Строгановский дворец католическая церковь. История

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Санкт-Петербург, основанный в 1703 году русским царем Петром I, сегодня - один из богатейших городов России и самых роскошных городов мира. Главную ценность города составляет невероятно богатое культурно-историческое наследие. Исторический центр и дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга занесены ЮНЕСКО в список объектов, представляющих ценность для всего человечества.

Великий город

Северная, или культурная столица, город на Неве, или город белых ночей, северная Венеция, или северная Пальмира - все эти поэтические названия характеризуют удивительную сущность великолепного Санкт-Петербурга.

В своей деятельности Строгановы всегда хранили верность короне, за что удостоились звания "именитых людей". Им было дозволено вооружаться и иметь дружину, судить их имел право только царь. В XVIII веке ко всем промыслам добавилась металлургия. В 1722 году Строгановы стали баронами, в 1761 им был пожалован графский титул.

Ведя жизнь аристократов и будучи приближенными ко двору, семейство обосновалось в Петербурге. Богатыми дворянами у портного Иоганна Неймана был куплен участок на Невском проспекте. Братья Строгановы положили глаз еще на соседний участок императорского повара Шестакова. Последнему, после долгих и упорных уговоров, пришлось уступить им свой участок.

В конце 1752 года был заложен Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. Для его возведения царская семья Романовых в виде исключения разрешила привлечь придворного архитектора Растрелли. В его практике это был первый частный заказ. Масштабные работы закончены в 1754 году. Старший Строганов, Сергей Григорьевич, был в восторге от нового дворца и щедро оплатил работу Растрелли. Новоселье было отмечено великолепным костюмированным балом, который удостоила вниманием императрица Елизавета Петровна.

Описание дворца

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге построен зодчим Растрелли в Г-образной форме, имеет 50 комнат, большой пятиоконный танцевальный зал площадью 128 кв. метров и вестибюль, богато украшенный зеркалами и скульптурами. Большая парадная лестница с золоченными перилами, украшенная мраморным декором, является настоящим произведением искусства.

Оба фасада, выходящие на реку Мойку и Неву, оформлены в высшей степени пафосно и торжественно. С высокого цокольного этажа вверх поднимаются стройные колоны, объединяя следующие два этажа. Скульптуры в итальянском стиле, изящная лепнина, портретные медальоны украшают здание. Главный фасад на Невском проспекте украшен гербом Строгановых.

Посетителей поражало роскошное внутреннее убранство дома - величавые скульптуры, нарядный декор, дорогая мебель, золото, мрамор, люстры работы знаменитых мастеров, живописные полотна великих художников.

Переделки здания по вкусу наследников Строгановых

После Растрелли к убранству дворца приложил руку архитектор Воронихин. Он перестроил всю северо-западную сторону здания, замкнув его в каре, изменил терракотовую окраску на желто-розовую, изменил стиль нескольких интерьеров на классический.

В 1790 году во дворце случился сильнейший пожар, уничтоживший все, кроме танцевального зала и частично вестибюля. Строгановы восстановили интерьеры комнат, и дворец вновь заблистал великолепием.

В общей сложности над Строгановским дворцом трудилось более 10 именитых зодчих. Что-то достраивалось, менялся стиль интерьеров и окраска фасадов: дворец после Воронихина перекрасили в светло-сиреневый, потом в кирпично-красный, позже - в светло-зеленый. Сейчас дворец имеет розовый оттенок. Тем не менее внешне здание полностью сохранило первоначальный облик по замыслу Растрелли.

Архитектурная история Строгановского дворца настолько богата и многогранна, что изданы специальные альбомы с подробными описаниями знаменитой достопримечательности Петербурга. Фото с названиями наглядно иллюстрируют все этапы постройки и переделки здания.

Жизнь во дворце до 1917 года

Строгановский дворец в Петербурге прославился блестящими балами, богатыми приемами, открытыми обедами, которые были доступны для каждого опрятно одетого жителя города. Здесь открылась первая публичная библиотека, доступная для всех желающих. Дворец обслуживало 600 душ прислуги. Повар Строгановых изобрел популярное и сегодня блюдо - бефстроганов.

Граф А. С. Строганов собрал уникальную коллекцию живописи, поддерживал талантливых скульпторов, художников и писателей. Благодаря его передовому мышлению в Академию Художеств могли поступать не только дети дворян, но и одаренные простолюдины. Он спонсировал перевод Гнедичем на русский язык гомеровской "Илиады".

Все оборвалось в 1917 году, когда Строгановым пришлось бежать из России. Дворец был национализирован большевиками, часть имущества разграблена, часть - передана в Эрмитаж.

Современный музей

В советское время в Строгановском дворце расположилась Сельскохозяйственная академия. К концу 30-х годов во дворец подселили еще несколько арендаторов, самым главным из которых был "Электромортрест". С 1970 года главный арендатор - ЛП "Эра". Только в 1988 году изрядно потрепанное здание принял под свое крыло Русский музей.

Строгановский дворец отреставрировали и вернули ему прежний великолепный внешний облик, созданный Франческо Растрелли. В 1992 году последним представителем рода Строгановых - Еленой (баронесса де Людингаузен) зарегистрирован в Нью-Йорке благотворительный фонд, главной задачей которого является восстановление Строгановского дворца, а также других исторических архитектурных памятников России.

Выставки и экспозиции

Величайшее произведение искусства - великолепный Строгановский дворец. Фото не сможет передать все его великолепие. Только посмотрев дворец вживую, можно насладиться его величавой архитектурой, внешним декором, сказочным богатством интерьера. Поражает уникальный деревянный паркет из лимона, сандала, самшита, ясеня и дуба. В Большом зале, чудом сохранившемся в первозданном виде, свод украшен живописью итальянского художника Джузеппо Валериани. Так называемый плафон "Триумф Энея" выполнен на 13 холстах и, как пазлы, собран на потолке.

Кроме внешней и внутренней красоты дома современный музей представляет богатые и уникальные выставки и экспозиции:


Во дворце периодически проходят богатые выставки коллекций и шедевров русского и мирового искусства, представленные другими художественными музеями.

Информация для желающих посетить Строгановский дворец: адрес и режим работы

Знаменитый филиал Русского музея - дворец Строгановых - находится в сердце Санкт-Петербурга по адресу: проспект Невский, дом 17.

В окрестностях дворца находятся 3 станции метро. Ближайшая - "Адмиралтейская" - на расстоянии всего 300 метров, ст. "Невский проспект" расположена на расстоянии 370 м. От станции "Гостиный двор" (выход на канал Грибоедова) до дворца можно дойти пешком в течение нескольких минут, двигаясь в сторону Адмиралтейства до реки Мойки.

Можно добраться до места назначения и общественным транспортом. Ко дворцу подвезет автобус под номерами 3, 7 ,22 или 27. Также можно приехать троллейбусом №№ 1, 5, 7, 10, 17 или 22. Большое количество маршрутных такси также останавливается возле Строгановского дворца.

