Какие голоса бывают в церковном хоре. Обучение пению на клиросе в церковном хоре

Вам понадобится

  • - Литература на церковно-славянском языке (молитвослов, Новый завет, Псалтирь);
  • - ноты тех песнопений, которые исполняет ваш церковный хор;
  • - музыкальный инструмент;
  • - диктофон;
  • - компьютер.

Инструкция

Научитесь беглому чтению на церковно-славянском языке. Для этого ежедневно читайте дома молитвослов и другие книги на церковно-славянском языке, практикуясь в проговаривании и понимании его.

Вам придется не только исполнять музыкальные произведения по нотам, но и петь на тексты тропарей, стихир и т.п. на гласы по богослужебным . Такие книги как Минея, Октоих, Часослов изданы именно на языке общения с Богом – церковно-славянском.

Для правильного пения в церковном хоре – его еще называют - изучите нотную грамоту и сольфеджио. Если со школьных уроков пения мало что осталось в памяти, запишитесь на курсы или кружок церковного пения для .
Там помогут развить связь между вашим голосом и слухом. О том, в каких храмах существуют такие кружки, поинтересуйтесь у своего приходского священника или в епархии.

Если у вас нулевая музыкальная подготовка, а желание научиться церковному пению очень велико, не огорчайтесь. При отсутствии курсов и кружков обращайтесь к регенту любительского хора. Прослушав вас, он, возможно, разрешит петь . Первое время вы будете только петь ектеньи «Господи помилуй». Пойте тихо и слушайте звучание всего хора.
(В Санкт-Петербурге любительские хоры есть в соборе князя Владимира (см. http://www.vladimirskysobor.ru/klir/ljubitelskij-hor ), в Казанском соборе, в святой Анастасии Узорешительницы, в Чесменской , в храме Серафима Саровского. Мужчинам можно порекомендовать любительский хор при Александро-Невской лавре).
Не пытайтесь самостоятельно изучить осмогласие, так как в каждом храме напевы немного отличаются. Лучше сразу разучите напев того храма, в котором собираетесь нести клиросное .

Чтобы научиться церковному пению, в хоре встаньте рядом с более опытным . Лучше, чтобы он пел вам в ухо. Внимательно следите за тем, как он поет, повторяйте за ним свою партию, чтобы выучить ее.
Это поможет вам разобраться в основных ходах своей партии, понять ее логику. А в дальнейшем позволит петь более уверенно, осознанно. При работе с хором оттачивайте точность попадания в свою ноту, направление звука, произношение, дыхание, громкость.

Самостоятельно проводите музыкальные занятия дома. Попросите у регента ноты и разучивайте церковные песнопения с помощью музыкального инструмента. Пойте песнопения в сопровождении инструмента, вместо слогов называя ноты. Следите за длительностью нот. В процессе обучения можно играть, например, на одну партию (сопрано), а петь другую (например, альта).

Приложив старание и труд, вы через год будете сносно петь на клиросе, славя Бога со всеми клирошанами.
Бог вам в помощь!

Вы давно хотели узнать всю поднаготную ребят с клироса? Кто поет, чем поет, о чем думает во время пения, о чем мечтает и на кого заглядываются брутальные парни-басы во время службы. Легендарный регент из Астаны Анастасия Дубинская расскажет!

АЛЬТ - ЭТО СУДЬБА

Если тебе повезло родиться с ушами и редкой способностью удерживать свою партию даже когда вокруг свистят пули, то быть тебе альтом до конца дней своих. Поздравляю!

И никого никогда не будет волновать, что ты, видите ли, колоратурное сопрано. Альт - это не тембр. Альт - это судьба....

Я люблю эту партию особой трепетной любовью. Ведь хор без альта, как дом без света, как пельмени без фарша, как дупло без дятла! Без вас аккорд звучит пусто и сиротливо. Да и на клиросе было бы скучно без вечного шебуршания альтов. Меня всегда удивляло, как они могут петь, болтать, листать журнал и одновременно вязать шапку!

Хороший альт - это при необходимости и приличное сопрано и какой-никакой тенор. Ведь у альтов громадный диапазон! Спеть они могут практически всё....

Может быть это связано с тем, что альты физически не могут стоять на одном месте. Им всё время нужно куда-то ходить, сбивая попой тумбочки, потом подскочить к басам, чтобы гневно дунуть в ухо: "ФА" , что-то на пальцах показать тенору. Альты просто вездесущи...

