Особенности сюжета и композиции. Образы народных заступников в поэме

Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказки» - это своеобразный итог
художественной деятельности писателя,
так как они создавались на завершающем
этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение
четырех лет, с 1882 по 1886 год.
02.04.2017
2

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» - это соотношение социального
и общечеловеческого в творчестве СалтыковаЩедрина М.Е.
Задание к классу:
- Объяснить это высказывание (что такое
социальное и общечеловеческое)?
- Какой прием использует автор при определении
читательского назначения сказок «для детей
изрядного возраста»? Почему?

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

Сопоставительный анализ.
- Общие черты?
- Отличительные черты?

Общие черты

Сказки СалтыковаЩедрина
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Сказки русского
народа
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные черты

Сказки СалтыковаЩедрина
Сатира
Сарказм
Смешение категорий
добра и зла
Нет положительного
героя
Уподобление человека
животному
Сказки русского
народа
Юмор
Гипербола
Победа добра над
злом
Положительный герой
Очеловечивание
животных

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Проблематика
Самодержавие и угнетенный народ
(«Медведь на воеводстве», «Орелмеценат»)
Отношения мужика и барина
(«Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов
прокормил»)
Положение народа («Коняга»,
«Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)
Правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)
Художественные
особенности
Фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная
лексика)
Гротеск (переплетение
фантастики и реальности)
Эзопов язык (иносказание
и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм
и реальная фантазия)
Обличение через отрицание
(показ дикости
и бездуховности)
Гиперболизация

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

Сатирические приемы, используемые
в сказках писателем.
ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где
истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;
сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая
явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание
реального и фантастического, нарушение границ
правдоподобия;
иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый
за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании;
гипербола - чрезмерное преувеличение.

Примерный план анализа сказки

Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц
раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального

Ответ оставил: Гость

Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. «Отцы» осуждают и не понимают собственных «детей». А те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. В моем сочинении речь пойдет о романе Тургенева «Отцы и дети» как об одном из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни проблемы «отцов и детей».Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство.Образ Базарова – это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется положительным качеством. Так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу обществу.Часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга. Цель критики – доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, «отцы» осуждают «детей», а «дети» – в свою очередь, «отцов», и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.У главного героя романа – Евгения Базарова – удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но, вместе с тем, в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.К недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь.В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения – Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристику: «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец...».Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович – поколение либерального дворянства. У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров говорит, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров.Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. Дуэль между Базаровым и Кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. Конфликт между поколениями приобретает глобальные масштабы.Время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за «детьми». В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

Ответ оставил: Гость

Так как он спас анастасию

Ответ оставил: Гость

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.
Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”. Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.
Базаров - нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”.
Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.
Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.
Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. “Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Ответ оставил: Гость

После встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров попал в плен отрицаемой им ранее романтической любви. Все, что ранее Базаров - нигилист отрицал, входит в его жизнь, заставляя героя изменить своим убеждениям. В 18 главе происходит объяснение героев. Если быть более точным, Анна Сергеевна провоцирует Базарова на объяснение. И герой со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви. Тургенев пишет о чувствах Базарова как о страсти "сильной и тяжелой", "похожей на злобу". К такому повороту в отношениях Анна Сергеевна не готова. Ей был интересен Базаров, отличающийся от всех ее прежних знакомых умом, развитым мышлением, самостоятельностью, независимостью. Искренний порыв Базарова пугает изнеженную аристократку. Одинцова привыкла жить "рассудком", а не чувствами, ей стало страшно. Базаров не испугался собственного чувства, он сумел признаться в том, что любит. Если бы Анна Сергеевна приняла предложение Базарова, то ей пришлось бы менять порядок жизни, к которому она уже привыкла. Кроме этого, нельзя не отметить, что такое сильное чувство, которое зародилось в душе Базарова, требует в ответ не менее сильного чувства. К этому Анна Сергеевна не готова. За последние несколько лет она привыкла все делать только для себя и любит она только себя. Она размышляет: "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". Причина расставания героев заключается в бескомпромиссности Базарова и в том, что Анна Сергеевна не смогла или не захотела преодолеть свою рассудочность.

краткое содержание других презентаций

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Родился в старой дворянской семье. Творчество Щедрина. Господа Головлёвы. Убежденный социалист. Крепостной человек. История одного города. Московский дворянский институт. Вольнодумие. Литературная деятельность. Жена писателя. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Отечественные записки. Юный Салтыков. Маловажность книг. Михаил Евграфович.

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Куда собрались идти два генерала, чтобы найти пищу. Способ прогулки. Герой сказки. На какой улице в Петербурге жили два генерала. Литературная игра. Чем дикий помещик угощал всех гостей. Два генерала. Дикий помещик. Что снится дикому помещику. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. Мужик. Назовите имя автора сказок. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал. Груши.

«Творчество Салтыкова-Щедрина» - Суть произведения. Народ, способный смеяться над самим собой. Смерть Николая I. Дом в Петербурге. Елизавета Аполлоновна. Салтыкова. Сатира. Личная жизнь. Сеченов. Щедрин в лесу реакции. Знакомство с В.Г.Белинским. Эзопов язык. Образование. Вопросы для размышления. Хроника жизни. Вятский плен. Мнение читателей. Писатель. Дом в Вятке. Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Обложка журнала «Стрекоза».

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Обилие впечатлений. Проблематика. Дом, где родился будущий писатель. Художественные особенности. Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». «Вятский плен». Жанровое своеобразие. Юмор – мягкий смех, усмешка. Основные темы. История создания. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Образование. Дочь писателя. Очерк жизни и творчества.

«Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик». Элементы русской народной сказки. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков. Как решается проблема в сказке. Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Сказка «Дикий помещик». Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Русский писатель. Администратор. М.Е.Салтыков-Щедрин. Тип художественной образности. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Преемственные связи. Улица. Детские годы. Этапы биографии и творчества. Характер его творчества. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Смерть матери. Время творческих достижений. Названия книг. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Журнал «Отечественные записки». Центр литературной жизни.

(зачем?).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Особенности образов сказки:

А) образы-символы;

Б) своеобразие животных;

В) близость к народным сказкам.

6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.

7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Замысел, история создания, жанр и композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников

В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись градоначальникам».

Вопросы на выявление восприятия

1. Что обозначает слово «опись»?

3. Это оговорка писателя или нет?

Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа.

Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?

Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков - размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.

5. Исторические аналогии.

1-я группа Отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

2-я группа - о Семене Константиновиче Двоекурове.

3-я группа - о Петре Петровиче Фердыщенко.

4-я группа - о Василии Семеновиче Бородавкине.

5-я группа - об Иване Пантелеиче Прыще.

6-я группа - об Эрасте Андреевиче Грустилове.

7-я группа - об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники заметят приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.

2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.

3. Пародирование законодательных документов.

4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.

5. Эзопов язык.

Таким образом, перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит - страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»).

Заключительную часть урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и выявлению их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.

Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска - органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом.

При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи «уравниловки» всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на самом факте поломки органчика.

1. Действительно, а есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот... И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. „П...п... плю!“ - наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».) Обратим внимание учащихся на необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая »; ведь в произведениях Салтыкова-Щедрина даже пейзаж сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме - режиме естественности, человечности. И сломалась.

Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и «естества» доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат - катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку - нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но, приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз

По течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

2. Почему Угрюм-Бурчеева сорвался? Что он хотел покорить? (Природу -

«естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться мертвящей воле

«мрачного идиота». «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-

Прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое

Пространство заливаемую в весеннее время водой». Главное в описании реки

Не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь как символ.

Символ жизни. «Вода» в понимании писателя - это начало вечное, живительное,

Щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою

Нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала

Себе Ложе».)

Финал угрюм-бурчеевской катастрофы - в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, - погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел… История прекратила течение свое».

3. О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире - глуповской? Или

Истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое

И не задумывается о будущем?

Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:

А) появление «Оно» означает предсказание народной революции.

Б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции.

А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»

«Сказки»

  • «Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.


«Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого

  • «Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е.

  • Задание к классу:

  • Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)?

  • Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста» ? Почему?


Сопоставительный анализ.

  • Сопоставительный анализ.

  • - Общие черты?

  • - Отличительные черты?


Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка


Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

  • Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному


Проблематика

  • Проблематика

  • Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

  • Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

  • Положение народа («Коняга», «Кисель»)

  • Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

  • Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

  • Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)


ирония

  • ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

  • сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

  • гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

  • иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

  • гипербола - чрезмерное преувеличение.


Основная тема сказки (о чем?).