Парадные двери Строгановского дворца открыты перед посетителями в среду, пятницу, субботу и воскресенье с 10 утра до 6 вечера, в понедельник с 10 утра до 5 вечера, в четверг - с часу дня до 21-00. Выходной день в музее - вторник. Необходимо учитывать, что билетные кассы закрываются на один час раньше.

Сколько стоит вход в музей

Цены на билеты плавающие. Для иностранцев экскурсия в Строгановский дворец обойдется взрослому в 300 руб., билет для школьников и студентов стоит 150 руб. Желающие могут приобрести трехдневные билеты на посещение всех филиалов Русского музея. Такой комплексный билет для взрослого иностранца стоит 600 руб., для студентов и школьников - 300 руб.

Для граждан РФ и Республики Беларусь цены снижены. "Взрослый" билет обойдется в 150 руб., а для школьников, студентов и пенсионеров - всего лишь 70 руб. Комплексный билет стоит 400 и 150 руб. соответственно.

Есть и льготники, которых во дворец пускают бесплатно: участники ВОВ, инвалиды I или II группы (им также бесплатно предоставляется инвалидная коляска напрокат), дошкольники, дети-сироты, учащиеся художественных школ, студенты различных творческих факультетов ВУЗов, многодетные семьи и некоторые другие лица.

Интересно, что ежемесячно 18-го числа музей бесплатно могут посетить все лица, не достигшие 18-ти лет.

Знаменитые окрестности Строгановского дворца

Строгановский музей расположился в самом центре исторического Санкт-Петербурга. Рядом с ним находятся знаменитые достопримечательности:

  • Петропавловские крепость и собор.
  • Крейсер "Аврора".
  • Летний сад.
  • Кунсткамера.
  • Дворцовый мост.
  • Зимний дворец.
  • Эрмитаж.
  • Музей-квартира Пушкина.
  • Храм Воскресения Христова.
  • Русский музей.
  • Казанский собор.
  • Исаакиевский собор.
  • Памятник Медный всадник.
  • Мариинский дворец.
  • Мариинский театр.
  • Юсуповский дворец.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Строгановский дворец в центре Петербурга - уникальное здание в стиле барокко, построенное в 18 веке. Этот огромный дом принадлежал старинному купеческому роду Строгановых. История создания Строгановского дворца заслуживает особого внимания.

Строгановский дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна.

В 1742 году барон Сергей Строганов купил деревянный дом на Невском проспекте. По соседству с ним проживал господин Шестаков - повар императора. Строганов, мечтавший построить здесь большой каменный дом, все время просил соседа продать ему свой участок земли. Но Шестаков не хотел расставаться с жильем. Тогда Строганов решил просто перестроить собственный дом. Для этого он нанял самого известного петербургского архитектора - Растрелли. Чуть позже волею судьбы мечта барона осуществилась. Деревянные постройки на Невском пострадали во время пожара, и соседская земля все-таки досталась Строганову.

Растрелли никогда не занимался строительством частных домов, потому что был придворным архитектором. Но для Строганова было сделано исключение.

Дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна. Императрице роскошное здание, состоящее из 50 комнат, пришлось по вкусу. Интересно, что свой следующий день рождения она отметила у Строгановых.

Впоследствии Строгановским дворцом владели потомки Сергея Григорьевича. Его сыновья Александр и Павел вносили свои коррективы во внутреннее и внешнее убранство дома. Но в конце 18 века во дворце случился пожар, уничтоживший практически все. Уцелел лишь Бальный зал. Сегодня это единственное парадное помещение, созданное Растрелли, которое не пришлось восстанавливать. Постепенно Строгановский дворец возродили, и он вновь стал центром культурной жизни Северной столицы. На здешних балах и маскарадах бывали многие известные люди Петербурга - Крылов, Державин, Фонвизин. Кроме того, в Строгановском дворце хранились прекрасные произведения искусства - огромные коллекции картин и скульптур, а местная библиотека считалась одной из самых богатейших в стране.

Семья Строгановых жила на широкую ногу. Во дворце было очень много обслуживающего персонала - 600 человек. Кроме того, хозяева дворца были очень щедрыми людьми. Во внутреннем дворе они часто устраивали «открытые обеды», на которые могли прийти даже посторонние и небогатые петербуржцы. Во время таких трапез Строгановы угощали горожан вкуснейшими блюдами. Кстати, появлению популярного блюда русской кухни бефстроганов мы обязаны именно этой семье.

После революции Строгановский дворец национализировали, а его хозяева уехали за границу. Сначала в здании был открыт историко-бытовой музей, а спустя время сюда переехала Академия сельского хозяйства. Все коллекции Строгановых были переданы Эрмитажу , библиотека - Томскому университету. В настоящее время Строгановский дворец является частью Русского музея .

Практическая информация

Адрес Строгановского дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17, станция метро «Невский проспект».

Стоимость посещения дворца для взрослых - 420 RUB, для школьников и студентов - 200 RUB, для дошкольников - бесплатно. Комплексный билет на посещение Строгановского, Михайловского , Мраморного дворцов и Михайловского замка , рассчитанный на три дня, будет стоить 900 RUB. Для школьников и студентов - 450 RUB.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Строгановский дворец в Петербурге: история, архитектура, интерьеры. Часть 1

Строгановский (Строгоновский) дворец — великолепное сооружение, возведенное архитектором Ф. Б. Растрелли в 1753-1754 гг. на углу Невского проспекта и Мойки, у Зелёного моста. В данном районе Петербурга это единственное здание, сохранившее черты архитектуры барокко. Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

История и архитектура Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Участок на углу Невского проспекта и набережной Мойки первоначально принадлежал портному мастеру Иоганну Нейману. Здесь находился протяженный дом, строившийся в 1738-1742 гг., вероятно, с участием известного зодчего М. Г. Земцова. Недостроенное здание в 1742 году приобрели братья Николай и Сергей Строгановы , сыновья сподвижника царя Петра I, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова и его супруги Марии Яковлевны Строгановой, урожденной Новосильцевой.

Портрет Григория Дмитриевича Строганова

Р. Н. Никитин. Портрет баронессы М. Я. Строгановой

Братьям уже принадлежал роскошный каменный дом на Стрелке Васильевского острова в Петербурге, на месте нынешней Биржи. Новый дворец они построили себе в еще более престижном месте, поблизости от царского двора. Дом портного баронам Строгановым разрешила купить императрица Елизавета, но только с условием, чтобы он «достроен был регулярно, по архитектуре, и содержан, как указами повелено» . На картине неизвестного художника «Вид Невского проспекта от Полицейского моста» (до 1753 года) справа видны дома, на месте которых был позднее построен Строгановский дворец :

Фактическим владельцем дома стал один из братьев: барон, действительный камергер Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756). Именно он начал собирать коллекцию Строгановых и построил новый трехэтажный дворец «на завороте Невской першпективы по речке Мье» .

Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова

Зелёный (Полицейский мост) в 1810-х годах, иллюстрация Бенджамена Патерсена:

Здание было возведено величайшим зодчим эпохи барокко Ф. Б. Растрелли на фундаменте прежнего дома с частичным использованием его стен, а также сводов нижнего этажа. В объем дворца также, вероятно, были включены соседнее здание по Невскому проспекту, принадлежавшее придворному повару Шестакову, и небольшой дом Строгановых (или их родственников), стоявший со стороны Мойки.

