лоскутные покрывала и пропитанные карнавальным духом, увидев однажды, сложно забыть. Многие поклонники владимирской школы отмечают, что эти картины заряжают огромной энергией и наполняют бескрайней детской радостью! Это и не удивительно – художники в этой манере искали способ выражения эмоций и настроений на полотне, преломляя состояние души через состояние природы. А опирались на иконописные и народные местные традиции - мстерской лаковой миниатюры, владимирской глади и лоскутного шитья, ткачества.

Узнают ли владимирцы Владимирскую школу живописи?


Мы расспросили порядка 25 владимирцев разных профессий, не связанных с живописью, о том, знают ли они о нашей школе. К сожалению, около половины из них признались, что не знают, что это такое и чем эта школа отличается от других. Что же известно горожанам о владимирской живописи?

Мария Багаева, общественный деятель:

Знаю и уважаю за любовь к жизни и саму жизнь, раскрашенную яркими красками. Нравится Бритов, Юкин.

Ирина Максимова, менеджер по обучению и развитию:


В научном плане не скажу, что разбираюсь в искусстве. Люблю Айвазовского, Шишкина, Репина. Будоражила картина Мунка «Крик», безумно нравился Поллок. Черные кляксы на белом снегу - это как заглянуть в бездну. Люблю, когда живопись вызывает реальные чувства. Я знаю, что есть владимирская школа живописи, она широко известна как направление, также как импрессионизм, экспрессионизм. Из художников, могу назвать Нилова, но не уверена, что она из школы. Если рядом поставить две картины разных школ, я, увы, не смогу их отличить. На ум приходят пейзажи и деревенские мотивы, церкви...

Екатерина Синицына-Солодкая, филолог:


Владимир Юкин, Ким Бритов, Валерий Кокурин - знаменитые имена. Яркая, выразительная палитра - насыщенные, сочные цвета... Крупные, выпуклые мазки. Тематика – пейзажная, наша, Владимирская земля. Такие ассоциации. А последователи из современников – это творческое объединение «Арт-Навис». Целая плеяда молодых художников и художниц, талантливых и активных, в него входит. Давно хотела посетить их выставки, но пока что Петра Петяева рассматриваю только в инстаграме. Весной познакомилась с некоторыми авторами и их работами на Библионочи в Областной библиотеке для детей и молодёжи. Очень!

Анастасия Спирина, студентка отделения журналистики:

О Владимирской школе живописи я, конечно, знаю. В частности из-за того, что мои родственники к ней относятся! Брат моей бабушки с супругой и их дочь - моя тетушка - мстерские художники.

Если честно, пейзажи, портреты и натюрморты владимирских художников я вряд ли отличу от других, но вот мстерскую миниатюру узнаю из тысячи! Еще в детстве я видела, как работает тетушка, и пробовала рисовать сама. Конечно, ничего путного не выходило, но сам факт - порисовать дорогущими кисточками и красками, изготовленными по особой технологии - многого стоил.

Александр, должность специалист по энергоэффективности:


Знаю о такой школе, но весьма поверхностно. Нравится насыщенный цвет, который создает ощущения, перекликающиеся с импрессионистами. У армянских импрессионистов, например, Сарьяна, цвета даже более яркие. Я люблю живопись, но назвать себя ценителем не могу. Как и большинство обывателей оцениваю работы по принципу нравится/не нравится, затронула/не затронула. А вот критериев профессиональной оценки, к сожалению, почти не знаю.

Михаил Гущин, фотограф, инженер:


Вообще владимирская школа живописи у меня ассоциируется с сильно насыщенными цветами красок. Как будто в фоторедакторе на картинке ползунок "насыщенность" передвинули до упора. Чем-то картина напоминает яркое лоскутное одеяло. Сами картины мне не особенно нравятся. Трудно объяснить почему, но тянет от них провинциальностью. Все эти церквушки, покосившиеся домики и т.д. Если бы я был иностранцем, то скорее всего высмотрел в них что-то экзотическое.

Чем всё это знаменито я не знаю и художников не вспомню, хотя некоторые фамилии точно слышал.

Александр Захаров, вокалист, фронтмэн рок-группы:


Так как я родился и вырос в Суздале, немудрено, что со Владимирской художественной школой я часто соприкасался на различных выставках и мероприятиях. Суздаль - город-музей, и галерей в нём предостаточно. Про Суздаль сразу хотелось бы упомянуть, что и у нас много талантливых художников, особенно был впечатлён работами Александра Ерашова, с которым у нас общий друг (Дима, привет тебе). Когда я узнал о Владимирском направлении художественного мастерства, я удивился, как просто читаются эти картины, они просты и, в то же время, очень насыщенны. Если говорить о живописи, увидев картину, всегда понятно, что она создана владимирской рукой. Как есть ивановский, костромской, питерский акцент в речи, так и у владимирских мастеров есть свой акцент, некая уникальность.

Мнение эксперта


Как оказалось, владимирская школа живописи для туристов – визитная карточка города, а самим горожанам почти неизвестна. Можно заметить и путаницу в ответах наших спикеров, сомнения в отличии школы от других и поверхностные знания. Почему так получилось, помогает понять наш эксперт.

Мария Малинина, методист Центра пропаганды изобразительного искусства:


Владимирская школа живописи - узнаваемое явление, владимирцы её любят и те, кто в теме, могут сразу назвать отцов-основателей этой школы и отличить эту манеру живописи. У некоторых посетителей нашего музея большой интерес к этой школе, а некоторые напротив - совсем её не понимают, так как отличительная черта этой манеры - декоративность, плоскостное изображение, нарочито яркие цвета. У гостей города интерес значительный, так как владимирская школа очень самобытна и оригинальна, и известна далеко за пределами Владимира.

К сожалению, в наших институтах не уделяют внимание этому направлению, так как больший упор идёт на мировое искусство. Сейчас из мэтров остался в живых только Валерий Григорьевич Кокурин, Ким Николаевич Бритов умер в 2010 году, Юкин Владимир Яковлевич умер в 2000 году. Среди молодых художников сейчас работают последователи этой школы - Сергей Кремнёв, Дмитрий Холин и другие.

В городе открываются все новые студии, курсы и частные школы рисования, но про такое великолепное ноу-хау наших художников все, кажется, забыли. Не жалуют местные музейный досуг, и так и не знают в результате о том, что прямо под носом у нас свои Матиссы. Может быть, нам все давно пора … в музей?


Кокурин Валерий Григорьевич (род. 1930, Владимир).

Валерий Кокурин - один из создателей уникальной владимирской школы живописи. Она возникла на рубеже 1950-х - 60-х годов и противостояла официальному искусству тех лет. Полотна художников отличались яркой декоративностью, звучным цветом, густым, насыщенным мазком. В заказных статьях Кокурина называли "абстракционистом", "космополитом", "импрессионистом". Были случаи, когда кураторы снимали его работы накануне выставки. Но, невзирая ни на какие жизненные перипетии, художник не изменил своей палитре, сохранив свою самобытность. Его холсты притягивали к себе неожиданной, не принятой в те годы манерой письма, глубокой поэтичностью, открытой полифонией красок. Темы его произведений - неповторимая природа Владимирского края, деревеньки и небольшие города с их старинными улочками и пестрыми базарами, памятники древнерусской архитектуры - все то, чем наполнена тихая жизнь провинции с ее мощным пластом народной культуры.

Работы художника излучают радость бытия, они предельно искренни и непосредственны. В.Кокурин - врожденный колорист, краски на его холстах подчеркнуто яркие, праздничная цветовая гамма строится на сочетаниях контрастных, чистых, звучных красок. В старинных соборах и церквах, постоянно возникающих в его пейзажах, Кокурин видит непреходящую красоту, которая естественно и гармонично вписалась в природный ландшафт.

Картины художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в Муромском историко-художественном музее, во Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, а также в частных собраниях многих стран мира.


Прикрепленное изображение (вес файла 152.4 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 120.5 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 161.6 Кб)


20 декабря в Москве в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) на Дербеневской набережной открылась большая выставка представителей владимирской школы живописи «На краю цвета». Это важное мероприятие в культурной жизни столицы России и знаменательное событие в летописи культуры Владимирской области анонсировал государственный телеканал «Культура» и многочисленные аншлаги на московских улицах.

Идея представить московской публике творчество владимирских живописцев и графиков в популярном музейно-выставочном комплексе принадлежит основателю ИРРИ, меценату, предпринимателю Алексею Ананьеву.


Экспозиция насчитывает около 60 полотен 25 авторов, в том числе Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Юрия Матушевского, Николая Модорова, Николая Мокрова, Петра Дика, Виктора Дынникова, Владимира Нилова, Владимира Севостьянова, Бориса Французова и других. На выставке также представлена мстерская лаковая миниатюра и редкие фотографии и документы.


Картины собирали в Государственной Третьяковской галерее, в музейно-выставочном центре «РОСИЗО», по частным коллекциям. 20 произведений предоставил для выставки Владимиро-Суздальский музей-заповедник.


Выставку открывал Алексей Ананьев. На церемонии присутствовали члены отделения Союза художников России Владимирской области и многочисленные любители владимирского искусства.


Мастера владимирского пейзажа постепенно отходили от соцреализма и обретали свой необычный творческий почерк, основанный на глубоких традициях искусства родной земли, в 1950-х годах. Впервые о феномене владимирской живописи начали говорить после I Республиканской художественной выставки «Советская Россия» в 1960 году, где были представлены работы Владимира Юкина, Кима Бритова и Валерия Кокурина. Интерес к необычному творчеству молодых художников из Владимирской области в культурных кругах в начале 60-х годов стремительно возрастал. В 1964 году в Москве в выставочном зале Союза Художников России прошла «Выставка работ художников Владимира, Мстёры, Гуся-Хрустального». Владимирские деревеньки, районные города, базары, старинные улочки, поля и реки в яркой цветовой палитре, одухотворенные эмоционально-лирическим настроением никого не оставили равнодушным.


Многие произведения мастеров владимирского пейзажа вошли в музейные и частные коллекции России и других стран.

«Владимирская школа, как и знаменитая школа Барбизона, неразрывно связана с местом своего зарождения. Художники Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин искали вдохновение в природе Владимирской области и в её ремёслах – в мстёрской вышивке и лаковой миниатюре, в художественном стекле из Гусь-Хрустального и в гороховецкой игрушке. Синтез народного искусства и классического художественного образования стал основой стиля владимирцев. Их яркие, самобытные пейзажи скорее вызывают ассоциации с творчеством фовистов и группы Наби, чем с работами современников, а эксперименты с грунтом и цветом отсылают к аналогичным опытам Игоря Грабаря и Винсента Ван Гога.

Поиски нового стиля были начаты молодыми художниками послевоенного поколения. Это было частью общей атмосферы, царившей в культуре страны – художники ощущали свежий ветер перемен и откликались на него искусством чистым и эмоциональным. Время сталинского «большого стиля» закончилось. На смену официальным и помпезным полотнам пришли пейзажи и жанровые произведения нового содержания.

Художник Владимир Юкин говорил: «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности. Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь».

Самостоятельное творческое лицо владимирские художники обрели, пройдя через познание опыта передвижников, через увлечение искусством русских импрессионистов. Кроме того, на их формирование оказали влияние народное и древнерусское искусство.

Цвет и владимирский пейзаж – понятия неразделимые. Через цвет художники передают своё мироощущение, он для них является воплощением чувств. Сегодня стал совершенно очевидным и неоспоримым тот факт, что художники Владимира совершили цветовой прорыв в русском искусстве XX века, тем самым значительно расширив и обогатив его палитру", - рассказывает о владимирской школе живописи сайт .

Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.

Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.

В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий. Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.

В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение. Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи.

Основоположники Владимирской школы живописи:

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.

Мастера Владимирской школы живописи:

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета - вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.

Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы: