Творчество Генри Пёрселла. Английская музыка XVI-XVII вв

Пёрселл Г.

(Purcell) Генри (ок. 1659, Лондон - 21 XI 1695, там же) - англ. композитор и органист. Сын певца Корол. капеллы, в хоре к-рой, по-видимому, пел с 10-летнего возраста. Учился композиции, игре на органе, клавесине и др. инструментах, а также пению у Г. Кука (рук. Корол. капеллы), затем (предположительно) композиции у П. Хамфри (знатока франц. и итал. музыки), позднее - у Дж. Блоу (рук. хора Корол. капеллы и органиста Узстминстерского аббатства). В 11-летнем возрасте П. написал первую оду, посв. Карлу II. Одним из первых опубликованных произв. П. считается песня "Прелестная владычица" ("Sweet tyraness", издана Дж. Плейфордом в 1667 в сб. "Музыкальный спутник" - "Musical companion"). С 1675 в разл. англ. муз. сб-ках регулярно публиковались вок. произв. П.

С кон. 1670-х гг. П. - придв. музыкант Стюартов; был помощником настройщика и хранителем корол. инструментов, настройщиком органов и переписчиком нот органных произв., композитором ансамбля "24 скрипки короля", созданного по образцу французского, а также органистом Вестминстерского аббатства (с 1679) и корол. церкви "Чейпел ройял" (с 1682), клавесинистом при аппартаментах короля. В 1684 участвовал как исполнитель в состязании органистов и органных мастеров (Б. Смит и Т. Харрис), к-рое принесло победу П. и Смиту.
1680-е гг. - период расцвета творчества П., отличавшегося исключит. продуктивностью. Он одинаково успешно работал во всех жанрах. Созданные в эти годы фантазии для струн. инструментов свидетельствуют о высоком полифонич. мастерстве. Написанием музыки к трагедии Н. Ли "Теодозий, или Сила любви" ("Theodosius, or The force of love", 1880) началась работа П. для т-ра. К этому же периоду относятся оды, т. н. приветственные и др. песни. Одногол. и многогол. песни П. писал на протяжении всей жизни (сб. песен П. "Британский Орфей" - "Orpheus Britannicus" издан посмертно в 1698). Мн. мелодии его песен, близкие нар. напевам, приобрели популярность и пелись при жизни П. наряду с подлинно народными. В многогол. светских песнях П. обобщил достижения своих предшественников - композиторов англ. Возрождения, явившись продолжателем их традиций (гл. обр. Дж. Дауленда, автора вок. многогол. пьес - ayres и мадригалов). Характер, стиль, круг тем и образов разл. вида песен П. разнообразен; среди них - шуточные, сатирич., героич. и др., сольные и хоровые, гомофонные и полифонич. склада. В числе хор. произв. (церк. и светских) - юбиляции, мотеты, гимны, каноны, т. н. кетчи и др. Выделяются многочисл. энсземы на библ. тексты; П. внёс в энсземы драм. и конц. начало (в какой-то мере они предвосхищают оратории Г. Генделя).
Инстр. соч. занимают в творчестве П. меньшее место, чем вок.-инстр. и театр. произв. Его инстр. фантазии (fancy) по художеств. уровню превосходят фантазии У. Бёрда, Дж. Булла, Т. Морли, О. Гиббонса, П. Филипса, Дж. Фарнаби и др. вёрджинелистов (см. Английская музыка). П. обогатил старый муз. жанр новым содержанием. Высоко ценя скр. музыку итал. композиторов 16-17 вв. (С. Росси, Дж. Б. Витали и др.), П. в своих трио-сонатах следовал их традициям. В 1683 был издан сб. трио-сонат "12 сонат на 3 партии для скрипок и баса - органа или клавесина" ("Twelve sonatas of 3 parts for 2 violins and bass: organ or harpsichord"). В 1697 за ним последовал 2-й сб. из 10 сонат для того же инстр. состава. Обращение к скр. соч. было новшеством, обогатившим англ. инстр. музыку. П. писал также танцы для струнных (чакона и павана на 4 партии). Клавирные произв. П., созданные в кон. 1680-х гг., сюиты, а также отд. арии, танцы и др. пьесы по стилю близки к пьесам вёрджинелистов. Наиболее значительны 5-частная токката A-dur (долго приписывалась И. С. Баху) и т. н. граунды, в т. ч. "Новый граунд" ("New ground", e-moll).
Вершина творчества П.- опера "Дидона и Эней" (1689), первая нац. англ. опера. Ко времени её написания П. обладал уже значит. творч. опытом, в т. ч. в области музыки для драм. т-ра. "Дидона и Эней" (либр. Н. Тейта по мотивам "Энеиды" М. Вергилия) - единственная из 6 опер П., к-рая полностью отвечает установившимся признакам этого жанра (остальные его муз.-сценич. произв. относятся к жанру semi-opera - отд. муз. номера или интермедии перемежаются в них с диалогами). "Дидона и Эней" - "полная" (хотя и камерная) опера со сквозным муз. развитием. Это крупнейшее явление в истории англ. муз. т-ра. Несмотря на влияние итал. и франц. оперы, а также в связи с обилием хоров англ. мадригального склада, по своему мелодич. стилю, характеризующемуся непревзойденным мастерством в преломлении интонац. особенностей англ. речи, "Дидона и Эней" - подлинно нац. опера. Её сюжет переработан в духе англ. нар. поэзии - опера отличается тесным единством музыки и текста. Она богата тяготеющими к ариозо проникновенными речитативами и насыщена инстр. эпизодами и танцами. В её музыке раскрывается значит. богатство эмоциональных состояний - тонкий лиризм, психоло-гич. углублённость, драматизм; ей свойственна шекспировская по духу фантастика. Её музыку отличает своеобразный, богатый хроматизмами гармонич. язык, острые синкопы, широкое применение ostinato. Опера сохранила своё значение; её муз. язык не кажется устаревшим.
В др. произв. П. для т-ра, гл. обр. нач. 1690-х гг. (он автор музыки к 50 театр. постановкам пьес Н. Ли, Т. Дёрфи, Н. Тейта, Ф. Бомонта, Дж. Флетчера, Ч. Давенанта, У. Конгрива и др.), музыка носит эпизодич. характер, выполняя б. ч. подсобную роль; в то же время она тонко иллюстрирует драм. развитие. Мн. песни из этих спектаклей стали популярными. Именно в соч. этого рода ярче всего проявилась самобытность стиля П., опиравшегося на высокие художеств. традиции англ. драм. и муз. т-ра и масок. Иск-во П., глубоко нац. по своему характеру, отличается исключит. цельностью индивидуального муз. стиля, в к-ром черты нового для того времени гомофонно-гармонич. мышления своеобразно переплетаются с приёмами ренессансного многоголосия. Это порождает особый муз. склад, в к-ром красочная гармония на мажоро-минорной основе, обогащённая старинной модальностью, сочетается с использованием имитац. и подголосочной полифонии. Богатый мир образов и чувств П. находит разнообразное выражение - от психологич. углублённого до грубовато задорного, от трагич. до шутливого и "колкого" (в песнях-эпиграммах), однако доминирующее настроение его музыки - проникновенный лиризм. П., претворивший в своём иск-ве достижения представителей англ. Возрождения, значительно опередил своих предшественников. Нововведения П. в области вок. монодии, речитатива, смелое расширение средств хор. полифонии, универсальное мастерство инстр. письма подняли англ. музыку на новую ступень развития. Свои мысли о технике композиции и об особенностях итал. стиля П. изложил в собств. дополнении к "Введению в искусство музыки" Плейфорда, к-рое П. издал в 1694. Высказывания П. о музыке имеются также в предисловиях к сб. "12 сонат на 3 партии...", к операм "Королева фей" и "Пророчица". Нек-рые принципы, касающиеся расшифровки мелизмов и клавирной аппликатуры, содержатся в сб. его клавирных пьес - "Избранные уроки для клавесина или спинета" ("A choice collection of lessons for the harpsichord or spinet", 1696).
