Мемориал защитникам ленинграда. Монумент героическим защитникам Ленинграда: адрес, история, описание комплекса

70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея , находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.

Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.

Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы .

Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:

Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».

Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.

Вид из центра зала в направлении входа:

Вид из центра зала в направлении выхода:

«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников - по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях- названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале- названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома- это звуковые документы эпохи.»

Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев» . Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.

Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.

Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:

В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:

Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:

Одно из заявлений группы добровольцев:

Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:

Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:

Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:

Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:

Билет члена ВКП(б):

Те, кто могли держать оружие и сражаться, — ушли на фронт. Женщины, старики, дети — оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод:

А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:

Один такой кусочек — суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и бойцов, не находящихся на передовой. Два — норма для рабочих, занятых на производстве. Четыре — для бойца на передовой. Рядом — гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: «Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили заводы — жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда на заводе, особенно в военное время… Показатели успеваемости учебы в школах в годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами.»
Сейчас нам это и представить страшно — в таких условиях выживание кажется почти невозможным.
Но советские люди не просто выжили — они трудились на заводах, снабжая фронт патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:

Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:

Занимались живописью:

И многим другим…

В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба. Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для этой победы.
И они победили!

Рельефная схема операции «Искра» — прорыв блокады:

Победа давалась не легко…

Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:

Знамёна некоторых воинских формирований:

И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно «Победа», на котором умелое сочетание красного, белого и черного цветов дает ощущение того самого «праздника со слезами на глазах». На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части — она воспринимается одим днем — радостным и одновременно горьким салютом Победы.

И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом — символы нашей эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей, сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую наши предки заплатили за нашу возможность жить.

В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность — лично посетить музей. К счастью, пока что это недорого — 100р взрослым; школьникам — 60р; студентам и вовсе бесплатно.

PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы, подтверждающие статус школьника или студента.









Описание

Монумент героическим защитникам Ленинграда, возведенный на площади Победы в районе бывшей Средней Рогатки сегодня является одним из самых выразительных и запоминающихся памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Он был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина - участников обороны Ленинграда. Сооружение памятного комплекса имело всенародное значение. Широко обсуждались предлагаемые проекты и местоположение мемориала. На специальный банковский счет перечислялись добровольные денежные пожертвования. Памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы - комплекса мемориальных объектов на бывших рубежах обороны Ленинграда.

Весной 1974 года началось строительство Монумента героическим защитникам Ленинграда. Наземная часть памятника, возведенная в рекордно короткие сроки, была открыта 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Подземный Памятный зал с документально-художественной экспозицией, посвященной обороне и блокаде Ленинграда, был открыт 23 февраля 1978 года.

Ансамбль наземной части мемориала объединяет 48-метровый гранитный обелиск, «Площадь Победителей» и открытый Памятный зал «Блокада».

Главная вертикаль памятника - гранитный обелиск - символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. На «Площади Победителей» на гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур - это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Зал «Блокада» опоясывает 124 метровое разорванное гранитное кольцо с лаконичными надписями «900 дней» и «900 ночей», символизирующее прорыв блокады Ленинграда. В центре зала - скульптурная композиция «Блокада». Здесь всегда горит вечный огонь и играет тихая музыка, что создает особую атмосферу «храма скорби и памяти».

В подземном Памятном зале располагается музейная экспозиция. Мозаичный триптих «Блокада 1941», выполненный С. Н. Репиным, И. Г. Ураловым и Н. П. Фоминым запечатлели первые дни обороны и блокады Ленингарада: уходящих на фронт добровольцев, жительниц города, работающих на блокадном заводе; портрет композитора Д.Д.Шостаковича – автора Седьмой симфонии, посвященной Ленинграду. Панно «Победа», расположенное в противоположном конце зала изображает встречу победителей и июльский Парад Победы в 1945 году в Ленинграде. В экспозиции демонстрируются документы, награды, личные вещи воинов, отдавших жизнь за Ленинград, оружие военного времени, предметы, рассказывающие о жизни блокадного города. Одна из главных реликвий Памятного зала - ломтик хлеба весом в 125 грамм – дневной паек жителя осажденного Ленинграда с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

В Памятном зале хранится «Летопись героических дней блокады Ленинграда» и «Книга Памяти». Бронзовые страницы «Летописи» рассказывают о каждом из 900 блокадных дней. Каждый день на специальных постаментах в Памятном зале выставляются страницы, рассказывающие о событиях произошедших в осажденном Ленинграде и на полях сражений под Ленинградом в этот день в 1941, 1942, 1943 и 1944 годах. Ежедневная смена дат и страниц дает возможность проследить реальный ход исторических событий.
«Книга Памяти», страницы которой также выполнены из бронзы, содержит полный перечень воинских формирований, защищавших Ленинград.

В музейной экспозиции можно увидеть документальные фильмы «Воспоминание о блокаде» и «Ленинград в борьбе». Кадры военной кинохроники демонстрируются в музыкальном сопровождении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Ежегодно на Монументе проходят торжественные церемонии, посвященные праздничным и памятным датам в истории города и страны:
18 января в День прорыва блокады Ленинграда;
27 января в День полного снятия блокады Ленинграда;
23 февраля в День защитника Отечества;
9 мая в День Победы;
22 июня в День памяти начала Великой Отечественной войны;
8 сентября в День памяти начала блокады Ленинграда.

Идея создания памятника защитникам Ленинграда впервые возникла ещё во время Великой Отечественной войны. Однако её реализация была начата далеко не сразу. Только в 1960-х годах было окончательно выбрано место строительства - площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа . Будущему памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы - комплекса мемориальных объектов на рубежах обороны.

Строительство монумента было решено вести в том числе на средства добровольных пожертвований. Для этого в ленинградской конторе Госбанка открыли лицевой счёт №114292. На него перечислили свои деньги многие ленинградцы. Например поэт Михаил Дудин перевёл на этот счёт весь свой гонорар за книгу "Песнь Вороньей горе". Несмотря на активное участие горожан строительство откладывалось. На многочисленных творческих конкурсах на лучший проект памятника не был выявлен победитель.

В начале 1970-х годов стало ясно, что в Москве памятник к 30-летию победы в Великой Отечественное войне построен не будет. В Ленинграде же эту задачу решили выполнить в срок. Для создания проекта была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина - участников обороны Ленинграда. До этого они работали самостоятельно.

Строительные работы на площади Победы начались весной 1974 года. К августу здесь уже был вырыт котлован и забиты все сваи. Но осенью многие подрядные организации стали отзывать своих рабочих в связи с необходимостью выполнения плана на других своих строительных площадках. Для возведения монумента героическим защитникам Ленинграда пришлось вызывать добровольцев. На призыв откликнулись тысячи ленинградцев. Кроме того, в работах участвовали рабочие из других городов и даже других стран.

Благодаря всем этим усилиям монумент удалось построить в срок. Торжественное открытие его наземной части состоялось 9 мая 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Стоит отметить, что собранных на специальном счету двух миллионов рублей не хватило для постройки всего мемориального комплекса. Стоимость только его первой очереди (наземной части) обошлась государственной казне в 10 227 000 рублей. Вторая очередь (Памятный зал) потребовал ещё более полутора миллионов рублей.

Монумент героическим защитникам Ленинграда парадно оформляет южный въезд в Санкт-Петербург. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о нелегкой судьбе города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Южный фасад мемориала - «Площадь Победителей». На гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур - это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост. Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…» 23 февраля 1978 года открылся подземный Памятный зал. Здесь размещена документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда - памятник истории и образец классической советской архитектуры. Его посещают более 1 млн. человек в год.

Памятный зал «Блокада» был открыт 23 февраля 1978 года. Он является музеем, но своей тишиной и строгостью производит впечатление храма. Вдоль его стен установлены 900 светильников в виде свечей - именно столько продолжалась Блокада. Под светильниками - названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны. Здесь же находятся мозаичные панно «1941 - Блокада» и «Победа», электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города. В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.

Монумент героическим защитникам Ленинграда - это первая достопримечательность, которую вы увидите при въезде в Санкт-Петербург с юга, на пути из аэропорта Пулково. Уникальный памятник служит напоминанием о подвиге фронта и тыла в страшные дни блокады и увековечивает торжество Победы в одной из самых разрушительных войн в истории человечества.

Наземная экспозиция

В составе мемориала несколько частей:

"Площадь Победителей" - 26 бронзовых скульптур. Среди них Снайперы, Летчики, Литейщики и другие собирательные образы защитников Ленинграда. Их взгляды направлены в сторону Пулковских высот - туда, где располагалась линия фронта.

Центральная часть скульптурной композиции - гранитный обелиск высотой 48 м. У подножия расположены фигуры Рабочего и Солдата как символ единства фронта и тыла в борьбе за Победу.

Открытый мемориальный зал в разорванном "кольце", символизирующем прорыв блокады. Скульптурная группа в центре передает тяготы, боль и страдания жителей блокадного Ленинграда, запечатленных в бронзе.

Подземный Памятный зал

В подземной части музея размещена документально-художественная экспозиция, в которой собраны реликвии войны - в т.ч. оружие, награды, предметы блокадного быта. Суровую и печальную тишину прерывает равномерное тикание метронома и радиопозывные. На экране транслируется небольшая документальная кинохроника, позволяющая еще глубже прочувствовать этот трагический период в нашей истории.

