Сочинение по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце

Урок развития речи по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце».

Ведерникова В.Г.

Цели:

  1. Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»
  2. Углубить знания учащихся о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.
  3. Научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение.
  4. Развивать речь учащихся, обогащая ее образно-выразительными средствами
  5. Воспитывать любовь к родной земле, чувство прекрасного.

Форма урока: развитие речи.

Оборудование:

  • интерактивная доска (эпиграф к уроку, портрет художника В. Цыплакова, пейзажные картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», «Картошку сажают», «После дождя», «Солнечный день», «Осенний мотив», «На Волге», «Осенний пейзаж», «Снег в деревне», «Снег», «Первый снег»);
  • материал для словесно – стилистической работы;
  • отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Подготовительная работа:

  • Подготовить сообщение о художнике В. Цыплакове .
  • Подобрать и прочитать выразительно стихотворения, связанные с темой «Зима».
  • Письменный ответ на вопрос «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»
  • Найти и выписать теоретические понятия, которые будут изучаться на уроке (композиция, колорит).

Ход урока.

Солнце смеется! …Ликует природа

Всюду приволье, покой и свобода!

Н. Некрасов.

I. Вступительное слово:

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к домашнему сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце». Запишите дату и тему урока (Слайд №1).

Тема урока созвучна с поэтическими строчками Н.А.Некрасова. Прочитайте. (Чтение эпиграфа, слайд №2 ). Эти замечательные слова послужат эпиграфом нашего урока.

Запишите. (Демонстрация картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», слайд №3 ).

II. Рассказ о художнике Викторе Григорьевиче Цыплакове.

Такую картину не мог нарисовать равнодушный к природе человек. Об авторе этого полотна расскажет нам Пандюрин Андрей (слайд №4).

Ученик. Виктор Цыплаков родился в 1915 году в крестьянской семье, в селе Бурминки бывшей Рязанской губернии, в есенинском краю «березового ситца». Ярких деревенских впечатлений ему хватило на многие годы жизни. Они, разумеется, не могли быть только радостными, тем более в годы гражданской войны, да и позже, когда пришлось испытать немало лишений, когда семья искала, где прокормиться. И все-таки восприятие деревенской жизни у Цыплакова всегда окрашивается теплыми, светлыми тонами. Это весенние пейзажи (слайд №5), в которых с такой тонкостью выражается особое состояние протаявшей, ожидающей тепла земли, не оставляют без внимания летние картины (слайд №6, 7) , пристально вглядывается автор и в осеннее золото (слайд №8, 9, 10).

В этом - один из секретов художественной и жизненной полноты цыплаковской живописи. Художник любит ясные, предвесенние дни, когда снега как бы расцветают, сияя под солнцем, впрочем, он так же охотно пишет серенькие деньки с неярким серебристым светом низкого облачного неба.

В зимних пейзажах обращает внимание виртуозное мастерство, с которым наносит художник красочный слой, то более плотный и весомый, то, напротив, как бы размытый воздухом, почти акварельный (слайд №11, 12, 13). Не случайно этюд «Мороз и солнце» (1952) (слайд № 14), принадлежащий ныне Государственной Третьяковской галерее, вызвал восхищение И. Э. Грабаря. Цыплаков вспоминает, как тот, увидев этот этюд, просто прыгал от восторга, восклицая: «Вот это русское искусство!»

III. Беседа по картине «Мороз и солнце».

Учитель. Эту репродукцию вы видите и на страницах вашего учебника. Рассмотрите его.

Учитель. Что привлекает наше внимание, когда мы смотрим на картину Цыплакова «Мороз и солнце»?

Ученик. Зимний пейзаж.

Учитель. Что изображено на переднем плане картины?

Ученик. Земля как спящая красавица, закованная в голубое; нависший на кустарнике иней; снег, розовеющий на солнце и синеющий в тени; лучи солнца, пронизывающие все предметы, изображенные на картине.

Учитель. Что вы видите слева от дороги?

Ученик. Дома, ярко освещенные солнечными лучами, телеграфные столбы с тонкими нитями проводов.

