Создать композицию листьев нарисовать. Эскиз картины


Композиция в изобразительном искусстве - объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio - «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.

Композиционный центр

В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр - то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
- Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.

Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.


Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.


Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?


Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
- Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.


Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.


Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.


А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».


Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.


- И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.


Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине - сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.


Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.

А вот картина Петр I.


Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер - он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички - расположены по линии в направлении Петра.


Облака - в направлении Петра.


Лодка - направлена к Петру.


Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.


Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.




Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше - не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.


Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?


«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь - центр это вот этот стрелец.


На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура - молодой Петр.


Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.


В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.

Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.

Как гармонично расположить композиционный центр в листе

Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

Композиция в рисунке – полезная штуковина, знаете ли. Поэтому сейчас мы поговорим именно об этом. Во многом восприятие картины «делает» именно композиция, то есть то, как и что вы располагаете на пространстве листа и насколько гармонично оно смотрится.

Само слово – композиция – переводится как «сочинять» или «составлять», понимаете, что имеется ввиду? Способность из кучки совершенно разных предметов создать некое целое – приятную глазу картинку.

А теперь немного про разновидности композиции – так, чисто для общего развития. Значит, их существует несколько:

  1. Станковая композиция (графика, скульптура и живопись)
  2. Декоративная (наброски росписей на тканях, по дереву и стеклу, а также керамика и резьба)
  3. Монументально-декоративная (мозаика, панно, витражи)
  4. Монументально-скульптурная
  5. Театрально-декорационная
  6. Объемно-пространственная (архитектурные строения, дизайн интерьера и экстерьера)

a) Масштабе пропорций

b) Соразмерности предметов, равновесии

c) Теме композиции

d) Сюжете и образе

e) О тонах

f) Форме и объемах

g) О конструкции и перспективе

h) Симметрии

i) Контрасте

j) Ритме

k) Динамике и статике изображения

l) Целостности предметов

m) Выразительности и гармонии.

Компоновка композиции в рисунке

Вот ведь списочек вышел, правда? И обо всем этом надо помнить. Следующим этапом нашего изучения будет искусство компоновки композиции в рисунке (вот не надо пугаться, если вы уже преодолели предыдущие главы, то это не страшно) .

Выразительными можно назвать такие композиции, на которые смотришь и понимаешь – перфекто . Все идеально: соединение различных цветов не корежит глаз, да и размеры изображенного соответствуют нужным. И здесь тоже нужно развитие определенного чувства, композиционного видения, чутья, так сказать.

Чтобы вытащить это чутье из недр ваших чувств (я знаю, она где-то там, между «что происходило 17 декабря какого-то там года» и «в чем смысл существования инфузории туфельки») можно заняться полезными упражнениями.

Марш на балкон (и не важно, тепло там или холодно) и гляньте вниз: там непременно должно быть нечто (вроде песочницы на детской площадке или собачки, задумавшейся о чем-то возле очередного кустика, или ее хозяина, сонно ошивающегося неподалеку… да даже не в меру наглого воробья, тырящего семечки у бабушек!), что могло бы украсть ваше внимание.

Сосредоточьтесь на этом «нечто», но при этом постарайтесь сравнить его со всем, что его окружает – таким образом Вы определите его правильное и наиболее гармоничное окружение . Хотите, открою секрет? Нет?.. Ну, ладно, уговорили: подобные упражнения столь же эффективны на балконе, как и в любом другом месте (даже в особых местах для размышлений, вроде ванной, если, конечно, у вас там есть что компонировать) .

А вот вам еще пара разновидностей одного и того же приемчика для развития вашей ленивой композиционной чуйки. Пятнышко самого разного происхождения всегда можно ограничить рамочкой – расстояние между рамкой и пятнышком на ваш вкус, но не забывайте учитывать его форму и размер.

Также есть «развивалка» с использованием воображения : представьте себе что-нибудь одно и вставьте его в такую же мысленно представленную рамку. Или наоборот: сначала рамку, а в нее уже предмет. После того, как вам эти задачки покажутся легче, чем вынимать конфетку из обертки, то можете переходить к усложненному варианту: например, вписывать в воображаемую рамку уже несколько воображаемых предметов .


После коротких разминок перейдем к более серьезному процессу, а именно — к приведению и разбору (не ждите алгоритмов-призраков, имелось в виду всего лишь перечень того, что есть в нем) алгоритма работы над композицией во время создания рисунка:

  1. Для начала, первым пунктом вытащим на свет божий основные цели (то есть сам смысл композиции )
  2. Вторым пунктом, нужно выбрать верную точку зрения, наиболее подходящую. Для этого стоит осмотреть ее (композицию) с разных сторон, под разными углами и разным освещением. Также лучше понять ее конфигурацию, вычислить наиболее выгодное расстояние между предметами в ней и соответствие их размеров друг другу. Безусловно, на это может уйти немало времени, но… Рим ведь тоже не сразу строился.
  3. Теперь более очевидное действие: нужно согласовать размеры выбранных предметов для композиции и уже соответственно к ним располагать листик: или горизонтально, или вертикально (или вообще диагонально – у кого как )
  4. Далее разместим предметы композиции и как-то сделаем их наиболее природно выглядящими на бумаге. Для этого можно сделать большую кучку набросков в разных расположениях выбранных предметов. Плюс, при создании эскиза нужно сразу намечать верхние, нижние, крайние боковые точки, ведь с пространством тоже могут быть проблемы: к примеру, нельзя чтобы композиция «вылазила» за пределы, но и нельзя, чтобы она терялась в пустом пространстве.
  5. Найдите основу, центр, на котором будет сосредоточено внимание в нашей композиции. И тут поговорим о главном: о различии между композиционным центром и зрительным. Значится, что касается композиционного – то это серединка группы предметов в ограниченном зрительном поле. А зрительный центр – это тот участок конкретного предмета, который больше всего бросается в глаза. Бывает так, что эти два центра вот ни капельки не совпадают.
  6. Давайте вспомним о пропорциях (тех самых занудно-математических ), перспективном соотношении и, собственно, характере предметов и с помощью этого всего их построим – на бумаге разумеется.
  7. А теперь добавим объема, применяя светотень.
  8. И, наконец, финал (стоп, отплясывать рано – финал только в алгоритме, не в обучении ): подправляем и тем самым завершаем работу над композицией.

Следующий раздел:

Половина успеха картины зависит от того, насколько грамотно продумана композиция . Я по личному опыту могу сказать, если вы поступаете в художественный ВУЗ, плохо закомпонованный рисунок не может получить высокий балл, даже если все остальные показатели достаточно хорошие. То же относится и к картинам. Поэтому так важно уметь компоновать правильно. Если вы изначально плохо расположите предметы в картине, исправить это будет уже невозможно.

Итак, как же строить композицию , чтобы работа воспринималась гармонично? Рисунок всегда начинается с того, что вы легкими линиями намечаете положение основных предметов в листе — не важно, рисуете вы куб или многофигурную композицию. Мы с вами уже говорили, о том, что такое , теперь я расскажу, как применять имеющиеся знания на практике.

Вы помните про числовой ряд Фибоначчи ? (если нет, можно посмотреть в )

Напомню первые цифры ряда: 0 1 1 2 3 5 8 13 … и так далее… И вы, конечно, помните, что числа Фибоначчи выражают пропорциональные соотношения между частями. То есть, чтобы работа воспринималась гармонично, нужно целое разделить на соответствующее количество частей. Может быть, пока немного непонятно, давайте рассмотрим на примере.

Возьмем процентное соотношение 3/5/8. Вам нужно мысленно или легкими линиями поделить лист на 8 равных частей (не обязательно строго по линейке, можно на глаз). Линия, отделяющая 3/8 будет использоваться для расположения значимых объектов.

Допустим, вы рисуете пейзаж, ориентация листа альбомная. Тогда на высоте 3/8 будет располагаться линия горизонта:

Если это портрет, на линии 3/8 вы расположите линию глаз:


Это самое простое, что можно сделать. Далее можно нарастить сетку, то есть добавить значимые линии не только по горизонтали, но и по вертикали. Вот так:



На пересечении линий находятся важные точки картины, в них стоит располагать узловые предметы и ставить акценты.

Это вариант сетки для пропорций 3/5/8. Однако наиболее часто используется сетка для соотношений 1/2/3. Вот, как она выглядит:



Вы видите, что диагонали проходят через узловые точки. Диагонали не менее важны, это главные направления — желательно их также использовать в вашей композиции.

