Картины к музыкальным произведениям. Музыкальные инструменты в шедеврах мирового искусства

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например, картин: В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстраций Н. Рериха, художников Палеха и пр.

Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, на­писанные на былинные сюжеты, вам известны? Какое впечатление они произвели на вас?

Ответ

По сюжетам русских былин сняты фильмы «Илья Муро­мец» (Сценарий М. Кочнева, постановка А. Птушко. Киносту­дия «Мосфильм», 1956), «Садко» (Сценарий К. Исаева, поста­новка А. Птушко. Киностудия «Мосфильм», 1952).

Широко известны картины В. Васнецова «Богатыри», «Ви­тязь на распутье», «Богатырский скок» картина И. Репина «Садко», иллюстрации И. Билибина и полотна Н. Рериха.

На былинные мотивы написано много музыкальных произ­ведений, например: М.П. Мусоргский: пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Н.А. Римский­-Корсаков: опера «Садко».

существует огромное количество произведений живописи, на которых изображены музыкальные инструменты. Художники обращались к подобным сюжетам в разные исторические эпохи: с древнейших времен и до современности.

Брейгель Старший, Ян
СЛУХ (фрагмент). 1618

Частое использование изображений музыкальных инструментов в произведениях искусства обусловлено тесной связью музыки и живописи.
музыкальные инструменты на картинах художников не только дают представление о культурной жизни эпохи и развитии музыкального инструментария того времени, но и имеют определенный символический смысл.

Мелоццо

да Форли
Ангел
1484

Издавна считалось, что любовь и музыка связаны неразрывно. И музыкальные инструменты на протяжении столетий ассоциировались с любовными чувствами.

Средневековая астрология считала всех музыкантов «детьми Венеры», богини любви. Во множестве лирических сцен у художников разных эпох музыкальные инструменты играют важную роль.


Ян Менс Моленар
Дама за спинетом
17 век

В течение долгого времени музыка ассоциировалась с любовью, подтверждением чего служит голландская поговорка XVII века: «Учись играть на лютне и спинете, ибо струны обладают силой похищать сердца»

Андреа Соларио
Женщина с лютней

В некоторых картинах Вермеера музыка оказывается главной темой. Появление в сюжетах этих полотен музыкальных инструментов трактуется как утончённый намёк на изысканные и романтические отношения героев.


«Урок музыки» (, Королевское собрание, Дворец Сент - Джеймс).

Вёрджинел, разновидность клавесина, — был очень популярен как музыкальный инструмент для домашнего музицирования. По точности изображения специалистам удалось определить, что его изготовили в мастерской Рюкерсов в Антверпене, знаменитой на весь мир. Латинская надпись на крышкевёрджинела гласит: «Музыка — спутница радости и целительница в горестях».

Музицирующие люди часто становились персонажами картин французского живописца, основоположника стиля рококо Жана Антуана Ватто.

Основным жанром творчества Ватто являются «галантные празднества»: аристократическое общество,
расположившееся на лоне природы, занятое беседой, танцами, музицированием и флиртом

Подобный круг образов был необычайно популярен в творческих кругах Франции. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые картины Ватто имеют те же названия, что и пьесы для клавесина композитора Франсуа Куперена, французского композитора, современника художника. Тонко чувствующие знатоки ценили не только живописность Ватто, но и его музыкальность. «Ватто принадлежит к сфере Ф. Куперена и К. Ф.Э. Баха», - утверждал великий философ искусства Освальд Шпенглер (Приложение II).

Также музыкальные инструменты могут быть связаны мифологическими персонажами.

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио, - музы истории — это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) — флейта или какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) — небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) — горн; для Терпсихоры (танец и песня) — виола, лира или другой струнный инструмент;

для Эрато (лирическая поэзия) — тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) — труба; для Полигимнии (героические гимны) — орган-портатив, реже — лютня или другой инструмент.



Все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент

Дирк Халс
Музыканты
XVI в.

Символическое значение инструментов связано именно с этими персонажами. Например, арфа в европейской культуре средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с легендарным автором псалмов, библейским царем Давидом. Великий царь, политик, воин был и величайшим поэтом и музыкантом, через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти библейских заповедей. На картинах Давида часто изображали в образе пастуха, играющим на этом инструменте.

Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.

Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, который усмирял животных игрой на лире.

{C} Золотая арфа являлась атрибутом кельтского бога Дагды.Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия - мелодия грусти и умиления. Вторая - вызывающая сон: когда слушаешь её, душа наполняется состоянием покоя и погружается в сон. Третья мелодия арфы - это мелодия радости и возвращения весны

В священных рощах под звуки арфы друиды, жрецы кельтов, обращались к богам, воспевали их славные поступки, совершали обряды. Во время сражений барды с маленькими арфами, увенчанными зелёными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.-

Среди всех стран мира только на гербе Ирландии изображается музыкальный инструмент. Это золотая арфа, струны которой - серебряные. Долгое время арфа была геральдическим символом Ирландии. С 1945 года это еще и герб


У. Босха- "Сад радостей земных"-
есть изображение человека, распятого на струнах этого инструмента. Здесь, вероятно, отражены представления о символике натяжения струн, выражающей одновременно любовь и напряжение, страдания, потрясения, испытываемые человеком в течение его земной жизни

С распространением христианства и его священных книг частым становится изображение художниками ангелов с музыкальными инструментами. Ангелы, играющие на музыкальных инструментах, появляются в английских рукописях XII века. В дальнейшем количество таких изображений постоянно увеличивается.

Множество музыкальных инструментов в руках ангелов дает представление об их форме и конструкции, об особенностях их сочетаний, также позволяет узнать о существовавших в те времена музыкальных ансамблях.

В эпоху Возрождения наступает «звёздный час» для ангелов. Мастеров живописи всё чаще вдохновляют эти совершенные и гармоничные создания.

Сцены, прославляющие Бога, превращаются в работах художников Возрождения в настоящие ангельские концерты, по которым можно изучать музыкальную культуру того времени.Орган, лютня, скрипка, флейта, арфа, цимбалы, тромбон, виола-да-гамба…Это далеко не полный перечень инструментов, на которых играют ангелы.

Пьеро делла Франческа.
Рождество. Лондон. Национальная галерея. 1475 г.

изображения музыкальных инструментов можно разделить на несколько групп:

1) музыкальные инструменты используются в лирических сюжетах;

2) изображение музыкальных инструментов имеет связь с мифологией, например, античной, где они символизируют муз и являются их непременными атрибутами:

3) в сюжетах, связанных с христианством, музыкальные инструменты чаще всего олицетворяют наиболее возвышенные идеи и образы и сопровождают кульминационные моменты библейской истории;

4) изображения инструментов дают также представление об инструментальных ансамблях и приёмах музицирования,

существовавших в исторический период создания картины;

5) часто изображение тех или иных инструментов несет в себе философские идеи, как, например, в натюрмортах на тему Vanitas;

6) символика инструментов может меняться в зависимости от замысла художника и общего содержания картины (контекста), как, например, в картине Босха «Сад земных наслаждений».
увлекательная и, порой, загадочная сторона искусства.
Ведь многие старинные инструменты, музыкальные ансамбли, приёмы игры можно увидеть теперь только на картинах.

Хендрик ван Бален
Аполлон и музы

Юдит Лейстер
Юный флейтист
1635 г.

Дама с арфой
1818 г.

Джон Мельюш Страдуик Вечерня
1897 г.Бреховой Н «Музыкальные инструменты в живописи»
http://estemine.com

http://www.akland.ru
https://gallerix.ru

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музыка к картинам русского художника В.М.Васнецова Автор проекта: Ученица 5 «Б» класса Кудинова Эллина Руководитель проекта: Водопьянова Т.М. Липецк 2016

2 слайд

Описание слайда:

Введение В коридорах нашей школы можно увидеть множество картин. Одни из них яркие и непонятные. Другие тихие, загадочные, на них хочется смотреть снова и снова. Третьи радуют глаз настроением и красками. Я знаю, что это работы наших липецких художников. Есть даже картины выпускницы гимназии - Дианы Ауде. На стенде 2 этажа я прочла, что эти выставки в гимназии называют Малой Третьяковкой. Мне захотелось узнать о настоящей Третьяковской галерее, которая находится в Москве. Если мне посчастливится в ближайшее время побывать там, то хочется быть подготовленной к восприятию самых знаменитых работ русского изобразительного искусства. Самые популярные из них, пожалуй, работы Виктора Васнецова. Они есть во многих учебниках, календарях и т.д. Для того, чтобы понять душу картины, я попытаюсь «озвучить» ее подходящей к ней музыкой. Искать ее я буду, используя метод анализа- сперва картины, затем музыкального произведения

3 слайд

Описание слайда:

Цели проекта Способствовать воспитанию любви к Родине, готовность к её защите, стойкости. Развивать художественный вкус. Раскрыть на примере картин В.М. Васнецова такие черты характера, как доброта, настойчивость, скромность. Изучение связи музыки и живописи на примере 10 картин В.Васнецова Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней

4 слайд

Описание слайда:

Задачи Познакомиться с творчеством художника Васнецова. Познакомиться с биографией В.Васнецова. Рассмотреть репродукции работ художника. Сделать выводы по данному материалу.

5 слайд

Описание слайда:

Актуальность исследования Каждый культурный человек стремится по- возможности научиться разбираться в музыке и изобразительном искусстве. Мой проект задуман, как электронное приложение с текстом экскурсии и музыкальным сопровождением к каждой картине, что может зрителю лучше понять характер и настроение изображения.

6 слайд

Описание слайда:

Определение предмета исследования Картины В.Васнецова: Богатыри, Богатырский галоп,Гамаюн,Иван-царевич на Сером Волке, Бог Саваоф, Сирин и Алконост, Снегурочка, Алёнушка, Царевна-Лягушка, Гусляры.

7 слайд

Описание слайда:

Проблема Музыка и изобразительное искусство рассказывают о событиях окружающего мира и чувствах людей. Но у каждого искусства свои приемы. Сложно соединить вместе, казалось бы, разные произведения

8 слайд

Описание слайда:

Взаимосвязь музыки и живописи «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. «Музыка – сестра живописи», говорил Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие» . Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе - содержание получает последовательно

9 слайд

Описание слайда:

В.М.Васнецов Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Родился Васнецов 15 мая (3 мая по старому стилю) 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Через некоторое время в своей биографии Виктор Васнецов перешел к направлению, более близкому к модерну. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. « Аленушка » Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника. В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 - Союза русского народа. В России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области. Виктор Васнецов умер 23 Июля 1926 года.

10 слайд

Описание слайда:

Богатыри Картину «Богатыри» Васнецов написал в 1898 году. Над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич. Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

11 слайд

Описание слайда:

Богатыри Произведение рассказывает о воинах Руси.Мелодия должна иметь гордый окрас, быстрый темп,регистром произведения будут литавры,динамика должна иметь громкое, отчетливое звучание,тембр должен быть в низких - средних тонах. Для этого произведения подходит песня « Богатырская Симфония » Автор А.П. Бородин

12 слайд

Описание слайда:

Богатырский галоп Сюжет картины – изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на мощном боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с всадником. Диагональное расположение фигуры крупного вороного коня в прыжке подчеркиваются линиями копья и направлением движения облаков. Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, она изображена практически в контражуре, на фоне очень светлого неба. Вороной конь и всадник в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивает низко расположенный горизонт и миниатюрные деревья вдали. Эта картина – яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время.

13 слайд

Описание слайда:

Богатырский галоп Произведение рассказывает о воинеРуси.Мелодия должна иметь гордый окрас, быстрый-средий темп,регистром произведения будут литавры,тромбон,динамика должна иметь громкое-умеренное звучание,тембр должен быть в низких - средних тонах. Для этого произведения подходит песня «Выйду ночью в поле с конем » Но я считаю,что для этого произведения лучше подойдет музыка в которой будет больше движения. Слова: Шаганув А. Музыка: Матвиенко И.

14 слайд

Описание слайда:

Иван-царевич на Сером Волке Иван царевич на сером волке Васнецов написал это сказочное произведение в 1889 году в Киеве, когда он работал во Владимирском соборе. Сюжетом картины является сказочная тема позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке. Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу. Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины на фоне дремучего леса зацвела яблонька, говорящая о начале новой жизни и любви. Сегодня картина Иван царевич на сером волке находится в Третьяковской галерее

15 слайд

Описание слайда:

Иван-царевич на Сером Волке Произведение рассказывает о сказочных персонажах. Мелодия должна иметь взволнованный окрас, быстрый-средий темп,регистром произведения будут флейта, фортепиано,динамика должна иметь тихое-умеренное звучание,тембр должен быть в высоких - средних тонах. Для этого произведения подходит песня из м/ф «Иван-царевич и Серый Волк» Музыка В.Чернышев

16 слайд

Описание слайда:

Бог Саваоф Картина изображает божество христианской веры, которое наделено специфическими силами. Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии. Фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура бога поддерживается престолами с крыльями охристого цвета Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе планеты – Юпитер и Сатурн. Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. На груди у бога Святой дух в виде голубки. Нимб за головой Саваофа украшен шестиконечной звездой Давида – символом мудрости. Это также можно считать отсылкой к Ветхому завету. Хоть картина на первый взгляд кажется простой и понятной, при внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст, который очень увлекательно расшифровывать.

17 слайд

Описание слайда:

Бог Саваоф Произведение рассказывает о мифическом персонаже. Мелодия должна иметь умиротворенный окрас, медленный темп,регистром произведения будут флейта, фортепиано,динамика должна иметь тихое-умеренное звучание,тембр должен быть в высоких тонах. Для этого произведения подходит песня «Бог Саваоф» Хор "Адвентус"

18 слайд

Описание слайда:

Сирин и Алконост Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами. Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.

19 слайд

Описание слайда:

Сирин и Алконост Произведение рассказывает о мифических персонажах. Мелодия должна иметь модуляции, от быстрого к медленному темпу,регистром произведения будут флейта, фортепиано,динамика должна иметь от задорного к тихому звучанию,тембр должен быть в высоких тонах. Для этого произведения подходит песня «Весело-Грустно » Людвиг Ван Бетховен

20 слайд

Описание слайда:

Гамаюн Сказочный персонаж – Гамаюн, птица вещая – пришел в творчество Васнецова из древних славянских легенд. Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн все знает и может предсказывать будущее, но эта тайна откроется только посвященным. Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение. Утонченно прорисованный силуэт птицы перекликается с причудливыми извивами ветвей дерева. Все вместе это придает динамичности статичному изображению – зрителю кажется, что с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев легендарного существа.

21 слайд

Описание слайда:

Гамаюн Произведение рассказывает о мифическом персонаже. Мелодия должна иметь тревожный окрас, быстрый темп,регистром произведения будет фортепиано, динамика должна иметь громкое звучанию, тембр должен быть в низких тонах. Для этого произведения подходит песня «Гамаюн»

22 слайд

Описание слайда:

Снегурочка Изначально картина Васнецова Снегурочка даже не планировалась автором. Но в 1881, Савва Мамонтов решает поставить пьесу Островского «Снегурочка», и предлагает Васнецову заняться декорациями. В 1885 году творцу выпал шанс повторить опыт работы с образом ледяной красавицы, которым он и воспользовался, занявшись оформлением оперы Римского-Корсакова. Времени на работу ушло немало, а готовая картина увидела мир только в 1899 году. Образ Снегурочки, исполненный Васнецовым, публика приняла очень тепло. По словам современников, если кто-то и может создать Снегурочку, идеально подходящую нашему зрителю – это Васнецов. Деву называли идеалом красоты, образцом русской женщины, прекрасным сочетанием земного с небесным. Картина навевает какую-то тревогу, переживание за одинокую, беззащитную девушку… И надежду на то, что Снегурочка все-таки дойдет до своей цели. Вопреки всему. Сейчас картина Васнецова «Снегурочка» находится в Третьяковской галерее.