Строгановский дворец, по акварели Садовникова, фрагмент (1830-35)

Несмотря на чрезвычайную загруженность на других проектах в Петербурге, Москве и Царском Селе, обер-архитектор Высочайшего Двора граф Растрелли принял заказ С. Г. Строганова и выдал очередной шедевр. Растрелли обыкновенно не брал частных заказов, это был именно придворный архитектор, но для Строгановых он сделал исключение, что лишний раз подчеркивает исключительность этого рода и самого дворца.

Пьетро Антонио Ротари, портрет Бартоломео Франческо Растрелли

Строгановский дворец строился Растрелли с 1753 по 1754 год, когда здесь прошел первый костюмированный бал в честь рождения наследника престола Павла Петровича (впрочем, иногда в качестве года окончания строительства называют 1756 год, поскольку только к тому времени работы во всех помещениях завершились полностью ). Новый дом, грандиозный и нарядный, сразу же выделился среди низких домов рядовой застройки не только размерами, но и богатым декоративным убранством.

Зелёный мост и Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Кваренги. Вид старого Полицейского моста (начало 1780-х годов) :

Строгановский дворец. Полицейский мост, с рисунка И. Шарлеманя :

Строгановский дворец является выдающимся примером архитектуры зрелого барокко. Основной Г-образный (построенный «глаголем») корпус здания выходит на Невский проспект и набережную Мойки — одной из главных водных магистралей Петербурга, поэтому оба фасада Растрелли оформил в высшей степени парадно, щедро снабдив их колоннами, разнообразными маскаронами, рокайльными картушами и другими элементами декора. Макет Строгановского дворца :

Более длинный фасад со стороны Невского проспекта имеет три ризалита: сильно развитый центральный и два слабо выраженных, подчиненных боковых. Нижний этаж, оформленный рустом, использовался прислугой, а на втором и третьем этажах располагались парадные залы и жилые апартаменты Строгановых. Эти этажи, объединенные колоннами и пилястрами большого ордера, имеют богатую скульптурную отделку. Окна двух основных этажей украшены наличниками разнообразного барочного рисунка.

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

По сторонам проезда во внутренний двор располагаются декоративные сгруппированные в пучки колонны с соседними спаренными колоннами. Сосредоточение пластической выразительности в центре здания было излюбленным приемом архитектора Растрелли. В творчестве зодчего и, в частности, в композиции Строгановского дворца усматривают влияние «криволинейного» барокко итальянца Гварино Гварини (1624-1683), много работавшего в Турине и опубликовавшего популярнейший трактат о гражданской архитектуре.

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Особенно выделяются два расположенных по центру окна с кариатидами на втором этаже.

Композицию фасада венчает разорванный лучковый фронтон с изображением герба Строгановых: щит с медвежьей головой, разделенный по диагонали волнистой перевязью с тремя остриями стрел, держат два стоящих на задних лапах соболя. Эти соболи, равно как и медвежья голова, являются символами Сибири и означают, что предки Строгановых были среди организаторов похода Ермака в Сибирь и способствовали покорению этого региона русскими.

Декоративные балконные решетки под окнами второго этажа подчеркивают изящество постройки, а двухцветная окраска придает ей живописность и выразительность (в 2003 году фасаду вернули исторический цвет).

Над воротами помещена львиная маска в раковине, этот же мотив в уменьшенном виде повторяется в каждом сандрике окна парадного этажа. Боковые звенья фасада отмечены пилястрами и небольшими лучковыми фронтонами с львиными мордами над верхним окном.

Эффектная архитектурная обработка фасадов в стиле барокко дошла до нас не целиком: по словам самого Растрелли, изначально на главном фасаде между колоннами также были установлены «четыре большие статуи, изображающие четыре части света» (Европу, Азию, Африку и Америку). Кроме того, по обеим сторонам фронтонов находились скульптурные группы, а балконы поддерживали фигуры атлантов . Эти детали можно заметить на старинном виде Строгановского дворца, запечатленном художником М. Махаевым в середине XVIII века на картине «Проспект Невской Перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку». Вид Строгановского дворца со стороны Мойки, гравюра середины XVIII века по рис. М. И. Махаева :

Фасады Строгановского дворца претерпели изменения вначале XIX века, во время перестройки парадных интерьеров: граф Александр Сергеевич убрал статуи-аллегории стран света и фривольных нимф, а терракотовую растреллиевскую окраску фасада заменил желто-розовым цветом. Детали декора:

Фасад, обращенный к Мойке, выделен по центру четырьмя грациозными колоннами и двумя пилястрами по бокам. Портик увенчан разорванным треугольным фронтоном. Именно с этой стороны здания, на уровне колонн и пилястр центральной части, находится Большой танцевальный зал — визитная карточка Строгановского дворца. На фронтоне этого фасада тоже помещен герб Строгановых, а протяженный балкон украшен ажурной кованой решеткой. На следующей фотографии виден «малый фасад» Строгановского дворца, расположенный вдоль Мойки. Центральный портик скрывает главное помещение дома — Большой зал.

Помимо прочего пластического декора, оба фасада дворца украшают портретные медальоны. По одной из версий, на этих барельефных портретах изображен первый владелец дворца (барон С. Г. Строганов), которого Растрелли таким образом решил удивить. Однако многие историки утверждают, что знаменитый зодчий поместил на стены дворца свой собственный профиль, в качестве своеобразной авторской подписи, чтобы увековечить свою работу . Также есть предположение, что медальон с загадочным профилем на Строгановском дворце появился позднее, когда фасад достраивал Валлен-Деламот .

Еще одна любопытная деталь — декоративные чугунные столбики с львиными масками, стоящие по углам подворотни (снаружи дворца и со стороны сада во дворе). Это уникальный образец чугунного литья елизаветинских времен. Первоначально постаменты соединялись цепями и служили частью висячего ограждения канала, который был прорыт перед Строгановским дворцом ок. 1760 года (;) (по другим сведениям, это было просто ограждение от проезжей части). При реконструкции Невского проспекта в начале XIX века чугунное ограждение исчезло.

Сохранилось лишь шесть тумб, которые использовались теперь в качестве отбойников на углах проездных арок для предохранения здания от ударов заворачивающих во двор экипажей. У Строгановского дворца стоят четыре тумбы, еще две такие же чугунные тумбы можно увидеть у подворотни соседнего дома № 19 по Невскому проспекту (здание было приобретено Строгановыми в 1830-х годах, и здесь располагался лучший петербургский трактир «СТРОГОНОВ»).

Во внутреннем дворе Строгановского дворца также можно увидеть два гранитных изваяния сфинксов. Эти скульптуры располагаются на невысоких постаментах у бывшего парадного входа и были перенесены сюда с пристани у Строгановской дачи в Петербурге, где они появились в 1796 году (см. картину А. Н. Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге»).

