На четвертом месяце беременности: современная литература для подростков. О современной хорошей детской книге (А

Писатели из Белоруссии Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак сегодня, пожалуй, самые известные авторы книг для подростков. Их произведения мгновенно становятся популярными, что бы они не написали - новогоднюю сказку, повести о путешествиях во времени или истории о самых обычных школьниках.

Андрей Жвалевский окончил физический факультет Белорусского государственного университета. Свою первую книгу написал в 2002 году совместно с Игорем Мытько. Это была пародия на "Гарри Поттера" - "Порри Гаттер и Каменный Философ". Затем соавторы сочинили иронический роман ужасов "Здесь вам не причинят никакого вреда", который получил национальную детскую премию "Заветная мечта" в номинации "Самая смешная книга".

Евгения. Мы познакомились на физфаке БГУ. Я только поступила, Андрей уже был взрослым четверокурсником. И много лет мы были в одной команде - сначала в СТЭМе (студенческий театр), потом в КВН играли…

Андрей. А потом я начал писать книги и Евгению к этому делу подтянул. Всегда говорю, что главный мой вклад в литературу - Евгения Пастернак!

Евгения. Мы идем в кафе и там придумываем идею книги. Записываем основные сюжетные линии на листке бумаги, выпрошенном у официанта. Это важно. А потом расходимся по домам и пишем, продолжая друг друга. Когда муза «зависает», встречаемся еще раз, корректируем, додумываем. В конце очень забавно бывает найти тот самый первый листик и сравнить с тем, что получилось.

Но свой первый совместный роман вы писали по ролям: от лица девушки - Евгения, а от лица молодого человека - Андрей. Почему после вы отказались от такой практики?

Евгения. Мы не отказались. «Время всегда хорошее» написано по ролям. И в сборнике рассказов «Шекспиру и не снилось!» тоже есть кусочки, написанные «за девочку» и «за мальчика». Это интересный приём, он позволяет показать объёмную картинку. Но всё время так писать неинтересно.

Писатель Стас Востоков о повести "Время всегда хорошее":

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак отвечают на вопрос, как родилась идея повести "Время всегда хорошее":

Андрей. Женя придумала историю, а вот посмотреть бы на наше детство глазами ее старшей дочки.

Евгения. Я Сашке долго рассказывала-рассказывала, а потом подумала: прикольно было бы написать, как она попала в мое детство и что бы она там делала со своей независимостью суждений и характером... Мы раздали книгу одноклассникам дочки - понравилась. Но им страшно жалко было детей 80-х: как же вы там жили, без мобильников, компьютеров, телевизоров?

О повести "Москвест":

В Универсальной библиотеке Объединенного института ядерных исследований им. Д.И. Блохинцева состоялись встречи с авторами популярных книг для детей и подростков Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак. Это событие было приурочено к юбилею Института и Неделе детской книги. Авторы из Беларуси, впервые побывавшие в Дубне, с удовольствием пообщались с юными читателями, их родителями и педагогами – поклонниками книг, которые стали настоящими бестселлерами.

День, когда в библиотеке была назначена встреча с писателями, был насыщен важными городскими мероприятиями. Тем более приятно было видеть, как дети стайками стекались в «Блохинку», неся с собой целые сумки книг в надежде получить автографы от авторов.

Долгий путь к литературе

Творческий союз Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак родился в 2004 году, хотя истории их знакомства более четверти века. Они оба учились на физфаке Белорусского госуниверситета в Минске, Андрей тремя курсами старше. Познакомились в студенческом театре: оба входили в состав оргкомитета по подготовке «Дней физики», а затем вместе играли в КВН.

Андрей после окончания университета в 1992 году успел полтора года поработать по профессии: занимался научной работой, активно публиковался, начал писать диссертацию. С большим сожалением с наукой пришлось расстаться: родилась дочь, нужно было кормить семью. К литературе шел долгим путем – сначала занимался дизайном ценных защищенных бумаг, журналистикой, затем работал в издательстве. Знакомясь с работами молодых авторов, понял, что сам может писать не хуже. Первой книгой, написанной совместно с Игорем Мытько, стала пародия на Гарри Поттера – «Порри Гаттер и Каменный философ», затем иронический роман ужасов «Здесь вам не причинят никакого вреда», который стал обладателем национальной детской премии. С 2005 года Жвалевский – член группы сценаристов, которая пишет сценарии для телесериалов, среди которых – «Солдаты», «Мент в законе» и другие.

