Литераторские мостки. Старый Питерский некрополь - "Литераторские мостки" Режим работы и экскурсии

Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках" - около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).. Могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву", была утеряна еще в прошлом веке. В 2003 г. в память писателя был установлен типичный для начала XIX в. памятник. В 1848 г недалеко от р. Волковки, на участке именуемом «Натрубные мостки» был похоронен публицист-демократ В.Г.Белинский. Через тринадцать лет в одной ограде с Белинским похоронили 26-летнего литературного критика Н.А.Добролюбова, а еще через семь лет, в 1868 г., рядом был погребен публицист Д.И.Писарев. Близ дорожки, ведущей к этим могилам, в течение 2-й пол..XIX - начала XX вв. были похоронены многие известные деятели русской культуры либерально-демократического направления. Название «Надтрубных мостков» сменилось на «Литераторские» .
В 1935 г. некрополь "Литераторские мостки", стал филиалом Государственного музея городской скульптуры. В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены выдающиеся деятели науки, культуры, искусства.
Писатели: Н.С.Лесков, Г.И.Успенский, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.Ф.Берггольц Д.В.Григорович, Л.Н.Андреев.

Поэты: А.Н.Апухтин, С.Я.Надсон, А.А.Блок, М.А.Кузмин, В.А.Рождественский.

Ученые: физиологи - В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, путешественник, географ - Н.Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио – А.С.Попов, ученый, юрист, писатель – А.Ф.Кони, химик – Д.И.Менделеев.

Композиторы: С.М.Майкапар, В.П.Соловьев-Седой, В.А.Гаврилин.

Артисты: Е.А.Лебедев, В.В.Меркурьев, Ю.В.Толубеев, Е.И.Тиме-Качалова, И.О.Горбачев, Н.К.Симонов, оперные певицы – С.П.Преображенская., Г.А.Ковалева.

Артисты балета: А.Я.Ваганова, А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев. Режиссеры: Г.М.Козинцев, А.А.Брянцев, Н.П.Акимов.

Архитекторы, художники, скульпторы: Н.А.Троцкий Л.А.Ильин Л.В Шервуд, Е.Е.Моисеенко, М.К.Аникушин, Е.С.Кругликова, К.С. Петров-Водкин. И многие другие.

В некрополе похоронены также участники политических движений: Г.В.Плеханов, Г.А.Лопатин, П.Ф.Якубович.

На «Литераторских мостках» находится мемориал семьи Ульяновых.

В некрополе «Литераторские мостки» можно проследить развитие отечественного мемориального искусства.
Памятники выдающимся петербужцам-ленинградцам - творения известных скульпторов: М.Л.Диллон, И.Я.Гинцбурга, М.М.Антокольского М.К.Аникушина, М.Т.Литовченко, С.А.Черницкого.

В этот раз мы обратимся к двум социальным явлениям, которые (на первый взгляд) не имеют между собой ничего общего, — похоронам и революции. На деле процесс прощания и погребения может многое «рассказать» о культуре страны, характере эпохи и даже общественных настроениях. История Литераторских мостков как нельзя лучше отражает эту взаимосвязь.

Литераторские мостки не являются отдельным кладбищем. Это малая часть петербургского Волковского кладбища.

Официально оно было основано указом Сената от 11 мая 1756 года. Как и в случае с другими погостами, современное название появилось значительно позже места. В начале оно именовалось «Кладбище Адмиралтейской стороны, что у деревни Волково». Своим появлением Волковское обязано крайне суеверной императрице Елизавете Петровне. В книге Наума Синдаловского «История Петербурга в преданиях и легендах» можно найти историю о том, что государыня терпеть не могла всё, что было связано со смертью, напоминало о неизбежном исходе или с ним ассоциировалось. Елизавету также пугал и специфический трупный запах, возникавший вокруг кладбищ из-за того, что мертвецов во времена её правления хоронили неглубоко. Именно поэтому она повелела закрыть все кладбища в городской черте и отвести им места на окраине Петербурга. Эта участь коснулась и кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе, в которой любила бывать императрица. Вместо церковного погоста и появилось то кладбище, которое теперь мы знаем как Волковское.






Кладбище было открыто летом 1756 года и первое время не приносило доходов. За полгода его существования там было погребено более 800 человек, однако это были бедные люди, и плата за места для них оставалась мизерной, если вообще была. Жители Ямской слободы считали, что кладбище устроено на их земле, поэтому и платить за неё не нужно. О благоустройстве кладбища также не было речи – хоронили «как придется», без всякого принципа и порядка, выбирая наиболее приглянувшееся место для копки могилы. Не приносили денег и церковные обряды. Первая церковь – Спаса Нерукотворного Образа – была заложена в год основания кладбища и построена к 1759 году. Но причт не получал денег за свои труды, а жил на подаяния. Впрочем, и служба священников оценивалась неоднозначно. Впоследствии епархия отмечала некачественную работу, сутяжничество и падение доходов. Положение на кладбище начало меняться в конце XVII – начале XIX века, когда число погребаемых возросло до пяти тысяч в год. К этому времени кладбище получило дополнительную землю, были построены несколько новых каменных церквей. С расширением границ кладбища проходило и его благоустройство. Именно тогда и появились мостки – доски и плиты, которыми устилали дорожки кладбища. Некоторые названия дорожек сохранились до сих пор и являются свидетелями старого уклада, хотя многие ориентиры, давшие эти названия, давно утрачены. Литераторские же мостки когда-то именовались куда более тривиально – Надтрубными.

