Что означает чжэнь шань жэнь хай. Международная выставка «Искусство Чжэнь Шань Жэнь» в Софии

3.3. Одновременное самосовершенствование по "Чжэнь Шань Жэнь" (Истина Доброта Терпение)

В нашей школе одновременно совершенствуются по "Чжэнь Шань Жэнь " (Истина Доброта Терпение). “Чжэнь ” означает говорить правду, делать истинное дело, возвратиться к истоку жизни и стать, наконец, истинным человеком. “Шань ” означает проявлять милосердие, совершать добрые дела и спасти людей. Надо особо подчеркнуть “Жэнь ”. Лишь благодаря Жэнь практикующий сможет самосовершенствоваться в человека с высоким Дэ . Жэнь - это очень сильная вещь. Он превышает Чжэнь и Шань . Весь процесс самосовершенствования требует от тебя Жэнь , сохранять Синьсин, не совершать ничего недостойного.

Не легко проявлять Жэнь в неприятных ситуациях. Некоторые говорят: Разве это не “A-Q”, кагда не ответишь ударом на удар, руганью на ругань, даже кагда осрамишься перед родными или близкими друзьями? Я говорю, никто не скажет, что ты дурак, если ты во всех отношениях показываешь себя нормально, ум твой нисколько не слабее, чем у других, только к личным интересам относишься равнодушно. Терпеливость - это не трусливость, а проявление сильной воли, проявление сдержанности. В истории Китая был герой Хань Синь. Он вынес оскорбление, проползя из-под чужим задом. Вот это и есть великое терпение. В древности было такое выражение: “Мужик не вынесет оскорбления, он ответит унижению обнаженным мечом.” Когда обычного человека оскорбляют, он встанет и вытащит свой меч. Он может ругать других, бить других кулаками. Человеку не легко попасть на наш свет. Некоторые живут только ради мести. Так вести себя совсем не стоит, да и слишком утомительно. В Китае есть такое выражение: “Шаг назад, и перед тобой откроются беспредельные просторы.” Когда ты встретишь неприятную ситуацию, сделай шаг назад, то ты заметишь, что все выглядит по-другому.

Будучи практикующим, ты не только должен терпеть, проявлять великодушие, но и благодарить противоречащего тебя и прямо оскорбляющего тебя человека. Если он не устроит тебе противоречие, как ты сможешь повысить Синьсин , как сможешь превращать черную материю в белую при страдании, как вырастет гун . Человек в беде очень сильно мучается, но в это время обязательно надо держать себя в руках, потому что с возрастанием силы гун растет и страдание, чтобы проверить, способен ли ты повысить свой Синьсин. В первых порах, может быть, тебя задевают, от чего ты сильно сердишься, мучительно терпишь, даже из-за этого у тебя болят печень и желудок, но ты не разозлился, ты все терпишь. Это хорошо. Ты уже начал терпеть. Ты сознательно терпел. Тогда ты можешь постепенно повышать Синьсин. Когда ты будешь по-настоящему равнодушно относиться к такому делу, тогда будет значительное повышение. Обычные люди часто серьезно относятся к некоторым трениям и мелочам. Они живут ради своей чести и не могут терпеть. Если притиснули их к стенке, они готовы на все. Но, то, что обычные люди считают очень важным, в твоих глазах, в глазах практикующего, очень и очень ничтожным, слишком незначительным. Поскольку твоя цель очень далека и очень высока, ты будешь жить столь же долго, как и Вселенная. Подумай снова об этих вещах, тебе станет безразлично. Подумай еще шире, и все эти проблемы ты сможешь преодолеть.

3.4. Изживание зависти

Зависть представляет собой огромное препятствие для самосовершенствования, оказывает сильнейшее воздействие на практикующего, непосредственно влияет его силу гун и причиняет вред другим практикующим, серьезно мешая нам самосовершенствоваться вверх. Как самосовершенствующийся, ты должен полностью изжить зависть. Некоторые достигли определенного уровня в практике, но никак не могут отделаться от зависти. Когда не могут убрать такую зависть, то она чаще становится сильнее. Такое противодействие делает его другие уже повышенные стороны Синьсин очень хрупкими. Почему необходимо отдельно поговорить о зависти? Потому что зависть среди китайцев проявляется сильнее всего, имеет очень явное проявление и в душе людей занимает большой вес, но многие не могут осознать этого. Зависть свойственна Востоку, и потому называется “Восточной завистью” или “Азиатской завистью”. Китайцы по характеру очень скрытны и сдержаны, очень редко показывают свои чувства, от чего легко появляется зависть. Все вещи и явления содержат противоположные качества, так что скрытный характер также имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Западные люди более открыты. Например, малыш получил в школе сто баллов, он бежит из школы домой с радостным криком: “Я получил сто …” Соседи, открыв двери и окна, поздравляют его: “Том, поздравляю!”, радуются за него. Если бы это случилось в Китае, представьте, то крик мальчика вызвал бы антипатию: “Получил сто баллов - нашел чем кичиться! Что за невидаль!” - реакция совсем другая. Тут заговорила зависть.

Завистливый человек с пренебрежением относится к другим, не разрешает другим превышать себя. Если увидел, что другие сильнее его, то он в душе теряет равновесие, стал не в своей тарелке, не может мириться с этим. Зарплату надо повышать всем вместе, сумма премии должна быть всем поровну, даже если небо обвалится, то держать его все вместе. Когда другие заработали много денег, у него загораются глаза. В общем, нельзя быть выше него. Ему просто невыносимо, когда его превышают. Некий добился успехов в научных исследованиях, но не смел получить премию, боясь чужой зависти; Некому-то присвоили почетное звание, но не смеет говорить об этом, боясь зависти и насмешки. Когда другие мастера цигуна читают лекции, некоторые потеряли покой и пошли мешать занятия. Это и есть проблема Синьсин. Люди вместе занимаются закаливанием гун, но некоторые из них появились сверхспособности, хотя занимались недолго. И некие говорят: “Экая важность! Вот я сколько лет занимаюсь, у меня куча свидетельств об окончании курсов. Даже у меня никакая сверхспособность не появилась. Как может быть, у него появились способности?” - сразу заговорила зависть. Самосовершенствование требует вникать в самого себя, больше совершенствовать самого себя, искать причины внутри себя. Если в каком-то отношении ты поступаешь недостаточно хорошо, то тебе самому следует стараться добиться повышения. Надо копать внутри себя. Люди склоны искать причину у других. Когда другие все усовершенствовались и пойдут вверх, а ты не остаешься внизу, разве ты не пропал даром? Самосовершенствование - это твое личное дело!

Зависть еще может причинить вред другим сопрактикующим. Например, скажет нехорошие слова, чтобы человек не сможет войти в состояние созерцания. Когда у человека появились определенные сверхспособности, из-за зависти он может использовать их вредить сопрактикующим. Например, один отлично практикующий сидит в позе созерцания. Поскольку его тело несет гун, то он сидит там, как гора. В это время пролетают два вещества. Одно из них раньше было монахом. Из-за зависти он не мог дальше совершенствоваться вверх. Хотя у него есть определенная сила гун, но он не достиг полного совершенства. Когда они пришли в то место, где сидит практикующий, один из них говорит: “Это некто Н здесь самосовершенствуется, давай обойдем его!”, а другой говорит: “Ведь в свое время я ладонью срубил верхушку горы Тай Шань.” Затем он поднял руку, чтобы рубить практикующего. Но рука поднялась и не может опуститься. Потому что практикующий самосовершенствуется по ортодоксальному Закону, у него есть защитная оболочка. Поэтому то вещество не смогло рубить его. Намерение вредить практикующему, который самосовершенствуется по ортодоксальному Закону - это уже серьезный акт, и оно получило наказание. Завистливый человек вредит и себе и другим.

