Как написать отличный гитарный рифф. Гитарные риффы

В роли гитаристов и навскидку изобразить что-то роковое, несомненно, процентов эдак 70 возьмут в руки воображаемую гитару и выдадут грозное вступление Smoke On The Water. Поклонники называют это бессмертным величием, музыканты - печатью особой крутизны, ну а специалисты придумали подобным фрагментам свое название. "Гитарный риф", - с видом совсем не рокерским "умозаключают" они.

Настоящий риф гитарный: узнаем и познаем

Когда вам скажут, что это - всего лишь обычный набор аккордов, не верьте ушам своим. Гитарной игры специалисты учат: риф - это многократно повторяющийся отрывок определенной мелодии, музыкальный фрагмент. И добавляют: это не обязательно вступление, им может быть и концовка композиции, и ее кульминация, и просто аккомпанемент. А еще можно услышать, что гитарный риф - это «костяк» мелодии, по которому слушатель узнает ту или иную композицию. Если брать рок или блюз, то в этих направлениях для рифов служат нижние регистры, их обычно «выдают» на низких струнах ритм-гитаристы.

О как же он многолик - этот гитарный риф!

Любители классификаций добрались и до гитарных рифов, замечая, впрочем, что разделение их - понятие довольно условное.

Итак, если воздух разрезает блюзовый, рок-н-рольный, хард- или глэм-роковый фрагмент, знайте: имя ему - «риф в открытых тональностях», самая популярная из которых ля мажор.

Над тем, как назвать фрагменты, исполняемые с использованием аккордов, долго не думали: нарекли их «аккордовыми». «Отцами» сих аккордовых скоплений считают «роллинга» Кита Ричардса и Джими Хендрикса.

Следующий рифов - одноголосые. Им неведомы аккорды и интервалы. Года их рождения - 70-е, родители - Deep Purple и Led Zeppelin. По рифам с педальным тоном специализировались рок-умельцы из Whitesnake, а также «великий и ужасный» Оззи. Этот вид - с тоном, постоянно повторяющимся - был в особом почете у звезд хэви-метал и хард-рока 80-х.

Заключающим в этом списке станет наипростейший, и как любят говаривать знатоки, самый веселый вид гитарных рифов - скоростной: когда «две ноты на перегрузе» извлекаются ударами по струнам наотмашь. Понятное дело, что такие рифы - любимые «штучки» панков и любителей жесткого треша.

Лучшие гитарные рифы: и ныне, и во веки веков

Каковы же самые известные гитарные рифы в мире? Разные по этому поводу существуют мнения, вашему же вниманию предлагается Топ-5 уважаемого издания Total Guitar. В 2013 году журнал опросил своих читателей, и вот что из этого вышло.

На 5-м месте восседает Skydog и его Layla. Место повыше облюбовал одноголосый риф из бессмертного блэкморовского Smoke On The Water. В тройку сильнейших ворвался (и это было несложно) Led Zeppelin: Джимми Пейдж в Whole Lotta Love не оставил другим шансов на 3-е место. Что ж, в некоторых мировых рейтингах они первые, но только не в списке Total Guitar: серебро за риф в Sweet Child O’Mine достается легендарным Gun N’Roses. Он часто соревновался с «ганзами» за «рифовое» первенство и в 2013-м достиг своего, так что просим любить и жаловать: и его риф из рифов в Voodoo Child!

И напоследок… «Выстрелить» из гитары рифом совсем несложно - нужно просто этого хотеть. Смело берите в руки инструмент и сыграйте парочку повторяющихся аккордов. Возможно, придуманный вами гитарный риф станет знаковым для вас. Пробуйте, дерзайте, и да помогут вам Боги Блюза и Рок-н-ролла!

Инструкция

Перед тем как начать осваивать этот вид техники, необходимо научиться правильно ставить левую руку и выбрать угол медиатора. Проконсультируйтесь с педагогом или профессиональным исполнителем. Пока вы будете разучивать элементарные рифы, неправильная постановка особенно мешать не будет. Но в дальнейшем она может не позволить вам увеличить темп.

