Сочинение на тему «Савельич и Пётр Гринёв на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Одним из второстепенных персонажей произведения является Архип Савельич, представленный писателем в образе верного слуги главного героя повести Петра Гринева.

Савельич, ранее бывший стременным и участвующий в боевых походах вместе со старшим Гриневым, отличается здравым честолюбием, честностью, разумностью и исполнительностью. Старик бережно относиться к барскому имуществу и знает цену деньгам, поэтому способен биться за каждую хозяйскую копейку, а также одежду и утварь, проявляя порой при этом забавные черты, сочетающиеся с небывалым упрямством во всем, что касается вещей барина.

К молодому господину Савельич испытывает чувства, схожие с отеческими, переживая за барина и, ворча, давая ему правильные советы. Будучи истинным русским представителем крестьянского сословия, Савельич верно чтит заповеди прадедов и отцов, исправно выполняя барскую волю и усердно заботясь о Петруше Гриневе, не обижаясь на оскорбления и браные слова хозяина.

Характерные черты старика Савельича проявляются в его поступках по отношению к любимому барину, в которых Савельич готов пожертвовать своей жизнью ради спасения Петруши. Это происходит и в момент дуэли Гринева со Швабриным, и при встрече с Емельяном Пугачевым, когда Савельич бросается на колени перед предводителем с мольбой о спасении барина от виселицы и предлагает обменять Гринева на его собственную персону. При этом Савельич не получает никакого поощрения в виде благодарных слов от Петра, который воспринимает действия слуги в качестве его обычного исполнения своих обязанностей, выговаривая Савельичу о его долге повиноваться боярским приказам. Савельич не обижается на Петрушу, так как воспринимает подобную холодность и равнодушие барина как единственно возможный факт отношения к человеку его простого происхождения.

Раскрывая образ старого Савельича в романе, писатель описывает на его примере типичного представителя простого русского народа, являющегося крепостным крестьянином, отличающегося преданностью, верностью, чувством собственного достоинства и характеризующегося положительными качества характера, способного на самопожертвование, любовь, сострадание и великодушие.

Сочинение Савельич в рассказе Капитанская дочка

Раньше в каждой богатой русской семье к ребенку приставляли слугу, который его всему обучал, во всем помогал и поддерживал до конца жизни. Не исключением стал и маленький Гринёв, которому в слуги назначили Свельича.

Савельич довольно старый человек, который оберегает молодого барина Гринёва. Гринёв в одном моменте говорит, что Савельич бережет не только его самого, но и его сбережения и одежду. Старый слуга не любит всё иностранное и нерусское, он очень опасается по поводу того, что один из учителей Гринёва - француз. Опасения эти подтверждаются тем, что молодой Гринёв становится зависим от человека не самого благородного, который любит многих девушек, много пьёт и не исполняет добросовестно свои обязанности.

Савельич не похож на обычных слуг того времени, потому что он не пресмыкается перед своим барином, он сильный характером, немного гордый и не боится говорить или делать что-то наперекор Гринёву, не потому, что не уважает его, а потому, что он гораздо старше, а потому мудрее и зачастую знает, как правильно нужно поступить.

Савельич очень храбрый человек, что особенно подчёркивается в ситуации, когда Гринёва хотят казнить. Очень важная сцена между Гринёвым и Савельичем происходит, когда человек от Зурина приходит за деньгами, которые были проиграны в карты. Гринёв велит отдать деньги, а старик всячески сопротивляется. Тогда Пётр переступает грань дружеских отношений и показывает Савельичу, что в этом доме он хозяин, он барин. Савельичу стало горько от такого отношения и слов своего друга, которого он считал чуть ли не своим ребёнком, к которому проявлял настоящую родительскую любовь. Отдавая сто рублей, Савельич осознаёт, что последнее решение всегда всё равно за барином, за Гринёвым, но с заботой пытается как можно скорее уберечь Петра от трактира.

Савельич уважает себя, о чём свидетельствует его ответ на письмо отца Петра Гринёва, где тот называет Савельича собакой и всячески ругает. Сам же Савельич говорит, что он не собака, а преданный и верный слуга, что в его понимании очень разные понятия.

Я думаю, что Савельич - благородный, умный и преданный слуга своего любимого Петра, которого он нянчил и учил всему с пяти лет. Если задуматься, то настоящим отцом для Гринёва стал не его родной отец, а Савельич. Мне жаль, что почти никто не видел этого, отец Гринёва вечно ругал Савельича, сам Гринёв не понимал чрезмерной заботы старика.

Вариант 3

Смысл жизни Савельича сводится к тому, чтобы оберегать и защищать Петра Андреевича от опасностей, отстаивать его интересы, сохранить барское имущество. Преданность этого человека абсолютно безгранична: он готов пойти на погибель ради своего барина, защищая его от сабли Швабрина и виселицы Пугачева.

Несмотря на подобную самоотверженность, поведение Савельича нельзя назвать проявлением нравственного холопства. В определенной степени он независим, ворчлив, упрям. Старик отличается добрым нравом, хотя своим упрямством, наивностью и простодушием он порой доставляет Гриневу немало хлопот. Савельич знает цену вещам и деньгам, поэтому долго сердится на Гринева за подаренный им разбойнику заячий тулуп.

С самого начала романа и до последних его событий Архип Савельич находится рядом со своим воспитанником. В прежние годы он принимал участие в военных походах премьер-майора в отставке, отца П.А. Гринева. Зная, насколько отважен, исполнителен и разумен его боевой товарищ, Андрей Гринев, ни минуты не сомневаясь, доверил ему начальное воспитание сына.

Как только мальчику исполнилось 12 лет, к нему приставили французского гувернера, выписанного специально из Москвы. Савельич не одобрил такое решение, потому как чувствовал некоторую ревность к французскому учителю. Эта ревность проявлялась в ворчании старика. При этом, будучи свидетелем загулов французского гувернера, Савельич никогда не занимался доносительством. Учитель этим пользовался и продолжал делать вид, что обучает ребенка наукам. Когда юноше исполнилось 17 лет, старший Гринёв решил отправить сына на службу, и в качестве стремянного и слуги отправил с ним Савельича. За время службы Гринев по достоинству оценил преданность и надежность Савельича. Именно поэтому он доверил ему судьбу Маши Мироновой, которую отправил вместе со своим дядькой в имение своих родителей.

Савельич обладает чувством собственного достоинства. Особенно ярко эта черта проявляется в сравнении с дворянином и офицером Швабриным, который обладал рабским сознанием и ради спасения своей жизни был готов упасть в ноги к разбойнику.

Образ Савельича несколько комичен. Об этом говорят ситуации, в которых персонаж совершает нелепые поступки. Тем не менее, в роковой момент, когда главного героя вели на повешение, именно Савельич спас Гринева.

Этот герой воплощает в себе образ верного слуги старой эпохи, русского крестьянина того времени, который стал предшественником подобных образов в других произведениях отечественной художественной литературы

Несколько интересных сочинений

  • Анализ пьесы Старший сын Вампилова

    Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

  • Образ и характеристика Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Пушкина

    «Борис Годунов» - реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

  • Сочинение по картине Крымова Зимний вечер 6 класс описание

    Тишина. Едва уловимый скрип снега. Все бело. Где-то вдалеке бегут лошади, везут стога сена. Когда я смотрю на картину, мне хочется забросить все свои дела, сесть на скамью, закрыть глаза и подумать о чем-нибудь приятном.

  • Аннинька и Любинька в романе Господа Головлевы сочинение

    Аннинька и Любинька – сестры-близнецы, дочери Анна Владимировны Улановой, которая против родительской воли выскочила замуж. Арина Петровна была вынуждена выбросить «кусок» нерадивой дочери в виде захудалой деревеньки Погорелки

  • Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое...» Почему же, в самом деле, когда читаешь киигу, так жаль становится Савельича, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева? Ответ только один: Савельич - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

Савельич характеристика и образ в повести Пушкина Капитанская дочка

План

1. Главные герои произведения.

2. Савельич. Характеристика и образ в повести “ ”

2.1. Характер героя.

2.2. “Не старый пес, а верный ваш слуга”.

2.3. Подвиги Савельича.

3. Трагизм крепостного права.

“Капитанская дочка” - историческая повесть а, основанная на реальных событиях. Главные герои произведения - смелый и благородный офицер Гринев, беззащитная и мужественная красавица Маша Миронова, жестокий и двуличный предатель Швабрин и, конечно же, безжалостный и добросердечный . Эти колоритные многогранные образы не перестают удивлять и завораживать читателя на страницах повести.

Однако не менее важным и ярким героем является и Савельич - старый слуга Гринева. На первый взгляд он занимает малозначительное место в повествовании, но, внимательно присмотревшись к его словам и поступкам, начинаешь понимать, что пожилой прислужник играет особенную, значимую роль в жизни главных героев. Например, если бы не он - то натворил бы за свою юность множество ошибок и даже был бы казнен, если б не заступничество старого слуги.

В повести Савельич предстает перед читателями пожилым человеком, немного ворчливым, немного глуповатым, но очень смекалистым и преданным. Гринев характеризирует его как непьющего, что было редкостью для одинокого крепостного того времени, “за трезвое поведение пожалованного… в дядьки”. Савельич очень привязан к своему барину, он обучал его грамоте и относился к нему, как к сыну. Скорее всего, все хорошее, что имел в себе Гринев, досталось ему от примера верного слуги.

Пожилой крепостной описывается очень хозяйственным, домовитым человеком: “…Я пошел на квартиру, мне отведенную, где Савельич уже хозяйничал”. Он умеет правильно распоряжаться деньгами, хорошо убирает и готовит. Несмотря на свое зависимое положение, старик умеет читать и писать, любит отстаивать свое личное мнение, даже спорить с барином. К тому же, Савельич обладает проницательностью и наблюдательностью: “Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого”.

Примечательны отношения старого слуги со своими господами. Он любит их от всего сердца, усердно заботится об их благополучии. Для него крепостное право - это образ жизни, он не осознает, что может быть как-то иначе, он смиренно подчиняется барину и искренно любит его. Поэтому Пугачева - освободителя крестьян, он называет “злодеем и разбойником”. И хотя Савельич относится к Гриневу как к собственному ребенку, видно, что молодой человек не питает к старому слуге ответных чувств.

Конечно, он по-своему привязан к своему “дядьке”, уважает его, прислушивается к его советам, иногда разговаривает с ним на равных, но в то же время в обращении офицера к своему слуге сквозит насмешливость, снисходительность и холодность. Особенно это очевидно, когда молодой человек несправедливо обругал Савельича за то, что тот рассказал его отцу о дуэли. А Гринев-старший, в свою очередь, оскорбляет слугу за то, что тот не доложил о ней! В этой нелепой ситуации старый крепостной выглядит благородным и справедливым человеком. Он не обижается на своих хозяев, так как понимает их чувства, не затаивает злобу. Он твердо отстаивает свое человеческое достоинство, но делает это смиренно, заглушив в себе обиду: “Я не старый пес, а верный ваш слуга, господских указаний слушаюсь…”

Несмотря на свой почтенный возраст и рабскую покорность, Савельич готов идти на жертвы ради своего юного господина. Он кидается в ноги Пугачеву и просит казнить себя вместо молодого хозяина. Он, рискуя жизнью, предъявляет главарю бунтарей счет, вступаясь за барское добро. Но многие добрые и смелые поступки Савельича остаются незамеченными его повелителями. В этом и заключается весь трагизм и вся жестокость крепостного права, где слуг не считали за людей, где жертвы крестьян принимались как должное, где не было дружеских уз, обыкновенной благодарности и искренней привязанности между богатыми и бедными.


Архип Савельич – один из персонажей исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Несмотря на то, что он не является главным героем, его образ – один из самых интересных в произведении.

Савельич – крестьянин, слуга Петра Гринёва, сопровождающий юношу. В его образе автор хотел воплотить всё лучшее, что может быть свойственно крестьянскому сословию. Но положительные качества Савельича не видны читателю с первого взгляда, они раскрываются постепенно, по ходу сюжета романа.

Во вступлении произведения Савельич предстаёт как рассудительный, умный и дальновидный слуга, для которого важна не оплата за свою работу, а благополучие «воспитанника», его правильное воспитание и приобщение к русским традициям. Так, он отрицательно относится к французу-учителю, не выполнявшему свои обязанности («Куда как нужно нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!)» Кроме того, ещё одно ценное качество Савельича - ведение трезвого образа жизни («За трезвое поведение пожалованному мне в дядьки»), что удивительно, ведь в то время стояла проблема чрезмерного пристрастия крестьян к спиртному.

Основная часть произведения показывает читателю другую сторону образа Архипа Савельича – он упрям, ворчлив, готов отстаивать своё мнение до последнего и любит читать наставления. Он очень бережлив, задумывается о благосостоянии своего «воспитанника», поэтому старается оградить его от необдуманных расходов.

Кроме того, Савельич отрицательно относится к тому, что Пётр Гринёв «жалует заячий тулупчик с барского плеча» бродяге, который помог им найти путь в буран. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке») И такая реакция Савельича неслучайна: автор хотел показать его умение видеть людей насквозь, то есть с первого взгляда понимать сущность окружающих. Именно по этой причине слуга Петра Гринёва первым узнаёт в Емельяне Пугачёве, предводителе восстания, того самого бродягу.

Во время нападения крестьян на Белогорскую крепость Савельич совершает благороднейший поступок, достойный внимания и уважения читателей. Помня о наказе матери Петруши «смотреть за дитятей», а также благодаря бесконечной верности, преданности, готовности пожертвовать собой ради «воспитанника», старик предлагает Пугачёву казнить его, вместо Петра: «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Такое поведение Савельича удивляет даже Пугачёва, «разбойник», поражённый преданностью и верностью слуги, сохраняет жизнь и ему, и Петруше.

Даже после таких потрясений Савельич остаётся верным Петру, он всюду сопровождает юношу («Я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину», «Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану»). Но несмотря на это, когда Гринёв просит его отвезти возлюбленную к родителям, слуга выполняет поручение, каким бы тяжёлым психологически оно не было. Это в очередной раз доказывает бесконечную верность Савельича Петруше.

Таким образом, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» образ Архипа Савельича занимает особое место. Слуга выступает в роли верного, преданного слуги, готового забыть о своих убеждениях ради «воспитанника» и даже отдать за него жизнь.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гри­нёва разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, бу­ран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

Ответ

Глава начинается народной песней: фактически впервые Петя Гринёв оказался так далеко от дома, и ему пришлось об­щаться с выходцами из народа. Но, вообще-то говоря, после­дующие главы тоже начинаются с народных песен, так что де­ло здесь в том, с какой именно песни автор начинает повествование.

В данном случае это грустная песня, полная сожаления о том, что вокруг незнакомая сторона, на которую добрый молодец попал не по своей воле, а в буйном хмелю. Этим задаётся определённый тон главе, в которой происходит встреча с Пугачёвым и делается намёк на авторское отноше­ние к зарождающимся планам знаменитого мятежника, что подчёркивает обстановка знакомства.

Гринёва разговор с Савельичем характеризует как совест­ливого молодого человека, который искренне привязан к кре­постному дядьке. Минута высокомерия прошла, и сам Гринёв чувствует себя неловко. Он просит прощения у своего холопа, вовсе не думая, что, по тогдашним законам, это фактически его раб. Вместе с этим, Гринёв парень упрямый и несомненно склонный к романтическим приключениям — иначе он тут же не настоял бы на том, что надо двигаться дальше, несмотря на предупреждения ямщика и просьбы подобревшего Савельича. Конечно, говоря так, мы должны учитывать возраст Гринёва. В таком свете и в свете прочих его качеств эта бесшабашность выглядит даже симпатично и уж, по крайней мере, естественно.

Савельич был заметно тронут извинениями Петра, он тоже отходчив, но вину с себя не снимает, считает, что должен был уследить за своим подопечным. Как человек поживший, и к тому же несущий ответственность за другого, он предпочитает осторожные решения и недоволен легкомысленным стремле­нием Петра ехать сквозь буран.

Описывая дорогу, А.С. Пушкин недаром замечает, что она «печальная». Собственно, дороги как таковой там и не бы­ло — по степи только след от крестьянских саней. Понятно, что путь по таким унылым местам навевал грустные размыш­ления на юношу, который ещё совсем недавно мечтал поехать в столицу и служить в гвардии. Буран начался неожиданно -вот ещё только маленькое облачко на горизонте — и уже всё заволочено снежной мглой. Возможно, такая атмосфера была нужна А.С. Пушкину, чтобы читатель почуял незримое сход­ство между бураном и тем восстанием, что должно было вот-­вот также внезапно разгореться. Появление Пугачёва, этого таинственного «дорожного», в такую погоду, то, что он сумел, не смотря ни на что, вывести кибитку к жилью, показывает его человеком, умеющим ориентироваться в условиях бури и, более того, чувствующим себя в ней вполне комфортно. То же можно сказать и про его лихое руководство мятежом, когда он так же чутко вёл своих людей сквозь социальные потрясения.

Сон Петруши имеет глубокий смысл для дальнейших со­бытий. В этом сне символически отобразился нравственный выбор, спустя несколько месяцев вставший перед Гринё­вым — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила буду­щих сомнений и размер участия Пугачёва в судьбе юноши бу­дут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь показывала всю жестокость будущего, но даже через эту кровь Пугачёв был ласков с Петром и при­зывал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но поразительная реальность его сна произвела на него глубо­кое впечатление. Выйдя за рамки пушкинского текста, можно с большой долей вероятности предположить, что в сложные моменты выбора Гринёв неоднократно возвращался к этому сну, постепенно прозревая его пророческую сущность.

А.С. Пушкин описывает Пугачёва словами Гринёва: «На­ружность его мне показалась замечательна. Он был лет соро­ка, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

С хозяином Пугачёв разговаривал иносказательно, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предполагаемом выступлении, но сказать о частностях непросто. Дождик, грибки и кузов — это, скорее всего, под­стрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет де­лать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, одним словом. Воевать с царскими слугами. После Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («за­ткнуть топор за спину») и пошёл спать.

Иллюстраций к данной главе в учебнике-хрестоматии нет.