Сочинение: "Жилин и Костылин - две разные судьбы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Автор выбирает для героев фамилии, которые полностью им соответствуют. Такие фамилии в литературе называют говорящими, ведь они много могут поведать о своем носителе. Жилин ‒ небольшого роста, худой, но жилистый и подвижный. Костылин ‒ грузный, толстый, ленивый мужчина, очень тяжелый на подъем. Много может рассказать о героях момент, когда они только попадают в плен. Когда герои решили отбиться от каравана, Костылин настаивал, что ружье заряжено, кони верные. Поэтому убедил Жилина, что они смогут продолжить путь в одиночку. Хотя опасность осознавали оба. Но очень устали ехать медленно по такому зною.

Особенно Костылину было тяжело. Офицеры погнали коней вперед. Но очень быстро наткнулись на татарский отряд. Костылин струсил и, бросив товарища, припустил свою лошадь обратно. Вместе с Костылиным "уехало" и ружье. Жилин остался с горцам один на один, но продолжал бороться. Он не сдавался до последнего, даже когда ему уже скручивали руки. В доме татарина выяснилось, что Костылин также угодил в плен. У него лошадь встала и ружье перестало стрелять. То есть при наличии большого отрыва, резвого жеребца и ружья, ему не удалость отбиться. Его задержали после Жилина, времени было достаточно.

В плену Жилин ведет достаточно активный образ жизни. Он мастерит глиняные куклы для татарских детей, чинит часы и даже оружие. Все поселение горцев удивляется его мастерству и идеям. И даже жители соседних аулов приезжают к нему как к мастеру. Люди едут со сломанной утварью, чтобы он ее чинил. Таким образом он завоевывает доверие и симпатию хозяина. А хозяйская дочка Дина приносит ему вкусную пищу тайком. Он даже собаку сумел прикормить и приласкать. Жилин готовился к побегу. За них требовали выкуп. Он сторговался на пятьсот рублей. Но Иван понимал, что матери не собрать таких денег, жалел мать. И написал на конверте неверный адрес. Надеялся только на побег. Костылин же, попав в плен, все больше спал и лежал. Написал родным про выкуп в пять тысяч рублей. И только и ждал, когда за ним приедут. Побег Жилина провалился только потому, что он взял с собой Костылина. Он даже какое-то время нес его на руках, хотя ноги стер не меньше. Но и это не спасло их побег.

Когда их вернули обратно, Жилин находит способ бежать. Ему помогает Дина. А измученного Костылина потом выкупают за пять тысяч, собрав деньги. У этих героев разные судьбы, потому, что характеры разные. Даже не характеры, а разное отношение к жизни. Только активные люди, смело идущие вперед, всегда побеждают. Такие как Жилин.

Вариант 2

Это история о русском солдате, который был взят в плен татарами. Имя солдата было Иван Жилин. Он был вдали от дома на службе. Он был из бедной семьи. Он оставил свою мать дома, которая была старой. Однажды, когда он находился на службе, он получил письмо от своей матери с просьбой вернуться домой, поскольку его мать состарилась и желала увидеть своего единственного сына. Она также сообщила ему, что видела симпатичную девушку, чтобы он женился, если он пожелает. Получив письмо, он обратился в свой вышестоящий орган за отсутствием отпуска и, получив это заявление, оставил свой полк дома.

В то время на Кавказе шла война, и дороги были слишком опасны, чтобы ездить днем или ночью. Таким образом, Жилин и один из его товарищей по имени Костылин оставили других попутчиков и пошли в одиночку. Они выстроились с оружием, саблями и оружием и начали прогрессировать. Но почему-то нога Костылина отстала, а Жилин пошел вперед один. Пройдя некоторое время, он столкнулся с преследовавшими его татарами. Он приготовился, но их было много, от чего он не мог защитить себя, и в конце концов его поймали татары. Они взяли его вверх и вниз по горам и, наконец, понесли его в дом татарина с рыжей бородой, который был с группой рейдов. Он был прикован цепью и содержался в запертом доме. Он был ранен, и кровь свернулась на его голове и лице. Он чувствовал себя очень голодным. На следующее утро ему дали что-нибудь поесть. Таким образом он начал проводить там несколько дней. Однажды его привели в соседнюю деревню в доме человека по имени Абдул Мурат. Мурат сказал ему, что купил его у Кази Мухамеда за двести рублей. Его новый мастер Абдул Мурат приказал ему написать письмо домой, в котором говорилось, что его народ должен выкупить за него три тысячи рублей. Жилин сказал, что он не так богат, и его люди не смогут заплатить такие огромные деньги, поэтому он может написать, прося только пятьсот рублей за его выкуп.

Его хозяин приказал ему написать письмо домой, прося пять тысяч рублей за его выкуп. Он написал письмо. Жилин также написал письмо, требуя пятьсот рублей за его выкуп. Но он написал неправильный адрес, чтобы он не мог добраться до его дома. Он думал, что его семья не сможет собрать такие деньги, и намеревался как-то сбежать. Время шло но денег на их выкуп не пришло. Однажды Жилин увидел там девочку лет тринадцати, которая была дочерью его хозяина. Он часто приходил к нему с водой или чем-то еще.

Я думаю, что Костылину очень повезло, так как его могли не выкупить, а судя по его человеческим качествам, долго в ауле он бы не прожил. Читая рассказ, я сделал вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда надо бороться до конечного результата. Писатель пытался донести через свое произведение, что человек – хозяин собственной судьбы, и я могу с этим согласиться.

5 класс. Литература

На известном всем полотне изображена хозяйка усадьбы, которая спокойно отдыхает в своем любимом кресле

  • Герои произведения Палата номер 6 Чехова

    В произведении Чехова главными героями являются больные люди, но у них есть здравый ум. Эти люди просто стали не нужны обществу, они мешали проводить бунт и таким образом, решили их изолировать

  • На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Главным героем этого произведения является русский офицер Жилин, который случайно попал в плен к татарам.

    Есть в рассказе и другой герой, тоже офицер русской армии, Костылин. О пребывании в плену этих людей и повествует Толстой в своем произведении. Жилин и Костылин совершенно разные по характеру. По-разному складываются их судьбы. Они различаются и внешне. Костылин грузный, толстый. Он весь вспотел, пока обоз продвигался к крепости. А Жилина я представляю стройным, очень подвижным.

    С первых же событий Толстой показывает, насколько его герои отличаются друг от друга. Когда они уехали вперед от обоза, у Костылина было заряженное ружье. Но как только он увидел татар, тут же про него забыл. Он бросился наутек и совсем не думал, что Жилин в большой опасности и что он с ружьем может ему хоть чем-то помочь. Жилин же, наоборот, когда понял, что не сможет уйти от погони, решил хоть одного татарина зарубить шашкой.

    По-разному ведут себя герои и в плену. Костылин сразу же пишет письмо домой, чтобы прислали выкуп. Жилин торгуется. Он думает о матери, которая не сможет найти не только три тысячи, но и пятьсот рублей. Поэтому и адрес на письме он пишет неправильно. Он надеется только на себя. Жилин сразу же решил бежать из плена.

    Он очень деятельный. Всегда что-то мастерит или ходит по аулу. Но не просто так. Жилин высматривает путь к побегу. В сарае он делает лаз. В это же самое время Костылит только спит или «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет». Он не пытается что-то предпринять самостоятельно для своего спасения. Лишь только надеется на других.

    Во время побега Костылин подвел и себя, и своего товарища. Он не думал об осторожности. Когда стало больно ноги, Костылин закричал, хотя знал, что совсем недавно мимо них проехал татарин, и своим криком он может привлечь его внимание. Так и случилось. А Жилин снова думает не только о себе но и о своем товарище. Он не бежит из плена один, а зовет с собой Костылина. Когда Костылин не может больше идти от боли в ногах, Жилин несет его на себе, потому что «не годится товарища бросать».

    Несмотря ни на какие трудности, Жилин все же спасается из плена. Он знает, что ему не на кого надеяться. Поэтому спасти себя он должен сам. Он сильный по характеру человек. Ему все удается. А Костылин слабохарактерный. Он надеется на других. Поэтому чуть не погибает в плену. Его выкупили чуть живого. Вот так разные характеры влияют на судьбу каждого из героев.

    Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник» писал о тех людях, которые участвовали в русско-кавказской войне. В основу этого повествования положены действительные события, происходившие с самим автором и его коллегами по службе.

    Главные герои здесь - русские офицеры, служившие в одном из гарнизонов, это Жилин и Костылин. Прочитав их фамилии, невольно замечаешь созвучность окончаний их фамилий. Значения же их фамилий ближе к противоположностям. Первый ближе по своему смыслу к слову «жила», а второй означает «костыль». И внешность персонажей тоже противоположна. "Жилин хоть и не велик ростом, а удал". А Костылин же грузен, неуклюж и толст.

    (Костылин )

    Поведение их тоже соответствует их фамилиям. Вспомним, как вели себя эти офицеры, когда на обоз напали татары. Жилин "выхватил шашку" и бросился навстречу татарам, вступил с ними в бой. Татары ранили лошадь Жилина и смогли взять офицера в плен.

    Костылин имел ружьё, но лишь увидел татарских воинов, сразу обратился в бегство, помчался к крепости, бросив Жилина. Но предательское бегство не спасло Костылина.

    (Жилин)

    В плену эти люди тоже повели себя каждый по-своему. Когда их хозяин Абдул-Мурат сказал молодым людям, что их отпустят только тогда, когда за каждого родственники заплатят 5 тысяч рублей, Костылин тут же послушно написал родным письмо и ждал от своих родных требуемой суммы. Жилин же согласился только написать просьбу выслать только 500 рублей ему. Письмо он написал не на свой адрес, заботясь о здоровье матери. Сам же решил выбрать момент и бежать, постоянно продумывал варианты побега.

    В одну из ночей Молодые офицеры сбежали в горы. Костылин в дороге постоянно ныл, всего пугался, отставал. А Жилин лишь смеялся. Не упал он духом даже когда по вине первого их татары снова поймали и возвратили в аул. По возвращении Костылин постоянно лежал и стонал или спал. Жилина же снова стали одолевать мысли о побеге. В то время Иван подружился с дочкой своего временного хозяина Диной. Тринадцатилетняя девочка подружилась с Жилиным и впоследствии сыграла решающую роль в его судьбе. Она спасла ему жизнь, оказав помощь в повторном побеге, дав ему еды в дорогу.

    Жилин предлагал Костылину бежать с ним из этого плена. Но тот ответил отказом, приняв решение остаться. После этого Жилин вернулся в свой гарнизон, а Костылин только спустя месяц получил свободу после того, когда за него прислали выкуп родные.

    Как видим, Костылин и Жилин являются совершенно разными по характеру и типу людьми. Один сильный, трудолюбивый, любящий детей. Он добрый, помогает даже тем, кто являлся его врагом. Костылин же эгоистичен, который очень труслив и при этом ленив. Он способен предать кого угодно, лишь бы ему было лучше. Именно потому и судьбы у них различаются, и решения они принимают разные.

    Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

    Цели урока:

    Специальные:

    1. Познавательные: 1) Рассказать о том, как нужно готовиться к сочинению на основе пройденного на прошлых уроках материала. 2) Показать различия в характерах героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

    2. Развивающие: 1) Формирование навыков сопоставительного анализа и умение их применять на практике.

    Общепредметные:

    1) Развивать критическое мышление, умение сравнивать персонажей;

    2) Воспитывать внимание к слову и характеристикам героев на фоне развития сюжета в процессе чтения.

    Оборудование:

    1) Учебник-хрестоматия («Литература. 5 класс. В 2 ч. Часть 2»/ В.Я Коровина, М., 2010);

    2) Поурочное планирование по литературе: 5 класс. К учебнику В.Я Коровиной «Литература: 5 класс». Еремина О.А., М., 2009.

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    У: Сегодня мы с вами на уроке будем готовиться к домашнему сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник», который мы вместе читали на прошлом уроке. Вашим домашним заданием было–подготовить пересказ и ответить на вопросы по тексту.

    2. Беседа по вопросам:

    У: Каким образом фамилии двух главных героев рассказа Л. Толстого говорят об их характерах?

    Д: Жилин в толковом словаре от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костылин от «костыль» - палка для хромых, бессильных.Фамилии указывают на разницу в характерах героев.

    У: Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему?

    Д: Глазами Жилина, он всем интересовался, так как с первой минуты пребывания в плену, думал о побеге. Костылин же все лежал.

    У: Справедливо ли говорят о Жилине, что он «джигит», а о Костылине «смирный»?

    Д: Жилин храбрый, он спорит с татарами, торгуется с ними, ставит им свои условия. Костылин соглашается на все: дать выкуп 5 тысяч, жить в сарае…

    У: Почему к Жилину стали приезжать люди из других аулов?

    Д: Его приняли за лекаря, он считался мастером на все руки.

    У: Выберите из текста глаголы, характеризующие поведение Жилина и Костылина.

    Д: Жилин: ходит, высматривает, рукодельничает, роет. Костылин: пишет, ждет, скучает, спит.

    У: Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

    Д: Жилин общается с местными жителями, наблюдает их обычаи, все высматривает свою крепость. Костылина ничего не интересует, он только ждет, когда за него пришлю выкуп.

    У: Какой вывод мы можем сделать из сопоставления двух героев?

    Д: Жилин не сидит, сложа руки, старается убежать, Костылин и не думает о побеге, надеясь на помощь родных.

    3. Выразительное чтение 5 главы.

    4. Практикум - работа в парах:

    У: Из главы выбрать глагольные описания действий обоих героев.

    Д: Жилин (1) - Раскопал яму, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе.

    Костылин (2) - Зацепил камень ногой, Жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

    У: Почему Костылин оказался не помощником Жилина, а его обузой? Ожидали ли вы это заранее, как поведут себя два героя при побеге?

    Д: Костылин слабый, у него нет силы воли, терпения. То, как поведут себя герои во время побега, было ясно из их поведения в плену.

    У: Назовите качества каждого из героев.

    Д: Жилин: мужественный, находчивый, стойкий, активный. Костылин: нерешительный, трусливый, эгоистичный.

    У: Сделаем выводы: Почему герои в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному?

    Д: Это зависит от их характеров.

    У: Расскажите о дружбе Дины и Жилина. Что этим хотел сказать Толстой?

    Д: Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не враждебно. Чувство вражды не является врожденным. Жилин с уважением относится к храбрости и доброте Дины. Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, дружба людей - норма человеческого общения.

    5. Составление сравнительной таблицы.

    Качество

    Жилин

    Костылин

    Внешность

    «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был».

    «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».

    Отношение к лошади

    «Матушка, вынеси, не зацепи ногой».

    «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

    Поведение в плену

    «Думает: «Я уйду». А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать. Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает».

    «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».

    Отношение татар к пленникам