Ян жижка носил прозвище. Ян Жижка: национальный герой Чехии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ян Жижка
Jan Žižka
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе . Богумил Кафка.
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе Национального памятника на Виткове . Богумил Кафка .
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ян Жижка. Гравюра.

Биография

Родился в обедневшей дворянской семье.

В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

По неподтверждённым данным, в 1410 Жижка принимал участие в битве при Грюнвальде на стороне Ордена немецких рыцарей, затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов.

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича "За отчизну", вышедший в издательстве "Детская литература" в 1971 году

В кинематографе

  • «Война за веру: Магистр » / «Jan Hus» (Чехословакия ; 1954) режиссёр Отакар Вавра , в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек .
  • «Война за веру: Полководец » / «Jan Žižka» (Чехословакия; 1957) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Война за веру: Против всех » / «Proti vsem» (Чехословакия; 1958) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Крестоносцы » / «Krzyzacy» (Польша ; ) режиссёр Александр Форд , в роли Яна Жижки - Тадеуш Шмидт .
  • «На боевой повозке Жижки» / Чехословакия

В компьютерных играх

  • Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval: Total War , как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

Напишите отзыв о статье "Жижка, Ян"

Примечания

Литература

  • Жишка, Иоанн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жижка, Ян

– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.

(ок. 1360 - 1424)

Чешский полководец, один из руководителей гуситского движения. Национальный герой Чехии.

В истории Чешского государства, пожалуй, нет более прославленной личности воина-героя, чем Ян Жижка, которого враги его отечества прозвали "страшным слепцом". Он родился в Южной Чехии, происходил из семьи разорившегося рыцаря, владельца небольшого деревянного замка в Тронцове. Рано проявил стремление к национальной независимости родной земли. К началу Гуситских войн в Чехии Жижка уже обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за пределами Чехии.

Ян Жижка принимал участие в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской рати под командованием польского короля Владислава II Ягайло и великого литовского князя Витовта против немецкого Тевтонского ордена. В той битве две хоругви (отряда) Жижки отличились на левом фланге союзной армии, где были разгромлены рыцари-крестоносцы под начальством Лихтенштейна. Чешский рыцарь получил тяжелое ранение в голову и ослеп на левый глаз.

Легендарный чешский рыцарь был участником и другого большого сражения на европейских полях - при Азенкуре.

Жижка стал одним из ближайших соратников Яна Гуса (сожженного на Констанцском соборе на костре как еретика в 1415 году), руководителя Реформации 1400-1419 годов в Чехии. Его сторонников называли гуситами. Главными их требованиями были секуляризация огромной земельной собственности католической церкви в стране и лишение ее политической власти. По мере нарастания борьбы гуситское движение раскололось на два крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты - от города Табор, центра их движения). Один из самых влиятельных военных деятелей гуситского движения, герой Грюнвальдской битвы Ян Жижка встал на сторону таборитов.

Он прославил себя в истории своего отечества тем, что явился организатором борьбы чешского народа против крестоносцев, обрушившихся на его родину в 1419-1434 годах.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у города Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы. Этот бой был примечателен тем, что табориты впервые применили здесь полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический прием Жижка и другие предводители таборитов успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Три других гетмана не оспаривали его подлинную власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой горы (ныне Жижковой горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Ее восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять), осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кельнский и майнский курфюрсты, итальянские наемники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон - с северо-востока и с юга.

Ян Жижка во главе армии таборитов подошел к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе за его крепостными стенами. Для походного лагеря он выбрал Виткову гору вблизи столицы, к которой она была обращена своим восточным склоном. Протяженность горы составляла 4 километра. Табориты укрепились на вершине Витковой горы, построив со стороны Праги два деревянных сруба, которые укрепили еще стенами из камня и глины, и выкопав глубокие рвы. Получилась небольшая полевая крепость. После этого чешские воины стали ждать нападения рыцарей-крестоносцев.

