Школьная энциклопедия. Школьная энциклопедия Я

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Презентация к уроку истории искусства п реподавателя Косяченко Н.С. Санкт-Петербург 2018

Этруски – древние европейские племена, жившие в III тысячелетии до нашей эры на территории Аппенинского полуострова. Они явились создателями цивилизации, на основании которой возникла римская государственность и культура.

Роспись центральной стены погребальной камеры в "Гробнице Охоты и рыбалки" в Тарквинии, (ок. 510 до н.э.) Уже в 8 веке до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и торговцы

Этруски строили города, среди которых порт Спина, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и другие. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки. Эту форму в последствии позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом. Города соединялись дорогами и мостами.

Ворота в Вольтерре. 3-2 в.в. до н.э.

Арка в Перудже. 3-2 в.в. д о н.э.

Этруски были язычниками, многобожниками. Но их религия мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти. Тиния. 250-300 до н.э. Бог неба, отождествлялся с Зевсом у древних греков и Юпитером у римлян

Туран - олицетворение любви и здоровья, отождествляется с греческой богиней Афродитой и римской Венерой - прародительницей

Турмс - этрусский Гермес – бог, связанный с погребальными ритуалами. Он сопровождал души мертвых в Аид.

Архитектура этрусков близка к греческой

Н о этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича

Этрусский храм стоит на подиуме (высоком постаменте), к колонаде портика ведет лестница

Этруски украшали храм раскрашенными терракотовыми рельефами и статуями

Аполлон Вейский. 550-520гг до н. э Автором статуи, вероятно, являлся скульптор Вулка - единственный из этрусских скульпторов, чьё имя известно на настоящий момент. Статуя являлась частью композиции, изображавшую Аполлона и Геракла, боровшихся за Керинейскую лань. Данная композиция располагалось на высоте 12 м на святилище Минервы в Портоначчо

Жилища этрусков имели осевую композицию, но были самой разнообразной планировки – от прямоугольных до круглых

Черветери. Италия. 500-600 гг. до н. э. Представление о жилищах этрусков дают сохранившиеся до наших дней гробницы.

Гробница Рельефов (4-3 в.в. до н.э.)– гробница семьи Матунас. Это одна из самых важных и известных гробниц, найденных в Этрурии. Рельефы гробницы окрашены в разные цвета, стены оштукатурены, а колонны облицованы. На стенах изображены предметы быта семьи.

Гробница Леопардов. 5 в. до н.э. Тарквинии Из росписей гробниц можно узнать многое из быта этрусков: костюм, утварь, мебель, традиции охот, пиров и состязаний, мифологические представления

Урна. V II в до н. э. Урна. V I в. до н. э. У этрусков рано развивается скульптура. Уже в V II – VI в.в. до н.э. имеют крышки с портретным изображением бюста покойного.

Погребальная урна. II в. до н. э. Погребальная урна. II в. до н. э.

II в. до н.э. Саркофаг из некрополя Бандитачча. VI в. до. н. э. Фигурами людей украшались и крышки саркофагов.

Этруски обжигали сосуды до черноты, поэтому они получили название « буккеронеро » - «черная земля». Эти сосуды полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц

Фигурный глиняный сосуд для туалетного масла в виде сфинкса из Фанагории. IV в до н. э Государственный Эрмитаж

Сосуд «Афродита». Конец V – начало IV века до н.э. Государственный Эрмитаж

Капитолийская волчица. V в. до н.э. Этруски преуспели в ювелирном деле, знали скань и филигрань, но особенно славились их бронзовое литье.

Этрусская женщина. Конец IV – начало III в. до н. э. Луций Юний Брут. 98-117 г.г. до н.э. Традиции этрусского искусства сказались на формировании и скусства Древнего Рима, под власть которого этруски попадают в IV в. до н.э.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Этрурия и Древний Рим - соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии греки начали строить первые города. Вначале этруски значительно обгоняли своих соседей в развитии. Они были прекрасными строителями и умелыми инженерами. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» (так древние римляне называли некоторые религиозные обряды). Этруски создали самый могучий флот в западном Средиземноморье. Некоторые из римских царей происходили из рода этрусков. В политическом смысле история этрусков шла по нисходящей. Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и ожесточенно сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Cлайд 4

Храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Архитекторы Древней Эллады в VI-V веках до н. э. строили преимущественно храмы типа периптера из известняка и мрамора. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании - подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал главный фасад здания. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII века до н. э.

Cлайд 5

Cлайд 6

Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века. Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня.

Cлайд 7

Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса - это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча - знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор - дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты - символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома.

Cлайд 8

Cлайд 9

В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи). Фибула из гробницы Реголини-Галасси. VII в. до н. э. Золото.

Cлайд 10

Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой - украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало. III в. до н. э. Археологический музей, Палермо

Cлайд 11

Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией - гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза. Этрусский Грегорианский музей, Ватикан

Cлайд 12

Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э. Храм Джуно Соспита, Ланувий

Cлайд 13

В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Саркофаг изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшему. Возможно также, что в них хранился прах умерших. В Этрурии обряд кремации существовал с самых ранних времен вплоть до римского времени. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. Терракота. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 14

Cлайд 15

Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром.

Cлайд 16

Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица. Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой. Общая несоразмерность фигуры с огромной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, свойственное этрускам.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

1,5. Женская фигура в длинной закрытой одежде (1 - вид сзади, 5 - спреди). 2, Женская обувь, выкроенная из цельного куска, с дырочками для шнуровки. 3,12. Женская фигура в конусообразной шапке и одежде с цветочным узором, закрывающей сзади оба плеча. 4,7. Золотые серьги. 6,9. Мужская фигура перед одеванием и после него. 8, 16. Серьги в форме дисков с подвесками. Золото. 10. Голова женской статуэтки. Чепец с лентами на затылке. 11,18. Фигурки женщин. 13. Священная статуэтка из бронзы. Ее назначение - охранять владельца от болезней. 14,15. Головы со стенных росписей из этрусских гробниц в пещерах под Корнето. 17. Глиняный саркофаг из Цере (соврем. Черветери). Перед супружеской парой на ложе - мех для вина.

Cлайд 20

Cлайд 21

Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе в загробный мир. Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»). Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.

Cлайд 22

Cлайд 23

Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 24

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 25

Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»). Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 26

Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе. Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен. Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».

Cлайд 27

Cлайд 28

В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету. Очевидно, танцу предшествовало возлияние - об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.

Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами.

Письменность этрусков так окончательно и не удалось дешифровать, а их некогда процветавшие города были стерты с лица земли много веков тому назад как в результате войн, так и стихии: их поглотили морские воды, болота, занесло глиной и илом. Тем не менее, факт существования этрусской цивилизации на северо-западе Италии неоспоримо доказан.

Основные их поселения располагались в современной Тоскане, названия многих населенных пунктов которой, включая и само слово Тоскана, имеют этрусское происхождение. В 8 веке до нашей эры этруски были во многих ремеслах столь же искусны, как и древние греки. Их связи с греками, имевшими колонии на юге Италии, становились все более прочными, особенно в 7-5 веках до нашей эры. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим. Часто изображали на своих вазах и фресках сцены из греческих мифов и легенд о богах и героях. Особенно примечательны сцены Троянской войны.

Возможно, такой отклик находит общая история. Ведь недаром по преданию троянский герой Эней бежал из сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало римскому императорскому роду Юлиев. Именно поэтому римские императоры могли по праву именоваться “Божественный Август” и т.д., ведь матерью Энея была богиня Афродита.

Время наивысшего расцвета этрусского искусства – 6-5 века до нашей эры, в 4 веке до нашей эры Этрурия начала слабеть под натиском крепнущего Рима, потом ненадолго подняла голову и затем была сметена с исторического пути мощным напором Республиканского Рима. О самобытной этрусской культуре надолго забыли, хотя, как это часто бывает в истории, плодами ее активно пользовались.

Этруски были не только искусными золотых и бронзовых дел мастерами, замечательными гончарами, художниками, скульпторами, создававшими великолепные портреты, но и прекрасными инженерами и зодчими. Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким.

Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина, один из крупнейших в Древнем мире, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и др. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки – формы, которую позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом, что также переняли у них римляне для своих гражданских и военных поселений. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты, что тоже подхватили римляне.

Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их поднимали на высокий каменный подиум, как можно наблюдать в более поздних постройках Рима. Ко входу вела широкая лестница.

В стенах древних этрусских городов мы находим все роды циклопической и полигональной кладки. Лучшие образцы правильной полигональной кладки без употребления цемента представляют городские стены Коссы и Пренесте (Палестрины). Неправильное наслоение отесанных камней встречается в стенах Фезул (Фьезоле), Перузии (Перуджии), Волатерр (Вольтерры), Кортоны и Ветулонии. Правильную кладку, отличающуюся в Этрурии тем, что камни четырехугольной призматической формы обращены кнаружи попеременно длинными прямоугольными и короткими квадратными сторонами, мы видим в Фалериях и в Ардее, а также в древнейших частях стен Рима.

До недавнего времени в особенную заслугу этрускам ставили то, что они первые в Европе стали выводить своды из клинообразно отесанных камней; их считали даже изобретателями такого свода, но теперь дознано, что он уже давно был известен на Востоке и в Греции. Как бы то ни было, этруски, кроме фальшивого свода, т. е. образуемого выступами верхних камнейправильной горизонтальной кладки над нижними камнями, как, например, в воротах Арпино, в римском Carcer Mamertinum и в камере над цистерной в Тускулуме, устраивали очень искусно и настоящие своды; об этом свидетельствует громадная Cloaca Maxima в Риме, одни из ворот в городских стенах Перуджии и триумфальная арка с тремя изваяниями голов на начальных камнях и на замковом камне ее свода, в Вольтерре.

Самая многочисленная категория уцелевших произведений этрусского зодчества - погребальные памятники. Ни один народ в древнем мире, кроме египтян, не заботился столь внимательно об устройстве мест вечного успокоения для умерших, как этруски. Их кладбища, занимающие обширные пространства, отмечают собой главные пункты этрусской оседлости.

Наиболее простые из усыпальниц, встречаемых в этих некрополях, можно причислить к разряду курганов, обычных у первобытных народов. Устроенные нередко в очень большом размере, они состояли из круглого, правильно сложенного из камня основания и из поднимающейся над ним громадной земляной насыпи в виде конуса, который иногда заменялся несколькими конусами или коническими башнями; внутри такого памятника находилась погребальная камера, крытая ложным или настоящим сводом. Этот тип усыпальниц, возникший, без сомнения, в самой Италии, удержался в ней до последних времен Римской империи.

К числу грандиознейших памятников подобного рода принадлежит так называемая “Кукумелла”, близ Вульчи. По описаниям древних авторов, гробница Порсенны состояла из пяти башен на четырехугольном подножии, причем четыре из них находились на его углах, а пятая в середине. Позднейший образец такого устройства представляет собой так называемая “Гробница Горациев и Куриациев” в Альбано, в окрестностях Рима. Есть также надгробные памятники в виде четырехугольных мавзолеев, сложенных из плит, с пирамидальным каменным же верхом, отделенным от низа широкой полосой валов и желобов, каковы, например, находящиеся в Орвието.

Третий тип этрусских усыпальниц, пещеры, вырубленные в скале, представляют собой, очевидно, заимствование с Востока, из Лидии. Они устраивались там, где это было возможно, и нередко украшались гладким фасадом, середину которого занимала дверь, по большей части фальшивая, и который оканчивался вверху горизонтальной полосой валов и желобов, подобной только что упомянутой. Внутренность этрусских усыпальниц - еще любопытнее их наружности. Вера в загробное существование человека побуждала устраивать их по образцу жилых покоев. Умерших, или их саркофаги, или же урны с их пеплом помещали на скамьях у стен или в нишах вроде альковов, причем для того чтобы отошедшие на тот свет не испытывали нужды ни в чем необходимом, их окружали в изобилии различной домашней утварью. Двери, настоящие или фальшивые, были обрамлены наличниками, имевшими вверху выступы в ту и другую стороны, вправо и влево (характеристично этрусский мотив).

В одной из усыпальниц в Черветри высечены в скале седалища красивой формы. Отделка потолка в погребальных камерах подражала деревянным крышам этрусских домов; когда того требовала величина камеры, его подпирали столбами, как, например, в Черветри, или колоннами, как, например в Бомарцо, причем вырубались на нем подобия балок и прочих подробностей конструкции деревянных потолков. Нередко встречаются также потолки с настоящими кассетами.

Одна из усыпальниц в Корнето дает наглядное понятие о внутреннем виде описанного Витрувием этрусского атрия в жилых домах, с его отверстием для света в середине потолка, еще не подпертого, как у римлян, колоннами; о наружности же таких домов можно составить себе представление по одной терракотовой урне в виде дома, хранящейся во Флорентийском музее. Другая урна того же музея доказывает, что у этрусков существовали также дома с фронтоном и без отверстия в крыше, получавшие освещение через широкие окна в боковых стенах или через открытые галереи.

Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой крови. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами, позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Все эти постройки этрусков до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых – некрополи – обычно выносившиеся за пределы городских стен.

Гробница Куту ,
строители неизвестны, III-Iв. до н.э.
Италия, Перуджа

В Этрурии был очень развит культ предков, который стал источником развития скульптурного портрета, унаследованного римлянами, и культ загробной жизни, который привел к сооружению богатых гробниц, разных по материалам и форме, но сходных по обилию живописных и скульптурных украшений. В Черветри сохранилось несколько сот круглых гробниц, выложенных из камня и засыпанных сверху земляным холмом. Это так называемые тумулусы. На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия.

Купольная гробница ,
строители неизвестны, VIIв. до н.э. Италия, Черветри

В помещениях гробниц все напоминает о радостях земной жизни: сцены пиров, танцев, битв, охоты изображаются на фресках. Даже на погребальных урнах и саркофагах лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами.

Этруски любили украшать посмертные приюты своих близких стенными картинами и изображали в них сцены повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, предполагаемого загробного существования с участием крылатых божеств смерти, светлых и мрачных, а в позднейшую пору также сюжеты, почерпнутые из греческой мифологии. Большинство таких картин находится в усыпальницах Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието; в других некрополях стенная живопись встречается только в единичных случаях. В техническом отношении, это - контурные рисунки, исполненные на сырой извести, иллюминированные настоящим фресковым способом и лишь кое-где несколько подправленные темперой.

Фон стен был обыкновенно белый или желтоватый; краски, в которых изображение выделялось на этом фоне, были сперва очень немногочисленны - темно-коричневая, красная и желтая; потом к ним прибавились синяя, серая, белая, различные оттенки красной и, позднее, зеленая. Под конец этруски научились получать переходные тона посредством смешения основных красок. Художественное достоинство этих фресок неодинаково: некоторые исполнены робко, с принужденными и условными положениями фигур и с неумелой укладкой драпировок; другие - гораздо смелее и совершенно подходят по стилю к греческой вазовой живописи.

Группировка фигур - довольно простая и по большей части ограничивается расположением их в один ряд и нередко в отделении их друг от друга деревьями или виноградными лозами. Поразительна раскраска фигур, до того произвольная и противоестественная, что можно подумать, будто люди и звери выкрашены так из шалости; например, в одном погребальном гроте в Вейях, у лошади голова черная, грива желтая, спина красная, а ноги оранжевые и черные. Но, быть может, цвета красок в подобных случаях имели какое-либо неразгаданное нами символическое значение.

Некрополь Бандитача ,
строители неизвестны, VII-VIвв. до н.э.
Италия, Черветри

В деле скульптуры этруски находились под греческим, а именно ионическим влиянием, не двигаясь вперед за границы архаизма. Главным материалом для ваяния была у них глина. Терракотовая статуя Юпитера в его капитолийском храме, в Риме, квадрига, стоявшая на коньке фронтона этого здания, и другие его скульптурные украшения были исполнены этрусским мастером, Волканием (Вульком) из Вей. Эти произведения исчезли бесследно.

Крупные терракотовые фигуры сохранились для нас главным образом на крышках саркофагов. Замечательнейшие из скульптур этого рода происходят из Черветри и хранятся одна в Луврском музее, в Париже, а другая в Британском музее, в Лондоне. Они изображают по чете супругов, полусидящях на ложе, моделированы сухо, архаически, неправильно в отношении пропорций, но очень жизненно. В этих и подобных им группах, равно как и в отдельных статуях, не трудно подметить основные черты древнегреческого стиля, но также и стремление верно и просто передавать действительность.