Они знают всё, что нужно делать другим. И потому не всегда успевают вовремя вступить в свою ноту. Но на них совершенно невозможно сердиться, потому что они всегда искренни, как дети, и по настоящему болеют за наше общее клиросное дело...

"ПОЮТ МУЖЧИНЫ И ТЕНОРА"

Эту фразу выдал на репетиции один очень уважаемый мною дирижёр.
Мужчина-тенор - он как миллион долларов. У кого-то наверняка есть, но подавляющее большинство человечества может только мечтать о том, чтобы хоть раз в жизни его в ручонках подержать.

Так что если в вашем хоре имеется хотя бы один тенор мужеского полу, считайте это манной небесной! А если он может не просто принести свой организм к литургии, а ещё и спрсобен петь в 8 утра - то это практически как единорога встретить!

Мужчине тенору по большому счёту всё равно что петь, потому что на текст заморачиваться лень. И чего это регент опять придирается? Не всё ли равно на какой слог гудеть одну ноту восемнадцать тактов?!

Будь то Херувимская или песня про Ленина - это всегда будет одинаково. Высоко и громко. И даже если не очень высоко.... даже если откровенно низко, то всё равно громко.
Иногда громко настолько, что тянет выпрыгнуть с балкона....

Ведь и первые голоса в порыве отчаяния начинают кричать так, что в паникадиле взрываются лампочки... ничего личного, но никто не смеет перекричать сопрано! Наши женщины, они такие! Никогда и ни в чём не хотят уступать мужчинам. Возможно именно по этому в хоре есть особая разновидность женщин-теноров.

В Европе такого не встретишь, ибо только русская баба может работать за мужика, пить за мужика и петь как мужик. Тут бессильны любые вокальные методики: если женщине надо спеть тенором - она споёт. Это дело принципа, даже если она вообще-то сопрано.

Что меня всегда восхищало в тенорах (причём вне зависимости от половой принадлежности), так это то, что у них есть своя метрическая система, в которой четверть может быть длиннее или равна половинной, а точка возле ноты всегда равна восьмой.

А ещё забавно наблюдать как их вводят в ступор залигованные целые ноты. Тенора умеют считать только до двух! Остальные длительности, заковыристые ритмические рисунки и переменный метр - всё это происки врагов! А потому произведение у тенора иногда заканчивается на пару тактов раньше, чем у остального хора.

Ещё одну особенность теноров я так и не успела проверить на другом хоре, но мои страдают этим ну просто поголовно. Они не узнают ноты.

Берём обиходную Херувимскую, переписываем ноты от руки или же просто находим редакцию с другим шрифтом.... и тенора зависают. И хоть заново всё учи! Тенора вообще уникальные люди... тем и ценны.

СОПРАНУШКИ

Ну какой же хор может обойтись без серебристых переливов и звонких трелей сопрано?! Вы как икра на бутерброде, как крем на тортике... как кружева на труселях!

А потому, когда вместо того чтоб уверенно и чисто спеть мелодию, вы блуждаете на безымянной высоте - весь хор начинает паниковать. Глаз регента подёргивается не в такт, тенор как паровоз гудит громко и протяжно, бас беспорядочно скачет между доминантой и тоникой, а хитрые альты продумывают план экстренной эвакуации с клироса....

Сегодня на антифонах внезапно пропала мелодия...

Сопрано!!! У вас начался декретный отпуск???
-Мы "Единородный сыне" ищем.

Потрясающе!!! Почему, когда заняты руки, замолкает и рот???

Когда-то, ещё работая в оперном театре, я заметила одну особенность сопрано -
если по задумке режиссёра им надо сделать шаг вправо, два шага назад,потом сесть и повернуться налево...., то все они (поголовно) забывают, что НАДО ПРОДОЛЖАТЬ ПЕТЬ! Из головы автоматически вылетает всё и сразу: текст, музыка, либретто... и вместо итальянских слов кто-то начинает напевать свой домашний адрес.

А ещё только сопрано перелистывают ноты не по страничке, а сразу по десять, чтоб не мелочиться. А потом, со скоростью машинки отсчитывающей купюры с диким свистом начинают лихорадочно листать обратно.

