Откуда берутся бесчестные люди литературные аргументы. Проблема сохранения чести и достоинства человека (ЕГЭ по русскому)

Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли хоть что-то дороже жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.

Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе: чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность. Для человека, которому до́роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее смерти.

Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью смыл бесчестную клевету со своего рода.

Спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе создаст образ настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага, поэтому Мюллер отказывается от идеи убить бесстрашного пленника.

Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть? Наверное, они понимают, что человеческая жизнь — это не только удивительный дар, но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.

Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

  • Судьба А.С. Пушкина, его дуэль с Дантесом , защита чес­ти, доброго имени своей семьи.
  • А.С. Пушкин - повесть «Капитанская дочка» . Одна из проблем пушкинской повести - проблема чести и долга. Ос­новное значение понятия «чести и долга» в «Капитанской доч­ке» - воинская честь, верность присяге, долгу перед Отчиз­ной. Тема эта воплощена в истории взаимоотношений Грине­ва с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пуга­чев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жи­листую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» - говорили око­ло меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому под­лому унижению», - вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его. Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гри­нева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблет­ся, но вот чувство долга торжествует «над слабостию челове­ческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровен­но признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев - природный дворянин, присягавший императрице. Далее си­туация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчинять­ся требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Од­нако и на этот раз душа Пугачева смягчилась - он отпустил молодого человека.

    М.Ю. Лермонтов - «Песня про купца Калашникова» .

    В этом произведении М.Ю. Лермонтова остро звучит пробле­ма защиты чести и достоинства. Эта проблема связана с обра­зом главного героя. В образе купца Калашникова обрисован русский героический характер. Это человек смелый и чест­ный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, облада­ющий чувством собственного достоинства. Степан Парамо­нович патриархален, он искренне привязан к своей семье, за­ботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи. Пре­следование Алены Дмитриевны царским опричником на глазах у всех соседей - позор, бесчестье для Калашникова. Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах пове­сти. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать са­мозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца вы­полняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает по­гибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказав­шийся присягнуть Пугачеву. Таким образом, главное, по мыс­ли автора, - это сохранение чести и достоинства в любой жиз­ненной ситуации. Кирибеевич в глазах купца - «бусурман», посягнувший на самое святое - незыблемость семейных уз. Опричника не ос­танавливает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевенчана... По закону нашему христианскому». Решаясь на честный кулачный бой, Калашников защищает еще и не­зыблемость христианских понятий о семье и браке. И он уби­вает в кулачном бою Кирибеевича. Судьей в этом бою высту­пает сам государь, который затем требует от Калашникова ответа, обнародования причины поединка. На что купец от­вечает: «Я убил его вольной волею, А за что про что - не скажу тебе. Скажу только богу единому». Восхищавшийся этой сце­ной Белинский писал, что «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страш­но потрясенной - и позором жены, разрушившим его семей­ное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть каза­лась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых - все или ничего... такова была и душа... Степана Парамоновича Ка­лашникова». Таким образом, по мысли автора, смерть лучше позора и бесчестья.

Дата публикации: 02.12.2016

Проверенное итоговое сочинение на тему «Если человек совершил бесчестный поступок, то он бесчестен до конца» по направлению "Честь и бесчестие"

Введение (вступление):

Конечно, каждый человек по-разному понимает это высказывание. Бесчестие - это отрицательная черта человека, характеризующаяся подлостью, лживостью, предательством, обманом. Честь , напротив, сочетает в себе такие качества, как верность, преданность. Честь всегда противостоит бесчестию, во все века люди борются за правду, справедливость. Если ты оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, тебе больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность.

Комментарий: повторы - одна из самых распространенных ошибок. Чтобы их избежать, нужно перечитать сочинение несколько раз и слова, повторяющиеся в двух соседних предложениях, заменить на местоимения, лексические или контекстные синонимы (или синонимичные выражения). Также важно следить за тем, чтобы в соседних предложениях не встречались однокоренные слова.


«Если ты оступился и совершил бесчестный поступок…» - лучше не использовать местоимение «ТЫ» при написании сочинения. Это допускается только в разговорной речи. Вместо «ты» можно написать «мы», «люди», «человек» и т.д.