3.5. Изживание пристрастий

Пристрастие означает, что практикующий настойчиво привязывается к некоторой вещи или цели, за которой он упорно проследит, проявляет чрезмерно стремление и от которой не может освободиться, упорно настаивая, не слушает никакого совета. Некоторые гонятся за приобретением некоторых сверхспособностей при жизни, что неизбежно препятствует самосовершенствованию в высшие уровни иерархии. Чем сильнее эта психика, тем труднее отказаться от нее, тем труднее держать душевное равновесие и устойчивость. Под конец подумает, что он сам ничего не приобрел, и даже сомневается в том, чему он учится. Пристрастие порождается стремлением человека. Характерной особенностью пристрастия является то, что его цель отличается очевидной ограниченностью и носит более четкий и конкретной характер. Но часто человек сам не осознает этого. У обычных людей очень много пристрастий. Чтобы гнаться за какой-нибудь вещью или целей, он готов на все. А у практикующих пристрастие проявляется по-другому. Например, стремиться к достижению какой-либо сверхспособности, предаваться каким-то зрелищем, увлекаться какой-нибудь демонстрацией и так далее. Для практикующего будет ошибкой все то, к чему бы ты ни стремился. От этого ты должен отказаться. В системе Дао говорят о недеянии, а в системе Будды говорят о пустоте, о вхождении в пустоту. Нам, в конце концов, надо достигнуть состояния недеяния или пустоты. Надо отказаться от всех пристрастий, оставить все то, что ты не можешь оставить. Например, стремление к сверхспособнстям. Ты просишь их, значит, хочешь использовать их. На самом деле это уже противоречит свойству нашей Вселенной. По существу оно представляет собой проблему Синьсин. Хочешь приобрести, чтобы рисоваться перед людьми, чтобы показать себя. Такие вещи не предназначены для демонстрации перед другими. Если даже ты употребляешь их с очень чистой целью, то есть хочешь совершить хорошее дело, да и то вряд ли дело будет хорошим. Когда ты вмешиваешься в мирские дела сверхсредством, то вряд ли можешь оправдаться. Некоторые слышали, как я говорил на лекциях, что у 70% людей открылось небесное око, и подумали: “Почему я ничего не чувствую?” Вернувшись домой, занимаются упражнениями, сосредоточивая внимание на небесное око. Такой мыслью доводит себя до головной боли, в результате чего все равно ничего не видят. Вот это и есть пристрастие. Каждый человек отличается своими физическими качествами, природной основой. Небесное око у людей не может быть открываться одновременно, невозможно также открыто на одинаковом уровне. Некоторые могут видеть, некоторые - нет. Все это нормально.

Пристрастие может вызвать у практикующего состояние застоя и колебаний силы гун. В более серьезном случае еще может привести практикующего на еретический путь. Особенно некоторые сверхспособности при наличии плохого Синьсин могут использоваться для совершения порочных дел. Бывают примеры, когда из-за неустойчивости Синьсин использовали сверхспособнсти для совершения плохих дел. Где-то был некий студент, у которого появилась сверхспособность - управление мыслью. Эта сверхспособность позволяет ему своей мыслью править мыслью и поступком другого человека. И он использовал такую способность для совершения порочного дела. У некоторых во время практики появляются некие зрелища, которые они все хотят разглядеть, докопаться до конца. Это тоже пристрастие. У некоторых какое-то увлечение превратилось в страсть, от которой трудно отказаться. Это также пристрастие. Поскольку природные основы у людей разные, то разные и их цели. Некоторые практикуются для достижения самой высокой степени; другие только для приобретения каких-то вещей. Последние неизбежно ограничивают цель практики. Если такие пристрастия не изжить, то не растет гун, даже ты занимаешься практикой. Поэтому самосовершенствующийся должен очень равнодушно относиться ко всем материальным интересам, не имея никакого стремления. Дать возможность всему идти своим чередом. Таким образом можно избежать возникновения пристрастий. Это зависит от Синьсин практикующего. Если в корне Синьсин не повысится, тогда при наличии любого пристрастия невозможно достигнуть полного совершенства.

МОУ «Узуновская СОШ»

Тема урока:

Китай.

11 класс

Учитель:Смыслова Елена Сергеевна

2012г.

Цель:

Сформировать у учащихся конкретное представление о роли Китая в современном мире;

Определить ведущие отрасли хозяйства страны: достижения и проблемы;

Развить познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность учащихся;

Закрепить практические умения и навыки учащихся в работе с текстом учебника, картами атласа, статистическим материалом, картосхемами, диаграммами, таблицами.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать представление о регионе, стране.
  2. Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, используя информационные технологии, развитие речи, мышления.
  3. Воспитательные: формирование системы взгляда на мир, уважения к чужой культуре.
  1. Оборудование:
  1. Мультимедийный проектор
  2. Экономическая карта Китая
  3. Национальная одежда (женское платье)
  4. Предметы китайского быта (палочки для еды, набор для чаепития)
  5. Сувениры: Великая Китайская стена, предметы живописи на стекле, веер, шёлк
  6. Монеты и бумажные денежные знаки
  7. Записи китайской музыки

Структура урока:

  1. Организационный
  2. Изучение нового материала
  3. Итог урока

Отдельным учащимся класса даётся опережающие задания по вопросам: символика страны, краткая историческая справка, китайские открытия, особенности жизни населения.

Ключевые понятия к теме:

Демографический взрыв;

Демографическая политика;

Воспроизводство населения;

Урбанизация;

Плотность населения;

Мировые религии;

Национальные религии;

ВВП;

Колония.

Проверка домашнего задания:

1. количество стран в Зарубежной Азии;

2. страны Зарубежной Азии по форме правления и территориально – административному устройству;

3. город какого государства является родиной трех религий;

4. группировка стран по географическому положению;

5. численность населения Зарубежной Азии;

6. показатель уровня и качества жизни населения;

7. группировка стран по уровню экономического развития;

8. страна, входящая в семерку экономически развитых стран мира.

2. Изучение нового материала:
Учитель: В зарубежной Азии много ярких, интересных стран. Одну из них часто величают Поднебесная. –
- Какую страну так называют?
Тема урока: Китай – вчера, сегодня, завтра
Китай страна с интересным прошлым, ярким настоящим и большим будущим.
Сегодня мне будут помогать ваши товарищи, они подготовили интересную и важную информацию о стране и с удовольствием поделятся ею с вами.
Ваша задача: На основе услышанного и увиденного составить характеристику Китая, заполнить карточки задания, вставить пропущенные слова, заполнить контурную карт по заданию.

Итак в путь…
1.Общие сведения о Китае.
Ученик:
Слайд 1.
Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии её площадь 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это страна – унитарная, хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (
Беджин) . Денежной единицей страны является юань.
Слайд 2.
–К какому региону относится страна?
Слайд 3.
2.Экономико- географическое положение страны
Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань.
Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. В стране один часовой пояс. Время опережает московское на 4 часа летом и на 5 часов - зимой.
Учитель: Геральдика – наука о государственных символах.

Слайд 4

Ученик:
Слово “Китай ” произошло от названия племени киданей , которые правили в северном, когда произошли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки это слово первоначально пришло как Catai – это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию . Буквально слово Китай означает: “срединное государство”. В настоящее время официальное название страны – Китайская Народная Республика
Мифологическим символом Китая является дракон, который в Поднебесной, был существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Даже императорский трон именовался “драконьим престолом”. На гербе государства также красовался дракон.

Слайд 5, 6
УЧИТЕЛЬ : Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Мы познакомимся с двумя из них

Учитель: У СТРАНЫ НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУБУЩЕГО, ЕСЛИ НЕТ ПРОШЛОГО. ИСТОРИЯ КИТАЯ НАСЫЩЕННАЯ РАЗНООБРАЗНЫМИ СОБЫТИЯМИ, ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС И УВАЖЕНИЕ.

Учитель: Одно из таких величественных сооружений, которое дошло до нас, Великая Китайская стена.