Учитель. Что изображено в центре картины?

Ученик. Лошади, люди.

Учитель. Что скажете о вознице?

Ученик. Чтение отрывков из письменного ответа на вопрос: «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»

Учитель. Что изображено вдали?

Ученик. Поле, раскинувшееся за рекой. На горизонте виднеется лес, нарисованный сплошной линией.

Учитель. Обратите внимание на обилие красок, с помощью которых художник изобразил небо, снег, дали, дом. Какие краски и тона преобладают на картине?

Ученик. Много розового: снег, березы; голубого: небо, снег; коричневого: пятна домов, телеграфные столбы, лошади с возницами, березы; светло-лилового: снег; белого: снег. Цвета, создающие ощущение счастья, радости.

Учитель. Как выписывает художник детали?

Ученик. Неясно, расплывчато, как бы в дымке.

Учитель. Что хотел показать художник этой картиной?

Ученик. Красоту родной природы, необозримые просторы нашей родины. Ничего броского в этом этюде, но эта картина близка и понятна нам.

Учитель. Понравилась ли вам картина, если понравилась, то чем?

IV. Выразительное чтение самостоятельно подобранных отрывков из стихотворений, раскрывающих содержание картины В.Цыплакова «Мороз и солнце»

Учитель. Какие стихотворные строчки вспоминаются, когда смотрите на картину «Мороз и солнце»?

Ученик. Мне вспоминается из ранее прочитанных произведений строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мороз и солнце; день чудесный:

Ученик.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ученик.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

ЗИМЕ

Когда природа хороша

В своём обыкновении,

Зима врывается в дома,

Сквозит мороз метелями.

Но мне особенно мила

Другая снега сторона:

Когда он хлопьями кружится

И тихо на землю ложится.

Ты грезишь раннею зимой –

Великолепною порой:

Когда понурые деревья

Стоят и терпеливо ждут,

Что вновь мороз леса оденет,

Послушно в инее заснут.

Не снега первого любимей,

Бурана хмурого грустней,

Не новогодних поздравлений

Нет лучше для души моей.

Порой сидишь часами в школе

И глаз отводишь поневоле

От в клетку белого листа,

От скучных цифр и письма

Туда, где воздух чистый – чистый,

Где первый снег слегка искрится,

Туда, где правят холода –

Властолюбивая зима!

Домой идешь – момент лелеешь,

Не хочешь внутрь заходить,

Снежинки на ладони греешь –

Так можно ведь совсем простыть!

Но, несмотря на все прогнозы,

По мне зима – хоть круглый год.

За наши русские морозы

Никто не будет так же горд!

Все наши прошлые проказы:

Те санки, валенки, коньки

Как будто вспоминаем разом,

Кидаясь в снег, как чудаки.

Поём, танцуем бесконечно,

Ждём – не дождёмся новый год,

Тепла и волшебства, конечно –

Вот что нам зимушка даёт!

Теперь всё сказано словами,

А фразы сложены в стихи.

Мой снег, я в вас души не чаю,

Зима, вам признаюсь в любви!

V. Вывод:

Учитель. В искусстве Цыплакова сильно выражается глубоко лирическое начало радостной живописной гармонии. Пейзаж и жанровый рассказ составляют нечто нераздельное. В пейзаже Цыплакову удается проникнуть в глубины ее потаенной, скрытой жизни. Природа всегда соотносится с внутренней жизнью человека.

Иногда она противостоит состоянию его души, а иногда выражает высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином потоке, что мы и наблюдаем, глядя на эту картину. Вот почему Цыплаков в центре своего полотна изобразил человека на лошади.

V. Составление примерного плана сочинения-описания картины.

Учитель. Для работы над сочинением необходимо составить примерный план. Ваши предложения.

  • Идея. Что хотел художник показать этой картиной?

На картине Цыплакова «Мороз и солнце» с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение родными просторами, стремиться передать внутренний мир изображаемых им людей, мысли, чувства и переживания в гармонии с природой.

От картины веет Родиной и покоем, как веет покоем от мудрой матери.

  • Описание:
а) улица, б) березы, в) дома, г) лошади с возницами, д) дали, лес е) небо.
  • Средства, использованные художником для раскрытия замысла картины (цвет, светотень, композиция).
  • Впечатление от картины. (Слайд №15)

VI. Словарная работа.

Учитель. Как можно одним словом можно назвать цвет, светотень?

Ученик. Колорит.

Учитель. Что такое композиция? Значение этих слов объяснит Шумская Виктория. (Слайд № 16)

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Яркий, выразительный). Композиция – соотношение, взаимное расположение частей.

Учитель. Великолепный зимний день – основная мысль картины и раскрывается она такими средствами живописи как расположение предметов на полотне, т.е. композицией, сочетанием различных цветов освещения. Раскрытию замыслов художника помогают и краски.

Учитель. Составить словосочетания и предложения со словами композиция, колорит. Варианты ответов (слайд №17): удачная композиция, композиция картины (произведения, поэмы, романа), особенности композиции.

VII. Словарно - стилистическая работа.

Учитель. Подберите синонимы к существительному простор и прилагательному необъятный.

Простор необъятный ширь неохватный даль необозримый приволье бескрайний безбрежный неоглядный беспредельный

Учитель. Составить словосочетания по схеме «прил. + сущ.». (Слайд №18)

Возможные варианты словосочетаний.

необъятные просторы

неохватная ширь

неоглядная даль

необозримое приволье

бескрайнее поле

VIII. Объяснить знаки препинания в следующем предложении (слайд №19).

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Учитель. Расставить знаки препинания в следующем предложении. (Слайд № 20)

Учитель. Проверьте (слайд № 21).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –…

Учитель. Какое из этих предложений по содержанию не подходит к нашей теме урока. Почему?

IX. Учитель. Во время работы над сочинением иные начинают испытывать затруднения с подбором слов синонимов.

Учитель. Подобрать слова-синонимы к глаголам описывать и понравиться. (Слайд № 22).

Описывать понравиться показывать произвести большое впечатление изображать глубоко взволновать рисовать привлечь внимание знакомить с …запомниться вводить в … запасть в душу

X. Использование фразеологизмов в сочинении.

Учитель. Уместное использование фразеологизмов способствует выразительности речи. Об умелом их применении расскажет нам Лабахуа Светлана.

XI. Вывод.

Учитель . И поэт, и художник изображали одно и то же время года – зимний день. При этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем этот прекрасный зимний день. Картину художника видим и понимаем, что такое прекрасное произведение искусства мог написать человек, любящий свою землю, Отчизну.

Картина эта как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

XII. Домашнее задание.

Учитель. Представьте, что вы живете в одном из этих домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Русский советский художник Виктор Григорьевич Цыплако́в родился в 1915 году, умер в 1986 году.

Картина «Мороз и солнце» одно из его лучших пейзажных работ. Название своей картины художник взял из стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» , которое начинается именно с этих слов. И при печатании этого стихотворения картина «Мороз и солнце» могло служит ему хорошей иллюстрацией.

На картине художник изобразил суровую русскую зиму. Вся земля покрыта толстым слоем снега, и, по его блеску понятно, что стоит сильный мороз, даже лучи солнца не согревают землю. Ветра нет и снег лежит на земле ровным ковром и искрится в лучах яркого зимнего солнца драгоценными камнями.

Поэтому художник нарисовал картину холодными тонами. Снег такой белизны, что отдает синевой, и небо изображено очень светлым. Темным пятном художник нарисовал сани, запряженные лошадью с седоком, который поднял руку с кнутом и подгоняет лошадь, спеша домой в тепло.

Он в овчинном полушубке, подпоясанном куском веревки и высокой мохнатой папахе. Сани уже заезжают в деревню, первые дома готовы видны слева картины.

Передние сани миновали поворот и лошадь с трудом преодолевает подъем, хотя сани полупустые, просто дорога очень скользкая, да и лошадь утомилась от дальней дороги.

Это видно по передним ногам крепкой деревенской лошади, которые подгибаются, ей приходится быстро перебирать задними ногами, чтобы не упасть. Шея лошади выгнута от усилия, уши стоят торчком.

Из-за сугроба только появилась вторая лошадь, она идет ритмичным и спокойным шагом. Там же заметна голова третьей лошади.

Дома в деревне тоже все покрыты снегом и кажутся сонными. Вокруг как будто все в спячке, птички не щебечут.

Слева стоит новый сруб, покрытый ледяной коркой на чердаке и вокруг окон. У дома красиво изображен куст жимолости, весь в изморози как сосульки, кажется еще немного и куст весь поломается, таким он кажется хрупким.

Виден колодец со старым навесом, он кажется совсем мертвым от мороза.

Четко нарисованы контуры дороги в снегу. Там снег погрязнее, в эту замерзшую грязь вмерзла ветка дерева. Хорошо видны обочины дороги со слежавшимся снегом и грудами льдинок, припорошенными недавним снегопадом.

У ближайшему дому уже ведет протоптанная дорожка имеющая острые края и достаточно скользкая, где нужно идти с опаской.

Вдоль дороги видна линия электропередачи, прогресс добрался и сюда. В домах значит есть электричество.

Среди сугробов стоят замерзшие деревья совершенно без листвы, это белые русские березы, тонкие и изящные, их ветки мороз украсил инеем.

Вдали на горизонте темным пятном виден густой лес. Перед лесом большое поле, там же изображено какое то строение типа амбара.


Сочинение по картине Цыплакова "Мороз и солнце"


Прекрасна русская природа вне зависимости от времени года. Хороши весенние пейзажи, пронизанные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивы поля летом, раскинувшиеся под высоким голубым небом, украшенные россыпью ярких полевых цветов. Богаты и праздничны осенние пейзажи: щедро разбрасывающие золото и медь, рубины и янтарь леса, покрытые теплой платиной вызревшей пшеницы поля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе. Но особенно поэтичной и привлекательной художники, писатели и поэты находили для себя морозную, серебряную и ярко-белую русскую зиму.
На картине В. Цыплакова изображен трогательный и живописный зимний пейзаж. Полотно изображает яркий, солнечный морозный день необъятные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж органично включает в себя и бревенчатую стенку избушки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошадка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощущение, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается радужно в солнечных лучах - на душе поневоле становится легко и весело!
Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изображенного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой деревеньки. Справа полого вздымается покрытый снегом холм, поросший низкими елочками. На заднем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с густым зимним лесом.
Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает сияние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттенки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противопоставляется небо - практически однотонное, пастельно-голубое, оно кажется прозрачным и необыкновенно высоким.
Выгодно контрастируют с голубым и синим разнообразные теплые и насыщенные оттенки коричневого и рыжеватого, с помощью которых художник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Много светлого золота и ярких желтых пятен - бликов солнца - на снегу и строениях. Несколько ярких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки.

Стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро" очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье!
Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихотворения:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня.
Данное произведение Цыплакова является неоспоримым доказательством красоты и величия русской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ветер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: "Мороз и солнце; день чудесный!"

Сочинение по картине В. Цыплакова "Мороз и солнце".
План сочинения:
Краткие сведения о художнике
Сюжет картины
Композиция картины
Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 г. в Рязанской губернии. Обучение живописи начал в мастерской Г. М. Шегаля; с 1932 г. был студентом Московского полиграфического техникума, затем поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Наставниками молодого художника были такие мастера, как И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, В. В. Почиталов.
Позднее Цыплаков сам стал руководителем персональной мастерской, одновременно являясь преподавателем, а затем и профессором МГХИ им. В. И. Сурикова. Наибольшую известность получили такие его картины, как "А. М. Горький на Волге", "В.И. Ленин с крестьянами", "Допрос Зои Космодемьянской" и др. Одним из образцов советского искусства стала его картина "В. И. Ленин в Смольном". Помимо картин на историко-революционные темы, среди работ В. Г. Цыплакова немало портретов и пейзажей. Нужно отметить, что после смерти И. Сталина Цыплакову в числе немногочисленной группы других художников было дано разрешение запечатлеть умершего "вождя народов" на похоронах. Также Цыплаков вместе с другими художниками - В. П. Ефановым, С. И. Дудником, Ю. П. Кугачом - работал над картиной "Передовые люди в Кремле".
В 1956 и 1986 гг. в Москве прошли персональные выставки работ Цыплакова. В настоящее время его картины находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также в других музеях мира и частных коллекциях. В. Г. Цыплаков состоял членом-корреспондентом Академии художеств СССР, имел звания народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, был дважды удостоен Сталинской премии СССР (в 1949 и 1950 гг.). В. Г. Цыплаков умер в 1986 г. в Москве.
Название картины Цыплакова "Мороз и солнце" повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро" (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:
.Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть строки:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины - неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова Деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. "Электрификация всей страны" была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20-30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.
Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней виднеются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно - ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть. Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи. Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.
Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:
Снег выпал только в январе На третью ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательны ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Это описание очень созвучно картине Цыплакова "Мороз и солнце". Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.
Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении "Зимнее утро":
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Композиция картины Цыплакова "Мороз и солнце" достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет - белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса

План

1.Творческий путь великого гения

2.Общее описание картины

3.Анализ полотна

4.Обобщающий вывод

Виктор Цыплаков – советский живописец, известный как мэтр крупных тематических картин. Слава буквально обрушилась на него после защиты дипломной работы. Он работал в направлении реализма, а техника написания картин тяготеет к импрессионизму.

Его творчество неразрывно связано с пленэрной живописью, где вся цветовая гама, передается через солнечный свет и воздух, а также стремится к правдивому изображению богатств природы. Любимым жанром живописи был пейзаж. Большое количество полотен посвящено русской природе, где Цыплаков с точностью передавал жизненную ее силу, которая отражалась в цветовом колорите.

Одна из выдающихся картин мастера «Мороз и солнце». В ней художник выразил умение сочетать цветовые оттенки со светом. На создание этого шедевра Цыплакова вдохновило стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», строчки, которого воспевают красоту зимней поры года.

На картине изображен морозный день в сельской деревне. Вся поверхность земли покрыта снегом. Полотно светлое, но холодное. Художник применял белый цвет, и добавлял к нему цвета – розовый, желтый, серый, голубой. Вся картина светится различными оттенками, но холод в ней как раз и пронизывается белым цветом.

Небо на картине светло-голубое, но в некоторых местах затемнено, был сделан акцент на том, что в любой момент может пойти снег. Интересно то, что мастер не нарисовал именно солнца. Но о том, что оно отображается на полотне, понятно благодаря игре света и тени. С помощью контраста и насыщенности мазков, художник показал солнечный день, а также ощущение мороза.

Земля укрыта настолько белоснежным покрывалом, что оно отдает, синим цветом. Центральное действие немного смещено вправо. Это дорога, по которой заезжает в деревню лошадь, запряженная в сани, а управляет ей мужчина. Он машет рукой, скорее всего, увидел кого-то из своей семьи, и стремиться поскорее, попасть в теплый дом, отогреться от мороза.

Цыплаков создал композицию, в которой спокойствие и безмятежность нарушились движением. При написании композиционного центра, художник использовал темные и розовые краски, которые сразу привлекают внимание. Эти несколько цветовых пятен, создали гармонию колорита, несмотря на большую часть монохромии пейзажа.

Целостность полотна достигнута тем, что художник поместил в центр картины точку соединения перспективы. По левой стороне от дороги видны несколько домов. Тени от деревьев, которые видны на снегу возле дома, «говорят» о том, что на картине изображена вторая половина дня. Их крыши усыпаны снегом. Вся улица находится в состоянии глубокого сна, до появления лошадей.

Видны светло-коричневые столбы, по которым пущены провода с электричеством. Справа видны высокие березы, которые прикрывают заснеженными ветками часть горизонта. Вдали видна густая полоска леса, разграничивающая небо и землю. Это полотно завораживает игрой света и тени, переходами голубого и розового, которые неощутимо выливается в синие тона, а за тем рассеивается в белом цвете. Удивительно, как обычный бытовой пейзаж, мог закодировать в себе столько информации.

Когда смотришь на полотно, хочется перенестись к этому зимнему чуду, насладиться яркими цветами, прокатиться в санях, почувствовав при этом «вкус», запах и цвет настоящей зимы. Виктор Цыплаков всю жизнь работал над тем, чтобы с реалистической точностью передать каждую мелочь, особое внимание уделял свету. Он считал, что передача света в пространстве – это сложная задача, которую не каждый художник может выполнить. Но сам Цыплаков справился и примером может служить не только данная картина, но много других работ художника.

Сочинение по картине художника Виктора Цыплакова «Мороз и солнце» часто задают в школе в 7-8 классах.

Виктор Цыплаков - художник-реалист. Он писал портреты, храмы, картины на революционные темы, пейзажи. Известная работа мастера, считающаяся одной из лучших, - зимний этюд «Мороз и солнце». Название Цыплаков взял из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

На полотне слева можно увидеть освещенные лучами деревенские дома. Вдоль них тянутся линии электропередачи (возможно, это столбы и провода телеграфа). Справа вдалеке - лошади, впряженные в сани. Мужчина, едущий на первой повозке, поднял руку верх. Он то ли сигнализирует о чем-то сидящему в следующих санях, то ли машет тем, кто их встречает в самой деревне. А может, просто подгоняет животное.

Чуть за дорогой растет березка. Она раскинула свои ветки. И когда смотришь на них и на поднятую руку ездока, во всём этом чувствуется какая-то разудалость, необъяснимая веселость. В середине картины наблюдаем тропинку от домов и центральную дорогу, на которую въезжают сани. На заднем плане видны разрозненные деревья и кустарники и совсем вдалеке лес.

Оттенки, использованные при написании картины, небогатые. Это полутона розового, голубого, золотистого. Также присутствует белый и серый цвет. Небо больше голубоватое. Оно хоть и зимнее, но не низкое, не давящее, намекающее на предстоящий погожий день. Снег вблизи розоватый, серый - где падают тени, белый вдалеке и на крышах домов и построек. Кустарники перед домами золотисто-розовые, за повозками сероватые.

Над ними возвышается окутанная снегом березка. Она также выписана полутонами - розоватая, сероватая, грязно-белая. Пейзаж вызывает ощущение приближения необъяснимой радости. Во-первых, люди возвращаются домой. Наверное, их с нетерпением ждут, хорошо встретят, дадут согреться и отдохнуть после дороги. И, во-вторых, будто сама природа приветствует путешественников. Солнце только начинает разогреваться, но уже видно, что день будет теплым и ярким. Хорошо освещена центральная дорога.

Присутствует атмосфера усиления. Кажется, что ты стоишь где-то сбоку, мимо тебя сейчас проедут эти повозки, обдадут холодным ветерком, и останется ощущение какой-то новизны. Как будто ты сам откуда-то приехал, и тебя очень ждут в одном из домов деревни. Художник очень точно передал морозный воздух. Смотришь на картину и при вздохе ждешь ощущения холода внутри себя и легкого покалывания на лице. Еще известные пейзажные картины художника - «Картошку сажают», «На Волге», «Снег в деревне», «После дождя».

II вариант

«Мороз и солнце» - работа русского художника Виктора Цыплакова. Его творчество включает не только историко-революционную тематику. Мастер создаёт много портретов и пейзажей. Один из таких пейзажей знаком многим. Изображение русской зимы, полной снежного серебра и ярких солнечных отсветов на необъятных просторах сугробов. Такой предстаёт картина «Мороз и солнце».

На картине В. Цыплакова реальный пейзаж деревни, засыпанной снегом. Солнечный морозный день. вдали темнеет заснеженный лес. По деревенской дороге, проложенной в глубоком снегу, лошадка, запряженная в сани, везет из леса мужика. Он, на фоне зимнего пейзажа, главное действующее лицо, оживляющее тихое заснеженное село.

Дорога едва угадывается в сугробах, только тени на склонах обозначают её направление через село между потемневшими от времени домов. За селом просторы заснеженных полей и темнеющий лес. На картине художника, характерные для того времени, небольшие столбы. Это подсказывает время, когда был написан пейзаж. У домов растут деревья характерные для русской природы: березы, кустарник. Художник показал небольшой участок, скорее всего, окраины села. Такой сюжет призван раскрыть не деревенскую жизнь.

Главная идея - красота природы, застывшей в мороз. Глядя на картину, уходят на задний план все нюансы сельской жизни. Художник открывает величие и торжество зимнего пейзажа. Снежные сугробы укрывают село и раскинулись далеко за его пределы, сливаясь с горизонтом. В картине много света и солнца. Но глядя на искрящиеся голубые тени на сугробах и розовые отблески солнца, приходит впечатление жгучего звенящего в воздухе мороза. Нависшее над задумчивой красотой зимнего пейзажа небо, дополняет ощущение холода.

III вариант

Зимний пейзаж

«Мороз и солнце» - работа Виктора Цыплакова, великого мастера пейзажа. На картине зимний морозный день в селе. Край села, показанный художником, утопает под толстым слоем снега, нанесенного недавней пургой. В картине преобладают холодные белые тона с голубоватым оттенком. Они передают глубину морозного дня. Небо, над холодной красотой зимнего русского пейзажа, сливается вдалеке с горизонтом. Эта стертая грань придает пейзажу очарование сказочного царства, заполненного россыпью сокровищ.

Деревья, русские березы, голые кусты, небольшие елочки вдоль дороги, покрыты мерцающим инеем, что добавляет ощущение холода в картине. «Мороз и солнце» картина, которая передаёт сказочное очарование именно русской природы, такой, какой она оставалась во все времена. Об этом зрителю расскажут электрические столбы на сельской улице. Несмотря на прогресс, природа владеет зрителем также властно как в старину. Сказочность в картину вносит занесенная снегом дорога.

Солнце ярким светом заливает дорогу, деревья, кусты так, что на снегу смешиваются голубые и розовые оттенки. Запряженная в сани лошадь везет из лесу мужика, они четко выделяются на общем заснеженном фоне, оживляя зимнюю картину. Использование небольшого спектра оттенков, позволили художнику подчеркнуть холодность, морозность картины. Близость оттенков не допускают мрачности и унылости картины, напротив создавая прозрачность, сияние свежесть морозного дня.

IV вариант

Зимняя околица

«Мороз и солнце» - в этом пейзаже мастер воплотил свою любовь к русской природе. Кружева морозной зимы на небольшом участке села дают представление об особенностях мира времен года на Руси. Несмотря на шаги цивилизации, отраженные на картине В. Цыплакова природа остаётся прекрасной, показывая свой характер. Художником воспроизведена картина русской зимы. Вся земля покрыта ослепительно белым снежным ковром. Холодный его блеск под яркими лучами солнечного света дает понять, что стоит очень сильный мороз.

Тона картины, выбранные художником подчеркивают содержание названия картины «Мороз и солнце». Белый чистый снег на склонах сугробов окрашен в голубоватые тона. Искрится иней на редких деревьях и кустах. Шапки снега на маленьких ёлочках окрашены розовым цветом, но этот цвет несет лучи холодного солнца, не согревающего землю. Голубое небо, насыщенное серым цветом, далеко за околице у полосы далекого леса, сливается с горизонтом.

Деревенские избы в шапках снега на крышах, заснеженная дорога, по которой идут лошади, запряженные в сани. Хорошо видны первые сани, загруженные дровами. Мужик, погоняющий лошадь, в зимней крестьянской одежде, в поднятой руке кнут. Видна вторая лошадь. Небольшой караван спешит домой в тепло. Кроме саней с лошадьми на окраине села не видно людей, только протоптанная от дороги к дому тропинка подсказывает, что деревня живет, но скрипучий мороз разогнал по домам даже вездесущую ребятню.