Первую неприятельскую атаку отбил отряд таборитов, вооруженный тяжелыми крестьянскими цепами для молотьбы зерна. Когда последовала вторая атака рыцарей на вершину горы, то на помощь войску Яна Жижки пришли жители Праги, среди которых оказалось большое число лучников. Пражане до этого наблюдали за ходом боя с крепостных стен и башен. В итоге сражение на Витковой горе закончилось полной победой таборитов и горожан.

После этой неудачи немало германских феодалов со своими отрядами покинуло императорское войско. Сигизмунд I счел за лучшее оставить Прагу и уйти в свои владения.

Победа чешских воинов у Витковой горы над превосходящими силами рыцарей-крестоносцев прославила военного вождя гуситов и продемонстрировала его полководческие способности.

Свое гетманство Ян Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командиры отрядов - гетманы - были выборными.

Гуситская армия существенно отличалась от войск крестоносцев. Главной ее силой являлась не тяжеловооруженная рыцарская конница, а хорошо организованная пехота. Первичной тактической единицей гуситской армии стала повозка с "экипажем" в 18-20 человек: командир, 2 стрелка из аркебуз или пищалей, 4-8 лучников, 2-4 цепника, сражавшихся в бою тяжелыми крестьянскими цепами, 4 копейщика, 2 щитника, прикрывавших в бою большими деревянными щитами лошадей и людей, 2 ездовых, управлявших лошадьми и сцеплявших повозки на стоянке.

Повозки организационно объединялись в десятки с общим командиром, а десятки - в ряды, более крупные воинские отряды. Ряды как тактическая единица гуситской армии могли самостоятельно решать боевые задачи.

Вся пехота делилась на тактические единицы - полусотни. Гуситской пехотой командовал гетман. Конница у гуситов была легкая и немногочисленная, в отличие от вражеской, рыцарской. Она обычно составляла в сражении резерв главнокомандующего и использовалась для ведения контратак и преследования разбитого неприятеля.

Гордостью армии Яна Жижки была артиллерия, состоящая из полевых и осадных орудий. К первым относилась короткоствольная гауфница (гаубица), стрелявшая каменными ядрами, и длинноствольная "тарасница" на деревянном лафете, стрелявшая каменными и железными ядрами. Одно такое полевое орудие приходилось на 5 повозок. Главным осадным орудием являлись бомбарды калибром до 850 миллиметров (по одной на ряд) с дальностью стрельбы 200-500 метров. Гуситы с успехом применяли свою многочисленную артиллерию в столкновениях с тяжелой конницей неприятеля, которая на поле брани не отличалась маневренностью и являлась хорошей мишенью.

Обычно армия гуситов состояла из 4-8 тысяч человек - хорошо обученных, дисциплинированных и организованных. Однако в случае необходимости полководец Ян Жижка мог призвать под свои знамена значительно больше гуситских воинов, прежде всего ополченцев из ближайших городов и селений.

Необычным для того времени было боевое построение армии гуситов. В зависимости от условий местности они создавали различные укрепления из сцепленных между собой цепями и ремнями тяжелых повозок. Такое укрепление впоследствии получило название вагенбург. Артиллерийские орудия ставились между повозками, за которыми надежно укрывались пехота и конница. Рыцарям в таком случае приходилось спешиваться и атаковать гуситов в заведомо невыгодных условиях.

Армия гуситов была приучена вести боевые действия днем и ночью, в любую погоду. Согласно их воинскому уставу, полевые укрепления из сцепленных между собой повозок должны были упираться в естественные препятствия и по возможности устанавливаться на высоких местах.

Гуситы в сражении обычно выжидали атаки рыцарской конницы и встречали ее огнем своей многочисленной артиллерии, пулями аркебуз и пищалей, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной схватки, то тут в бой вступали цепники и копейщики. Разбитого неприятеля гуситы преследовали и уничтожали, в то время как рыцари после выигранного сражения не преследовали бежавших врагов, а грабили убитых, раненых и пленных противников.