Слайд 9
Ученик:
Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Зато она является единственным на Земле сооружением, хорошо просматривающимся из космоса. О ее длине до сих пор спорят ученые, называя две цифры – более 4000 км и более 5000 км. А ширина каменной дороги такова, что по ней может пройти ряд из десяти пехотинцев или проехать пять всадников. Местные жители называют стену “божественной нитью, соединившей лоскутки китайского государства”. Другие ее названия менее поэтичны – “Стена Участок Великой Китайской стены слез и страданий” или – “Самое длинное кладбище мира”. По примерным подсчетам, в Стене, как будто уходящей в бесконечность, захоронено не менее миллиона китайцев, погибших на поистине великой стройке в правление могущественного императора Цинь Ши-Хуанди (что означает “Первый государь из династии Цинь), жившего в III в. до н.э.Считается, что эта каменная громада, простирающаяся вдоль всей северной границы страны, построена для защиты Китая от нападений врагов (в древности это были гунны, монголы). Однако непреодолимая преграда на самом деле не всегда спасала от набегов завоевателей. Стена, например, не смутила закаленное в боях войско Чингисхана. А последний успешный штурм стены был предпринят в 1933 г., когда на территорию Китая вторглись японцы.)

Рядом с городом Сианем была обнаружена археологами целая армия – 7 тысяч солдат с повозками и лошадьми. Находка эта – часть гробницы Цинь Ши Хуанди, первого императора Китая (221-209 год до н.э.) это он положил конец государственной раздробленности и провозгласил империю, построил Великую стену, ввёл единую письменность. Строили гробницу 36 лет 700 тысяч узников. Колонн всего -38. Ни один воин не похож на другого. Детали костюма соответствуют воинским званиям и родам войск. Погребальная камера самого императора пока недоступна. Он похоронен под курганом высотой 76 метров.

  1. Природа страны

Учитель: Богата и разнообразна природа Китая. На тысячи км протянулись морские побережья. Чем дальше глубь страны, тем меньше осадков. Северо-западные районы –самые сухие, в расположенных там пустынях (Такла-Макан , Гоби , Ордос ) осадков практически нет. Высокие горы и нагорья (Тибет более 2000м над уровнем моря) и обширные равнины занимают огромные площади. В стране имеются залежи 150 известных в мире полезных ископаемых. Китай – одна из 8 горнодобывающих держав мира.
- По карте атласа назовите, какими полезными ископаемыми богата страна, какие экспортирует на мировой рынок?
Янцзы , Хуанхэ , - самые знаменитые реки, имеют выход к Тихому океану
В Китае произрастает около 500 видов
бамбуков , формирующих 3 % лесов, в которых обитает бамбуковый медведь – панда. В Китае панды – это символ мира и дружбы. Существует легенда, которая гласит, что раньше панда была белой. Но однажды, когда на нее охотился леопард, на защиту панды бросилась добрая фея, которая погибла, а спасенный зверек заплакал горькими черными слезами, которые и окрасили белый мех.

  1. Население страны

Слайд 10
В ноябре 2000 года Китай провел пятую по счету всекитайскую перепись населения . Как показала статистика , общая численность населения в континентальной части страны составляет 1 млрд. 265 млн. 830 тыс. человек и является самой большой в мире . Чтобы задержать рост населения, в 1979 год году Китай перешёл к политике планового деторождения . Цель правительства - один ребенок на семью, с исключениями для этнических меньшинств. Ей сопротивляются, особенно в сельских районах. Семьи, которые нарушают политику, часто лгут во время переписи .
Слайд 11
Несмотря на то, что естественный прирост населения в Китае уже снизился до среднего уровня, оно по-прежнему из года в год намного растет.
Слайд 12
Страна многонациональная. В Китае живут около 55 различных
народов - каждый со своими обычаями , национальными костюмами и во многих случаях с собственным языком . Но при всем их разнообразии и богатстве культурных традиций - эти народы составляют лишь около 7 % населения страны . Главный народ китайцы, называющие себя « хань цы». Плотность населения очень различается: мах – на востоке (почему) меньше в северо-западных частях.
Слайд 13
Много крупных городов, из которых 50 городов-миллионеров. Самый большой из которых - Шанхай.
По числу горожан Китай занимает первое место в мире. Их в Китае 370 миллионов, но это 38% всего населения. Китай – средне урбанизированная страна.
Слайд 14
Очень труден для изучения китайский язык. Ещё сложнее письменность. До сих пор в стране около 250 миллионов неграмотных.
Китай – страна с богатейшими традициями в области культуры, медицины, ткачества, национальной кухни, живописи и т.д. Нельзя не отметить у этого народа замечательные качества – трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм.
Ученик
Китайцы очень трепетно относятся к подаркам и рассматривают их как важную часть, общения. Вопреки западным понятиям, нечетные числа, по китайским понятиям, являются неудачными. Так свадебные подарки и подарки на день рождения всегда дарятся в парах, согласно старому поверью удача сопутствует паре. Число четыре – в Китае считается числом смерти, его надо избегать. Часы также не принято дарить в Китае, они символизируют похороны, так что это – табу.
С глубокой древности основой китайского костюма (мужского и женского) были длинные штаны и свободная распашная кофта или халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Позднее женщины переоделись в кофты и юбки похожие на европейские. Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. рукавах закрывали всю кисть. . Из украшений женщины предпочитали серьги из зеленовато-молочного нефрита и такие же браслеты. Особое внимание китаянки уделяли прическе, в основе которой чаше всего был узел волос закрепленный шпильками. Прически украшали сложными сооружениями из жемчуга и нефрита, струящимися подвесками. Учитывая идеалы красоты, в китаянках ценились женственность, изящество, маленькие размеры рук и ног, сдержанность движений, жестов, походки. Повсеместно в Китае был распространен обычай, туго бинтовать девочкам ступни ног, чтобы приостановить их рост. Длина туфельки взрослой женщины достигала всего 9-12 см. Несмотря на природную смуглость в женщинах ценили белизну лица. Поэтому белила и румяна широко использовались в декоративной косметике.
Слайд 15

  1. Общая характеристика хозяйства

УЧИТЕЛЬ: СЕГОДЯШНИЙ КИТАЙ – ЭТО САМАЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СТРАНА. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТФАКТЫ:
Ученик
3 МЕСТО ПО ОБЪЁМУ ЭКОНОМИКИ, 2-е ПО ЗАПАСАМ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, 1МЕСТО ПО ПРОИЗВОДСТВУ 26 НАИМЕНОВАНИЙ(ТЕЛЕВИЗОРЫ, СТИРАЛКИ, ВЕЛОСИПЕДЫ, ОБУВЬ…) КНР ПОДДЕРЖИВАЕТ ОТНОШЕНИЯ С 182 СТРАНАМИ МИРА.АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА. БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНЕ. ЭТО ЦЕЛАЯ ФИЛОСОФИЯ, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАННАЯ С ЛЕЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ.
Слайд 16
ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОГНОЗ НА 2050ГОД.
Слайд 17
Несмотря на всё сказанное Китай по-прежнему относят к развивающимся странам. Причина – показатель ВВП на душу населения. По нему страна занимает 121 место
Слайд 18
.Динамика роста ВВП - самая большая в мире. За последние 50 лет в Китае построено более 370 тысяч новых промышленных предприятий. Сегодня фабрики и заводы Китая производят продукции на 2,1 млрд. юаней ежедневно. Промышленность КНР представлена 360 отраслями. По общему количеству фабрик и заводов Китай занимает первое место в мире. «Лицо» страны в современном мире определяет тяжёлая промышленность.