Научитесь читать табулатуры. На них специальными значками обозначено положение пальцев на струне при исполнении того или иного аккорда. Используйте определитель аккордов. Подходят как печатные, так и электронные определители.

Прослушайте запись понравившегося вам произведения. Выделите короткие мелодические фрагменты, которые постоянно повторяются. На первый раз постарайтесь выбрать композицию, где постоянно повторяется один не очень сложный фрагмент. Рифы чаше всего (но не обязательно) играются на басовых струнах.

Посмотрите табулатуру. Определите, в какой последовательности берутся звуки. Поставьте пальцы левой руки в ту же позицию, что и в табулатуре. Попробуйте сыграть нужную мелодическую последовательность.

Когда вы запомните, в каком порядке берутся звуки, попробуйте определить соотношения длительностей. Очень хорошо, если у вас есть навыки дирижирования, но в данном случае важнее уловить ритм, нежели определить размер. Несколько раз простучите ритм рифа и хорошенько его запомните.

Сыграйте последовательность, стараясь в точности следовать заданному ритму. Начинайте играть медленно, но соблюдайте соотношение длительностей. Большую пользу может принести метроном. Он есть во многих гитарных программах. Постепенно увеличивайте темп.

Разучив несколько рифов любимых групп, попробуйте придумать что-нибудь свое. Учтите, что существуют законы гармонии, согласно которым и выстраивается последовательность звуков и аккордов. Большинство людей эти законы чувствуют. Современные компьютерные программы могут помочь уточнить этот момент. Например, с помощью встроенной таблицы с возможными последовательностями аккордов.

Начинайте с простых рифов. Постарайтесь поначалу обойтись без сложных ритмических переходов, создав фрагмент с ровными длительностями. Это могут быть четверти или восьмые. Играйте их ровно, четко расставляя акценты на сильные доли. Постепенно ускоряйте темп. Даже очень простой рифф может стать основой будущей композиции.

Постепенно переходите к более сложным последовательностям. Ставьте записи любимых групп и старайтесь им подыграть. Это можно делать даже на "немом" инструменте. Периодически себя контролируйте, отключив плеер и подключив гитару. Такое упражнение позволяет научиться легко ориентироваться на грифе.

Видео по теме

Полезный совет

Компьютерные программы позволяют контролировать процесс. С помощью GuitarPro вы можете записать то, что у вас получается, и сравнить с записью группы.

Уловить последовательность звуков можно и на видеоролике. Преимущество этого способа в том, что вы можете остановить плеер в любое время, чтобы проконтролировать положение левой руки на грифе.

Источники:

  • Лучшие гитарные рифы
  • гитарный риф

Эстетика рока состоит не только из определенного имиджа, но и из целого ряда разных гитарных риффов, которые прославили не одного гитариста. Так что включает в себя понятие «рифф», каковы его виды и способы извлечения из гитары?

Все о гитарных рифах

Рифф – это постоянно повторяющийся, короткий музыкальный фрагмент, который может быть как вступлением, так и любым другим элементом песни. Гитарные риффы используются в качестве аккомпанемента, кульминации, концовки и так далее. В блюзе и рок-музыке риффы играются ритм-гитаристом в нижнем регистре – а именно, на нижних струнах.

Некоторые гитарные риффы стали настолько узнаваемыми, что по ним узнают целые песни культовых рок-групп.

Существуют определенные виды риффов – аккордовые, одноголосные, исполненные в открытой тональности или на основе квинты. Также гитаристы часто используют риффы с «педальным» тоном или блюзовые риффы, исполняемые в тональности E-мажор. Впрочем, эти обозначения являются условной классификацией, поскольку в одном и том же риффе может сочетаться несколько фрагментов. Благодаря этому, каждый гитарист может создать свой собственный рифф в процессе экспериментов с игрой на гитаре.

Суть гитарных рифов

Риффы с «педальным» тоном, распространенные в 80-х годах, представляют собой постоянно повторяющийся тон. Педальная нота при этом является тоникой, взятой на открытой струне, которая выступает фоном для проигрывания интервалов и кварт, соответствующих разным аккордам.

Также в качестве педального тона допускается использование не только пятой, но и шестой/четвертой струн.

Одноголосые риффы, распространенные в 70-х годах, построены на основе пентатоники и дублируются на октаву ниже при игре на бас-гитаре. В одноголосых риффах не используются аккорды и вкрапления интервалов - кроме этого, для их исполнения не требуются никакие специальные упражнения.

Аккордовые риффы играют с использованием аккордов на слабо перегруженном или чистом звуке – чтобы ноты не искажались. Многие известные гитаристы обыгрывали аккордовые риффы, используя ноты мажорной пентатоники, а также вкрапления интервалов.

Скоростные риффы являются наиболее простым и веселым вариантом игры на гитаре. Их играют на овердрайве или дисторшене, используя при этом только основную ноту (тонику) и квинту (пятую ступень). Данные созвучия гитарист должен играть чесом - быстрыми ударами вниз. Скоростные риффы часто эксплуатируются в панк-музыке и трэш-металле, поскольку их несложное исполнение позволяет гитаристу пошвырять в толпу медиаторы, одновременно ударяя по струнам и принимая


Рок-музыка - это давно нечто большее, чем вещь, которая злит родителей и призывает к бунту. Рок - это не только определенная «джинсовая» эстетика, в которой нашлось место и для ребят в галстуках вроде The Beattles , и раскрашенным брюнетам из Black Veil Brides . Но и те и другие в своем творчестве использовали гитарные риффы . Более того, весь рок - это на процентов 70, если не больше, состоит исключительно из забойных, хорошо запоминающихся риффов на гитарах. Далее мы рассмотрим, что такое рифф в рок-музыке, и с чем его едят, виды риффов, а также разберем табы наиболее известных, которые должен знать любой себя уважающий рокер. Итак, в путь.

Что такое гитарный рифф. Определение. Основные варианты использования


Некоторые риффы на гитаре стали настолько знаковыми, что по ним узнается целая песня. Например, Come as you are или Smoke On The Water .

Виды риффов

Риффы бывают одноголосные, аккордовые, в «открытых» тональностях, исполненные на основе квинты, блюзовые в тональности E-мажор, а также риффы с «педальным» тоном. Однако это условная классификация, так как один и тот же рифф может представлять собой комбинацию нескольких фрагментов. Придумать свой собственный рифф – это не так уж и сложно, главное – не бояться экспериментов.

1. Риффы в открытых тональностях (E, A или D)

Эти риффы используются в музыке, которая произошла от блюза, рок-н-ролла, блюз-рока, хард-рока, глэм-рока и т.д. Они исполняются на чистом звуке или с эффектом дисторшн. Часто во время игры применяется глушение правой рукой «palm muting». Основой для таких ритмических фигур служит power-аккорд, т.е. Аккорд, состоящий из основного тона и квинта с добавлением различных ступеней гаммы по ходу игры. Тональности, на которых играются рифы, в основном «открытые» - ми, ре, ля. Самая популярная тональность – это Ля мажор .

Power-аккорд Ля в «открытой» позиции выглядит следующим образом:

  • Первый (указательный) палец во время исполнения риффов глушит 3,2 и1 струны.
  • Большой палец приглушает 6 струну.

Если добавить одну ноту на четвертой струне (сексту), то получится самый простой блюзовый рифф, который используется во множестве песен, например, в AC/DC – The Jack .



После добавления ещё одной ноты на четвертой струне (септимы) получается несколько усложненная версия первого риффа, который используется как в «открытой», так и в «закрытых» тональностях. Пример – Элис Купер. Dirty Dreams.




С добавочной нотой на пятой струне получится мажорная и минорная терция. Зачастую ноты на пятой струне, как и на четвёртой, берутся приемами Hammer on и Pull off . Отличная иллюстрация данной игры – рифф Led Zeppelin - When The Levee Breaks.



Также можно объединить добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф.



В сочетании с приёмами Hammer on и Pull off вы можете сыграть риффы Led Zeppelin –Rock"N"Roll или J. Satriani –Extremist . Если на третьей струне добавить секунду, подтянутую с помощью приёма bend до мажорной или минорной терции, то получится рифф Extreme-Decadance Dance .





Эти и другие табы найдете в разделе .
Во время изучения этих риффов попробуйте сыграть их в другой «открытой» тональности.

2. Риффы с педальным тоном

Так называются риффы с постоянно повторяющимся тоном. Они были распространены в 80-х годах в стиле hard rock и heavy metal. Суть в том, что педальная нота - это тоника (взятая чаще всего на открытой струне), на фоне которой играются вкрапления интервалов, чаще всего кварт, которые соответствуют разным аккордам.


В качестве педального тона можно использовать не только 5 струну, но и другие «открытые» струны, например, шестую и четвертую.
Примеры риффов с педальным тоном: Ozzy Osbourne - I Don"t Know , A.V.H. , Whitesnake - Still Of The Night .


Ozzy Osbourne - I Don"t Know




3. Одноголосые риффы

В этих риффах не применяются интервалы и аккорды. Использовались они в рок-музыке 70-х годов, в основном группами Deep Purple и Led Zeppelin. В настоящее время их играет известная группа Rage Against The Machine. Чаще всего одноголосые гитарные риффы строятся на основе пентатоники в первом боксе и дублируются в октаву ниже на бас-гитаре. Чтобы играть эти риффы, специальных упражнений не нужно, поэтому сразу вылаживаю табы таких ритмических-формул известных рок композиций. Примеры: Led Zeppelin - How Many More Times, Heartbreaker; RageAgainst The Machine – Bombtrack, Killing In the name; Muse – Ashamed.



4. Аккордовые риффы

Аккордовые риффы на чистом или слабо перегруженном звуке

Нетрудно догадаться по названию, что это риффы с использованием аккордов. Чтобы ноты аккорда не искажались, они играются в основном на не сильно перегруженном звуке. Основоположники такой игры – Keith Richards из The Rolling Stones и Jimi Hendrix . Кстати, Jimi Hendrix, редко играл аккорды баррэ. Вместо этого он каждый такой аккорд обыгрывал нотами из мажорной пентатоники, а также использовал интервалы. Как брать смотрите по ссылке. Пример такой игры можно найти в риффе Jimi Hendrix – Purple Haze .



Скоростные риффы чёсом на power-аккордах

Это самый простой и весёлый вариант игры, который как бы является частным случаем аккордовых гитарных риффов. Но здесь аккорды играются на перегрузе (дисторшене или овердрайве), при чем в такие аккорды входит только две ноты: основная (тоника) и квинта (пятая ступень). Эти созвучия играются быстрыми ударами вниз (чесом). Такое исполнение очень распространено в роке, поэтому и пришлось мне его выделить отдельно. Всевозможные панки и трешеры продолжают развивать это направление в создании риффов. Ведь и понятно - пока бьешь наотмашь по аккордам, можно принимать любые мужественные позы, кидать медиаторы в толпу (если аккорд хорош по длительности) и строить милые рожицы публике. Slayer, Metallica, Green Day и Linkin Park были здесь. Примеров предостаточно, поэтому даю одну из любимых панк-рок-композиций из репертуара Green Day. Остальное поищите сами.



Надеюсь, что помог. Любящих поклонников и убойных риффов вам, друзья!