Гуситы успешно осаждали рыцарские замки и храбро шли на их штурм. Летом 1421 года при осаде замка Раби гетман Ян Жижка был ранен и полностью потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал верные приказы.

В январе 1422 года гуситские войска разгромили в решающем сражении у Габра (преследование разбитых крестоносцев велось до Немецкого Брода) главные силы европейского католического рыцарства, участвовавшего во Втором крестовом походе. В том же году Ян Жижка снял внезапным ударом блокаду с чешского города крепости Жатец (Заяц), осажденного крестоносцами императора Сигизмунда I, и затем удачно избежал неприятельского окружения у города Колин.

Затем крестоносцев постигла еще одна неудача, когда они окружили походный лагерь таборитов на горе Владарь недалеко от города Жлутиц. В этом бою табориты неожиданно для врага начали атаку с вершины вместе со своими повозками. Крестоносцы в страхе обратились в бегство, опасаясь бесславной гибели под колесами несущихся на них тяжелых повозок. Тех, кто избежал столкновения с повозками и не искал спасения в отступлении, разили пешие и конные табориты.

В 1422 году из Великого княжества Литовского на помощь таборитам пришла дружина, состоявшая из русских, белорусских и украинских воинов. Около восьми лет они сражались бок о бок с чехами против крестоносцев.

Разгром войска крестоносцев, которым командовал Рино Спана ди Озора, у Немецкого Брода и взятие гуситами укрепленного города Немецкий Брод были настолько впечатляющими, что Третий крестовый поход в Чехию состоялся только в 1426 году. В Священной Римской империи долго не могли забыть полного поражения Второго крестового похода.

На сей раз крестоносцы собрались в огромную 70-тысячную армию, которая, казалось, могла снести все на своем пути. Однако Ян Жижка во главе 25-тысячной армии таборитов решительно двинулся ей навстречу. У города Усти произошло большое сражение. Гуситский полководец в очередной раз применил привычную для него тактику ведения боя.

Рыцари, закованные в броню, и на этот раз оказались бессильными в атаке полевой крепости, построенной из 500 повозок, прочно скрепленных друг с другом, и против меткого огня чешской полевой артиллерии. Чашу весов в битве перевесила контратака гуситской конницы. Несмотря на свое почти трехкратное превосходство, крестоносцы оказались наголову разгромленными, и им пришлось отступить.

К тому времени в стане гуситов произошел новый раскол. Ян Жижка возглавил его левое крыло и основал в 1423 году в северо-восточной части Чехии так называемое Оребитское братство с центром в городе Градец-Кралове (Малый Табор). Теперь враги независимой Чехии получили хорошие шансы разгромить антикатолическое гуситское движение.

Чтобы предотвратить новые крестовые походы на Чехию, Ян Жижка перенес военные действия на территорию своего противника. В середине 1423 года он предпринял большой поход в Моравию и Венгрию. Перейдя Малые Карпаты, войско таборитов вышло к Дунаю. Затем оно углубилось на венгерскую территорию на 130-140 километров. Местные феодалы собрали большие силы для отражения нападения.

Во время похода таборитов венгры постоянно совершали на них нападения, но ни разу не смогли прорвать оборонительное кольцо из их повозок. Чешские воины в походе столь метко на ходу стреляли из пушек, что венгерской коннице пришлось прекратить параллельное преследование войска гуситов.

Во время Третьего и Четвертого крестовых походов - в 1427 и в 1431 годах - гуситская армия под предводительством своих гетманов успешно отразила нападения противника, и крестоносцам пришлось уйти из пределов Чехии. Третий поход закончился для них проигранным сражением близ Тахова, где гуситами командовали Прокоп Большой и Прокоп Малый.