А. Н. Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге»

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Вход в парадные помещения Строгановского дворца сегодня находится с правой стороны фасада, выходящего на Невский проспект. Ранее входа во дворец с проспекта не существовало: на парадную лестницу и в помещения дворца попадали через торжественное крыльцо, находившееся в парадном внутреннем дворе. Пропустив карету, дубовые ворота на фасаде наглухо закрывались.

Сегодняшний вид ворот во внутренний двор Строгановского дворца:

Гости попадали в украшенный нарядными колоннами парадный вестибюль и далее поднимались по Парадной лестнице. С верхней площадки лестницы двери вели через вестибюль в Большой танцевальный зал. Вход с Невского проспекта устроил в 1790-х годах архитектор Воронихин .

Вид северного (невского) корпуса со стороны внутреннего двора:

Отзыв о посещении Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Строгановский дворец — сооружение очень красивое и с богатой историей, и здорово, что теперь у жителей и гостей Петербурга есть возможность не только любоваться его фасадами, но и побывать внутри. Еще некоторое время назад во дворце было открыто не слишком много залов, так что он являлся далеко не самым приоритетным для посещения, уступая своим собратьям, другим петербургским дворцам.

Хотя реставрация во дворце продолжается, сегодня здесь уже открыто для осмотра довольно много парадных интерьеров, среди которых есть настоящие жемчужины: например, подлинный растреллиевский Большой зал, необычный Минералогический кабинет или потрясающая Арабесковая гостиная.

Благодаря тщательной работе реставраторов, многие интерьеры удалось воссоздать таким образом, что посетители получают живое представление о том, как выглядел дворец в былые блистательные времена. Все доступные для посещения на данный момент залы показаны на следующем плане Строгановского дворца:

Главная достопримечательность Строгановского дворца — его парадные залы, убранство которых впечатляет, несмотря на то что в здании почти не сохранилось подлинных вещей из коллекции Строгановых.

Со временем, вероятно, этот пробел будет отчасти ликвидирован, потому что некоторые экспонаты и предметы интерьера уже начали возвращаться во дворец, благо немало первоклассных строгановских вещей сохранилось в разнообразных музеях и фондах (хотя понятно, что картины и скульптуры из Эрмитажа сюда уже не вернутся).

Посещение Строгановского дворца — возможность увидеть художественно оформленные исторические интерьеры с тщательно подобранными предметами искусства, познакомиться с портретами представителей рода Строгановых и узнать об архитекторах, строивших дворец и украшавших его помещения в разные эпохи.

Описание и фотографии интерьеров Строгановского дворца

Парадная лестница Строгановского дворца изначально была важной частью торжественного пути гостей дворца. Она была оформлена в начале XIX века А. Н. Воронихиным, полностью переделавшим гораздо более пышную растреллиевскую лестницу, которая была отделана в 1753-54 гг. с использованием золота, мрамора и живописи. В 1805-1805 гг. Воронихин создал на ее месте свою Парадную лестницу, решенную в строго классицистическом стиле, более скромном, чем прежний барочный. Он изменил направление маршей (теперь они идут по часовой стрелке), а промежуточную и верхнюю площадки установил на четырех разновысоких каннелированных колоннах дорического ордера. Такая строгая и монументальная лестница должна была создавать образ дома, построенного на руинах античного храма . Ажурные чугунные перила прикрыты поручнем из дуба с жилкой красного дерева. Стены Воронихин обработал дощатым рустом (так называют руст в виде непрерывных горизонтальных полос).

После того как архитектор Шарлемань соорудил двухэтажную пристройку к западному корпусу, потребовалось несколько реконструировать и Парадную лестницу, поскольку пристройка к ней примыкала. Три растреллиевских окна, освещавших лестничную клетку, пришлось заложить. Затем архитектор Садовников предложил разобрать перекрытие над лестницей, пожертвовав комнатой третьего этажа, и открыть три окна «верхнего света». Таким образом, в 1830-е годы в пространство лестницы был включен третий этаж, и она получила свой нынешний облик.

В 1994-1995 гг. над лестницей был восстановлен живописный плафон (роспись под излюбленные Воронихиным кессоны), фрагмент которого был обнаружен во время реставрации (фото с сайта ). В ранее пустовавшие люнеты трех стен были установлены зеркала, переплеты которых спроектировали по аналогии с оформлением полукруглого окна второго этажа.

На промежуточной и верхней площадке лестницы сегодня можно увидеть бронзовые торшеры, спроектированные специально для Парадной лестницы Строгановского дворца архитектором Э. М. Петровым в 1995-1996 гг. на основании музейных образцов. Светильники изготовлены на средства Международного Строгановского фонда.

С лестницы попадаем в Новую переднюю, расположенную на втором этаже Строгановского дворца между Парадной столовой и Большим залом. Первоначальная отделка комнаты не сохранилась. Существующая лепнина стен с росписью падуги в стиле «второго рококо» и две угловые печи, украшенные лепкой и зеркалами, появились, вероятно, в середине XIX века, а вот наборный мраморный пол был устроен А. Н. Воронихиным еще в начале столетия (1804-1805 гг.). В то время интерьер служил приемной (антикамерой) на половину графа П. А. Строганова.

В центре розетки пола ранее стояла высокая чаша из красного гранита, подаренная хозяину Строгановского дворца строителями Казанского собора. Сейчас она находится в Малом кабинете дворца, а ее место заняла бронзовая скульптурная группа «Минерва и Гений художеств » (1796) работы М. И. Козловского (1753-1802).

Помещение долго не ремонтировалось и обветшало. Перед передачей Строгановского дворца Русскому музею Новая передняя использовалась в качестве конторского помещения отдела оборудования Управления Министерства судостроительной промышленности, и тут стояли столы на 14 человек. В процессе реставрации комнаты в 1994-1995 гг. и 2003 г. были укреплены балки перекрытий, возобновлены утраты камня мраморного пола и декора стен и печей, восстановлена роспись падуги и окраска стен, проведен ремонт дверей красного дерева. В итоге комнате удалось вернуть облик второй половины XIX века. Главную трудность при реставрации вызвал подбор колера и полная переборка мраморного покрытия пола.

Из Новой передней можно пройти налево или направо. Если пойти налево, попадаем в интерьер, который является жемчужиной дворца — Большой танцевальный зал , или просто Большой зал в 128 квадратных метров. Хотя первоначально по проекту Растрелли в Строгановском дворце по проекту было оформлено полсотни парадных помещений, до нас дошел лишь один интерьер, зато какой!

Большой танцевальный зал — единственное помещение Строгановского дворца, сохранившее первоначальную отделку, в том числе пышное скульптурное убранство и живописный плафон работы Джузеппе Валериани (ок. 1708-1761), бывшего одним из наиболее выдающихся художников-декораторов той эпохи, отцом русской театральной живописи. Это единственный в Санкт-Петербурге не воссозданный, а подлинный, первозданный парадный интерьер Растрелли.