Завершив блестящий период англ. музыки, П. не оставил, однако, достойных учеников и продолжателей. Б. ч. его творений вскоре была забыта, и соч. П. получили известность лишь в последней трети 19 в. В 1876 было организовано Об-во П., к-рое ставило задачей изучение его творчества и публикацию академич. полного собр. соч. П. Интерес к его творчеству усилился в Великобритании благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собств. обработке песни П., оперу "Дидона и Эней" и написавшего вариации и фугу на тему П. (из музыки к пост. пьесы "Абделазер, или Месть мавра" - "Abdelazar, or the Morr"s revenge", 1695).
Сочинения : оперы - Дидона и Эней (по М. Вергилию, 1689, пост. в частной школе Дж. Приста - Josias Priest; переизд. в Ленинграде, 1975), Пророчица, или История Диоклетиана (The Prophetess, or The History of Dioclesian, по Мейсинджеру, 1690, Дорсет Гарден-тиэтр, Лондон), Король Артур, или Британский герой (King Arthur, or The British worthy, на текст Дж. Драйдена, 1691, там же), Королева фей (Fairy queen, по комедии "Сон в летнюю ночь" У. Шекспира, предположительно в обр. Э. Сетла, 1692, там же), Буря, или Зачарованный остров (The Tempest, or The enchanted island, по мотивам "Бури" Шекспира в обр. Драйдена и Ч. Давенанта, 1695, не пост.), Королева индейцев (The Indian queen, по Драйдену и Хейуорду, 1695, Друри Лейн-тиэтр, Лондон); камерно-инстр. ансамбли - 12 сонат для 2 скрипок и баса (виолы да гамба) с basso continuo, 10 сонат для 2 скр. и баса (виолы да гамба) с basso continuo; для струнных - 15 фантазий, соната для скрипки, чаконна на 4 партии, 5 паван, 3 увертюры; для духовых - сюита, марш, канцона; для клавесина - 8 сюит, свыше 40 отд. пьес, 2 цикла вариаций, 5-гол. токката; для органа - 4 фантазии (подлинность 4-й фантазии оспаривается) и др.; культовые произв., в т. ч. 68 энсземов, 3 службы, гимны, псалмы, каноны; вок. ансамбли - 54 кетча, 43 дуэта, оды, песни. Литература : Конен В., Пёрселл и английская музыка, "СМ", 1955, No 10; её же, "Британский Орфей", там же, 1959, No 11; eл же, Культура перселловского Лондона, в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1968, 1975; её же, К истории "Дидоны и Энея", "СМ", 1977, No 1; Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960, с. 116-25; Розеншильд К., История зарубежной музыки, вып. 1 - До середины XVIII в., М., 1963, 1969; Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях, вып. 2, М., 1965, с. 180-86; Сummings W.H., H. Purcell, L., 1881,1969; Fuller-Maitland J. A., Foreign influences on H. Purcell, "The musical times", 1896, v. 36; Squire W. В., Purcells dramatic music, "SIMG", 1903/04, Jahrg. 5; его же, Purcell as theorist, там же, 1904/05, Jahrg. 6; Rolland B.., L"opйra au XVII siиcle en Italia, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire... fondateur A. Lavignac, v. 1, P., 1913 (рус. пер. - Rоллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931); Arundeil D., H. Purcell, L., 1927, 1970; Westrup J. A., Purcell, L.- N. Y., 1937, 1975; Bukofzer M., Music in the baroque era from Monteverdi to Bach, N. Y., 1947; Miller M. H., H. Purcell and the ground bass, "ML", 1948, v. 29, No 4; Lingorow S., Der Instrumentalstil von Purcell, Bern, 1949; Demarquez S., Purcell, P., 1951; Sietz R., H. Purcell, Lpz., 1955; Holst I., H. Purcell, L., 1961, 1963; Moore R., Henry Purcell and the restoration theatre, L., 1961; Zimmermann F. В., H. Purcell, 1659-1695. An analytical catalogue of his music, L. - N. Y., 1963; его же, H. Purcell. 1659-1695. His life and times, L. - N. Y., 1967; его же, The anthems of Henry Purcell, N. Y. 1971; Ferguson H., Purcell"s harpsichord music, "Proceedings Royal music association", 1964/65, No 91; DucklesV., The anthems of H. Pursell, N. Y., 1971. И. В. Розанов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Пёрселл Г." в других словарях:

    Генри Пёрселл Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 1659 1695) английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла. Биография Генри Перселл родился 10 сентября 1659 г. в … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пёрселл. Эдвард Миллс Пёрселл англ. Edward Mills Purcell … Википедия

    Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль, США 7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США) американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… … Википедия

    Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль, США 7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США) американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… … Википедия

    Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль, США 7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США) американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… … Википедия

    Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль, США 7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США) американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… … Википедия

    Эдвард Миллс Пёрселл (англ. Edward Mills Purcell 30 августа, 1912, Тэйлорвиль, США 7 марта, 1997, Кембридж (Массачусетс), США) американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1952 г. (совместно с Феликсом Блохом) «за развитие новых… … Википедия

Человек не волен выбирать себе эпоху – но эпоха может выбрать человека. Мы расскажем об английском композиторе Генри Пёрселле, которого «выбрала» эпоха Реставрации.

Считается, что Пёрселл появился на свет в Вестминстере в 1659 г. Мы говорим «считается», поскольку единого мнения на этот счет нет, некоторые исследователи называют другую дату – 1658 г., но, так или иначе, родился он незадолго до переломного момента в британской истории – восшествия на престол Карла II Стюарта. Это было не просто начало царствования нового монарха, и даже не просто смена формы правления (возвращение к монархии) – это было время коренных перемен. В предшествующее десятилетие правление пуритан, пришедших к власти в результате революции, превратило страну – некогда «merry England» («веселую Англию») – в мрачное подобие кальвинистской Женевы, театральное искусство, которое всегда было неотъемлемой частью английской культуры, считалось рассадником безнравственности и подвергалось преследованию – и, конечно, не было и речи о развитии такого «греховного» жанра, как опера. И вот – власти пуритан приходит конец, всё, что искусственно сдерживалось, прорывается – и в последующие десятилетия возрождаются театральные традиции, приживаются новые формы музицирования (такие, как светские платные концерты), возникают многочисленные оркестры… В такой атмосфере музыкальный талант мог – и должен был! – пышно расцвести.

Генри Пёрселл определенно обладал талантом, унаследованным от предков – ведь его отец и дядя были придворными музыкантами. У отца, а после его смерти – у дяди Томаса он обучается искусству игры на органе и лютне, поет в хоре мальчиков, берет уроки композиции. Сочинять музыку он начал, когда ему было всего восемь лет, а в юности опубликовал первые произведения.

В хоре Придворной капеллы Пёрселл пел до четырнадцатилетнего возраста и был вынужден покинуть хор из-за ломки голоса. Некоторое время он работал переписчиком нот и настройщиком органа в Вестминстерском аббатстве, а в 1679 г. получил там место органиста. По прошествии трех лет он занял еще одну должность – композитор ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля» (образцом для создания этого исполнительского коллектива послужил оркестр, существовавший при дворе французского короля Людовика XIV). Кроме того, Пёрселл был личным клавесинистом Карла II.

Имея столь широкий круг придворных обязанностей, Генри Пёрселл и сочинял очень много. Он создавал антемы (англиканские многоголосные духовные произведения на тексты из Псалтыри), оды, инструментальную музыку, но с особой полнотой раскрылось его дарование в области театральной музыки. Он написал музыку более чем к пяти десяткам театральных пьес, и в большинстве своем это были маски – так именовался английский театральный жанр, возникший в XVI столетии и сочетавший диалоги, музыкальные номера и танцы. В эпоху Пёрселла на перепутье маски и оперы возник новый жанр – семи-опера, в котором музыка уже не просто иллюстрировала действие, а была органично связана с ним. В этом жанре Пёрселл тоже создал несколько произведений – «Королева фей», «Король Артур», «Буря», «Тимон Афинский». Провести четкую грань между оперой и семи-оперой не так-то просто, и все же по крайне мере одно из сочинений Пёрселла музыковеды уверенно относят к жанру оперы – это «Дидона и Эней». Она создавалась не для профессиональных певцов, а для учеников пансиона – и это определило камерный характер оперы, но не только в этом заключается своеобразие ее облика. Рядом с утонченностью лирических образов в опере возникают знакомые английской публике фольклорные интонации – в хоровых песнях и танцах моряков, в сборищах ведьм, это истинно английская опера (остается только пожалеть, что блестящее начало долгое время не получало столь же блестящего продолжения, пока Бенджамин Бриттен не вписал новую главу в историю английской оперы).

Официальное звание, которое он носил, звучало очень внушительно – «его Величество хранитель и изготовитель органа», и еще внушительнее выглядит его творческое наследие, особенно если учесть, что жизнь его не была долгой. «Британскому Орфею», как называли его восхищенные современники, было всего тридцать шесть лет, когда жизнь его оборвалась неожиданно и нелепо: однажды, когда он очень поздно вернулся из театра, дом уже был заперт на ночь, в результате чего композитор простудился и заболел воспалением легких, которое и стало причиной смерти. Композитор ушел из жизни, не успев завершить свою последнюю семи-оперу – «Королева индейцев» (ее дописал брат композитора). На надгробии Пёрселла в Вестминстерском аббатстве начертаны слова: «Здесь лежит Пёрселл, который покинул этот мир и ушел в то блаженное место, единственное, где его гармония может быть превзойдена».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Просмотров: 769

Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре … Читать всё

Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты - капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пельгам Гемфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы - музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы - составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями - демократичными, шаловливыми, сатирическими - возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам.

Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл - один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.

Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые. В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч «Собрался совет Всеанглийский»). А в дуэте «Саранча и муха» - даже сам король Яков II. Впрочем, есть у Пёрселла и официально-верноподданнич еские заздравные опусы, каких и не могло не быть в то время при его служебном положении. Немало в наследии Пёрселла песен, написанных под впечатлением виденных им картин жизни и быта простого люда, его горестей и радостей. Композитор достигает большой силы и жизненной правды, рисуя без прикрас портреты бездомных бедняков своей родины.

Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи, бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая «Песня узника». Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения.

Вдохновенные его духовные композиции - псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Среди духовных произведений Пёрселла выделяются его многочисленные антемы - величавые гимны на тексты псалмов. Пёрселл смело внес светское концертное начало, умело использовав при этом то поверхностное, но горячее увлечение светской музыкой, какое стало своего рода модным поветрием в богатых классах Англии при Карле II. Антемы Пёрселла преображались в крупные композиции концертного плана, а иногда и ярко выраженного гражданского характера. Светская тенденция жанра была в Англии явлением небывалым для духовенства, и после 1688 года Пёрселл натолкнулся на особенно резкое неприятие пуританских кругов.

Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских - сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах.

Его тяготило и возмущало царившее повсюду «в верхах» эгоистическое отношение к музыке как к приятной забаве. В 1683 году в предисловии к трио-сонатам он писал, воздавая должное итальянским мастерам: «…Серьезность, значительность, связанные с этой музыкой, придут к признанию и почету у наших соотечественников. Пора им начать тяготиться ветреностью, легкомыслием, которые свойственны нашим соседям (под «соседями» здесь разумеется Франция)». Очевидно, что невероятное творческое напряжение, в сочетании с тягостными придворными обязанностями и чрезмерно рассеянным способом жизни, уже тогда подтачивало силы композитора.

Парламентский переворот 1688 года - низложение Якова II и воцарение Вильгельма Оранского - сравнительно немного изменил тогда в музыкальной жизни и судьбе музыкантов. Власть «наживал из землевладельцев и капиталистов» установила режим менее беззаботный и расточительный, но тщеславное меценатство Реставрации сменилось глубоким равнодушием к музыке. Печальные последствия этого сперва ускорили начавшийся упадок органного и клавесинного искусства, а потом коснулись и театра. Пёрселл, возлагавший надежды на покровительство королевы Марии, вскоре убедился в их иллюзорности. К тому времени, овладев почти всеми вокальными и инструментальными жанрами, он с огромным энтузиазмом обратился к музыке для театра и создал в этой области ценности непреходящего значения. Театральная музыка по-своему синтезировала почти все вокальные и инструментальные жанры Пёрселла и стала общепризнанной вершиной его творчества. Он как бы объединил традицию музыкального оформления публичного театра с драматическими композиторов масок. При этом достаточно широко освоен был опыт заморских мастеров - Люлли, итальянцев. Однако при жизни композитора его творения оставались в большой мере непонятыми и неоцененными.

Так случилось и с оперой «Дидона и Эней». Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и при том гениальную. Она была написана на либретто известного тогда поэта Н.Тэта, литературным источником для которого послужила «Энеида» - знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона.

Из тридцати восьми номеров «Дидоны» пятнадцать - это хоры. Хор - лирический истолкователь драмы, советчик героини, а сценически составляет ее окружение.

Здесь особенно ярко сказалось умение композитора сочетать различные жанры и выразительные средства - от тончайшей лирики до сочного и терпкого народно-бытового языка, от реалистических картинок повседневной жизни до сказочной фантастики шекспировского театра. Прощальная песнь героини - пассакалья - одна из самых прекрасных арий, когда либо созданных в истории музыкального искусства. Англичане гордятся ею.

Идея «Дидоны и Энея» высоко гуманистична. Героиня драмы - печальная жертва игры темных сил разрушения и человеконенавистничества. Ее образ полон психологической правды и обаяния; силы же тьмы воплощены с шекспировским динамизмом и размахом. Все произведение звучит как светлый гимн человечности.