Этрусский саркофаг из некрополя Бандитачча

Вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Оказывается, что могучая Римская держава, покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и учителей – этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих достижений, приписываемых римскому гению, в том числе и Капитолийской волчицы, вскормившей основателей Рима Ромула и Рема, так как и она создана неизвестным этрусским мастером.

В этом изваянии, как известно, фигуры братьев близнецов прибавлены в XVI столетии итальянским художником Гульельмо делла Порто, что же касается до самой волчицы, то она возбуждала много споров: одни признавали ее этрусским произведением, другие чисто греческим, а некоторые приписывали ее даже христианским Средним векам. Всего вероятнее, что она изваяна греком-ионийцем в Средней Италии, для Рима, лет за 500 до Р. Х.

Арка в Перудже,
строители неизвестны, III-IIвв.до.н.э.
Италия, Перуджа

Господствующее положение в городах этрусков занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части - святилища трех богов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Храмы имели глубокие портики, откуда жрецы-авгуры наблюдали за полетом птиц и делали свои предсказания. Они гадали и по печени жертвенных животных.

В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер .

Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки.

Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Храмы обильно украшались раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Поэтому, в отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью.

Об этрусских храмах мы можем составить себе понятие единственно по их описанию у Витрувия; от них не дошло до нас ничего, кроме следов оснований и скудных обломков (в Алатри, Чивита-Кастелане, Фалериях и Марцаботто): то обстоятельство, что в их конструкцию входило много дерева, равно как и быстрое исчезновение самих этрусков с исторической сцены, помешали этим памятникам их зодчества сохраниться хоть сколько-нибудь.

Вообще этрусский храм существенно отличался от греческого, несмотря на то что заимствовал от него свои главные черты. На его высокое основание вела лестница, устроенная только с одной, лицевой стороны. Сам храм представлял в плане четырехугольник, переднюю часть которого занимал широкий и глубокий портик с фронтоном, поддерживаемым четырьмя колоннами, имевший иногда в своей глубине еще две или несколько колонн. Каждый из трех промежутков между колоннами фасада вел ко входной двери в одну из трех целл, на которые разделялся храм. Каждая целла была посвящена одному божеству, а нередко и трем божествам зараз.

Средний интервал между колоннами и средняя целла обыкновенно были шире остальных. Задняя стена и боковые стены здания были глухие, но лицевая колоннада часто продолжалась и по его бокам. Так как вся верхняя часть храма строилась по большей части из дерева и потому не нуждалась в особенно солидной поддержке, то колонны были тонки и стройны. Своим стилем они напоминали греческие дорические колонны, но формы их капителей и баз были тощи и лишены гармоничной соразмерности.

Кроме таких колонн, употреблялись столбы и колонны, смахивающие на ионические и коринфские, но плохо обработанные. Антаблемент первоначально не заключал в себе собственно фриза. Над сильно выступающим вперед карнизом поднималась двускатная крыша, более крутая, чем у греческих храмов; образуемый ей фронтон был высок и грузен. Впоследствии, под влиянием греческих образцов, появились: на антаблементе триглифный фриз, имевший, однако, лишь декоративное значение, над вершиной и над нижними концами фронтона терракотовые или бронзовые украшения (акротерии), а на его тимпане такие же статуи и рельефы.

Знаменитейшим храмом этрусского стиля был храм Юпитера на Капитолийском холме в Риме, заложенный приблизительно в 509 г. до Р. Х. Кроме этого святилища, существовало в Риме несколько других храмов этрусского типа. По свидетельству Витрувия, этруски, наряду с храмами четырехугольного плана, строили также и круглые; едва ли впадешь в ошибку, если представишь себе храмы этого рода похожими в малом виде и в общих чертах на римский Пантеон, т. е. зданиями цилиндрической формы с приставленным спереди портиком.

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения.

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Ворота в Вольтерре
III-IIвв.до.н.э. Вольтерран, Италия

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

1 слайд

2 слайд

Считается, что культура этрусков сложилась в области Тоскана, откуда она распространилась и на соседние территории. Могильник Кватро Фонтанилли хорошо демонстрирует отсутствие какого-либо перерыва между культурой вилланова и этрусской. Переход к этрусской культуре произошел, таким образом, примерно в VII в. до н.э, при этом в модели расселения сначала не произошло серьезных изменений, за исключением того, что некоторые поселки стали укрупняться, образуя т.н. виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. В соответствии с современными исследованиями, предполагается, что появление этрусского города было связано с реорганизацией сельских поселений, в экономической жизни которых все большую роль стали играть земледелие и выращивание олив и винограда. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIII в. до н.э. разработка месторождений тосканских железных руд – единственного источника железа на территории к югу от Альп.