Сам зодчий Растрелли характеризовал помещение как «большой зал, украшенный штукатурными работами, выполненными весьма искусным итальянским мастером» . Великолепный двусветный зал хорошо освещается пятью большими окнами нижнего света и пятью малыми - верхнего света (последним «отвечают» аналогично оформленные глухие переплеты на противоположной стене). Обилие окон на западной стене зала почти не оставляет места простенкам, нижняя часть которых декорирована зеркалами. Эта пронизанная светом стена признается триумфом архитектурной мысли Растрелли.

Облик этого нарядного зала впечатляет. Стены декорированы пышной лепкой, окна верхнего яруса имеют сложные декоративные обрамления, а под ними проходит сильно вынесенный карниз. На двух коротких стенах карниз прерывается балконами с коваными решетками барочного рисунка. Балконы опираются на мощные полуфигуры атлантов, между которыми амуры несут картуш, увенчанный баронской короной. Полуфигуры кариатид, словно вырастающие из лепных барочных орнаментов, поддерживают выступающие части карниза на дальней продольной (восточной) стене. По углам порталов, обрамляющих балконы, пристроились амуры с гирляндами цветов.

Появившийся в середине XIX века паркет выполнен из экзотических пород дерева (самшит, сандал, лимон, чинара) и инкрустирован в центре изящной орнаментальной розеткой. Некоторые уникальные породы дерева заказывались на другом континенте, в Латинской Америке .

Живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка Большого зала Строгановского дворца, выполнен в 1753 году в петербургской мастерской итальянского художника Джузеппе Валериани на 13 подрамниках, доставлен в Строгановский дворец и смонтирован на потолке помещения.

Джузеппе Валериани

Грандиозное полотно имеет площадь 125 квадратных метров. Его центральная часть заключена в живописное обрамление с изображением галереи с колоннадой. Эти архитектурные элементы мастерски написаны в перспективном сокращении, из-за чего создается иллюзия продолжения вверх стен зала, и пространство потолка прорывается в божественную небесную сферу.

Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Выполненный Валериани эскиз центральной части плафона в Большом зале Строгановского дворца :

Виртуозно написанное полотно на потолке Большого зала Строгановского дворца — единственная сохранившаяся работа Валериани. Остальные плафоны его кисти, созданные для пригородных дворцов, погибли во время Великой Отечественной войны. Центральное изображение написал сам Джузеппе Валериани, тогда как архитектурная часть плафона, по всей видимости, является работой его постоянного ассистента Антонио Перезинотти .

Плафон с изображением аллегорических фигур не имеет определенного сюжета, и его называют по-разному, чаще всего встречаются варианты «Похождения героя», «Триумф героя», «Возведение героя на Олимп», «Апофеоз героя», «Странствия Телемаха (Телемака)» и «Чествование Телемаха на Олимпе». Не исключено что воин с алым плащом через плечо в верхней части композиции — воспитателя Телемаха Ментор, показывающий своему юному спутнику красоты Олимпа. Тогда эти фигуры можно трактовать как аллегорический портрет барона С. Г. Строганова, который вводит своего сына Александра в храм наук и искусств. Над юным героем в воздухе завис Меркурий, посланник богов и покровитель путешественников. В его руке жезл с переплетенными змеями (кадуцей).

Аллегории искусств представлены в нижнем правом углу композиции: Живопись пишет картины, Музыка играет на флейте, Поэзия читает стихи, а Скульптура ваяет бюст. Их объединяет История, возложившая скрижали на согбенную спину Сатурна. В центре композиции изображена богиня мудрости и покровительница искусств Минерва, изгоняющая пороки: Коварство, Властолюбие, Клевету и Зависть.

Наконец, в левом углу представлены добродетели: Правосудие, Правда, Стойкость, Верность, Храбрость и Сила (несет под мышкой колонну, на основании которой стоит собственноручная подпись художника Валериани) . Рядом с Верностью изображен старец в латах и с книгой: вероятно, Асклепий . В левом верхнем углу плафона показан круглый храм на скалистой горе, напоминающий Пантеон.

Исследователи видят в этом плафоне своеобразное нравственное напутствие потомкам, духовное завещание барона Строганова своему сыну Александру, которому предстояло осуществить строительство одного из главных храмов православного мира — Казанского собора. Живопись плафона трактуют как проповедь созидательной добродетели, мудрости и любви к искусствам, недаром центральная роль в композиции принадлежит богине Минерве, ставшей символом российского просвещения (Екатерину II часто называли Северной Минервой) .

Над дверями зала разместились огромные живописные полотна-десюдепорты в прямоугольных рамах — это цикл «Подвиги Энея» кисти итальянского художника Антонио Виги . Полотна сюжетно не связаны с плафоном Валериани и являются иллюстрацией к эпической поэме «Энеида» римского поэта Вергилия.

Начиная от двери в Новую переднюю, на десюдепортах изображены следующие сцены: «Эней у Сивиллы», «Встреча Энея и Венеры, принявшей образ девушки-охотницы», «Эней и Лавиния с сыном Асканием», «Эней выносит из горящей Трои своего старого отца Анхиса», «Венера вручает Энею оружия, выкованное Вулканом», «Тиберий, советующий Энею заключить союз с Эвандром, царем Палантея».

Хотя Большой зал часто называют растреллиевским, далеко не вся отделка того времени сохранилась, поскольку помещение претерпело ряд изменений, когда здесь работал Воронихин. В 1791 году Воронихинразместил в этом уникальном зале мебельный гарнитур, а также четыре люстры петербургского мастера И. Фишера, выполненные по проекту Жерве (люстры сохранились). А в 1804-1805 гг. тот же Воронихин установил на месте больших изразцовых печей ампирные камины (ранее над каминами висели портреты императора Александра I и его супруги).

В советское время основная часть Большого зала была разделена временными перегородками, а в восточной части находился коридор, позволявший проходить с Парадной лестницы в Большую гостиную.

Реставрация зала была проведена в 1995-1997 гг. и в 2003 году, когда был воссоздан художественный паркет из ценных пород древесины. Кроме того, были отреставрированы лепка, резьба, позолота, росписи плафона и десюдепортов и воссоздан мебельный гарнитур.

Из Большого зала пройдем в очень теплый и уютный Зал с дубовым камином (Зал с деревянным камином) . Название этого интерьера условное, так как подлинное не установлено. Зал посвящен исключительно теме охоты и лошадям.

Строгановский дворец. Зал с дубовым камином

На этом месте последовательно существовали гостиные, отделанные Растрелли для барона С. Г. Строганова в 1753-54 гг., внутренние покои графа П. А. Строганова, выполненные по проекту Воронихина в 1804-1805 гг. и, наконец, апартаменты супруги кн. В. С. Голицына княгини А. П. Голицыной, урожденной Строгановой (проект К. Росси, 1820 г.).

Нынешние пропорции интерьера и его отделка относятся к концу XIX века, когда дом принадлежал графу С. А. Строганову (1852-1923) — последнему представителю знаменитой семьи коллекционеров и меценатов.

Возможно, комната исполнена по образцу охотничьих кабинетов английских замков. Граф С. А. Строганов был большим любителем псовой охоты. Кроме того, он являлся владельцем нескольких конных заводов. В советское время зал был разделен на три небольших комнаты. Реставрация с воссозданием (по обнаруженному образцу) обоев и паркета была проведена в 2005-2007 годах.

