Обряды и традиции казаков. Презентация "православные праздники у казаков" Презентация на тему казачьи праздники

Интересной и своеобразной являлась бытовая жизнь донских казаков в XVIII столетии. Культура казачества – это яркие личности, высоко духовные и нравственные. Воспитание проходит в рамках моральных и нравственных принципов, на патриотизме, ориентация на семейные ценности.


Традиции и праздники Все казачьи традиции опираются на главный принцип казачьего мировоззрения. «Казаком нужно родиться!» Эта установка давала казаку особую гордость за самобытность своего народа, была отражением его национального сознания и высокой культуры. Для казака всегда играло важную роль казачье состояние «духа». Именно этот «казачий дух» отражал, и образ мышления, и норму жизни. Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто ставил служение высоким христианским ценностям и добродетелям!


Традиции и праздники «Казаком нужно стать!» принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый, ведущий свой род от казаков. Этот постулат повлек за собой и юридические нормы, существующие в казачьем обществе. Не казак мог стать казаком на казачьем круге, пройдя посвящение, но при этом он мог оставаться калмыком, татарином или бурятом.


Традиции и праздники «Казаком нужно быть!» так подчеркивалось самое главное в понимании жизни казаков. А главное свое назначение они видели и видят сегодня в постоянном служении. Как было сказано выше, казаком мог стать и иногородний, но полноправным становился только его внук, при условии, что он все время жил среди казаков и женился на настоящей казачке. Иногородние женщины могли стать казачками только через брак. Дети, рожденные в браке с иногородними, именовались «волдырями» и должны были пройти обряд принятия в казаки в 3 (5 или 7 лет).


Традиции воспитания казака Казаки верили, что родители будущего ребенка не должны сквернословить (чтобы не накликать беды), ругаться между собой (чтобы не родился казак бабой), драться(чтобы не родился ребенок хилым и трусливым). Счастье входило в дом с рождением сына. На третий день после рождения гости (родственники малыша с обеих сторон) приносили подарки: стрелу на хороший зубок (чтобы мог самостоятельно правильно решать все задачи и проблемы); патрон с порохом (чтобы все у него спорилось, ладилось); лук (чтобы стал хорошим воином – настоящим казаком). Родителям не разрешалось плакать над малышом (чтобы прожил долгую и благородную жизнь).


Традиции воспитания казака Донские казаки всегда старались пораньше крестить малыша. Крестили малыша крестные родители и бабка, принимавшая роды. Если малыш от рождения был крикливый, ему под изголовье клали колотушку (волков, которые его пугают). Когда у малыша появлялся первый зуб, его сажали на красивый платок (чтобы стал героем). Чтобы из мальчика вырос настоящий казак, его неоднократно в младенчестве прикладывали к коню (обряд «воспитания Небом»), сажали на коня, обучали джигитовке, меткой стрельбе из оружия. Мальчиков обучали слушать и подражать языку птиц и животных. С помощью этого языка казак должен был уметь передавать своим информацию о численности и расположении вражеских войск.


Традиции воспитания казака Мальчика дважды стригли наголо: в год и семь (становился мужчиной). С этого возраста ему отказывала в сладком и он переходил спать из материнской комнаты в комнату братьев или отца. В 7, 10 и 17 лет казаки всенародно показывали свои военные умения. В эти годы мальчикам дарили шапки и оружие. С 17 лет казаки проходили специальную военную подготовку, принимали участие в учениях, а с 21, будучи совершеннолетними, они уже воевали.


Обучение детей Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказывать о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной.


Обряд принятия в казаки Этот обряд проходил любой иногородний (или ребенок), прошедший экзамен на знание казачьих обычаев, молитв, умение владеть оружием. Принимаемый становился на одно колено, целовал обнаженный на половину клинок шашки, затем Евангелие и Крест, после чего ему дарили казачью фуражку. И он с этого момента считался казаком по корню, то есть по происхождению.


Что умел делать ребенок в 14 лет? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой. Через пару лет, в 16, ребята участвовали в военных смотрах и выигрывали. Наступало время покупать коня и форму настоящего казака. А в 19 лет начиналась казачья служба отечеству. Родители провожали смелого и бравого воина, не зная, увидят ли они его еще или нет. Именно по этой причине воинов отправляли на службу с праздничным размахом, и с таким же размахом встречали домой после службы.


Традиционные развлечения и забавы Ярмарка и гуляния Донские ярмарки стали местом первых гуляний казаков. Первую ярмарку устроил атаман М. И. Платов в 1802 году. Ярмарка стала местом не только торговым, сколько местом игр и гуляний. В день закрытия ярмарки были устроены скачки, а победители награждены серебряными кубками, стаканами, сбруей, седлом и тканями. Вечером казаки увидели первый фейерверк. По вечерам ярмарка освещалась бочками с горящей смолой.


Традиции воспитания дочери Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика. Торжество было тихое, домашнее. От самого рождения девочку воспитывали женственной, хозяйственной. С малолетства ей внушали, что главное в жизни спокойная душа и чистое сердце, что женское счастье состоит в крепкой семье, достатке и детях. Принимая роды, мамки-няньки «смывали с дочурки заботы и болезни» с песнями и пожеланиями.


Традиции воспитания дочери По обычаю донских казаков, чтобы жизнь у дочурки была сладкой, отец ел специально для него приготовленную соленую, перченую кашу, политую горчицей. И есть ее он должен был не морщась, без слез, со словами: «Чтобы доченьке родной меньше досталось!». Когда девочка делала первый шаг, ей дарили первый бантик (ленточки), гребешок и платочек (в церковь ходить). Девочки с детства помогали маме по дому: убирать, нянчить младших, пасти коз и выгонять птицу на озеро.


Традиции воспитания дочери Когда девочка достигала зрелости, становилась девушкой, дед покупал ей серебряное колечко и дарил со словами: «Ты теперича не дите, а барышня, и вести себя должна благочинно». С рождения родители собирали дочери приданое, а с момента «сговора» она вместе с подругами готовила его сама.


Традиции воспитания дочери В 19 веке казаки получили право приходить к девушкам «на чаек». Молодой человек мог положить свою фуражку или папаху донышком вниз и, если девушка переворачивала ее донышком вверх, то молодой человек получал право прислать сватов. Если фуражка руками девушки отправлялась на вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.


Ярмарка и гуляния Позднее ярмарки приурочивались к престольным праздникам станиц. Так в станице Старочеркасской ярмарка проводилась на праздник Ильи Пророка 2 августа. В этот день из Ростова и Азова в Старочеркасск приплывали корабли с пассажирами и оркестрами на борту. На эту ярмарку в станицу съезжались 8-10 тысяч человек. Здесь можно было дешево купить племенных животных, хорошую птицу и рыбу, фрукты и ягоды, заморские сладости. В каждом дворе пыхтел самовар. Казаки ходили в гости друг к другу. Станица гуляла по вечерам. В дни ярмарки всегда устанавливались карусели, качели, проходили представления цирковых и театральных коллективов.


Семейные праздники Первое место среди семейных праздников донских казаков занимают свадебные праздники. Не случайно в народе бытует выражение – «свадьбу гулять», ибо этот праздник включает целый цикл праздничных гуляний: смотрины, сватовство, рукобитье, сговор, «подушки» (перенос приданого невесты в дом жениха и молодежные посиделки) и сама свадьба. 23

Народные казачьи праздники

Урок изобразительного искусства в 4 классе

Выполнила: учитель ИЗО МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Дукачёва Галина Ивановна


Цель : знакомство с жизнью, бытом, обычаями и традициями донского казачества. Задачи : развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать в группах, совершенствовать навыки изображения людей, осуществлять межпредметые связи (ИЗО, история, музыка, литература), воспитывать интерес к традициям донского казачества.


Жизнь и быт донского казачества

Мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся еще с одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей.

Корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.






А какие вы знаете пословицы и поговорки, связанные с казачьей удалью?


Пословицы и поговорки казаков

  • “ Либо грудь в крестах, либо голова в кустах” (решился действовать).
  • “ Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет” (за родную землю бьется до конца).
  • “ Кто пули боится, тот в казаки не годится” (в опасности казаку трусить нельзя).
  • “ Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет” (честь ему дороже жизни).
  • “ Добыть – или дома не быть”.
  • “ В стремя ногой – расстанься с головой” (можешь и не вернуться со службы).
  • “ Гайтан на шее, да шапка сбоку – не скоро быть смертному сроку” (вера и сила – вот что дает казаку надежду).

Вся власть на Дону принадлежала казачьему кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов. Вот как поется в казацкой песне:

Собирались казаки – други, люди вольные, Собирались они, братцы, во единый круг, Они думали думушку все единую.

То, что постановил круг, было свято – это был закон.


Казак всегда служил за веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. “Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет” (воинские тяготы ложатся и на семью). Такова была жизнь и обычаи донских казаков.

А какие были у казаков почитаемые праздники и как они их проводили?


Казачьи православные праздники

Праздники проходили примерно так: Воинское построение (по полусотням и сотням); Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков; Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник; Литургия – церковная служба; Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях; Джигитовка; Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика; Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья.

Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное.


Рождество

Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе.


Крещенье

Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение).


Масленица

Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи.


Пасха

Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).


Троица

Отмечалась у казаков и Троица . Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене.


Покрова

Как общеказачий праздник отмечался день Покрова Пресвятой Богородицы . В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.



Самостоятельная работа учащихся

Задание . Создать панно казачьего народного праздника.


Порядок работы над панно

1. Класс разделить на 2 группы.

2. В каждой группе выбрать группу «главных художников».

3. Продумать тему и композицию казачьего праздника.

4. Группе «главных художников» на листе изобразить и расписать элементы пейзажа (постройки, деревья).

5. Другой группе нарисовать фигуры людей в казачьих костюмах и вырезать их.

6. Под руководством «главных художников» вырезанные фигуры казаков и казачек наклеить на панно.


Слайд 2

Традиционный внешний вид казаков.

По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовалакровавая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным.

Слайд 3

Встречи и проводы казаков.

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Слайд 4

Приветствия и обращения.

Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Слайд 5

Отношение к старшим.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 6

Поминальный обряд

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

Слайд 7

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу –десять заповедей Христа

Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Слайд 8

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ:«Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!». Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Слайд 9

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих. В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино

Слайд 10

Проводы казака на службу

После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

Слайд 11

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Слайд 12

Праздники

Рождество Масленица Пасха Иван купало

Слайд 13

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

Слайд 14

Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону

Слайд 15

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».

Слайд 16

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

Слайд 20

Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

Слайд 21

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».

Посмотреть все слайды

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка Презентация к факультативу «Духовная культура казаков» на тему «Обряды и традиции казаков» 1 часть Подготовила Учитель музыки Трушина Светлана Юрьевна

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.

Встречи и проводы казаков.
По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Свадьба. Предсвадебье.
Сватовство
Смотрины
Общение жениха и невесты

Предсвадебье.
Подушки
Девичник и мальчишник
Свадебные песни

Приветствия и обращения.
Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Отношение к старшим.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Поминальный обряд
Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

ИСТОЧНИКИ
http://www.ckwkazak-svao.ru/cossacks-tradition/129-istoricheskie-tradicii.html http://www.myshared.ru/slide/372934/ https://www.google.ru/search?q=казаки+картинки&newwindow

Православные праздники у казаков Праздники проходили так Воинское построение (по полусотням и сотням); Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков; Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник; Литургия – церковная служба; Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях; Джигитовка; Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика; Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное. Рождество

  • Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе
  • К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
  • К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
  • Однако в навечерие Рождества Христова (6 января), или на багату вэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу - кутью и взвар. Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
  • Во время ужина накануне Рождества Христова на стол ставили прибор для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
  • После ужина молодежь шла колядовать. Колядки - это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех - это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.
Крещенье
  • Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение)
  • Святки заключает Крещение (19 января). Перед ним соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви.
  • С освященной водой возвращались домой и окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, все хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, - чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись. В то время конопля была стратегически важным сырьем, поскольку только из нее изготовлялись корабельные канаты, в том числе и для британского флота.
  • Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, например, свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, а желающие купались.
Масленица
  • Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).
Троица
  • Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене
14 октября –Покров Пресвятой Богородицы

Праздник казаков всех войск. Отмечается как день Победы 5,3 тыс. казаков над 150-ю тыс турок в конце сентября 1641 г. В крепости Азов

Покров
  • В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.
Современные казаки Казак без веры не казак