  1. География промышленности важнейших отраслей

Слайд 19
В черной металлургии Китая выплавка чугуна традиционно преобладает, над выплавкой стали. Избыток чугуна частично используется для производства сельскохозяйственных орудий, бытовых изделий, отливок, а частично экспортируется. Вместе с тем нехватку многих видов проката и специальных сталей Китаю приходится восполнять за счет импорта.
Слайд 20
Машиностроение в Китае развивается быстрыми темпами. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Харбин, Пекин, Шэньян, Тяньцзинь, Далянь. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10% от объема продаж, хотя еще в 1993–1994 гг. рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством. Производство легковых автомобилей в Китае на 90% обеспечивается совместными предприятиями с иностранными производителями, такими как Volkswagen, Toyota, Peugeot, Citroen, Honda, Renault, Nissan, BMW.
Слайд 21
Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС, работающих на угле и нефти. Работает программа развития гидроэнергетики, каскады ГЭС строятся в верховьях Янцзы и Хуанхэ.
Слайд 22
Текстильная промышленность представлена 23 тысячами предприятий. Это в основном хлопчатобумажные и шёлковые фабрики, работают как на внутренний так и внешний рынок.
В Китае сложились 4 крупные промышленные базы:-
1.Пекин-Тяньцзинь-Таньшань
2)Шанхай-Нинбо-Ханчжоу
3)Ляонин – Далянь- Шеньян
4).Гуанчжоу

8. География сельского хозяйства
Слайд 23
Сельскому хозяйству Китая отводится огромная роль в экономическом развитии страны, поскольку до 70% поставок сырья в легкую промышленность осуществляется именно за счет собственного потенциала. Занято работами в сельском хозяйстве более 313 миллионов человек, а с членами семей около 850 млн. человек.
Главная проблема - постоянная нехватка угодий. Из 320 млн. га распаханных площадей может быть использовано только 224 млн. га. Главная отрасль
– растениеводство. Главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя. Пшеница - вторая по значению зерновая культура. К настоящему моменту ни в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы, как в Китае. Районы выращивания кукурузы и пшеницы называют «жёлтый Китай»

Слайд 24

Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. Основные рисоводческие районы находятся южнее реки Хуанхэ. За многовековую историю выращивания риса в Китае было выведено около 10 тыс. сортов этого злака. Большое значение в условиях Китая имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен, их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов.
Не последнее место в мире занимает Китай и по выращиванию
чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века является общепринятым напитком. До сих пор большинство сортов зеленого и черного чая идет почти исключительно на экспорт. Районы выращивания риса и чая называют «зелёный Китай»

В земледельческих равнинных районах разводят преимущественно свиней (по их поголовью Китай занимает первое место в мире), тягловый рабочий скот и птицу.
Северо-западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство. Это « сухой Китай»

На юго-западе сельское хозяйство не развито вообще. Это «холодный Китай».
Производство и потребление продукции животноводства, особенно в расчете на душу населения, низки. Интересно, что до недавнего времени плохо было развито молочного животноводства. Молоко почти не употреблялось.

  1. Транспорт страны

Транспорт – одна из основных составляющих экономики . По длине ж/д путей Китай занимает 2 место в мире, уступая США, но опережая Россию. На протяжении 2010 года продолжалось активное строительство новых линий, а также электрификация существующих. Китай обладает крупнейшей в мире сетью высокоскоростных железных дорог . Скорость поезда более 350 км/ч.
Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в
Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд..
Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю страны. В Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли. Крупнейшие 16 портов Китая имеют оборот в 50 млн тонн в год. (мировые порты). По оценкам к 2010 году 35 % мировых водных перевозок будет производиться в Китае.

Просторные, с качественным покрытием автомобильные дороги, сложные многоярусные развязки достойны уважения. Пока Китай имеет слабое представление о пробках на дорогах.

10.Особенности жизни и быта (дома, кухня)
Учитель: Присмотритесь к внешнему облику городов. Они очень современны и органичны, поражают яркой иллюминацией и стремлением вверх. Наше путешествие подходит к концу, но прежде мы с вами заглянем в китайский ресторан. Познакомимся с особенностями китайской кухни

Ученик:
Китайская кухня широко популярна, очень разнообразна и предназначена не для брезгливых. Сами китайцы говорят, что они едят все, что имеет четыре ноги, кроме столов. В большинстве случаев это просто приготовление изысканных блюд из ограниченного числа ингредиентов. Китайская кухня может быть условно разделена на четыре региональные категории: пекинская и шандоньская (с разогретыми булочками и макаронами в форме скрепок), катонизская и цяожоу (слегка приготовленное мясо и овощи), шанхайская (родина "красных" блюд и мяса на ребрышках) и сианьская (очень острая, с большим количеством соуса чили). Чай – один из самых распространенных безалкогольных напитков. Еще один любимый напиток – это маотай, который готовят из сорго, с запахом медицинского спирта, с успехом заменяющий бензин и растворитель красок.

Своеобразие китайской кухни заключается не столько в исходном продукте, сколько в способах его обработки. Все блюда обычно многокомпонентные, причем, каждый компонент подвергается отдельной тепловой обработке в специальном режиме. Термическая обработка не бывает долгой. Все продукты нарезаются на одинаковые маленькие кусочки на “один укус”, чтобы удобно было есть. Обжарить или сварить такие кусочки можно за 2-3 минуты. Часто для приготовления используют кляр, чтобы сохранить первоначальную сочность продукта.
Характерно, что китайцы стараются придать продукту несвойственный ему вкус: "свинина с ароматом рыбы", "говядина с фруктовым вкусом" и т.д. Если у курицы остался вкус курицы, то для чего нужно было трудиться, что-то делать с ней?

4. Итог урока:
Учитель: Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране, но хочется верить что оно не оставило вас равнодушными и породило желание более подробно познакомиться с ней.

Приложение.

Составить «визитную карточку» Китая:

Площадь - ………………………….(место в мире);

Численность населения - ………………………(место в мире);

Протяженность:

з-в - …………………….

с-ю - ……………………;

Общая протяженность сухопутных границ - …………………….(место в мире);

Длина морских границ – 14 000 км;

Омывают моря (см. карту атласа) –

Форма правления Китая -………………………………………..;

Столица - ………………………………………………………..;

Административно – территориальное деление - ………………………..;

Количество провинций - ……………………………………………;

Автономных районов - ………………………………………………;

Города центрального подчинения (см. карту) - …………………………………….;

Какой остров в 1949 г. был объявлен «Китайской республикой» - …………………….

Численность населения Китая - ………………………………;

В течение какого времени Китай лидирует по численности населения - ………………;

Что означает изречение: «Жэнь шань, жэнь хай» - ………………………………….;

Последняя перепись населения Китая была в - ……………………………….;

Демографическая политика (стр. 61) -…

Типы воспроизводства населения Китая (таблица №2 стр 62)- ...........................................;

Формула воспроизводства населения (картосхема № 13 стр. 63)- ………………………;

Подавляющее большинство населения Китая составляют - ………….., которые себя называют …………….;

Они проживают в ………………….части Китая (см. карту);

Почему это большинство заселило ………………………часть страны (объяснить!).

Современный Китай ………………………., занимающая важные позиции в мировом хозяйстве;

Китай образует третий по экономической мощи центр мирового хозяйства;

Китай занимает ………………………место в мире по производству………………..видов …………………… и ……………….. продукции (см. стр. 238, 262 № 19);

Новые отрасли: электроника, аэрокосмическая промышленность;

Лицо Китая во многом определяет ………………………… Они тяготеют…………… (ст. 238);

В машиностроительном комплексе преобладают не……………………, а …………………. предприятия;

В половине сельских территорий страны нет электричества, а в сельском хозяйстве преобладает ручной труд.

Очень большую роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято более……………… человек;

Главные земледельческие районы расположены в восточной части страны……………………..;

Здесь выращивают:

см. стр. 239

Рис – главный хлеб населения (стр. 262 №20);

Китай является лидером по производству хлопка, тутового шелкопряда, риса и др. культур;

Назвать отрасли животноводства Китая.


В Китае семьям разрешается иметь только одного ребенка. Китайцы очень любят детей, и если бы было можно, то у них был бы не один ребенок, а два, три и больше. Поэтому мне захотелось подробнее узнать по какой причине правительство им не разрешается иметь больше одного ребенка.

В течение двух тысячелетий Китай остается самой многонациональной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: “Жэнь шань, жэнь хай”, что означает: “Горы людей, море людей”.

В середине 2000 года оно составляло, по статистике ООН (включая жителей Сянгана и Аомыни), 1285,0 млн. человек (естественный прирост - 18 человек на 1000 жителей, рождаемость - 26, смертность - 8) или 21,2% мирового населения. Китай относится ко второму типу воспроизводства.

В начале нашей эры в КНР насчитывалось всего 600 млн. человек и на протяжении 1,6 тыс. лет в результате многочисленных войн, голода, эпидемий сохранялось приблизительно на одном уровне. Резкий рост численности населения был зафиксирован в ХVIII - XIX вв. Во второй половине ХХ в. население Китая росло, как никогда прежде, высокими темпами и в огромных размерах.