Четвертый крестовый поход закончился большой битвой у Домажлица. Здесь сражалась огромная армия гуситов - 50 тысяч пехоты и 5 тысяч всадников. У гуситов было около 3 тысяч повозок и более 600 различных орудий. В их рядах уже не было их незрячего полководца, но оставались обученные им гетманы…

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. На этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари-крестоносцы, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.

Табориты привычно укрепились на вершине горы, имевшей пологие склоны. Жижка решил отдать инициативу неприятелю. Чашники первыми предприняли атаку вагенбурга таборитов на вершине горы, построившись в колонну. Когда та приблизилась к вагенбургу, Ян Жижка приказал спустить на идущих в гору атакующих чашников повозки, груженные камнями. Колонна неприятеля сразу же пришла в полное расстройство и попала под контрудар пехотинцев и конницы таборитов. В довершение чашников обстреляли из тяжелых бомбард. Малешовская битва завершилась полной победой войска Яна Жижки.

В том же году первый гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осажденном городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца, одно только имя которого наводило страх на крестоносцев. Достойной замены Яну Жижке, чешскому национальному герою, в гуситской армии не нашлось. Это обстоятельство во многом и предопределило ее поражение.

Из книги Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии) автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава VI Разгром второго и третьего крестовых походов. Ян Жижка. Разрыв между таборитами и чашниками (1421–1424 годы) Победы гуситов весною 1421 года поставили под их власть большую часть территории страны. К этому времени в центре Чехии под контролем Праги находились города

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Жижка Ян ок. 1360–1424Глава чешского реформаторского религиозного движения, принявшего революционные формы.Ян Жижка родился в Южной Чехии в обедневшей дворянской семье. В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом

Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. Рано проявил стремление к национальной независимости своего Отечества. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за её пределами.

Жижка принимал участие в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской армии под командованием польского короля Владислава II Ягелло против Тевтонского ордена. В той битве 2 хоругви (отряда) Яна Жижки отличились на левом крыле союзной армии, где были разгромлены крестоносцы под командованием Лихтенштейна. Ян Жижка был участником и другого большого сражения - битвы при Азенкуре.

Он стал одним из ближайших сподвижников Яна Гуса (сожжённого на костре как еретика в 1415 году), руководителя Реформации 1400-1419 годов в Чехии. Его сторонников называли гуситами. Главными их требованиями были секуляризация огромной земельной собственности католической церкви в стране и лишение её политической власти. По мере нарастания борьбы гуситское движение раскололось на два крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты - от города Табор, центра их движения). Один из самых влиятельных военных деятелей гуситского движения, герой Грюнвальдской битвы Ян Жижка, встал на сторону таборитов.

Он явился организатором борьбы чешского народа против крестоносцев, обрушившихся на его родину в 1419-1434 годах.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы. Этот бой примечателен тем, что табориты впервые применили здесь полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический приём Жижка и другие предводители таборитов успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Другие три гетмана не оспаривали его фактическую власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы (ныне Жижковой Горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Её восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять) осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кёльнский и майнский курфюрсты, итальянские наёмники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон - с северо-востока и с юга.

На холме Витков на севере Праги располагается Национальный мемориал с одним из символов чешской столицы – конной статуей Яна Жижки из Троцнова, знаменитого полководца начала XV века, героя гуситских войн, эхо которых тогда разносилось по всей Европе. Несколько лет назад, когда на чешском телевидении проходила игра-голосование «Величайший из чехов», в ходе которой зрители выбирали самых выдающихся деятелей национальной истории, Ян Жижка занял почетное пятое место, опередив, в частности, Яна Гуса, Антонина Дворжака и Карела Чапека. Полуслепой седовласый всадник с традиционным оружием гуситов – палицей в руке остается одной из самых выразительных фигур чешской истории. Но в облике Жижки есть не только героические черты. Его судьба – пример того, как в бурную эпоху гуситских войн сливались воедино смелость и жестокость, преданность идее и честолюбие, воинский талант и бесшабашность...

О большей части жизни Яна Жижки из Троцнова сколько-нибудь подробных сведений не сохранилось. Известно лишь, что он родился примерно в 1360 году на юге Чехии и происходил из небогатого дворянского рода. По преданию, мать произвела его на свет во время летней бури под огромным дубом. В 1908 году князь Адольф Шварценберг, владелец здешнего поместья, поставил там памятный знак. До этого на том же месте находилась небольшая часовня, в которой имелась надпись: «Ян Жижка из Троцнова, слепец недоброй памяти, здесь народился». Часовня была католическая, а у католиков, как мы увидим, хранить о Жижке добрую память оснований не было. Кстати, о слепоте Жижки: большинство историков склоняется к мнению, что один глаз он потерял в результате травмы в детстве или ранней юности, другого же лишился уже во время гуситских войн. Поэтому на портретах, изображающих полководца в начале его карьеры, тряпица обычно закрывает его правый глаз, на более поздних – уже оба.

Чем именно занимался Жижка примерно до 1405 года, точно не известно. Есть упоминания о купле-продаже им нескольких небольших имений в южной Чехии. Имеются данные о том, что Жижка был женат, его супруга рано умерла, но у них была дочь, которую отец позднее выдал за одного из отпрысков знатного рода господ из Дубе. В первые годы XV века упоминания о Яне Жижке из Троцнова появляются в чешских хрониках и других документах, повествующих о разгуле разбойничьих банд на дорогах королевства, которое при нерешительном и склонном к алкоголизму Вацлаве IV пришло в изрядный упадок. В судебной книге князей из Рожмберка за 1406 год приводятся данные о допросе с пристрастием одного из пойманных бандитов: «...А о Жижке Ян Голый говорил, что Жижка, некий Йиндржих и брат Жижки взяли рыбу и другой груз из обоза... А Матей у купцов отобрал деньги, а Жижка убил одного из слуг». Из других документов узнаём о нападениях отряда Жижки на купцов в окрестностях города Ческе-Будейовице, где добычей грабителей стали сукна. Надо заметить, однако, что в те годы разбой не был среди обедневших дворян делом из ряда вон выходящим, им промышляли десятки бродячих рыцарей и сотни их помощников-простолюдинов.

В 1409 году будейовицким горожанам удалось поймать и повесить многих разбойников, орудующих в окрестностях города. Не суждено уйти от правосудия и Жижке. Но тут, когда перед ним уже маячит призрак виселицы, происходит неожиданное: за рыцаря-разбойника заступается сам король Вацлав. Нам не известно, на каком основании на Яна Жижку распространяется королевская амнистия – можно лишь предположить, что еще раньше он успел обзавестись влиятельными покровителями при дворе. Однако, выйдя на свободу, Жижка от греха подальше уезжает в Польшу, где, по некоторым сведениям, участвует летом 1410 года в знаменитой битве при Грюнвальде. В ней польско-литовское войско короля Владислава Ягелло наносит поражение рыцарям Тевтонского ордена. На стороне поляков сражался и небольшой чешский отряд, в составе которого находился Ян Жижка.

Вернувшись на родину, Жижка начинает придворную карьеру, входит в свиту супруги Вацлава IV – королевы Софии. Не исключено, что именно в это время он попадает под влияние сторонников религиозной реформы, возглавляемых популярным пражским проповедником Яном Гусом. Учение Гуса было продолжением теорий английского теолога Джона Уиклиффа, призывавшего церковь к нестяжательству и настаивавшего на том, что единственным источником религиозных истин является Священное Писание. «Верный христианин, ищи правду, слушай голос правды, учись правде, люби правду, говори правду, держись правды и защищай правду до смерти», – призывал своих прихожан Ян Гус. В 1415 году по решению собора католической церкви в Констанце он был объявлен еретиком и отправлен на костер. Но религиозные идеи пражского проповедника стали моральным ориентиром для тысяч недовольных социальной несправедливостью и усилением влияния в Чехии зажиточных немецких колонистов. Социальное, религиозное и национальное брожение привело к революционному взрыву.

