Девочка со спичками аргументы. Тайный шифр сказки "девочка со спичками"

Девочка со спичками

Святочный рассказ

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Андерсен Ханс Кристиан

Найдите в тексте ответы на вопросы:

Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?

Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

Что видит маленькая нищенка, пока горит эта “удивительная свечка”?

Почему именно бабушку видит малютка?

Вспомните и запишите имена других героинь автора.

Ответьте на вопросы

Найдите в этой сказке те элементы, которые присущи литературным сказкам, сказкам вообще.

Заполните таблицу

Ответы

Она должна была продать спички , выручить за них гроши , но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.

Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка” .

Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью…Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! … пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка”.

Старая бабушка… одна во всем мире любила ее ”.

Дюймовочка, Герда, Русалочка и т.д.

Трижды девочка зажигала спички , такое троекратное повторение характерно для многих сказок. Кроме того, зажженные спички вызывают к жизни чудесные картины, почти волшебные для маленькой нищей девочки. На этом волшебство сказки и заканчивается.

Я сказала: «Да, думаю, автор хотел, чтоб люди плакали. Понимаешь, ведь это не только в старые времена были дети, которые умирали от голода и холода. Автор напоминает нам всем - и взрослым, и детям, что и сейчас не у всех есть теплый уютный дом, вкусная еда, море игрушек, даже родители - есть не у всех. Ведь если мы об этом помним, то будем рады тому, что у нас есть, и не будем жаловаться на плохую жизнь, и, может быть, даже чем-то поможем тому, кто в беде».

Конечно, эта сказка - совсем не первое соприкосновение Ксюши с темой смерти, скорее это завершение определенного этапа. Тема смерти возникла сама по себе, когда Ксюше было два с половиной года. На даче пропала кошка, прожившая у нас десять лет. Попытки придумать кошке дальнейшую благополучную судьбу (нашла новых хозяев, решила стать диким зверем) выглядели неубедительно. И уж тем более неправильно было обнадеживать Ксюшу, что кошка вернется. Пришлось твердо сказать: «Ксюша, кошка не вернется, скорее всего, она погибла». Ксюша стала допытываться: как это погибла, куда же все-таки она делась, почему мы ее больше не увидим? Плакала и спрашивала: «Куда деваются те, кто умирает?» Я отвечала: «Они на небе». Мои ответы успокоили ее ненадолго: «А если я заберусь на крышу, а тот, кто умер, высунется из облака, - мы сможем поговорить?» Я ласково говорю, что это невозможно. Ксюша опять принимается плакать и твердить: «Не хочу, чтоб так было».

Она мысленно пыталась смириться с фактом смерти в течение двух лет, плакала, но не переставала задавать вопросы. Спрашивает, например: «А что такое мумия?» Я говорю: «Ксюш, тебе вовсе не понравится это знать». Она настаивает. Я объясняю - опять рыдает. Но продолжает интересоваться деталями. Рассматривает какую-нибудь картину: «А все эти люди - они умерли?» Или: «Почему памятники ставят только тем, кто умер?» И так два года.

Теперь она довольно спокойно относится к тому, что тело на кладбище. А душа - не умирает никогда. Конечно, она пыталась получить от меня ответ на вопрос «что такое душа?». Я честно сказала, что не могу точно ответить, просто она есть и все.

Мы вместе пытаемся понять, что такое смерть, и говорим об этом.

А вот со старшим сыном все было по-другому.

Запись в дневнике от 4 февраля 2002 г. (Мише 4 года и 10 месяцев - почти как сейчас Ксюше.)

Прочитали «Девочку со спичками» Андерсена.

«Мам, она же не умерла? Не умерла, нет!?»

И как будто опережая мой ответ (вдруг я скажу, что умерла, увы - умерла):

«Она просто заснула! Да! Ведь снег такой мягкий и пушистый, как подушка. Ее надо только принести в теплый дом… Еще надо дать ей денег, чтоб она к себе могла вернуться. Они так и сделали, да ведь?»

Все это он произнес быстро, на одном дыхании, как бы убеждая себя.

Может, это и неправильно. Но если ему так хочется верить.

Ведь правда не всегда лечит, или не всех. Уж точно не сразу.

Как бы то ни было, «Девочка со спичками» осталась самой страшной сказкой для Миши. Похоже, навсегда. Еще в прошлом году, узнав, что мы с Ксюшей собираемся на новогоднее представление «Девочка со спичками» в Храм Христа Спасителя, он буквально умолял меня не вести туда Ксюшу. Я ему ласково объясняла, что от «Девочки со спичками» там осталось только название, вряд ли авторы постановки хотят заставить плакать весь зал, да и Ксюша немного другой ребенок. Он с нетерпением ждал нашего возвращения - видимо, хотел убедиться, что Ксюша по-прежнему осталась веселым, шумным и капризным ребенком.

Наталия Соляник

«Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского

Учимся у учеников

Владислав Осипов

Работа написана Владиславом Осиповым, когда он был учеником 6-го класса средней общеобразовательной школы № 110 г. Казани (учитель литературы - Елена Владимировна Еремеева).

«Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского

Опыт сопоставительного анализа

Это исследовательская работа самого юного участника научно-практической конференции «Наука - дело молодых», ежегодно проходящей в Казани. Автор в 2002 году был удостоен диплома 1-й степени (секция «Литература»).

Цель моего небольшого исследования - проанализировать художественные произведения, на первый взгляд не имеющие ничего общего между собой. Их написали совершенно разные писатели, один из которых жил в Дании, а другой - в России. Один был великим сказочником, а другой - писателем-реалистом. Но более глубокое знакомство с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказкой Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» подсказало мне, что эти произведения во многом похожи. Почему так получилось? Я долго размышлял об этом и пришёл к выводу, что объединяет этих писателей привязанность к одной теме - теме детских страданий. Безусловно, Достоевский и Андерсен - гуманисты. Им было тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей. Поэтому, мне кажется, этими двумя небольшими произведениями они хотели привлечь внимание к одной проблеме: “Читатель, ты сейчас бегло просматриваешь эти строки, а в то же самое время где-то на улицах Копенгагена или Петербурга замерзает измученное страданиями и холодом дитя”.

Итак, обратимся к содержанию произведений. Действие «Девочки со спичками» и «Мальчика у Христа на ёлке» происходит накануне Нового года и перед Рождеством соответственно. Девочка ходила по улице и продавала спички, чтобы заработать деньги на еду. Она брела по улочкам, боясь вернуться домой. Ведь отец убьёт её за то, что она не продала и коробка. А в рассказе Достоевского, которому он дал подзаголовок «Святочный», мальчиков с “ручкой”, то есть просящих милостыню, тоже ждут побои от “халатников”. Таким образом, страх, голод, унижение становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка. В центре повествования обоих писателей - несчастная судьба детей из бедных семей в XIX веке.

Композиция истории одночастная, рассказ состоит из двух частей. Удивительным образом похоже, почти параллельно, развиваются и сюжеты этих произведений. Волей случая наши герои оказываются на улице.

“Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съёжилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немного согреться” («Девочка со спичками»).

“Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно: как все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!” («Мальчик у Христа на ёлке»).

В качестве основного художественного приёма оба писателя используют антитезу. Мрачным картинам подвалов, тёмных улиц и тусклых фонарей авторы противопоставляют необычной красоты видения и мечтания юных героев. И удивительно - картины эти так похожи!

“Это ёлка, а на ёлке столько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то” («Мальчик у Христа на ёлке»).

“Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой <...> Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку” («Девочка со спичками»).

Как мы видим, для детей ёлка становится символом благополучия, гармонии, счастья и уюта. Но всё это они не могут получить здесь, на земле. Оба писателя понимали, что жизнь и общество слишком жестоки к детям. Наверное, поэтому финал и рассказа, и истории одинаковый: судьба героев сложится трагически, они умрут от холода и голода.

“В холодный утренний час, в углу за домом, по-прежнему сидела девочка с розовыми щёчками и улыбкой на устах, но мёртвая. Она замёрзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками”.

“А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе”.

Особо следует сказать об отношении автора к своим героям, оно мне представляется очень схожим. И Достоевский, и Андерсен сочувствуют несчастным детям. Описывая и девочку, и мальчика, писатели используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “замёрзшие пальчики“, “розовые щёчки”, “худенькие ручки”. Портретные характеристики полны жалости и нежности, сердца настоящих художников словно разрываются от боли. Ни Достоевский, ни Андерсен не наделяют своего героя именем. Думаю, в этом есть особый смысл: такая судьба была уготована многим детям.

Нельзя не обратить внимание на то, что в обоих произведениях есть эпизод встречи с близкими детям людьми. Пусть даже на пороге уже другой жизни. Хотя бы таким образом, но мальчик и девочка вознаграждены за свои страдания. Оба писателя дарят своим героям один миг счастья.

“Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись к Богу”.

“Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно”.

В заключение необходимо выделить общую идею рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанных в XIX веке. Идея - “Будьте милосердны!” В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.

Литература

Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Воскресенье, 1996.

Достоевский Ф.М. Рассказы. М.: Современник, 1983.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 750.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. М.: Педагогика, 1988. С. 416.

Здравствуйте, дорогие любители сказок. Приглашаю вас к осознанному размышлению над сказочными смыслами.

На днях жизнь подарила мне удивительную встречу с удивительной женщиной, которая поведала не менее удивительную историю. Ещё, будучи ребёнком, на неё произвело сильнейшее впечатление прочтение сказки "Девочка со спичками" Г.Х. Андерсена. Однако впечатление от сказок не всегда остаётся добрым и чудесным, а порой может оставить невидимый человеческому глазу душевный шрам. Отчего же так происходит?! Дорогие друзья, в первую очередь нужно принять на веру утверждение о том, что сказка не детская забава. Никогда сказки не рассказывались "просто так", т.е. без нужды.

Народная сказка — это зашифрованная мудрость предков:

  • О вызовах, которые нам бросает её Величество Жизнь;
  • о жизненных уроках, которые нам предстоит пройти;
  • и, наконец, о ловушках, в которые мы можем попасть.

Как должна заканчиваться "правильная" сказка?! Конечно, счастливо! За исключением сказок-предупреждений. Герой должен получить заслуженное призвание и выйти из испытаний, выпавших на его долю, победителем. Однако существует немало авторских сказок, имеющих драматический исход. С чем это связано?

  • Во-первых, сказка является сильнодействующим инструментом для регулирования своего эмоционального состояния. Ни для кого не секрет, что часто литературные произведения являются автобиографичными и представляют собой проекцию страхов, переживаний самого автора.
  • Во-вторых, сказка, имеющая драматический исход, говорит о том, что герой, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не видит вызов, который бросает ему Жизнь, и вместо того, чтобы пройти предназначенный ему урок, угождает в ловушку какого-то архетипического сюжета. И если мы видим, что сказка заканчивается именно так, то должны понимать, что её цель предупредить нас о неверных стратегиях поведения героев.

Примером такой сказки является и сказка "Девочка со спичками".

Предлагаю рассмотреть эту сказку с позиции Комплексной Сказкотерапии и определить, какие архетипические сюжеты были активны в жизни героини Андерсена.

Вначале несколько слов об архетипах в Комплексной Сказкотерапии. Архетипические сюжеты — это древние механизмы, которые остаются неизменными на протяжении многих веков и разворачиваются как в жизнях современных людей, так и в жизнях сказочных героев. Они предупреждают, демонстрируют сценарии разрешения конфликтных ситуаций, раскрывают тайны мужских и женских посвящений.

В сказке "Девочка со спичками" просматривается универсальный архетип "Божественное вымя" — сюжет "Несправедливое отношение", и женский архетипический сюжет "Мачеха и падчерица".

Сюжет "несправедливое отношение" говорит о том, что в жизни нарушен баланс "брать — давать". Человек становится донором, безвозмездно отдающим свою силу, собственный ресурс. "Неуёмные потребители" привыкают получать ресурс просто так. Когда источник ресурса истощается, они наполняются негодованием. Они уверены, что у них есть право брать, а у донора есть долг производить то, что они могут взять. Рано или поздно донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ или просто оказываются неблагодарными.

Вернёмся к сказке. Героиня сказки — девочка из неблагополучной семьи, воспитываемая отцом тираном. Отец ставит перед ней непосильные задачи, за невыполнение которых её же и карает. Девочка не смогла распродать спичечные коробки в последний вечер перед Новым Годом и, испугавшись гнева отца, решила не возвращаться домой, оставшись на улице. "… Домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьёт её!" . Суров к ребёнку не только отец, но и мир, в котором она живёт: "… в этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из неё выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут… Голодная, иззябшая, шла она всё дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку…" .