Есть ещё заколдованная малая терция вниз, которую с листа не споёт ни одно сопрано. Я не знаю почему. Вверх - пожалуйста! А вот вниз только секунду или кварту, но никогда терцию. Кто вообще придумал этот интервал?!

И всё равно мы вас любим и прощаем вам всё. За тембр, за лёгкость, за красоту, и особенно за удивлённое хлопанье ресницами!

БАСЯТА - БЕСЯТА

Ну что тут скажешь?! Самая расколбасная, самая весёлая и озорная партия- это басы. Даже если дядьке уже пора пенсионное удостоверение получать, он всё равно резвится на клиросе аки дитя! И так же как дети, басы любознательны.

Всё вокруг кажется им интересным и неизведанным. Вывалившись на пол тушки с балкона они пытаются пристально следить за происходящим в алтаре или же рассмотреть и пересчитать всех симпатичных прихожанок.

Ноты у басов вызывают гораздо меньший интерес... потому что "до-соль-до-соль - до-фа-соль" ... Вот только понять, что эти три ноты спеть нужно не только правильно, но и ВОВРЕМЯ - басам не дано.

Басы сами не переворачивают ноты. Никогда. И руки то вроде как есть... но за пюпитром басы, подобно Венере Милосской, стоят недвижными мраморными статуями - ни обойти, ни сдвинуть!

Даже в секундную паузу басов непреодолимо тянет присесть. А если пауза затянулась, то ещё и прилечь. Ну а после минуты бездействия у баса включается "спящий режим".

Будить баса надо очень нежно. Иначе есть риск, что при резком пробуждении он раздавит лавку, уронит папку, а головой снесёт люстру.... петь после такого не сможет уже никто.

Басы умеют рассмешить. Причём, никогда не знаешь: что именно вызовет у басов смех, но смех этот настолько заразителен, что хохотать начинают все.

Басы - это большие дети. Вот бывало пойдёшь гулять с ребёнком, возьмёшь с собой целый мешок машинок, ведёрок и мячиков, а он найдёт в грязи какую нибудь крышечку и играет только с ней, представляя, что это летающая тарелка...

Так и у басов. Любой предмет в их руках превращается в игрушку, будь то камертон, ручка или чей-нибудь платок. И они так наивны в своих шалостях, что их невозможно даже отругать!

Но самое главное, что басы всегда помогут, всегда выручат, и никогда не дадут забыть, что ты,хоть и регент, но всего лишь девочка, о которой надо заботиться, не давать таскать тяжёлые ноты и кормить шоколадками.

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо. Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали. Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе Синодское Воскресенского района Саратовской области численность населения когда-то достигала 2500 человек. В центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине было передано здание бывшей сельской конторы для совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по небольшому полену — в храме установлена дровяная печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить командированный из Саратова священник, а по выходным из Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только немощные бабушки, — говорит Надежда. — Но согревает мысль, что первыми всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться и молодежь. И верится, что если возрождается церковь, возродится и село.

— Священников не хватает, организовать регулярные богослужения в отдаленных селах не представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов — подготовить людей, которые могли бы послужить Церкви на клиросе, — говорит руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли будет много, потому что это настоящее подвижничество — каждые выходные отправляться в дальнее село, несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных, единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные таланты.

Газета «Православная вера» № 02 (550)

Доброго времени суток всем, кто зашёл на мой обновлённый блог о церковном пении. Как и обещала в предыдущем своём посте, публикую своё продолжение и воплощаю обещанное.

На почту gmail недавно пришло письмо одной моей подписчицы, где она задаёт очень интересные и, главное, актуальные вопросы:

Вопрос? И не один, а несколько…

«Алёна, у меня есть некоторые недоумения. Если вы найдете возможность ответить мне, пожалуйста, просветите меня по двум вопросам.

Во-первых, я не понимаю, почему поют везде по-разному? Академическое пение на зевке, оно объемное, ни с чем не спутаешь. Тем не менее, например, в монастыре поют очень красиво, молитвенно, но это как будто не академическое пение, а дар Божий.

Да и вообще певчие все по-разному поют. У нас в храме есть одна певчая, так если бы я имела власть, вместо нее пригласила бы другую. Потому что ее голос, хотя и очень красивый, но он как будто не церковный. Понимаете, о чем я говорю?