Для начала запаситесь терпением и метрономом, т.к. играть придется медленно. Не старайтесь сыграть быстро, потому что пальцы и кисть просто не привыкли к определенному виду совместных движений. И для начала мы возьмем ритм восьмыми.

Посоветуйтесь с вашим педагогом по гитаре по поводу постановки руки и правильного угла медиатора. Эти вещи прорабатываются на уроках гитары с педагогом.
Поговорим немного о табах или как правильно говорить о табулатуре.

Нарисованные перед вами линии обозначают струны 1 2 3 4 5 6. Кроме струн наш инструмент имеет лады, на которых мы прижимаем эти самые струны, например запишем в табулатуре а далее в табах партию нашей первой песни-упражнения.

1) Первый ритм паттерн играется на 5 ой струне. Прижимаем 1-ым пальцем на третьем ладу
5-ую струну, нота до (С) и играем ровными восьмушками вниз под метроном.

2) Переносим позицию руки на первый лад, прижимаем первым пальцем первый лад на 5-ой струне, нота си бемоль (В) и те же ровные восемь ударов вниз. При переносе позиции следим, что бы большой палец левой руки оставался примерно за первым. Постановка руки момент тонкий и лучше оставить это на совести вашего педагога по гитаре.

3) Немного о последовательности действий на уроке по гитаре: что прижимать, как прижимать, когда играть и все такое.
Во-первых, сначала прижимать, а потом играть следите за этим! Перенос руки в другую позицию делать медленно без резких движений. И не забывайте, звук должен быть четким и убедительным.

4) Теперь третий палец идет на пятую струну, нота (Е) ми бемоль и четыре удара вниз, следите за звуком и старайтесь прижимать струны около ладов. В целом, при игре в ансамбле основным является ритм, поэтому играть под метроном надо начинать с малых лет. На моих уроках гитары с учениками мы много времени проводим за игрой в метроном. В дальнейшем, что бы научиться играть на гитаре в ансамбле, вам придется много работать с метрономом. Здесь в моих статьях вы найдете массу полезных упражнений на ритм.

6) Первый палец стоит на 5-ой струне на 3-м ладу, нота (С) и опять 4 удара вниз. На уроках гитары следите за хорошим звукоизвлечением и правильной постановкой медиатора.

7) И теперь последний шаг. Ставим первый палец на 5-ую струну, нота (В) си бемоль 2 удара и второй палец на 2-ой лад, нота (Н) си то же два удара. При повторе этот же риф мы начнем играть с 3-го пальца.
Запомните это упражнение и сделайте его в медленном темпе. Ни за что на свете не поднимайте темп даже чуть, пока не будете уверенны в исполняемом рифе и в том, что точно закрываете своим звуком метроном.
И последнее, правильное ощущение музыки передается из рук в руки, поэтому если вы еще не занимаетесь с педагогом по электрогитаре, немедленно начните это делать и процесс обучения на электрогитаре пойдет в гору. Успеха!

Часто после прослушивания «крутых» рок-композиций нам в голову западает мотив, от которого никак нельзя отделаться. Такие постоянно повторяющиеся музыкальные фрагменты в песнях, исполняемые на электрогитаре, и называются рифами. Состоят они не более, чем из двух-четырех тактов и играются на «басах».

Эти фрагменты могут встречатсья как во вступлениях или куплетах, так и служить аккомпанементом или проигрышем в композиции. Хороший пример – известный трэк Smoke on the water. Больше половины популярных рок-песен состоят из запоминающихся, цепляющих рифов. Исполняются они, в среднем и низком регистрах на ритм-гитаре. Давайте же наконец разберем, как на электрогитаре играть несложные рифы и какими они бывают.

Виды рифов

Как и все произведения, рифы делятся на простые и сложные с точки зрения освоения. Так, трэк Smoke on the water считается очень простым для исполнения, а композиция Money for nothing группы Dire Straits требует уже продвинутых навыков игры на электрогитаре. Ниже вы найдете простые табы, по котором легко разучивать перечисленные мелодии. Играйте их под прикрепленные на странице минусовки, чтобы отработать оригинальный темп.