Кроме того, в описанной истории легко узнаваем сюжет "мачеха и падчерица" , только в отличие от сказочной истории про Золушку добрая Фея не подарила девочке волшебный билет в новую жизнь, и девочка замёрзла на улице. Таков трагический исход этой сказки. Что же пошло не так?! Вы правы, девочка угодила в ловушку этого сюжета.

Какова идея сюжета "мачеха и падчерица"?

Обучение. Мачеха — это учитель героини, её "тренер". Довольно жестокий, несправедливый, эгоистичный. "Мачехой" может быть и собственная жестокая и холодная мать, могут быть сёстры или брат, отец или отчим. Мачеха даёт падчерице задания, каждый раз повышая степень сложности. Такой тренинг необходим в жизни героини, чтобы она приобрела необходимое ей качество в жизни — жизнестойкость. Поэтому:

  • Вызов этого сюжета — проявить жизнестойкость и терпение в процессе обучения.
  • Урок — стойко переживать потери и видимую несправедливость по отношению к себе, сохраняя самообладание; воспринимать обидчиков как тренеров.
  • Ловушка — поддаться гневу, обидам на символическую мачеху, потерять веру и чувство перспективы, а также не осознавать, что происходящее школа жизни. Чувство безысходности, выпадение в позицию "жертвы".

К сожалению, выпавшее горе на долю девочки сломило её, и она угодила в ловушку, решив уйти из этой жизни.

Мог ли иначе развернуться сюжет этой трагичной истории?!

По закону Справедливого Обмена к донору всегда приходит своевременная помощь и утешение. Девочка не дождалась её. Ей настолько было страшно вернуться домой к отцу, выдержать очередную атаку жестокого, несправедливого отношения, что она решила больше не жить в этой реальности. Девочка создаёт в своём воображении образы счастливого, но недостижимого будущего — тёплая печка, вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка! Девочка наполняет жизнью свою фантазию, где возможна встреча с её недавно умершей старой бабушкой, которая одна во всём мире любила её. И вернуться в мир реальный, наполненный несправедливостью и жестокостью она уже не в силах. "… Спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу" .

К сожалению, девочка со спичками не смогла принять вызов и пройти предназначенный ей урок, после которого перед ней открылась бы жизнь, полная возможностей.

О чём, друзья, эта сказка?

  • Возможно, кто-то в ней увидел себя.
  • Возможно, кто-то смог увидеть мир глазами подростка, совершающего шаг навстречу верной гибели (подростковый суицид).
  • Возможно, кто-то воспринял эту сказку как приглашение к тонкому диалогу о жизни. Да, друзья. Передать детям знания о мире — это наш родительский долг. Но стоит ли эту сказку читать детям. Думаю, эта сказка для родителей. Для женщин. Для детей я бы рекомендовала её использовать только в особенных случаях и под руководством детского психолога-сказкотерапевта. Сказка — это шифр, который поступает в наше подсознание и активно участвует в нашей жизни. Нерасшифрованная сказочная информация может оказаться для ребёнка непосильным грузом, погружающим его в атмосферу непринятия мира. Неверное восприятие сказки ведёт к неправильным выводам.

Как рассказать ребёнку о ловушках и уроках этих архетипов? На примере сказок доступных для их восприятия — "Золушка"; "Двенадцать месяцев"; "Василиса-Прекрасная"; "Морозко" и др.

  • Ключевой момент данного сюжета — ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой. Падчерица из любого задания извлекает пользу для себя. И это ключ — для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет "мачеха и падчерица", какими бы не были декорации, как бы ни бушевали внутри неё обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: "Какое благо есть для меня в этой ситуации, чему она меня учит?". Падчерица, пройдя испытания и сохранив в сердце любовь, непременно встретит её и в жизни.

Прошу не путать этот сюжет с ещё одним женским сюжетом "Красавица и хищник".

Урок литературного чтения 4 класс

«Девочка со спичками» по сказке Г.Х.Андерсена

Задачи:

Развивать креативное мышление, восприятие, память, речь, правильную логическую речь;

Умение работать в группе: слушать и слышать друг друга;

Воспитывать чувства коллективизма, интерес к сказкам, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание;

Оборудование: экран, презентация, учебник хрестоматия (тект о Г.Х. Андерсене для 2-х групп), музыкальное сопровождение; карточки с заданиями для самостоятельной работы в группе.

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой.

Послушайте загадку:

Все в ней ложь, но есть намек

Добрым молодцам урок…

В ней Дюймовочка живет,

Буратино пьет чернила,

Заяц мчится наутек…

Я не случайно загадала вам загадку.

Кто догадался, почему моя загадка о сказке? (Наверно сегодня мы познакомимся на уроке со сказкой).

Что такое сказка?

А теперь дайте определение, что такое литературная сказка?

Звучит музыка

Мы продолжаем знакомится с произведениями Г.Х.Андерсена и его творчеством. СЛАЙД 2

Запишите в течение одной минуты в таблицу все, что вы знаете об этом авторе (ученики работают самостоятельно.

К концу урока постарайтесь заполнить таблицу «Узнал»

Проверка домашнего задания КАРТОЧКА №1

СЛАЙД 7 Что в них общего?

Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем

«Дерево предсказаний» - Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием? (как вы думаете, о чем будет эта сказка?)

Словарная работа перед чтением

Дети в тексте вам встретятся такие слова:

СЛАЙД 8

Канун – день перед праздником.

Прок - польза

Во весь опор – очень быстро, вскачь.

Люлька – подвесная колыбель.

Передник – фартук.

Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.

Сочельник – канун Рождества.

Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос

Отблеск – сияние отраженного света

Значение каких слов вам знакомо?

Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…

Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

«Стадия осмысления» - чтение с пометками. Откройте хрестоматию, сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать сказку и постарайтесь почувствовать, услышать “звон грусти”, делайте пометки.

Включение записи чтеца

(Когда я слушала сказку, мне было грустно.

Героиня сказки вызвала у меня жалость.

А мне было стыдно за тех кто проходил мима маленькой девочки.)

-О ком она? (о маленькой девочке, продавщице спичек;)

- А о чем она? (О том, что в далеком прошлом очень трудно жилось бедным людям, в том числе и детям)

(Писатель хотел, чтобы люди были внимательнее к окружающим.

Сказочник хотел донести до нас то, что нужно проявлять сострадание к тем, кто в нас нуждается.

Работа по содержанию.

Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?

(настроение)

Какое настроение создалось у вас в душе после прослушивания сказки? (У меня в душе осталась грусть.)

Почему вам стало грустно? (Грустно мне стало потому, что девочка умерла.)

Менялось ли оно на протяжении прослушивания? (Мое настроение менялось, когда горела спичка и девочка видела,

огонь, ей было тепло. В те моменты, когда девочке было хорошо)

Кто является главным героем сказки?

Родом, какой семьи была эта девочка?

Какие слова из текста доказывают это?

Выборочное чтение. Дискуссия.

Найдите в тексте слова, которые описывают состояние девочки. СЛАЙД 9

Состояние девочки

Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая

Покраснели, посинели от холода

Голодная, продрогшая

Измучилась

Бедняжка

Съежилась, поджала ножки

Еще холоднее на чердаке

Ручонки закоченели

Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?

С чем сравниваются спички? (Свечка)

Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Найдите их в тексте.

СЛАЙД10 Слова синонимы

(свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули).

Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.

Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

(Харланов – Е.И., Какая же это сказка? В сказках всегда хороший конец, а здесь печальный)

КАРТОЧКА №2

Расставьте части текста по порядку

№ ___ Смерть девочки

№___Первое чудо- тёплая печка

№___Одна на улице

№___Мечта – праздничный стол

№___Встреча с бабушкой

№ ___Страх девочки

2 часть

Синквейн о девочке

СЛАЙД 11, 12, 13 (Вывод)

Доброта- это отзывчивость; - душевное расположение к людям; - стремление делать добро другим

Качества по Ожегову: Добродушный

Доброжелательный

Добропорядочный

Добросердечный

Добросовестный

Какими качествами должны обладать мы?

Быть заботливыми, чуткими, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми

Подведение итогов урока.

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Какой урок жизни получили?

Вот что сказал о сказке великий русский зоолог и писатель Н.П.Вагнер: «Тебе жаль все доброе, хорошее, - и не жаль все злое, дурное… Ну, значит, сказка достигла цели! На это она годна. Этим она прекрасна и сильна. Ведет она к добру, сеет отвращение к злу».

Рефлексия. СЛАЙД 14

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) .

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.)

Домашнее задание СЛАЙД 15

Сделать рисунки к эпизодам, которые вас больше всего взволновали.

СЛАЙД 16 – Спасибо за урок!