Литераторские мостки занимают северную часть кладбища и отделены от других участков оградой (это стоит учитывать тем, кто хочет добраться туда от метро «Волковская» и пройти через православный участок). Мы попадаем туда через главные ворота, раньше они назывались Святыми в честь иконы Спасителя с неугасимой лампадой. Сейчас этот участок кладбища в буквальном смысле представляет собой городскую карту на могильных камнях. На перечисление знаменитых имен погребённых не хватит, пожалуй, десятка страниц (автор не поленился посчитать страницы в справочнике А. Кобака и М. Приютко – 23 страницы и 485 имен погребённых, не считая утраченных могил). Название «литераторские» закрепилось за этим участком Волковского кладбища во второй половине XIX века, после того, как последний приют здесь нашли знаменитые писатели и публицисты, почитаемые революционно настроенной молодежью. Похороны или панихиды на Литераторских мостках становились демонстрациями, а кладбище объединило и революционеров слова, и революционеров дела.

Александр Радищев

Начнём мы с потерянной могилы писателя и государственного деятеля Александра Радищева, он же, по выражению Екатерины II , «бунтовщик хуже Пугачёва». Самый известный революционер страны Владимир Ленин, ставил Радищева в один ряд декабристами и разночинцами, хотя писатель был скорее невольным революционером. Идти непосредственно против власти в планы его вряд ли входило. За своё главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», которое, мягко скажем, не было одобрено императрицей, Александр Радищев отправился в сибирскую ссылку.


Окончательное «прощение» от властей он получил после восшествия на престол внука Екатерины – Александра I. Однако насладиться полной свободой и возвращением всех званий Радищев практически не успел. Он скончался в сентябре 1802 года, в возрасте 53 лет. Могила писателя была утеряна, однако считается, что он был похоронен недалеко от Воскресенской церкви. В 1987 году на её стене установили памятную табличку, а практически напротив храма – небольшую стелу, заменяющую могилу писателя.

Виссарион Белинский

Пожалуй, именно с Белинского началась та самая «революционно-литературная» традиция на Волковском кладбище. Похороны знаменитого литературного критика прошли незаметно.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

«Это были литературные похороны, не почтенные, впрочем, ни одной литературной и ученой знаменитостью. Даже ни одна редакция журнала (за исключением редакции «Отечественных записок» и только что возникшего «Современника») не сочла необходимым отдать последний долг своему собрату, который честно всю жизнь отстаивал независимость слова и мысли, всю жизнь энергически боролся с невежеством и ложью… Из числа двадцати, провожавших этот гроб, собственно литераторов было, может быть, не более пяти-шести человек», — писал спустя десятилетие издатель Иван Панаев.

Больше того, из его же воспоминаний мы узнаем, что неизвестно даже, кто установил на могиле памятник, кто ухаживает за ней и кто приносит цветы: «Даже могила Белинского была отыскана, и, к изумлению друзей его, на этой могиле оказалась плита и камень с надписью: «Виссарион Григорьевич Белинский, скончался 26 мая 1848 года». Два года тому назад жена и дочь Белинского, проездом через Петербург, нашли на его могиле свежие венки и цветы… Кем положен этот камень? Кто украшает эту могилу цветами?… По крайней мере мы, друзья Белинского, не можем; дать на это ответа…» Собственно, «поиск» могилы критика был связан со смертью человека, которого похоронят с ним рядом, и их имена станут в каком-то смысле неотделимыми друг от друга.

Николай Добролюбов

«Добролюбов похоронен на Волковом кладбище, рядом с Белинским; там есть ещё и третье свободное место, «но нет еще для него человека в России», — сказал Николай Чернышевский, бросая последнюю горсть земли на скромную, но славную могилу», — так писали в газетной статье, посвященной похоронам литературного критика, поэта Николая Добролюбова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Добролюбов умер будучи совсем молодым человеком – ему было 26 лет, когда туберкулез окончательно сразил публициста. Однако за недолгую жизнь он успел стать популярным автором, получить признание, равно как и оставить свой след в «протестной» российской истории: под маской литературной критики скрывалась критика совсем иного рода. На его похоронах выступали Некрасов и Чернышевский, по случаю печальной церемонии были также собраны деньги для «отправляющегося из Петербурга». Так в печати был обозначен Михаил Михайлов, осуждённый на каторгу за прокламацию «К молодому поколению». Собственно, к этому моменту в российской истории похороны были, пожалуй, самым легальным способом демонстраций, выражения общественного недовольства (и одновременно – почтения усопшему). Так, в 1868 году за речь на похоронах критика Дмитрия Писарева в ссылку отправился писатель Дмитрий Гирс, в Петропавловскую крепость за другую памятную речь посадили издателя Флорентия Павленкова. После смерти Добролюбова Волковское кладбище стало местом для протестов – демонстрации собирались на годовщины смерти критика. Десятилетняя годовщина была отмечена встречей десятков студентов на панихиде и прошла относительно спокойно, хоть и под пристальным надзором властей. А вот «добролюбовская» демонстрация 1886 года (на 25-летнюю годовщину) закончилась разгоном её участников и после – ссылками. Несколько тысяч студентов пришли на кладбище почтить память литератора, однако полиция не допустила их к могиле. Собравшимся разрешили отправить «делегатов», чтобы возложить венок. Возмущенные студенты в итоге отправились на Невский проспект, где демонстрации положили конец правительственные силы. В этом «митинге» принимал участие и Александр Ульянов, который, спустя год, был осужден на смерть за попытку покушения на императора Александра III. История этого покушения, как отметил в обвинительной речи обер-прокурор Неклюдов, началась для подсудимых у ворот Волковского кладбища.