Потом, некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый, короче, как вы поете, на вашем клиросе так поют. А я слышу часто голоса, они, от природы своей, наверное, очень приятны на слух, но они отличаются некоторой звонкостью. Как все-таки правильно нужно петь? Это вопрос о качестве пения.

Еще один вопрос. Почему я никак не могу научиться сразу и навсегда правильно открывать рот? Если рядом со мной поет человек с правильным дыханием, соответственно и я сразу настраиваю свой аппарат правильно, и голос льется и так легко. И, наоборот, при неправильном пении кого-нибудь я тоже начинаю петь на горле. Хотелось бы устаканиться наконец-то:)))

Я понимаю, вы скажете, что нужно делать упражнения, но я опытно знаю, что второй мой вопрос напрямую связан с первым. Если я не понимаю, как правильно нужно петь, то не знаю к чему конкретно нужно стремиться».

Отличная тема для моего поста. Это ещё очень созвучно с тем, о чём я думала и рассуждала всегда.

Итак, приступим.

«Академическое пение на зевке, оно объемное, ни с чем не спутаешь. Тем не менее, например, в монастыре поют очень красиво, молитвенно, но это как будто не академическое пение, а дар Божий».

Да, именно так. У монахинь очень чистый и своеобразный звук. Что женское, что мужское монастырское пение – это как отрешение от всего земного и уже здесь, при жизни, ощущение Божьего величия во всём. Никаких, на мой взгляд, мускульных усилий и потуг, тем не менее, они поют вокально.

Во всяком случае, так слышу. Это, конечно, совсем не тот вокал, что преподают в светских музыкальных учебных заведениях, но звук лёгкий и звенящий. Когда рядом со мною кто-то поёт не вокально, не на зевке, а на горле и на связках, я чувствую это на мышечном уровне.

И по инерции сразу всё начинает и у других сковывать в певческом плане и напрягаться внутри, потому что это именно так работает. И если певчий не профессионал, то стоя на клиросе с таким вот невеждой зажимистым, он и сам начинает петь неправильно. Поэтому, учиться пению нужно у владеющих вокалом, а не дилетантов.

Не могу толком объяснить, как поют монахи и монахини, но абсолютно точно не на горле и не на связках, а на дыхании. Поют звуком, приближенном к губам. Не в затылке ощущается звучание голоса, как это может показаться у оперных певцов, а именно в близкой певческой позиции («на зубах», «на губах»)

Сегодня пела с монахиней, на каноне Утрени поются стихи и некоторые очень длинные по протяжённости. Так вот матушка поёт этот длиннющий стих и не берёт посередине фразы дыхание, тогда как я еле допевала сегодня, и дыхание заканчивалось перед самым окончанием фразы. Хотя и дыхание, и звукообразование у меня в норме.

Монашеское пение — это Божий дар, я так думаю. Сейчас говорю не про Безруково, а вообще. Так как именно безруковское пение, на мой взгляд, ни вокальной правильностью звучание, ни особой такой молитвенностью (ИМХО) не отличается.

«У нас в храме есть одна певчая, так если бы я имела власть, вместо нее пригласила бы другую. Потому что […] ее голос, хотя и очень красивый, но он как будто не церковный». «некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый»

Вы сами себе на вопрос и ответили.

Что Святые отцы говорили о пении в церкви? Пение не должно быть кричащим, певчие не имеют никакого права «выпячивать» и показывать наружу свои «прекрасные» звонкие голоса, а все поют как один человек. «Едиными усты и единым сердцем»

Клирос — это ведь не филармония и не оперный театр? А многие светские певчие не различают этого.

По поводу той певчей со звонким и красивым голосом. Я знала одну такую. Пришла в храм петь и могла интонировать только первый голос, так как у вокалистов, как правило, отсутствует гармонический слух, и они привыкли петь под аккомпанемент.

Так вот эта барышня «верещала» первым на клиросе так, что у меня «лопались» барабанные перепонки. Её напряжение (якобы, певческая опора) передавалось мне, и к концу Литургии я «выползала» с клироса как выжатый лимон.

Петь вместе с ней было невыносимо. Никого не было слышно, потому что всю службу звучало соло яркого сопранового тембра с клиросом. Но как то я послушала её в записи на диске, она исполняла там арию из оперы Моцарта, то поняла, что девушка для оперной сцены, а не для клироса. Это было гениально. Просто супер красиво всё звучало.