Как это выглядит на практике. Для примера я взяла свою работу, которую рисовала еще в институте:

Обратите внимание, как располагаются предметы относительно главных линий и узловых точек картины. Разумеется, рисовать такую сетку изначально не обязательно (и даже нежелательно). Строгое линейное соответствие сетке тоже не нужно. Достаточно просто помнить о ней, и ставить оси предметов приблизительно. Потренируйтесь находить гармоничные соотношения на глаз, а потом попробуйте наложить сетку на готовый рисунок. Немного практики, и вы удивитесь, насколько результат будет близок к «золотому сечению»!

Что мы можем видеть здесь – символы первого впечатления о картине. Нечеткие силуэты и тональности, которые первыми привлекают внимание к вызвавшей интерес картине, не подлежат обсуждению. Здесь я представляю шесть композиционных расположений, изображенных геометрически, но перед этим были проанализированы сотни рисунков мистера Уитни, чтобы эти композиционные подсказки могли подойти к различным темам и жанрам.

Это расположения, компоновки масс и форм для художников, которые чаще всего привлекают внимание. Они могут применяться для живописи на пленэре так же как и для рисования фигур. Обдумайте их, и может быть, они послужат источником вдохновения, когда вы возьмете в руки карандаш, кисть, стилус или компьютерную мышь.

Шесть распространенных композиционных положений

Темные силуэты на белом фоне
Светлые силуэты на темном фоне
Большой темный силуэт, маленький светлый силуэт, фон средней тональности

Общий переходный оттенок

Теперь попробуйте!

Композиция: правило трети

Находим визуальную золотую середину

Так уж случается, что когда вы разделяете ваши горизонтальные и вертикальные плоскости на трети, используя две параллельные линии в двух направлениях, на вашем художественном «игровом поле» происходит что-то интересное. Использование этой системы координат из девяти панелей впервые замечено в эпоху Возрождения.

В 1797 г. Д. Т. Смит писал о правиле третей для пейзажей в своей книге «Наблюдения о сельских пейзажах». Он настаивает на том, что 1/3 (одна треть) картины должна быть предусмотрена для земли и воды, а верхние 2/3 (две трети) должны быть использованы для воздуха и неба. Треть в основании, отведенная для земли и воды снова разделяется на трети, нижнюю треть занимает земля, и оставшиеся две трети – вода. Д. Т. «Антиквариат» Смит был современником английского акварелиста Джона Констебла (1776 – 1837).

  • Пропорции по правилу третей напоминают пропорции по правилу золотого сечения и приближены к его математическому разделению.
  • Получившиеся «золотые середины» в целом хорошо подходят для того, чтобы поместить основной фокус, изменения композиционных направлений, точки темного контраста или света, или другие интересные предметы.

Разделяем предметы

Используя всего 4 линии, создать систему координат из девяти панелей – это определение правила третей. Четыре получившиеся точки пересечения линий имеют особую важность и оказывают влияние на зрительное восприятие человека.

Построенная с помощью этой геометрии композиция должна вызывать всеобъемлющее чувство визуального удовольствия, острый интерес и определенное «чувство правильности».

Правило требует, чтобы вы поместили объект, вызывающий интерес, в одном из пересечений, которые я буду называть золотыми серединами, и организовали хорошую композицию, основываясь на этих ключевых точках.

С другой стороны, если вы пробуете рисовать скетчи и учитесь рисовать предметы, вы можете изображать в середине страницы столько, сколько хотите…


Середина? Нет

Если вы создаете композицию рисунка или картины, вы должны сделать ее интересной и, как минимум, немного увлекательной для наблюдателя.

Старайтесь не помещать ключевые объекты в середине картины. Композиция получается очень статичной, не вызывает каких-либо эмоций у наблюдателя.

Примечание : некоторые из вас увидят в этом «правиле» личное оскорбление их творческих прав и попытаются доказать мне обратное. Я тоже так делал.


Немного лучше

Резкие перемены происходят, когда мы передвигаем фокус в «золотую середину», в соответствии с правилом третей. Эти изменения представляют больший интерес благодаря тому, что они компенсируют точки фокуса сверху и слева. Это оставляет передний план для рассмотрения второстепенных объектов, таких как волны.

Но не совсем так. Линия горизонта лежит слишком близко к реальному горизонту.


Маяк

Резкие перемены… подождите, я это уже говорил. Я сопоставил дальнюю береговую линию с первым горизонтальным разделением и сдвинул изображение влево и вверх. Это обеспечивает более приятный для взгляда баланс, поэтому эта версия более динамична, чем версия номер 2.

В этом примере я перевернул классические разделения пейзажа Д. Т. Смита, используя нижние 2/3 (две трети) для земли и воды и оставляя 1/3 (одну треть) для воздуха и неба.

Применение правила третей при составлении ваших композиций может помочь вам избежать наиболее явных и очевидных дизайнерских ошибок.

Теперь попробуйте!

Композиция: правило «S»

Длинная и извилистая дорога

Изящная кривая – один из самых надежных способов вызвать интерес и добавить глубины в композицию пейзажа. Когда мы видим форму «S», в нашем поле зрения это обычно извилистая дорога, или дорожка в саду, или тропинка в лесу. Края кривой ведут нас прямо внутрь картины.

Дороги, тропинки, реки, ручьи и дорожки зовут нас за собой. Это то, что ведет людей.


Прямо и вперед?

Возможно, это самый быстрый маршрут, соединяющий две точки, но прямая линия шоссе не очень интересна. Она статична и не приглашает наблюдателя в композицию. Ваш взгляд двигается в том направлении, в котором его ведут прямые линии дороги. Нечего интересного. Очень прямо, но не завлекает.

Конечно, это может быть сделано так. Тогда вам нужно замедлить прогулку взгляда вдоль улицы с помощью элементов, которые привлекают взгляд. Или вы можете организовать значительную компенсацию в конце этой дороги, как например ковбой, скачущий по направлению к пылающему закату.


Воскресная поездка

Извилистая и закрученная форма «S» тянет вас за собой своей волнообразной формой. Старая тропинка или недавно вытоптанная, приглашает как минимум на воображаемую прогулку, вызывает желание немного заглянуть вперед.

Извилистая дорога зовет вас на экскурсию по остальной композиции, приглашая вас насладиться переплетением форм и элементов, находящихся в динамике композиции.


Тропинка

Это образец тропинки, ведущей вас внутрь картины. Я часто использую часть формы «S» «вверх до поворота», композиционный прием, который я применил в этой картине.

Тропинка появляется из-за больших теней деревьев. Она ведет вас внутрь картины и ведет вас за край, туда, где вы видите сияющую листву, дальше над тропинкой.

Теперь попробуйте!

Рисование - сложный навык. Вам нужно изучить такие вещи, как ручное умение, техника карандаша, точность, перспектива, жест, анатомия, свет и тень... Но даже если вы являетесь мастером всего этого, даже если ваша картина имеет все эти элементы на своем месте, все равно может быть что-то с ней не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может разрушить воздействие даже самых отполированных произведений искусства. Тем не менее эта тема часто замалчивается на уроках рисования, и представлено лишь несколько примеров хороших и плохих композиций, оставляя все это на вашу интуицию.

В этой статье я хотела бы остановиться на более практическом подходе к композиции. Что это, собственно? Из чего это сделано? И, прежде всего, как вы можете убедиться, что ваша композиция в порядке еще до того, как вы поместите свою первую линию, вместо того, чтобы заметить это уже только после того, как все будет сделано? Продолжайте читать, и я отвечу на эти вопросы для вас!

Что такое композиция и почему это так важно?

Чтобы выразить это как можно проще, композиция - это расположение элементов, которое заставляет нас рассматривать их как единое целое. Каждая работа имеет определенную композицию. Вы либо создаете ее сознательно либо случайно, но вы не можете создать рисунок без нее.

В более практическом смысле композиция - это отношение между элементами картины. И это отношение, а не сами элементы, это первое, что мы замечаем. В то же время, это на самом деле невидимо для нас. Это похоже на скелет живого существа - вы не можете видеть кости, но они заставляют тело выглядеть таким, как оно есть. Без скелета не было бы никакой формы.

Скелет создает форму, будучи невидимым для нас.

Тем не менее, это форма, которую мы видим, и если вы попытаетесь нарисовать только форму, вы можете получить что-то неестественное. Вы можете случайно создать форму, которая выглядит правильно, но осознание влияния скелета увеличивает ваши шансы сделать все верно.

То же самое и с композицией. Вы можете попытаться угадать, как расположить элементы изображения, но вы также можете узнать, что заставляет ваше произведение выглядеть хорошо и использовать это знание в ваших собственных интересах.

Хорошая композиция - это баланс. Слишком много так же плохо, как и слишком мало. Если ваш рисунок - блюдо, композиция - это приправа. Независимо от того, сколько времени вы провели на кухне, неправильно используемые приправы могут испортить вашу работу. Но что значит «правильно»? А каковы «приправы» композиции?

Каковы элементы композиции в рисунке?

Поскольку композиция - это отношение, для этого должно быть как минимум два элемента. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что делает этот вопрос настолько сложным. Давайте решать их один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хотя для композиции требуется как минимум два элемента, вы не можете избежать создания композиции, рисуя один элемент. Между этим элементом и фреймом всегда будет связь.

Под «рамкой» я подразумеваю не только богато орнаментированные рамки традиционных картин. Рамка - это граница рисунка. Даже если вас это совсем не волнует, рамка создается краями вашего листа бумаги или, если вы сделаете снимок, обрезкой.

Другими словами, рамка является границей между тем, что является частью рисунка, а что нет. Эта граница становится частью композиции, как только вы рисуете что-то внутри нее - это мини-вселенная вашего искусства. Когда вы показываете свое искусство кому-то, их глаза смотрят на весь кадр в целом, независимо от того, где находится фактический рисунок.

1-произведение искусства; 2-не произведение искусства

Здесь мы подходим к вопросу о негативном пространстве. На картине мы видим не только то, что рисуется, но и то, что не изображено. Область между чертежом и рамкой не является «ничем». Мы это видим, хотя сознательно это не создавалось. И даже если мы проигнорируем эту часть, это еще добавит смысл картинки и повлияет на наше восприятие ее.

Положительное место в сравнении с отрицательным пространством - когда вы его создаете, другое создается автоматически

Примеры

Здесь рисунок является крошечным по сравнению с остальной частью области картины. Зритель увидит много пространства и персонажа. На самом деле пространство - звезда этой картины! Если это то, что вы хотели, нет ничего плохого в этой композиции - это показывает незначительность персонажа, который может быть полезен. Если это не ваша цель, и вы хотели, чтобы персонаж был звездой, это ошибка.

Здесь мы имеем обратную ситуацию. Персонаж занимает почти все пространство, и в результате он становится пространством. Персонаж здесь на самом деле является художественным произведением, а не персонаж художественного произведения. Его детали становятся символами.

Здесь персонаж выглядит так, как будто он пытается оставить произведение. Зритель добирается, чтобы видеть много пустого места и персонажа, не заинтересованного в его собственном показе. Это хорошо или плохо? Опять же, это вопрос намерения.

Упражнение

Как вы можете сделать эти композиции более интересными? Подсказка: не существует единого правильного решения для каждого.

Контраст

Композицию можно объяснить, главным образом, путем сопоставления элементов. Контраст - это мера различия между ними. Это очень важно, потому что мы видим по сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, чтобы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, потому что это привлекает наше внимание. Он разделяет две вещи, заставляя нас смотреть на них по отдельности. Изображения внизу имеют одинаковое количество элементов, а справа - более высокий контраст. Какая композиция для вас более интересна?

Высокая контрастность позволяет быстро находить элемент, что вызывает внезапный всплеск интереса. Низкий контраст показывает вам одно и то же медленнее, с большим усилием, что приводит к смягченной реакции.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные возможности элементов, чтобы визуально группировать их для более быстрой реакции. Чем выше контраст, тем легче сделать такую группировку, и тем больше она себя проявляет. Есть много характеристик, которые мы можем использовать для измерения контраста:

  1. Размер (большой или маленький)
  2. Форма (острая или тупая, продолговатая или округленная)
  3. Затенение (темное или яркое)
  4. Оттенок (красный против зеленого, синий против оранжевого)
  5. Материалы (блестящие и матовые)
  6. Тема (большой плохой волк против ребенка, натюрморт vs. Движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако, здесь есть уловка. Контраст требует баланса для работы. Слишком много разных вещей становится одним-хаосом. Слишком мало станет просто одной вещью - порядком. Чтобы достичь естественного эффекта, вам необходимо сбалансировать хаос и порядок.

1-хаос; 2-баланс; 3-й порядок

Контраст настолько силен, что имеет эволюционный смысл - он заставляет нас видеть голову льва в траве или один красный плод среди зеленых листьев. Это привлекает наше внимание к тому, что важно. И именно так вы должны использовать его в своем составе: привлечь внимание к тому, что важно.

Конечно, это означает, что вам нужно решить, что важно, и что это всего лишь фон. После этого, это просто вопрос в том, чтобы дать им противоположные характеристики. Нет необходимости использовать их все или делать все наоборот. Это все зависит от стилистического выбора: реализм не любит преувеличения, но стиль мультфильма в этом преуспевает.

Стиль Chibi использует контраст между маленьким телом и огромной головой, чтобы сделать персонажа таким же симпатичным, как ребенок.

Примеры

Каждый из этих объектов будет тусклым, если его поместить отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а чувство масштаба.

Здесь теряется чувство масштаба. Слишком высокий контраст приводит к хаосу, создавая грязный узор, а не сцену.

Но хаос может стать отличным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если только он достаточно отличается от хаоса, это будет рассматриваться как первое, что делает фон несущественным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересны, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов - их позиция по отношению друг к другу. Но есть ли правильные и неправильные расположения? Не совсем так, но точно одно: определенные расположения имеют для нас значение.

Ритм - это визуальный снимок, который делает наш мозг. Если некоторые элементы следуют ритму, нам не нужно смотреть на них все один за другим - ряд ограждающих рельсов - это забор, «облако» листьев - это крона дерева и т.д. Но мы также берем более тонкие намеки, отделяя естественные объекты («как они должны быть») от неестественных («как их сделали»).

Ритм создает различный контраст. На этой фотографии маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с большими, но и потому, что он нарушает ритм. Это превращает «ряд цветов» в «маленький цветок между большими».

Но это не только вопрос контраста. Ритм заставляет нас увидеть то, что на самом деле не было нарисовано. Ряд камней означает, что кто-то поместил их таким образом. «Облако» листьев на дереве означает, что они принадлежат одному растению. Элементы, идущие в одном направлении, означают, что они управляются одной и той же силой (будь то ветер или страх).

Это дает дополнительную информацию к изображению. И эта информация не должна быть случайной, поскольку она добавляет влияние композиции. Просто посмотрите: простой рисунок «плавающую рыбу» можно превратить в «идущую против течения», просто нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Это что-то значит - не позволяйте этому значению стоять на пути вашего намеченного сообщения.

Примеры

Сломанный ритм сломанного забора моментально привлекает наше внимание. Что случилось? Было ли это стадо сумасшедших коров или просто пьяный фермер на тракторе? История разворачивается, просто нарушая ритм.

Эта композиция - вся заключена в порядок. Здесь есть контраст по размеру, так что это интересно, но мы также видим здесь нечто большее: это на 100% искусственное и контролируемое. Все дрейфует до хаоса, но здесь кто-то останавливает эту тенденцию.

Вот такая же ситуация, когда деревья сажают люди. Эта композиция проста, но в этом предсказуемом ритме есть красота.

Упражнение

Что вам говорят эти композиции?

Фокусные точки (точки интереса)

Ваш рисунок - это не просто набор случайных линий. Они должны что-то значить, но даже самое удивительное сообщение будет прервано, если вы прочитаете его неправильно - например, когда читаете с конца.

Композицию можно использовать, чтобы побудить зрителя увидеть именно то, что мы хотим, чтобы они увидели, именно в том порядке, который мы выбрали, чтобы быть наиболее эффективным для понимания сообщения. Если вы игнорируете это, зритель может получить совершенно неправильное первое впечатление, отказавшись от художественных работ до понимания его реального значения.

Когда мы смотрим на картину, сначала мы ищем вещи, на которые нужно смотреть. Порядок поиска важен, потому что, даже если миллионные секунды потребуются, чтобы увидеть все это, в природе одна миллисекунда может быть вопросом жизни и смерти. Мы хотим убедиться, что сначала мы увидим самые важные элементы.

При планировании композиции вам нужно решить, что это за «самые важные элементы». Затем вы можете использовать контраст, чтобы выделить их, и ритм, чтобы создать путь для просмотра в определенном порядке.

Примеры

Давайте еще раз посмотрим на предыдущий пример. Все линии ведут нас к центру. Вы смотрите туда, прежде чем вы заметите дорогу или деревья. Независимо от того, что вы туда посмотрели, это будет замечено первым.

Здесь это более тонко, потому что линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по нему без всякой остановки. Это добавляет чувство движения.

Здесь контраст заставляет вас сначала взглянуть на эту большую фигуру. Затем, ища полную информацию, вы смотрите, где они ищут.

Упражнение

Что вы замечаете в первую очередь при рассмотрении этих примеров? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Но это нам ни чем не поможет, если вы закончите рисование, и только тогда обнаружите, что вы оставили слишком много негативного пространства, или ритм заставил ваш пейзаж выглядеть искусственно. Вот почему вам нужно подумать о композиции перед тем, как вы нарисуете свою первую линию.

Но как вы можете это сделать, если не уверены, что рисуете? Планы, как правило, делают все жестким и скучным, а спонтанность вообще не может быть запланирована. Посмотрим, как ее решить.

Изображения эскизов

Вам не нужно создавать готовый рисунок, чтобы судить о его композиции. Заметьте, что я не упоминал подробностей в теоретической части. Это потому, что они не имеют значения в композиции. Они видны как последняя вещь на картине, спустя много времени после того, как мы понимаем, на что мы смотрим.

Вот почему вам не нужно заканчивать рисование, чтобы увидеть, какое воздействие оно создает. Вам просто нужно увидеть рамку, контраст, ритм и фокусные точки. И это то, что вы можете набросать довольно быстро, чтобы увидеть, как элементы взаимодействуют вместе!

Мы называем этот метод рисованием эскизов. Миниатюра - это миниатюрная версия обложки, которую вы часто видите перед открытием оригинальной версии. Вы не можете увидеть какие-либо детали в миниатюре, но вы видите все, что наиболее важно для изображения.

Графика уменьшенного изображения сообщает вам, что представляет собой изображение, фактически ничего не говоря. Изображение от

Чтобы создать миниатюры, сначала нарисуйте набор рамок, которые представляют собой миниатюрные версии вашего предполагаемого фрейма (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа бумаги). Затем зарисуйте очень общую версию вашего рисунка. Простые формы, простые силуэты, простое затенение - вот все, что вам нужно, чтобы увидеть, работает ли композиция так, как вы хотели. Вы также можете свободно экспериментировать, не теряя времени.

Обложки эскизов не должны быть чистыми, поэтому не тратьте на них слишком много времени; Просто набросайте свою идею и обсудите их все позже.

Подробнее об эскизе можно узнать здесь:

«Призрак композиции»

Вот как вы это сделаете: посмотрите на лист бумаги и решите, где будет внешняя граница чертежа. Нарисуйте это очень, очень легко. Затем набросайте контуры элементов внутри него, все еще очень легко. Вы должны получить рисунок «призрак» - что-то настолько тонкое, что оно почти невидимо, но этого должно быть достаточно, чтобы посмотреть, правильно ли настроена ваша композиция.

Эти строки не должны иметь ничего общего с анатомией - все дело в общих формах, которые вы увидите как первое, когда картина закончится

Правило третей

Вы, вероятно, уже слышали об этом, но я не могу пропустить это правило в статье о композиции. Есть много правил, которые вы можете использовать в этой теме, но я думаю, что правило третей является самым простым и универсальным из них.

Чтобы использовать это правило, разделите (физически или умственно) ваше изображение на три горизонтальные части и три вертикальные части. Точки пересечения линий, согласно правилу, являются естественными фокальными точками для наших глаз. Разместите там самые важные элементы - элементы, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели в первую очередь.

Еще лучше, если элементы действительно близки к этим точкам, а не точно в них. Повышение непредсказуемости делает рисунок еще более интересным.

Это правило также говорит нам, какие композиции следует избегать. Например, использование «правила половин» достаточно интуитивно, но его композиции в лучшем случае неинтересны и в худшем случае визуально сбивают с толку.

Та же композиция может быть легко улучшена, просто перемещая фокусные точки немного в сторону/вверх/вниз.

Обложки книг часто используют правило третей в своих интересах. Вы можете узнать, как создать те, которые приведены ниже в наших уроках:

Присвоение весов элементам изображения

Есть много факторов, влияющих на состав. Как вы можете управлять ими всеми? Вы можете использовать метафорические весы, чтобы взвесить их.

В композиции есть три основных типа веса: отрицательное пространство, положительное пространство и координационные центры. Положительное пространство - это фактический рисунок. Отрицательное пространство - область вне рисунка (это не должно быть пустое пространство - это может быть просто небо). Фокальные точки - это те части, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели.

Интересная композиция основана на балансе между этими весами. Этот баланс также имеет много оттенков, все основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке вы больше всего заботитесь о размере. Если вы используете оттенки, затенение будет еще более важным.

Посмотрим, как это сделать. Здесь у нас есть один элемент, помещенный в фокус, описываемый правилом третей. Композиция несбалансирована, потому что это всего лишь один маленький элемент в сравнении с огромным пустым пространством. Позитивное пространство и фокус здесь одинаковы.

Добавление другого подобного элемента в любой из других фокальных точек не решит ситуацию, поскольку она блокирует зрителя внутри центральной области, описанной координационными центрами. Поэтому создается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше сделать его чуть менее негативным. Отдельное отрицательное и положительное место где-то близко к фокусам правила третей.

Когда положительное пространство перевешивает отрицательное пространство, негативное пространство может стать фокусом.

Любой элемент контраста может использоваться для баланса композиции. Фактически, вся эта деловая сбалансированность заключается в достижении надлежащего уровня контраста. Чтобы сделать его более интуитивным, подумайте о низкой контрастности в качестве фона и добавьте что-то контрастное, чтобы сделать композицию законченной.

Здесь баланс создается путем нарушения ритма.

Перспектива

Композиция - это отношение элементов, но есть один элемент за рамкой - зритель. Если вы включите их в свой состав, вы достигнете другого, более глубокого уровня отношений.

Когда зрители смотрят на изображение, они могут увидеть себя там - им просто нужны некоторые намеки от вас, чтобы найти их положение. Перспектива может помочь вам здесь. Хитрость заключается в том, чтобы поставить что-то близко к «камере», чтобы подчеркнуть ее положение.

Чем ближе что-то к нам, тем оно больше. Так что если в вашем составе есть огромная версия чего-то обычного нормального размера, это означает, что она близка к зрителю. Все остальное далеко от них, что создает ощущение глубины.

Перспектива также может улучшить композицию, если вы включите какой-либо масштабный индикатор. Самый яркий из них - человеческий силуэт, но для этой цели вы также можете использовать животных или деревья. Если вы сделаете все правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже когда вы все знаете о композиции, легко потерять ее смысл после нескольких часов работы над одним и тем же произведением. Вы только начинаете видеть это как «то, что я видел раньше», и вы не чувствуете , что кто-то видит его в первый раз.

Чтобы получить больше расстояния и новый взгляд, вам нужно время от времени менять свою точку зрения, чтобы заставить ваш мозг переналаживаться. В цифровом искусстве проще всего перевернуть изображение по горизонтали. В традиционном искусстве вы можете вращать лист бумаги или использовать зеркало. Делайте это часто, чтобы сохранить ваш взгляд свежим.

Перевернутое представление становится новой композицией для вашего мозга.

Обрезка изображения

После того, как вы закончите картину, если что-то не так, вы можете сделать еще одно последнее изменение. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете перестроить фокальные точки и значительно улучшить композицию.

В цифровом искусстве вы всегда можете использовать инструмент кадрирования. В традиционном искусстве вы можете использовать служебный нож, сделать правильную обрезку при фотографировании обложки или использовать рамку, которая добавит негативное пространство, покрывая части, которые вы не хотите видеть.

Одна и та же картина может иметь разные значения в зависимости от используемой вами обрезки.

Расширение вашей интуиции

Теория - это теория, но в конце концов все эти знания должны стать частью вашей интуиции - то, что вы можете использовать, не думая. Чтобы расширить свою интуицию, добавьте еще один шаг к вашей оценке художественных работ. Попытайтесь понять, почему это выглядит так хорошо, найдите элементы композиции и попытайтесь угадать, какое решение художник должен был сделать.

Интуиция также может быть расширена просто благодаря искусству. Таким образом, вы будете сравнивать ваши композиции со всем тем, что вы видели, даже не осознавая, что вы это делаете. Однако лучше всего сочетать интуицию со знанием.

Заключение

Объяснив все эти правила, я должна добавить самое важное: в искусстве нет правил. Нам нравятся определенные образы, определенные композиции, и мы не всегда знаем почему. Художники пытаются создать некоторые эмпирические правила, которые будут полезны большую часть времени, но в конце вы можете нарисовать фантастическое произведение искусства, просто разбив их все.

Вы можете использовать правила композиции, чтобы узнать, что не так с вашей картиной, но они не скажут вам точно, как сделать все правильно. Экспериментируйте, держите свои глаза открытыми и создавайте сердцем. Не бойтесь делать ошибки - вы тоже можете учиться у них!