Эту историю стоит закончить ещё одной заметкой о похоронах Добролюбова, авторства агента Третьего отделения: «Вообще вся речь Чернышевского, а также и Некрасова, клонилась, видимо, к тому, чтобы все считали Добролюбова жертвою правительственных распоряжений и чтобы его выставляли как мученика, убитого нравственно, одним словом, что правительство уморило его. Из бывших на похоронах двое военных в разговоре между собою заметили: «Какие сильные слова; чего доброго, его завтра или послезавтра арестуют»».

Иван Тургенев

«Я желаю, чтоб меня похоронили на Волковом кладбище, подле моего друга Белинского; конечно, мне прежде всего хотелось бы лечь у ног моего «учителя» Пушкина; но я не заслуживаю такой чести», — такие слова Тургенева приводит его друг, историк Михаил Стасюлевич.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Знаменитый русский писатель умер от рака во Франции в сентябре 1883 года. С парижского вокзала поезд с телом писателя провожают не менее знаменитые французские коллеги с поминальными речами. Однако российские власти на родине Тургенева всячески старались избежать народных проводов по пути следования траурного поезда. Ещё больше не хотели они произнесения памятных речей в честь усопшего. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве приложил все усилия, чтобы избежать «депутаций» на станциях Варшавской железной дороги. «Можно подумать, что я везу тело Соловья-разбойника», вспоминал всё тот же Стасюлевич. На Варшавском вокзале в Петербурге траурный поезд встречала заранее сформированная депутация, а в последний путь писателя провожали около 400 тысяч человек. Власти, конечно же, ожидали беспорядков, однако похороны прошли спокойно. «Были мобилизованы большие отряды явных и тайных агентов для участия в процессии и назначен усиленный наряд полиции на кладбище, на которое с утра погребения уже никто не допускался, — и заготовлен «на случай потребности» полицейский резерв. На могиле были допущены лишь те речи, которые предварительно «будут заявлены» градоначальнику», — писал Анатолий Кони в своих воспоминаниях.

Могила Тургенева находилась недалеко от Спасской церкви, пожелание писателя было выполнено только после установления советской власти, когда началась «реорганизация» кладбищ и прах Ивана Сергеевича был перенесен на Литераторские мостки. Однако, как отметили авторы тематической статьи «Петербургского некрополя», «примечательно, что издания, откликнувшиеся на кончину писателя, подчеркивали: Тургенев погребен рядом с Белинским – таковым воспринималось современниками любое место на Волковском кладбище».

Герман Лопатин

В книге Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» есть эпизод, в котором после похорон Тургенева глубокой ночью к могиле приходит некий господин Моррис – с кладбища ему приходится в буквальном смысле бежать от преследования двух филёров, дежуривших на Волковском и поджидавших таких вот ночных визитёров. Этим странным господином оказывается революционер Герман Лопатин.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

В наши дни это имя практически забыто, но в конце XIX века этот господин был вполне известен по многим причинам. Друг не только Тургенева, но и Маркса, он занимался переводом «Капитала». Он же пытался освободить из ссылки Чернышевского (и он же, кстати, успешно помог бежать из ссылки философу Петру Лаврову). В середине 80-х Лопатин примкнул к возрождённой «Народной воле», которая давно потеряла былую славу и теперь возглавлялась тайным агентом Сергеем Дегаевым. Благодаря последнему многие революционеры (среди них – знаменитая Вера Фигнер) оказались в Петропавловской крепости. Лопатин был неоднократно осужден, но, конечно, самым известным стал «лопатинский процесс» — особенно горький для революционера, поскольку основой обвинения во многом стал архив, найденный у Лопатина. Двоим подсудимым на этом процессе также вменяли убийство главы политического сыска Георгия Судейкина. Лопатина приговорили к смертной казни, которую впоследствии заменили на заключение в Шлиссельбургской крепости, в которой революционер провел 18 лет. Герман Лопатин умер в 1918 году в Петропавловской больнице. Его скромную, по меркам Литераторских мостков, могилу можно найти на так называемой «Площадке народовольцев», где также покоятся революционер Михаил Новорусский и политик Василий Панкратов.

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина

На Литераторских мостках есть место, которое стоит особняком среди других захоронений. Это мемориал семьи Ульяновых – могилы матери Владимира Ленина Марии Александровны, его сестер Анны и Ольги, а также зятя Марка Елизарова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Мемориал занимает самый большой участок – около 30 квадратных метров. Современный мемориал создали скульптор Матвей Манизер и архитектор Валериан Кирхоглани. Комплекс примечателен правда не столько художественной ценностью, сколько возникающим на протяжении десятилетий обсуждением вокруг его будущего. Не далее, как в этом апреле, в Госдуму был внесен законопроект с предложением правового механизма для захоронения Владимира Ленина. Авторы законопроекта, правда, не уточняли, где именно нужно захоронить вождя, но задолго до этого Литераторские мостки называли наиболее подходящим местом. В частности, за погребение Ленина на Волковском выступал мэр города Анатолий Собчак, в 2005 году эта идея вновь была высказана – режиссером Никитой Михалковым. В 2009 году одно из городских монархических общественных движений даже провели акцию в поддержку захоронения Ленина на Литераторских мостках. Однако идея пока не нашла поддержки как у властей, так, видимо и у работников петербургского Музея городской скульптуры.

«Хотите, чтобы его все время выкапывали? Хотите, чтобы мы каждое утро начинали с поисков тела: где оно сегодня?» — цитировал в 2005 году «КоммерсантЪ» заведующего филиалом «Литераторские мостки».

Как бы ни сложилась дальше судьба Литераторских мостков, мы должны помнить, что «с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб». Эти слова публициста Григория Елисеева, без цитирования которых не обходится ни один существующий материал о Литераторских мостках, пожалуй, являются самыми точными в отношении того, как мы должны смотреть на историю этого кладбища.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»

Владимир Дергачев

Памятник федерального значения Музей-некрополь «Литераторские мостки» , где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели, является участком Волковского кладбища Санкт-Петербурга, расположенного в пойме одноимённой речки. Северо-восточная часть кладбища со второй половины XIX века получила название «Литераторские мостки», поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. В условиях влажного питерского климата и речной низины дорожки кладбища мостили деревянными досками-мостиками, отсюда название некрополя.

Создание некрополя восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (могила не сохранилась, но установлен памятник). В середине 18 века здесь были захоронен публицист В. Г. Белинский, критик Н. А. Добролюбов и публицист Д. И. Писарев. В некрополе похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов и др.

Здесь создан мемориал семьи Ульяновых, где похоронена мать вождя всемирного пролетариата Владимира Ленина.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в музей-некрополь, куда перенесли останки литераторов с уничтожаемых кладбищ (А. А. Блока, И. А. Гончарова и др.). Иногда переносили только надгробия. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность. В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» бесследно утрачены или затеряны могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры.


***
Волкова деревня упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 году в описании Спасского погоста, чухонское название Сутилла (Волково). По повелению Императрицы Елизаветы Петровна Указом Сената от 11 мая 1756 года здесь было устроено новое кладбище за пределами столицы на выпасе в низине реки Волковки. В 1798 году сделана прирезка земли, устроена новая ограда с воротами со стороны Растанной улицы и прорыты для осушения прямые канавы. Строится первая Воскресенская каменная церковь, стоящая поныне близ входа в некрополь «Литераторские мостки». Затем появилось еще несколько храмов, возведенных на пожертвования благотворителей. Четвертый каменный храм св. Иова заложен в 1885 году и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа — потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова. Сегодня так называется и трамвайная остановка на Растанной улице у Волковского кладбища. Последняя по времени строительства Успенская церковь (1913) строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобовой, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название «мостки». В конце 19 века их общая протяженность превышала двенадцать верст.
В XVIII-XIX века Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге. Помимо православного, он включал страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

Первый раз я посетил некрополь полвека назад, и сложилось ощущение, что время здесь остановилось. Последний раз реконструкция некрополя проводилась более сорока лет назад связи со 100-летием вождя всемирного пролетариата Владимира Ленина. В начале нулевых годов музей вновь поставил вопрос о реконструкции некрополя, поскольку в негодность пришла дренажная система, капитального ремонта требовало укрепление берегов реки Волковки. Однако работы, начатые в 2004 году, не были завершены. Власти города успели лишь отреставрировать Воскресенскую церковь и спилить 245 аварийных старых тополей. При этом новых деревьев на кладбище не посадили, и площадь продолжает заболачиваться. Когда-то «Литераторские мостки» были популярны среди туристов (до 30 экскурсионных групп в день), то сегодня этого нет. Я в начале июня 2018 года ходил по аллеям некрополя в одиночестве.

При торжестве российского капитализма денег на реконструкцию некрополя нет, их с трудом хватает на олигархов и политиков, шоу-бизнес и чемпионат мира по футболу.

***
Церковь Воскресения Словущего воздвигнута в 1782-1785 годы на месте сгоревшего деревянного храма. Почитаемые иконы - Павской и Кульмской Божией Матери и Всех скорбящих Радости. Храм закрыт в 1936 году после организации музея-некрополя, богослужения возобновлялись с сентября 2008 года.

Александр Николаевич Радищев был похоронен в сентябре 1802 года, как предполагается, вблизи Воскресенской церкви, но могила его оказалась забыта. На стене храма в 1987 году была установлена мемориальная доска. Вблизи церкви имеется памятник Радищеву.


Могила писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818, Орёл, Российская империя —1883, Буживаль, Франция)

По случаю 200-летия Ивана Тургенева в 2018 году слева от могилы писателя посажен молодой дуб.

Могила писателя Ивана Александровича Гончарова (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя — 15 (27) сентября 1891, Петербург).

Могила поэта Александра Александровича Блока (1880 - 1921) и его близких. Здесь похоронена его супруга, дочь химика Дмитрия Менделеева, актриса Любовь Дмитриевна Блок (1881—1939).


Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году его прах был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище

Могила русского ученого-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 года, Тобольск — 1907 года, Санкт-Петербург). Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания.

Могила выдающегося русского психиатра, невропатолога, физиолога, академика Владимира Михайловича Бехтерева (20 января (1 февраля) 1857 — 24 декабря 1927, Москва). До Октябрьской революции был тайным советником, генерал-майором медицинской службы царской армии. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии. Это исследовательское и клиническое заведение ныне носит имя В. М. Бехтерева.

Могила русского и советского математика, механика и кораблестроителя, академика Алексея Николаевича Крылова (1863, Симбирская губерния — 1945, Ленинград). До Октябрьской революции — генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911). Почётный член иностранных научных и инженерных обществ. Основатель современной русской школы кораблестроения. Автор классических работ по теории кораблестроения. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943), награжден 3 орденами Ленина и 8 высшими царскими орденами. Когда служишь отечеству, это возможно. Академик Крылов — дед известных советских ученых Сергея Капицы и Андрея Капицы (Ландшафты памяти. Андрей Капица ).

У меня в домашней библиотеке хранится книга А.И. Крылова «Мои воспоминания», изданная в Ленинградском издательстве «Судостроение» в 1984 году (тираж 140 тыс.). Издание воспоминаний осуществлено благодаря его внуку Андрею Капице, автора предисловия к книге. Предисловие было написан в 1978 году и потребовалось шесть лет, чтобы издать воспоминания, ставшие библиографической редкостью. Впервые книга вышла в 1942 году и переиздавалась 6 раз. Длительное время на новое издание потребовалась, чтобы внук отстоял право на сохранение текста и литературного языка последнего пожизненного издания 1945 года. Как мне известно, внук (мой декан геофака МГУ) этим очень гордился. Издание 1984 года стало то же библиографической редкостью. Я с трудом достал еще один экземпляр книги по просьбе моего учителя, профессора Юлиана Глебовича Саушкина (Ландшафты памяти. Профессор Саушкин ).

Могила русского ученого-географа, океанографа, генерал-лейтенанта (1912), председателя и почетного президента Русского географического общества (1917—1940) Юлия Михайловича Шокальского (1856, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград).

На меня сильное впечатление произвело так называемое неожиданное сближение во времени через рукопожатия. Уже много лет назад во время Географического съезда в Ленинграде, участником которого я был, мои питерские коллеги представили меня, молодого доктора наук, Президенту Географического общества СССР академику Алексею Федоровичу Трёшникову (1914 - 1991) и мы обменялись рукопожатием. На что знаменитый историк Лев Гумилев или (к сожалению, точно уже не помню кто) мне объяснили, через одного человека я приблизился к Анне Керне.

Дело в том, что Трёшников был учеником почетного советского академика Юлия Михайловича Шокальского. Его мать, Екатерина Ермолаевна Керн (1818 - 1904) была дочерью Анны Петровны Керн, воспетой поэтом. И в детстве брала на руки внука Юлия, учила уму разуму, когда они вместе жили в усадьбе Тригорское. Поэтому Юлий в детстве был знаком и с младшим сыном поэта подполковником в отставке, статским советником Григорием Александровичем Пушкиным, который жил с женой в усадьбе Михайловское и помогал Екатерине Ермолаевне воспитывать сына, рано оставшегося без отца.

Мать Юлия Шокальского, Екатерина Ермолаева, то же не была обделена в молодости вниманием интересных мужчин, возлюбленная композитора Михаила Глинки, автора знаменитых романсов на слова Пушкина: «Где наша роза?» и «Я помню чудное мгновенье...». Н о Глинке речь пойдет в другом моем рассказе о посещении его усадьбы на Смоленщине.

Могила русского и советского географа, академика Льва Семеновича Берга (1876 - 1950), президента Географического общества СССР (1940—1950), лауреата Сталинской премии (1951 — посмертно). Лев Берг был избран в академики лишь в 1946 году в 70 лет. Его дочь, Раиса Львовна, вспоминает об этом событии так: «Свершилось это чудо совершенно случайно. Его выдвигали и в 1943-м, и в 1946 году, но шансы на избрание были оба раза нулевые. И вот, в 1946 году на одно место по Географическому отделению выдвинуты два кандидата - Берг и Баранский, и тут случилось нечто неслыханное. Баранский от избрания отказался. "Никто не может быть академиком, если Берг не академик", - написал этот удивительный человек в Президиум Академии наук. (...) Но Баранский понес кару за свое отречение. Он не был избран никогда». Цит. по: Берг РЛ. Суховей. М.: 2003. С. 265. (Академик Владимир Вернадский Дневники 1939 http://uni-persona.srcc.msu.su/site/authors/vernadsky/1939.htm) .


Могила теоретика и пропагандиста марксизма, философа Георгия Валентиновича Плеханова (1856 —1918). Этот видный деятель российского и международного социалистического движения входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра». В 1921 году в одной из своих статей Владимир Ленин призвал изучать труды Плеханова по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».

Семейный некрополь Ульяновых . Здесь похоронены мать и сестры вождя всемирного пролетариат. Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк, 1835 —1916) — жена Ильи Николаевича Ульянова и мать революционеров Владимира Ильича Ленина и Александра Ильича Ульянова. Старшая сестра Ленина Анна Ильинична Елизарова-Ульянова (1864—1935) была активной участницей русского революционного движения, советский государственный и партийный деятель. Член РСДРП — ВКП(б) с 1898 года. Сестра Ленина Ольга Ильинична Ульянова (1871 — 1891) осенью 1890 года была принята на физико-математическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге. Рисовала, знала английский, немецкий, французский, шведский языки, изучала также латынь и итальянский. Мечтала стать врачом. Через полгода учёбы Ольга Ульянова заболела брюшным тифом и умерла в возрасте 19 лет, в день четвертой годовщины казни старшего брата.

Здесь же похоронен муж Анны Ильиничны — Марк Тимофеевич Елизаров (1863 —1919) — российский революционер, советский государственный деятель, первый народный комиссар путей сообщения РСФСР (1917—1918). На его похороны приезжал Ленин.

Мемориал семьи Ульяновых. Мать ждет сына — вождя всемирного пролетариата. Место, как видно на снимке, зарезервировано.

Вблизи некрополя Ульяновых находится семейная могила: Филиппова Пелагея Нестеровна (1888 - 1924), Зеленковы Степан Максимович (1878 - 1924) и его сын, Зеленков Иван Степанович (1910 - 1926). Установить историю захоронения не удалось. Имеет ли это захоронение отношение к Ульяновым? Могила ухожена, что большая редкость для захоронений 20-х годов. Памятник Пелагее Филипповой установлен относительно недавно.

На снимке внизу — один из самых необычных памятников на Литераторских мостках. Мастер конного цирка Вильямс Труцци (1889 - 1931) в истории советского цирка занимает почетное место. Нельзя забывать, что при советской власти важнейшими из искусств являлись не только кино, но и цирк. Итальянец Вильм Труцци принадлежит к старейшей европейской цирковой династии — семье Франкони-Труцци. Они часто гастролировали в городах Российской империи. В 1880 году семья Труцци обосновалась в России, а в 1912 году Вильямс был приглашен в Петербургский цирк «Модерн». Во время гражданской войны в России Вильямс не бежал из страны, ставшей его второй родиной. В самое тяжелое время он запряг свою последнюю чистокровную выдрессированную лошадь в пролетку и стал работать в Одессе извозчиком. С приходом Красной Армии на этой лошади он вступил в кавалерийский полк. Когда после войны он работал в народном цирке в Севастополе, был вызван срочной телеграммой из Наркомпроса в Москву и в 1922 году назначали художественным руководителем советского цирка. Им была создана знаменитая водяная пантомима «Махновщина», посвященная истории революционной борьбы на Украине с участием лошадей. Во время постановки одной из пантомим в Ленинграде разгоряченный Труцци простудился и неизлечимо заболел. Замечательного артиста не стало 4 октября 1931 года, он умер в возрасте 42 года — за несколько дней до отъезда на гастроли в Париж, где огромные красочные афиши извещали о скором приезде выдающегося советского артиста Вильямса Труции.

Могила русского и советского художника, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878, Хвалынск, Саратовская губерния —1939, Ленинград).

Образ коня в русском искусстве воспринимается как своеобразный символ, как советчик, спаситель и провидец. Идею коня красного цвета художник взял с картин древнерусских иконописцев. В картине красный конь символизирует былинную мощь, контрастирующую с бледным юношей, воплощающего некоторую хрупкость. Держа поводья в руках, всадник не управляет лошадью, его взгляд отрешён, погружен в себя. Как отмечают искусствоведы, художник, вероятно, таким образом, передает свои тревожные предчувствия и переживания, предвестие тяжелых событий в стране.

На «Литераторских мостках», можно встретить и такие скромные надгробия. Могила Заслуженного артиста Республики (1924), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1938), профессора Николая Аркадьевича Большакова (1874, Харьков —1958, Ленинград) — артиста оперы (лирико-драматический тенор), камерного певца и педагога. Деревянная скамья свидетельствует, что могилу навещают.

Могила советского актёра театра и кино, театрального режиссёра и педагога Василия Васильевича Меркурьева (1904—1978). Народный артист СССР (1960), Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1947, 1949, 1952). Мне с детства актер запомнил по роли академика архитектуры в фильме «Верные друзья» (1954).

Здесь же похоронена его вторая жена — Ирина Всеволодовна Мейерхольд (1905—1981), актриса, режиссёр, педагог, дочь известного театрального режиссёра Вс. Э. Мейерхольда. Одно время в семье Меркурьевых воспитывалось восемь детей, включая пять приёмных.

Могила советского режиссера кино и театра Григория Михайловича Козинцева (1905, Киев —1973, Ленинград). Народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской премий (1965).

Могила советского актера театра и кино Бруно Артуровича Френйдлиха (1909 — 2002). Народный артист СССР (1974). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец актрисы театра и кино Алисы Фрейндлих.

Могила советского композитор Андрея Павловича Петрова (1930, —2006). Народный артист СССР (1980).

Русский советский поэт Всеволод Александрович Рождественский (1895—1977) в начале 1920-х годов входил в число «младших» акмеистов.

Народная артистка РСФСР (1957) Елена Владимировна Юнгер (1910 — 1999) была одной из ведущих актрис Театра Комедии (1936—1999). Её муж Народный артист СССР, театральный режиссер Николай Павлович Акимов с 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии, похоронен так же на Литераторских мостках.

Последние захоронения на июнь 2018 года.

Наталия Давыдовна Сорокина (28 сентября 1926 — 3 июня 2018) — советская и российская исполнительница на гуслях, солистка Государственного академического оркестра русских народных инструментов имени В. В. Андреева (с 1962), народная артистка России.

В некрополе сохранились старые могилы простых петербуржцев.

Итак, в предыдущий раз мы побывали на Пискарёвском мемориальном кладбище.
А теперь посетим так называемый Некрополь - "Литераторские мостки". Это, попросту говоря, отдельный особый участок Волковского кладбища. Само Волковское кладбище как таковое - ничем особенным не примечательно и мы его тут рассматривать не будем. А вот "Литераторские мостки" - это нечто особенное. Здесь похоронены разные знаменитости. Раньше, несколько лет назад, сюда даже вход был платный, как в настоящий музей. Но сейчас, увы - это просто полузаброшенное кладбище, местами чудовищно неухоженное и подтопленное. Брать деньги за посещение старого погоста на болоте - нынче уже никому в голову не приходит...


2)

3) Статский советник Михаил Викентьевич Манакин

4)

5) Есть здесь и церковь небольшая - очень симпатичная, с доброжелательным персоналом.

6) Семён Живаго - профессор академии художеств

7)

8)

9) Константин Николаевич Державин

10) Купец Михаил Егоров

11) Академик Крачковский (с супругой).

12)

13)

14) Профессор Константин Дерюгин

15) Академик Франц Левинсон-Лессинг

16) Академик Алексей Крылов

17)

18) Академик Владимир Бехтерев.

19)

20) Подпоручик Павел Белостоцкий

21) Геолог Николай Софронов - создатель геохимических методов поисков рудных месторождений.

22)

23)

24) Геолог Юрий Билибин (с супругой Татьяной Билибиной). На Чукотке есть город Билибино (там находится атомная электростанция и крупное месторождение золота) названный в честь этого геолога.

25)

26)

27) Апухтин

28)

29) Писательница Маргарита Алтаева-Ямщикова

30) Артист императорских театров Владимир Рокотов

31) Профессор Владислав Маневич

32)

33) Михаил Маневич

34)

35) Владимир Зайцев - директор национальной библиотеки.

36) Я понимаю что климат в Питере влажный. Но в этом городе и вообще в нашей стране, людям давным-давно известно такое понятие как дренаж. Во всяком случае на других кладбищах я такого позорища не наблюдал. То же самое Волковское кладбище, но только другая его часть, где похоронены "обычные" люди - поддерживается в приличном состоянии.

37) Конечно, есть определённый шарм в картине некоторой заброшенности старого погоста. Но в ЭТОМ городе и на ТАКОМ кладбище - подобное выглядит диковато...
Профессор Михаил Кондратьев.

38)Теодор Шумовский - востоковед и поэт.

39)

40) Адмирал Михаил Лермонтов

41) Артистка Нина Коваленская

42) Артистка и профессор Елизавета Тиме-Качалова

43) Качалов - "родоначальник" отечественной оптики, создатель отечественного оптического стекла.

44)

45)

46)

47) Профессор Евгений Ганике

48) Иван Петрович Павлов.

49) Академик Заварзин.

50)

51)

52) Всеволод Гаршин

Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста, причем носила она и чухонское название Сутилла (Сютила), что и означает Волково.

Указом Сената от 11 мая 1756 г. здесь было устроено кладбище вместо существовавшего с 1710-х гг. при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе. Елизавета Петровна не хотела видеть кладбище близко к городу. Землю отвели на выпасе между нынешними Литераторскими и Волковскими мостками. Предписано было все огородить и поставить деревянную часовню.

Название определилось не сразу. В сенатском указе указывалось "Кладбище Адмиралтейского стороны, по сю сторону деревни Волковой". В консисторских делах в 1765 и 1771 гг. пишется "Кладбище Московской стороны, что у деревни Волковой", или просто "что в Волково". Позднее его назвали Волковым или Волковским (как принято сейчас).

Кладбище открыли летом 1756 г. и к конце года на нем было совершено 898 погребений. Кладбище было бедным, доходов почти не приносило, но хоронили на нем с каждым годом все больше. Одновременно с открытием кладбища "от губернской канцелярии" была заложена деревянная на каменном фундаменте церковь. Она была освящена 3 декабря 1759 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1777 г. на средства купца Шевцова (Швецова) поставили теплую деревянную церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего), но эта церковь сгорела под Новый 1782 г.

В 1798 г. была сделана первая прирезка земли. Была устроена новая ограда с воротами со стороны Растанной ул. и прорыты для осушения прямые канавы. Одна из них определила направление будущих Надтрубных или Литераторских мостков, а другая - Волковских. В эти же годы строится первая каменная церковь - Воскресенская, стоящая поныне близ входа в некрополь "Литераторские мостки".

В 1808 г. к кладбищу была сделана прирезка более чем на 30 тыс. сажень.

К 1809 г. богослужения в Спаской деревянной церкви были прекращены из-за ее ветхости. Новый храм было решено ставить в западной части кладбища, южнее нынешних Смотрительских мостков. Осуществление утвержденного в 1810 г. грандиозного проекта арх. Беретти затягивалось. Пришлось новому церковному старосте - купцу П. И. Пономареву отремонтировать старый деревянный храм, в котором с 1812 г. вновь стали служить.

В следующее десятиление возросшие доходы позволили построить по проекту арх. П. Ф. Воцкого Святые ворота и ограду со стороны Расстанной улицы. существующие и сейчас.

В 1837 г. был заложен наконец новый храм, его строителем стал Ф. И. Руска, основательно переработавший и упростивший проект Беретти.

В 1838 г. указом Духовной консистории прибавили к кладбищу еще 20,5 тыс. сажень за счет пространства Волкова поля и пустошей на берегу реки Волковки. Это была последняя прирезка, в дальнейшем границы кладбища оставались почти неизменными.

Третью по времени возведения каменную церковь обычно называли "Пономаревской" по имени купца П. И. Пономарева, на средства которого она была построена. Строить ее решили вскоре после освящения Спасской церкви, вместо обветшавшего деревянного храма. Строительство поручили тому же Ф. Руска, повторившему в малых размерах свою предыдущую работу. Закладка состоялась в 1850 г., а в 1852 г. церковь была освящена. Находилась она почти посередине между Спасской и Воскресенской церквями, там где Широкие мостки выходят на Волковские. Под храмом был похоронен сам жертвователь и его близкие.

Имя другого благотворителя сохранилось в просторечном названии четвертого каменного храма, который часто именовали Крюковским. Это единственная действующая в настоящее время церковь на Волковском кладбище. Церковь св. Иова заложенв в 1885 г. и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа - потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова.

Последняя по времени строительства церковь - Успенская строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобовой, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры. К строительству приступили в 1910 г. Служить в храме стали через три года.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название "мостки". В 19 в. число дорожек достигло 120, их общая протяженность к концу века превышала двенадцать верст. Вокруг церквей дорожки-мостки выстлали плитами, а остальные были деревянными. Мостки между Воскресенской и Всесвятской были самыми широкими - в восемь досок, поэтому и назывались Широкие мостки. По пять досок лежало на Волковских, Смотрительских и Придорожных мостках, остальные были в одну- четыре доски.

Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX в. получила название "Литераторские мостки", поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был Александр Николаевич Радищев. Он был похоронен в сентябре 1802 г. Могила оказалась забыта, но предполагается. что Радищева похоронили близ каменной Воскресенской церкви. В память об этом на стене здания в 1987 г. была установлена мемориальная доска.

На Волковом кладбище в 1831 г. был погребен поэт Антон Антонович Дельвиг. 29 мая 1848 г. в восточной части Надтрубных мостков хоронили В. Г. Белинского. В 1861 г. рядом похоронили Н. А. Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградой. В 1868 г. на Надтрубных мостках похоронили публициста Д. Н. Писарева. В 1883 г. у северной стены Спасского храма был похоронен И. С. Тургенев.

Затем свое упокоение нашли здесь М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Кавелин, В. И. Немирович-Данченко, Н. И. Костомаров, С. Я. Надсон, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. И. Менделеев и многие другие.

Когда точно появилось название "Литераторские мостки" - неизвестно. Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг. В описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г. Литераторские мостки упоминаются как данность, освященная временем.

В XVIII-XIX вв. Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге.

Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

(по материалам , . С. 395-410)