30 июля 1419 года в Праге вспыхивают волнения. После того, как городская управа с презрением отвергает требования реформаторов под предводительством молодого проповедника Яна Желивского, толпа берет штурмом ратушу в Новом городе и выбрасывает членов управы из окон – прямо на копья и пики вооруженных демонстрантов. Хроника сообщает, что Ян Жижка был участником этих событий: «...А Ян Жижка, слуга и приближенный короля Вацлава, был при этом выбрасывании и неслыханном убийстве». Вероятно, он не только участвовал, но и являлся одним из лидеров восстания, иначе не был бы в скором времени назначен предводителем пражского войска. Тем временем умер Вацлав IV. Сторонники гуситского учения и вообще все недовольные не нашли общего языка с его консервативным и деспотичным преемником – Сигизмундом Венгерским по прозвищу «Рыжий Лис». Чехия встала на путь неповиновения.

В конце 1419 года между королевскими войсками и повстанцами заключено перемирие, но Жижка не соблюдает его, предпочитая покинуть Прагу и перебраться в Плзень. Гуситы расправляются с католическими помещиками, нападают на монастыри, частично уничтожая, а частично раздавая их имущество. В ответ против них собирают войска новый король, богатые вельможи и иноземные рыцари. Битвы следуют одна за другой, и в них проявляется воинский талант Жижки. Уже в первом своем крупном сражении, при Судомерже в марте 1420 года, он успешно применяет излюбленное укрепление гуситов из поваленных и составленных вместе повозок (по-чешски – vozova hradba). Спустя несколько месяцев, в июле, после того, как папа Мартин V объявил крестовый поход против гуситов, войско крестоносцев вступило в бой с отрядами Жижки на том самом Витковском холме под Прагой, где сейчас стоит памятник полководцу. И снова удача была на стороне одноглазого воина – неожиданной контратакой он обратил противника в бегство. К тому времени Жижка входит в состав совета 12 гетманов – фактического правительства повстанцев.

Все последние годы жизни Жижка непрерывно воюет, причем не только с королевским войском и крестоносцами, но и с противниками в рядах самого гусистского лагеря. В 1421 году он возглавил фактически карательные операции против пикартов и адамитов – двух радикальных гуситских сект. Жижка умел быть безжалостным: казнены и сожжены были десятки людей. Одновременно гуситы продолжают преследование католического духовенства, особенно монастырской братии. В руках Жижки сосредотачивается всё большая власть.

С конца 1420 года он – единоличный военный вождь таборитов, как называют наиболее организованную и последовательную часть гуситского движения, центром которой служит город Табор, превращенный в военно-религиозный лагерь.

В июне 1421 года при осаде городка Раби Жижка был ранен в единственный глаз. Он окончательно слепнет, но не перестает организовывать все новые походы, отражая вторжения рыцарских отрядов из Саксонии и Баварии. Слава Жижки такова, что в нескольких случаях противник предпочитает ретироваться, даже не вступая с ним в бой. Боевые действия представляют собой запутанный клубок походов и преследований, в которых участвуют отряды разных городов, вельмож, рыцарских орденов, отдельных гусистских вожаков и королевских военачальников... Но фигура Жижки благодаря его воинскому дарованию возвышается над всеми. Силы понемногу покидают слепого полководца – ему уже за 60, для тех времен это глубокая старость, – но он еще успевает в июне 1424 года у Малешова нанести сокрушительное поражение преследующей его армии католиков и соединившихся с ними пражан. При этом его войско захватывает и сжигает Кутну Гору – один из крупнейших в тогдашней Чехии центров ремесел и торговли.

Войны опустошают страну, но конца им не видно. Правда, осенью 1424 года начинаются – в который раз – переговоры о всеобщем перемирии в королевстве. Но Яну Жижке не суждено дождаться их окончания: во время осады города Пржебыслав 11 ноября 1424 года он умирает – не проиграв ни одной битвы. Его солдаты в знак скорби начинают называть себя «сиротками». Гуситские войны продолжаются еще доброе десятилетие после смерти Жижки. Этот человек, проживший столь бурную жизнь, словно не может найти покой и после смерти. Его хоронят в церкви Святого Духа в Градец-Кралове, позднее тело переносят в город Часлав. В 1620 году, после того как католики одержали победу над протестантами в битве на Белой Горе, останки гуситского вожака были спрятаны. Вновь обнаружили их только в 1910 году.

Ян Жижка по праву считается выдающимся военным талантом в чешской истории. Превосходный полководец с железной волей, он был крайне жесток при расправе с врагами. Сохранилось много рассказов о его мрачном характере и суровости, из-за чего он даже некоторое время носил прозвище «Страшный слепец».


Ян Жижка родился в 1360 году (более точная дата не известна) в городе Троцнов Южной Чехии в обедневшей дворянской семье. О большей части жизни Яна сведений практически не сохранилось. В 1410 году он в составе чешских добровольцев сражался против крестоносцев и отличился в Грюнвальдской битве (где лишился левого глаза), затем участвовал в походах венгров против турок и в войне англичан против французов.

>

К началу гуситских войн в Чехии Жижка уже обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за пределами страны. Он примкнул к партии гуситов, став ближайшим сподвижником Яна Гуса. По мере нарастания борьбы Жижка стал одним из самых влиятельных военных деятелей гуситов (впоследствии – таборитов). После образования в 1420 году военного лагеря Табор, он стал одним из четырёх его гетманов, а фактически их главным полководцем и начал организованную борьбу чешского народа против крестоносцев (1419–1434).

Первой крупной победой войска таборитов под командованием Жижки было сражение у Судомержа в марте 1420 года. В этом бою табориты впервые применили полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический прием Жижка и другие гетманы успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

>

В том же году войско Яна одержало еще одну значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за Прагу. Эта победа чешских воинов над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя таборитов и продемонстрировала его полководческие способности. В декабре 1420 года Жижка стал первым гетманом таборитов.

Все последующие годы Ян непрерывно воюет, причем не только с королевским войском и крестоносцами, но и с противниками в рядах самого гуситского лагеря. Жижка умел быть безжалостным: он казнил и сжигал десятки людей. Постепенно в руках гетмана сосредотачивалась всё большая власть. Слава Жижки была такова, что порой, противник предпочитал даже не вступать с ним в бой.

Летом 1421 года при осаде замка Раби Жижка был ранен и потерял свой второй глаз. Хотя он окончательно ослеп, но остался во главе армии и продолжал отражать вторжения рыцарских отрядов в страну. Но силы понемногу покидали слепого полководца. Его последним победоносным сражением стала Малешовская битва в июне 1424 года.

За время своего гетманства Жижка создал постоянно действующую армию – хорошо организованную и обученную, отличавшуюся железной дисциплиной. Наряду с пехотой и кавалерией, в его войсках появились повозочный и пушкарский рода войск. Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который четко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе. Армия гуситов была приучена воевать и днем и ночью, в любую погоду.

Он стал одним из авторов военной тактики таборитов. Именно Жижка придумал использовать вагенбург – скрепленные цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. Также он умело применял боевую технику, в частности ввёл лёгкие пушки на повозках.

Умер Ян Жижка 11 октября 1424 года во время эпидемии чумы при осаде крепости Пршибислава в Чехии. Близ Пршибыслава великому полководцу был воздвигнут памятник, а на холме Витков на севере Праги располагается Национальный мемориал с конной статуей Яна Жижки.