О чём я здесь? Просто не всем петь в опере, и не всем в храме. Однажды я пришла устраиваться на работу в камерный хор г.Новокузнецка, руководителю не понравился мой тембр, отсутствие в нём певческого вибрато и прочих «достоинств», которыми обладают светские академические певцы. Мне отказали.

На тот момент меня это расстроило, а сейчас, вспоминая про это, считаю что всё произошло так как и должно было произойти.

Не подошла для камерного хора и, напротив, я достаточно хорошо сливаюсь со всеми партиями в церковном.

Опять отвлеклась. Совсем недавно мне посчастливилось вновь попеть с той девушкой, которая очаровала меня исполнением арии и раздражала воплем в храме. И каково было моё удивление, когда, приготовившись вновь услышать вопли, ощутила мягкое, красивое и поистине .

Все мы под Богом ходим и только Ему знать, кого и куда поставить или убрать. Полюбите ту девушку со звонким голосом, которую, как вы интересно выразились, убрали бы с клироса. Возможно, она поймет со временем суть богослужения и то, как на самом деле нужно петь в храме. Поймёт и станет очень хорошей певчей.

Вопли или ангелогласие?

Вы не поверите, но я раньше тоже «вопила», когда пришла и пела в своём самом первом церковном хоре Покровского храма. Одно хорошо. Тогда я подвизалась в первых альтах, и мои громкие звуки тонули в обще-хоровом рёве. И за что только нам зарплату платили?

Временем позже «верещала» в партии вторых сопрано в духовном училище, потому что надо было ведь всему миру заявить о том, какой у меня звонкий, красивый, а самое главное, ГРОМКИЙ голос.

Я пела громко и крикливо тогда, когда имела послушание на своём первом клиросе и на приходе г.Ленинск – Кузнецка. До тех пор, пока отец Владимир, служащий на то время вместе со мною, не подарил мне кассету с записью одного из хоров. По моим ощущениям это пел монастырский хор, но как выяснилось совсем недавно, это был хор храма Святаго Симеона Богоприимца и праведной Анны. Именно в их исполнении впервые услышала пятиголосный концерт, который мы сейчас разучиваем к фестивалю.

Услышав впервые ангелогласие, поняла, что хочу петь так же. Именно тогда совсем по-другому, чем предыдущий мой клирос, зазвучал церковный хор храма Новомучеников и исповедников Российских, в коем впервые я подвизалась регентом. Об этом мне даже муж сказал, услышав наше звучание, довольно далёкий на тот момент от дел церковных и Православия.

Ведь даже ему, светскому работяге — шахтёру, понравилось спокойное и мягкое звучание церковных песнопений. Мне и с певчими на тот момент как то повезло. Сама то я подпевала то альтом, то тенором, а вот в первые голоса мне хватило ума поставить девушку, имеющую колоратурное сопрано.

Поэтому, когда звучали ирмосы Пасхи Веделя и хор в приподнятом пасхальном настроении всё время завышал интонацию на полтона, нота «си бемоль» звучала легко и воздушно. Лариса «звенела» колокольчиком, да и весь хор тоже.

Поэтому Пасху мы отправили в 1998 на ура. Если бы в сопрано я поставила петь какую – нибудь вокалистку с академическим звонким тембром и мощным вибрато, коим они почти все обладают, это был бы тихий, вернее громкий ужас.

Однажды так и было. Меня пригласили попеть в храм, зная, что спою любую партию с листа, третью партию на женском клиросе. Пели «С нами Бог» Зиновьева на Рождество Христово. Это было что то. В первых сопрано – вокалистка с мощным сопрано, в котором присутствует полный «суп набор», ой… то есть всё, что присуще академистам.

Являясь действующей солисткой филармонии, она «заполняла» храм своим мощным звучанием так, что мне можно было (а у меня голос тоже крепенький), да и не только мне, а и всем остальным совсем не петь. Или петь не в ноты, как попало, невпопад.

Всё равно ведь слышно было только первое сопрано, чуть-чуть второе, а оставшиеся партии просто «шипели» там внизу по сравнению с грандиозным и звонким тембром нашей уважаемой филармонистки.

