Прием "Синквейн". Опыт использования в логопедической работе

Мастер – класс «Опыт создания синквейна»
«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи,
чувства и представления в нескольких словах, важное умение.
Оно требует вдумчивой рефлексии,
основанной на богатом понятийном запасе».
Я – творец мира
Даниил Хармс
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие успешной самореализации каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый ФГОС выдвигает задачу формирования у учащихся межпредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения: первичный опыт и мотивация, способ действия, контроль, самооценка.
Методический комментарий
Синквейн – один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме. Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Почему интересен этот приём? Ценность заключается в том, что всё это собрано в 5-ти строчках. В нестандартной ситуации обучающиеся усваивают научные понятия, применяют знания и умения; у них рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Чтобы работа была успешной, знакомство с составлением синквейна должно осуществляться строго по алгоритму. Учителю необходимо:
Чётко объяснить правила написания синквейнаОбязательно привести примеры (так детям понятнее)
Задать тему, в случае затруднения(потом учащиеся не нуждаются в помощи)
Ограничить время составления синквейнаС разрешения автора прочитать работы
Какой же результат использования этой технологии?
Дети учатся ставить вопросы
Находят пути выделения главного, осмысливают найденный материал
Учатся сравнивать
У обучающихся формируется понятие установления причинно-следственной связи. Дети делают умозаключения
Учатся понимать проблему
Стремятся к поиску, творчеству, к общению, переработке информации.
Синквейн состоит из 5-ти строк
и пишется по определённым правилам:
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает предмет, о котором пойдёт речь.
Вторая строка – два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Примеры синквейнов, созданных учениками 4 кл.
Магазин Покупатель
Универсальный, продуктовый Умный, красивый, отзывчивый
Продают, примеряют, покупают Бегает, красуется, меряет
В магазине продают красивую кофту. Покупатель может купить вещь и
Деньги. не ошибиться в ней.
Темы выбирались обучающимися:
Шопинг Любовь
Увлекательный, интересный Взаимная, крепкая
Двигается, покупает, снабжает Продаётся, притягивает, удовлетворяет,радует Шопинг требует много денег. Любовь может соединить сердца
Удовольствие. Привязка.
«Проба пера»: Синквейн. Речевое творчество.

Синквейн – это особое стихотворение (без рифмы), состоящее из 5 строк. Сам термин произошел от французского слова cinque – пять. Синквейн как особая пятистрочная стихотворная форма возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Существуют определенные правила написания синквейнов, которым обязательно нужно следовать.

В первой строке одним словом обозначается тема стихотворения (это должно быть имя существительное). Во второй строке тема описывается, характеризуется двумя прилагательными. В третьей строке описываются действия в рамках данной темы при помощи трех глаголов или причастий. Четвертая строка представляет собой фразу из четырех слов, выражающую отношение к теме. Это может быть афоризм, цитата, пословица или самостоятельно сформулированная фраза, отражающая тему стихотворения. Пятая строка включает слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме, чувства, эмоции.

Что касается методики обучения, синквейн является приемом технологии критического мышления, позволяющий кратко, в нескольких словах, изложить изучаемый материал по определенной теме. Цель данного приема – добиться более глубокого осмысления изучаемой темы.

синквейн – универсальный прием, который можно использовать на любом этапе урока. На своих уроках я использую его в разных классах, начиная с пятого, при изучении практически всех тем. Иногда я применяю его в начале урока. Я предлагаю синквейн без первого ключевого слова, ученики должны дополнить стихотворение, тем самым сформулировать тему урока. Кроме того в начале урока я использую синквейны для повторения изученной ранее лексики по теме.

Иногда я предлагаю ребятам закончить начатые мной стихотворения, иногда сочинить свои собственные. Этот прием можно использовать и для закрепления нового материала, как лексического, так и грамматического, например, для тренировки образования причастий (Partizip I и Partizip II).

При работе с лексикой я использую такие задания: *составить синквейн по образцу, *заменив слова на синонимы или антонимы,; * сочинить свой собственный синквейн и т д. Иногда мы используем синквейн как ключевые слова для пересказа прочитанного текста, для характеристики главного персонажа для высказывания по теме. Кроме того данный прием можно использовать в конце урока для проведения рефлексии. Иногда работа над синквейнами идет индивидуальная, но чаще ребята творят в группах. После презентации своих стихотворений, на их основе, мы все вместе составляем один общий, наиболее яркий, наиболее выразительный синквейн.

Таким образом, прием «синквейн» является частью интерактивного метода обучения, когда ученики, работая в парах или в группе, активно взаимодействуют друг с другом, создавая один совместный продукт.

Starker, hielfsbereiter

Kümmert, pflegt, füttert

Vor der őkologischen Katastrophe zu retten

(Этот синквейн – индивидуальное домашнее задание девочки).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что синквейн – это прежде всего творческая деятельность, развивающая умение делать выводы, обобщать. Этот приём учит находить самые точные слова и обогащает словарный запас; учит работать в группе, при необходимости отстаивать свое мнение, презентовать себя и продукт своей деятельности, способствует формированию ключевых компетенций (ценностно – смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной и коммуникативной).

Литература:

    nsportal.ru Статьи по теме «Синквейн»

    ru.wikipedia.оrg Синквейн

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Печора

(Из опыта работы)

10.11.2015г.

синквейн. эффективный метод развития образной речи

Функции синквейна.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

5) Содержит игровой момент.


1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

Синквейн используется мною:

Выводы:

Приложение 1

Цель:

Задачи:

ОО Речевое развитие:

ОО Физкультурное развитие:

Ожидаемые результаты :

Предварительная работа:

Ход НОД:

1 ребенок:

День великий, славный!

Праздник самый главный!

2 ребенок:

Вспоминают наши деды

Про былые времена.

Надевают в честь Победы

Боевые ордена

3 ребенок:

Благодарим, солдаты, вас

За тишину, за мирный дом!

За мир, в котором мы живем!

Дети подходят к 1 мольберту .

Словарная работа:

Игра «Кто,где служит?»

Танковые войска-

Артиллерия-

Ракетные войска-

Пограничные войска-

Военно-морской флот-

Военная авиация-

Солдаты- маршируют

Самолеты- летят, гудят

Танки- едут

Физминутка « На параде»:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой- раз, левой- раз -

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

Дети подходят ко2 мольберту.

Словарная работа:

1.Парад Победы. 1.Ветераны.

5.Праздник. 5.Герои.

Игра с движениями «Салют»

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью, над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу Легкий бег на месте.

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура!»,

Любуются Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

На праздничный салют!

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

«Использование инновационной технологии Синквейн»

в речевом развитии дошкольников

(Из опыта работы)

Воспитатель: Нина Николаевна Оленева

10.11.2015г.

Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Одним из видов моделирования является синквейн. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Функции синквейна.

1) Способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе мной использовались следующие упражнения:

  • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
  • «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
  • «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
  • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На втором этапе вводилось понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например, «Игрушки»:

1.Машинка.

2.Красная, быстрая.

3.Едет, гудит, везет.

4.Я люблю играть машинками.

5.Игрушка.

Синквейн используется мною:

1) На НОД для закрепления изученной лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

3) На НОД по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

  • к одному слову-предмету по лексической теме
  • к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
  • составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
  • коррекция и совершенствование готового синквейна
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Выводы:

  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Приложение 1

Конспект НОД для детей средней группы детского сада в соответствии с ФГОС

Цель: способствовать нравственно - патриотическому воспитанию посредством монологической речи, используя инновационную технологию по развитию речи Синквейн.

Задачи:

ОО Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствовать воспитанию патриотизма и чувства гордости к героям прошлого.
  • Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
  • Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине.
  • Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина- освободителя, воина- защитника .
  • Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы .

ОО Речевое развитие:

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Воспитывать культуры речевого общения.

ОО Художественно-эстетическое развитие:

Прослушивание песен о войне и маршей.

ОО Физкультурное развитие:

Развивать координацию движений.

Приемы руководства деятельностью детей :

  1. Прием активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.
  2. Прием организации практической деятельности: показ иллюстраций ко Дню Победы, комментирование.
  3. Прием поддержания интереса у детей: физкультминутка, ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.
  4. Прием моделирования по методу синквейн.
  5. Прием оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД : иллюстрации парада Победы, схема синквейн, маршевая музыка.

Виды детской деятельности в НОД : игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, физическая культура.

Ожидаемые результаты :

  1. Развитие памяти, диалогической и монологической речи;
  2. Проявление эмоциональной отзывчивости к героям войны;
  3. Расширение и активизация словарного запаса по теме.

Предварительная работа:

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций.

2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

Ход НОД:

Дети заходят под военный марш. Читают стихи .

1 ребенок:

Здравствуй, праздник- День Победы,

День великий, славный!

Ты и взрослый, ты и детский,

Праздник самый главный!

2 ребенок:

Вспоминают наши деды

Про былые времена.

Надевают в честь Победы

Боевые ордена

3 ребенок:

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом!

За мир, в котором мы живем!

В: Какому празднику посвящены эти стихи? Когда мы отмечаем День Победы? (ответы детей)

Дети подходят к 1 мольберту .

В: Выберите на мольберте картину относящуюся к празднику 9 мая. Объясните свой выбор.(ответы детей)

9 мая на Красной Площади в Москве проходит Парад Победы. В этот день мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб на войне, в бою или умер от ран после войны, чествуем ветеранов, радуемся победе.

Словарная работа:

День Победы какой это праздник? (радостный, великий, торжественный, добрый, грустный)

Кто будет участвовать в Параде Победы? (ветераны, военные)

Игра «Кто,где служит?»

Танковые войска-

Артиллерия-

Ракетные войска-

Пограничные войска-

Военно-морской флот-

Военная авиация-

Игра «Что будут делать на параде?»

Солдаты- маршируют

Самолеты- летят, гудят

Танки- едут

Люди- радуются, поют, кричат: «Ура!»

Физминутка « На параде»:

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой- раз, левой- раз -

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки –

Громче и быстрей!

Дети подходят ко2 мольберту.

В: Посмотрите на парад пришли бабушки и дедушки. У них на груди висят ордена и медали. Кто это? (ветераны)

За что получили ветераны свои награды? (ответы детей)

Словарная работа:

Какими были ветераны на войне? (молодыми, смелыми, отважными, храбрыми, сильными, умными, бесстрашными, решительными, геройскими)

Что делали ветераны на войне? (стреляли, защищали, спасали, воевали)

Дети садятся на стульчики перед доской.

Составление рассказов о параде Победы и о ветеранах по методу синквейн:

1.Парад Победы. 1.Ветераны.

2.Великий, военный, радостный. 2.Храбрые, смелые, геройские.

3.Маршируют, радуются, летят самолеты. 3.Воевали, стреляли, защищали.

4.Мне нравится парад. 4.Я горжусь ветеранами.

5.Праздник. 5.Герои.

В: Вечером после парада в небе загорается праздничный салют.

Игра с движениями «Салют»

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

И там, и тут! коми над головой влево-вправо.

Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки с раскрытыми

Над праздничной Москвой пальчиками поднять вверх (2-Зраза).

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу Легкий бег на месте.

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура!», Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!».

Любуются Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

На праздничный салют! ками над головой влево-вправо.