Большая. Сочинение на тему: Что такое правда и где ее искать в сказке Кладовая солнца, Пришвин Пришвин кладовая солнца правда антипыча

Произведение по жанровой направленности является сказкой-былью и повествует о детях, оставшихся сиротами в военные годы, преодолевающих жизненные трудности.

Главными персонажами рассказа являются брат и сестра Настя и Митраша, вынужденные выживать самостоятельно, поскольку рано лишаются родителей.

Писатель дает подробное описание главных героев, представляя девочку Настю, старшую в семье, в образе ответственной и трудолюбивой малышки, отличающейся веснушчатым лицом, светлыми локонами, хрупкостью и острым умом. Девочка всегда помогает братишке и даже уступает ему в его капризах. Автор именует Настю золотой курочкой, имеющей высокие ножки, поскольку девочка встает до рассвета, выгоняет на пастбище коров и целый день хлопочет по хозяйству.

Митраша представляется как маленький мужичок в мешочке, поскольку имеет от отца некоторые ремесленные навыки и занимается мужской работой в доме, иногда продавая свои изделия либо обменивая на продукты.

Писатель подчеркивает разделение домашних обязанностей между детьми, демонстрируя сплоченность и дружбу родных людей.

Сюжетная линия рассказа развивается путем произошедшего с детьми события в момент их похода в лес за клюквой. Настя увлекается сбором ягод и не замечает отсутствие брата, который попадает в болото и не может самостоятельно выбраться из трясины. Помощь оказывает собака Травка, которая приводит сестру к брату. До этого момента Митраша не очень любит собаку, но после спасения становится для нее полноценным хозяином.

Однако приключения детей на этом не заканчиваются, поскольку впереди у них еще встреча с голодным волком. В этой ситуации Митраша проявляет себя как настоящий мужчина, не растерявшись выстрелив в зверя.

Отличительной особенностью рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.

В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.

Смысл произведения заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.

Вариант 2

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

Боян - русский певец, который сам сочиняет свои песни. Ученые догадываются, что Боян проживал во 2 половине одиннадцатого столетия. Это можно понять по его песням, которые крепко соединены с историей одиннадцатого века..

  • Физкультура - мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс

    Для меня самый любимый предмет в школьной программе-физкультура. Почему? Все очень просто. Когда я занимаюсь спортом, я чувствую себя сильным. И с каждым занятием я становлюсь все сильнее и сильнее

  • Смысл произведения Тургенева Отцы и дети
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Слободчиковская основная общеобразовательная школа»

    Урок литературы в 6 классе по теме

    «В чем правда жизни в сказке-были

    М.М. Пришвина

    «Кладовая солнца»

    Сысунина Елена Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МАОУ «Слободчиковская ООШ »

    Слободчики-2014

    Класс 6

    Тема урока М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

    Тип урока урок анализа эпического произведения

    Цели урока:

    1)научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;

    излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать;

    2)воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;

    3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.

    Оборудование: портрет М.Пришвина; текст сказки-были «Кладовая солнца»; компьютер, проектор; карточки с заданиями для групповой работы; таблицы с правилами ведения спора.

    Ход урока

      Оргмомент
      Проверка домашнего задания

    Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?

    Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)

    Герой

      Целеполагание.
    Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?
      Дискуссия.

    1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?

    2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

    Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.

    4) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)

    Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)

    5) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:

    Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?

    V. Работа в группах.

    В группах идёт оценка деятельности каждого.
    1 группа 1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
    2 группа 1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач». Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
    3 группа Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?
    4 группа Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. 5 группа Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
    Физминутка

    Лебеди летят, крыльями машут.

    Прогнулись над водой, качнули головой.

    Прямо и гордо умеют держаться,

    Очень бесшумно на воду садятся.
      Отчёты о деятельности групп.
    По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.
    1 группа представляет карту Блудова болота. 2 группа представляет выразительное чтение (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков. Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение). Для чего автор использует этот приём?
    3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.
    Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

    4 группа Учащиеся рассказывают о смелом Митраше. Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
    «Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
    Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?(Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)
    5 группа Учащиеся рассказывают о Насте. Вывод. Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей? Учитель: Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой. Вот, например, одна из них. «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь: весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»

      Подведение итогов. Рефлексия.
    Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.
      Домашнее задание.
    1) Написать сочинение-миниатюру на тему:
      Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»? Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию). 2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина
    (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

    Приложение 1

    Вырази своё мнение.

    - Мне кажется…

    На мой взгляд…

    Мне ближе позиция…

    Приложение 2

    Правила ведения спора.

    Правила спора.

    1. Хорошо продумывай свою будущую речь.

    «Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)

    2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

    « Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)

    3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

    «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь

    сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)

    4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.

    «Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)

    5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.

    «Сто человек – сто мнений».

    «Сколько людей, столько умов».

    "Описание материала:

    Урок русской литературы по теме «Правда жизни» (по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

    Урок-обобщение с применением интерактивной доски. Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой. Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста, развитие основных видов речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание. Приобщение обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям. Дети самостоятельно выводят в чем заключается правда в нашей жизни.

    "Выдержка из материала:

    "Учитель : Николаева Нина Яковлевна

    "Цель :

    • Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой;
    • Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста.

    "Задачи :

    • Научить работать со словом по методике К. Вазиной «Древо понятий»;
    • Совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание;
    • Приобщить обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям.
    • Предполагаемый результат:
    • Обучающиеся на уроке:
    • Должны прийти к выводу, в чем заключается правда жизни;
    • Совершенствовать навыки анализа художественного текста;
    • Прочувствуют содержание прочитанного и получат положительное влияние на формирование личностных качеств.

    Оборудование: Портрет М. М. Пришвина, газеты о природе, плакаты, аудио с пением птиц, выставка книг, корзинка с клюквой, рисунки детей.

    "Ход урока

    Здравствуйте, дети. Я приветствуйте вас в этот замечательный день(про любой день хорошие слова- У природы нет плохой погоды). Как у вас, дети настроение? (Дети высказывают про свое настроение). Мы знаем много произведений о природе, любим читать о явлениях природы. Прочитали замечательное произведение Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца».

    К. Г. Паустовский писал В повестях рассказах, географических очерках Пришвина все объединено человеком- неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»

    Эпиграф нашего урока «Я ведь, друзья мои, пишу о природе сам же о людях и думаю».

    Цель нашего урока: проанализировать текст; раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе; четко уметь выразить свои мысли и чувства осмыслить в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.

    Внимательно приглядеться на портрет Пришвина. Как вы думаете на кого похож писатель из произведения? (На Антипыча)

    Можно найти описание в произведении. Поработаем со словами. Кладовая, солнца, правда что обозначают эти слова. Задание было домашнее на первом уроке. Понятия по слову правда» выписаны из различных словарей. Дети составляют выводное слово, записывать в тетрадь читают сто получилось.

    Могут дома сделать презентации.

    Кто говорит о правде жизни? Антипыч. (Читаем отрывок из произведения). Как же пройти по этой жизни выбирая правильный путь Кто ещё помогает нам понять правду жизни?(Митраша, Настя, собака Травка). Настя и Митраша

    Записываем в тетрадь эпитеты и слова характеризующие героев.

    Настя Митраша Золотая Курочка Веснушчатая Милая хозяйственная Работящая Добрая Умная Благоразумная Мужичок в- мешочке Лобастый Плотный Коротенький Сильный Упрямый Умный Любящий командовать Дети пояснение каждому слову с выдержками из книги. Можно провести инсценирование.

    Вывод: как жили дети?(Жили так как все ребята.) Ребята отправились ответы детей)

    Что взял каждый из них? Митраша взял компас, ружье, за пазухой- топор. Настя- хлеба, молока,картошку, корзинку- побольше. Включаем аудиозапись с пением птиц. Один из учащихся или учитель рисует на интерактивной доске Блудово болото. Вышли из деревни. Лежачий камень, Слепая Елань- Митраша. Лежачий камень, Палестинка-Настя)

    Какие ветры дуют? Ветер раздора, ветер-сеятель. Ветер раздора поссорил детей. Ветер- сеятель принес семя сосны и семя ели. Ель и сосна сравните с Настей и Митрашей. (Ответы детей) Итак, пойдем по следам Насти и Митраши. (Дети описывают путь детей, опираясь на текст. Дорисовывают на доске недостающие образы: Дикий Помещик, гадюка, Травка, клюква)

    Что при жизни не сказал Антипыч?

    Правду жизни.

    Где они нашли?

    В природе.

    Да, в природе все взаимосвязано. (Обращаемся к эпиграфу).

    Это и есть кладовая солнца. (Ответы детей об охране природы)

    В нашем районе сбор клюквы занимает не последнее место в жизни жителей поселков: дополнительный бюджет в семье. С раннего детства дети знают о клюкве.

    Домашнее задание: небольшое сочинение о произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

    Подготовиться к внеклассному чтению по произведениям М. М. Пришвина (заранее дан список).

    Разделы: Литература

    Цель:

    • (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
    • (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
    • (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн).

    Оборудование:

    • рисунки учащихся,
    • аппликация о природе (знаки, символы),
    • карточки с ответами учащихся с предыдущего урока,
    • толковый словарь.

    Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Задача урока - ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока ): Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

    Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить.

    • "Хранитель тайны".
    • Антипыч глазами Травки.
    • Мудрость и душа народная.

    I. Объяснение материала.

    1) Постановка проблемных вопросов: - Что есть правда? - Какая она? - Где живет? - Как ее найти? - Почему каждый сам должен искать правду?

    2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). - Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". - Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее "травить" (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка.

    Вывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.

    Все-таки Антипыч жив или умер? (Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. "Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно". Казалось, "он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)".

    - Как зовут Антипыча?

    Антип - старинное русское имя, а может быть это отчество - Антипыч?

    Кого мы зовем по отчеству?

    Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.

    3) Беседа по раскрытию темы урока.

    - Почему именно к Антипычу идут за советом?

    Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.

    - Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

    "Не знавши броду, не лезьте в воду", "Кто смел, тот два съел". Сколько лет Антипычу: 80 - мало, 100 - много?

    Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают "загадки" Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.

    Антипыч - "хранитель правды", тайны.

    - Что же это за правда?

    На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)

    Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.

    - Вместе напишем синквейн о правде .

    Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)

    Сейчас мы с вами будем "вытаскивать" наружу правду из произведения "Кладовая солнца".

    Работа на доске и в тетрадях. Карточка - синквейн . (Правда - Горькая, чистая - Колет, ходит, режет - Мирное сосуществование и борьба - Истина )

    Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.

    К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

    Вывод : поступки людей определяют: с одной стороны - любовь к ним, с другой - эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.

    - А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)

    Один - Антипыч с разными лицами, и другой человек - это враг Антипыча "с разными лицами" - это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые.

    - Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) - А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)

    Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее - это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения.

    - Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди - природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) - ель, сосна, волк - Помещик, тетерев - Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.)

    - Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! - Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)

    Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем - человеком Антипычем.

    - Определите его. Что это?

    Это солнце!

    Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)

    Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе.

    - Какое оно для всех - солнце?

    ": горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло". Правда солнца - та же правда Антипыча. Та же суть : любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. (- "Спроси у них: у дуба, у березы:" - говорит Есенин. - "У нас, в России, лес за все в ответе:" - восклицает Леонов в "Русском лесе" - "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю:" - высказывается Пришвин.)

    - А что может взять у леса человек? (Все). - А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф - богатства)

    Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. (Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. ":шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.)

    Природа - общенародное богатство. - Что такое богатство? Что мы понимаем под словом "богатство"? (Драгоценности, золото, деньги:) - А у вас есть богатство? (Нет.) - А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) - А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) - Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) - Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)

    В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

    Травке "нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя". - Что значит жить для себя? (Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.) - Для кого живет Травка? По ком тоскует? (Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.) - Или: какие "повадки обычных зверей" увидел лось в Насте и "ее за человека не считает"? (Повадки змеи. Настя "превращается" в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.) - Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? - Почему "волк самой злобой своей обречен на гибель"? - Относится ли это наблюдение к людям? (Да!)

    Ведя борьбу за "правду", т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. ("Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить".)

    Добро и зло, любовь и ненависть, мир и разрушение, борьба и равнодушие - все существующее на земле ищет место под солнцем. - Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом.

    Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом. - Посмотрим на "картину" страданий сосны и ели, как они борются за свет? ("Поднимаясь все выше,.. они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга", ":деревья так стонали и выли:", ":боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет".) - Как меняется природа, когда "первые лучи солнца: осветили звонкую борину"? (":могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы", ":пение птиц посвящено восходу великого солнца:", "Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост".) - "Покажите", как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем? (":черный большой пень, хранивший тепло солнца:", "все припадают к теплу".)

    Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, необходимо серьезно задуматься. - Можно ли ель и сосну уподобить живым существам? - Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.) - В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? (":могущество великого Антипыча:", ":и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть", ":два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:".)

    В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.

    Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. - Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"? - Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет.) - На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

    Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. - Для кого открыта "кладовая солнца"?

    Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.

    Была ли открыта "кладовая" для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.) - Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину. ) - Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? ("Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится:".)

    4) Отметки за урок прокомментировать.

    II. Домашнее задание.

    Вернемся к началу урока.

    О чем мы с вами сегодня беседовали?

    На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)

    Проставьте пункты плана.

    Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)

    Михаил Михайлович Пришвин писал: «...И нет ни-чего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом — это поле битвы добра и зла, и чело-век только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».

    Эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть — между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повес-ти — животных, людей. Кто же из этой борьбы выйдет победителем? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. Главные герои по-вести — сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между де-ревьями случается, если вдруг налетит внезапный ве-тер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрям-ством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохорить-ся». Но утихомиривает Настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор по-кидает хозяина».

    У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задума-лись об опасностях. А ведь преодолеть их можно толь-ко сообща и с разумом.

    Настя и Митраша, отправившись за клюквой, рас-ходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И це-лью ее является — набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни. Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе са-мой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше». Она идет уже не по «человече-ской» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюк-вой, — куда клюква поведет, туда и она, — Настя не-заметно сошла с набитой тропы».

    Митраша, отбросив человеческий опыт и помощь друга-компаса, оказывается в Слепой елани. И никто не приходит на помощь мальчику.

    Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подсте-регает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.

    Ребята отправились за клюквой. А может быть ав-тор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь — Кладовая солнца, но сокровища открываются непро-сто и не каждому. Все постигается на собственном опыте. Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-на-стоящему начал ценить родного человека Митраша. Настя одержала над собой трудную победу: из-за жад-ности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.

    Через плохое и хорошее проходят герои повести. Впереди у них Сухая речка, где объединяются обе тро-пинки. Не случайны слова автора: «...обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расхо-дясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».