Среди наиболее значимых экспонатов - 2 мозаичных панно "1941 - Блокада" и "Победа", карта битвы за Ленинград, бронзовый календарь «Летопись героических дней блокады Ленинграда». Вдоль стен установлено 900 светильников, что соответствует количеству блокадных дней. Из всего этого складывается уникальная атмосфера, воссозданная и бережно поддерживаемая музеем.

Посещение подземного Памятного зала включено в Карту Гостя.

Из истории

Строительство монумента велось в 70-е годы по проекту народных художников и скульпторов СССР: В. Каменского, С. Сперанского, М. Аникушина. В самих работах участвовало множество добровольцев - не только ленинградцы, но и жители других городов. Открытие наземной части было приурочено к 30-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая 1975 года, а вот с подземным мемориальным залом в сроки уложиться не удалось - работы были завершены только в 1978 году.

Монумент героическим защитникам Ленинграда находится на площади Победы, в шаговой доступности от станции метро "Московская" - откуда отправляются автобусы в аэропорт и знаменитые пригороды Санкт-Петербурга: Пушкин, Павловск, Гатчину.

Спланируйте визит в этот небольшой, но поистине замечательный музей, чтобы почтить память, героизм и самоотверженность воинов и простых ленинградцев, отстоявших свой город в Великой Отечественной войне.

Здесь, на южной окраине Ленинграда, менее, чем в восьми километрах от переднего края, в 1941 году была создана мощная линия обороны Невской твердыни - с долговременными огневыми точками, противотанковыми насыпями и рвами, стальными "ежами", бетонными надолбами. В июле же 1945 года здесь была сооружена для торжественной встречи воинов-победителей одна из трёх временных Триумфальных арок.
В 1962 году Средняя Рогатка была переименована в площадь Победы и стала, по сути, "южными воротами" нашего города. А в 1975-м, году тридцатилетия Победы, в центре её был открыт величественный Монумент героическим защитникам Ленинграда. Авторами его стали один из величайших скульпторов ХХ столетия, горячий патриот Северной столицы России Михаил Константинович Аникушин (1917 - 1997), а также архитекторы Валентин Александрович Каменский (1907 - 1975) и Сергей Борисович Сперанский (1914 - 1983). В 1978 году авторский коллектив был удостоен Ленинской премии.

Композиция памятника

Въезжающие на площадь Победы со стороны Московского проспекта обращают внимание на бетонное "кольцо блокады" диаметром 40 метров и надписью "золотом" "Подвигу твоему, Ленинград", разорванное со стороны Пулковского шоссе. Из разрыва устремляется вверх 48-метровый обелиск с датами "1941 - 1945". Перед обелиском стоят бронзовые "Победители" - 8-метровые фигуры солдата и рабочего. Вдоль обеих границ небольшой эспланады выстроились 5-метровые скульптурные группы. Ближе к гостинице "Пулковская" - лётчик, балтийские матросы, снайперы в маскировочных халатах; строители легендарного "Лужского рубежа" и укреплений на ближних подступах к городу - женщины с лопатами и мужчины с рельсом. Ближе к зданию РНИИ "Электростандарт" - идущие в атаку солдаты, работницы Трудового фронта; мать, провожающая на войну сына и ленинградские ополченцы.
На внутренней стороне "блокадного кольца" изображены медаль "За оборону Ленинграда", Золотая Звезда города-героя, два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Боевого Красного Знамени и тексты Указов о награждении ими Ленинграда. По обеим сторонам от "прорыва" читаем "900 дней - 900 ночей". Ниже, под елями, замурованы капсулы с землёй из городов-героев. Внутри кольца, то есть, внутри осаждённого города мы видим 6-фигурную скульптурную группу "Жертвы блокады": мать держит на руках убитого во время бомбардировки ребёнка, девушка пытается приподнять раненую подругу, солдат поддерживает истощённую голодом женщину, уронившую ведро с водой.

Музей в подземном зале

23 февраля 1978 года в подземном пространстве под Монументом был открыт памятный зал, являющийся ныне филиалом Музея истории города. Обе торцовые стены его оформлены цветными панно "Блокада" и "Победа" (4, 16 х 3, 15 метров), созданными группой художников под руководством Андрея Андреевича Мыльникова (1919 - 2012). В 12 витринах представлены многочисленные предметы вооружения бойцов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, а также - быта блокадного Ленинграда. На мраморной доске - имена почти 700 защитников города - Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы. Посетителям музея демонстрируются фильм фронтовых кинооператоров "Воспоминания о блокаде" и электронно-звуковая карта "Героическая битва за Ленинград"; Книга памяти; ежедневно сменяемые бронзовые страницы "Летописи героических дней обороны Ленинграда", на которых можно прочитать о событиях, происходивших на фронте и внутри города в данный конкретный день в 1941 (с 8 сентября), 1942, 1943 и 1944 (до 27 января) годах. По периметру зала и внутренней поверхности кольца горят 900 светильников, вставленные в подлинные 76-миллиметровые снарядные гильзы...