Однако опера «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды - в 1689 году, при том не на театральной сцене, а в пансионате для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля - один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло еще сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в свое искусство и вместе с тем с горечью писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклециан»: «…музыка еще в пеленках, но это многообещающий ребенок. Он еще даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением».

Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет-Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел страшную далекость этого идеала от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни в 1695 году, в расцветет дарования и мастерства, всего лишь тридцати семи лет от роду.

На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен «Британский Орфей». Он разошелся несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки.

"R emember me…"- поёт Дидона, героиня известной оперы "Дидона и Эней", и, мы, совеременные слушатели, как бы выполняя эту просьбу, помним царицу Карфагена из Виргилиевского "Энеида" и её второго отца - гордость Английской музыки, Орфея Британии Генри Пёрселла.

М ногие подробности его жизни до сих пор туманны: был ли он выходцем из Франции или Ирландии, родился ли он на самом деле в Вестминстере, и, даже, сама дата его рождения точно не известна. Но, будь то 1658 или 1659 год, Пёрселлу посчастливилось родиться в кульминационный момент установления правления церкви после англиканской республики, во времена которой правительсвом были закрыты театры и запрещены англиканские цекровнослужения. Период английской истории, начавшийся с восхождения на престол короля Чарльза II в 1660 году и продлившийся до конца 17 века многие называют золотой эрой Английской музыки.

О тец Пёрселла, так же Генри был музыкантом королевского оркестра, а так же пел в королевской капелле. Имея хорошие музыкальные способности и навыки игры на органе и лютне, он естественно стал первым учителем своего сына. После сметри отца, мальчика отдали на воспитание дяде Томасу, так же члену королевской капеллы. Под его влиянием, Генри поступил в детский хор этой капеллы. Примерно в это же время, в возрасте 8 лет он начал писать музыку.

П осле ломки голоса, в 1673 году Пёрсел ушел их капеллы. В 1679 он становится органистом Вестминстерского Аббатства, где в своё время играл его отец, а сам Пёрселл работал настройщиком и переписчиком нот. В 1682 году, получив звание рядового композитора Королевских скрипок и известность, Пёрселл возвращается в Королевскую капеллу как органист. Через год он удостаивается звания "его Величество хранитель и изготовитель органа" и продолжает сочинять. Необыкновенно большое число его произведений становится еще более впечатляющим, если учесть, что Пёрсел прожил всего 37 лет (хотя это на год больше, чем Моцарт). Большую роль, по всей видимости, сыграла его постоянная перегруженность работой, и в 1695 году он умер от пневмонии.

Г енри Пёрселл начал новую эру в музыке. В период Ресторации, важной части Английской истории, он сделал для театральной, церковной, камерной музыки больше, чем любой другой композитор.

В это время музыка была скорее усладой для глаз, нежели для ушей. И в королевской капелле, и при дворе её рассматривали как развлечение. Поэтому даже церковная музыка Пёрселла основывается на тех же элементах, на которых строилась театральная, инструментальная и инцидентная музыка. В качестве слов Пёрселл использовал произведения современных церковных поэтов, а не слова Нового завета. Но популярность ему принесли произведения для театра, а не оды и восхваляющие песни, написанные для двора.

Х отя Пёрселла считают первым английским оперным композитором, употребление термина "опера" в отношении его произведений не вполне корректно. Это скорее спектакли, в которых действия сопровождаются музыкой. Иногда это увертюра, интерлюдия, балетная вставка, танец, иногда речетатив, ария, дуэт или хор. Только одно произведение может по праву называться оперой: "Дидона и Эней".

"Д идона и Эней" не была первой оперой, написанной в Англии. Но музыка этого произведения, величественный стиль и пафос, позволяет назвать его первой оперой Англии, заслуживающей этого имени. Определенно лишь можно утварждать, что Пёрселл был первым Английским композитором, использовавшим английский язык в своих вокальных произведениях. Видимо поэтому в отличие от итальянских опер, речтативы звучат эффектнее, если испольнены в более стогом, сдержанном стиле. Все, как их принято сейчас называть, "семи-оперы" - "Король Артур", "Диокретиан", "Королева Фей" больше уже не существуют как музыкальные драмы, а исполняютя в концетных вариантах вне своего драматического контекста.

А нгличане пожалуй более других нацилнальностей уделяют значение традициям и ритуалам. Поэтому не удивительно, что Пёрселл, придворный композитор, написал столько од, преветсвенных песен и произведений для разных придворных оказий. Большое число его произведений написано для соло, двух или нескольких голосов, или объединают вокальное кантилено с инструментальным басом.

В чисто интсрументальной музыке позиция Пёрселла также уникальна. Хотя большую часть своей жизни Пёрселл служил органистом, он не уделял особенного внимания написанию музыки для клавишных интсрументов. У него есть несколько сюит для клавесина соло, написаных как пособия для учеников, и основанных на темах из популярных театральных мелодий. В струнной музыке - как, например, в 12 трио-сонатах и фантазиях для скрипки - его стиль очень напоминает стиль совеременных ему итальянских композиторов. Пёрселл был в числе первых английских музыканов, которые подписывали свои партитуры по-итальянски, обозначая темп как "аallegro", "largo" и т.п. Большая часть его инструментальной музыки была написана для Королевского оркестра. Струнные сонаты никогда не требовали блистательной техники и не служили цели демонстрации виртуозности музыкантов. Также среди его работ есть произведения для трубы и скрипки, которые исполняются и в наши дни.

П ёрселла часто незаслуженно обвиняют в недостатке индивидуальности. Его первые работы были написаны в староанглийском стиле Орландо Гиббонса и Уильяма Бёрда, позже он попал под влияние французской школы, особенно Жана-Батиста Люлли. Так же как и Люлли, Пёрселл часто использовал "вертикальный" стиль композиции, в котором каждая нота мелодии поддерживается аккордом. Опять же как и Люлли, он часть дублирует партию голоса в басу. Следуя Люлли и Росси, Пёрселл широко использует в своих произведениях пунктирный ритм (восьмая с точкой - шестнадцатая), чтобы подчеркнуть эмоциональность момента. Ближе к концу столетия, часто встречается в его работах пришедшая от итальянских мастеров упрощенная текстура, в которой средние голоса отдаютса клавишному инструменту. В этом стиле написаны пёрселловские трио-сонаты.

И нтересно обратить внимание на некоторые особенности стиля Пёрселла. Ученики королевской каппеллы часто использовали размер 3/2 в медленных частях. Пёрселл не был исключением. Большое внимание он уелял важности слов, умея подчеркнуть важность драматического момента мелодической фразировкой. Пёрселл так же постоянен в выборе тональности, в зависимости от настоения произведения: соль минор - смерть, фа минор - ужас, ведьмы и тому подобное, фа мажор и си бемоль мажор - безмятежные пасторальные сцены. Эти соответствия можно назвать традиционными для тех времен. Кроме этого, до минор встречает у Пёрселла как признак меланхолии, загадочности, благоговения; ми минор можно назвать его тональностью ненависти. Ну, а триумфальные произведения, в как и у других композиторов обычно написаны в до или ре мажоре - тональности труб, которые часто используются в такого рода произведениях.

О н особенно отличался своим умением использовать бас, и, в вокальных и других произведениях, совмещать витиеватые фразы разной длины и строгий ритмический рисунок, как в ламенте Дидоны.

Н икакая, даже заслуженная, критика не сможет уменьшить роль Пёрселла в развитии Английской и мировой музыки. Будучи совренником таких величайших композиторов, как Бах и Гендель, его заслугу и талант нельзя описывать в терминах "луче" или "хуже" - он был другим, незаменимым в своё время, в своей стране, в своей культуре.

Произведения

Источники

  1. Dupre, Henry Purcell. 1928
  2. Price, Curtis A. Henry Purcell and the London Stage. 1984
  3. Adams, Martin. Henry Purcell. The origin and developments of his musical style. 1995
  4. Hutchings, Arthur. Purcell. 19825. The Grove Dictionary of Music and Musicians.
  5. http://www.poptel.org.uk/opera/purcell.html (Этот веб-сайт больше не существует, но я оставляю ссылку на него, как на источник информации, которые мне помог при написании этого материала)

Генри Перселл родился 10 сентября 1659 г. в лондонском Вестминстере, в семье музыканта, певшего на коронации короля Карла II.

Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл, предки которого перебрались в Англию из Ирландии, был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты — капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пелэм Хэмфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы — музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы — составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями — демократичными, шаловливыми, сатирическими — возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам.

Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл — один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.

Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые. В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч «Собрался совет Всеанглийский»). А в дуэте «Саранча и муха» — даже сам король Иаков II. Впрочем, есть у Пёрселла и официально-верноподданнические заздравные опусы, каких и не могло не быть в то время при его служебном положении. Немало в наследии Пёрселла песен, написанных под впечатлением виденных им картин жизни и быта простого люда, его горестей и радостей. Композитор достигает большой силы и жизненной правды, рисуя без прикрас портреты бездомных бедняков своей родины.

Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи, бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая «Песня узника». Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения.

Вдохновенны его духовные композиции — псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Среди духовных произведений Пёрселла выделяются его многочисленные антемы — величавые гимны на тексты псалмов. Пёрселл смело внес светское концертное начало, умело использовав при этом то поверхностное, но горячее увлечение светской музыкой, какое стало своего рода модным поветрием в богатых классах Англии при Карле II. Антемы Пёрселла преображались в крупные композиции концертного плана, а иногда и ярко выраженного гражданского характера. Светская тенденция жанра была в Англии явлением небывалым для духовенства, и после 1688 года Пёрселл натолкнулся на особенно резкое неприятие пуританских кругов.

Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских — сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах.

Его тяготило и возмущало царившее повсюду «в верхах» эгоистическое отношение к музыке как к приятной забаве. В 1683 году в предисловии к трио-сонатам он писал, воздавая должное итальянским мастерам: «...Серьезность, значительность, связанные с этой музыкой, придут к признанию и почету у наших соотечественников. Пора им начать тяготиться ветреностью, легкомыслием, которые свойственны нашим соседям (под „соседями“ здесь разумеется Франция)». Очевидно, что невероятное творческое напряжение, в сочетании с тягостными придворными обязанностями и чрезмерно рассеянным способом жизни, уже тогда подтачивало силы композитора.

Парламентский переворот 1688 года — низложение Иакова II и воцарение Вильгельма Оранского — сравнительно немного изменил тогда в музыкальной жизни и судьбе музыкантов. Власть «наживал из землевладельцев и капиталистов» установила режим менее беззаботный и расточительный, но тщеславное меценатство Реставрации сменилось глубоким равнодушием к музыке. Печальные последствия этого сперва ускорили начавшийся упадок органного и клавесинного искусства, а потом коснулись и театра. Пёрселл, возлагавший надежды на покровительство королевы Марии, вскоре убедился в их иллюзорности. К тому времени, овладев почти всеми вокальными и инструментальными жанрами, он с огромным энтузиазмом обратился к музыке для театра и создал в этой области ценности непреходящего значения. Театральная музыка по-своему синтезировала почти все вокальные и инструментальные жанры Пёрселла и стала общепризнанной вершиной его творчества. Он как бы объединил традицию музыкального оформления публичного театра с драматическими композиторов масок. При этом достаточно широко освоен был опыт заморских мастеров — Люлли, итальянцев. Однако при жизни композитора его творения оставались в большой мере непонятыми и неоцененными.

Так случилось и с оперой «Дидона и Эней». Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и притом гениальную. Она была написана на либретто известного тогда поэта Н. Тэта, литературным источником для которого послужила «Энеида» — знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона.

Из тридцати восьми номеров «Дидоны» пятнадцать — это хоры. Хор — лирический истолкователь драмы, советчик героини, а сценически составляет ее окружение.

Здесь особенно ярко сказалось умение композитора сочетать различные жанры и выразительные средства — от тончайшей лирики до сочного и терпкого народно-бытового языка, от реалистических картинок повседневной жизни до сказочной фантастики шекспировского театра. Прощальная песнь героини — пассакалья — одна из самых прекрасных арий, когда либо созданных в истории музыкального искусства. Англичане гордятся ею.

Идея «Дидоны и Энея» высоко гуманистична. Героиня драмы — печальная жертва игры темных сил разрушения и человеконенавистничества. Ее образ полон психологической правды и обаяния; силы же тьмы воплощены с шекспировским динамизмом и размахом. Все произведение звучит как светлый гимн человечности.

Однако опера «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды — в 1689 году, притом не на театральной сцене, а в пансионате для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля — один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло еще сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в свое искусство и вместе с тем с горечью писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклециан»: «...Музыка еще в пеленках, но это многообещающий ребенок. Он еще даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением».

Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет-Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел, как далек был этот идеал от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни (по одной из версий, от туберкулеза) 21 ноября 1695 года, в расцвете творческих сил, всего лишь тридцати шести лет от роду.

На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен «Британский Орфей». Он был скоро раскуплен, и затем выходил еще несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки.