По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни. Презентация на тему "чингиз айтматов" Презентация белый пароход айтматов

Тема: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.

Задачи:

    осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.

    развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.

    воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.

Оборудование: презентация PowerPoint «Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация PowerPoint по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», цветные стикеры, таблицы, ватман, маркеры.

Эпиграф урока: «…И не забывайте совершать добрые поступки, тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни.»

Ход урока:

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

Ресурсы

1

1 .Организационный момент: установка на внимание, приветствие, деление на группы

2. Целеполагание:

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на уроке.

С чего вы начнёте?

С помощью цветных стикеров распределяются на 4 группы.

Оформление записей в тетрадях.

Определение целей и задач урока.

Стикеры 4-х цветов.

Рабочие тетради.

Презентация PowerPoint . Слайды «Тема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты, Эпиграф урока»

2

Стадия вызова: проверка и прослушивание подготовленных заданий дома

1.Представление презентации «Жизнь и творчество Ч.Айтматова» -

2.Сообщение об истории создания повести «Белый пароход» -

Оценивание цветными стикерами:

зеленый –«понял», желтый-«не совсем понял», красный-«совсем не понял»

Цветные стикеры, презентация PowerPoint

3

Стадия осмысления:

1. Проводит словарную работу: определение значения слов «добро», «доброта».

2. Проводит беседу по прочитанной повести.

3.Организует работу в группах

4.Просмотр фрагментов худфильмаБ.Шамшиева «Белый пароход»:легенда о матери-оленихе.

Проводит беседу.

5.Работа в группах

6. Ролевая игра «Суд»

7. Творческая работа: каждая группа придумывает важный совет, помогающий избежать зла; учитель тоже участвует

1.Встают вкруг, берутся за руки и говорят друг другу добрые слова.

2.Работа в группах:

1группа-работают с Толковым словарем;

2-3группы-записывают ассоциации;

4группа-делают вывод.

Отвечают на вопросы

Работа в группах:

1группа-составить цитатную характеристику героев;

2-4группы- составить сравнительные портретные характеристики героев.

Просматривают худ фльм.

Отвечают на вопросы

Работа в группах: подготовить сообщения на вопросы по образу мальчика

Участвуют в ролевой игре «Суд»: судья, мальчик, дед Момун, Орозкул, тетка Бекей, Кулубек, от автора

Групповая работа: каждая группа придумывает 1 важный совет, записывают на слайд

Взаимооценива\ние

Взаимооценива

ние

Взаимооценива

ние

Оценивание учеников-актеров

Толковый словарь, ассоциативные карты

Слайд «Вспомним прочитанное!»

Слайд «Сравним литературных героев!»

Худфильм.

Слайд «Побеседуем!»

Слайд «Какой он? Мальчик?»

Слайд «5 важных советов»

3

Рефлексия

1. Дает задание группам: написать синквейн на ключевые слова урока.

2. Дает задание: написать свою рефлексию сегодняшнего урока

Проводят рефлексию:

1-2 группы – «мечта»,

3-4 группы -«добро».

Проводят свою рефлексию – заполняют карточки

Самооценивание

Слайд «Проведем рефлексию!»

Карточки «Моя рефлексия сегодняшнего урока»

4

Оценивание

Проводят самооценивание -заполняют таблицы с дескрипторами, выставляют оценки

Самооценивание

Слайд

«Оценим свои знания и умения на уроке»

Дескрипторы

5

Домашнее задание

Дает домашнее задание:

написать сочинение «Доброта – признак силы, а не слабости…»;

Записывают домашнее задание

Слайд «Домашнее задание»

Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними.

Ч.Айтматов

Слайд 2

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аие Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.

Слайд 3

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.

Слайд 4

Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

Слайд 6

Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.

Слайд 7

Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".

Слайд 8

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

Слайд 9

В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

Слайд 10

В повести "Джамиля", героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

Слайд 11

В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.

Слайд 12

В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.

Слайд 13

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Слайд 14

Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994).

Слайд 15

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Слайд 16

Творчество

Чингиз Айтматов – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе, как и за рубежом.




В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.


Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехником, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.


В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Лите ратурный Киргизстан", пять лет был собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии.


Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.


Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".


По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960– 1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).


В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.


В повести "Джамиля", героем- повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.


В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.


В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.




Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)








Литературные критики выделили три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. Джамиля, Верблюжий глаз, Тополек мой в красной косынке, Первый учитель- произведения первого эта- па. Второй образуют повести Материнское поле (1963 г.) и Прощай, Гульсары! (1966 г.). Третий же начинается с Белого парохода (1970 г.). Это также Ранние журавли, Пегий пес, бегущий краем моря и роман Буранный полустанок.



1 слайд

родился 12 декабря 1928 г. в кишлаке Шекер Киргизской АССР Российской Федерации (ныне - Таласская область Киргизии). Киргиз. Отец - Торекул Айтматов (1903 г. р.), видный большевицкий деятель Мать - Нагима Хазиевна Абдувалиева (Айтматова) (1904 г. р.), Окончил восемь классов школы, в годы войны работал секретарем сельского совета, учетчиком тракторной бригады. 1945-1948 гг. - студент Джамбульского зоотехникума, г. Джамбул (ныне - Тараз), Казахстан. 1948-1953 гг. - студент сельскохозяйственного института, Бишкек. 1952 г. - начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском и русском языке. 1956-1958 гг. - слушатель Высших литературных курсов, Москва. 1958 г. - в журнале "Октябрь" опубликован первый рассказ "Лицом к лицу" (перевод с киргизского), были опубликованы рассказы и в журнале "Новый мир". 1959-65 - главный редактор журнала "Литературный Киргизстан", одновременно собкор газеты "Правда" по Киргизской ССР, Бишкек. 1964-1986 гг. - первый секретарем СК Киргизии. 1976-1990 гг. - секретарь правления СП СССР. 1986 г. - первый секретарь правления СП Киргизии (1986). 1990-1994 гг. - посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). 1994 - март 2008 г. - посол Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Давайте познакомимся: Айтматов Чингиз Торекулович

2 слайд

3 слайд

Сочинения: "Газетчик Дзюйдо", рассказ (на русском языке) "Ашим" (1953) "Мы идем дальше" (1957) "Ночной полив" (1957) "Трудная переправа" (1957) "Лицом к лицу", повесть (1957) "Соперники" (1958) "Джамиля", повесть (1958) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Тополек мой в красной косынке", повесть (1961) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Первый учитель", повесть (1962) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Верблюжий глаз", повесть (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Материнское поле", повесть "Прощай, Гюльсары! ", повесть, первое произведение, написанное на русском языке (1966) "Белый пароход", повесть (1970) "Восхождение на Фудзияму", пьеса (в соавторстве с К. Мухамеджановым) (1973) "Ранние журавли" (1975) "Пегий пёс, бегущий краем моря", повесть (1977)

4 слайд

"Буранный полустанок" (первое название - "И дольше века длится день"), роман (1980) (первый роман Айтматова) "Плаха", роман (1986) "Белое облако Чингисхана", повесть (1990) "На реке Байдамтал", рассказ (1991) "Тавро Кассандры", роман (1996) "Плач охотника над пропастью", эссе (в соавторстве с М. Шахановым) (1997) "Встреча с одним бахаи" (Беседа с Фейзоллой Намдаром) (1998) "Плач перелетной птицы", притча (2003) "Баниана", этюд (2003) "Когда падают горы (Вечная невеста)", роман (2006) "Убить не убить… " (2006)

5 слайд

6 слайд

Сценарист фильмов (в большинстве случаев с соавторами): 1961 Перевал 1965 Первый учитель 1967 Материнское поле 1968 Бег иноходца (по повести "Прощай, Гюльсары! ") 1969 Джамиля 1972 Я - Тянь-Шань ("по повести "Тополек мой в красной косынке") 1974 Эхо любви (по рассказу "На реке Байдамтал") 1975 Красное яблоко (Кызыл алма) (по мотивам новеллы Айтматова) 1976 Белый пароход 1979 Ранние журавли 1988 Восхождение на Фудзияму 1988 Смерч 1990 "Пегий пес, бегущий краем моря". 1990 Плач перелетной птицы 1995 Буранный полустанок (Казахстан) 2004 Плач матери о манкурте (Киргизия)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок литературы в 7 классе По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев; - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь; формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

5 слайд

Описание слайда:

I. Вводная часть Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).

6 слайд

Описание слайда:

2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель). «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

7 слайд

Описание слайда:

3. Обращение к теме урока - Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.) - А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

8 слайд

Описание слайда:

II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.

9 слайд

Описание слайда:

2. Беседа - Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле). - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну? - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась) - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Составление 3. Цитатной характеристики героев Момун Оразкул «Мыбугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей – Рогатой Матери –оленихи. А она,пречуднаяМать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли».

12 слайд

Описание слайда:

Аналитическая беседа - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.) - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать). - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье). - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда). - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми). Образ мальчика

13 слайд