23 слайд

Описание слайда:

Снегурочка Произведение рассказывает о сказочном персонаже. Мелодия должна иметь спокойный окрас, быстрый темпу,регистром произведения будет флейта,динамика должна иметь спокойное звучание,тембр должен быть в высоких тонах. Для этого произведения подходит песня из м/ф «Снегурочка» «Вальс снежинок »

24 слайд

Описание слайда:

Алёнушка Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка. Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, она в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу. В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений. В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями. Сегодня это произведение можно увидеть в Третьяковке в Москве.

В искусствоведении существует идея о родстве искусств, о том, что основные художественные средства, с помощью которых творец создаёт своё произведение, такие элементы композиции, как символ, гипербола, антитеза, деталь, ритм, характерны для всех видов искусства любой эпохи или направления. Одним из самых универсальных элементов творчества является, несомненно, ритм. В музыке и поэзии ритм даёт ощущение выразительности мелодии, настраивает на нужный лад. Ритм в живописи не всегда заметен зрителю. Точнее, человеческий мозг воспринимает ритмы в живописи подсознательно. Именно поэтому, глядя на ту или иную картину и даже не понимая до конца её сюжет, вы можете испытывать то, казалось бы, беспричинную радость, то тревогу, то умиротворение, то меланхолию. Именно так работает ритм в живописи.

Музыка и ритм в живописи могут быть переданы геометрическими формами, техникой нанесения красок, цветом или светом, повторением тех или иных элементов. А зависимо от целей художника, ритм в живописи может просто настраивать зрителя на нужный лад, нести смысловую нагрузку либо служить одним из способов характеристики персонажа. Визуально ритм может разделять элементы картин, но композиционно, идейно он их только организует их, объединяет в одно целое. А теперь давайте поищем музыку и ритмы на картинах выдающихся художников.

Музыка и ритм на картинах выдающихся художников. «Ковёр-самолёт». Виктор Васнецов. 1880 год

На картине изображён Иван-богатырь на ковре-самолёте со своей добычей - клеткой с Жар-птицей. Богатырь смотрится очень уверенно на подарке Бабы-яги. Как победитель, он очень спокоен и готов к новым испытаниям. Спокойный ритм уверенность полёта подчёркивают строгие пропорции и интервалы между ровными, длинными горизонтальными мазками изображения неба и воздуха. Плавные изгибы волшебного ковра-самолёта созвучны лёгким линиям крыльев сопровождающих богатыря трёх сов.

Виктор Васнецов одним из первых русских художников обратился к былинно-сказочным сюжетам. На картине «Ковёр-самолёт» он выразил древнюю мечту народа о свободном полёте. Вместе с тем земля в нижней части полотна изображена ломаными линиями и в мрачных тонах, ритм в этой части картины более хаотичен, он звучит несколько угрожающе и возвращает зрителя к более умиротворяющей мелодии верхней и главной части картины и заставляя мечтать.

Музыка и ритм на картинах выдающихся художников. «Снятие пятой печати». Эль Греко. 1610-1614

А в творчестве отдельных мастеров ритм является их фирменным знаком, без него невозможно даже представить их картины. Таким художником есть, несомненно, испанский живописец-маньерист Эль Греко. Неотъемлемая часть его глубоко религиозного творчества - это вертикальные ритмы вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы творчества Эль Греко напоминают архитектурные ритмы готических храмов и вызывают у зрителя мысли о высоком, божественном.