«Если человек оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, ему больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность»

Тезис, конечно, соответствует теме, но есть два нюанса:


На тезисе нужно делать акцент, с помощью вводных слов, которые указывают, что это именно твое мнение («я думаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я уверена» и т.д.) Написать тезис - недостаточно, важно донести до проверяющего, как ты пришла к такому умозаключению. В вводной части ты расписала значения ключевых понятий, но никак не привязало это к тезису. Скорее всего, тебе поставили бы незачет по первому критерию, т.к. тема не раскрыта. Чтобы исправить это, нужно ответить на вопрос: «почему совершивший бесчестный поступок, бесчестен до конца?» свои размышления над данным вопросом можно написать перед тезисом.

Аргумент 1:


Размышляя о теме "бесчестие", я не могу не обратиться к произведению Василия Быкова "Сотников". Это произведение о двух партизанах, попавших в плен. Идя (некрасивое слово, попробуй заменить) за продовольствием для своих товарищей, каждый из героев по-разному реагирует на предстоящую опасность. Рыбак настроен серьёзно, готов к любым трудностям, в отличие от слабого, хилого, больного Сотникова. Попав в полицию, их пути расходятся (речевая ошибка, получается, что в полицию попали пути) . Им предстоит допрос. Первым пошёл Сотников. Он молчал, ничего не рассказывал следователю. Унижения, пытки, не заставили Сотникова предать свою Родину, свой отряд. После чего ему предстояла казнь. Однако Рыбак на допросе вёл себя противоположно (речевая ошибка, так не говорят. Противоположным может быть что-то: берег, реакция, поведение. А вести себя противоположно нельзя) своему товарищу. На вопросы следователя он отвечал подробно, был вежлив, цеплялся за каждую возможность спастись. На что следователь предложил стать одним из них. Рыбак обрадовался, что появился шанс на свободу. Он совершил самый плохой и бесчестный поступок. Рыбаку остаться живым оказалось сложнее и мучительнее. Он понимал, что совершил огромные ошибки, убив своего друга и перейдя на чужую сторону, тем самым лишился чести и навсегда обрёл бесчестие.

Комментарий: аргумент неубедительный. Понятно, что Рыбак совершил бесчестный поступок, но почему он навсегда обрел бесчестие? В чем это проявляется?

Таким образом, данный аргумент не подтверждает тезис.

Аргумент 2:


В доказательство можно привести ещё и произведение Валентина Распутина "Живи и помни". Это произведение об Андрее Гуськове, которого вместе со всей мужской частью деревни отправили на войну. Воевал он хорошо, добросовестно выполнял все обязанности. Под конец войны Андрей, получив ранение, попадает в госпиталь. Гуськов хотел хоть ненадолго вернуться домой , хотя бы на один день. Он был уверен, что из госпиталя его отправят домой , но этого не произошло. И вот Андрей возвращается домой раньше срока, возвращается не героем, а дезертиром. Дезертирство - это предательство. Настена, жена Андрея, не может части мужа (?), но она старалась, помогала чем могла. Ее сила - Любовь и вера, но из-за любви к плохому человеку она сама страдает. Андрей не хотел жить дальше, он не видел смысла в дальнейшей жизни и единственный выход - это смерть. Поступок Андрея Гуськова служит примером бесчестного поступка.

1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, по­кончил жизнь самоубийством.

2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался при­нимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда маль­чик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

2) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное воз­награждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу не­знакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал вы­давать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ре­бенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

4) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на геро­изм солдат, страна потерпела позорное поражение.

5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отка­зался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.



7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севасто­поля прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отча­янным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площа­ди, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

9) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Од­нажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страш­но!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.

В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через не­сколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка.

11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял го­сударя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кро­вью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 по­лучил смертельное ранение.

12) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, на­пример, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оп­лачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.



13) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать ос­новное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше ос­тальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чес­ти, и он покончил жизнь самоубийством.

14) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в ди­кой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романти­ками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью.

15) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

16) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он по­нимает, что потерял уважением своих соплеменников, и спешит вымолить у них прощение.

17) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.

18) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы по­требовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавате-, лем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.

19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашиста­ми. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а це­лый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней мо­дели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через пове­шение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопо­тать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообе­щал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.

Роль примера. Воспитание человека

1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ло­вят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем на­чать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами.

2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Куплен­ные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам.

3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзейДжизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет).

4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.

5) Царь Николай I нанял для образования своего сына Александра II выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил план образования, отец приказал выбро­сить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого измучили в дет­стве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку.

6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отноше­ния с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понима­нии приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказалась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, обходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Дени­кин!»

7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними на­чинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на сущест­вование в кровавом поединке.

Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул.

8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Когда приезжал ин­спектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой.

9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние ока­зали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Алек­сандрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны взды­маются до самых небес. Ветер с воем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные ту­чи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение.

Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и подарили лю­дям веру в свои силы.

11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца это прорастание се­мян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, не­которые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил:

_ Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром?

_ Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь

мной? - ответил ему великий драматург.

13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человече­ское общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачи­вал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четве­реньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целе­направленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное.

14) Ученые давно уже говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте поч­ти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем*ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом обь-ясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освоения азов жизни и са­моутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, сохраняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Природа и человек

проблема
-проблема любви к природе. Красота природы вызывает особые чувства -проблема единения человека и природы. Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они перекликаются. -проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?) - проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней) -проблема состояния окружающей среды. Русская поэзия (А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень»; А.А.Фет «Какая ночь» и др.) Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский у старого дуба); М.Шолохов «тихий Дон», Н.А.Заболоцкий «Сентябрь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей < …>. Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль » Н.А.Заболоцкий Рей Брэдбери «И грянул гром»; И.Тальков «Природа объявила нам войну». А.П.Чехов «Вишневый сад»; Н.А.Заболоцкий «Прогулка» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету ».

Человек и общество

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных. (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); - проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?); - проблема истинных и ложных ценностей; -проблема смысла жизни и назначения человека; -проблема счастья; - проблема чести, достоинства, нравственного выбора. В любой ситуации человек должен оставаться человеком; -можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? -проблема моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; -проблема милосердия, ответственности человека за свои поступки - проблема испытания человеческой личности в сфере любви; -проблема верности в любви, непобедимости искреннего чувства; -проблема неразделенной любви -проблема ответственности науки за результаты своих экспериментов; -проблема разрушительной силы хамства, невежества, бесчеловечности; -проблема сущности красоты; -проблема войны как несправедливого, кровавого действа, разрушающего человека и обесценивающего его Дом; - проблема нравственного выбора человека на войне; -проблема веры; -проблема различного понимания правды; -проблема противостояния великих мастеров, талантливых людей окружающему миру; И.Бунин «Господин из Сан-Франциско» М.Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларе) О.Генри «Дары волхвов»; О.Бальзак «Гобсек»; Л.Н.Толстой «Юность» (гл. «Comme il faut») «Вы ждете сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените » О.Генри М.М.Пришвин «Жень-шень», Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», А.П.Платонов «Сокровенный человек», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время » Д.И.Фонвизин Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть » Л.Н.Толстой М. Шолохов «Судьба человека», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Быков «Сотников» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой «После бала», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.П.Платонов «Юшка», К.Г.Паустовский «Телеграмма» «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П.Чехов А.Куприн «Гранатовый браслет», любовная лирика А.С.Пушкина, А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В.Шекспир «Ромео и Джульетта», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» А.С.Пушкин «Я вас любил», А.Куприн «Гранатовый браслет». М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца» Д.И.Фонвизин «Недоросль», М.А.Булгаков «Собачье сердце» Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»; Л.Н.Толстой «Война и мир» (образы Элен Курагиной, княжны Марьи, Наташи Ростовой) М.Шолохов «Тихий Дон» В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и помни» «…живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом » В.Астафьев Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Горький «На дне» М.Горький «На дне», М.Шолохов «Тихий Дон» А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», Н.С.Лесков «Тупейный художник»

Родина, родной язык, семья

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема любви к Родине, отчему дому; - проблема исторической памяти; -проблема народа, национального характера; - проблема «отцов и детей» (Всегда ли мы понимаем своих родителей? Благодарны ли мы за их искреннюю любовь?); -проблема воспитания. Нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях; -проблема семьи, Дома. Семья- символ крепости народной жизни; -проблема памяти о своих истоках, о своем детстве -проблема бережного отношения к русскому языку. Русская поэзия (А.Блок, С.А.Есенин, А.Ахматова и др.), Н.С. Лесков «Левша» «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя » Сенека «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца » К.Г.Паустовский Ч.Айтматов «И дольше века длится день» (Легенда о манкурте); В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» И.А.Гончаров «Обломов», А.Т.Твардовский «Василий Теркин», В.М.Шукшин «Чудик», А.И.Солженицын «Матренин двор» «Домострой», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», И.С.Тургенев «Отцы и дети», К.Г.Паустовский «Телеграмма» Д.И.Фонвизин «Недоросль», Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных) М.Шолохов «Тихий Дон», М.Булгаков «Белая гвардия» Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Толстых – прототип семьи Ростовых); М.А.Булгаков «Белая гвардия» (семья Булгаковых – прототип семьи Турбинных); Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность». И.С.Тургенев «Русский язык»