Экспозиция Зала с дубовым каином посвящена анималистике в русском искусстве второй половины XIX века: тут находятся скульптуры на тему охоты и картины с изображениями животных, в первую очередь лошадей и собак.

Например, слева от камина располагаются картины «Серая лошадь » (художница И. Е. Краснушкина (1858-1912)) и «Вороная лошадь » (художник В. А. Виноградов (1858-ок. 1893)).

В этом зале раньше можно было увидеть старинный каминный экран из красного дерева — один из двух экранов, вернувшихся в Строгановский дверец в 2004 году (фото экрана с сайта ; сейчас оба экрана перенесены в Картинную галерею дворца). На вставленных в экраны живописных полотнах изображены любимые собаки графов Строгановых, спаниель Мутон и белый пудель Мустафа. Каминные экраны, о которых идет речь, были созданы в Санкт-Петербурге в 1805 году по заказу графа Александра Сергеевича Строганова и украшали Картинную галерею Строгановского дворца. Картины для экранов выполнил художник Карл-Фридрих Кнаппе . С конца 1920-х годов экраны находились в Эрмитаже, а в 1959 году были переданы в Государственный музей-заповедник «Павловск», откуда и вернулись в Строгановский дворец (в обмен на альбом с планами Павловского парка; в Павловске теперь стоят копии экранов).

Из Зала с дубовым камином пройдем в просторную Греческую комнату с минимумом убранства. Данное пространство образовалось в результате разборки стены между гостиной и темным коридором, что было сделано в период недавних реставрационных работ. Паркет в этом зале состоит из трех разных частей, что отражает сложную историю Греческой комнаты Строгановского дворца.

До конца 1990-х годов никто из исследователей не имел представления об этом интерьере. Ее название было обнаружено в 1997 году на обороте одной из крошечных акварелей Русского музея. Затем начался непростой процесс реставрации. По современной легенде, директор Русского музея и энтузиаст восстановления Строгановского дворца В. А. Гусев однажды оторвал кусок фанеры в темном коридоре, примыкавшем к залу, и за ним открылись остатки барельефов .

Что касается упомянутых акварелей, то выяснилось, что это зарисовки проектов К. И. Росси для оформления апартаментов второй дочери Павла Строганова и Софьи Владимировны Голицыной — Аглаиды (Аделаиды, Аглаи) Павловны (1799-1882) и ее мужа князя Василия Сергеевича Голицына (1794-1836). Хотя проекты Росси были приняты не полностью, это, вероятно, были интересные интерьеры. На обороте акварели с видом этого интерьера Росси написал мелким почерком: «дверь в Греческую комнату». Историк С. О. Кузнецов определил, что, вероятно, имелась в виду уборная графини Софьи Владимировны .

Интерьер Туалетной комнаты (уборной) кн. А. П. Голицыной, К. Росси

История этого помещения весьма запутана. Когда-то здесь находилась Проходная гостиная, интерьер которой был создан Растрелли, но она неоднократно меняла свои размеры, прежде чем вернулась к первоначальным. На месте коридора, который при последних владельцах соединял Большую гостиную с (Большим) кабинетом, при Растрелли существовала лестница, объединявшая все три этажа. Именно последняя воспрепятствовала связи между западным и южным корпусами при переделках А. Н. Воронихина. В 1804-1805 гг. Воронихин занимался оформлением апартаментов Павла Александровича и его супруги Софьи Владимировны. В частности, в качестве последнего зала внутренней (обращенной во двор) анфилады западного корпуса появилась устроенная Воронихиным Приемная графини Софьи Владимировны Строгановой . Эту комнату — вероятно, из-за особенностей отделки — называли Греческой комнатой. Ее паркет воссоздан при реставрации и позволяет судить о габаритах интерьера, занимавшего примерно половину гостиной Растрелли . Рисунок паркета А. Н. Воронихина выполнен в виде ромбов с кругами в центре квадратов.

Строгановский дворец. Греческая комната

Вторая часть гостиной с момента воронихинской переделки служила Уборной (Туалетной) графа Павла Александровича Строганова . Впоследствии эта уборная получила новую отделку в стиле ампир по проекту К. И. Росси, которому было поручено устроить апартаменты Аглаиды Павловны, княгини Голицыной, урожденной Строгановой. До нашего времени дошел паркет этой уборной, примыкающий к центральному паркету Греческой комнаты. Этот сложный паркет сделан с использованием пальмы и палисандра; в центре помещен большой двойной восьмиугольник, в который вписан ромб, с четырех сторон он окружен фризом с эллипсами (звезды в углах композиции добавлены позднее).

В 1840-х годах архитектор П. С. Садовников осуществил перепланировку на месте Греческой комнаты, использовав дополнительно пространство соседней лестницы, и оформил интерьер Проходной гостиной в стиле позднего классицизма для светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой , урожденной Строгановой. (Лестницу, препятствовавшую связи между западным и южным фасадами, Садовников вынес за фасад).

Новый интерьер — типичный для залов позднего классицизма — имел искусственный мрамор желтого цвета и ленту аллегорических барельефов в верхней части стены. Этот стиль был близок манере Воронихина, выполнившего вышеупомянутый паркет Греческой комнаты.

Впоследствии, в 1860-х годах, другой архитектор, предположительно Гаральд Боссе , сменил убранство на необарочное. Он не уничтожил, а закрыл тканью искусственный мрамор и академические рельефы, использованные его предшественником. На полу оказался ковер, что сохранило паркет. Спустя еще какое-то время вместо лестницы был устроен темный коридор для перехода из Большой гостиной в Кабинет, а размеры Проходной гостиной вернулись к тем, что существовали при Растрелли. В ней, пытаясь интерпретировать наследие барокко, установили существующий камин, золоченые панели и заново оформили плафон. После этого интерьер получил свой окончательный вид. Впоследствии одни барельефы гостиной так и остались за щитами, другие, в коридоре, остались доступными для осмотра, хотя и несколько повредились. Искусственный мрамор со временем был почти утрачен.

Сохранилась фотография комнаты после ее переделки Боссе: в 1865 году новый облик Греческой комнаты по заданию графа П. С. Строганова был зафиксирован Джованни Бианки для альбома с видами Строгановского дворца. Нет сомнений в том, что на фотографии запечатлен именно этот зал, поскольку из двери хорошо видна Большая гостиная .

Строгановский дворец. Проходная гостиная, фото 1865

Во время недавней реставрации было создано пространство, которое теперь именуется Греческой комнатой. Учитывая редкую сохранность элементов декора сразу нескольких эпох, решено было отреставрировать их и показать несколько исторических слоев одновременно, разобрав стенки коридора. Работы были проведены в 2005-2007 гг.

Строгановский дворец. Греческая комната

Процесс создания экспозиции в этом зале оказался мучительным и длительным и до сих пор не завершен.

На данный момент главным украшением интерьера служит мраморный камин . В центральной части камин украшают фигурки целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая мраморные гирлянды.