Может быть поэтому, мои сопрано всегда поют тише всех, я на этом жёстко и неуклонно всегда настаиваю. Разрешается петь громко почти всем, кроме сопрано (особенно, если верхние звуки выходят за рамки «ре второй октавы»).

Певческая пирамида.

Звучание хоров, которыми я обычно управляла и управляю, строится по принципу пирамиды (как можно меньше голосов наверху, и больше внизу). Ведь верхний голос, как бы тихо он не пел в хоре, всё равно будет слышно. Так зачем же «вопить» истошно и «верещать»? Ведь в таком пении очень сложно услышать молитву.

И это отвлекает от самого главного. От Слова. От богослужебного текста. Вы никогда не обращали внимания на то, что когда слушаешь академический вокал и оперных певцов (я это помню по музыкальному училищу, когда мы слушали для викторины ту или иную оперу), никогда не понятно, о чём поют и какие слова произносят? А если слушаешь хор, звучащий в опере, так вообще не понять ни слова, если не будешь следить по клавиру.

А теперь представьте, что творится в церкви, если там поёт хор сплошь и рядом состоящий из певцов филармоний и оперных театров. Для них неважно содержание. Главное, громко пропеть и показать свой яркий вокал на всеуслышание. Грянуть так, чтобы купол обрушился.

Я сама была такая же, как все академисты — вокалисты, поэтому отлично понимаю и автора вопросов, адресованных мне и то, о чём сейчас пишу.

«Потом, некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый…. А я слышу часто голоса, они, от природы своей, наверное, очень приятны на слух, но они отличаются некоторой звонкостью. Как все-таки правильно нужно петь?»

Блеск и глянец или бархат?

Я бы сказала не приглушённо, а матово что ли. Это как на фотографии. Звонкий голос – глянцевое фото, бархатный и матовый тембр – матовое изображение. Многие хормейстеры приучены к тому, что в хоре крайние партии (сопрано и бас) должны иметь бо’льшее количество голосов, нежели средние (альты и тенора).

В светском хоре – возможно, но не в церковном. А что у нас в церкви порою? Мало того, что на клиросе в партии первых сопрано поют, как правило, тётки с мощными и сочными (звонкими) голосами, так их там ещё и 15 человек собирается иногда по воскресным дням и праздникам.

А во второй партии два человека, и в третьей один. И что в итоге получается? Тоже пирамида, но какая? Правильно, треугольником вниз. Сами посмотрите. 15, под ними двое, под двумя один…

А я лично за ту, что треугольником наверх. Одно сопрано, два альта, три тенора и четыре баса. Это, конечно, образно, но у меня в реале больше низких и густых тембров в хоре, чем высоких. И песнопения к богослужению выбираются по принципу не выше «ми» — «фа» второй октавы в партии сопрано. Может быть, поэтому все и слышат в звучании Атамановцев некоторую лёгкость и воздушность?

«Почему я никак не могу научиться сразу и навсегда правильно открывать рот? Если рядом со мной поет человек с правильным дыханием, соответственно и я сразу настраиваю свой аппарат правильно, и голос льется и так легко».

Потому что это искусство и навык пения правильного и вокального отрабатывается годами в консерваториях и музыкальных училищах. И даже тогда, не все выпускники могут правильно и вокально воспроизводить звуки.

Пению можно и нужно учиться всю жизнь. Ведь нет предела совершенству. И конечно же, вставайте петь рядом с человеком, голос которого настроен правильно, ведь тогда и вы очень быстро подхватите от него это самый правильный навык пения.

«Я понимаю, вы скажете, что нужно делать упражнения, но я опытно знаю, что второй мой вопрос напрямую связан с первым. Если я не понимаю, как правильно нужно петь, то не знаю к чему конкретно нужно стремиться».

Раз понимаете, что нужно делать упражнения, значит делайте. Делайте хоть что – нибудь в плане обучения правильному пению, а по ходу движения разберётесь что и как. Ведь для того, чтобы переплыть реку, не стоит исследовать её вдоль и поперёк, нужно просто прыгнуть в воду.

На сегодня у меня всё. Благодарю за то, что вы дочитали моё огромное откровение. Думаю, что ответила на все ваши вопросы, дорогая моя подписчица. А может быть и не только ваши …

Да, и поздравляю всех с наступающим Благовещением, которое совпало с прекрасной Крестопоклонной Неделей Великого поста.