  • одноголосыми;
  • аккордовыми;
  • арепджированными;
  • с педальным тоном.

Одноголосные

Не сложно догадаться, что это мелодии, состоящие из одного голоса, то есть, в них не используются аккорды или интервалы, они исполняются, грубо говоря, «по одной нотке». Такие рифы были популярны в 70-х годах прошлого века, их активно использовали группы Led Zeppelin и Deep Purple.

Исполнить их под силу даже новичку. Ниже прикреплены табы композиции Muse – Ashamed. Для того, чтобы риф не звучал «пусто», продублируйте его на октаву ниже на бас-гитаре.

Аккордовые

В противовес одноголосным, эти рифы имеют аккордовую фактуру, то есть играются по три-четыре ноты за раз. Не рекомендуется исполнять их на перегруженном звуке, потому что ноты могут искажаться и получится не чистое звучание.

Родоначальниками такого исполнения считаются Keith Richards и Jimi Hendrix. Что интересно, ребята почти не пользовались барре, вместо этого аккорды обыгрывались ступенями мажорных пентатоник или интервалами. Хороший пример – композиции AC/DC –Higway to hell и Nirvana – Smells like teen spirit, табы и минусовки на которые прикреплены ниже. Если смотреть на композицию Nirvana, то весь риф построен на 4 пауэр аккордах, которые звучат чуть ли не всю песню. Кстати, эти аккорды вы можете комбинировать для импровизаций или самостоятельных сочинений.

Табулатуры ноты и минусовка AC/DC –Higway to hell

Табулатуры ноты и минусовка Nirvana – Smells like teen spirit

Скоростные пауэр-аккорды – это интересный частный случай аккордовых рифов. Исполнять их на электрогитаре очень просто и весело, делают это на перегрузке с помощью приемов дисторшен или овэрдрайв. Квинтовые интервалы в них играются «чесом» то есть быстрыми движениями медиатора вниз. Один из самых ярких примеров такой игры Green Day – American Idiot. Табы и минусовки, как всегда прикреплены ниже.

Арпеджированные

Такой тип исполнения можно считать еще одним частным случаев аккордовых рифов, только вместо боя или ударов медиатором используется перебор (арпеджио). Этот прием дает ощущение направленности музыки, делает ее подвижной и динамичной. Такие фрагменты часто используются в качестве полноценного аккомпанемента, как например, в песне I love you группы Nickelback. Табы вы найдете ниже.

С педальным тоном

Практически такие же легкие к исполнению, как и одноголосые – рифы с педальным тоном. Смысл состоит в том, что играется мелодия на одной ноте (педальном или опорном тоне), в которую периодически вставляются аккорды, интервалы или другие ноты. В качестве педального тона обычно используют открытые 4, 5 или 6 струны. Отличные примеры – композиция Оззи Озборна «I don’t know» и Whitesnake – Still of the Night, табы и минусовки на которые прикреплены к статье.

Этот способ исполнения настолько простой, что вы легко сможете сочинить пару рифов самостоятельно, а спустя несколько тренировок даже импровизировать. Разберем, как это делать на примере. За педальный тон возьмем открытую струну ре (четвертая струна, D). Сыграть можно так «ре-ре-ми-ре-ре-соль-ре-ре-ля-ре-ре-соль-ре-ре-фа-ре» (4-4-1-4-4-3-4-4-5-4-4-3-4-4-4/1-4), а дальше придумать много вариаций или же добавить другие ступени, главное, определите в какой вы тональности.

Ну вот и все! Надеемся, статья оказалась полезной и вдохновила вас, как минимум, на сочинение парочки драйвовых рифов. Качайте табы и минусовки, разучивайте, тренируйтесь, импровизируйте и, конечно же не забывайте читать наши статьи!

Кстати, а вот и бонус Smoke On The Water