В частности, на картине Эль Греко «Снятие пятой печати» художник обращается к мотивам Апокалипсиса, что характерно для позднего периода его творчества. В неопределённом пространстве полотна мечутся души праведников - характерные для Эль Греко почти бестелесные, безликие существа, лёгкие, судорожные фигуры которых будто колеблются от дуновения ветерка. Их «дрожащий» ритм выражен контрастом вертикальных светлых и тёмных пятен, а также мелкими хаотичными мазками. На этом тревожном фоне ярко и мощно выделяется ритм фигуры на переднем плане - это коленопреклонённый евангелист, вздёрнутые к небу руки которого взывают к высшим силам. Светотени этой фигуры более выразительны, мазки сильно заломлены, ритм более интенсивный, угрожающий и обречённый.

Музыка и ритм на картинах выдающихся художников. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог. 1889 год

На одной из самых знаменитых и узнаваемых своих картин, написанной в Сен-Реми в 1889 году, изобразил ночной пейзаж в особой манере, используя специальную технику накладывания мазков, благодаря чему главные элементы картины - луна, звёзды и небо - выглядят очень динамично. Лейтмотивом картины является спиральный завиток небесного сияния, который задаёт ритм всем остальным элементам.

Небо на картине закручено вихрями, звёзды и галактики водят хороводы под космическую музыку. Даже кипарис на переднем плане тянется к небу, стремясь покинуть размеренное пространство спящей деревни, отсылает наше внимание вверх. И, вопреки фактам о нестабильном душевном состоянии Ван Гога в период создания картины «Звёздная ночь», ритм этой картины вполне спокойный, уравновешенный и гармоничный. На картине наблюдается равновесие светлых и тёмных тонов: тёмные деревья внизу компенсируют яркий свет верхней части полотна. Таким образом, художнику удалось сочетать динамику и спокойные ритмы.

Музыка и ритм на картинах выдающихся художников. «Крик». Эдвард Мунк. 1893 год

Эмблема европейского экспрессионизма, работа норвежского художника , является одной из самых «звучащих», ритмичных работ современности. Сведённая к простым плавным линиям фигура кричащего вторит волнообразным линиям пейзажа. Глядя на картину, создаётся двойственное впечатление. Либо отчаянный крик раздаётся повсюду эхом - то есть, негативная эмоция человека влияет и изменяет окружающий мир, приобретая вселенский размах. Либо фигура в центре полотна выступает резонатором крика самой природы. Изначальное название картины так и звучало - «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).

Музыка и ритм на картинах выдающихся художников. «Ритмическое». Пауль Клее. 1930 год

В определением ритма этой картины не всё так просто. Но это лишь на первый взгляд. А зная персоналию художника, всё становится на свои места. Немецкий художник-модернист был, к тому же, талантливым музыкантом, с детства играл на скрипке и уже в 11-летнем возрасте был приглашён играть в качестве специального участника Бернской музыкальной ассоциации. Вот что пишет о его творчестве Рильке: «То, что графика часто представляет собой переложение музыки, я уже тогда догадался бы, даже если бы мне и не рассказали о его увлечении скрипкой. И это для меня самый зловещий момент в его творчестве; хотя музыка и подсказывает кисти художника некоторые закономерности, действующие равно в обеих сферах, тем не менее, я не могу без известного содрогания наблюдать этот сговор искусств за спиною природы: как если бы оттуда нам грозило внезапное нападение, перед которым мы окажемся ужасно беззащитными…».

Творчество Пауля Клее - это работа с цветом как с нотами, это симфония, написанная красками. Попробуйте её услышать.

Одна из главных задач сайт — искать музыку во всем. Сегодня мы покажем вам, что нашли в истории мировой живописи. Существует немало хороших работ разных эпох, на которых изображены музыканты. Среди них портреты — и классических композиторов, и обычных, никому не известных людей. И многогранные сюжеты, и одиночные повествования. Мы отобрали для вас 15 лучших на свой вкус.

Караваджо, «Лютнист» (1595 год)

Одна из ранних работ художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Для этой картины позировал любимец Караваджо Марио Миннити. Есть три версии «Лютниста». Одну можно найти в нью-йоркском «Метрополитене», вторую — в питерском «Эрмитаже», а третью — в «Бадминтон-хаус» в Глостершире.

Караваджо, «Музыканты» (1595 год)

Дирк Халс, «Музыканты» (1623 год)

Художник из Нидерландов Дирк Халс прославился тем, что даже в самые смутные времена рисовал яркие жизнерадостные картины. «Музыканты» — как раз из таких. Светлое и беззаботное полотно.

Юдит Лейстер, «Юный флейтист» (1635 год)

Юдит Лейстер, как и Дирк Халс, родилась в Харлеме. В работе отдавала предпочтение портретам. Как рассказывают искусствоведы, любила эксперименты с образами, характерами и техникой рисунка.

Корнелис Трост, «Семья у клавесина» (1739 год)

Корнелис Трост — еще один художник из Нидерландов в нашем списке. Писал портреты и жанровые полотна. «Семья у клавесина» — как раз из таких.

Эжен Декларуа, «Шопен» (1838 год)

Художник взялся за портрет польского композитора Фредерика Шопена в 1838 году. Эксперты утверждают, что данная работа — не ключевая в его карьере. Однако, у нее есть интересный подтекст — Декларуа и Шопен были большими друзьями. Это не только портрет выдающегося музыканта и композитора, но и портрет друга.

Василий Перов, «Слепой музыкант» (1864 год)

Эта работа является одним из этюдов к картине «Продавец песенников в Париже». Перов долгое время думал, кого именно поставить в центр полотна — поющего или разговаривающего. Художник так и не смог определиться, оставив работу незаконченной.

Фрэнк Дикси, «Дуэт» (XIX век)

Британский художник Фрэнк Дикси на своей картине изобразил двух девушек. Одна играет на клавишном инструменте, другая — на лютне. Несмотря на то, что обычно автор тяготел к масштабным сюжетам, рисование девушек было его слабостью.

Эбенейзер Кроуфорд, «Моцарт за учебой» (XIX век)

Точного названия у этой картины нет, зато она точно передает, как юный вундеркинд постигал музыкальные азы вместе со своим отцом Леопольдом.

Карл Штилер, «Людвиг ван Бетховен» (1820 год)

Самый известный портрет композитора из Бонна создал Карл Штилер в 1820 году. Как утверждают историки, Бетховен согласился позировать Штилеру лишь потому, что портрет заказали друзья Людвига. В какой-то момент композитора все достало, он встал и ушел. Штилер доделывал работу по памяти.

Пабло Пикассо, «Старый гитарист» (1903-1904)

Пикассо нарисовал «Старого гитариста» после самоубийства близкого человека. Гитарист на картине слепой. Работа выполнена в голубых «печальных» тонах. Это передавало состояние художника, переживавшего нищету и депрессию. «Старый гитарист» — первая картина Пикассо, которая была куплена в музей, а именно в институт искусств Чикаго.

Альвар Кавен, «Слепой музыкант» (1922 год)

Финский художник Альвар Кавен также не обошел стороной тему слепых музыкантов. Его работа выполнена в стиле примитивизм.

Энди Уорхол, «Восемь Элвисов» (1963 год)

Строго говоря, не картина, а коллаж, который стоит более 108 миллионов долларов. Вдохновением для него послужила смерть короля рок-н-ролла. Работа отражает идею, которая особенно волновала Уорхола — бренности славы и множественности сценических образов артистов.

Ронни Вуд, «The Rolling Stones» (серия работ)

Гитарист The Rolling Stones — еще и художник. Объект его интереса — группа, в которой он играет. Да, это странно, но Вуд делает портреты участников команды, коллективные полотна и иногда малюет себя. Кстати, можно купить парочку его работ на сайте Castle Galleries за полторы тысячи фунтов.

Джозеф Кантазаро, «Два музыканта» (2010 год)

«Я люблю всю музыку! Но я не смогу сыграть и ноты. Поэтому я выбрал живопись, чтобы показывать свою любовь к музыке и музыкантам. Блюз и джаз — мои любимые направления», — рассказал художник в приписке к своей картине, которая выставлена в Chicago Skyline Art.

Коллаж: Марина Николаева