Со времен образования КНР в 1949 году численность населения Китая удвоилась и согласно всекитайской переписи 1990 г. составила 1 млрд. 134 млн. человек. В этой стране проводится активная демографическая политика. Тем не менее, несмотря на принимаемые жесткие меры, его население в 2000 г. приблизилось к 1,3 млрд. человек. Запрещено вступать в брак студентами, одна семья должна иметь не более одного ребёнка, а на рождение второго или третьего ребёнка уже нужно разрешение специального комитета по плановому деторождению. Это происходит из того, что в Китае сохранились деревни. Там нет социального обеспечения, крестьяне по старости лет не получают пенсии, традиционно они опираются на своих детей. В крестьянской семье рождается 5-6 и больше детей. И если среди них были и девочки, которые, повзрослев, выходили замуж и уходили в семью мужа, то мальчики остаются в семье родителей и опекают их до конца жизни.

Изменение численности населения (По данным статистики Фонда народонаселения ООН; 2005 2010 гг. - расчеты и прогнозы, средний вариант. С учетом переписей населения КНР в 1953, 1964, 1982 и 1990 гг. без Сянгана (Гонконга) и Аомыни (Макао))

В составе Китая, как и прежде, заметно преобладает мужское население - 51,18% (женщин - 48,18%) как последствие более высокой смертности женщин, их тяжелого неравноправного положения в течение многих веков. Средняя продолжительность жизни составляет 68 лет. Высоким остается удельный вес молодежи: 50% населения моложе 21 года, достигшие 14 лет - 33%, от 15 до 64 лет - 61%, свыше 65 лет - 5%. В стране насчитывается около 3,8 тыс. человек в возрасте превышающем 100 лет. Китай располагает огромными трудовыми ресурсами, как в городе, так и особенно в деревне. Лица в трудоспособном возрасте составляют 57% населения. Неполное и нерациональное использование трудовых ресурсов связано с большими сложностями развития экономики КНР.

КНР - многонациональное государство, насчитывающее 56 народностей.

По этническому составу подавляющее большинство населения Китая составляют китайцы (самоназвание - “хань” или “ханьцы” - 93% населения).

Численность национальных меньшинств - около 95 млн. человек. Среди них 16 национальных меньшинств насчитывает свыше 1 млн. человек: монголы, хуэй, тибетцы, мяо, ий, чжуан, бун, корейцы, устсуры, маньчжуры, туцзя, хани, дун, яо, бай. Наиболее многочисленная народность чжуан (13 млн. человек). Районы расселения национальных меньшинств занимают 50-60% КНР. Это главным образом окраинные районы северо-запада и северо-востока.

Как и для других стран региона. Для Китая очень характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 части территории страны, а средняя плотность здесь 134 чел./км 2 . Наиболее густо заселены районы среднего и нижнего течения Хуанхэ, устья Янцзы, дельты Чжуцзян, плато провинции Сычуань, отдаленные районы Северного и Северо-Восточного Китая. Здесь плотность населения составляет 400-600 чел. Фактическая плотность Китая, как и в других странах, в том числе в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, резко отличается от средних величин. Так, в провинции Цзянсу, где свыше 70 млн. человек, средняя плотность населения около 700 чел./км 2 , в такой же рядовой провинции Шаньдун (более 90 млн. жителей) -- 600 чел./км 2 , почти столько же -- в провинции Хэнань, численность населения которой приближается к 100 млн. чел., еще в 7 провинциях -- от 350 до 450 чел./км 2 . В Шанхае проживает - около 2 тыс. чел./км 2 , Тяньцзине - 725, пров. Цзянсу - 611, Пекине - 580 человек и т. д. Около 1 млрд. чел. в Китае, а именно в восточной половине страны, таким образом, живут в условиях высокой и очень высокой плотности населения, что создает много сложных хозяйственных проблем. В то же время в западной половине государства -- в основном в горах и пустынях -- редкая заселенность территории, плотность в десятки и сотни раз ниже. Здесь средняя плотность населения в целом немногим более 10 чел./км 2 , в том числе в Тибете менее 2 человек, в Цинхае - 4 человека. Огромные по площади районы не имеют постоянного населения. Малолюдность тормозит хозяйственное развитие западных районов Китая.

Урбанизация в Китае отличается очень своеобразным характером. Многие города, в том числе крупнейшие, включают в свои границы значительные сельские территории. Для Китая нехарактерны распространение городского образа жизни на сельские населённые пункты, развитие маятниковых трудовых поездок населения и другие черты современной урбанизации. Поэтому показатель численности и удельного веса горожан остается едва ли не единственным, характеризующим урбанизацию.

Ещё недавно Китай относился к числу слабоурбанизированных стран. Но “городской взрыв” затронул и его. В городе живет ј населения страны. Это показатель невысокой степени урбанизации, более чем в 1,5 раза ниже среднемирового. В то же время по абсолютной численности горожан (370 млн.) Китай занимает первое место в мире. Ныне по общему числу городских поселений, больших городов более 500 и городов-“миллионеров” (50, из них - Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Чунцин). Подавляющее большинство городов, среди них все крупные, расположено в восточной части Китая, в самой “гуще” сельского расселения. Здесь фактически во всех провинциях доля городского населения составляет не более 20%. Наиболее урбанизированный район - Северо-Восток и соседняя с ним провинция Хэбэй в Северном Китае, где в городах живёт 40-50% населения. Городское население увеличивается за счет строительства промышленных центров. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч.

Государственный язык КНР - китайский. Он входит в число наиболее распространенных языков мира и является одним из официальных языков Организации Объединенных Наций.

В китайском языке семь основных диалектов - пекинский, кантонский и другие, различия между которыми настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифной письменностью, которая доступна китайцам, говорящих на разных диалектах. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык “кутунхуа” (“общепонятый язык”), в основу которого положен пекинский диалект. Но неграмотных в стране ещё более 250 млн.

На китайском языке кроме самих китайцев говорят хуэй и маньчжуры. Остальные народности страны говорят на своих языках, относящихся к сино-тебетской, алтайской, южно-азиатской, индоевропейской, малайско-полинезийской языковым группам.

Теперь я поняла почему в Китае такие строгие правила, в плане рождения не более одного ребенка.

Вследствие огромного прироста населения страны остро стоит вопрос обеспеченности природными ресурсами, в первую очередь земельными, и может возникнуть проблема с обеспеченностью населения трудовыми ресурсами из-за высокой плотности населения. Несмотря на то, что в стране проводится активная демографическая политика и несмотря на принимаемые жесткие меры, численность продолжает рости. Это происходит из-за того, что многие семьи скрывают рождение второго и третьего ребенка, выращивают их в сельских районах страны. Трудно управляемый рост населения в значительной степени вносит элемент стихийности и в развитие общественного производства. Сейчас становится очевидным, что, не добившись стабилизации численности населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем.

Юные зрители внимательно слушают экскурсовода. Международная художественная выставка "Искусство Чжэнь Шань Жэнь", Харьков, 2017 г.

Международная художественная выставка «Искусство Чжэнь Шань Жэнь» в Харькове

Международная художественная выставка «Искусство Чжэнь Шань Жэнь», проходящая в Харькове, имеет огромный успех. На открытии экспозиции залы областной художественной галереи едва могли вместить всех представителей телевидения, радио, прессы, работников культуры и искусства, художников и всех пришедших познакомиться с живописными работами мастеров нового ренессанса.

Выставка концептуальна, она несёт в себе важную идею, не познакомившись с которой, трудно понять, почему столько картин с изображением сцен репрессий.

Каждый день художественную галерею посещает много любителей живописи, среди них большую часть составляет молодёжь. Харьков – город студентов. Здесь немало университетов, академий, институтов и других учебных заведений.

На выставке “Искусство Чжэнь Шань Жэнь”, Харьков, 2017 г.

Всегда интересно, что думают об экспозиции те, кто сюда пришёл, какие мысли порождают картины. Мы обращались к посетителям, и они охотно делились своими впечатлениями. Приведём несколько высказываний.

Юлиана, Национальный аэрокосмический университет им. Жуковского «Харьковский авиационный институт», преподаёт русский язык иностранным студентам.

– Выставка заставляет задуматься над ценностями жизни. У любого из нас есть свои цели, которых человек старается достичь. Но не каждый размышляет над тем, может ли он добиться поставленной цели, не причиняя вреда окружающим и не поступаясь своей совестью.

– Раньше я слышала о Фалунь Дафа , знаю, что это наука самопознания, самоусовершенствования. Но с историей возникновения и развития этого движения я не была знакома. Здесь я узнала, как появилось это течение и что его принципы «Истина, Доброта, Терпение» (по-китайски Чжэнь Шань Жэнь – И.Р.). Следовать им непросто. Тут есть, над чем задуматься.


– Я считаю себя человеком искусства и думаю, что каждый гражданин должен приобщаться к искусству. Чем больше человек имеет знаний, тем больше он может осознать в жизни.

– Меня удивило то, что в Китае по сей день идут репрессии. Можно провести параллель с преследованиями свободно мыслящих людей в Советском Союзе. Я читала страшную книгу «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Тяжёлое было время для страны. События в Китае помогают нам понять, через какие трудности прошёл наш народ и даёт новому поколению возможность узнать о своём прошлом, потому что человек без прошлого не может строить будущее. Каждому нужно знать историю своей страны и применять эти знания.

– Очень сильное впечатление от выставки! Потрясает изображение пыток, которым подвергают последователей Фалунь Дафа в Китае. Не верится, что в XXI веке могут происходить такие варварские вещи.


– Качество художественных работ очень высокое.

– В-третьих, я увидела, что в людях ещё есть доброта, люди тянутся к доброте. Мне бы хотелось, чтобы китайскому народу помогли, чтобы мировое сообщество повлияло на ситуацию в Китае.

– Сюжеты картин как бы призывают к духовности, к улучшению себя. Самосовершенствование нужно, чтобы в первую очередь разобраться с самим собой, со своей внутренней агрессией. И если каждому человеку удалось бы преодолеть зло в себе, то наступил бы мир и счастье.

Я люблю восточные учения, люблю буддизм, сама занимаюсь цигун. Насколько получается, прислушиваюсь к буддистским наставлениям.

Про репрессии последователей Фалунь Дафа в Китае знаю давно, возможно, от тех людей, которые сидят в медитативных позах в парках и скверах. Ещё лет 10 назад я увидела их в Харькове и заинтересовалась, кто они и чем занимаются. Мне немного рассказали, дали газету с интернет-адресами. Дома зашла на сайт falundafa.org – хорошо, что сейчас любую информацию можно найти в Интернете, – и оттуда взяла всё, что мне нужно было знать о Фалунь Дафа.

– Случайно узнал про выставку, стало интересно. Предложил товарищу пойти посмотреть вместе. Раньше мы не подозревали о существовании такого учения как Фалунь Дафа и тем более не знали о преследованиях. Здесь, на выставке, нам дали информационные материалы, мы познакомимся с ними подробнее, чтобы понять, что сейчас происходит в Китае.


Из всех картин Евгению запала в душу «Подарок», где девочка держит лотос, сделанный своими руками. Он подошёл к полотну и долго-долго рассматривал его.

Поясняет: «Девочка, как живая, будто художник только что нарисовал её».

Александра, студентка пятого курса Харьковского национального педагогического университета имени Григория Сковороды

– Я шла на выставку узнать о Фалунь Дафа, раньше ничего не слышала об этом. Экскурсовод познакомил нас с историей компартии, рассказал о репрессиях последователей Фалуньгун . Оказывается, в Китае до сих пор убивают людей, раньше не слышала ничего подобного.

– Сюжеты картин очень проникновенны. Люди испытывают жестокие мучения. Герои некоторых полотен вызвали у меня боль и сострадание. Зато другие работы восхищают силой духа. Одна из самых запоминающихся картин – «Потрясение».

– Выставка оставила глубокое впечатление. Буду следить за развитием событий, которым посвящена экспозиция.

Эмине из Анталии (Турция), студентка первого курса Харьковского национального медицинского университета

Выставка мне была очень интересна. Нам рассказывали подробно о каждой картине. Хоть я не очень хорошо понимаю язык, но я чувствую эти картины. Они очень красивые, притягивают к себе. Мне здесь всё понравилось.

– Люблю классическую живопись. Каждый художник выражает свою идею с помощью кисти. Как он сам воспринимает реалии, так и воспроизводит их на холсте. А мы, зрители, его идею впитываем в себя.


– В картинах поразила чистота изображения. Безукоризненные работы! Мне трудно выделить какое-то одно полотно – в каждом заложена мысль и каждая из них важна.

Анастасия и Маргарита, студентки ХНУ, факультет радиофизики

Анастасия

– Выставка произвела сильное впечатление. Есть картины, которые вдохновляют духовно, пробуждают внутренние силы. От некоторых полотен на душе становилось тяжело: у меня выступали слёзы – последователи Фалунь Дафа принимают муки за свою веру, но не предают её.

– Есть и другой аспект – разочарование в тех людях, которые управляли страной и развязали репрессии, не считаясь с человеческой природой, с моральными принципами. Мы видим, к каким трагедиям это приводит.

– Что касается художественного мастерства, картины выполнены очень живо, художник вложил буквально в каждый свой мазок идею учения, которому он следует. Полотна выписаны утончённо, изысканно.

Маргарита

– Когда шла на эту выставку, думала, что увижу картины, написанные под влиянием современного мышления, что-то типа абстракционизма. Но всё оказалось очень реалистично.


– Некоторые сюжеты навеяли философские мысли. Во время экскурсии я поняла, насколько мы, люди, маленькие существа. По сути, мы так мало знаем о мире, о нашей планете, о Вселенной. У нас стирается 90% памяти, когда мы приходим в этот мир, и учёные уже доказали это. Может быть, раньше мы жили на другой планете или в другой галактике. Словом, выставка пробудила стремление к новым знаниям.

Ирина Рудская

В этой статье сделана попытка осветить вопрос: «Чему учит Фалуньгун?». Выбрано то, что автору показалось наиболее важным. Для ознакомления с учением школы самосовершенствования Фалунь Дафа рекомендую прочитать книгу «Чжуань Фалунь» самостоятельно. Эта публикация для предварительного ознакомления с учением этой школы и может быть поверхностной.

Нравственный идеал самосовершенствующегося – милосердие, не основанное на чувствах.

«Желание или нежелание, радость или грусть, любовь или ненависть – всё в человеческом обществе вытекает из этих чувств. Если не расстанешься с этими чувствами, то ты не сможешь самосовершенствоваться. Когда человек освободится от них, то ничто не сможет его задеть, да и помыслы простого человека не смогут его поколебать. Они, эти чувства, будут заменены милосердием, что представляет собой нечто ещё более благородное».
(«Чжуань Фалунь», лекция 4, «Повышение Синьсин»)

«Люди живут, чтобы бороться за свою честь – это не что иное, как рассуждение обычных людей. Подумайте, не страдания и мучения ли принесёт человеку такой взгляд на жизнь? Стоит ли для этого жить?»

О свойстве Вселенной

«Космическое пространство изначально являлось добрым, то есть имело природное свойство « Чжэнь Шань Жэнь» 1. Человек с рождения наделен тем же свойством, что и Вселенная».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, « По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

«Посвятив себя самосовершенствованию и сливаясь со свойством Вселенной, ты станешь человеком, постигшим Дао. Вот такой простой принцип».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «Чжэнь Шань Жэнь» – Это единственный критерий для оценки хорошего или плохого человека»)

О Спасении

«Смысл выражения в системе Будды о спасении всех живых существ заключается в том, чтобы взять тебя из самого горестного состояния обычного человека и поднять на высокие уровни, где ты никогда не будешь терпеть страдания и освободишься».

«Если мне не удастся тебя спасти, то уже никто тебя не спасет. Фактически в настоящее время найти подлинного учителя праведного Закона, который бы тебя обучал, труднее, чем подняться на Небо, вообще, никто не заботится об этом».

«Спасение людей – это значит, что ты именно по-настоящему самосовершенствуешься, а не только излечиваешь болезни и оздоровляешь организм».

«Человек должен вернуться к истоку и к истине – только это является настоящей целью быть человеком, поэтому, когда у человека рождается стремление к самосовершенствованию, то считается, что в нём пробудилась природа Будды. Такая мысль – самая драгоценная, так как у него появилось желание возвращения к истоку и к истине, и ему захотелось покинуть уровень обычных людей».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

«В системе Будды людей спасают безусловно и безвозмездно, безоговорочно помогают человеку, поэтому и мы можем многое сделать для учеников. Однако для обычного человека, для того, кто только хочет быть обычным человеком, хочет вылечить болезни, это не поможет».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

Особенности Фалуньгун

«Это самая удобная школа, к тому же в ней самосовершенствование ведётся непосредственно по свойству Вселенной, самосовершенствование идёт очень быстро и кратчайшим путем. Оно прямо направлено на душу человека».
(«Чжуань Фалунь», лекция 8, «Кто практикует, тот и получит Гун»)

Процесс самосовершенствования

«Сможешь ли ты самосовершенствоваться, это зависит от того, сможешь ли ты терпеть, приложить усилие и перенести страдания».

«Это карма6, она и все упрямые стремления человека обусловливают друг друга».

«Ты должен заниматься внутренним совершенствованием, а не искать вовне. Многие просят помощи извне, сегодня просят об одном, завтра – о другом, и к тому же упрямо гонятся за сверхспособностями — имеются всяческие цели. Некоторые из них ещё стремятся стать мастерами цигун, хотят разбогатеть путем лечения больных! Истинное самосовершенствование требует совершенствования твоего сердца, это называется совершенствованием Синьсин. Например, находясь в разных противоречиях между людьми, мы должны ослабить все человеческие эмоции и страсти».

«Ты хочешь развить Гун2, но не обращаешь внимания на совершенствование Синьсин, тогда твой Гун вообще не может возрасти».
(Чжуань Фалунь, лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

«Абсолютное большинство самосовершенствующихся нашего Фалунь Дафа занимается самосовершенствованием среди обычных людей (кроме самосовершенствующихся — профессио-
налов), следовательно, они не могут избежать нормальной жизни в обществе и связей с обществом. У каждого своя работа, к тому же каждому надо, как следует, её выполнять; некоторые выполняют свою работу как раз через разговор».
(«Чжуань Фалунь», лекция 8, «Контроль над своей речью»)

«Наша школа – самая удобная, в ней ты можешь заниматься самосовершенствованием среди обычных людей, и тебе не нужно уходить в монастырь. Но в этом же существует самая большая трудность — заниматься самосовершенствованием в самой сложной среде обычных людей. Однако в этом и заключается её главное преимущество, поскольку она позволяет тебе самому приобрести Гун2, что представляет собой самое существенное в нашей школе, и о чём я вам рассказал сегодня».
(«Чжуань Фалунь», лекция 8, «Кто практикует, тот и получит Гун»)

Дэ и карма
«Белая материя приобретена человеком, благодаря тому, что он терпел невзгоды и мучения, сделал добрые дела. А чёрная материя возникает в результате совершения плохих дел и нехороших поступков — это карма».

«Когда человек совершает плохие дела, он теряет Дэ3. Каким образом это происходит? Когда человек оскорбляет другого, то считает, что он в выигрыше, выместил зло. Однако во Вселенной существует такой принцип: не потеряешь — не приобретешь. Если хочешь получить, следует потерять. Не хочешь терять – тебя вынудят к этому. Кто выполняет эту функцию? Эту функцию выполняет как раз это свойство Вселенной, поэтому недопустимо, чтобы ты только приобретал. Как же тогда быть? Оскорбляя кого-либо, обижая кого-либо, человек отдает другим Дэ; а противоположная сторона считается обиженной стороной, стороной, понёсшей потерю, подвергнутой горю, поэтому получает должное в возмещение. Когда обидчик начинает оскорблять другого, в это время из его пространства вылетает часть Дэ и переходит к другому, оседая на его теле. Чем сильнее эти оскорбления, тем больше другой приобретает Дэ. Результат будет таким же, при ответных ударах и нанесении обид другому».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

«Причиной всех заболеваний и мучений человека является содеянная раньше человеком карма. Испытываемые мучения – это воздаяния за грешные деяния».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

«Чёрная материя и есть карма. Страдание приводит к изживанию кармы, которая превращается в Дэ».
(«Чжуань Фалунь», лекция 4, «Преобразование кармы»)

«Здесь существует ещё такой смысл: допустим, тебе позволяют накапливать Дэ, ты считаешь какое-то дело добрым и берёшься за него, а оно оказывается плохим; ты считаешь дело плохим, и если вмешиваешься в него, то оно, может оказаться хорошим. Почему? Да потому, что ты не видишь предопределённости за ним».
(«Чжуань Фалунь», лекция 9, «Человек с великой природной основой»)

О Синьсин
«Что такое Синьсин? Синьсин включает в себя Дэ (Дэ является одной из материй), терпение, уразумение, отречение, отказ от разных стремлений человека, разных пристрастий, а также умение переживать горе и так далее – включает вещи очень многих областей. Синьсин человека необходимо повышать во всех отношениях. Только таким образом ты сможешь действительно повышаться. Это является одной из ключевых причин повышения силы Гун».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

«По мере повышения Синьсин у тебя в теле произойдут большие изменения. Повышение Синьсин, безусловно, приведет к изменению материи твоего тела. К какому изменению? Ты отбросишь всё то порочное, за которым так упрямо гнался. Например, перед тобой бутылка, набитая грязью. Закрой крышку, брось бутылку в воду, и она сразу затонет. Теперь ты очищаешь бутылку от грязи, и чем больше ты выбросишь, тем выше всплывет бутылка. Когда ты выбросишь всё, она полностью всплывёт наверх. Нам в процессе самосовершенствования как раз нужно отбрасывать существующие в человеческом теле разнообразные плохие вещи, и только так ты сможешь возвыситься – такую роль играет это свойство Вселенной».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

О духе и материи
«В наших идеологических кругах исстари существует дискуссия о том, что первично: материя или дух, всё время обсуждают и спорят по этому вопросу. На самом деле, я вам скажу: материя и дух идентичны. Ученые, занимающиеся исследованиями человеческого тела, считают, что мышление, происходящее в мозгу человека, является материей. Значит, с одной стороны, оно является существующей материальной вещью, а с другой – представляет собой вещь духовного характера. Не так ли? Разве они не идентичны?»
(«Чжуань Фалунь», лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

О лечении болезней
«Причиной всех заболеваний и мучений человека является содеянная раньше человеком карма. Испытываемые мучения – это воздаяния за грешные деяния».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

«Мы не занимаемся лечением болезней, однако регулируем организм учеников в целом, чтобы вы могли заниматься практикой. С плохим здоровьем не приобрести Гун. Так что не обращайтесь ко мне с просьбами излечить ваши болезни, я этим не занимаюсь. Главная цель моего прихода – это наставлять людей на высшие уровни, и я по-настоящему веду людей на высшие уровни».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

Цигун – это самосовершенствование

«Как только речь заходит о цигун, некоторые начинают твердить: «Зачем здоровому человеку заниматься цигун?» Тут подразумевается, что предназначение цигун состоит только в лечении болезней. Это очень поверхностное, очень поверхностное понятие».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «Цигун — это самосовершенствование»)

О возрастании Гун

«Твой Синьсин возрастает, если кто-то тебя оскорбил, а ты промолчал и остался спокойным; он ударил тебя кулаком, ты опять же промолчал, ответил на удар лишь улыбкой и всё Синьсин у такого человека уже очень высокий. Ты являешься практикующим, что ты должен получить? Разве ты не должен получить Гун? По мере повышения Синьсин возрастает и твой Гун. Какой высоты достигнет Синьсин, такой высоты и Гун – это абсолютная истина».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

«Поэтому с точки зрения Великих Просветленных, когда человек получает больше личных выгод среди обычных людей и хотя тем лучше он живет, что люди считают хорошим, но тем хуже становится. Как хуже? Чем больше он получает, тем больше вредит другим, получая то, что не должен получить; он может обращать большое внимание на славу и выгоду и из-за этого может потерять Дэ. Ты хочешь развить Гун, но не обращаешь внимания на совершенствование Синьсин, тогда твой Гун вообще не может возрасти.

Тем, у кого белой материи много, легче заниматься самосовершенствованием. Лишь бы он слился в процессе самосовершенствования со свойством Вселенной, лишь бы его Синьсин поднялся, тогда его Дэ прямо превратится в Гун. А человек, у которого много чёрной материи, напоминает завод, обрабатывающий сырьё».
(«Чжуань Фалунь», лекция 9 , «Природная основа»)

О происхождение человеческой жизни и человечестве

«Мы считаем, что в этой Вселенной жизнь человека зародилась не в обществе обычных людей. Рождение настоящей человеческой жизни произошло в пространстве Вселенной, потому что в этой Вселенной существует очень много различных материй, создающих жизни. Эти материи при взаимодействии могут создавать жизнь — это значит, что первичная жизнь человека берет свое начало во Вселенной. Космическое пространство изначально являлось добрым, то есть имело природное свойство « Чжэнь Шань Жэнь» . Человек с рождения наделен тем же свойством, что и Вселенная. Однако с размножением живых существ образовались общественные отношения среди популяций. У некоторых из них прибавились корыстные побуждения, и их уровень постепенно понизился. Они потеряли возможность удерживаться на этом уровне и упали вниз. Однако на следующей ступени они стали ещё хуже, они снова не удержались, продолжали падать дальше и, в конце концов, оказались на том уровне, к которому принадлежит человечество».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1, «По-настоящему вести людей на высшие уровни»)

О достижении состоянии покоя

«Желание достичь состояния покоя с помощью каких-нибудь приёмов и способов, я говорю, означает просьбу о помощи извне. А просьба чего-нибудь извне как раз и есть отклонение от правильного пути в самосовершенствовании и впадение в ересь. Особенно в буддизме говорят: кто просит помощи извне, тот пошёл на поводу у дьявола. Если ты хочешь самосовершенствоваться по-настоящему, то надо совершенствовать свою душу. Чистота и дух недеяния воцарятся в душе лишь тогда, когда ты повысишь свой Синьсин».

«Они обращаются к известным мастерам с просьбой научить их каким-нибудь наилучшим приёмам, которые помогли бы им войти в состояние покоя. По-моему, это они просят помощи извне. Если ты хочешь поднять свой уровень, ты должен искать причину в себе, должен работать над своей душой».
(«Чжуань Фалунь», лекция 9, «Спокойное и чистое сердце»)

О смерти человека
«В то время, когда человек умер, как могут просто так «умереть» атомные ядра в человеческом теле? Поэтому мы обнаружили, что, когда человек умер, в нашем пространстве распадаются лишь наибольшие его элементы – молекулы, а в других пространствах тела человека не распадаются».
(«Чжуань Фалунь», лекция 1 , «Почему Гун не возрастает от практики?»)

«С точки зрения высших уровней мы знаем, что после смерти человека его Юаньшэнь4 продолжает жить. Почему Юаньшэнь сохраняется? В действительности, мы видим, что труп в морге представляет собой всего-навсего только клетки тела человека в нашем пространстве. Все клеточные ткани внутренних органов и остальных частей тела человека в этом пространстве распадаются, но вовсе не умерли тела человека, состоящие из корпускул, которые состоят из частиц, по размеру меньших, чем молекулы, атомы, протоны в других пространствах. Они существуют в других пространствах, в пространствах-микромирах».
(«Чжуань Фалунь», лекция 2, «Сверхъестественная способность «ясновидение»)

«Почему Гун настолько драгоценен? Потому, что он непосредственно растёт в твоем Юаньшэнь, человек при рождении может принести Гун и унести с собой после смерти, более того, он прямо определяет твой Го Вэй5, поэтому самосовершенствование – дело трудное».
(«Чжуань Фалунь», лекция 4, «Потеря и приобретение»)

О перерождении
«В религиях говорят, если у человека много Дэ, то после перерождения он станет большим чиновником или богачом – на всё это он обменяет Дэ».

(«Чжуань Фалунь», лекция 9, «Уразумение»)

«Почему мы обращаем внимание на удержание Дэ? Да потому, что увидели такое обстоятельство: о накоплении Дэ говорится среди обычных людей; если кто-нибудь накопил много Дэ, сделал добро, то у него в следующем перерождении всё будет хорошо. У нас не существует такой проблемы, если ты достигнешь Полного Совершенства и постигнешь Дао, то для тебя уже не будет проблемы перерождения».
(«Чжуань Фалунь», лекция 9, «Человек с великой природной основой»)

О подаянии нищим
«Скажем, мы делаем какое-нибудь добро или подаём кому-нибудь немного денег, но ты посмотри, сейчас некоторые нищие на улицах стали профессионалами и они даже богаче тебя. Нам следует обращать внимание на главное, а не на мелочи».
(«Чжуань Фалунь», лекция 4, «Потеря и приобретение»)

Об алкоголе
«В системе Будды запрещают употреблять алкоголь. Видел ли ты какого-нибудь Будду с кувшином спиртного напитка в руке? Никогда».

«Однако раз бросив пить, больше не пей никогда».
(«Чжуань Фалунь», лекция 7, «Вопрос о питании мясом»)

О курении
«Поэтому скажу тебе: захочешь отдаться самосовершенствованию — брось курить, курение вредно для твоего здоровья. К тому же оно представляет собой одну из жажд, что как раз противоречит нашим требованиям, требованиям самосовершенствующихся».
(«Чжуань Фалунь», лекция 7, «Вопрос о питании мясом»)

Об убийстве живых существ

«Убийство живых существ – вопрос весьма чувствительный. По отношению к практикующим мы предъявляем сравнительно строгое требование: практикующим нельзя убивать живые существа. Всем занимающимся по системе Будды, по системе Дао, по школе Цимэнь или ещё по каким-то школам, если только они самосовершенствуются по праведному Закону, нельзя убивать живые существа. Требование весьма категоричное, никому нельзя убивать живые существа, это не подлежит сомнению».

«Но если вдруг прервать одну жизнь, будь то животного или же другого живого существа, то сразу можно нажить громадную карму. Раньше под убийством живых существ, создававшим тебе большую карму, главным образом, подразумевалось убийство человека. Но убийство обычных живых существ тоже создаёт довольно крупную карму».
(«Чжуань Фалунь», лекция 7, «Вопрос об убийстве живых существ»)

«С одной стороны, мы не должны нарочно вредить живым существам, с другой – нам не следует вязнуть в мелочах. Например, нельзя отказываться от овощей и других продуктов из-за того, что у них есть жизнь. Иначе, как совершенствоваться? Будь шире во взглядах на вещи. Например, когда ты ходил, муравьи, другие насекомые попали тебе под ноги и были раздавлены, значит, им, возможно, суждено умереть – ведь ты не специально им вредил».
(«Чжуань Фалунь», лекция 7, «Вопрос об убийстве живых существ»)
О нравственном упадке человечества
«Художественная литература в погоне за большими тиражами не выходит без бульварного содержания, иначе на неё не будет спроса. Кинофильмы и телефильмы без эротических сцен будто бы не находят зрителей; в кинобизнесе добиваются, чтобы посещаемость кино увеличивалась, чтобы телеэкран привлекал всё больше зрителей. В отношении произведений изобразительного искусства, кто знает, является ли это действительно изобразительным искусством или же чем-то другим, только в нашем древнем китайском национальном искусстве таких вещей не было».
(«Чжуань Фалунь», лекция 9, «Спокойное и чистое сердце»)

    1. Истина, Доброта, Терпение
    2. 1-метод совершенствования; 2-энергия, вырабатываемая в результате совершенствования
    3. своего рода белая материя
    4. душа, изначальный дух (кит.)
    5. «статус Плода»
    6. своего рода черная материя