Творческий союз А. Жвалевского и Е. Пастернак

Расставшись с соавтором, Андрей решил привлечь к литературе Евгению, с которой они продолжали дружить семьями. Ее самоучитель по работе на компьютере «Компьютер для женщин» моментально стал популярным. Совместное творчество авторов началось с цикла иронических любовных романов «М+Ж», которые стали основой известного одноименного фильма. Текст за мужчину писал Андрей, за женщину – Евгения. Затем был женский роман «Про моркоff/on». Но настоящую известность получили книги, написанные для детей и подростков: «Время всегда хорошее», «Гимназия №13», «Правдивая история Деда Мороза», «Я хочу в школу», «Москвест», «52 февраля», «Охота на василиска», «Смерть мертвым душам», «Шекспиру и не снилось» и другие. Их произведения неоднократно становились победителями читательских конкурсов, лауреатами и финалистами премий «Заветная мечта», «Книгуру», «Алые паруса», «Алиса», премии им. Крапивина, Старт Ап и многих других.

Вдохновение от собственных детей

Андрей шутит, что главный его вклад в литературу – Евгения Пастернак! Вдохновение они черпают прежде всего от собственных детей, которых на две семьи – пятеро: старшей 25 лет, младшему – 4 года. Книги, которыми буквально зачитываются дети, не менее интересны и взрослым, более того, они становятся своеобразным «мостиком взаимопонимания» между детьми и родителями. И неудивительно: многие сюжеты рождались на основе бытовых историй, а яркими и узнаваемыми персонажами становились дети, их друзья и знакомые, школьные педагоги, домашние животные и даже те люди, с которыми происходили знакомство во время творческих встреч. В каждой книге раскрываются актуальные проблемы, волнующие современных подростков, которые они не всегда решаются обсудить не только со взрослыми, а порой и со сверстниками: первая любовь, отношения с друзьями, наркотики, адаптация в коллективе, трудности с учебой.

История создания книг

На встрече в «Блохинке» авторы поделились несколькими историями написания книг. Например, «Время всегда хорошее» – история о том, как мальчик с девочкой из 1980 и 2018 годов поменялись временами. Идея книги возникла однажды вечером, когда старшая дочь Евгении Саша, заглянув в холодильник и не найдя там йогурта, объявила, что есть нечего! При этом несказанно удивилась, узнав, что мама впервые попробовала йогурт на первом курсе университета. Разговор затянулся: дочь с удовольствием слушала ее воспоминания о детстве, в котором не было многих привычных для сегодняшних подростков вещей – компьютеров, гаджетов, мобильных телефонов. Зато во дворах все с удовольствием играли в разные подвижные игры. Убедившись, что детям действительно интересно слушать, как раньше жили в Советском Союзе, соавторы решили написать книгу в жанре фантастики. Учитывая, что это было в 2008 году, им многое удалось угадать, заглянув в будущее.

Книга «Я хочу в школу» родилась от названия. Авторам хотелось придумать такую чудесную школу, в которую по утрам дети бегут с одной мыслью: «Поскорее бы!» В ней нет привычных «предметов» и «параллелей», зато много проектов, реализуют которые единомышленники, в ней исполняются самые заветные мечты – от полета на воздушном шаре до путешествия на Эльбрус. После выпуска книги на авторов нахлынул вал вопросов: где находится эта школа? Более того, книга оказалась не совсем фантастикой: выяснилось, что таких школ немного, но они есть.

Андрей и Евгения признаются, что они хорошо помнят себя в школьном возрасте, понимают, на что обижается подросток, что ему интересно, а что скучно. Эти вещи универсальные для разных времен. У Жени, например, складывались очень сложные отношения в классе: в подростковой среде не принимают тех, кто отличается от общей массы. Тем не менее, это только закалило ее характер. А когда она перешла в другой – физико-математический класс, поняла, что учиться – это настоящий драйв!

Сюжеты книг рождает жизнь

Как темы могли вырасти из чего угодно, так и сюжеты книг рождала сама жизнь. Чтобы стимулировать интерес к учебе, писали книгу-квест, ответы на вопросы которого можно было найти в рамках школьной программы. Были и совершенно детективные истории. А однажды авторы провели конкурс среди школьников, предложив им написать продолжение известного литературного произведения. Пришло больше 1000 захватывающих историй, из которых с трудом удалось отобрать самые лучшие для печати.

Как писать книгу вдвоем

На вопрос «Как можно писать книгу вдвоем?» авторы рассказали, что они практикуют несколько способов. Иногда это метод «пинг-понга»: один пишет часть текста, отправляет второму по почте, тот продолжает и возвращает первому и так далее. Порой они так работают, находясь рядом друг с другом и обсуждая развитие сюжета – например, в поезде: таким образом написаны первые три части недавно вышедшей книги «Открытый финал». Хорошо получается и совместная работа в кафе, где они ждут младшую дочь Евгении, пока она занимается фигурным катанием. Второй метод – это когда каждый пишет роль своего героя, а потом составляют единый текст. Так написаны «Время всегда хорошее», «М+Ж», некоторые рассказы.

«Женщины обычно думают гораздо активнее: уже при знакомстве в мыслях они за несколько секунд успевают выйти замуж, родить детей, развестись, отдав лучшие годы жизни. Мужчина за это время порой не успевает даже внешность оценить», – шутит Андрей. А Евгения отмечает: «Мужчина всегда должен оставаться мужчиной, а женщина – женщиной. Инициатива – за мужчиной. Это как в танцах. У пары все получается только тогда, когда ведет партнер, но делает это так, как удобно женщине».

Авторы всегда составляют план написания книги, определяют героев, намечают развитие сюжета, он все время корректируется, дорабатывается. По окончании работы авторы выкладывают рукопись в группе «В Контакте» для «тестового прочтения», внимательно прислушиваясь к мнению своих читателей, они дорабатывают образы, вносят поправки, только после этого рождается финальный вариант книги.

Встречи с читателями

Встречи с читающей публикой всегда проходят на одном дыхании, весело и интересно. Писатели считают себя в определенном смысле артистами разговорного жанра. Порой приходится буквально будить детский интерес к книгам. В одной из Санкт-Петербургских гимназий дети, как оказалось, кроме учебников, других книг даже не открывали. Пришлось просто читать им отрывки из своих произведений – ожили, заинтересовались. А через дорогу – другая гимназия, где встреча прошла «на ура». Все зависит от учителей, считают авторы: в обычной школе в провинциальном городе могут быть гораздо более увлеченные дети, чем в самой «крутой» частной школе или гимназии.

Андрей признался, что, по его личным впечатлениям, школьники все же читают больше, особенно в младшем возрасте. Чувствуется, что родители стали больше заниматься своими детьми. А недавно, изучив издательские программы, обнаружил, что детских книг выпускается в четыре раза больше, чем взрослых. Еще Андрей рассказал, что в среде детских писателей нет конкуренции, отношения складываются очень теплые и дружеские.

После встречи с юными читателями состоялось общение со взрослыми – родителями и педагогами – о современной детской и подростковой литературе, том, как увлечь детей чтением, о времени и о себе, и еще многих вопросах, которые волнуют каждого человека. А вот рассказывать о книге, которая пишется в данный момент, у писателей не принято, поэтому поклонникам творчества Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак остается с нетерпением ждать встречи с новыми книгами, которые вскоре выйдут из-под их пера.

Евгения ШТАЙН

Фото из личного архива писателей

Анализ художественной, воспитательной и эстетической ценности книг "Время всегда хорошее", "Москвест", "Гимназия № 13" А. Жвалевского и Е. Пастернак. Дискуссии о современной детской книге, её достоинствах, наличии у неё воспитательного потенциала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика современного детского чтения. Низкий уровень качества современных книг, периодических изданий для детей. Коммерциализация книжного рынка. Проблема комплектования библиотек детской литературой. Перспективы развития детской литературы, периодики.

    реферат , добавлен 11.09.2008

    Детская литература, ее основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера. Особенности образов героев в современной детской литературе. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. Стилистическое своеобразие современной детской литературы.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Краткие биографические сведения о жизни Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов XX века. Образование Бориса Леонидовича, начало его творчества и первые публикации. Награждение Б.Л. Пастернака Нобелевской премией в области литературы.

    презентация , добавлен 14.03.2011

    Жизнь и творчество Бориса Пастернака. Первые литературные шаги. Участие в деятельности Союза писателей СССР. Травля поэта со стороны властей, его отчуждение от официальной литературы. Присуждение Нобелевской премии. Кончина поэта, увековечение его памяти.

    презентация , добавлен 14.04.2014

    Проблема интеллигенции в эпоху революции. Роман Пастернака - повествование об интеллигенции и революции. Политический символ свободы и борьбы против подавления личности. Пастернак опальный, гонимый, непечатаемый - Человек с большой буквы.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Писатель Б. Пастернак как знаковая фигура в культурном пространстве прошлого столетия. Произведение "Доктор Живаго" в контексте идеологической борьбы и творчества Пастернака. История создания и публикации романа. Номинирование на Нобелевскую премию.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2017

    Явление "детской" литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко "Лёля и Минька", "Самое главное", "Рассказы о Ленине" и повести Р.И. Фрайермана "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

Когда-то в нежном возрасте, классе в 7, я решила прочитать «Жизнь» Мопассана, о «крамольном» содержании которого я уже была наслышана от искушенных подруг. Сказать по-честному - роман показался мне скучным. Я хотела уже бросить его, но тут вмешалась бабуля. Увидев книжку у меня в руках, она принялась так страстно корить меня за чтение «взрослого» романа, что я поняла - надо читать. Дабы не раздражать своих родных, была придумана уловка. Я садилась в комнате, когда моя младшая сестренка спала днем, и клала на секретер газету, под которую прятала книжку. Таким образом, я незаметно для всех прочитала роман…

Вспомнился мне этот давний случай недавно, когда моя племяшка-семиклашка, придя в гости к нам, не отрываясь читала на своем телефоне книгу, которую ей по советовала подружка. Надо сказать, что она, как и большинство ровесников, не особо любит читать. Естественно, я заинтересовалась книжкой. Она называлась «52 февраля» , написали ее Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак . С трудом разыскав ее в интернете, я скачала, чтобы прочитать, когда будет время… Но на следующий день племянница поинтересовалась моим отношением к книге. Услышав, что я еще не начинала читать, она вдруг обрадовалась и сказала:

И не читай!
- Почему же? - удивленно спросила я.
Смутившись, девочка сказала:
- Я не хочу, что бы ты знала, ЧТО я читаю…

И тут я поняла, что мне просто необходимо прочитать скорей эту книгу. Начав, я уже не могла оторваться.

Герои повести, Динка и Тимка, 15-летние подростки, со всеми вытекающими отсюда проблемами. Время первой любви сулит человеку немало вопросов, которые неудобно задавать ни родителям, ни учителям. Приходится решать все самому, ошибаясь и набивая шишки.

У обоих ребят срываются в этот день важные, как им кажется, свидания. Причина этому - небывалый снегопад, парализовавший жизнь большого города. Машины застревают в бесконечных пробках, их тут же заметает снегом. На помощь приходят добровольцы, откликнувшиеся на призыв «В Контакте». Вооруженные лопатами, они помогают горожанам, попавшим в снежный плен… Стихия бушевала вопреки весенней дате - 25 марта, которую кто-то в интернете уже остроумно назвал 52 февраля.

Оба героя погружены в романтические переживания и как бы заражают ими родителей. Папа Тимки и мама Динки, скинув прожитые годы, превращаются в ровесников своих детей и испытывают трепет первой любви. Эта любовная аура помогает родителям понять детей. А те, в свою очередь, изумляются, что их мама с папой тоже когда-то были отчаянно влюблены.

Повесть читается очень легко. Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак просто рассказывают историю первой любви и (о, ужас!) о первом сексе, что далеко не всегда заканчивается счастливо. Они помогают юному читателю понять себя и того, кто в этот момент дороже всего на свете.

Думаю, что эта книга покажется интересной подросткам. Еще мне очень хотелось бы, чтобы ее обязательно прочитали их родители. Ведь многие просто не готовы к серьезному разговору со своими взрослеющими детьми, отчего и возникают обоюдные обиды и раздражение. А так важно остаться в этот непростой период друзьями.

Для тех, кто заинтересовался повестью сообщаю, что она была опубликована в 10 номере журнала «Урал» за 2013 год, который можно найти на сайте «Журнальный зал».