1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.
Уровни общего образования
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Уровни профессионального образования
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.
Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.
В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.
Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида - общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй - все остальные.
Общее образование
Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:
- Дошкольное образование;
- Школьное образование.
Второй вид разделяется на такие подвиды:
- Начальное;
- Основное;
- Среднее.
Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.
В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.
Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.
Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.
Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.
Профессиональное образование
В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:
- Начальное;
- Среднее;
- Высшее.
Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.
Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.
Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:
- Специалитет;
Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования . Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.
Уровни образования в мире
В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и .
- Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования - высокая стоимость.
- Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России - бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
- В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
- В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
- Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.
Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.
Критерии оценки ВУЗов:
- Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
- Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
- Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
- Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
- Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
- Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
- Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
- Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
- Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
- Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
- Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
- Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
- Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
Как определяется балл?
Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.
- За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
- За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
- За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
- За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
- За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.
Мировой рейтинг ВУЗов 2014-2015 года
Название ВУЗа |
Страна |
Балл (согласно исследованию 2014-2015) |
|
Калифорнийский технологический институт | США | 94,3 | |
Гарвардский Университет | США | 93,3 | |
Оксфордский Университет | Великобритания | 93,2 | |
Стэндфордский Университет | США | 92,9 | |
Кэмбриджский Университет | Великобритания | 92,0 | |
Массачусетский технологический Институт | США | 91,9 | |
Принстонский Университет | США | 90,9 | |
Калифорнийский Университет в Бэркли | США | 89,5 | |
Имперский Колледж Лондона | Великобритания | 87,5 | |
Йельский Университет | США | 87,5 | |
Университет Чикаго | США | 87,1 | |
Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе | США | 85,5 | |
Швейцарский Федеральный технологический Институт в Цюрихе | Швейцария | 84,6 | |
Колумбийский Университет | США | 84,4 | |
Университет Джона Хопкинса | США | 83,0 |
МГУ им. М. В. Ломоносова | Российская Федерация | 46,0 |
Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как
В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.
цель, функции
Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.
Основными функциями обучения являются:
- Воспитание достойных членов социума.
- Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
- Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
- Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.
Критерии образованности
Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.
Значение обучения в жизни человека
Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые уровни профессионального образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.
Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.
Система образования
В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:
- Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
- Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
- Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
- Средние специальные (техникумы, колледжи).
- Негосударственные.
- Дополнительное образование.
Принципы системы образования
- Первоочередность общечеловеческих ценностей.
- Основой являются культурные и национальные принципы.
- Научность.
- Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
- Гуманистический характер.
- Направленность на защиту окружающей среды.
- Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
- Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
- Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
- Обязательное наличие начального (базисного) образования.
Виды образования
По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:
- Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
- Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
- Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
- Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.
По характеру и направленности образование бывает:
- Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
- Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
- Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.
Уровни образования
В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:
- Дошкольное.
- Начальное.
- Основное.
- Среднее.
Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:
- Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
- Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
- Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
- Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.
Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.
Формы образования
Обучение в России может быть проведено в двух формах:
- В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
- Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой
Подсистемы образования
Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.
Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.
Качество высшего образования
Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:
- Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
- Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
- Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.
Проблемы, касающиеся управления системой образования
- Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
- Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
- Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
- Низкий образования в РФ.
- Низкий уровень культурного развития населения в целом.
Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.
Тенденции в развитии услуг образования
- Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
- Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
- Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
- Популяризация дистанционного обучения.
Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Профессиональное
Политическое
Экономическое
Индивидуальная Групповая
Горизонтальная Вертикальная
Социальная мобильность
Схема Типология социальной мобильности
Каналы социальной мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, в случае если общество распределяет вознаграждения. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. Существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
1) изменение образа жизни (покупка машины, книг и т.д.);
2) развитие типичного статусного поведения (одежда, речь, манеры);
3) изменение социального окружения (новые контакты);
4) брак с представителем более высокого статусного слоя.
(территориальная,
религиозная, семейная,
политическая)
Восхождение Нисхождение Восхождение Нисхождение
Лекция 5 Образование и семья в системе социальных институтов
Образование как социальный институт, его функции
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, крайне важно е условие подготовки человека к жизни и труду.
В качестве базовых элементов образования можно выделить:
1. учебно-воспитательные учреждения;
2. социальные общности (педагоги и учащиеся);
3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования включает в себя ряд уровней:
1. система дошкольного воспитания;
2. общеобразовательная школа;
3. профессионально-техническое образование;
4. среднее специальное образование;
5. высшее образование;
6. послевузовское образование;
7. система повышения квалификации и переподготовки кадров;
8. образование по интересам.
Вместе с тем, разделяют формальное (школьное) и неформальное образование (внешкольное).
Функции образования:
1. Социальные функции:
· Формирование и воспроизводство образовательных общностей;
· Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов;
· Гуманизация;
· Социальная селекция;
· Воспроизводство социальных классов, групп, слоев;
· Воспитательная функция и социальная поддержка.
2. Производственно-экономические функции образования:
· Формирование профессионально-квалификационного состава населения;
· Формирование потребительских стандартов населения;
· Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов;
3. Культурные функции образования:
· Воспроизводство социальных типов культуры;
· Инновации в сфере культуры;
· Формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
4. Социально-политические функции образования:
· Формирование личности;
· Привитие общепринятых правовых и политических ценностей и норм;
Высшее образование в РБ: особенности.
В системе высшего образования Беларуси можно выделить учебные заведения 4 типов:
1. классический университет
2. профильный университет или академия
3. институт
4. высший колледж.
Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа и обеспечивают получение высшего образования на двух ступенях с присвоением академических степеней бакалавр и магистр.
Размещено на реф.рф
При этом наряду с двухступенчатой системой сегодня сохраняются программы 5-летней подготовки. Обучение в Беларуси ведется по трем формам: дневная (2/3 студентов), вечерняя (ок. 1%) и заочная (ок. 30%).
Концепция перехода на двухступенчатую систему высшего образования в РБ – отражает общую глобализацию в образовании. В результате такой реформы ожидается формирование массовой первой ступени высшего профессионального образования со сроком обучения преимущественно 4 года по сокращенному спектру ориентированных на более широкое образование специальностей, а также второй ступени, ориентированной на подготовку исследователей, преподавателей высшей школы, работников управления.
При этом выпускникам вузов будут прививаться навыки самостоятельного критического мышления, методы принятия решений, и др.
Размещено на реф.рф
современные технологии формирования специалиста на фоне хорошей фундаментальной, гуманитарной и общенаучной (общетехнической) подготовки.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ" 2017, 2018.