Кроме камина, в Греческой комнате можно увидеть портрет графа С. Г. Строганова (1794-1882), выполненный в 1882 году К. Е. Маковским . Сергей Григорьевич, основатель Строгановского училища в Москве, коллекционер монет и икон, учредитель Императорской Археологической комиссии, скончался в Строгановском дворце на Пасху 1882 году в своем кабинете, где и изобразил его художник Маковский, работавший над портретом уже после смерти графа.

Строгановский дворец, портрет графа С. Г. Строганова

Недавно в Греческой комнате были установлены гипсовые бюсты архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) и его жены , Воронихиной Марии Федоровны , урожденной Мэри Лонд (1770-1822). Воронихин женился на своей помощнице англичанке Мэри Лонд — воспитательнице (гувернантке) детей Павла Строганова и прекрасной художнице — в 1801 году. После свадьбы молодожены покинули дом на Невском и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили. Оба бюста супругов выполнил А. Воронихин, племянник архитектора.

Строгановский дворец, бюст Воронихина

Строгановский дворец, бюст жены Воронихина

(Продолжение следует)

Фасад Строгановского дворца со стороны Невского проспекта.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – прекрасный и единственный образец русского барокко середины XVIII века, сохранившийся на . Архитектурный шедевр, созданный великим зодчим Франческо Бартоломео Растрелли, в дворцовом строительстве того времени занимает достойное место наряду с такими его творениями как императорский Зимний и канцлерский .

Историческая справка

Ф. Б. Растрелли — придворный архитектор императрицы Елизаветы не брал частных заказов, но для барона С. Г. Строганова было сделано исключение, причем с согласия императрицы. Чем же заслужили Строгановы расположение монархов?

Род купцов и промышленников Строгановых был сказочно богат. Выходцы из крестьян, с глубокой древности проживавших на землях Великого Устюга (северо-восток Вологодской области), они владели соляным, рыбным и пушным промыслами, огромными земельными наделами, горнорудной добычей и заводами, в том числе металлургическими, на Урале.

Основа миллионного состояния была заложена в XV веке, а в 1558 году первый русский царь Иоанн Грозный удостоил семью грамотой на освоение территорий Предуралья. Целые города возводились на берегах рек Камы и Чусовой, а Строгановы стремились дальше – за Урал, вглубь Сибири. Используя свое право иметь вооруженную дружину, они снарядили поход Ермака, отвоевавшего для России новые земли.

В Смутное время Строгановы оказали огромную материальную и военную помощь царю Василию Шуйскому. За это получили звание «именитых людей», что приравнивало их к дворянству.

Последним представителем «именитых людей» был современник Петра I Григорий Дмитриевич Строганов. Единственный на тот момент наследник рода, объединивший в своих руках все фамильное состояние, он щедрыми денежными пожертвованиями помогал успешно завершить войну со шведами.

Семейные предания сохранили забавный эпизод, якобы случившийся на званом обеде. Угощая Петра I, десерт ему подали на бочонке, наполненном золотыми монетами, и попросили считать бочку частью угощения. Среди достоверных фактов:

  • два фрегата, построенные Г. Д. Строгановым на Воронежских верфях во время Северной войны, были полностью оснащены и подарены царю;
  • неподдельная радость и благодарность государя были столь велики, что Григорий Дмитриевич строит на Архангельской верфи и вооружает пушками еще два военных корабля.

Заслуги Строгановых перед престолом были отмечены в указе Петра I от 1722 года, даровавшего сыновьям Г. Д. Строганова баронский титул. Так что младший сын сподвижника первого российского императора барон Сергей Григорьевич Строганов вполне мог позволить себе построить собственный дворец в центре столицы и, будучи обер-камергером при дворе императрицы Елизаветы, сумел добиться разрешения государыни поручить это строительство ее любимому архитектору.

Растрелли, изрядно уставший от капризов Елизаветы Петровны, вынуждавшей его по многу раз перестраивать начатое, согласился построить дом Строганову – богачу и любимцу императрицы, получив, наконец, возможность сделать все по своему вкусу, так как хозяин дал обещание не вмешиваться в его работу.

Результат превзошел ожидания: легкий изящный дворец, возведенный в кратчайшие сроки (1753-1754 годы) на набережной Мойки, привел заказчика в восторг. Понравился дворец и императрице, присутствовавшей на балу по поводу новоселья. Вскоре здесь состоялся бал-маскарад по случаю рождения ее сына Павла, а затем празднование дня рождения самой Елизаветы Петровны.

Окончательное завершение строительства датируется 1756 годом. Сергей Строганов до этого дня не дожил, дворец переходит его сыну Александру, который в 1798 году получает графский титул и по праву является одним из наиболее знаменитых владельцев дома на Невском проспекте.

Теперь немногим известна заслуга Александра Сергеевича Строганова в возведении величественного на Невском проспекте. Именно по его представлению император Павел утвердил в 1800 году проект А. Н. Воронихина – малоизвестного в то время молодого талантливого архитектора, бывшего крепостного Строгановых, получившего от хозяев не только вольную, но и прекрасное образование, в том числе и в Европе. Продолжая родовую традицию возведения храмов, последние 10 лет жизни А. С. Строганов посвятил строительству собора, возглавив специальную комиссию, которая зачастую собиралась именно в Строгановском дворце.

Строгановы вошли в историю не только благодаря несметным богатствам и преданности русской короне, что не единожды доказывали на дипломатическом, государственном и военном поприще. Прежде всего, они знамениты как меценаты, коллекционеры, покровители мастеров искусств. Во дворце находились одни из лучших в России собрания живописи, нумизматики, редких книг и минералов.

Коллекцию живописи и скульптуры А. С. Строганов собирал около сорока лет. В картинной галерее Строгановского дворца были представлены Рембрандт, ван Дейк, Гвидо Рени и Юбер Робер. В бытность президентом Академии художеств он использовал ее как учебную аудиторию, где воспитанники знакомились с историей западноевропейского искусства и могли копировать произведения великих художников.

В последующих поколениях Строгановской династии наиболее выдающейся личностью был государственный деятель Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), известный как основатель рисовальной школы в Москве — знаменитой «Строгановки», существующей и поныне. Знаток живописи и страстный коллекционер С. Г. Строганов продолжал пополнять картинную галерею Строгановского дворца.

Прославился Строгановский дворец также блестящими балами, театральными и музыкальными вечерами, богатыми приемами, на которых бывали Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский. Здесь впервые Д. И. Фонвизин читал отрывки из «Бригадира», а И. А. Крылов – свои басни.

Среди скульптур и фонтанов внутреннего двора накрывали столы, и любой прилично одетый горожанин мог беспрепятственно здесь отобедать. По легенде именно для «открытых обедов» повар Строгановых изобрел вкусное кушанье, которое делилось на любое количество порций, ведь заранее не было известно число гостей, а набиралось их порой более ста человек! Это блюдо — Бефстроганов (говядина по-строгановски) – популярно во всем мире и в наши дни.

Династия Строгановых владела дворцом до 1918 года.

