Уроки по изучению романа мастер и маргарита. Аналитическая беседа

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Урок литературы в 11классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и

Маргарита».

Цель урока:

Сопоставить образ Мастера и трагическую судьбу самого автора.Показать

соотношение таланта и бездарности.Выявить роль спасительной силы

человечества-любви.

Слово учителя

Мы уже не первый урок говорим о романе,но главный герой,не названный даже

по имени, появляется лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие

страницы нас лишь готовят к встрече с героем, всё окутано тайной и

загадочностью.И сегодня мы должны найти ответы на такие вопросы,как

почему герой без имени,почему и окружающие и он сам называет себя

Мастером, в какое время он появляется со своим романом и почему его судьба

трагична?

Вопросыклассу:

- Как герой появляется перед нами в первый раз?(Мастер черз балкон

приходит к Бедомному в палату.)

-Найдите описание героя(гл.13), на какие детали портрета особенно

удиляет наше внимание Булгаков? встревоженные глаза», «карие, очень

беспокойные глаза пришельца»)Почему столь именно глаза и нет подробного

описания портрета?(«зеркало души»).

-Зачитаем эпизод встречи двух героевсо слов : «С балкона осторожно

заглядывал в комнату бритый, темноволосый, сострым носом, встревоженными

глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет

тридцати восьми».

-Кто такой Иван Бездомный и как он попадает в «дом скорби»? (Поэт Иван

Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту,

проходит через различные злоключения и попадает впсихиатрическую

больницу, которая вромане названа «домом скорби».)

-Какое проявление страшного реального мира встречается в романе? (

членами профсоюза).

знакомстве.

-Как вы думаете, какие слова героя для нас с вами станут отправными для

дальнейшего нашего разговора с учётом таинственности образа героя?

(На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи отбалконных дверей,

он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».)

-Почему герой называет себя Мастером и не приемлет слова «писатель»и

дажепригрозил Ивану кулаком? Почему молодой, талантливый человек не

хочет покинуть своего приюта? - Отвечая на эти вопросы, мы выйдем на

соотношение таланта и бездарности, скажем о трагедии настоящего

художника в современном мире,самое главное- обратимся к разговору о

самом прекрасном чувстве- любви, не просто чувстве, а оспасительной его

кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов

МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на

страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие

опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе

как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества.

Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов»).

-Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому

герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов?

Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения. (довольно

бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их

оказалось, что у него есть мечта –написать роман о Понтии Пилате, высказать

собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в

Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита.

Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу.

Роман дописан).

- Как литературный мир встретил версию библейской истории ?(Роман не

был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики,

- обрушилисьна мастера, отозвались в газетах разгромными статьями.

Особенно неистовствовал критик Латунский.

тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать»).

-Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

(они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они

сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась

с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой

роман).

-Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в

писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и

не нужен роман мастера.

- Почему же Булгаков называет своего герояМастером и что вкладывает

писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.( в нем главное –

талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было

на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает онво время

рассказа Ивана о своей трагической встрече с Воландом. Главное его

назначение –творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении

каким- нибудь искусством, а также (в древности) –магистра, причастного

высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться

мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то

есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль))

-Надо сказать о том, что в романе есть система внутренних соответствий.

Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер? (в нем есть

сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за

убеждения. Убивают (Иешуа –физическая расправа, мастер сломлен морально),

оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды

(Иуда, Алоизий Могарыч).

- Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?(В рассказе о своей

встрече с Воландом Иван не пропускает ни одного слова, в мельчайших

подробностях он всё вспоминает, а гость воспринимает этот рассказ с

восторгом.Между ними установится та степень доверия, которая поможет

каждому осознать что- то всебе. Мастер найдет в этом подтверждение своих

догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни)

-Можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и

Мастера.В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ

был автопортретным, много совпадений всудьбе героя и Булгакова.Хочу

добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже

было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей опроизведениях писателя,

напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная

биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой

мастера и судьбой Булгакова?» (мастер сломлен напором, сжигает роман.

Булгаков творит, борется)

-В какой моментсвоей жизни Мастер встречает свою любовь?(Во время

написания романа Маргарита была так же одинока как и он сам:«Она несла

вруках отвратительные, тревожные желтые цветы… ПоТверской шли тысячи

людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что

Василенко Ирина Петровна

Учитель МБОУ СОШ №6 г. Пятигорска

План-конспект урока по литературе

Тема:

Вид урока:

Исследование первых трёх глав романа с целью выявления художественных средств, структурных и композиционных особенностей, помогающих автору рассмотреть, как соединяются пространство и время в романе через параллельное изображение Москвы 20-х годов и Ершалаима 29 года.

Цели:


  1. Познакомиться с первыми главами романа

  2. Воспитание интереса учеников к романуМ.А.Булгакова

Ход урока:

Определение темы урока

Отрывок из романа:

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, - был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и чёрных тапочках».

Знакомы ли вам, ребята, эти строки?

(Да, это начало первой главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Сегодня мы на уроке открываем первые страницы романа «Мастер и Маргарита»

(на экране появляется заставка фильма А.Бортко, звучит сопровождающая его музыка) – это помогает настроиться на произведение, вносит в проведение урока сильную эмоциональную волну.

: Тема урока звучит так«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М. А. Булгакова». Они соединяют пространство и время через параллельное изображение Москвы 20-х годов и Ершалаима 29 года, 1,2,3 главы. Они нам помогут прийти к прочтению всего романа и показать, как пространство и время соединятся в вечности.

Камертон - инструмент, используемый при настройке большого оркестра перед выступлением. Так и эти главы помогут нам прийти к прочтению и пониманию всего романа.

Ощущали вы время, когда его читали?

А что такое время?

(Ответы учащихся)

На экране

Философский словарь даёт нам такое определение времени:

«Время – длительность существования материальных образований и соотношение каждого из них с предшествующим и последующим материальным образованием. Время необратимо, одномерно, однонаправленно (от прошлого через настоящее к будущему)».

Толковый словарь русского язык а С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Время – последовательная смена событий и состояний; продолжительность, длительность чего-либо;

промежуток деятельности;

определённый момент;

пора дня, года;

в истории – период существования кого-либо, чего-либо.

Психологический словарь даёт такое определение:

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути.
Эти определения времени связаны друг с другом?

(Да, связаны….)

Мы с вами остановимся на понятии психологическое время. Это время наших внутренних переживаний.

Да, время – важнейший фактор существования мира и человека. Мы можем не ощущать времени, когда чем-то увлечены. Так были увлечены вы, при чтении романа Булгакова. Но вообще-то время - это всеобщая категория. В каких сферах жизни, в каких науках оно проявляется и необходимо ли вести ему счёт?

(Ответы учащихся: биология, психология, астрономия, физика, химия, история, музыка, математика, язык, литература)

Когда вы читали роман, вы не замечали времени, и оно пролетело незаметно?

А что значит время в литературе?

В каждой культуре существует сакральное (священное) время и земное (повседневное) время. Сакральное время – это Вечность, в которой живут боги и бессмертные герои. Оно неподвижно или движется по кругу. Его нельзя измерить. А земное время определяется движением звёздного неба, его отмеряют часы, удары колокола. Оно напоминает линию, уходящую в бесконечную даль.

Какие главы романа Булгакова мы можем отнести к сакральному времени, а какие к земному?

Вывод учителя: Да, я согласна с вами, что все московские главы мы можем отнести к земному времени, а ершалаимские - к сакральному. Ребята, а давайте попробуем перечислить героев московских и ершалаимских глав.

Ответы ребят…

Я тоже попыталась сделать это на слайде. Но подскажите мне, кого из героев романа мы не можем отнести ни к московским, ни к ершалаимским главам? И почему?

Ответы учеников

Вывод: Воланд находится в романе вне времени.

Докажите это?

Вы правильно сказали, что он присутствовал при допросе Иешуа Понтием Пилатом, и он же появляется в Москве на Патриарших. Этот образ у Булгакова многомерен. Он одновременно и характер, и идея, он и реален, автор наделяет его многими реалистическими подробностями, и он, безусловно, существо иного мира, фантастического, потустороннего. Ему же подвластна и категория пространства, так как она тесно связана с категорией времени. Что такое пространство?

На экране:

Философский словарь даёт нам такое определение пространства:

«Пространство-протяжённость материальных образований и соотношение каждого из них с другими материальными образованиями; пространство трёхмерно. Наряду со временем является одной из объективных форм существования материи».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Пространство - одна из форм существования материи, характеризующаяся

протяжённостью;

протяжённость, место, не ограниченное пределами;

промежуток между чем-либо и чем- либо.

Психологический словарь

Психологическое пространство – это свободное пространство вокруг человека, необходимое ему для душевного комфорта.

Психологическое пространство –это мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей, цели объекты, желания, поведенческие тенденции

Что объединяет эти понятия?

Пространство так же многообразно, как и время. И Воланд многообразен, непредсказуем, он вне времени и пространства. Он над добром и злом. Он испытывает людей в их порочности, высмеивая и уничтожая всё, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Воланд восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

В каких сферах жизни, в каких науках проявляется пространство?

Что значит пространство в астрономии?

В астрономии пространство трёхмерно и анизотропно, т.е. в космосе нет «верха» и «низа». Так же как и в романе.

В культурологии есть понятие сакрального (священного) и бытового пространства. Сакральное пространство – это центр, где находится святое место («пуп земли», храм, Кремль).

Что значит пространство в живописи?

В живописи пространство – это перспектива, густой голубовато-коричневый фон, символизирующий бесконечность.

Что значит пространство в географии?

В географии пространства – это территории с определёнными географическими характеристиками, например, материки и океаны, климатические пояса и т.п.

Что значит пространство в истории?

В истории пространства государств отделены друг от друга границами, войны, перевороты и другие катаклизмы происходят в определённых точках пространства.

А в языке?

В языке существует понятие языковое пространство.

А в математике?

А в математике пространство представлено в виде системы координат.

Мы видим, что пространство и время постоянно взаимодействуют друг с другом.

Скажите, где время может быть обратимо, а пространство не трёхмерно.

Конечно, только в литературе. Гениальный Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» творит чудеса с пространством и временем. Герои романа совершенно свободно перемещаются в пространстве и во времени. Давайте и мы с вами совершим путешествие по страницам романа. Остановимся на первых трёх главах.

«Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»

«Я покажу Вам Москву 30 –х годов, которую знаю в совершенстве…»

Эти слова М. А. Булгакова соединяют в романе пространство и время: из Москвы 30х годов мы перемещаемся в Ершалаим 29 года и обратно.

«Никогда не разговаривайте с неизвестными», предостерегает нас автор в названии 1 главы. (на доску вывешивается лист с номером главы и её названием)
Кто эти люди?

Берлиоз

Иванушка Бездомный

- Какие странности возникли в это время на Патриарших?

(ученики читают и выделяют основные: - одновременная икота литераторов

Отсутствие в жаркое время отдыхающих « под липами»

Появление «прозрачного человека в клетчатом пиджаке»

Чувство необоснованного страха, появившегося у Берлиоза

- Какова тема их беседы?

(используя текст, ученики определяют тему беседы – поэма Бездомного об Иисусе Христе)

Звукопись – «…предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы…»

Многократные «чертыхания» литераторов

Создаётся впечатление, что кого – то зовут, но когда зовут, тогда и приходят.

(на экране телевизора появляется фрагмент фильма с первым появлением Воланда)

- Кто же этот незнакомец? Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает нам, что это ну, не совсем иностранец, консультант и маг.

Почему эти троеВоланд, Бездомный и Берлиоз встретились именно в Москве и на Патриарших?

Воланд и его свита прибыли в Москву 20-х годов, т.к. это давно их город, их ведомство.

Храм Христа Спасителя уже разрушили, признавшись в полном безверии, нормами жизни стали: предательство, доносительство, распущенность.

Патриаршие пруды – это центр Москвы, давно пользующийся дурной славой, а гладь пруда – это то же зеркало, с которым связано много поверий.

- Когда произошла встреча? (ученики читают это место из текста)

- Правокационный вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопрос, на который и отвечает роман:

«…Если же бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?...) – управляет ЧЕЛОВЕК, отвечает Иван.

-Стараясь запутать и сбить с толку литераторов, Воланд демонстрирует свою силу, какую? Именно здесь под липами мы узнаём, что случится вскоре с героями.

(ученики читают в тексте про предсказания Воланда).

Всё более включаясь в беседу литераторов, Воланд продолжает настаивать: «Иисус существовал…». Намекая, что беседа не закончена он произносит знаковые слова: « Сегодня на патриарших будет интересная история…», и приводит доказательство:

«Всё просто, в белом плаще…»

Эта фраза вводит нас в следующую главу «Понтий Пилат»

(ученики читают текст)

Обратите внимание на дату событий в Ершалаиме.

(14 числа весеннего месяца нисана)

Булгаков вводит нас в Ершалаим 29 года, на это указывают слова Иешуа Пилату: «1900 лет пройдёт, прежде, чем выяснится, насколько они врали, записывая за мной…»

Временное пространство выстроилось параллельно: преданный Иешуа приговорен к казни, Понтий Пилат навсегда потерял покой, минуты жизни Берлиоза сочтены, а Иванушка недалёк от «дома скорби».
- На уроках, посвященных ершалаимским событиям, мы вернёмся к сцене допроса, но наша сегодняшняя задача выявить композиционную особенность и «войти» в роман.

Глава заканчивается словами: «Было около 10 часов утра…»

А 3 глава романа «Седьмое доказательство» начинается такими словами. Мы видим своеобразный логический мостик, который помогает нам переходить из одной главы в другую.

Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)
Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)

1 глава 2 глава 3 глава

«Никогда не разговаривайте Понтий Пилат Седьмое доказательство

с неизвестными»
(В с р е ч а н а (Е Р Ш А Л А И М) П а т р и а р ш и х п р у д а х)
1929 год 29 год

Май 14 числа нисана

в белом плаще… в белом плаще …было около …было около 10

10 часов утра часов утра
- «Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»
М.А.Булгаков
- Гениально!!!

- Композиционный ход «роман в романе» позволяет вести 2 сюжетные линии, показать зеркальность 2 городов: Москва и Ершалаим, определить как соотносятся категории времени и пространства в романе.

Композиционная особенность романа помогает нам увидеть 3 мира в романе:

Современный

Библейский

Мистический

Связующим звеном 1 и 3 глав, доказывая композиционное единство, выступает и продолжение вопроса Воланда: «А дьявола тоже нет?», он буквально умоляет Берлиоза поверить в существование 2 сил, но тот попадает под трамвай, согласно предсказанию Князя Тьмы.

Закончилась глава, завершающая композиционное единство 3-х первых глав романа, которые являются камертоном всего произведения, подготавливающим нас к прочтению всего произведения.

Итак, подводя итог урока , вернёмся к поставленным задачам:

Определили систему образов героев первых 3-х глав

Установили временное и географическое пространство романа, его композиционную особенность.

Д. задание: составить пространственно–временной план романа.

План-конспект открытого урока по литературе

Тема:

«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М.А.Булгакова. Как соединяются в них время и пространство?»

Система уроков по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Программа по русской литературе нацеливает учителя на глубокий и всесторонний анализ знаменитой книги М.А. Булгакова, соотнесение её с традициями мировой литературы, раскрытие аллегорического и символического содержания, сложности философской, нравственной и социальной проблематики. Исходя из требований программы, можно предложить следующую систему уроков.

Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции произведения.

Урок 2. Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателя.

Урок 3. Проблема художественного творчества в романе. МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного.

Урок 4. Фаустовская тема в романе. Воланд, Мастер и Маргарита. Фауст и Мастер. Воланд и Мефистофель.

Урок 5. Новозаветная история в книге Булгакова. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

Урок 6. Тема и идея романа. Обобщающая лекция учителя. Подготовка к сочинению.

Учитывая то, что в последние годы появились многочисленные публикации о романе М.А. Булгакова, мы делаем в статье главный акцент на организации исследовательской и аналитической работы с классом; материалы для обобщений учителя подберут самостоятельно из тех доступных источников, которые рекомендованы автором.

Первый урок стоит начать вступительным словом о писательской судьбе Михаила Булгакова, подчеркнуть, что большинство его произведений дошло до читателя только в 60-80-е годы, поскольку до этого времени находились под запретом. Сообщения о жизни и творчестве писателя могут быть подготовлены учениками, для чего следует использовать «Жизнеописание Михаила Булгакова» М.Чудаковой, статью Н.Д. Боборыкина или книгу Л.Яновской. Во время урока просматривается диафильм «Михаил Булгаков».

Можно подготовить также путешествие «По страницам книг писателя». С целью его организации создаётся совет, который определяет круг произведений М.А. Булгакова, с которыми будет знакомиться класс, определяется форма подачи материала, создаются творческие группы. Каждая из групп изучает рекомендованные для чтения произведения и готовит своё сообщение о них в соответствии с избранной формой: или это будет сообщение одного ученика, дополненное чтением отдельных эпизодов в лицах, или же готовятся литературные инсценировки отрывков из произведений и так далее. Подготовкой каждой творческой группы руководят консультанты по литературе из числа учеников.

После отчётов каждой творческой группы учитель подводит итоги путешествия и отмечает наиболее интересные сообщения.

Затем организуется беседа с учениками о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы:

Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?

Какие страницы вам понравились?

При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха?

Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?

Как вы оцениваете фигуру Мастера? Удался ли писателю его образ?

Кто из других персонажей романа вам запомнился?

Каких героев в нём больше -- положительных или отрицательных? Почему?

Что затрудняет восприятие хода событий в романе?

Какие основные сюжетные линии вы можете назвать? Составьте сюжетный план произведения.

Очень важно добиться того, чтобы обмен мнениями о романе М.А. Булгакова проходил в форме дискуссии, что позволяет развивать навыки грамотной полемики, умение свободно обмениваться мыслями. В конце беседы учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, приглашает задуматься над романом, чтобы на последнем уроке сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.

В качестве домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают главы 4, 7, 9, 12, 17, 27 и выбирают из них эпизоды, характеризующие жизнь Москвы 30-х годов XX века.

Второй урок начинается с проверки того, насколько усвоен материал о жизни и творчестве писателя. Контрольные вопросы:

Расскажите о детстве и юности писателя. Почему М.Булгаков решил избрать профессию врача?

Каким было отношение будущего писателя к Февральской и Октябрьской революциям? Как он оказался в составе Добровольческой армии?

Расскажите о начале литературной деятельности М.Булгакова.

Как складывалась судьба его драматургических произведений?

Что вынудило М.Булгакова написать письмо Правительству СССР? Какой была реакция Сталина на это послание?

Когда писатель начал работу над романом «Мастер и Маргарита»?

Каким был путь книг М.Булгакова к широкому читателю?

Каково отношение к творчеству писателя в наши дни?

Затем учитель говорит о том, что образ Москвы в романе М.Булгакова является одним из важнейших. Ученики анализируют отобранные дома эпизоды с помощью следующих вопросов и заданий:

Какие характерные эпизоды советского быта присутствуют в романе М.Булгакова?

Какой смысл вкладывает писатель в название “нехорошая квартира”?

Кого называют “подручными Воланда”? Что происходит со Стёпой Лиходеевым и Никанором Ивановичем, Варенухой и Римским? Почему никто из них не способен противостоять злу?

Обратите внимание на главу 12 «Чёрная магия и её разоблачение». Прочитайте выразительно слова Воланда о советских людях. Как вы поняли его рассуждения? Как москвичи ведут себя в эпизодах с деньгами и в “модном дамском магазине”? Зачем Воланду понадобилось устраивать подобное представление?

Каковы последние похождения Коровьева и Бегемота в торгсине и ресторане МАССОЛИТа? Как вы поняли слова Коровьева о торговле? Отчего Бегемот и Коровьев уничтожили и магазин, и ресторан?

Мы знаем Петербург Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского, грибоедовскую Москву. Что характерно для Москвы Михаила Булгакова?

Урок завершается обобщением изученного, для чего используется материал о похождениях Воланда и его свиты в Москве, изложенный в статье А.К. Киселёва .

Дома ученики должны из глав 5 и 28 выбрать описание нравов современной М.Булгакову писательской среды. Особое же внимание они должны уделить главе 13, в которой изложена драматическая история Мастера.

Третий урок следует начать с сопоставления писательской судьбы Мастера с жизнью самого Михаила Булгакова. Исходным материалом могут служить уже известные ученикам факты биографии писателя, рассмотренные на первом уроке, и содержание 13-й главы романа.

Затем учитель переходит к проблемам художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М.Булгаков литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы:

О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1-й главе? Чем вызвано обращение к подобной теме?

Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда?

Каким было “седьмое доказательство”?

С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?

Как описывает М.Булгаков дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.

Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?

Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина? Какие мысли пробудились у Рюхина под воздействием слов Бездомного?

Выразительно прочитайте комической диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедова из главы 28. Почему М.Булгаков вложил слова обличения в уста нечистой силы?

Расскажите историю Мастера. Почему он изложил её именно Ивану Бездомному?

Кто организовал травлю Мастера?

Как отомстила Маргарита его гонителям?

О ком написал свой роман Мастер? Чем продиктован выбор сюжета и героев?

Что свело героя с ума? Как он попал в клинику?

Какие выводы сделал для себя Иван Бездомный после встреч с Воландом и Мастером?

Чем заканчиваются в романе истории Мастера и Ивана Бездомного?

Подводя итоги работы, учитель говорит о том, что нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни -- о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа -- бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище.

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жизни человечества -- распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога -- он им не нужен, как не нужен и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на него. Здесь мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были положительными.

И вполне закономерно, что жизнь Дома литераторов сосредоточивается не в дискуссионных залах и литературных студиях, а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих московских похождений, лишая ремесленников от литературы их самого приятного и удобного способа времяпрепровождения.

Единственным положительным персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный, осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и ставший профессором Иваном Николаевичем Понырёвым. Но столкновение с могучими мистическими силами наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, и время от времени он подвержен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена повседневности.

После обобщения изученного учитель предлагает к следующему уроку перечитать главы 19-24 и 29-31 романа М.Булгакова и первую часть «Фауста» Гёте, обратив в последнем особое внимание на сцены 7-25, в которых рассказана история Фауста и Маргариты.

Во вступительной части четвёртого урока стоит указать на большой объём аналитической работы, которую необходимо выполнить: ученики должны сопоставить роман М.Булгакова с величайшим произведением И.В. Гёте -- философской трагедией «Фауст». Прежде всего имеет смысл обратиться к сходству героев и ситуаций, в которых они оказываются, в обоих произведениях. Урок может быть проведён в форме семинара, во время которого каждая группа учащихся получает проблемное задание.

Какой эпиграф выбрал для своего романа писатель? Почему именно эти слова Мефистофеля? Какая связь между поступками Воланда и эпиграфом?

Как вы оцениваете самопожертвование Маргариты? Почему она вступила в сделку с Воландом? Отчего тот произносит слова: “Никогда и ничего не просите”?

Сопоставьте характеры главных героинь «Фауста» и «Мастера и Маргариты». Чем булгаковская Маргарита не похожа на кроткую Гретхен Гёте?

Сравните между собой Фауста и Мастера. Чему они оба посвятили жизнь? Отчего Фауст заключил договор с Мефистофелем?

С какими эпизодами «Фауста» перекликается сцена романа «Бал сатаны»? Какова её идейно-художественная нагрузка?

Сравните появление Воланда в романе М.Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом в трагедии Гёте. Чем булгаковский Воланд не похож на своего предшественника Мефистофеля? В какой момент душевного состояния Фауста появляется Мефистофель?

Почему в романе Булгакова никто, кроме Мастера и Маргариты, не распознал сатану?

Сопоставьте слова Воланда о человека в главах 1 и 12 «Мастера и Маргариты» со словами Мефистофеля из «Пролога на небесах» философской трагедии Гёте. Что придаёт убедительность рассуждениям обоих персонажей?

Завершается урок-семинар подведением итогов работы. Характеризуя роль Воланда в романе Булгакова, следует отметить, что он не похож на традиционного искусителя, врага рода человеческого: он наказывает грешников здесь же, на земле, за совершённое зло; жертвами подручных князя тьмы и его самого становятся Стёпа Лиходеев, Варенуха, Римский и многие другие персонажи книги. В этой связи следует ещё раз вернуться к эпиграфу романа и уточнить, как развитие действия углубляет и раскрывает его смысл.

И Воланд, и Мефистофель появляются перед героями в одно и то же время -- в час тяжёлого душевного кризиса, когда вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам кубок с ядом, а Мастер сжигает своё творение. Однако Фауст, будучи истинным сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем, одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо него в союз с тёмными силами вступает Маргарита.

Образ Маргариты приобретает самостоятельное значение, недаром её имя вынесено в заглавие романа. Это сильная и целеустремлённая личность, идущая своим собственным путём. Если кроткая Гретхен Гёте наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьём и даёт отведать Мастеру, после чего оба падают мёртвыми. Здесь тот же мотив, что и в «Фаусте», -- и Маргарита и Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” -- шепчут немеющие губы Мастера.

Герой называет себя не писателем, а Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово “мастер” в романе употребляется в значении “творец” -- именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединённом подвале Мастера Маргарита узнала не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве: завершение книги, которую он создавал, стало смыслом её жизни.

Но Мастер своими руками уничтожил своё творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и Маргариты. Окончание произведения глубоко пессимистично, оно свидетельствует о том, что человек проиграл поединок силам зла, и в этом смысле окончание «Мастера и Маргариты» является полной противоположностью «Фаусту», который проникнут верой в силы и возможности человека.

Материалы для обобщающей характеристики образа Воланда можно взять из статьи М.А. Бродского (5).

Пятый урок открывается сообщениями учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М.Булгакова. (Для сопоставления целесообразно использовать главу 27 «Евангелия от Матфея», главу 15 «Евангелия от Марка», главу 23 «Евангелия от Луки», главу 19 «Евангелия от Иоанна».) О несовпадении романа с каноническими евангельскими текстами говорится в уже упоминавшейся статье М.А. Бродского; указанный материал может использоваться как обобщение к первой части урока. Затем начинается работа над главами романа Булгакова с помощью вопросов учителя.

Сопоставьте “евангельские” главы романа Булгакова, рассказывающие историю Иешуа Га-Ноцри, с «Прологом на небесах» из трагедии Гёте. Бог, отдающий Фауста в руки Мефистофеля, и Бог, отдающий своего сына на муку, -- есть ли здесь параллель?

Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нём -- идейный и философский центр романа Булгакова?

Каким изображён прокуратор Иудеи в главе 2?

Какие чувства испытывает он к Иешуа?

Что вызвало удивление прокуратора в рассказе Иешуа?

О чём Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью?

С какого момента разговора прокуратор почувствовал опасность?

Почему он утвердил смертный приговор Малого Синедриона?

Отчего ненавидят друг друга Каифа и Понтий Пилат? Какие отношения связывают их?

Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16? Как он желал помочь Иешуа?

Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своём желании отомстить Иуде?

Внимательно прочитайте главу 26 «Погребение». О чём сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни?

Почему прокуратор хочет оказать милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает её?

В какой момент Левий Матвей смягчается?

Каков финал судьбы Понтия Пилата?

Почему в последней главе романа сходятся все сюжетные линии?

Характеризуя христианско-евангельскую сюжетную линию книги Булгакова, учитель может воспользоваться статьями А.Кораблёва и Л.Ф. Киселёвой .

Готовясь к последнему уроку, ученики должны подумать над тематикой и идеей романа М.А. Булгакова и определить их своими словами.

Шестое, последнее занятие строится как урок-обобщение. Начинается он с беседы по содержанию всего произведения.

Как вы поняли финал романа Михаила Булгакова?

В чём заключается главная идея произведения?

Как в романе решается вопрос о вечных человеческих ценностях?

Как решена в романе проблема художника и власти?

В чём своеобразие композиции произведения?

Какие особенности стиля писателя вы можете перечислить, прочитав роман? Каковы особенности повествования в каждой сюжетной линии?

Какую лексику использует писатель, изображая Москву 30-х годов? Как изменяется поэтический синтаксис писателя, когда повествование уходит в далёкое прошлое, в новозаветные времена?

Сравните свои первоначальные впечатления от романа с тем, что вам в нём открылось после завершения анализа. Как изменилось ваше восприятие книги Булгакова? Что осталось непонятным?

После беседы с учащимися следует обобщающая лекция учителя, в которой говорится о своеобразии композиции романа, мастерстве сатирических обобщений, богатстве тематики и глубине идейного содержания.

Главная книга М.А. Булгакова отличается сложностью сюжетного построения, в ней переплетаются истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, Ивана Бездомного, присутствуют реминисценции из «Фауста» Гёте, описаны похождения Воланда и его свиты в Москве и их влияние на судьбы второстепенных персонажей. Всё это не только создаёт неповторимый облик произведения, но и затрудняет его восприятие.

В романе в полной мере проявилось мастерство сатиры Булгакова. Многие сцены книги, в частности проделки Коровьева, Бегемота и Азазелло, вызывают смех, особенно в главе 12, где в великолепной гротескной манере описаны сцены в “модном дамском магазине”. Противостоять подручным Воланда никто не в состоянии, ведь согласно господствующей атеистической идеологии, нечистой силы просто не существует. Кроме того, подавляющее большинство персонажей «Мастера и Маргариты» не без оснований может быть названо “мёртвыми душами” -- они окаменели в ограниченности раз и навсегда затверженных догм.

Нельзя не отметить, что Воланд Булгакова -- фигура любопытная, он не лишён благородства, выступает в роли защитника порядка, наказывает злых и несправедливых. В такой трактовке образа зла заключена великая прозорливость Булгакова, он изобразил в романе особый мир -- порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости. Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, которая основана на антигуманных принципах, и понадобились долгие и долгие годы, прежде чем открылась её истинная суть.

Трагически одинока в романе фигура Иешуа Га-Ноцри, воплощающая добрые начала жизни. В нём есть простая и твёрдая сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя прекрасно понимает, что это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа, однако человеческая слабость помешала герою выдержать до конца свой путь на Голгофу, он сломлен. Он жаждет лишь одного -- покоя, и покой милостиво дарован ему на последних страницах романа. Мастер так же одинок среди людей, как и Иешуа, лишь Маргарита и Иван Бездомный оказались в состоянии понять его. Таким образом, книга Булгакова -- это ещё и роман о трагическом одиночестве мастера-творца в этом мире.

В конце урока, после обобщающей лекции учителя, предлагаются следующие примерные темы сочинений:

1. Трагедия Мастера и Маргариты.

2. Мастерство Булгакова-сатирика в романе «Мастер и Маргарита».

3. Как я понимаю общечеловеческий и философский смысл романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Фаустовская тема в романе «Мастер и Маргарита».

5. Диалектика добра и зла в романе Михаила Булгакова.

Вывод по 2 главе

Итак, мы выяснили, что при разборе романа «Мастер и Маргарита»самый распространенный вид урока, сочетающего слово учи-теля с самостоятельной работой учеников,--это лекция с элементтами беседы.

Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учени-ков, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкрет-ные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя--добиться, чтобы вопросы, об-ращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе дви-жения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.

Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во вре-мя лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истин-ном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться по-нимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллю-стрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопросы и т.д.

С этим связаны специфические цели уроков. Уча-стие в таком уроке требует от ученика определения своей собст-венной позиции, личного мнения, выявления способностей. Глав-ная цель уроков по изучению романа --формирование умения самостоятель-но трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. Конечно, и на других уроках надо стре-миться к этому, но все же беседа в большей степени, чем, например, лекция, создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоя-тельного познания и творчества.

Можно вы-делить три разновидности деятельности учащихся на уроке при анализе романа::

1) развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и обсуждение как самих проблем, так и выступлений;

2) обсуждение рефератов или докладов учащихся;

3) диспут.

Урок требует от учителя серьезной предварительной работы (продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации, и т. д.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок по творчеству М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита» в 11 классе

Всепобеждающая сила любви и творчества. По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполнила:

Ермолаева Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

2013 год

г. Кувшиново

Тема урока Всепобеждающая сила любви и творчества. По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1) углубить представления учащихся о личности М.А. Булгакова;

2) формировать навык анализа художественного произведения на основе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

3) развивать устную речь учащихся;

4) расширить литературный кругозор учащихся.

Технологии: информационно-коммуникационная технология

Методы и приемы: слово учителя, беседа, сообщения учащихся, использование интерактивной доски, презентация по теме урока, просмотр отрывков из кинофильма «Мастер и Маргарита».

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты кинофильма «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко, иллюстрации М.А.Врубеля.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

М.Ю.Лермонтов

Как мы уже знаем, роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве М.А.Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций и заплатил за него своей жизнью. Роман – одно из загадочных произведений русской литературы 20 века. Оно имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых он вызывает чувство раздражения. В чем специфика этого произведения? Что хотел сказать читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

2. Слово учителя .

Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира .

- Вспомните, какие? Да, «древний ершалаимский», вечный потусторонний и современный московский. 3. Обсуждение домашнего задания. - Как связаны между собой эти три мира? Что или кто их объединяет? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита )- Вспомните варианты заглавий романа. «Гастроль», «Сын», «Черный маг», « Копыто инженера», «Консультант с копытом», « Сатана», «Черный богослов» и др. То есть этот герой (Воланд) не случайно появляется на страницах романа. 4. Сообщение подготовленного ученика о родословной этого образа.

Воланд. Родословная этого литературного героя огромна: образ сатаны привлекал великих художников. Вспомним трагедию Гете «Фауст», поэму Лермонтова «Демон», оперу Гуно «Фауст», «Мефистовальс» Ференца Листа, оперу Антона Рубинштейна «Демон», роман Жака Казота «Влюбленный дьявол», трагедию Мильтона «Потерянный рай», роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, полотна Врубеля «Демон летящий», «Демон сидящий» и многое другое.

Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по-немецки, потом – переведен на русский. Но первым толчком к замыслу образа была музыка – опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда повторяет костюм оперного певца.

Само имя Воланд также восходит к Гете. Оно возникает в «Фаусте» один раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь», прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти: Дорогу! – черт идет!

То есть Воланд – это Сатана, черт (прослушивание арии Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст»

-У него есть свита. Кто входит в нее?

Азазелло . Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного Азазел. Так зовут отрицательного культурного героя - падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно он передает Маргарите крем, меняющий ее внешность.

Коровьев (Фагот)

Кот Бегемот

5. Беседа по теме урока.

Итак, Воланд со своей свитой оказывается в Москве 30-хх годов.

- Что происходило в стране в это время? (ответы учащихся + слайды)

- Зачем Воланд там появляется?

В евангельской легенде, с которой мы уже познакомились, заложены вечные ценности, вечные истины. И если они будут забыты людьми, то это непременно отразится на

нравственном состоянии общества. Вот Воланд и появляется, чтобы совершить своеобразную моральную ревизию общества.

- Творят ли они зло? Наказывают ли пороки?

Нет!!! Роль их – обнажить сущность явлений, высветить, усилить, вывести на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые скрыты от глаз .

Кадр из фильма «Люди как люди…»

- Давайте докажем справедливость наших суждений (учащиеся приводят примеры)

«Массолит»(гл. 5)

Председатель «Массолита» Михаил Берлиоз (гл.1, 13)

Директор Варьете Степа Лиходеев (гл. 7)

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома 302 бис (гл. 9)

Прохор Петрович (гл. 17)

Сеанс «черной магии» в Варьете (гл. 12)

Всего 3 дня Воланд со своей свитой в Москве, но рушится рутина жизни, т.е. Воланд и его свита обнажают сущность явлений, высвечивают, выводят на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые скрыты от глаз. Это не наказание, а доведение до видимого явного результата внутренних пороков человека. Страшно становится. Когда начинаешь судить о человечестве по этим людям. Вспоминается фраза, сказанная на краю отчаяния Пилатом: « О Боги, Боги мои, яду мне, яду!..»

- Так в чем же трагедия этого времени, по мнению писателя?

Булгаков убежден, что в основе любого общества должны лежать не материальные или политические, а нравственные основания. И если они порушены, низвергнуты, это приводит к трагедии, а трагедия прежде всего в потере веры. А вера – это величайшая нравственная ценность.

За безверие, за веру в мнимые ценности, за душевную лень наказаны булгаковские персонажи. Наказаны болезнью, страхом, муками совести.

- Какой эпизод вам с связи с этим вспоминается? (Бал у Сатаны) (гл. 23)

Кинофрагмент.

5. Вывод: Булгаков показывает, что зло в мире не от дьявола, а от человека, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи. А веру, истину, смысл жизни, понимание вечных вопросов бытия каждый человек ищет и находит сам, руководствуясь при этом собственной совестью. Из этих индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени.

6. Релаксация

Закончите предложения.

Сегодня я узнал, что…

На сегодняшнем уроке я понял, что…

Мне понравилось, что…

«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование: презентация, видеоматериал.

« Я – часть той силы, что вечно хочет зла

и вечно совершает благо »

«Фауст» Гёте

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М. Ю. Лермонтов

1.Вступительное слово учителя

«Рукописи не горят…» - с этой верой в силу искусства умирал писатель М. А. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. Роман «Мастер и Маргарита», вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, настолько многогранен, что в привычные рамки и схемы не укладывается. В нем совместились философия, фантастика, сатира, политика, любовь; переплелись дьявольское и божественное. Вряд ли найдется человек, для которого все тайны романа, все загадки решены.

Действие романа разворачивается сразу в нескольких мирах. Цель нашего урока: разобраться в предназначении каждого мира и найти «место» главных героев Мастера и Маргариты.

Многие исследователи выделяют в романе три мира, три уровня реальности. Назовите их.

Определите принадлежность героев романа к одному из трех миров. (Работа в группах. Составление таблицы.)

Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Современный

Московский мир

Древний

Ершалаимский мир

Потусторонний

Мир

«Носители истины»

«Ученики»

Доносчики

Правители, принимающие решения

«Палачи»

Животные

Служанки

Г е р о и р о м а н а: Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа, Крысобой, Наташа, Гелла, Низа. Кровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло, Воланд, Афраний, Иуда, Алоизий Могарыч, Левий Матвей, Иван Бездомный (Понырёв) и др.

Как связаны между собой эти три мира? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)

- Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов. Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

2. Аналитическая беседа. Работа в группах.

В час необычайно жаркого заката на Патриарших прудах начинается наше знакомство с Москвой 30-х годов. И вслед за Иванушкой, несущимся по улицам, забегающим в коммуналки, видим этот мир.

1 группа. Московский мир - Москва 30-х годов 20 века.

Проблемный вопрос: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)

С какой целью посещает Воланд и его свита Москву? Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Индивидуальные сообщения:

· Степа Лиходеев (гл.7)

· Варенуха (гл.10,14)

· Никанор Иванович Босой (гл.9)

· Буфетчик (гл.18)

· Аннушка (гл.24,27)

· Алоизий Могарыч (гл.24)

Вывод: Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно. Наказание в самих людях

2 группа. «Евангельские» главы – 1 год нашей эры.

Что же лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду дворца Ирода Великого в ненавидимом им городе Ершалаиме вышел прокуратор Иудеи, сын звездочета, всадник Понтий Пилат,..»

Почему Пилат пытается спасти Иешуа от казни?

(«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу»)

Проблемный вопрос: В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав? Чем схожи Ершалаим и Москва? ( Два мира очень похожи, хотя и отделены временем. Одинаково описаны два города (тучи, гроза, пришедшая с запада). Разная одежда, разные привычки разные дома, Но суть людей одна. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.)

Два мира связаны между собой, Связаны Мастером, угадавшем и написавшем роман,

– Чем Мастер похож на Иешуа? (Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

Два мира связаны между собой и той силой зла, которая присутствовала всегда и везде.

Мы входим в третий мир - мир потусторонней силы.

3 группа. Мир потусторонней силы – вечный.

Проблемный вопрос : Главный вопрос, который нас интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?»

– С кем пришел Воланд на землю?

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Какова же роль Дьявола и его свиты в романе? У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. . Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. Именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Давайте посмотрим, что произошло после исчезновения Воланда из Москвы. Наказание-то закончилось. Вернулся Римский, Варенуха перестал быть вампиром, излечились пациенты клиники Стравинского. Значит, не только для наказания не устоявших перед искушением нужен Воланд. Он оставил предупреждение. А наказание - внутри.

- Рухнул в черный провал Воланд, по лунному лучу уходил отпущенный на свободу Мастером Понтий Пилат. Но Мастер не с ними. Где же место Мастеру и Маргарите?

4 группа. Мастер и Маргарита

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс. Но характер покоя неясен.Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Только она из героев не имеет двойника? Почему? (Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.)

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

А что такое любовь? Любовь – второй путь(после творчества) в сверхреальность, то, что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

Вывод: Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь

Какое же главный вывод романа? Каждому воздастся по заслугам. На этом построен мир. Бог в ваших душах - СОВЕСТЬ. Она не дает совершить злые дела и защитит от всяких искушений.

3. Итоги урока.

– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

4. Домашнее задание : эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»

Приложение №1

Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ. Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

Группа 1.

Что за время перед нами? Как и чем живут москвичи? Каков язык этих глав? Какой подтекст мы можем найти?

- В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?

Каким изображает Булгаков Пилата? Как раскрывает характер Пилата его портрет?

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

Вспомните сцену допроса. Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Каково главное убеждение Иешуа?

Почему Пилат пытается спасти Иешуа от казни?

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат? Каково наказание?

– С кем пришел Воланд на землю? Каким его изображает автор? Какую роль выполняет каждый из свиты Воланда? Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

- Кого искушает Воланд? Кого погубил? Кого наказал?

– Какая действительность в Москве?

Какова же роль Дьявола и его свиты в романе?

Группа 4.

- Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Чем Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг?