Нравственные качества матрены тимофеевны. Сочинение на тему: Матрена Тимофеевна

Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

В беде - не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр Савелий отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» - спрашивает несчастная. «Ты - крепостная женщина!» - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной

    Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой...

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси»,...

    «Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что образ русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены...

    Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках...

  1. Новое!

В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов воплотил судьбу всех русских крестьянских женщин. Множество фольклорных элементов окружают этот образ, героиня проходит все этапы, типичные для замужней женщины, которая живёт в семье мужа и является крепостной крестьянкой. Судьба Матрёны полна бед и несчастий, редкая радость, тёплое человеческое отношение возвращает женщину к жизни и она снова становится весёлой и жизнерадостной, как в молодости.

Жизнь Матрёны до замужества

О своей девичьей жизни Матрёна рассказывает странникам, используя лексику с уменьшительно-ласкательным оттенком. Батюшка с матушкой баловали дочь, не заставляли работать, она не слышала плохого слова. Только в ту пору девушка высыпалась и наслаждалась лаской и заботой родных. Позже, когда её отправили в чужую деревню после свадьбы, она узнала, какой тяжёлой бывает жизнь женщины, даже если муж её любит и жалеет. Свою судьбу Матрёна описывает так: “Теперь одно богачество: три озера наплакано горючих слез”. Героиня поэмы сильная женщина, не только физически (“корова холмогорская”), но и морально: она пережила много горя, но жизнь не сломила её.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” собраны самые красивые фольклорные традиции, которые введены прямо в текст произведения. Именно глава с описанием жизни Матрёны особенно насыщена устным народным творчеством.

Внешность Матрёны Тимофеевны

Фамилия героини – Корчагина, она живёт в селе Клин. Матрёне 38 лет, она называет себя старухой, понимая, что молодость и красота потеряны из-за тяжёлой работы. Автор с любовью описывает свою героиню поэмы: “Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо…”. Слова, которые использует автор взяты из народных песен: “писаная кралечка”, “наливная ягодка”, “очи девичьи”, “лицо румяное”, “пригожая”, “ненаглядная”, “бело личико”. Красота Матрёны – это красоты русской женщины, крепкой, сильной, трудолюбивой. Описывая Матрёну за работой, автор с наслаждением рисует каждый штришок: героиня вызывает искреннюю симпатию у читателя. Она честна, прямолинейна, терпелива, заботлива, умна, смекалиста и немного дерзка.

Характеристика Матрёны, её жизненная философия

У Матрёны тимофеевны пятеро детей, она готова отдать жизнь за каждого из них. Когда случилась беда – младший сын недосмотрел вверенное ему стадо овец, она пришла к барину вместо сына, чтобы избавить ребёнка от порки плетьми. Самый первый сынок – Дёмушка погиб, когда был совсем маленьким, его поручили смотреть деду Савелию, но тут уснул. Ребёнок попал в загон, где были свиньи, они съели его живьём. Власти настояли на вскрытии, обвинив Матрёну в сговоре с дедом-каторжником в убийстве ребёнка. Женщине пришлось пережить чудовищное зрелище, которое она никогда не забудет. Муж Филипп любит Матрёну, но иногда всё же распускает руки. Когда он привозит ей подарок и катает на санях, героиня вновь чувствует себя счастливой. Она знает, что многим женщинам досталась судьба ещё более трудная, чем её: “Не дело - между бабами счастливую искать…”, “Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого!..

”. Матрёна откровенна со странниками, она нашла своё бабье счастье в детях, в работе. Суровая свекровь, плохое отношение родственников мужа привели к тому, что в её душе накопилось много боли, обид и тоски: “Во мне нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой, кровинки нет непорченой…”

Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

В нашей статье собраны цитаты Матрёны Тимофеевны, которые характеризуют её образ наиболее ярко. Материал будет полезен при анализе поэмы и написании творческих работ по теме.

Тест по произведению

Героев в поэме «Кому на Руси жить хорошо» много. Часть из них проходят мимо. Про них сказано вскользь. Для других автор не пожалел места и времени. Они представлены подробно и всесторонне.

Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – это один из таких персонажей. Женское счастье – вот что хотели найти в Матрене странники.

Биография главного женского персонажа

Матрена Тимофеевна Корчагина выросла в семье простых крестьян . Когда она встречает странников, ей всего 38 лет, но она почему-то называет себя «старухой». Так быстро пролетает жизнь крестьянки. Бог одарил женщину детьми – у нее 5 сыновей. Один (первенец) погиб. Почему рождаются только сыновья? Наверное, это вера в появление на Руси нового поколения богатырей, честных и сильных как мать.

По словам Матрены, она была счастлива только в семье отца . Ее берегли, охраняли сон, не заставляли работать. Девушка ценила заботу родных, отвечала им лаской и трудом. Песни на свадьбе, причитания над невестой и плач самой девушки – это народный фольклор, который передает реальность жизни.

В семье мужа все изменилось . Страданий было так много, что не всякая женщина смогла бы их вынести. Ночью Матрена обливалась слезами, днем стелилась как трава, голова потупилась, гнев в сердце спрятался, но копился. Женщина понимает, так живут все. Филипп относится к Матрене хорошо. Но отличить хорошую жизнь от жестокости сложно: порет жену плеткой до крови, уходит на заработки, оставляет одну с детьми в ненавистной семье. Не требует девушка к себе много внимания: шелковый платочек и катание на саночках возвращают ее к веселому пению.

Призвание русской крестьянки – растить детей . Она становится настоящей героиней, мужественной и крепкой. Горе идет по пятам. Первый сын – Демушка погибает. Его не смог уберечь дед Савелий. Власти издеваются над матерью. Они терзают тело ребенка у нее на глазах, картины ужаса остаются в памяти на всю жизнь. Другой сын отдал овцу голодной волчице. Матрена защитила мальчика, встав вместо него на наказание. Материнская любовь сильна:

«Кому терпеть, так матери!».

Корчагина встала на защиту мужа. Беременная пошла к губернатору с просьбой, не забирать его в солдаты.

Внешность женщины

Некрасов описывает Матрену с любовью. Он признает ее красоту и удивительную привлекательность. Одни черты для современного читателя не свойственны красоте, но это только подтверждает, как изменилось отношение к внешности за века:

  • «осанистая» фигура;
  • «широкая» спина;
  • «плотная» телом;
  • корова холмогорская.

Большинство характеристик – это проявление нежности автора. Красивые темные волосы с проседью, крупные выразительные глаза с «богатейшими» пышными ресницами, смуглая кожа. Румяные щеки и ясные очи. Какие яркие эпитеты подбирают окружающие для Матрены:

  • «писаная кралечка»;
  • «наливная ягодка»;
  • «хорошая…пригожая»;
  • «бело личико».
  • Женщина опрятна в одежде: белая ситцевая рубаха, короткий вышитой сарафан.

Характер Матрены

Главная черта характера - трудолюбие. Уже с детских лет Матрена любит работу и не прячется от нее. Она умеет ставить стога, трепать лен, молотить на риге. Хозяйство у женщины большое, но она не жалуется. Всю силу, которую получила от Бога, отдает работе.

Другие черты русской красавицы:

Откровенность: рассказывая странникам свою судьбу, она ничего не приукрашивает и не скрывает.

Искренность: женщина не кривит душой, всю судьбу открывает с молодости, делится переживания и «греховными» делами.

Свободолюбие: в душе остается желание быть вольной и свободной, но правила жизни меняют характер, заставляют быть скрытной.

Смелость: приходится часто женщине становиться «бабой дерзкой». Ее наказывают, но «спесь и непоклончивость» остаются.

Верность: жена предана свою мужу, в любых ситуациях стремится быть честной и верной.

Честность: Матрена сама ведет честную жизнь и учит своих сыновей быть такими. Она просит их ни воровать, ни обманывать.

Женщина искренне верит в Бога . Она молится и утешает себя. Ей становится легче в разговорах с Матерью Божьей.

Счастье Матрены

Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.

Грандиозный замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова состоял в том, чтобы глазами невежественных мужиков, вольноотпущенных, показать масштабный срез всей российской сельской жизни того времени. От низов до самых вершин проходят герои, в поисках «самого счастливого человека», расспрашивают всякого встречного, выслушивают повести, очень часто наполненные заботами, печалями и бедами.

Одна из самых трогательных, берущих за душу историй: рассказ, в котором дается характеристика Матрены Тимофеевны — крестьянки, жены, матери. Матрена рассказывает о себе полно, без затей, без утайки, выливает всю себя, лирически пересказывая такую обыкновенную для того времени историю женщины своего класса. В ней одной Некрасов отразил страшную и горькую, но не лишенную светлых моментов счастья правду о самых подневольных, самых зависимых. Не только от воли самодура-барина, но от всевластного господина мужа, от свекрови и свекра, от собственных родителей, которым молодуха обязана была покоряться беспрекословно.

Юность свою Матрена Тимофеевна вспоминает с благодарностью и грустью. У отца с матушкой жила она как у Христа за пазухой, но, несмотря на доброту их, не бездельничала, росла девушкой трудолюбивой и скромной. Начинают привечать женихов, засылают сватов, да с чужой стороны. Не радуется скорой разлуке с любимицей мать Матрены, понимает, что ждет впереди родное дитя:

» Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита!

Там холодно, там голодно,

Там холеную доченьку

Обвеют ветры буйные,

Облают псы косматые,

И люди засмеют»!

Эта цитата хорошо показывает, насколько стихотворные строки Некрасова наполнены лиризмом народных свадебных песен, традиционного плача по уходящему девичеству. Опасения материнские не напрасны — в чужом дому Матрена Тимофеевна не находит любви у новых родственников, вечно попрекающих ее: «Сонливая, дремливая, неурядливая!» Работа, которую скидывают на плечи молодухи, кажется непомерной. От Филиппа, законного супруга, ждать заступничества не приходится, он все время проводит вдали от молодой жены, ища заработка для прожития. Да и сам не гнушается «поучить» Матрену плетью, хоть и относится к ней с ласковостью, и если случается удача в делах — балует избранницу подарками:

«Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому».

Но вот, среди всех житейских бед, случается событие, переворачивающее все бытие Матрены — рождение первенца! Ему отдает она всю свою нежность, не в силах расстаться, наглядеться на чудесный подарок судьбы, такими словами описывает внешность мальчика:

«Как писаный был Демушка

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей…»

Однако счастье крестьянки краткосрочно. Нужно собирать урожай, Матрена Тимофеевна с тяжелым сердцем оставив младенца на попечение старику Савелию, а тот, задремав, не успевает спасти выбравшегося из колыбели мальчика. Своего пика трагедия достигает в момент, когда Матрену вынуждают смотреть на вскрытие тельца Демушки — столичные власти решают, что мать сама задумала уморить чадо и сговорилась со старым каторжником.

Не сломленная этим горем, Матрена Тимофеевна продолжает жить, воплощая собой всю силу русской женщины, способной вынести множество ударов судьбы и продолжать любить. Подвиг ее материнского сердца не прекращается, каждый из последующих детей дорог Матрене не меньше первенца, за них она готова претерпеть любое наказание. Преданность ее мужу, вопреки всему, велика не меньше. Спасая Филиппа от увода в солдаты, она убеждает губернаторскую жену отпустить отца семейства домой, и возвращается с победой, за что односельчане дают женщине прозвище «губернаторша».

Самоотречение, верность и огромная способность любить – все это особенности образа Матрены Тимофеевны, русской крестьянки, воплотившей в себе всю трудную женскую долю.

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - довольно редкое и уникальное в художественном отношении явление. И если вспомнить аналоги, то она может быть сопоставлена разве что с пушкинским романом в стихах. Общими для них будут монументальность и глубина изображения характеров в сочетании с необыкновенно яркой стихотворной формой.
Сюжет поэмы прост: семь крестьян задались целью узнать, "кому живется весело, вольготно на Руси" и странствуют, пытаясь найти этого человека. Пройдя много дорог, перевидав многих людей, они решили:

Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!

Им, как на счастливую, указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу Губернаторша. Это крестьянка, слывущая в народе счастливой, Странники находят ее:

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие.
Сурова и смугла.

Она рассказывает им о своей жизни - полной забот, горя и печали жизни простой русской крестьянки. Матрена говорит, что если и была счастлива, то только до замужества. В чем же заключается это счастье? А вот в чем:У нас была хорошая, Непьющая семья.
Маленькая девочка превратилась во взрослую девушку - работящую, красивую лицом и строгую нравом. Не засиделась она девках, быстро нашелся ей жених, да "на горе чужанин" Филипп Корчагин. Началась для героини тяжелая жизнь невестки в доме свекрови:

Семья была большущая,
Сварливая... попала С девичьей холи в ад!

С мужем Матрена живет в ладу. Он поднял на нее руку лишь раз, да и то по научению своей матери и сестер.
Родился у Матрены сын Демушка - единственная отрада в отсутствии мужа. Но недолго она на него радовалась: сварливая свекровь отправила ее работать, сказав, что за сыном посмотрит дед Савелий. Но недоглядел дел, уснул, разморенный солнышком, а Демушку съели свиньи.
Но на этом все не закончилось, не дали Матрене похоронить сына. Провели следствие, подозревая ее в постыдной связи с дедом Савелием и убийстве Демушки, исполосовали тело мальчика и. не найдя ничего, отдали обезумевшей от горя матери. Очень долго не могла Матрена отойти от этого кошмара.
Она очень скучала по родителям, но они не часто баловали ее своим приездом. Три года пролетели, как один день. Что год, то дети. ... Ни думать некогда, ни печалится.
На четвертый год постигло героиню новое горе: умерли родители. Осталось у нее близких людей - Филипп да дети. Но и тут не успокоилась судьба, карая то ее детей, то мужа. Когда сыну Федотушке исполнилось восемь лет, свекор отдал его в подпаски. Однажды пастух ушел, а одну овцу утащила волчица, судя по кровавому следу, только что родившая. Пожалел Федот ее и отдал отбитую им уже мертвую овцу. За это народ в деревне решил его выпороть. Но за сына вступилась Матрена, и помещик, проезжающий мимо, рассудил отпустить мальчика, а мать - наказать.
Далее описывается трудный, голодный год. Вдобавок ко всему, вне очереди забрали в солдаты Филиппа. Теперь уже Матрена, которой до новых родов осталось несколько дней, вместе с детьми не полноправная хозяйка в доме, а приживалка. Однажды ночью она жарко молится в поле и, окрыленная какой-то неведомой силой, спешит в город на поклон к губернатору. Но встречает там лишь его жену. Практически у этой женщины на руках рождается еще один сын Матрены. Помогла героине Елена Александровна, вернув Филиппа и став крестной матерью ребенка, которого сама нарекла Лиодорушкой. Так и получила Матрена свое прозвище - "счастливица".
Вот обо всем этом и рассказала странникам Матрена Корчагина, считающаяся в народе самой счастливой женщиной:

Ногами я не топтана.
Веревками не вязана,
Иголками не колота...

Вот и все счастье. Но сильнее всего этого "гроза душевная", которая прошла по героине. Израненную душу наизнанку не вывернешь и людям не покажешь, а потому для всех она - счастливица, а на деле:

По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Таков образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, губернаторши, слывущей в народе счастливой женщиной. Но счастлива ли она? На наш взгляд - нет, но на взгляд простой крестьянки XIX века - да. Это возвышает Матрену: она не сетует на жизнь, не жалуется на трудности. Ее твердость духа, решительность восхищает читателя.
Образ Матрены Тимофеевны, несомненно, один из сильнейших, показывает истинный характер русской женщины, которая

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.