После Октябрьской революции Строгановский дворец национализировали и отдали для формирования в нем Народного дома-музея, который просуществовал до 1929 года. Затем коллекции были расформированы, экспонаты переданы другим музеям или проданы за границу, библиотеку получил Томский университет, часть картинной галереи переехала в Эрмитаж. Вначале здание отошло к Сельскохозяйственной Академии, потом появились и другие арендаторы во главе с «Электромортрестом».

Музейная жизнь возродилась в 1988 году с передачей дворца . Разоренное и обветшавшее здание требовало ремонта и реставрации. Справляться с этими задачами с 1992 года филиалу Русского музея помогает Благотворительный Строгановский фонд, созданный по инициативе баронессы Элен де Людингаузен (Елены Строгановой, внучатой племянницы последнего графа С. А. Строганова).

Во дворце восстановлены две анфилады парадных залов, интерьеры которых были созданы замечательными русскими архитекторами прошлого – А. Н. Воронихиным, Ф. И. Демерцовым, И. Ф. Колодиным, П. С. Садовниковым.

Архитектура здания

Секрет необычайной скорости постройки дворца раскрывается просто: Растрелли возводил его на фундаменте прежних домов с использованием стен и сводов нижних этажей. Главное внимание при строительстве Г-образного трехэтажного корпуса зодчий уделил оформлению нарядных фасадов, выходивших на Невский проспект и набережную реки Мойки, и созданию внутренних интерьеров дворца.

Вид Строгановского дворца со стороны реки Мойки.

Внешний облик дворца дошел к нам через столетия без существенных изменений. Выдающийся пример архитектуры позднего барокко щедро украшают элементы декора в итальянском стиле: колонны, скульптура, фигурные наличники окон, ажурные кованые решетки балконов. Более протяженный «Невский фасад» выглядит нарядно и торжественно, фасад со стороны Мойки скромнее, легче, изящнее. Оба фасада имеют три ризалита: выразительный центральный и два подчиненных боковых, — излюбленная композиция Растрелли. Над средней частью возвышается фронтон с гербом Строгановых: два соболя держат щит с изображением медвежьей головы. Эти символы Сибири сообщают о роли предков в освоении региона, напоминают о покорении Сибири Ермаком, ведь среди организаторов его похода были Строгановы.

На втором и третьем этажах располагались парадные и жилые апартаменты хозяев, а нижний этаж использовала прислуга. К моменту празднования новоселья был построен корпус, выходящий на Мойку, и оформлено всего семь залов: танцевали – в Большом зале, по три зала было отведено для игры в карты и угощения, но к окончанию строительства число парадных комнат достигло пятидесяти.

Желая воздать должное архитектору, С. Г. Строганов заказал портрет Растрелли и поместил его в самом нарядном помещении дворца – в Большом бальном зале. Автор портрета – знаменитый итальянский художник Пьетро де Ротари, специально приглашенный в Петербург для создания портретов императрицы и членов правящего семейства.

Благодаря Строганову, употребившему немало энергии и денежных затрат, чтобы живописец, ненадолго посетивший Россию, успел написать портрет архитектора, мы теперь знаем, как выглядел гениальный русский зодчий в эпоху расцвета своего таланта. Но, возможно, и сам Растрелли, оставил для потомков свое изображение на стенах дворца. На высоте 4-х метров от основания здание обрамляет декоративный пояс, состоящий из около полусотни медальонов с благородным мужским профилем внутри. Своеобразное архитектурное украшение до сих пор вызывает споры среди историков: одни считают, что это барельефный портрет хозяина дома, а другие уверены – это профиль самого Растрелли…

Сильный пожар, случившийся в 1790 году, уничтожил практически всю внутреннюю отделку дворца, чудом уцелел только один интерьер, созданный Растрелли, — тот самый танцевальный зал, где находился портрет архитектора работы Ротари.

Интерьеры после пожара перестраивали А. Н. Воронихин, П. С. Садовников и другие архитекторы в стиле классицизма. Были также построены два флигеля, сформировавшие каре с основным зданием. В начале XIX века претерпел некоторые изменения и облик парадных фасадов. Были убраны большие статуи — аллегории четырех частей света (Европа, Азия, Америка, Африка) и фигуры атлантов, поддерживающих балконы.

Экспозиция и достопримечательности

Экспозиция музея позволяет совершить увлекательное путешествие по архитектурной истории Строгановского дворца: от барочного бального зала Растрелли до изысканных интерьеров Воронихина в стиле классицизма. К достопримечательностям, вызывающим неизменный интерес и восхищение посетителей, безусловно, следует отнести:

  • Большой (128 кв. м!) бальный зал . Это единственный подлинный, а не воссозданный интерьер парадного зала, выполненный Растрелли в Санкт-Петербурге. Высокие красиво декорированные окна, выходящие на Мойку, расположены в два яруса и занимают практически всю стену, а узкие простенки заполнены зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом. Западная стена буквально пронизана светом – это признанная находка дизайнерской мысли архитектора. Из лепного барочного узора, украшающего три другие стены, словно вырастают фигуры атлантов и кариатид. Они поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру, и балконы, возле которых притаились амуры с гирляндами белых цветов. Убранство зала дополняет паркет из экзотических древесных пород: сандала, самшита, лимона и чинары, а также Живописный плафон «Триумф героя» . Полотно площадью 125 кв. метров — уникальная работа выдающегося итальянского художника-декоратора, основоположника русской театральной живописи Джузеппе Валериани, единственное сохранившееся подлинное произведение его кисти.
  • Минералогический кабинет — шедевр русской архитектуры XVIII века — завершает Невскую анфиладу. А. Н. Воронихин сделал помещение двухъярусным: внизу поместил библиотеку, а наверху коллекцию минералов графа А. С. Строганова. Первый ярус украшен четырьмя барельефами с изображением стихий огня, воды, земли и воздуха. Второй ярус поддерживают колонны, облицованные искусственным мрамором. Необычный для жилого помещения сферический купол и роспись его сводов создают ощущение пребывания в храме искусства и науки.
  • Постоянная экспозиция «Русский ампир» . В исторических восстановленных интерьерах дворца, из которых особенно впечатляют Парадная столовая, Арабесковая гостиная, комната в стиле охотничьих кабинетов английских замков, представлено декоративно-прикладное искусство эпохи Александра I (первой четверти XIX века). Изделия, украшенные аллегориями, символами и античным орнаментом, являются продукцией Императорского фарфорового завода.

Сегодня во дворце возрождена традиция музыкальных вечеров. «Музыкальные четверги» проводятся в Большом бальном зале, концерты предваряет небольшая обзорная экскурсия по интерьерам дворца.

В залах первого этажа периодически проходят временные выставки из фондов Русского музея, часть помещений внизу отведена музею восковых фигур и «Музею шоколада».

Где находится и как добраться

Строгановский дворец находится в центре города на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки по адресу:

Санкт-Петербург, Невский проспект, 17/Набережная Мойки, 46.

Ближайшие станции метро «Невский проспект», «Адмиралтейская» или «Гостиный Двор» — в пешей доступности.

Также сюда идут автобусы № 3, 22, 27, 49, К212 и троллейбусы № 5, 22. Остановки наземного транспорта «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».