3 слайд

В VII в. до н.э. кремация уступила место ингумации, причем погребения уже были совершены по типично этрусскому обряду в наземных камерных гробницах. Ингумация

4 слайд

Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Блера. Гробница делля Казетта.

5 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба делля Чинкве. Конец VII в. до н.э. (Steingraber 2000 рис.266)

6 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба дели скуди и делле седие. VI в.до н.э.

7 слайд

8 слайд

Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Сосуд стиля "букеро" из погребения Роджолини-Галаси в Черветери. VII в. до н.э.

9 слайд

Бронзовая статуэтка этрусского воина из Умбрии. Италия. V в. до н.э. Ашмолиан музей. Оксфорд

10 слайд

Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке. Этруски. Папулония. План большой гробницы в Карри. (Steingraber 1981, рис.52).

11 слайд

12 слайд

Золотая этрусская фибула с самой ранней латинской надписью. (Археологический музей в Болонье).

13 слайд

Многие предметы импортировались в Этрурию из стран Ближнего Востока и Африки через греческую или финикийскую торговые сети. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Местное металлургическое производство достигло довольно высокого уровня развития, в нем стали употребляться новые технологические приемы, например, филигрань и зернь. Появилось много богато украшенных бронзовых сосудов, подобных широко распространенным к северу от Альп кувшинам с клювовидным сливом. Сосуд из Безансона. 350 г. до н.э.

14 слайд

В глубинных районах Этрурии были распространены гробницы, устроенные в склонах речных террас. Блера. Могильник Весково. V в. до н.э.

15 слайд

Далее на север предпочитали строить наземные погребальные усыпальницы, в Тарквинии – в прибрежной зоне – широко известны богатые могильные склепы с расписанными стенами, на которых изображались сцены охоты, спортивные состязания или фестивали, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков. Этруски. Тарквиния. Томба делла Триклинио. (Steingraber 2000, p.15)

16 слайд

17 слайд

На примере уже упоминаемого комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до н.э. – такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану. Схема расположения памятников в окрестностях г. Вей

18 слайд

Одними из наиболее исследованных северных городов являются порт Спина на Адриатике и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной р. По. Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Марцаботто. Общий вид.

19 слайд

Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Керамика Марцаботто. Археологический музей

20 слайд

21 слайд

В отличие от южной и западной частей Апеннинского полуострова, на севере влияние внешней торговли ощущалось слабее. Даже на Адриатическом побережье импортные предметы были довольно редкими вплоть до IV в. до н.э. Однако и здесь наблюдалась тенденция к образованию локальных центров, вокруг которых группировались более мелкие поселения. Процесс ориентализации пришел на север Италии с запозданием на столетие, через вторые руки из Этрурии. Появились новые мотивы в декоративном искусстве, в виде фризов из изображений животных, человеческих фигур и сцен из повседневной жизни. Эти приемы использовались, главным образом для украшения больших бронзовых сосудов-ведер, которые известны под латинским названием "ситула". Могильник Чартоза. Ситула. Болонья. Археологический музей

22 слайд

IV четверть

План урока № 1.

Тема: Искусство этрусков

Цель: Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

Задачи:

1. Образовательная: Знакомство с культурой этрусков.

2. Воспитательная: осознанное отношение к искусству этрусков.

3. Развивающая: художественный вкус, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, сравнения, художественного обобщения.

Список методической и используемой литературы.

1. Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античное искусство. М.: Искусство, 1972. – 356 с.

2. Древние Египет и Греция. М.: Терра, 1997. – 288 с.

3. Всемирная история / ред.группа: М. Боярский, Е. Сучкова, Л. Ковальчук. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 303 с., ил. – (Наглядная энциклопедия для всей семьи).

4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1971. – 319 с.

5. Дмитриева Л.В., Романова В.К. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «История искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» для учащихся 2 класса (5-летний срок обучения), п. Усть-Ордынский, 2012.

Основные понятия: акротерий, антефикс, целла, вотивный, канопы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания:

    Какой новый архитектурный тип возник в эпоху эллинизма?

    Назовите наиболее значительные скульптурные произведения эпохи эллинизма.

    Что такое глиптика?

    Что такое камея?

    Что такое инталия?

3.Объяснение нового материала.

Этруски были народом индоевропейского происхождения, по всей видимости, из Малой Азии. С IX –VIII вв. до н. э. их поселения находились на землях между Арно и Тибром, Тирренским морем и Аппенинскими горами. Позже этруски расселились также на юг и на север, в Паданскую низменность. С VI в. до н. э. этрусская цивилизация интенсивно развивалась уже в хорошо укрепленных, самых настоящих городах-государствах (Вейо, Черветери, Тарквиния, Перуджа и др.), объединявшихся в союзы и утверждавших свой приоритет по отношению к другим италийским городам, в том числе Риму. Его борьба с этрусками занимала период с конца III в. до н. э. до середины II в. до н. э.; этрусская цивилизация в итоге была поглощена Римом.

С VI в. на цивилизацию этрусков все большее воздействие оказывает через греческие колонии на юге Италии эллинская культура. Искусство этрусков развивалось под знаком греческого влияния (сохраняя, впрочем, свою характерную «антиклассичность»), а также восточного, и достигло расцвета в IV –V вв. до н. э. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Подобно грекам, этруски поклонялись двенадцати богам, но в их религиозном мировоззрении особую роль играли божества смерти и загробного мира, а также гадания по молниям, полету птиц и внутренностям жертвенных животных.

Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX –VIII векам до н. э. Для этой эпохи характерны сосуды в технике импасто , которые лепились вручную из плохо обработанной глины. С XV в. до н. э. под влиянием привозной керамики из Греции и стран Передней Азии и благодаря распространению гончарного круга керамика импасто приобретает правильные формы и гладкую поверхность, которая после лощения и последующего обжига приобретает металлический блеск. Формы многих сосудов копируют привозные изделия. Например, большой котел холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско-урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний. На смену сосудам импасто приходит новый вид керамики – буккеро (от испанского названия сосудов древних индийцев, имевших черный цвет), для которой характерны глубокая черная блестящая поверхность и четкие чеканные формы, воспроизводящие дорогую металлическую посуду. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и ритуальных целей.

В XII в. до н. э. под воздействием греческой вазописи появляются расписные сосуды: грушевидные арибаллы, алабастры, ольпы, ойнохои. Их поверхность густо покрыта изображениями, между фигурами помещаются розетки. Через полтораста лет в Этрурии под греческим влиянием утверждается чернофигурный стиль вазописи. Наиболее известны произведения из мастерских в городе Вульчи, получившие название «понтийских» ваз. Их роспись представляет собой ряд орнаментальных и сюжетных фризов, для которых характерна некоторая небрежность в исполнении фигур, сочетающаяся с динамичностью и выразительностью поз и движений. Характерным мотивом является эффектная сцена терзания животных . Таким образом, в этрусской керамике пересматривались греческие образцы и разрабатывались собственные формы, с типичной отделкой черным цветом.

В религии этрусков, как и других древних народов, важнейшее место принадлежало загробной жизни. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Главными предметами погребального культа были урны и саркофаги – вместилища праха покойного. Наиболее ранние памятники такого рода – погребальные терракотовые биконические урны и урны-канопы (часто напоминающие египетские сосуды для мумифицированных органов умершего) конца VII–начала VI в. до н. э., в которых хранили пепел умершего. Чаще всего крышки украшены фигурками воинов или изображениями человеческой головы, портретирующей покойного, ибо именно она служит вместилищем жизненной силы. Широкое распространение получили большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках, часто представленными возлежащими за пиршественным столом (на греческий манер).

Живопись представлена росписями гробниц: особенно знамениты гробницы Леопардов и Корабля в Тарквинии. Подобно древним египтянам, этруски украшали росписями стены гробниц. Сами гробницы либо высекали в скале, либо возводили из камня и насыпали над ними курган. Их внутренние помещения часто имитируют комнаты домов этрусской знати. Росписи гробниц дают яркое представление о жизни, нравах и религии этрусков. На стенах изображены мифологические сцены, атлетические состязания в честь умершего, картины погребальных пиров. Размещенные по поясам погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы, могучие фигуры зверей. Сплошь плоскостные изображения. Теплые, звучные тона, высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Архаическая условность, но и острая выразительность. В движениях порывистость, даже нервозность. Что-то беспокойное тревожит нас в самом танце. Созданные в VI–V веках до н. э. фрески этрусских мастеров представляют собой великолепные произведения античной декоративной живописи. В них ярко сказалось влияние Греции, пересечение по стилю с вазописью.

Этрусская скульптура отмечена большой реалистичностью, прежде всего в портретах; отличается значительным разнообразием продукция из серебра, такая как большие статуи, датируемые V в. до н. э. (Национальный музей виллы Джулии, Рим), из храма Портоначчо в Вейо (Аполлон, голова Гермеса, торс Геракла, Богиня Артемида с мальчиком ) и знаменитый Саркофаг супругов из Черветери (VI в. до н. э.), где удивленное выражение лиц супругов напоминает загадочную улыбку Аполлона из Вейо. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. терракотовая пластика достигает необычайного совершенства. Знаменитый мастер Вулка исполнил декоративную скульптуру храма Аполлона в Вейях. Крышу здания увенчивали акротерии , среди которых была и многофигурная композиция, представлявшая сцену спора Геракла с Аполлоном из-за оленя. От нее сохранилась большая, в рост человека фигура Аполлона – выдающийся образец этрусской пластики.

Этруски обладали изощренной техникой обработки металлов: особенно высоким качеством отличаются знаменитые бронзовые статуи Капитолийская волчица и Химера (V в. до н. э., Археологический музей, Флоренция). Высочайшим мастерством, тонкостью и изяществом отличаются этрусские ювелирные изделия.

Об архитектуре этрусков можно судить по городским стенам и воротам, а особенно – по гробницам, большей частью подземным, располагавшимся под жилыми домами; проведенные раскопки обнаружили в них богатые погребальные клады. Среди городских общественных сооружений особая роль отводилась храмам, на конструкцию и декоративное оформление которых большое влияние оказала греческая архитектура. Однако храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании – подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал фасад здания. У греков этруски переняли такие элементы архитектурного декора, как антефиксы, акротерии, фигурные карнизы и фризы. Все эти детали изготавливались из обожженной глины и богато раскрашивались. Особенно популярными были красочные антефиксы с изображением масок горгон, силенов или менад на фоне пальметты. Помимо чисто практических целей – защиты торцовых частей кровли от влаги, антефиксы, вернее, персонажи, представленные на них, должны были отпугивать от храма враждебные силы. На антефиксах IV –V веков до н. э. чувствуется сильное влияние позднеархаической греческой скульптуры. Главное место в пантеоне этрусков занимала триада верховных богов – Юпитер, Юнона и Минерва, которых почитали во многих городах под их этрусскими именами. В их честь строили храмы с тремя целлами (латин. комната). Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия.

Расцвет культуры и искусства Этрурии охватывает период с VII до начала V в. до н. э. Затем наступает пора нарастающего упадка этрусских городов. Борьба с многочисленными племенами, постоянные войны и социальные распри подорвали их политическое могущество. Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры. Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима. Согласно давней традиции, считается, что римляне научились у этрусков строительству дорог, применению арки и свода, заимствовали композицию культовых сооружений с тремя целлами и внутреннюю организацию частных жилищ. Таким образом, за пять столетий эта цивилизация сумела создать столь высокую культуру, что ее можно ставить в один ряд с греческой и римской.

Акротерий (греч. – вершина, фронтон) – скульптура или скульптурно-исполненные орнаментальные мотивы над углами и в центре фронтона античных зданий.

Вотивный – посвященный в храм по обету, данному божеству.

Антефикс – архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом) по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

4.Просмотр презентации.

5.Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков.

6.Обобщение урока:

    • Где находилась Этрурия?

      Под чьим влиянием развивалось искусство этрусков?

      Назовите особенности религии этрусков.

      Где были найдены образцы этрусской живописи?

      Назовите самую знаменитую этрусскую бронзовую статую.